.RU

Утопия и антиутопия в научной фантастике - часть 7

Роман путешествий, приключений является и авантюрным романом. Ж. Верн пытался соединять приключенческий роман и роман "технико-географический". Г. Уэллс же в большей мере был фантастом, он, в отличие от Ж. Верна, искал новые научные принципы, а не говорил о техническом воплощении старых, как это делал Ж. Верн (Ж. Верн писал о подводной лодке, когда эта лодка уже существовала; он только увеличил ее размеры и придал ей новое энергетическое оснащение). Г. Уэллс двигался в сторону новой науки, представленной для него новой физикой.

То было время бурного развития науки, "переходящей от накопления материала к общим выводам, открывающей новые миры в недрах материи и на других планетах. Электромагнитные колебания, гамма-лучи, проблема четвертого измерения - все это в те годы волновало не только узкий круг ученых, но и широко обсуждалось в газетах и популярных журналах" [73] .

Это был мир тех идей, которыми жил Г. Уэллс. Сферу науки он соединял с жизнью. И именно на этой почве вырастала фантастика Г. Уэллса, которая уходила своими корнями в окружающую ее реальность. Романы Г. Уэллса основываются на научном материале, но писатель часто допускает и научную фантастику, вымышленные научные изобретения. Чаще всего - это чистый вымысел, смелое предположение, далеко выходящее за пределы наших знаний, прием, позволяющий писателю перенести своего героя (или героев) в необычную обстановку - в далекое будущее, на другую планету, или в мир, изменивший свои привычные пропорции.

Ярким примером такого приема является роман "Люди как боги". Эта утопия была написана в 1923 году. Автор намечает путь от сегодняшних неурядиц к счастливому будущему, изображенному в этом романе. Г. Уэллс в конце своего творчества обращается к жанру утопии. Причины перехода к утопии он раскрывает в статье "Приключения человечества" [74] .

Отличие утопии "Люди как боги" Г. Уэллса от классического жанра утопии заключается в том, что это не утопия в чистом виде.

Его утопическое общество проверяется землянами на пригодность жизни в нем. И оказывается, что они не в состоянии жить там.

Роман "Люди как боги" не устрашает и не запугивает. “К тому времени мне уже надоело обращаться с игривыми иносказаниями к миру, занятому саморазрушением. Я был слишком уверен, что близкое будущее готовит людям сильные и жестокие переживания, и не хотел обыгрывать это в книгах. Мир, потрясаемый катаклизмами, не нуждается в новых фантазиях и катаклизмах” [75] .

Роман "Люди как боги" не является чистой утопией в общепринятом смысле слова. В основе сюжета романа лежит необычное происшествие, случившееся с главным героем Барнстейплом. Барнстейпл ехал по сельской дороге. Вдруг он услышал звук лопнувшей струны, и сразу все вокруг него переменилось. Его окружал необычной красоты пейзаж, он увидел прекрасных, обнаженных людей, необычайно усовершенствованные автомобили и самолеты, ручных леопардов. Так мистер Барнстейпл попал в Утопию. Как выяснилось, утопийцы проводили опыты по связи миров, лежащих в разных плоскостях, и к ним переместился кусочек чужого мира вместе с несколькими автомобилистами, проезжавшими в этот момент по дороге, - в том числе и с мистером Барнстейплом.

Прибытие землян нарушает спокойное течение жизни в Утопии. Они принесли с собой болезни, давно здесь уничтоженные, и по всей стране начинают бушевать страшнейшие эпидемии. Земляне и в другом отношении оказываются неподходящими обитателями для Утопии. Одного из них, священника, шокирует нагота утопийцев, и он набрасывается на них, пытаясь силой повязать им хотя бы фартучки. Отсутствие в Утопии института брака приводит его на грань умопомешательства, и он грозит гееной огненной мужчинам и женщинам. Другой человек, светский, думает, что здесь у него будет немало галантных приключений, но при первой же попытке получает решительный и быстрый отпор, после чего, лежа на полу, решает вести себя иначе. Но подобные недоразумения не приводят еще к открытому конфликту между утопийцами и землянами. Утопийцы - люди терпимые.

Таким образом, в отличие от классической утопии, дающей абстрактный идеал будущего и строящей сюжет на описании, основанном на рационалистических принципах, в романе Г. Уэллса сюжетом движет острый конфликт между землянами и людьми утопического государств. Утопический роман включает характерное для Уэллса предупреждение: идеально устроенное общество не может благополучно существовать в этом мире, не вызывая у представителей иных государственных организаций желания завоевать его или разрушить, ибо современные люди еще не созрели для новых отношений, для нового государства.

Вооруженная борьба начинается, когда группа землян решает захватить Утопию и установить в ней свои порядки. Землянам удается убить двух утопийцев, но на этом и кончаются их военные успехи: утопийцы, отрезав верхушку утеса, на котором укрепились земляне, отправляют их в мировое пространство. Уцелел только мистер Барнстейпл, который сразу понял, что мир Утопии - это его мир, и пытался помешать авантюре землян.

В этом романе можно найти все черты, присущие утопическому жанру. В романе использован эффект отчуждения: перед нами предстает совершенное общество, находящееся вне реального мира, везде мы встречаем полное единомыслие среди жителей этого общества и, следовательно, там нет конфликтов. Мир этой утопии устроенный, упорядоченный. Если в классической утопии нет сатиры, ибо главное - жизнеутверждающий пафос, то у Уэллса соединяются утопия с антиутопией, поэтому сюжет включает не только описание общественного устройства идеального общества, но и сатиру на своих современников, погрязших в пороках и не готовых к жизни в подобном обществе. "Люди как боги" - это попытка оглянуться на реальный мир, соотнести утопию с жестокой реальностью. Точки соприкосновения с реальным миром дают возможность развернуть сюжет романа. В утопии нет "я", поэтому Г. Уэллс не дает характеры людей, изображает их упрощено. У Уэллса детально рассмотрены только характеры землян: мистера Барнстейпла, мистера Берли - знаменитого лидера консервативной партии, Гуперта Кэтскилла.

Важную роль в романе играет фантастика. Например, способ перемещения героев в Утопию, мысленный способ общения между утопийцами, существование параллельных миров, но несмотря на некоторые антиутопические элементы, в этом романе нет внутренней полемики с утопией, как у антиутопии, есть утверждение идеала, поэтому можно говорить о романе "Люди как боги" как об утопии.

Таким образом, сюжет романов-утопий "Таинственный остров", "Дети капитана Гранта", "Двадцать тысяч лье под водой" Ж. Верна, "Люди как боги" Г. Уэллса строится как приключенческий. В романах есть тайны, карты, путешествия, чудо. Приключенческий конфликт организует действие этих произведений. Кроме того, сюжет включает научную фантастику. Романы насыщены научным материалом: изобретениями, открытиями, догадками, есть условнонаучные главы, где чудо и наука не разделимы.

Все это служит выражению замысла автора - нарисовать образ идеального общества, поэтому по законам жанра утопии сюжет включает элемент описательности.


§ 3 Хронотоп в научно-фантастических романах Ж. Верна и Г. Уэллса.

Утопический идеал государства в романах Ж. Верна и Г. Уэллса влияет на поэтику их произведений, в частности на хронотоп.

Пространство в произведениях замкнуто - остров, подводная лодка, отдельная страна, т.к. в изображаемых обществах нет конфликтов, то время как бы застывает в неподвижности, мир является устроенным, упорядоченным.

Но писатели не всегда изображают этот мир без опоры на реальность, как это свойственно многим утопиям.

Ж. Верн подчеркивал: "Я всегда стою одной ногой в действительность" [76] . Поэтому, наверное, многие из его смелых пророчеств смогли сбыться. "Писатель живет в местах, которые описывает. Воображение переносит его туда, и он видит их так отчетливо, что создает у нас впечатление реального присутствия, это и является существенной чертой его творческой манеры" [77] .

География и естествознание соседствуют с техническими и точными науками. Фантастика географическая свободно уживается с инженерной.

Так, в "Двадцать тысяч лье под водой" исследуются мировые воды, которые делятся на пять главных водоемов: Северный Ледовитый океан, Южный Ледовитый океан, Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан. Путешествие начинается с Бруклина, главного пригорода Нью-Йорка, именно оттуда отплывает фрегат "Авраам Линкольн" на поиски появившегося в морях чудовища. Встреча с чудовищем, которое оказывается подводной лодкой происходит под 31° 15 ' северной широты и 136° 42 ' восточной долготы. Необходимо заметить, что характерной особенностью романов Ж. Верна является точность дат, мест. На протяжении всего романа читателя сопровождают точные даты, вплоть до часов и минут ("Шестого июля, около трех часов пополудни, "Авраам Линкольн" обогнул в пятнадцати милях к югу, скалу на оконечности Южной Америки, которую голландские моряки назвали мысом Горн" [78] , "Фрегат находился под 31° 15 ' северной широты и 136 ° 42 ' восточной долготы. Пробило восемь часов" [79] ), название мест, маршрутов, упоминаются даже мельчайшие острова, течения, проливы ("Путь "Наутилуса" лежал по одному из течений, обозначенному на карте под японским названием "Куро-Сиво", что значит "Черная река". Выйдя из Бенгальского залива, согретое отвесными лучами тропического солнца, это течение проходит через Малаккский пролив, идет вдоль берегов Азии и, огибая их в северной части Тихого океана, достигает Алеутских островов..." [80] ).


vedenie-buhgalterskogo-ucheta-na-osnove-reshenij-1s-chast-3.html
vedenie-delovih-peregovorov-rukovoditelej.html
vedenie-lichnih-del-rabotnikov.html
vedenie-selskogo-hozyajstva-v-usloviyah-radioaktivnogo-zagryazneniya.html
vedicheskaya-literatura.html
vedmi-za-granicej.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sposoben-vnosit-vklad-v-planirovanie-sozdanie-i-realizaciyu-proektov-v-oblasti-upravleniya-personalom.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/operacionnij-usilitel.html
  • college.bystrickaya.ru/32obobshenie-uchebno-metodicheskoe-posobie-po-prakticheskoj-grammatike-anglijskogo-yazika-dlya-samostoyatelnoj.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-joshkar-ola-2008-bbk-p6-udk-631-145636-612-014-4-stranica-10.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-proizvodstvennaya-sanitariya-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-tpu-tomsk-2010.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnoj-celevoj-programmi-preduprezhdenie-i-borba-s-zabolevaniyami-socialnogo-haraktera-2002-2006-godi.html
  • learn.bystrickaya.ru/godovojotche-t-otkritogo-akcionernogo-obshestva-ust-doneckij-port-za-2006-god.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-sovmestnogo-zasedaniya-na-temu-konkurentosposobnost-aktivov-rossijskih-tovaroproizvoditelej-problemi-i-vozmozhnosti-zakonodatelnogo-regulirovaniya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kratkoe-soderzhanie-raboti-nelinejnie-dinamicheskie-modeli-prostranstvenno-razvitih-sistem-reshetki-svyazannih-otobrazhenij.html
  • college.bystrickaya.ru/15-novizna-16-obosnovanie-moskovskij-gosudarstvennij-institut-elektroniki-i-matematiki.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instituti-institucionalnie-izmeneniya-i-funkcionirovanie-ekonomiki-stranica-4.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voennie-prokuraturi-kratkij-konspekt-lekcij-2009-g-batichko-v-t-prokurorskij-nadzor-konspekt-lekcij-2009-g.html
  • turn.bystrickaya.ru/popova-ee-sbornik-statej-studentov-i-aspirantov-po-materialam-nauchnoj-konferencii-vserossijskogo-foruma-molodih.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-seminara-turizm.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otveti-na-tipichnie-voprosi-razrabotchikov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prokuratura-hanti-mansijskogo-avtonomnogo-okruga-gorod-v-licah-datah-i-faktah-istoriya-predpriyatij-i-uchrezhdenij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tyuhaj-zhanna-stepanovna-klassnij-rukovoditel-1-4-klassov.html
  • institut.bystrickaya.ru/turizm-v-rossii-sostoyanie-i-perspektivi.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-byudzhetnoe-ustrojstvo-i-byudzhetnij-o-nadelenii-statusom-gorodskogo-okruga-i-municipalnogo-rajona-municipalnih.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/smi-internet-izdaniya-16-06-2009-mediaset-vsya-rossiya-novosti-regionov.html
  • writing.bystrickaya.ru/administrativnie-pravonarusheniya-v-selskom-hozyajstve-chast-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/translyaciya-nravstvennih-idealov-soderzhanie-transliruemih-nravstvennih-idealov-proekta-granta.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/priklyucheniya-gincha.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-smert-kniga-samogo-izvestnogo-amerikanskogo-hudozhnikaavangardista-superzvezdi-andegraunda-6070h-godov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/literatura-po-kategoriyam-stranica-25.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kategoriya-vida-kratkij-konspekt-lekcij-po-teoreticheskoj-grammatike-sovremennogo-anglijskogo-yazika-lekciya-1-predmet.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-kastello-muratov-pavel-pavlovich-obrazi-italii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sistema-nacionalnogo-schetovodstva-specialnost.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-17-strahi-detej-psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-s-ispolzovaniem-informacionno-kommunikacionnih-tehnologij-ikt-predmet-geografiya-urok-izucheniya-novogo-materiala-tema.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-14-715-25-aprelya-2011-g-stranica-25.html
  • crib.bystrickaya.ru/instrukciya-podumajte-o-situaciyah-v-kotorih-vashi-zhelaniya-otlichayutsya-ot-zhelanij-drugogo-cheloveka-kak-vi-obichno-vedete-sebya-v-takih-situaciyah.html
  • pisat.bystrickaya.ru/transportnaya-dostupnost-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-publichnij-doklad.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-predmeta-nemeckij-yazik-dlya-7-g-klassa-na-2011-2012-uchebnij-god-stranica-5.html
  • turn.bystrickaya.ru/paradigma-stranica-10.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.