.RU

Утопия и антиутопия в научной фантастике - часть 7

Роман путешествий, приключений является и авантюрным романом. Ж. Верн пытался соединять приключенческий роман и роман "технико-географический". Г. Уэллс же в большей мере был фантастом, он, в отличие от Ж. Верна, искал новые научные принципы, а не говорил о техническом воплощении старых, как это делал Ж. Верн (Ж. Верн писал о подводной лодке, когда эта лодка уже существовала; он только увеличил ее размеры и придал ей новое энергетическое оснащение). Г. Уэллс двигался в сторону новой науки, представленной для него новой физикой.

То было время бурного развития науки, "переходящей от накопления материала к общим выводам, открывающей новые миры в недрах материи и на других планетах. Электромагнитные колебания, гамма-лучи, проблема четвертого измерения - все это в те годы волновало не только узкий круг ученых, но и широко обсуждалось в газетах и популярных журналах" [73] .

Это был мир тех идей, которыми жил Г. Уэллс. Сферу науки он соединял с жизнью. И именно на этой почве вырастала фантастика Г. Уэллса, которая уходила своими корнями в окружающую ее реальность. Романы Г. Уэллса основываются на научном материале, но писатель часто допускает и научную фантастику, вымышленные научные изобретения. Чаще всего - это чистый вымысел, смелое предположение, далеко выходящее за пределы наших знаний, прием, позволяющий писателю перенести своего героя (или героев) в необычную обстановку - в далекое будущее, на другую планету, или в мир, изменивший свои привычные пропорции.

Ярким примером такого приема является роман "Люди как боги". Эта утопия была написана в 1923 году. Автор намечает путь от сегодняшних неурядиц к счастливому будущему, изображенному в этом романе. Г. Уэллс в конце своего творчества обращается к жанру утопии. Причины перехода к утопии он раскрывает в статье "Приключения человечества" [74] .

Отличие утопии "Люди как боги" Г. Уэллса от классического жанра утопии заключается в том, что это не утопия в чистом виде.

Его утопическое общество проверяется землянами на пригодность жизни в нем. И оказывается, что они не в состоянии жить там.

Роман "Люди как боги" не устрашает и не запугивает. “К тому времени мне уже надоело обращаться с игривыми иносказаниями к миру, занятому саморазрушением. Я был слишком уверен, что близкое будущее готовит людям сильные и жестокие переживания, и не хотел обыгрывать это в книгах. Мир, потрясаемый катаклизмами, не нуждается в новых фантазиях и катаклизмах” [75] .

Роман "Люди как боги" не является чистой утопией в общепринятом смысле слова. В основе сюжета романа лежит необычное происшествие, случившееся с главным героем Барнстейплом. Барнстейпл ехал по сельской дороге. Вдруг он услышал звук лопнувшей струны, и сразу все вокруг него переменилось. Его окружал необычной красоты пейзаж, он увидел прекрасных, обнаженных людей, необычайно усовершенствованные автомобили и самолеты, ручных леопардов. Так мистер Барнстейпл попал в Утопию. Как выяснилось, утопийцы проводили опыты по связи миров, лежащих в разных плоскостях, и к ним переместился кусочек чужого мира вместе с несколькими автомобилистами, проезжавшими в этот момент по дороге, - в том числе и с мистером Барнстейплом.

Прибытие землян нарушает спокойное течение жизни в Утопии. Они принесли с собой болезни, давно здесь уничтоженные, и по всей стране начинают бушевать страшнейшие эпидемии. Земляне и в другом отношении оказываются неподходящими обитателями для Утопии. Одного из них, священника, шокирует нагота утопийцев, и он набрасывается на них, пытаясь силой повязать им хотя бы фартучки. Отсутствие в Утопии института брака приводит его на грань умопомешательства, и он грозит гееной огненной мужчинам и женщинам. Другой человек, светский, думает, что здесь у него будет немало галантных приключений, но при первой же попытке получает решительный и быстрый отпор, после чего, лежа на полу, решает вести себя иначе. Но подобные недоразумения не приводят еще к открытому конфликту между утопийцами и землянами. Утопийцы - люди терпимые.

Таким образом, в отличие от классической утопии, дающей абстрактный идеал будущего и строящей сюжет на описании, основанном на рационалистических принципах, в романе Г. Уэллса сюжетом движет острый конфликт между землянами и людьми утопического государств. Утопический роман включает характерное для Уэллса предупреждение: идеально устроенное общество не может благополучно существовать в этом мире, не вызывая у представителей иных государственных организаций желания завоевать его или разрушить, ибо современные люди еще не созрели для новых отношений, для нового государства.

Вооруженная борьба начинается, когда группа землян решает захватить Утопию и установить в ней свои порядки. Землянам удается убить двух утопийцев, но на этом и кончаются их военные успехи: утопийцы, отрезав верхушку утеса, на котором укрепились земляне, отправляют их в мировое пространство. Уцелел только мистер Барнстейпл, который сразу понял, что мир Утопии - это его мир, и пытался помешать авантюре землян.

В этом романе можно найти все черты, присущие утопическому жанру. В романе использован эффект отчуждения: перед нами предстает совершенное общество, находящееся вне реального мира, везде мы встречаем полное единомыслие среди жителей этого общества и, следовательно, там нет конфликтов. Мир этой утопии устроенный, упорядоченный. Если в классической утопии нет сатиры, ибо главное - жизнеутверждающий пафос, то у Уэллса соединяются утопия с антиутопией, поэтому сюжет включает не только описание общественного устройства идеального общества, но и сатиру на своих современников, погрязших в пороках и не готовых к жизни в подобном обществе. "Люди как боги" - это попытка оглянуться на реальный мир, соотнести утопию с жестокой реальностью. Точки соприкосновения с реальным миром дают возможность развернуть сюжет романа. В утопии нет "я", поэтому Г. Уэллс не дает характеры людей, изображает их упрощено. У Уэллса детально рассмотрены только характеры землян: мистера Барнстейпла, мистера Берли - знаменитого лидера консервативной партии, Гуперта Кэтскилла.

Важную роль в романе играет фантастика. Например, способ перемещения героев в Утопию, мысленный способ общения между утопийцами, существование параллельных миров, но несмотря на некоторые антиутопические элементы, в этом романе нет внутренней полемики с утопией, как у антиутопии, есть утверждение идеала, поэтому можно говорить о романе "Люди как боги" как об утопии.

Таким образом, сюжет романов-утопий "Таинственный остров", "Дети капитана Гранта", "Двадцать тысяч лье под водой" Ж. Верна, "Люди как боги" Г. Уэллса строится как приключенческий. В романах есть тайны, карты, путешествия, чудо. Приключенческий конфликт организует действие этих произведений. Кроме того, сюжет включает научную фантастику. Романы насыщены научным материалом: изобретениями, открытиями, догадками, есть условнонаучные главы, где чудо и наука не разделимы.

Все это служит выражению замысла автора - нарисовать образ идеального общества, поэтому по законам жанра утопии сюжет включает элемент описательности.


§ 3 Хронотоп в научно-фантастических романах Ж. Верна и Г. Уэллса.

Утопический идеал государства в романах Ж. Верна и Г. Уэллса влияет на поэтику их произведений, в частности на хронотоп.

Пространство в произведениях замкнуто - остров, подводная лодка, отдельная страна, т.к. в изображаемых обществах нет конфликтов, то время как бы застывает в неподвижности, мир является устроенным, упорядоченным.

Но писатели не всегда изображают этот мир без опоры на реальность, как это свойственно многим утопиям.

Ж. Верн подчеркивал: "Я всегда стою одной ногой в действительность" [76] . Поэтому, наверное, многие из его смелых пророчеств смогли сбыться. "Писатель живет в местах, которые описывает. Воображение переносит его туда, и он видит их так отчетливо, что создает у нас впечатление реального присутствия, это и является существенной чертой его творческой манеры" [77] .

География и естествознание соседствуют с техническими и точными науками. Фантастика географическая свободно уживается с инженерной.

Так, в "Двадцать тысяч лье под водой" исследуются мировые воды, которые делятся на пять главных водоемов: Северный Ледовитый океан, Южный Ледовитый океан, Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан. Путешествие начинается с Бруклина, главного пригорода Нью-Йорка, именно оттуда отплывает фрегат "Авраам Линкольн" на поиски появившегося в морях чудовища. Встреча с чудовищем, которое оказывается подводной лодкой происходит под 31° 15 ' северной широты и 136° 42 ' восточной долготы. Необходимо заметить, что характерной особенностью романов Ж. Верна является точность дат, мест. На протяжении всего романа читателя сопровождают точные даты, вплоть до часов и минут ("Шестого июля, около трех часов пополудни, "Авраам Линкольн" обогнул в пятнадцати милях к югу, скалу на оконечности Южной Америки, которую голландские моряки назвали мысом Горн" [78] , "Фрегат находился под 31° 15 ' северной широты и 136 ° 42 ' восточной долготы. Пробило восемь часов" [79] ), название мест, маршрутов, упоминаются даже мельчайшие острова, течения, проливы ("Путь "Наутилуса" лежал по одному из течений, обозначенному на карте под японским названием "Куро-Сиво", что значит "Черная река". Выйдя из Бенгальского залива, согретое отвесными лучами тропического солнца, это течение проходит через Малаккский пролив, идет вдоль берегов Азии и, огибая их в северной части Тихого океана, достигает Алеутских островов..." [80] ).


vedenie-buhgalterskogo-ucheta-na-osnove-reshenij-1s-chast-3.html
vedenie-delovih-peregovorov-rukovoditelej.html
vedenie-lichnih-del-rabotnikov.html
vedenie-selskogo-hozyajstva-v-usloviyah-radioaktivnogo-zagryazneniya.html
vedicheskaya-literatura.html
vedmi-za-granicej.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-osnovi-islamskoj-dogmatiki-etiki-i-kulturi-dlya-napravleniya-030900-68-yurisprudenciya.html
  • report.bystrickaya.ru/kamennij-vorobej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rost-kachestvennih-harakteristik-upravlencheskogo-personala-iz-chisla-molodih-specialistov-kak-faktor-povisheniya-konkurentosposobnosti-promishlennih-predpriyatij-stranica-15.html
  • books.bystrickaya.ru/elektronnoe-pravitelstvo-v-stranah-aziatsko-tihookeanskogo-regiona-na-primere-yuzhnoj-korei-i-singapura.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/ma-pochemu-zachem-dlya-chego-ma-pimastn-pirnpe-i-a-andreev-isbn-5-87315-005-2-izdatelstvo-russika.html
  • report.bystrickaya.ru/istoriya-i-teoriya-psihoanaliza.html
  • klass.bystrickaya.ru/analiz-metodicheskoj-raboti-za-2009-2010-uchebnij-god.html
  • education.bystrickaya.ru/-2-pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-voennih-tribunalov-petuhov-n-a-istoriya-voennih-sudov-rossii-monografiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-vipusknoj-kvalifikacionnoj-diplomnoj-raboti-grafik-vipusknoj-kvalifikacionnoj-diplomnoj-raboti-zadanie-na-vipusknuyu-kvalifikacionnuyu-diplomnuyu-rabotu.html
  • exam.bystrickaya.ru/ussoviet-relations-essay-research-paper-us.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-federalnoe-gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-v-isshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/planirovanie-marketinga-na-primere-25gosnii-mo-rf.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referatov-po-discipline-buhgalterskij-uchet.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/ya-s-yadgarov-istoriya-i-filosofiya-nauki.html
  • literature.bystrickaya.ru/bilet1-predmet-ekonomicheskoj-teorii-mikroekonomika-i-makroekonomika-stranica-3.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-tvorcheskoe-obedinenie-ya-futbolist-vozrast-detej-6-15-let-srok-realizacii-programmi-3-goda-pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-oao-associaciya-montazhavtomatika-za-2010-god-svedeniya-ob-obshestve.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-vipusknikov-po-specialnosti-040101-socialnaya-rabota-povishennij-uroven-obrazovaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-mo-uchitelej-russkogo-yazika-i-literaturi-na-2008-2009-g.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-dumu-vnesen-zakonoproekt-o-nalogovom-uchete-operacij-strahovshikov-po-pryamomu-vozmesheniyu-ubitkov.html
  • student.bystrickaya.ru/1naimenovanie-raboti-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-na-postavku-kontrolno-izmeritelnih-priborov.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/himicheskaya-svyaz-tipi-vzaimodejstviya-molekul.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-rozenberg-l-e-birdcell-ml-kak-zapad-stal-bogatim-stranica-22.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-predmetnogo-kruzhka-zemlya-nash-dom.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-dlya-obshestvennogo-portala-po-monitoringu-krizisnih-situacij-respubliki-tiva-tema-socialno-psihologicheskaya-pomosh-naseleniyu-v-usloviyah-sejsmicheskoj-ugrozi-sokrashyonnaya-versiya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/yaslishal-eti-rasskazi-pod-akkermanom-v-bessarabii-na-morskom-beregu.html
  • uchit.bystrickaya.ru/the-adjective-grammatika-anglijskogo-yazika.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologicheskie-aspekti-ustojchivogo-razvitiya-i-harakterizuyushie-ego-indikatori.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-sisteme-ocenok-form-poryadke-i-perodichnosti-promezhutochnoj-i-itogovoj-attestacii-obuchayushihsya-i.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-raboti-s-personalom-v-organizaciyah-elektroenergeticheskoj-otrasli.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-37-zvuchit-banalno-no-vse-na-svete-imeet-svoyu-cenu-cena-voina-eto-skolko-vremeni-i-deneg-chto-sut-odno.html
  • turn.bystrickaya.ru/optimizaciya-nalogovih-platezhej-s-pomoshyu-offshorov.html
  • klass.bystrickaya.ru/4nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-programma-razvitiya-spbgu-5-obrazovatelnaya-deyatelnost-6-kolichestvo-obrazovatelnih.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/brachnij-dogovor-v-rossijskoj-federacii-chast-19.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.