Утопия и антиутопия в научной фантастике - часть 7
.RU

Утопия и антиутопия в научной фантастике - часть 7

Роман путешествий, приключений является и авантюрным романом. Ж. Верн пытался соединять приключенческий роман и роман "технико-географический". Г. Уэллс же в большей мере был фантастом, он, в отличие от Ж. Верна, искал новые научные принципы, а не говорил о техническом воплощении старых, как это делал Ж. Верн (Ж. Верн писал о подводной лодке, когда эта лодка уже существовала; он только увеличил ее размеры и придал ей новое энергетическое оснащение). Г. Уэллс двигался в сторону новой науки, представленной для него новой физикой.

То было время бурного развития науки, "переходящей от накопления материала к общим выводам, открывающей новые миры в недрах материи и на других планетах. Электромагнитные колебания, гамма-лучи, проблема четвертого измерения - все это в те годы волновало не только узкий круг ученых, но и широко обсуждалось в газетах и популярных журналах" [73] .

Это был мир тех идей, которыми жил Г. Уэллс. Сферу науки он соединял с жизнью. И именно на этой почве вырастала фантастика Г. Уэллса, которая уходила своими корнями в окружающую ее реальность. Романы Г. Уэллса основываются на научном материале, но писатель часто допускает и научную фантастику, вымышленные научные изобретения. Чаще всего - это чистый вымысел, смелое предположение, далеко выходящее за пределы наших знаний, прием, позволяющий писателю перенести своего героя (или героев) в необычную обстановку - в далекое будущее, на другую планету, или в мир, изменивший свои привычные пропорции.

Ярким примером такого приема является роман "Люди как боги". Эта утопия была написана в 1923 году. Автор намечает путь от сегодняшних неурядиц к счастливому будущему, изображенному в этом романе. Г. Уэллс в конце своего творчества обращается к жанру утопии. Причины перехода к утопии он раскрывает в статье "Приключения человечества" [74] .

Отличие утопии "Люди как боги" Г. Уэллса от классического жанра утопии заключается в том, что это не утопия в чистом виде.

Его утопическое общество проверяется землянами на пригодность жизни в нем. И оказывается, что они не в состоянии жить там.

Роман "Люди как боги" не устрашает и не запугивает. “К тому времени мне уже надоело обращаться с игривыми иносказаниями к миру, занятому саморазрушением. Я был слишком уверен, что близкое будущее готовит людям сильные и жестокие переживания, и не хотел обыгрывать это в книгах. Мир, потрясаемый катаклизмами, не нуждается в новых фантазиях и катаклизмах” [75] .

Роман "Люди как боги" не является чистой утопией в общепринятом смысле слова. В основе сюжета романа лежит необычное происшествие, случившееся с главным героем Барнстейплом. Барнстейпл ехал по сельской дороге. Вдруг он услышал звук лопнувшей струны, и сразу все вокруг него переменилось. Его окружал необычной красоты пейзаж, он увидел прекрасных, обнаженных людей, необычайно усовершенствованные автомобили и самолеты, ручных леопардов. Так мистер Барнстейпл попал в Утопию. Как выяснилось, утопийцы проводили опыты по связи миров, лежащих в разных плоскостях, и к ним переместился кусочек чужого мира вместе с несколькими автомобилистами, проезжавшими в этот момент по дороге, - в том числе и с мистером Барнстейплом.

Прибытие землян нарушает спокойное течение жизни в Утопии. Они принесли с собой болезни, давно здесь уничтоженные, и по всей стране начинают бушевать страшнейшие эпидемии. Земляне и в другом отношении оказываются неподходящими обитателями для Утопии. Одного из них, священника, шокирует нагота утопийцев, и он набрасывается на них, пытаясь силой повязать им хотя бы фартучки. Отсутствие в Утопии института брака приводит его на грань умопомешательства, и он грозит гееной огненной мужчинам и женщинам. Другой человек, светский, думает, что здесь у него будет немало галантных приключений, но при первой же попытке получает решительный и быстрый отпор, после чего, лежа на полу, решает вести себя иначе. Но подобные недоразумения не приводят еще к открытому конфликту между утопийцами и землянами. Утопийцы - люди терпимые.

Таким образом, в отличие от классической утопии, дающей абстрактный идеал будущего и строящей сюжет на описании, основанном на рационалистических принципах, в романе Г. Уэллса сюжетом движет острый конфликт между землянами и людьми утопического государств. Утопический роман включает характерное для Уэллса предупреждение: идеально устроенное общество не может благополучно существовать в этом мире, не вызывая у представителей иных государственных организаций желания завоевать его или разрушить, ибо современные люди еще не созрели для новых отношений, для нового государства.

Вооруженная борьба начинается, когда группа землян решает захватить Утопию и установить в ней свои порядки. Землянам удается убить двух утопийцев, но на этом и кончаются их военные успехи: утопийцы, отрезав верхушку утеса, на котором укрепились земляне, отправляют их в мировое пространство. Уцелел только мистер Барнстейпл, который сразу понял, что мир Утопии - это его мир, и пытался помешать авантюре землян.

В этом романе можно найти все черты, присущие утопическому жанру. В романе использован эффект отчуждения: перед нами предстает совершенное общество, находящееся вне реального мира, везде мы встречаем полное единомыслие среди жителей этого общества и, следовательно, там нет конфликтов. Мир этой утопии устроенный, упорядоченный. Если в классической утопии нет сатиры, ибо главное - жизнеутверждающий пафос, то у Уэллса соединяются утопия с антиутопией, поэтому сюжет включает не только описание общественного устройства идеального общества, но и сатиру на своих современников, погрязших в пороках и не готовых к жизни в подобном обществе. "Люди как боги" - это попытка оглянуться на реальный мир, соотнести утопию с жестокой реальностью. Точки соприкосновения с реальным миром дают возможность развернуть сюжет романа. В утопии нет "я", поэтому Г. Уэллс не дает характеры людей, изображает их упрощено. У Уэллса детально рассмотрены только характеры землян: мистера Барнстейпла, мистера Берли - знаменитого лидера консервативной партии, Гуперта Кэтскилла.

Важную роль в романе играет фантастика. Например, способ перемещения героев в Утопию, мысленный способ общения между утопийцами, существование параллельных миров, но несмотря на некоторые антиутопические элементы, в этом романе нет внутренней полемики с утопией, как у антиутопии, есть утверждение идеала, поэтому можно говорить о романе "Люди как боги" как об утопии.

Таким образом, сюжет романов-утопий "Таинственный остров", "Дети капитана Гранта", "Двадцать тысяч лье под водой" Ж. Верна, "Люди как боги" Г. Уэллса строится как приключенческий. В романах есть тайны, карты, путешествия, чудо. Приключенческий конфликт организует действие этих произведений. Кроме того, сюжет включает научную фантастику. Романы насыщены научным материалом: изобретениями, открытиями, догадками, есть условнонаучные главы, где чудо и наука не разделимы.

Все это служит выражению замысла автора - нарисовать образ идеального общества, поэтому по законам жанра утопии сюжет включает элемент описательности.


§ 3 Хронотоп в научно-фантастических романах Ж. Верна и Г. Уэллса.

Утопический идеал государства в романах Ж. Верна и Г. Уэллса влияет на поэтику их произведений, в частности на хронотоп.

Пространство в произведениях замкнуто - остров, подводная лодка, отдельная страна, т.к. в изображаемых обществах нет конфликтов, то время как бы застывает в неподвижности, мир является устроенным, упорядоченным.

Но писатели не всегда изображают этот мир без опоры на реальность, как это свойственно многим утопиям.

Ж. Верн подчеркивал: "Я всегда стою одной ногой в действительность" [76] . Поэтому, наверное, многие из его смелых пророчеств смогли сбыться. "Писатель живет в местах, которые описывает. Воображение переносит его туда, и он видит их так отчетливо, что создает у нас впечатление реального присутствия, это и является существенной чертой его творческой манеры" [77] .

География и естествознание соседствуют с техническими и точными науками. Фантастика географическая свободно уживается с инженерной.

Так, в "Двадцать тысяч лье под водой" исследуются мировые воды, которые делятся на пять главных водоемов: Северный Ледовитый океан, Южный Ледовитый океан, Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан. Путешествие начинается с Бруклина, главного пригорода Нью-Йорка, именно оттуда отплывает фрегат "Авраам Линкольн" на поиски появившегося в морях чудовища. Встреча с чудовищем, которое оказывается подводной лодкой происходит под 31° 15 ' северной широты и 136° 42 ' восточной долготы. Необходимо заметить, что характерной особенностью романов Ж. Верна является точность дат, мест. На протяжении всего романа читателя сопровождают точные даты, вплоть до часов и минут ("Шестого июля, около трех часов пополудни, "Авраам Линкольн" обогнул в пятнадцати милях к югу, скалу на оконечности Южной Америки, которую голландские моряки назвали мысом Горн" [78] , "Фрегат находился под 31° 15 ' северной широты и 136 ° 42 ' восточной долготы. Пробило восемь часов" [79] ), название мест, маршрутов, упоминаются даже мельчайшие острова, течения, проливы ("Путь "Наутилуса" лежал по одному из течений, обозначенному на карте под японским названием "Куро-Сиво", что значит "Черная река". Выйдя из Бенгальского залива, согретое отвесными лучами тропического солнца, это течение проходит через Малаккский пролив, идет вдоль берегов Азии и, огибая их в северной части Тихого океана, достигает Алеутских островов..." [80] ).


vedenie-buhgalterskogo-ucheta-na-osnove-reshenij-1s-chast-3.html
vedenie-delovih-peregovorov-rukovoditelej.html
vedenie-lichnih-del-rabotnikov.html
vedenie-selskogo-hozyajstva-v-usloviyah-radioaktivnogo-zagryazneniya.html
vedicheskaya-literatura.html
vedmi-za-granicej.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zaregistrirovano-v-minyuste-rf-1-sentyabrya-2009-g-stranica-8.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotaciya-metodicheskie-ukazaniya-po-izucheniyu-disciplini-tehnologiya-i-organizaciya-stroitelnogo-proizvodstva-dlya.html
  • school.bystrickaya.ru/grazhdanskie-pravootnosheniya-chast-7.html
  • pisat.bystrickaya.ru/taganrogskij-gosudarstvennij-radiotehnicheskij-universitet-stranica-13.html
  • shkola.bystrickaya.ru/novie-podhodi-k-lecheniyu-depressij-pri-affektivnih-rasstrojstvah-bipolyarnogo-tipa-chast-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/atmosfernie-fronti-geografiya-nauchno-pedagogicheskaya-deyatelnost-gomel-uo-ggu-im-f-skorini-2009.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-materiali-o-molodyozhnom-pravitelstve-monitoring-smi-o-meropriyatiyah-ministerstva-po-fizicheskoj-kulture-sportu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sasha-pilnikov-leonid-panteleev.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravovoe-regulirovanie-plan-uchebnogo-processa-v-institute-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-pgups-na-2012.html
  • apprentice.bystrickaya.ru/zashita-ot-umnogo-ili-umnaya-zashita-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhnostnaya-instrukciya-brigadira-uborochnoj-brigadi-kadrovoe-deloproizvodstvo-kadrovaya-sluzhba-s-nulya-36-svezhij-vzglyad-na-kollektivnij-dogovor-natalya-tolbuhina-stranica-3.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-na-konferencii-den-filologa-97.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-pohishenie-novogo-goda.html
  • essay.bystrickaya.ru/dzhek-henneford-skazka-pro-treh-porosyat.html
  • institut.bystrickaya.ru/stihijnie-bedstviya-vo-francii-kniga-sostoit-iz-dvuh-chastej-pervaya-zhuliki-dobro-pozhalovat-vo-franciyu.html
  • turn.bystrickaya.ru/otgruzka-selskohozyajstvennoj-produkcii-selskohozyajstvennimi-organizaciyami-v-yanvare-fevrale-2012-goda.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadanie-3-evolyuciya-chelovecheskogo-obshestva-a-i-kravchenko-rekomendovano-ministerstvom-obrazovaniya-rossijskoj-federacii.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-provedeniya-dnya-otkritih-dverej-30042010g-publichnij-otchyot-doklad.html
  • reading.bystrickaya.ru/kodeks-rf-glava-23-nalog-na-dohodi-fizicheskih-lic-stranica-2.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-iz-pesni-slova-ne-vikinesh-uchrezhdenie-rossijskoj-akademii-obrazovaniya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vooruzhenie-vojsk-moskovskoj-rusi-kniga-bogato-illyustrirovana-snabzhena-nauchnim-apparatom-i-predstavlyaet-interes.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sekciya-istorii-russkoj-kulturi-i-kulturologii-xxxviii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/staruha-izergil-stranica-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zachet-ekzamen-uchebnij-plan-20062007-uch-g-specialnost-060813-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatiyah-transporta.html
  • bystrickaya.ru/zagalna-harakteristika-oborotnih-koshtv-pdprimstva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tabl2-inostrannie-studenti-obuchayushiesya-v-spbigo-po-ochnoj-forme-obucheniya-2005-2006-gg.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vyara-ivanova-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nachat-nuzhno-s-vvedeniya-v-kotorom-bi-ti-oboznachila-celi-i-zadachi-raboti-oharakterizovala-kratko-literaturu-kotoruyu-ti-prochitala.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-russkogo-yazika-kak-inostrannogo-problemi-prepodavaniya-rki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rapacevich-evgenij-stepanovich-byulleten-novih-postuplenij.html
  • control.bystrickaya.ru/diod-md-218-os-1-perechen-aviacionno-tehnicheskogo-imushestva-podlezhashego-proverke-na-sootvetstvie-norm-tehnicheskih.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rasskaz-biznes-partneru-iz.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshestvo-mechti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-lic-kotorim-v-2009-godu-prisuzhdeni-premii-dlya-podderzhki-talantlivoj-molodezhi-stranica-13.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-shutka-na-syuzheti-bratev-grimm-dejstvuyushie-lica.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.