.RU

Устанавливайте зрительный контакт - Проектов Центра лечебной педагогики (Москва): «Все люди могут учиться»


^ Устанавливайте зрительный контакт
с ребенком

— Надевайте смешные шляпы, большие яркие серьги, забавные очки и клоунские носы, чтобы привлечь внимание ребенка.

— Подносите звуковые игрушки к лицу, чтобы привлечь к нему внимание ребенка.

— Гримируйте лицо, чтобы сделать его более интересным.

— Используйте также идеи, описанные ниже, в гл. 8, с. 108-110.


^ Предвкушение известных занятий

В повседневной жизни старайтесь соблюдать режим: это помогает ребенку сформировать представление о последовательности еже­дневных действий. Старайтесь помочь ребенку самому догадаться, что должно произойти в ближайшее время: например, обращайте его внимание на шум воды перед купанием, на накрывание стола перед едой и т. д.

Держите каждую игрушку на своем месте, чтобы ребенок при­вык к их постоянному месторасположению.

Говоря о ежедневных занятиях, всегда используйте одни и те же слова. Ребенку труднее вас понять, когда об одном и том же вы говорите по-разному.


^ Понятие своего «Я»

Играйте в игры, помогающие ребенку составить представление о своем теле и о своем «Я». Подробнее об этом см. ниже, в гл.8, с. 109-112.


^ Соблюдение очередности

Игры на развитие навыков прогнозирования и соблюдения оче­редности описаны выше, в гл.4, с. 57-59.


Привлечение внимания взрослых

Неговорящий ребенок привлекает внимание взрослых различны­ми способами: указывает на нужный ему предмет глазами, рукой или пальцем, приносит предмет взрослому, тянет взрослого за руку или за одежду, использует естественную жестикуляцию, кла­дет руку взрослого на нужный предмет, ведет взрослого куда-либо или издает определенные звуки. Все эти методы помогают ребен­ку и взрослым понять друг друга и указывают на желание ребенка общаться и взаимодействовать с окружающими.



^ Ребенок тянет взрослого за руку

Если ребенок пытается привлечь ваше внимание, ответьте ему немедленно. Дайте понять, что понимаете и цените его старания и дайте ему немедленный ответ (будь то «да» или «нет»). Не полу­чая от вас ответов, ребенок замкнется в себе и потеряет интерес к общению. Если ваш ребенок пытается тем или иным способом взаимодействовать с вами:

— Отвечайте немедленно и, если возможно, делайте то, что он просит, чтобы поощрить его старания.

— Встречайте старания ребенка с преувеличенным восторгом: громко хвалите его, подчеркивайте свою реакцию голосом и мимикой, если рядом есть родные или друзья, позовите их, чтобы они разделили вашу радость.

Не всегда легко понять, действительно ли ребенок хотел при­влечь ваше внимание (например, движениями глаз или жестикуля­цией), но в случае сомнения всегда решайте вопрос в пользу ребенка. Даже если он ничего такого не имел в виду, ваша похвала подбодрит его, а вреда не принесет; в то время как, заняв негатив­ную позицию, вы рискуете не заметить попыток ребенка с вами связаться.

Более подробные сведения о ранних коммуникативных навы­ках даются выше, в гл. 4.


^ Взаимодействие в игре со взрослым

— Просите ребенка давать вам игрушки и другие предметы. Протяните руку, попросите то, что сейчас в руках у ребенка и посмотрите, опустит ли он этот предмет вам на ладонь.

— Перекатывайте друг другу мячик или машинку.

— Играйте с ребенком в «Сороку-ворону» и побуждайте его в нужный момент протягивать вам руку.

— Играйте в любые игры, в которых движения ребенка долж­ны отвечать вашим.

— Взяв руки ребенка в свои, хлопайте вместе с ним в ладоши («Ладушки», «Я пеку-пеку-пеку...» и др.).

— Напевая «Мама хлоп! Саша хлоп!», попеременно хлопайте в ладоши то себе, то ребенку.

— Возьмите ребенка за руки и изобразите греблю, напевая что-нибудь вроде:

Мы на лодочке плывем,

Эту песенку поем.

Ветер по морю гуляет,

Нашу лодочку качает.



«Мы на лодочке плывем…»

— Выполните аналогичное упражнение для ног. Положите ре­бенка на спину, возьмите за щиколотки и покрутите «велоси­пед». Используйте различные стихи и песенки, например «Ехали медведи...» или «У медведя во бору»:

У медведя во бору

Много шишек наберу,

А медведь слепой –

Не бежит за мной.

Веточка обломится –

Медведь за мной погонится!

— Посадите ребенка на колени лицом к себе, возьмите его за руки и спойте что-нибудь мелодичное, раскачиваясь вместе с ребенком в такт музыке.

— Используйте ритмичные стихи, под которые можно двигать­ся синхронно с ребенком (качаться, «грести»). Можно взять его на руки и, напевая, покачиваться в такт музыке.

— Играйте в перетягивание каната. Попробуйте надеть на ве­ревку обруч и посмотреть, как он перемещается, когда каж­дый из игроков тянет веревку к себе.

— Используйте любую возможность для подобных игр с пооче­редными действиями партнеров. Например, если ребенок тянет вас за лямку рюкзака или за подол, подайтесь вперед и подождите, пока он снова потянет вас назад. Такие ситуации возникают естественно, хотя часто они вызывают у родите­лей раздражение. На самом деле это прекрасный повод для взаимодействия.


^ Подражание взрослым

В ситуациях социального общения показывайте ребенку, что от него требуется. Однако не ждите, что его хорошее поведение про­длится долго. Лучше всего воспитывать ребенка личным примером: если вы хотите, скажем, чтобы ребенок сидел спокойно и пил молоко, сядьте рядом и начните пить кофе. Всегда будьте для ребенка примером!

Другие идеи относительно подражания взрослым вы можете найти в гл. 3 и 4.


^ Умение делиться и соблюдать очередность

В совместной деятельности очень важны умения делиться своими вещами и соблюдать очередность. Родители должны настаивать, чтобы ребенок соблюдал правила общения, не отнимал игрушки у других детей, а, напротив, позволял другим играть своими игруш­ками. Убедитесь, что и другие поступают по отношению к нему подобным же образом — это необходимо, чтобы ребенок понял выгоду такого поведения. Будьте справедливы и беспристрастны и позаботьтесь о том, чтобы другие взрослые относились к ваше­му ребенку так же.

— Поиграйте в «кукольный пикник», пусть ребенок разделит угощение поровну между гостями куклы.

— Если вы вместе с ребенком кормите уток, бросайте крошки сначала одной, потом другой, потом снова первой и т.д., и об­ращайте на это внимание ребенка.

— Делите кушанья во время еды: кусок для Джона, кусок для Джейн, кусок для мамы, кусок для папы. Таким же образом учитесь делить орехи, конфеты, шоколадки, леденцы и т.п.

— Поощряйте ребенка играть с другими детьми (братьями и сестрами, друзьями — дома или в детском саду) в игры, в ко­торых требуется соблюдение очередности. Это поможет ему усвоить простейшие социальные правила. Очень полез­ны в этом смысле детские сады и детские площадки, где ре­бенку приходится ждать своей очереди, чтобы скатиться с горки или покачаться на качелях, а также делиться своими вещами. Однако всегда следите за тем, чтобы «сделка» была честной.


^ Проверка границ

Различные методы регулирования поведения подробно описыва­ются далее, в гл. 9, с. 113-117.


Социальное взаимодействие

Побуждайте ребенка помогать вам в ежедневных делах по дому. Пусть он вместе с вами застилает постель, вытирает пыль, подме­тает, готовит и т.п. Когда идете в магазин, возьмите с собой ре­бенка и дайте ему нести какие-нибудь легкие покупки.


^ Понимание чувств окружающих

Используйте любую возможность: реальные события, прочитан­ные книги, видео, чтобы поговорить о чувствах людей.

Другие предложения вы найдете далее, в гл. 8, с. 112.


v-birobidzhane-sotrudniki-mchs-spasli-rebenka-golova-kotorogo-zastryala-v-betonnoj-skamejke-informacionnoe-agentstvo-regnum-07042011.html
v-buryatii-opredelena-strategiya-razvitiya-fizkulturi-i-sporta-v-barnaule-rekonstruiruyut-sportkompleks-rubin-11.html
v-centre-arhangelska-nashli-protivopehotnuyu-minu-informacionnoe-agentstvo-regnum-01042011.html
v-chem-nastoyashaya-opasnost-gennoj-inzhenerii.html
v-chem-shozha-deyatelnost-izvestnih-samarskih-gubernatorov-dorevolyucionnogo-perioda-s-deyatelnostyu-sovremennogo-samarskogo-gubernatora-katitova-chast-5.html
v-chem-slozhnost-naloga-na-dobavlennuyu-stoimost-v-opredelenii-i-sobiranii.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zadolzhennost-potrebitelej-ryazanskoj-oblasti-za-gaz-v-techenie-2000-2003-gg-snizilas-s-24124-mln-rub-do-2648-mln-rub.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-iv-metodika-razvitiya-slovarya-yashina-b-i-metodika-razvitiya-rechi-i-obucheniya-rodnomu-yaziku-doshkolnikov-ucheb.html
  • lecture.bystrickaya.ru/bahtin-mihail-mihajlovich.html
  • lesson.bystrickaya.ru/novejshie-dostizheniya-v-osvoenii-kosmosa.html
  • urok.bystrickaya.ru/pribitie-i-registraciya-uchastnikov-konferencii.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-podgotovke-i-zashite-diplomnih-rabot-dlya-studentov.html
  • university.bystrickaya.ru/gilyarevskij-r-s-mulchenko-z-m-terehin-a-t-chernij-a-i.html
  • bukva.bystrickaya.ru/odissej.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-vvedenie-predstavleniya-o-novoj-problematike-ploho-vyazhutsya-s-fenomenom-kulturi-predmeta-pristalnogo-vnimaniya-i-issledovaniya-so-vremen-gerodota-i-dazhe-bolee-rannih-esli-uchest-chto-i-sa-stranica-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-istorii-po-10-11-profilnij-uroven-klass-parallel-razrabotchik-onohina-elena-fedorovna.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itak-specialnij-poslanec-a-gitlera-r-gess-popavshij-v-velikobritaniyu-ne-sovsem-obichnim-sposobom-zaklyuchil-peremirie-s-velikobritaniej-a-k-1-iyunya-1941-goda.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-dolgosrochnoj-celevoj-programmi-stranica-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-14-proektirovanie-i-stroitelstvo-gazoprovodov-iz-polietilenovih-trub-diametrom-do-300-mm.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-1-30-avgusta-2012g-rabochaya-programma-disciplini-m-v6-psihologicheskie-osnovi-yurisprudencii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/minekonomiki-ne-vpisalos-v-byudzhet-radio-7-mayak-novosti-21-08-2008-lobanov-oleg-06-00-07-00-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/ot-missis-uorren-do-maugli-slovo-zhivoe-i-mertvoe-ot-malenkogo-princa-do-korablya-durakov.html
  • education.bystrickaya.ru/-5-prestupleniya-narushayushie-otnosheniya-l-l-kruglikov-rekomendovan-ministerstvom-obrazovaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-ii-obrazovanie-globalnij-obekt-pedagogicheskoj-psihologii-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-organizaciyu-edinoj-sluzhbi-podderzhki-dalee-esp-po-servisnomu-i-tehnicheskomu-obsluzhivaniyu-informacionno-kommunikacionnoj-sistemi-stranica-24.html
  • control.bystrickaya.ru/dissipativnie-strukturi-nekommercheskij-metodicheskij-sajt-sinergetika-sozdan-bakalavrom.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-ekologiya.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-instrukciya-1-vvodnij-instruktazh-i-pravila-vnutrennego-trudovogo-rasporyadka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-mbou-sosh-s-itkineevo-mr-yanauskij-rajon-rb-na-2010-2011-uch-god.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soderzhimoe-kataloga-rekomendacii-metodicheskie-ukazaniya.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-tenej-kniga-tenej.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-i-informacionnoe-obespechenie-disciplini-programma-disciplini-ekonomika-goroda-i-upravlenie.html
  • turn.bystrickaya.ru/podrazdel-dk-proizvodstvo-mashin-i-oborudovaniya-podrazdel-da-proizvodstvo-pishevih-produktov-vklyuchaya-napitki-i-tabaka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-sotrudnichestva-s-regionami-rf.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakonodatelnaya-duma-habarovskogo-kraya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-bjge-sra-zhauap.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vuchebnikah-informatiki-v-obshem-vide-informacionnij-process-stranica-6.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/analiz-finansovogo-sostoyaniya-spk-im-vi-lenina.html
  • college.bystrickaya.ru/2-svatovstvo-zhenihov-i-v-shtal-odisseya-geroicheskaya-poema-stranstvij-vvedenie-odisseya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdatelstvo-s-petervurgskogo-universiteta-stranica-19.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-mre-n-kgn-ajnasi-cabati-masati-sabati-masattari.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.