.RU

Устанавливайте зрительный контакт - Проектов Центра лечебной педагогики (Москва): «Все люди могут учиться»


^ Устанавливайте зрительный контакт
с ребенком

— Надевайте смешные шляпы, большие яркие серьги, забавные очки и клоунские носы, чтобы привлечь внимание ребенка.

— Подносите звуковые игрушки к лицу, чтобы привлечь к нему внимание ребенка.

— Гримируйте лицо, чтобы сделать его более интересным.

— Используйте также идеи, описанные ниже, в гл. 8, с. 108-110.


^ Предвкушение известных занятий

В повседневной жизни старайтесь соблюдать режим: это помогает ребенку сформировать представление о последовательности еже­дневных действий. Старайтесь помочь ребенку самому догадаться, что должно произойти в ближайшее время: например, обращайте его внимание на шум воды перед купанием, на накрывание стола перед едой и т. д.

Держите каждую игрушку на своем месте, чтобы ребенок при­вык к их постоянному месторасположению.

Говоря о ежедневных занятиях, всегда используйте одни и те же слова. Ребенку труднее вас понять, когда об одном и том же вы говорите по-разному.


^ Понятие своего «Я»

Играйте в игры, помогающие ребенку составить представление о своем теле и о своем «Я». Подробнее об этом см. ниже, в гл.8, с. 109-112.


^ Соблюдение очередности

Игры на развитие навыков прогнозирования и соблюдения оче­редности описаны выше, в гл.4, с. 57-59.


Привлечение внимания взрослых

Неговорящий ребенок привлекает внимание взрослых различны­ми способами: указывает на нужный ему предмет глазами, рукой или пальцем, приносит предмет взрослому, тянет взрослого за руку или за одежду, использует естественную жестикуляцию, кла­дет руку взрослого на нужный предмет, ведет взрослого куда-либо или издает определенные звуки. Все эти методы помогают ребен­ку и взрослым понять друг друга и указывают на желание ребенка общаться и взаимодействовать с окружающими.



^ Ребенок тянет взрослого за руку

Если ребенок пытается привлечь ваше внимание, ответьте ему немедленно. Дайте понять, что понимаете и цените его старания и дайте ему немедленный ответ (будь то «да» или «нет»). Не полу­чая от вас ответов, ребенок замкнется в себе и потеряет интерес к общению. Если ваш ребенок пытается тем или иным способом взаимодействовать с вами:

— Отвечайте немедленно и, если возможно, делайте то, что он просит, чтобы поощрить его старания.

— Встречайте старания ребенка с преувеличенным восторгом: громко хвалите его, подчеркивайте свою реакцию голосом и мимикой, если рядом есть родные или друзья, позовите их, чтобы они разделили вашу радость.

Не всегда легко понять, действительно ли ребенок хотел при­влечь ваше внимание (например, движениями глаз или жестикуля­цией), но в случае сомнения всегда решайте вопрос в пользу ребенка. Даже если он ничего такого не имел в виду, ваша похвала подбодрит его, а вреда не принесет; в то время как, заняв негатив­ную позицию, вы рискуете не заметить попыток ребенка с вами связаться.

Более подробные сведения о ранних коммуникативных навы­ках даются выше, в гл. 4.


^ Взаимодействие в игре со взрослым

— Просите ребенка давать вам игрушки и другие предметы. Протяните руку, попросите то, что сейчас в руках у ребенка и посмотрите, опустит ли он этот предмет вам на ладонь.

— Перекатывайте друг другу мячик или машинку.

— Играйте с ребенком в «Сороку-ворону» и побуждайте его в нужный момент протягивать вам руку.

— Играйте в любые игры, в которых движения ребенка долж­ны отвечать вашим.

— Взяв руки ребенка в свои, хлопайте вместе с ним в ладоши («Ладушки», «Я пеку-пеку-пеку...» и др.).

— Напевая «Мама хлоп! Саша хлоп!», попеременно хлопайте в ладоши то себе, то ребенку.

— Возьмите ребенка за руки и изобразите греблю, напевая что-нибудь вроде:

Мы на лодочке плывем,

Эту песенку поем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.



«Мы на лодочке плывем…»

— Выполните аналогичное упражнение для ног. Положите ре­бенка на спину, возьмите за щиколотки и покрутите «велоси­пед». Используйте различные стихи и песенки, например «Ехали медведи...» или «У медведя во бору»:

У медведя во бору

Много шишек наберу,

А медведь слепой –

Не бежит за мной.

Веточка обломится –

Медведь за мной погонится!

— Посадите ребенка на колени лицом к себе, возьмите его за руки и спойте что-нибудь мелодичное, раскачиваясь вместе с ребенком в такт музыке.

— Используйте ритмичные стихи, под которые можно двигать­ся синхронно с ребенком (качаться, «грести»). Можно взять его на руки и, напевая, покачиваться в такт музыке.

— Играйте в перетягивание каната. Попробуйте надеть на ве­ревку обруч и посмотреть, как он перемещается, когда каж­дый из игроков тянет веревку к себе.

— Используйте любую возможность для подобных игр с пооче­редными действиями партнеров. Например, если ребенок тянет вас за лямку рюкзака или за подол, подайтесь вперед и подождите, пока он снова потянет вас назад. Такие ситуации возникают естественно, хотя часто они вызывают у родите­лей раздражение. На самом деле это прекрасный повод для взаимодействия.


^ Подражание взрослым

В ситуациях социального общения показывайте ребенку, что от него требуется. Однако не ждите, что его хорошее поведение про­длится долго. Лучше всего воспитывать ребенка личным примером: если вы хотите, скажем, чтобы ребенок сидел спокойно и пил молоко, сядьте рядом и начните пить кофе. Всегда будьте для ребенка примером!

Другие идеи относительно подражания взрослым вы можете найти в гл. 3 и 4.


^ Умение делиться и соблюдать очередность

В совместной деятельности очень важны умения делиться своими вещами и соблюдать очередность. Родители должны настаивать, чтобы ребенок соблюдал правила общения, не отнимал игрушки у других детей, а, напротив, позволял другим играть своими игруш­ками. Убедитесь, что и другие поступают по отношению к нему подобным же образом — это необходимо, чтобы ребенок понял выгоду такого поведения. Будьте справедливы и беспристрастны и позаботьтесь о том, чтобы другие взрослые относились к ваше­му ребенку так же.

— Поиграйте в «кукольный пикник», пусть ребенок разделит угощение поровну между гостями куклы.

— Если вы вместе с ребенком кормите уток, бросайте крошки сначала одной, потом другой, потом снова первой и т.д., и об­ращайте на это внимание ребенка.

— Делите кушанья во время еды: кусок для Джона, кусок для Джейн, кусок для мамы, кусок для папы. Таким же образом учитесь делить орехи, конфеты, шоколадки, леденцы и т.п.

— Поощряйте ребенка играть с другими детьми (братьями и сестрами, друзьями — дома или в детском саду) в игры, в ко­торых требуется соблюдение очередности. Это поможет ему усвоить простейшие социальные правила. Очень полез­ны в этом смысле детские сады и детские площадки, где ре­бенку приходится ждать своей очереди, чтобы скатиться с горки или покачаться на качелях, а также делиться своими вещами. Однако всегда следите за тем, чтобы «сделка» была честной.


^ Проверка границ

Различные методы регулирования поведения подробно описыва­ются далее, в гл. 9, с. 113-117.


Социальное взаимодействие

Побуждайте ребенка помогать вам в ежедневных делах по дому. Пусть он вместе с вами застилает постель, вытирает пыль, подме­тает, готовит и т.п. Когда идете в магазин, возьмите с собой ре­бенка и дайте ему нести какие-нибудь легкие покупки.


^ Понимание чувств окружающих

Используйте любую возможность: реальные события, прочитан­ные книги, видео, чтобы поговорить о чувствах людей.

Другие предложения вы найдете далее, в гл. 8, с. 112.


v-birobidzhane-sotrudniki-mchs-spasli-rebenka-golova-kotorogo-zastryala-v-betonnoj-skamejke-informacionnoe-agentstvo-regnum-07042011.html
v-buryatii-opredelena-strategiya-razvitiya-fizkulturi-i-sporta-v-barnaule-rekonstruiruyut-sportkompleks-rubin-11.html
v-centre-arhangelska-nashli-protivopehotnuyu-minu-informacionnoe-agentstvo-regnum-01042011.html
v-chem-nastoyashaya-opasnost-gennoj-inzhenerii.html
v-chem-shozha-deyatelnost-izvestnih-samarskih-gubernatorov-dorevolyucionnogo-perioda-s-deyatelnostyu-sovremennogo-samarskogo-gubernatora-katitova-chast-5.html
v-chem-slozhnost-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost-v-opredelenii-i-sobiranii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-osnove-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-v-11-klasse-razrabotano-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-obzh-programmi-a.html
  • thescience.bystrickaya.ru/himiya-i-fizika-moloka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sobranie-sochinenij-v-chetireh-tomah-tom-m-pravda-1981-g-ocr-bichkov-m-n-stranica-26.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-desyataya-istoriya-voznosit-pobeditelej-i-bichuet-pobezhdennih-makkavei-sumeli-vistoyat-v-borbe-s-imperiej.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gimn-metodistu-polozhenie-50-oprovedenii-goda-detskogo-chteniya-v-chelyabinskoj-oblasti.html
  • student.bystrickaya.ru/22-vozdejstvie-obekta-na-territoriyu-usloviya-zemlepolzovaniya-i-geologicheskuyu-sredu.html
  • education.bystrickaya.ru/1-zajcev-lg-sokolova-mm-organizacionnoe-povedenie-m-magistr-2008.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnoj-zaochnoj-chitatelskoj-konferencii-nedarom-pomnit-vsya-rossiya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-analiza-finansovogo-sostoyaniya-napravleniya-ispolzovaniya-rezultatov-analiza-finansovogo-sostoyaniya-buhgalterom-analitikom.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/visokotehnologichnie-otrasli-nacionalnoj-ekonomiki-pechalnoe-nastoyashee-i-neyasnoe-budushee.html
  • control.bystrickaya.ru/di-on-podaet-ej-ruku-ona-pozhimaet-ee-on-pitaetsya-virazit-udovolstvie-ot-vstrechi-s-nej-mne-mne-mne-ochen-no-ne-ioyavt.html
  • lecture.bystrickaya.ru/41-german-self-perception-russian-perception-of-the-germans-e-f-tarasov-glavnij-redaktor.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-otstalost-v-fundamentalnoj-nauke-vladimir-rostislavovich-medinskij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-programma-disciplini-dpp-r-tehnologiya-izdelij-narodnih-promislov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/polimya-stranica-11.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-rossijskaya-federaciya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kolorova-metalurgya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-provedeniyu-itogovogo-i-promezhutochnogo-kontrolya-znanij-voprosi-k-ekzamenu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vilazka-v-leningrad-petr-iosifovich-kapica-v-more-pogasli-ogni.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-kabineta-46-istorii-i-obshestvoznaniya-zaveduyushij-kabinetom-sherbakova-n-v-otvetstvennij-za-kabinet-8-v-klass-kabinet-oborudovan-dlya-5-11-klassov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-5-klass-russkij-yazik-ii-ladizhenskaya-t-a-russkij-yazik-m-prosveshenie-2008.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-rabochaya-programma-sostavleno-v-sootvetstvii-s-programmoj-razrabotannoj-v-polnom-sootvetstvii-s-obyazatelnim-minimum-soderzhaniya-kursa-obshestvoznaniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prognozirovanie-i-planirovanie-razvitiya-socialnoj-sferi.html
  • education.bystrickaya.ru/-4-prichini-vozrozhdeniya-instituta-mirovoj-sudya-istoricheskie-organizacionnie-i-processualnie-aspekti-deyatelnosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-8-passivnaya-gimnastika-metodika-prigotovleniya-zhivoj-vodi-po-a-malovichko-analiz-prigotovleniya-zhivoj.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-sebe-svoej-semi-svoih-druzyah-1a-o-sebe-svoej-seme-svoih-druzyah.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-dlya-chteniya-na-leto-dlya-4-klassa.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-shkola-i-pedagogicheskaya-misl-v-evrope-xvii-xviii-vekov-polozhenie-shkoli-v-germanii-xvii-stoletiya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vputin-mozhet-bit-ekaterina-viktorovna-chto-nibud-skazhet-emihajlova.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-shkoli-opredelila-sleduyushie-napravleniya-raboti-formirovanie-u-uchashihsya-potrebnosti-v-obuchenii-samorazvitii-stranica-16.html
  • writing.bystrickaya.ru/butakov-igor-vladimirovich-stenogramma-zasedaniya-chelyabinskogo-filiala-kluba-politicheskogo-dejstviya-4-noyabrya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-rabochaya-programma-po-literature-predstavlyaet-soboj-celostnij-dokument-vklyuchayushij-pyat-razdelov-poyasnitelnuyu.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-pervaya-osnovnie-polozheniya-kotorie-neobhodimo-znat-o-chuvstve-bespokojstva.html
  • writing.bystrickaya.ru/geomagnitnie-issledovaniya-pozdnekajnozojskih-podvodnih-vulkanov-severnoj-chasti-kurilskoj-ostrovnoj-dugi.html
  • desk.bystrickaya.ru/pedagogicheskij-scenarij-po-programme-ya-i-drugie-realizaciya-programmi-po-socializacii-detej-starshego-doshkolnogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.