.RU

Устанавливайте зрительный контакт - Проектов Центра лечебной педагогики (Москва): «Все люди могут учиться»


^ Устанавливайте зрительный контакт
с ребенком

— Надевайте смешные шляпы, большие яркие серьги, забавные очки и клоунские носы, чтобы привлечь внимание ребенка.

— Подносите звуковые игрушки к лицу, чтобы привлечь к нему внимание ребенка.

— Гримируйте лицо, чтобы сделать его более интересным.

— Используйте также идеи, описанные ниже, в гл. 8, с. 108-110.


^ Предвкушение известных занятий

В повседневной жизни старайтесь соблюдать режим: это помогает ребенку сформировать представление о последовательности еже­дневных действий. Старайтесь помочь ребенку самому догадаться, что должно произойти в ближайшее время: например, обращайте его внимание на шум воды перед купанием, на накрывание стола перед едой и т. д.

Держите каждую игрушку на своем месте, чтобы ребенок при­вык к их постоянному месторасположению.

Говоря о ежедневных занятиях, всегда используйте одни и те же слова. Ребенку труднее вас понять, когда об одном и том же вы говорите по-разному.


^ Понятие своего «Я»

Играйте в игры, помогающие ребенку составить представление о своем теле и о своем «Я». Подробнее об этом см. ниже, в гл.8, с. 109-112.


^ Соблюдение очередности

Игры на развитие навыков прогнозирования и соблюдения оче­редности описаны выше, в гл.4, с. 57-59.


Привлечение внимания взрослых

Неговорящий ребенок привлекает внимание взрослых различны­ми способами: указывает на нужный ему предмет глазами, рукой или пальцем, приносит предмет взрослому, тянет взрослого за руку или за одежду, использует естественную жестикуляцию, кла­дет руку взрослого на нужный предмет, ведет взрослого куда-либо или издает определенные звуки. Все эти методы помогают ребен­ку и взрослым понять друг друга и указывают на желание ребенка общаться и взаимодействовать с окружающими.



^ Ребенок тянет взрослого за руку

Если ребенок пытается привлечь ваше внимание, ответьте ему немедленно. Дайте понять, что понимаете и цените его старания и дайте ему немедленный ответ (будь то «да» или «нет»). Не полу­чая от вас ответов, ребенок замкнется в себе и потеряет интерес к общению. Если ваш ребенок пытается тем или иным способом взаимодействовать с вами:

— Отвечайте немедленно и, если возможно, делайте то, что он просит, чтобы поощрить его старания.

— Встречайте старания ребенка с преувеличенным восторгом: громко хвалите его, подчеркивайте свою реакцию голосом и мимикой, если рядом есть родные или друзья, позовите их, чтобы они разделили вашу радость.

Не всегда легко понять, действительно ли ребенок хотел при­влечь ваше внимание (например, движениями глаз или жестикуля­цией), но в случае сомнения всегда решайте вопрос в пользу ребенка. Даже если он ничего такого не имел в виду, ваша похвала подбодрит его, а вреда не принесет; в то время как, заняв негатив­ную позицию, вы рискуете не заметить попыток ребенка с вами связаться.

Более подробные сведения о ранних коммуникативных навы­ках даются выше, в гл. 4.


^ Взаимодействие в игре со взрослым

— Просите ребенка давать вам игрушки и другие предметы. Протяните руку, попросите то, что сейчас в руках у ребенка и посмотрите, опустит ли он этот предмет вам на ладонь.

— Перекатывайте друг другу мячик или машинку.

— Играйте с ребенком в «Сороку-ворону» и побуждайте его в нужный момент протягивать вам руку.

— Играйте в любые игры, в которых движения ребенка долж­ны отвечать вашим.

— Взяв руки ребенка в свои, хлопайте вместе с ним в ладоши («Ладушки», «Я пеку-пеку-пеку...» и др.).

— Напевая «Мама хлоп! Саша хлоп!», попеременно хлопайте в ладоши то себе, то ребенку.

— Возьмите ребенка за руки и изобразите греблю, напевая что-нибудь вроде:

Мы на лодочке плывем,

Эту песенку поем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.



«Мы на лодочке плывем…»

— Выполните аналогичное упражнение для ног. Положите ре­бенка на спину, возьмите за щиколотки и покрутите «велоси­пед». Используйте различные стихи и песенки, например «Ехали медведи...» или «У медведя во бору»:

У медведя во бору

Много шишек наберу,

А медведь слепой –

Не бежит за мной.

Веточка обломится –

Медведь за мной погонится!

— Посадите ребенка на колени лицом к себе, возьмите его за руки и спойте что-нибудь мелодичное, раскачиваясь вместе с ребенком в такт музыке.

— Используйте ритмичные стихи, под которые можно двигать­ся синхронно с ребенком (качаться, «грести»). Можно взять его на руки и, напевая, покачиваться в такт музыке.

— Играйте в перетягивание каната. Попробуйте надеть на ве­ревку обруч и посмотреть, как он перемещается, когда каж­дый из игроков тянет веревку к себе.

— Используйте любую возможность для подобных игр с пооче­редными действиями партнеров. Например, если ребенок тянет вас за лямку рюкзака или за подол, подайтесь вперед и подождите, пока он снова потянет вас назад. Такие ситуации возникают естественно, хотя часто они вызывают у родите­лей раздражение. На самом деле это прекрасный повод для взаимодействия.


^ Подражание взрослым

В ситуациях социального общения показывайте ребенку, что от него требуется. Однако не ждите, что его хорошее поведение про­длится долго. Лучше всего воспитывать ребенка личным примером: если вы хотите, скажем, чтобы ребенок сидел спокойно и пил молоко, сядьте рядом и начните пить кофе. Всегда будьте для ребенка примером!

Другие идеи относительно подражания взрослым вы можете найти в гл. 3 и 4.


^ Умение делиться и соблюдать очередность

В совместной деятельности очень важны умения делиться своими вещами и соблюдать очередность. Родители должны настаивать, чтобы ребенок соблюдал правила общения, не отнимал игрушки у других детей, а, напротив, позволял другим играть своими игруш­ками. Убедитесь, что и другие поступают по отношению к нему подобным же образом — это необходимо, чтобы ребенок понял выгоду такого поведения. Будьте справедливы и беспристрастны и позаботьтесь о том, чтобы другие взрослые относились к ваше­му ребенку так же.

— Поиграйте в «кукольный пикник», пусть ребенок разделит угощение поровну между гостями куклы.

— Если вы вместе с ребенком кормите уток, бросайте крошки сначала одной, потом другой, потом снова первой и т.д., и об­ращайте на это внимание ребенка.

— Делите кушанья во время еды: кусок для Джона, кусок для Джейн, кусок для мамы, кусок для папы. Таким же образом учитесь делить орехи, конфеты, шоколадки, леденцы и т.п.

— Поощряйте ребенка играть с другими детьми (братьями и сестрами, друзьями — дома или в детском саду) в игры, в ко­торых требуется соблюдение очередности. Это поможет ему усвоить простейшие социальные правила. Очень полез­ны в этом смысле детские сады и детские площадки, где ре­бенку приходится ждать своей очереди, чтобы скатиться с горки или покачаться на качелях, а также делиться своими вещами. Однако всегда следите за тем, чтобы «сделка» была честной.


^ Проверка границ

Различные методы регулирования поведения подробно описыва­ются далее, в гл. 9, с. 113-117.


Социальное взаимодействие

Побуждайте ребенка помогать вам в ежедневных делах по дому. Пусть он вместе с вами застилает постель, вытирает пыль, подме­тает, готовит и т.п. Когда идете в магазин, возьмите с собой ре­бенка и дайте ему нести какие-нибудь легкие покупки.


^ Понимание чувств окружающих

Используйте любую возможность: реальные события, прочитан­ные книги, видео, чтобы поговорить о чувствах людей.

Другие предложения вы найдете далее, в гл. 8, с. 112.


v-birobidzhane-sotrudniki-mchs-spasli-rebenka-golova-kotorogo-zastryala-v-betonnoj-skamejke-informacionnoe-agentstvo-regnum-07042011.html
v-buryatii-opredelena-strategiya-razvitiya-fizkulturi-i-sporta-v-barnaule-rekonstruiruyut-sportkompleks-rubin-11.html
v-centre-arhangelska-nashli-protivopehotnuyu-minu-informacionnoe-agentstvo-regnum-01042011.html
v-chem-nastoyashaya-opasnost-gennoj-inzhenerii.html
v-chem-shozha-deyatelnost-izvestnih-samarskih-gubernatorov-dorevolyucionnogo-perioda-s-deyatelnostyu-sovremennogo-samarskogo-gubernatora-katitova-chast-5.html
v-chem-slozhnost-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost-v-opredelenii-i-sobiranii.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/temi-kursovih-rabot-po-uchebnoj-discipline-ugolovnoe-pravo-obshaya-chast.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsyo-eto-bilo-vozmozhno-igor-vladimirovich-vinokurov-nikolaj-nikolaevich-nepomnyashij-kunstkamera-anomalij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-po-vidu-deyatelnosti-polozhenie-o-rabochej-programme-uchebnoj-disciplini-modulya-po-fgos-vpo.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zheke-osali-sharuashiliti-bar-ekendg-turali-anitama-beru-memlekettk-krsetletn-izmet-reglament-zhalpi-erezheler-zheke-osali-sharuashiliti-bar-ekendg-turali-anitama-beru.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/bezrabotica-v-rossii-dannie-na-1992g-chast-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-korrekcionnogo-obrazovaniya.html
  • college.bystrickaya.ru/1-zasedaniya-pravitelstva-sankt-peterburga-plan-raboti-komiteta-po-obrazovaniyu-sankt-peterburga-na-aprel-2011-goda.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-masati-funkciyani-asietterne-sjene-otirip-tedeuler-men-teszdkterd-sheshud-aliptan-tis-dstern-krsetu.html
  • institut.bystrickaya.ru/strasburg-ne-ukaz-vedomosti-gazeta-moskva-liliya-biryukova-natalya-kostenko-polina-himshiashvili24-06-2011-11-stranica-39.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-prebivaniya-kulturno-delovoj-missii-sankt-peterburga-v-gorodah-partnerah-pusan-tegu-inchhon-i-provincii-partnere-chhunchhonbuk-to-respublika-koreya-08-15-oktyabrya-2011-goda.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomatiya-bibliograficheskij-ukazatel-dekabr-2005-g-dekabr-2006-g.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-informacionnie-buhgalterskie-sistemi-1-professionalnij-buhgalter-i-ego-status.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-sd-06-ekonomika-nedvizhimosti.html
  • abstract.bystrickaya.ru/213-tipologiya-organizacionnih-struktur-uchebno-metodicheskij-kompleks-informacionnie-resursi-disciplini-uchebnoe.html
  • college.bystrickaya.ru/18-vologzhan-ne-opredelilis-za-kogo-budut-golosovat-na-viborah-11-marta-boris-grizlov-monitoring-smi-1-marta-2007-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/harakteristika-uchebnih-programm-po-obrazovatelnim-oblastyam-obrazovatelnaya-programma-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-ochnaya-forma-obucheniya-po-ds-03-osnovi-prirodoobustrojstva-naimenovanie-disciplini.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/preddiplomnaya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-referativnih-vistuplenij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-sociologiya-vklyuchaet-v-sebya-rabochuyu.html
  • gramota.bystrickaya.ru/xix-ezhegodnij-mezhdunarodnij-kongress-novie-tehnologii-gazovoj-neftyanoj-promishlennosti-energetiki-i-svyazi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-osobennosti-organizacii-truda-na-sovremennom-etape.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/valter-shellenberg-memuari-labirint-stranica-50.html
  • composition.bystrickaya.ru/pardzhanya-das-suhumi-chajtanya-chandra-charan-das-kak-ya-prishel-v-soznanie-krishni.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-kochkovskogo-rajona-stranica-2.html
  • reading.bystrickaya.ru/konsultirovanie-semi-po-povodu-slozhnostej-vo-vzaimootnosheniyah-s-detmi-e-v-ziryanova-gl-ii-4-gl-iv-5.html
  • abstract.bystrickaya.ru/24-pryamougolnij-kontur-s-tokom-v-odnorodnom-magnitnom-pole-konspekt-lekcij-sankt-peterburg-2009-udk-532-6075-8-bbk-v334ya73.html
  • crib.bystrickaya.ru/istoriya-rukopisej-i-izdanij-biblii.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sozdanie-soveta-i-rabochej-gruppi-dlya-razrabotki-i-upravleniya-programmoj-izmenenij-i-dopolnenij-obrazovatelnoj-sistemi-shkoli.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/yakutskij-gorodovoj-kazachij-peshij-polk.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-13-svetlovolosij-malchik-udobno-raspolozhilsya-na-krovati-podlozhiv-pod-spinu-podushku-tak-chto-pochti-sidel.html
  • esse.bystrickaya.ru/referat-po-himii-podgotovlen-almaz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-soderzhaniyu-i-remontu-zhilishnogo-fonda-mdk-2-04-2004.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prikaz-ot-24-avgusta-2007-g-n-74n-ob-utverzhdenii-ukazanij-o-poryadke-primeneniya-byudzhetnoj-klassifikacii-rossijskoj-federacii-stranica-22.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-gazel-karen-bliksen-proshaj-afrika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mezhrajonnaya-ifns-rossii-10-po-kaliningradskoj-oblasti-soobshaet-o-provedenii-20-i-21-aprelya-2012-goda-dnya-otkritih-dverej-na-podvedomstvennoj-territorii-dlya-na.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.