.RU

Устойчивость микробов к антибиотикам

С течением времени популяция (но не отдельная особь) может приобрести устойчивость к воздействию химических веществ, таких как антибиотики и пестициды.

Все мы слышали пугающие истории о микробах, нечувствительных к антибиотикам. И действительно, многим в процессе лечения приходилось заменять один антибиотик на другой из-за того, что первый оказался неэффективным. Такое появление лекарственной устойчивости у популяции микроорганизмов — не странная месть матери-природы человечеству, а закономерное следствие теории эволюции.

Существование различий между членами популяции составляет один из основополагающих принципов эволюции. Сегодня известно, что эти различия заложены в генах. Более того, жизнь любого организма (будь то бактерия или человек) по существу представляет собой серию химических превращений молекул. Действие антибиотика состоит в том, что он служит ингибитором, то есть тормозит или подавляет какую-либо химическую реакцию, жизненно важную для микроба. Например, пенициллин блокирует молекулы, участвующие в строительстве новых клеточных оболочек бактерий. Действие пенициллина можно упрощенно сравнить с жевательной резинкой, наклеенной на ключ, которая будет препятствовать открыванию замка. (Пенициллин не оказывает влияния на человека или животных, потому что наружные оболочки наших клеток коренным образом отличаются от клеток бактерий.)

У определенной популяции бактерий возможны различия в форме молекул, на которые направлено действие антибиотиков. Одни молекулы оказываются более чувствительными к «наклеиванию» лекарства, другие — менее. Чисто случайно у небольшого количества бактерий молекулы окажутся такой формы, которая менее чувствительна к отрицательному влиянию какого-то антибиотика (например, пенициллина). При воздействии лекарства на данную популяцию это небольшое количество устойчивых бактерий уцелеет. Через много поколений натуральный отбор приведет к преобладанию бактерий, в геноме которых закодированы менее чувствительные к лекарству молекулы. В конце концов появится популяция микробов, полностью невосприимчивых к данному антибиотику.

Необходимо еще раз отметить, что этот эффект проявляется через много поколений. Ни одна отдельно взятая бактерия не может приобрести иммунитет — форма молекулы определяется генами и обычно не меняется в течение жизни организма.

В 1952 году американские генетики Джошуа и Эстер Ледерберг провели классический эксперимент по изучению устойчивости микробов к антибиотикам. В чашках Петри на обычных питательных средах были выращены колонии бактерий, затем часть каждой колонии перенесли на другие чашки, где в питательную среду был добавлен пенициллин. Большинство колоний после этого пересева погибли, но одна из них выжила. Тогда ученые вновь вернулись к первичной колонии (от которой отсевали уцелевшую) и снова перенесли ее на питательную среду с пенициллином. Колония вновь выжила, доказав, что она обладает устойчивостью к пенициллину, хотя никогда не подвергалась его воздействию. Этот эксперимент подтвердил представление о случайном характере устойчивости в популяции и о том, что устойчивость обусловлена естественным отбором.

Подобные эффекты наблюдаются и у высших организмов: например, у насекомых в процессе эволюции выработалась устойчивость к пестицидам, а у растений — к гербицидам. Механизм приспособления здесь такой же, как и у бактерий, которые приобрели устойчивость к антибиотикам. Случайным образом у некоторых особей в популяции появляются какие-то химические изменения в их природе, что позволяет им противодействовать влиянию пестицидов или гербицидов. Например, это могут быть особые молекулы, которые захватывают молекулы пестицида или гербицида и не позволяют им действовать. Или у этих особей могут вырабатываться химические вещества, удаляющие пестициды или гербициды из клеток организма прежде, чем эти яды успеют сильно повредить клетки. В результате естественного отбора организмы с такими особенностями выживают в первую очередь, и в конце концов вся популяция приобретет эту полезную особенность.

Зная о работах в области естественного отбора, ученые должны были бы ожидать такого поведения исследуемых организмов. Тот факт, что они этого не сделали, говорит нам скорее о несовершенстве человеческой природы, нежели о недостаточном эффекте антибиотиков и других химикатов. Однако эта приобретенная лекарственная устойчивость микробов вовсе не зачеркивает всего положительного, что принесли нам антибиотики и другие химические вещества. Это просто значит, что войну с болезнью нельзя выиграть в одной битве. Здесь можно провести аналогию с гонкой вооружений, в которой одна сторона добивается временного преимущества, а другая учится наносить ответный удар. Затем первая сторона разрабатывает контрудар на этот ответный удар, а другая сторона — противостоит контр-контрудару... Гонка вооружений никогда не кончается — так же, я подозреваю, никогда не закончится и наша битва с эволюционным потенциалом микробов. Главное — быть далеко впереди, чтобы держать болезни под контролем. И этого будет достаточно для победы.


v-shkolah-izhevska-poyavyatsya-narkoposti-narkokontrol.html
v-sibiri-zheleznie-dorogi-i-gidroelektrostancii-ne-postradali-ot-zemletryaseniya-informacionnoe-agentstvo-regnum-10022011.html
v-sk-zvezdnij-projdet-tretij-festival-boevih-iskusstv-podgotovlen-po-rezultatam-ezhednevnogo-monitoringa-i.html
v-socialnoj-rabote.html
v-soglasii-s-prirodoj.html
v-sovremennih-usloviyah-kogda-pered-obrazovatelno-vospitatelnimi-zavedeniyami-postavlena-zadacha-formirovaniya-kulturnih-intellektualnih-konkurentno-sostoyate.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/trudoemkost-modulej-i-vidov-uchebnoj-raboti-v-otnositelnih-edinicah-po-discipline-fizicheskaya-kultura.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kratkij-slovar-parallelizmov-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/re-est-kakaya-nibud-hitrost-chtobi-posortirovat-lookup-pole-kak-uznat-iz-programmi-otkuda-ona-zapushena-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-m-stranica-25.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obzor-armij-na-pole-bitvi-kurukshetra-stranica-46.html
  • exam.bystrickaya.ru/varianti-strategicheskogo-povedeniya-eksporterov.html
  • crib.bystrickaya.ru/issledovanie-vliyaniya-fizkulturnogo-obrazovaniya-roditelej-na-formirovanie-fizkulturnogo-obrazovaniya-mladshego-shkolnika.html
  • books.bystrickaya.ru/cherep-mutanta-stranica-2.html
  • university.bystrickaya.ru/frejya-asvinn-misterii-i-magiya-severa-runi-i-zhenskaya-sila-stranica-17.html
  • thesis.bystrickaya.ru/priobretenie-professionalnih-navikov-raboti-s-proektnoj-dokumentaciej.html
  • spur.bystrickaya.ru/meropriyatiya-posvyashennie-65-letiyu-pobedi-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-16-667-3-maya-2010-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/monitoring-soobshenij-smi-ob-obshestvennoj-palate-rf-za-noyabr2011-goda-stranica-15.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predmet-i-metod-ekonomicheskoj-nauki.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-iznosostojkosti-materialov-osnashenie-i-metodika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-itogah-deyatelnosti-upravleniya-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-prirodopolzovaniya-rosprirodnadzora-po-chuvashskoj-respublike-v-2008-godu-i-osnovnih-prioritetah-i-zadachah-na-2009-god.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-imeet-svoej-celyu-predstavlenie-zainteresovannoj-obshestvennosti-rezultatov-deyatelnosti-shkoli-osnovnih-napravlenij-i-perspektiv-ee-razvitiya-stranica-3.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vliyanie-fizicheskih-faktorov-na-mikroorganizmi.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obespechenie-obrazovatelnogo-processa-uchebnoj-i-uchebno-metodicheskoj-literaturoj-po-zayavlennim-k-licenzirovaniyu-obrazovatelnim-programmam-stranica-5.html
  • lesson.bystrickaya.ru/otoplenie-i-ventilyaciya-zhilogo-doma.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-kulturologiya-dlya-specialnosti-fakultet-dikt.html
  • studies.bystrickaya.ru/dlya-izbravshego-put-voina-borba-eto-zhizn-a-zhizn-eto-borba-i-rukovodstvo-dlya-poiska-garmonii-vnutri-sebya-ibo-sama-garmoniya-eto-sut-zhizni-a-poisk-eyo-stranica-13.html
  • shkola.bystrickaya.ru/termidorianskij-perevorot-2.html
  • diploma.bystrickaya.ru/za-pervij-kvartal-2009-goda-v-v-pavlov-kontaktnoe-lico.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-praktika-stimulirovaniya-resursosnabzhayushih-organizacij-k-resursosberezheniyu-u-potrebitelej.html
  • university.bystrickaya.ru/gorodskaya-predmetnaya-nedelya-obuchenie-vdohnovenie-tvorchestvo.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-centralnoj-stranica-11.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/orudijnaya-deyatelnost-v-istorii-stanovleniya-i-razvitiya-anglijskogo-yazika.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zdravstvujte-kollegi-raziskivayu-barsuka-sergeya-vipusknika-moskovskogo-voku-1985-goda-mozhet-bit-kto-nibud-iz-vas-s-nim-sluzhil-libo-sluzhit-v-nastoyashee-vremya-stranica-2.html
  • student.bystrickaya.ru/1-parcifal-parzival-volfram-fon-eshenbah-anzhujskij-korol-pogibaet-na-pole-bitvi-po-drevnemu-obichayu-tron-perehodit-k-starshemu-sinu-no-tot-milostivo-pred.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soobshenie-o-posledstviyah-neschastnogo-sluchaya-s-postradavshim-koncepciya-modernizacii-rossijskogo-obrazovaniya-na.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-3-krome-bezuslovnih-kassacionnih-osnovanij-t-e-teh-processualnih-narushenij-kotorie-vsegda.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-2-metodologicheskie-osnovi-logopedii-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-osnovam-logopedii-razrabotan-dlya-studentov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskoe-pismo-o-provedenii-gosudarstvennogo-vipusknogo-ekzamena-po-russkomu-yaziku-i-matematike-v-2009-2010-uchebnom-godu.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroki-matematiki-v-6-klasse-po-teme-okruzhnost-krug.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-tretya-perevod-s-anglijskogo-p-molchanova-e-tarasovoj-obshaya-redakciya-v-grusheckogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.