.RU

Устанавливайте зрительный контакт - Проектов Центра лечебной педагогики (Москва): «Все люди могут учиться»


^ Устанавливайте зрительный контакт
с ребенком

— Надевайте смешные шляпы, большие яркие серьги, забавные очки и клоунские носы, чтобы привлечь внимание ребенка.

— Подносите звуковые игрушки к лицу, чтобы привлечь к нему внимание ребенка.

— Гримируйте лицо, чтобы сделать его более интересным.

— Используйте также идеи, описанные ниже, в гл. 8, с. 108-110.


^ Предвкушение известных занятий

В повседневной жизни старайтесь соблюдать режим: это помогает ребенку сформировать представление о последовательности еже­дневных действий. Старайтесь помочь ребенку самому догадаться, что должно произойти в ближайшее время: например, обращайте его внимание на шум воды перед купанием, на накрывание стола перед едой и т. д.

Держите каждую игрушку на своем месте, чтобы ребенок при­вык к их постоянному месторасположению.

Говоря о ежедневных занятиях, всегда используйте одни и те же слова. Ребенку труднее вас понять, когда об одном и том же вы говорите по-разному.


^ Понятие своего «Я»

Играйте в игры, помогающие ребенку составить представление о своем теле и о своем «Я». Подробнее об этом см. ниже, в гл.8, с. 109-112.


^ Соблюдение очередности

Игры на развитие навыков прогнозирования и соблюдения оче­редности описаны выше, в гл.4, с. 57-59.


Привлечение внимания взрослых

Неговорящий ребенок привлекает внимание взрослых различны­ми способами: указывает на нужный ему предмет глазами, рукой или пальцем, приносит предмет взрослому, тянет взрослого за руку или за одежду, использует естественную жестикуляцию, кла­дет руку взрослого на нужный предмет, ведет взрослого куда-либо или издает определенные звуки. Все эти методы помогают ребен­ку и взрослым понять друг друга и указывают на желание ребенка общаться и взаимодействовать с окружающими.



^ Ребенок тянет взрослого за руку

Если ребенок пытается привлечь ваше внимание, ответьте ему немедленно. Дайте понять, что понимаете и цените его старания и дайте ему немедленный ответ (будь то «да» или «нет»). Не полу­чая от вас ответов, ребенок замкнется в себе и потеряет интерес к общению. Если ваш ребенок пытается тем или иным способом взаимодействовать с вами:

— Отвечайте немедленно и, если возможно, делайте то, что он просит, чтобы поощрить его старания.

— Встречайте старания ребенка с преувеличенным восторгом: громко хвалите его, подчеркивайте свою реакцию голосом и мимикой, если рядом есть родные или друзья, позовите их, чтобы они разделили вашу радость.

Не всегда легко понять, действительно ли ребенок хотел при­влечь ваше внимание (например, движениями глаз или жестикуля­цией), но в случае сомнения всегда решайте вопрос в пользу ребенка. Даже если он ничего такого не имел в виду, ваша похвала подбодрит его, а вреда не принесет; в то время как, заняв негатив­ную позицию, вы рискуете не заметить попыток ребенка с вами связаться.

Более подробные сведения о ранних коммуникативных навы­ках даются выше, в гл. 4.


^ Взаимодействие в игре со взрослым

— Просите ребенка давать вам игрушки и другие предметы. Протяните руку, попросите то, что сейчас в руках у ребенка и посмотрите, опустит ли он этот предмет вам на ладонь.

— Перекатывайте друг другу мячик или машинку.

— Играйте с ребенком в «Сороку-ворону» и побуждайте его в нужный момент протягивать вам руку.

— Играйте в любые игры, в которых движения ребенка долж­ны отвечать вашим.

— Взяв руки ребенка в свои, хлопайте вместе с ним в ладоши («Ладушки», «Я пеку-пеку-пеку...» и др.).

— Напевая «Мама хлоп! Саша хлоп!», попеременно хлопайте в ладоши то себе, то ребенку.

— Возьмите ребенка за руки и изобразите греблю, напевая что-нибудь вроде:

Мы на лодочке плывем,

Эту песенку поем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.



«Мы на лодочке плывем…»

— Выполните аналогичное упражнение для ног. Положите ре­бенка на спину, возьмите за щиколотки и покрутите «велоси­пед». Используйте различные стихи и песенки, например «Ехали медведи...» или «У медведя во бору»:

У медведя во бору

Много шишек наберу,

А медведь слепой –

Не бежит за мной.

Веточка обломится –

Медведь за мной погонится!

— Посадите ребенка на колени лицом к себе, возьмите его за руки и спойте что-нибудь мелодичное, раскачиваясь вместе с ребенком в такт музыке.

— Используйте ритмичные стихи, под которые можно двигать­ся синхронно с ребенком (качаться, «грести»). Можно взять его на руки и, напевая, покачиваться в такт музыке.

— Играйте в перетягивание каната. Попробуйте надеть на ве­ревку обруч и посмотреть, как он перемещается, когда каж­дый из игроков тянет веревку к себе.

— Используйте любую возможность для подобных игр с пооче­редными действиями партнеров. Например, если ребенок тянет вас за лямку рюкзака или за подол, подайтесь вперед и подождите, пока он снова потянет вас назад. Такие ситуации возникают естественно, хотя часто они вызывают у родите­лей раздражение. На самом деле это прекрасный повод для взаимодействия.


^ Подражание взрослым

В ситуациях социального общения показывайте ребенку, что от него требуется. Однако не ждите, что его хорошее поведение про­длится долго. Лучше всего воспитывать ребенка личным примером: если вы хотите, скажем, чтобы ребенок сидел спокойно и пил молоко, сядьте рядом и начните пить кофе. Всегда будьте для ребенка примером!

Другие идеи относительно подражания взрослым вы можете найти в гл. 3 и 4.


^ Умение делиться и соблюдать очередность

В совместной деятельности очень важны умения делиться своими вещами и соблюдать очередность. Родители должны настаивать, чтобы ребенок соблюдал правила общения, не отнимал игрушки у других детей, а, напротив, позволял другим играть своими игруш­ками. Убедитесь, что и другие поступают по отношению к нему подобным же образом — это необходимо, чтобы ребенок понял выгоду такого поведения. Будьте справедливы и беспристрастны и позаботьтесь о том, чтобы другие взрослые относились к ваше­му ребенку так же.

— Поиграйте в «кукольный пикник», пусть ребенок разделит угощение поровну между гостями куклы.

— Если вы вместе с ребенком кормите уток, бросайте крошки сначала одной, потом другой, потом снова первой и т.д., и об­ращайте на это внимание ребенка.

— Делите кушанья во время еды: кусок для Джона, кусок для Джейн, кусок для мамы, кусок для папы. Таким же образом учитесь делить орехи, конфеты, шоколадки, леденцы и т.п.

— Поощряйте ребенка играть с другими детьми (братьями и сестрами, друзьями — дома или в детском саду) в игры, в ко­торых требуется соблюдение очередности. Это поможет ему усвоить простейшие социальные правила. Очень полез­ны в этом смысле детские сады и детские площадки, где ре­бенку приходится ждать своей очереди, чтобы скатиться с горки или покачаться на качелях, а также делиться своими вещами. Однако всегда следите за тем, чтобы «сделка» была честной.


^ Проверка границ

Различные методы регулирования поведения подробно описыва­ются далее, в гл. 9, с. 113-117.


Социальное взаимодействие

Побуждайте ребенка помогать вам в ежедневных делах по дому. Пусть он вместе с вами застилает постель, вытирает пыль, подме­тает, готовит и т.п. Когда идете в магазин, возьмите с собой ре­бенка и дайте ему нести какие-нибудь легкие покупки.


^ Понимание чувств окружающих

Используйте любую возможность: реальные события, прочитан­ные книги, видео, чтобы поговорить о чувствах людей.

Другие предложения вы найдете далее, в гл. 8, с. 112.


v-birobidzhane-sotrudniki-mchs-spasli-rebenka-golova-kotorogo-zastryala-v-betonnoj-skamejke-informacionnoe-agentstvo-regnum-07042011.html
v-buryatii-opredelena-strategiya-razvitiya-fizkulturi-i-sporta-v-barnaule-rekonstruiruyut-sportkompleks-rubin-11.html
v-centre-arhangelska-nashli-protivopehotnuyu-minu-informacionnoe-agentstvo-regnum-01042011.html
v-chem-nastoyashaya-opasnost-gennoj-inzhenerii.html
v-chem-shozha-deyatelnost-izvestnih-samarskih-gubernatorov-dorevolyucionnogo-perioda-s-deyatelnostyu-sovremennogo-samarskogo-gubernatora-katitova-chast-5.html
v-chem-slozhnost-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost-v-opredelenii-i-sobiranii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ekzamenov-po-literature-v-2004g-mgu.html
  • literature.bystrickaya.ru/energiya-selestinskie-prorochestva.html
  • grade.bystrickaya.ru/novosti-okruga-5010-12.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ikt-kompetentnost-vazhnejshij-kriterij-socialnoj-kompetentnosti-starsheklassnikov-profilnoj-shkoli.html
  • turn.bystrickaya.ru/planrabot-i-pervouralskoj-specialnoj.html
  • essay.bystrickaya.ru/damedvedev-rossiya-i-vizovi-sovremennogo-mira-hrestomatiya-moskva-2010.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ugolovnoe-pravo-bet-6.html
  • credit.bystrickaya.ru/piter-druker-zadachi-menedzhmenta-v-xxi-veke-stranica-5.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skolko-let-skolko-zim-linn-visson.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemih-tem-referatov-dlya-postupayushih-v-aspiranturu-po-specialnosti-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-programma-i-tematicheskoe-planirovanie-kursa-istoriya-drevnego-mira-5-klass-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-klassifikaciya-kosmeticheskih-izdelij-konferenciya-issledovatelskih-nauchnih-rabot-uchashihsya-shkol-civilskogo-rajona.html
  • write.bystrickaya.ru/gegel-absolyutnoe-gosudarstvo-filosofiya-politiki-kak-predmet-i-metod-ponyatie-politicheskogo-11-chto-mi-vkladivaem.html
  • spur.bystrickaya.ru/konkurs-lyubimoj-igrushki-dlya-detej-1-4-h-klassov-letnego-ozdorovitelnogo-lagerya-veselie-moreplavateli.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sosedkina-nataliya-valerevna.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-rassmotrena-utverzhdayu-na-pedagogicheskom-sovete-direktor-gou-sosh-305.html
  • tasks.bystrickaya.ru/129323-g-moskva-proezd-serebryakova-d-14-str-9-telfaks-495-617-00-43.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slovo-37-na-evangelskie-slova-kogda-okonchil-iisus-slova-sii-i-proch-matf-191.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ayubovan-vanakkam-salam-alejkum-dolgih-vam-let-zhizni.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-ispolnenii-byudzheta-vnutrigorodskogo-municipalnogo-obrazovaniya-pechatniki-v-gorode-moskve-za-2011-god.html
  • literatura.bystrickaya.ru/seminar-13-vneshnetorgovaya-dokumentaciya-n-a-volgina-programma-kursa.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/wwwami-tassru-v-2007-godu-medicinskie-uchrezhdeniya-primorya-poluchat-oborudovanie-na-bolee-chem-270-mln-rublej-2510-2006-g.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-na-osnove-primernoj-programmi-uchebnoj-disciplini-osnovi-marketinga.html
  • write.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-kartontara-ukazivaetsya-polnoe-firmennoe-naimenovanie-dlya-nekommercheskoj-organizacii-naimenovanie-emitenta-stranica-9.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/explain-the-nature-and-purpose-of-cinema.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-ministra-zdravoohraneniya-yu-a-kondrateva-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-ministerstva-zdravoohraneniya-oblasti-po-itogam-raboti-v-2008-godu.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-3-himicheskie-veshestva-s-gonadotoksicheskim-mutagennim-lekciya-toksikologiya-s-pozicij-ekologii-klassifikaciya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/14-arhitekturnie-osobennosti-proektirovaniya-hospisov-1-istoriya-hospisov-opredelenie-ponyatij.html
  • books.bystrickaya.ru/chupahina-olega-nikolaevicha.html
  • university.bystrickaya.ru/golubie-bereti-aleksandr-margelov-vasilij-margelov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/materinskie-beregini-a-nu-ka-devochki-konkursnaya-programma-89-vkafe-arlekin-karnavalnoe-shou-k-8-marta-dlya-detej.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prepis-izvlechenie-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dokumentacionnoe-soprovozhdenie-turisticheskoj-deyatelnosti-programmi-operezhayushego-professionalnogo-obucheniya-i-povisheniya-kvalifikacii-stranica-5.html
  • klass.bystrickaya.ru/andrej-belij-moskva-stranica-11.html
  • grade.bystrickaya.ru/nezrimogo-universiteta-moryak-v-sedle-dzhek-london-stranica-7.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.