.RU

Успешный «управляющий ростом»: какой он?

Татьяна Андреева, аспирант факультета менеджмента СПБГУ

Почему именно сегодня - управление ростом?

В середине девяностых отечественные компании условно можно было разделить на две группы – одни пытались преодолеть груз «советского прошлого», другие, созданные «с нуля», решали проблемы становления. Но и у тех, и у других самой важной задачей было выживание в суровом мире. Затем был кризис 1998 и оживление экономики, когда многие «наслаждались» возможностью развиваться в отсутствии иностранных конкурентов и активно наращивали свои позиции на рынке. В этот период рост был само собой разумеющимся «приложением» к толковому руководителю. Однако в последнее время рост вдруг «вышел из-под контроля», и управление им стало одной из самых актуальных тем, которой интересуется все больше и больше управленцев.

На наш взгляд, это происходит потому, что период «саморазвития», основанного на общей позитивной экономической конъюнктуре, подходит к концу, и многие российские компании оказались на пороге нового этапа в своем развитии. Вот только некоторые факторы и события, которые, на наш взгляд, способствуют этому:

· заканчивается этап «естественного» развития, имевший место благодаря кризису 1998 года и последующему оживлению экономики. Сегодня потребители становятся все более требовательными к качеству, иностранцы возвращаются на рынок, и для того, чтобы продолжать расти, необходимо серьезно совершенствоваться.

· усугубляет ситуацию подготовка и широкое обсуждение вступления России в ВТО. Риск конкуренции с иностранцами заставляет многих думать о путях защиты своих возможностей роста.

· размеры многих бизнесов вышли за пределы «коротких штанишек» объединенных собственности и управления, и многие талантливые предприниматели, стоящие во главе бизнеса, ощущают, что, управляя привычными методами, они уже не успевают отслеживать все важные направления развития.

· состояние «ожидания подвоха» еще не покинуло многих руководителей – несмотря на стабилизацию ситуации во многих секторах экономики многие из них все еще каждый день ждут новый кризис. В такой ситуации выпустить из своих рук контроль за бизнесом, в особенности если он сам так и рвется из «своих штанишек», становится очень сложно и страшно. Перед менеджерами возникают нелегкие вопросы: как дать ему расти, «не разбив коленок» и «не сломав шею»?

· дефицит квалифицированных функциональных управленцев и профильных специалистов. На рынке труда есть сегменты, где не только нет безработицы, а скорее наоборот – компании соревнуются между собой, чтобы заполучить и удержать специалиста. А без таких специалистов обеспечить рост нелегко…

Как ростом пытаются управлять…

И потому сегодня многие руководители осознают, что те методы и приемы, которые эффективно работали еще вчера, обеспечивая стабильный рост компании, перестают приносить желаемые плоды. Естественно, для того, чтобы изменить ситуацию, руководители пытаются предпринимать какие-либо мероприятия. Как показывает наш опыт, чаще всего используются следующие меры:

- стандартизация управления в компании (формализация бизнес-процессов, стандартизация документооборота, описание всех внутренних процедур, и т.д.)

- создание системы четкого и строгого контроля за каждым действием работников (в том числе на базе стандартизации).

Кроме того, нередко эти решения сопровождаются активным и повсеместным внедрением информационных технологий, которые так популярны сегодня.

К чему же это может привести? Думаю, многим близок следующий пример: генеральный директор, собственник, талантливый предприниматель – все в одном лице. И его диверсифицированный бизнес, уже разросшийся до таких размеров, что то и дело норовит выскользнуть в чем-то из-под контроля своего создателя.

После периода мук, криков на нерадивых подчиненных и попыток усовершенствовать собственный time-management и квалификацию по всем возможным вопросам, этот генеральный директор приглашает консультанта и просит: «оптимизируй и формализуй мне все процессы в компании, пожалуйста. Чтобы я знал, кто и что делает в каждый момент времени, чтобы у моих сотрудников не было поля для непрофессиональной самодеятельности». По мнению этого руководителя, подобная система позволит ему, полностью сохранив контроль за всеми решениями в компании, успешно управлять постоянно растущими разнообразными бизнесами.

Если консультант берется за дело, то, пытаясь разобраться в процессах компании, вдруг обнаруживает, что буквально каждый из них замкнут на генерального директора. И совершить крупный платеж, и купить бумагу для принтера в офис – все вопросы к директору. К директору образуется «очередь» из сотрудников разных бизнесов.

Инициативы среди сотрудников нет никакой – все равно все решения принимает «он». Сотрудники отдела продаж говорят: «мы не ищем покупателей сами, т.к. все равно общаться с ними серьезно мы не можем – все решения надо согласовывать наверху. Мы обслуживаем тех, кого прислало руководство». Поскольку зарплату выплачивают регулярно, но одну и ту же сумму неизменно (порой по несколько лет подряд), то мотивации прикладывать особые усилия «здесь и сейчас» для решения насущной проблемы у работников нет.

Круг замыкается: сотрудники безынициативны и не мотивированы, потому что не принимают никаких решений, а директор не может отдавать полномочия таким пассивным сотрудникам…

Возможно, этот пример в чистом виде – редко встречающаяся крайность, однако, посмотрев на свою организацию беспристрастно, думаю, не один руководитель найдет в ней те или иные схожие симптомы. Упомянутые мероприятия являются естественной и часто необходимой реакцией на изменения внешней среды, но какова степень их эффективности? Подобной организации трудно совершить серьезный качественный скачок вперед.

… и как управляют…

На наш взгляд, переход многих российских компаний в новое качественное состояние и их дальнейшее успешное развитие зависят от нескольких ключевых решений, от переноса акцентов в управлении компанией:

- к делегированию от стандартизации,

- к мотивированию от контроля,

- к вдохновению от технологии.

Хотелось бы подчеркнуть, что речь не идет о полном отказе от стандартизации и формализации рабочих процессов и контроля над ними. Эти управленческие инструменты зачастую являются довольно полезными решениями: например, стандартизация позволяет минимизировать затраты времени на решение стандартных задач, упрощает передачу задач от одного сотрудника к другому, устраняет нелогичности во взаимодействии между различными функциональными подразделениями. Система контроля дает руководителю возможность отслеживать степень и качество выполнения задач и вносить по необходимости какие-то коррективы.

Однако в новых условиях существования бизнеса ставка на эти инструменты, как показывает наш опыт, не позволяет преодолеть барьер и выйти на новый виток развития.

В отличие от стандартизации и контроля, которые, применяемые для разрешения проблем роста, скорее направлены на борьбу с симптомами, делегирование и мотивирование могут устранить саму природу этих проблем. Ведь многие из них возникают из-за того, что растущий объем информации о рынке, клиентах и сотрудниках становится невозможно контролировать силами одного ключевого лица. Топ-менеджер уже не в состоянии принимать эффективные решения по всем вопросам, контролировать всех сотрудников и поддерживать отношения со всеми клиентами, просто потому что он – один, часов в сутках – 24, а всех этих объектов, требующих его внимания – гораздо больше. К сожалению, на практике подмена делегирования стандартизацией, а мотивирования – контролем является одной из типичных ошибок.

Однако внедрение этих новых акцентов в управлении компанией – задача очень сложная. Это своеобразный вызов российским руководителям, которые полны решимости вывести свой бизнес на новый этап развития.

Например, реализации решения о делегировании полномочий в отечественных компаниях мешает целый комплекс факторов: от личных ограничений руководителя и отсутствия достаточной степени доверия наемным специалистам до уже упоминавшегося дефицита квалифицированных специалистов. Однако проблемы не заканчиваются просто на принятии решения о передаче полномочий: ведь приняв такое решение, менять его опасно, и сильно ошибаются те, кто думает, что «поделегировав» полномочия сегодня, послезавтра можно опять начать вмешиваться самому. Это не только создает хаос в управлении и дискредитирует функциональных руководителей в глазах подчиненных, но и ведет к серьезной демотивации персонала компании.

Это наглядно показывает, как тесно взаимосвязаны друг с другом делегирование и мотивирование. С одной стороны – отдавать полномочия пассивным, немотивированным работникам – абсурд, на который никто не рискнет. С другой стороны – отсутствие самостоятельности полностью гасит любую инициативу, и часто именно по причине недостаточности полномочий и ответственности компанию покидают ее лучшие кадры… Поэтому воплощать эти два сложных решения нужно одновременно, иначе положительный эффект от одного из них будет сразу гаситься нехваткой другого.

Секрет не в скрипке, секрет в музыканте!

Как же это все реализовать? Дело в том, что задачи управления ростом предъявляют новые требования к руководителю компании. Как показывает наш опыт, успешный управляющий ростом должен быть в первую очередь «создателем видения». Поясним, что это такое и почему это так необходимо.

В современной литературе по менеджменту технологии «правильного» делегирования полномочий и мотивирования сотрудников описаны достаточно подробно. Но, как показывают наши наблюдения, и их применение является недостаточным для нового «скачка» в сложную эпоху перемен, которая наступила для многих компаний. Основой качественного изменения может быть только личное желание сотрудника решать задачу и пытаться сделать это наилучшим образом. А такая мотивация находится в области вдохновения, «горения идеей». И потому сегодня, по нашему мнению, ключевая задача руководителя – вдохновлять и придавать особую осмысленность всем действиям организации.


v-2008-godu-uglublennie-medicinskie-osmotri-proshli-43570-novosibircev.html
v-2010-2011-uchebnom-godu-pedagogicheskij-kollektiv-mbdou-rabotal-nad-realizaciej-sleduyushej-celi.html
v-90-h-godah-hh-veka-nachale-xxi-veka-mediaobrazovanie-v-skandinavii-prodolzhalo-nabirat-tempi.html
v-a-chernobrov-vadim-aleksandrovich-chernobrov-rodilsya-v-1965-g-v-volgogradskoj-ob-stranica-5.html
v-a-grigorev-i-a-ogorodnikov-ekologizaciya-gorodov-v-mire-rossii-sibiri.html
v-a-issledovanie-predstavlenij-o-tvorchestve-u-studentov-stranica-7.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koordinaciya-deyatelnosti-mbou-sosh-20-po-poiskovo-prosvetitelskoj-ekspedicii-imya-kubani.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskij-dokumentalnij-film-v-nebe-russkie-vityazi.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/avtoritet-rukovoditelya-chast-3.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-sankt-peterburge-zakrilsya-punkt-obogreva-bezdomnih-s-molotka-ushli-gitara-kostnera-i-kniga-kinga-15.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razvitie-narodnogo-hozyajstva-sssr-v-poslevoennij-period.html
  • studies.bystrickaya.ru/giena-vostochnoj-evropi-vojna-i-mi-voennoe-delo-glazami-grazhdanina.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-normirovaniyu-truda-professorsko-prepodavatelskogo-sostava-obrazovatelnih-uchrezhdenij-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-federalnoj-sluzhbi-ispolneniya-nakazanij-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-gigiena-zhivotnih-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-specialnosti.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/realizaciya-vospitatelnogo-potenciala-vneurochnoj-deyatelnosti-shkolnikov-srednego-i-starshego-zvena.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bektld-kegoc-a-basarmasini.html
  • education.bystrickaya.ru/4-energosbitovaya-deyatelnost-plan-komplektovaniya-uchebnih-grupp-na-2009-god-chast-2.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-kursa-3-klass.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-uchebno-tematicheskij-plan-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-anatomiya-fiziologiya-i-patologiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istori-ografiya-istorii-rossii-specialnost-050401-istoriya.html
  • student.bystrickaya.ru/10-klass-himiko-biologicheskij-profil.html
  • literatura.bystrickaya.ru/roza-majskaya-roza-maialis-zadachami-issledovaniya-yavlyayutsya-sleduyushie.html
  • shkola.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-s-14-22-sistema-vneurochnoj-deyatelnosti-i-dopolnitelnogo-obrazovaniya-s-23-27-upravlenie-realizaciej-obrazovatelnoj-programmi-s-28-29-stranica-7.html
  • letter.bystrickaya.ru/obyazatelni-li-rodovie-boli-net-test-d-pirsona-schitaj-do-10-mame-nado-bit-silnoj.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-k-laboratornim-rabotam-po-discipline-cifrovie-vichislitelnie-ustrojstva-i-mikroprocessori-pribornih-kompleksov.html
  • turn.bystrickaya.ru/osuzhdenie-eretikov-v-p-pazilovoj-oformlenie-perepleta-hudozhnika-e.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-podgotovki-k-ekzamenam-dlya-aspirantov-po-kursu.html
  • books.bystrickaya.ru/e-a-belov-bryan-gos-tehn-un-t-nauch-red-s-m-brundasov-bryansk-izd-vo-bgtu-2010-349-s-isbn-5-89838-495-1-90-r-84-k.html
  • report.bystrickaya.ru/i-e-leshev-glavnij-arhitektor-proekta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-xl-i-h-mezhdunarodnoj-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-student-i-nauchno-tehnicheskij-progress-16-20aprelya-2011g-stranica-3.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-11-priglashenie-k-uchastiyu-v-aukcione-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme.html
  • exam.bystrickaya.ru/vibuhov-rechovini-ta-zasobi-pdrivannya.html
  • essay.bystrickaya.ru/d-oklad-o-strategicheskih-prioritetah-dejstvij-dolgovr-emennoe-ispolzovanie-razvitie-i-sohranenie-geneticheskih-resursov-zhivotnih-dlya-prodovolstviya-i-selskogo-hozyajstva-stranica-7.html
  • student.bystrickaya.ru/21-procedura-zashiti-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti-kompleks-trebovanij-k-vipuskniku-po-specialnosti-finansi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogi-oblastnogo-konkursa-festival-tvorcheskogo-pisma-po-inostrannim-yazikam.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-uchastiya-sostoyanie-i-razvitie-sistemi-obrazovaniya-v-2008-2009-uchebnom-godu.html
  • education.bystrickaya.ru/3317-podpis-dokumenta-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-gou-vpo-bashkirskij-gosudarstvennij-pedagogicheskij-universitet.html
  • college.bystrickaya.ru/28-fevralya-2006-g-n-33-ob-utverzhdenii-instrukcii-o-poryadke-realizacii-vzimaniya-podohodnogo-naloga-s-fizicheskih-lic-i-formah-nalogovogo-ucheta-stranica-15.html
  • klass.bystrickaya.ru/administrativnoe-upravlenie-glavnoe-arhivnoe-upravlenie-pri-sovete-ministrov-sssr.html
  • write.bystrickaya.ru/g-sochi-krasnaya-polyana-20-25-marta-2012-g-protokol-sorevnovanij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.