.RU

Утопия и антиутопия в научной фантастике - часть 7

Роман путешествий, приключений является и авантюрным романом. Ж. Верн пытался соединять приключенческий роман и роман "технико-географический". Г. Уэллс же в большей мере был фантастом, он, в отличие от Ж. Верна, искал новые научные принципы, а не говорил о техническом воплощении старых, как это делал Ж. Верн (Ж. Верн писал о подводной лодке, когда эта лодка уже существовала; он только увеличил ее размеры и придал ей новое энергетическое оснащение). Г. Уэллс двигался в сторону новой науки, представленной для него новой физикой.

То было время бурного развития науки, "переходящей от накопления материала к общим выводам, открывающей новые миры в недрах материи и на других планетах. Электромагнитные колебания, гамма-лучи, проблема четвертого измерения - все это в те годы волновало не только узкий круг ученых, но и широко обсуждалось в газетах и популярных журналах" [73] .

Это был мир тех идей, которыми жил Г. Уэллс. Сферу науки он соединял с жизнью. И именно на этой почве вырастала фантастика Г. Уэллса, которая уходила своими корнями в окружающую ее реальность. Романы Г. Уэллса основываются на научном материале, но писатель часто допускает и научную фантастику, вымышленные научные изобретения. Чаще всего - это чистый вымысел, смелое предположение, далеко выходящее за пределы наших знаний, прием, позволяющий писателю перенести своего героя (или героев) в необычную обстановку - в далекое будущее, на другую планету, или в мир, изменивший свои привычные пропорции.

Ярким примером такого приема является роман "Люди как боги". Эта утопия была написана в 1923 году. Автор намечает путь от сегодняшних неурядиц к счастливому будущему, изображенному в этом романе. Г. Уэллс в конце своего творчества обращается к жанру утопии. Причины перехода к утопии он раскрывает в статье "Приключения человечества" [74] .

Отличие утопии "Люди как боги" Г. Уэллса от классического жанра утопии заключается в том, что это не утопия в чистом виде.

Его утопическое общество проверяется землянами на пригодность жизни в нем. И оказывается, что они не в состоянии жить там.

Роман "Люди как боги" не устрашает и не запугивает. “К тому времени мне уже надоело обращаться с игривыми иносказаниями к миру, занятому саморазрушением. Я был слишком уверен, что близкое будущее готовит людям сильные и жестокие переживания, и не хотел обыгрывать это в книгах. Мир, потрясаемый катаклизмами, не нуждается в новых фантазиях и катаклизмах” [75] .

Роман "Люди как боги" не является чистой утопией в общепринятом смысле слова. В основе сюжета романа лежит необычное происшествие, случившееся с главным героем Барнстейплом. Барнстейпл ехал по сельской дороге. Вдруг он услышал звук лопнувшей струны, и сразу все вокруг него переменилось. Его окружал необычной красоты пейзаж, он увидел прекрасных, обнаженных людей, необычайно усовершенствованные автомобили и самолеты, ручных леопардов. Так мистер Барнстейпл попал в Утопию. Как выяснилось, утопийцы проводили опыты по связи миров, лежащих в разных плоскостях, и к ним переместился кусочек чужого мира вместе с несколькими автомобилистами, проезжавшими в этот момент по дороге, - в том числе и с мистером Барнстейплом.

Прибытие землян нарушает спокойное течение жизни в Утопии. Они принесли с собой болезни, давно здесь уничтоженные, и по всей стране начинают бушевать страшнейшие эпидемии. Земляне и в другом отношении оказываются неподходящими обитателями для Утопии. Одного из них, священника, шокирует нагота утопийцев, и он набрасывается на них, пытаясь силой повязать им хотя бы фартучки. Отсутствие в Утопии института брака приводит его на грань умопомешательства, и он грозит гееной огненной мужчинам и женщинам. Другой человек, светский, думает, что здесь у него будет немало галантных приключений, но при первой же попытке получает решительный и быстрый отпор, после чего, лежа на полу, решает вести себя иначе. Но подобные недоразумения не приводят еще к открытому конфликту между утопийцами и землянами. Утопийцы - люди терпимые.

Таким образом, в отличие от классической утопии, дающей абстрактный идеал будущего и строящей сюжет на описании, основанном на рационалистических принципах, в романе Г. Уэллса сюжетом движет острый конфликт между землянами и людьми утопического государств. Утопический роман включает характерное для Уэллса предупреждение: идеально устроенное общество не может благополучно существовать в этом мире, не вызывая у представителей иных государственных организаций желания завоевать его или разрушить, ибо современные люди еще не созрели для новых отношений, для нового государства.

Вооруженная борьба начинается, когда группа землян решает захватить Утопию и установить в ней свои порядки. Землянам удается убить двух утопийцев, но на этом и кончаются их военные успехи: утопийцы, отрезав верхушку утеса, на котором укрепились земляне, отправляют их в мировое пространство. Уцелел только мистер Барнстейпл, который сразу понял, что мир Утопии - это его мир, и пытался помешать авантюре землян.

В этом романе можно найти все черты, присущие утопическому жанру. В романе использован эффект отчуждения: перед нами предстает совершенное общество, находящееся вне реального мира, везде мы встречаем полное единомыслие среди жителей этого общества и, следовательно, там нет конфликтов. Мир этой утопии устроенный, упорядоченный. Если в классической утопии нет сатиры, ибо главное - жизнеутверждающий пафос, то у Уэллса соединяются утопия с антиутопией, поэтому сюжет включает не только описание общественного устройства идеального общества, но и сатиру на своих современников, погрязших в пороках и не готовых к жизни в подобном обществе. "Люди как боги" - это попытка оглянуться на реальный мир, соотнести утопию с жестокой реальностью. Точки соприкосновения с реальным миром дают возможность развернуть сюжет романа. В утопии нет "я", поэтому Г. Уэллс не дает характеры людей, изображает их упрощено. У Уэллса детально рассмотрены только характеры землян: мистера Барнстейпла, мистера Берли - знаменитого лидера консервативной партии, Гуперта Кэтскилла.

Важную роль в романе играет фантастика. Например, способ перемещения героев в Утопию, мысленный способ общения между утопийцами, существование параллельных миров, но несмотря на некоторые антиутопические элементы, в этом романе нет внутренней полемики с утопией, как у антиутопии, есть утверждение идеала, поэтому можно говорить о романе "Люди как боги" как об утопии.

Таким образом, сюжет романов-утопий "Таинственный остров", "Дети капитана Гранта", "Двадцать тысяч лье под водой" Ж. Верна, "Люди как боги" Г. Уэллса строится как приключенческий. В романах есть тайны, карты, путешествия, чудо. Приключенческий конфликт организует действие этих произведений. Кроме того, сюжет включает научную фантастику. Романы насыщены научным материалом: изобретениями, открытиями, догадками, есть условнонаучные главы, где чудо и наука не разделимы.

Все это служит выражению замысла автора - нарисовать образ идеального общества, поэтому по законам жанра утопии сюжет включает элемент описательности.


§ 3 Хронотоп в научно-фантастических романах Ж. Верна и Г. Уэллса.

Утопический идеал государства в романах Ж. Верна и Г. Уэллса влияет на поэтику их произведений, в частности на хронотоп.

Пространство в произведениях замкнуто - остров, подводная лодка, отдельная страна, т.к. в изображаемых обществах нет конфликтов, то время как бы застывает в неподвижности, мир является устроенным, упорядоченным.

Но писатели не всегда изображают этот мир без опоры на реальность, как это свойственно многим утопиям.

Ж. Верн подчеркивал: "Я всегда стою одной ногой в действительность" [76] . Поэтому, наверное, многие из его смелых пророчеств смогли сбыться. "Писатель живет в местах, которые описывает. Воображение переносит его туда, и он видит их так отчетливо, что создает у нас впечатление реального присутствия, это и является существенной чертой его творческой манеры" [77] .

География и естествознание соседствуют с техническими и точными науками. Фантастика географическая свободно уживается с инженерной.

Так, в "Двадцать тысяч лье под водой" исследуются мировые воды, которые делятся на пять главных водоемов: Северный Ледовитый океан, Южный Ледовитый океан, Индийский океан, Атлантический океан, Тихий океан. Путешествие начинается с Бруклина, главного пригорода Нью-Йорка, именно оттуда отплывает фрегат "Авраам Линкольн" на поиски появившегося в морях чудовища. Встреча с чудовищем, которое оказывается подводной лодкой происходит под 31° 15 ' северной широты и 136° 42 ' восточной долготы. Необходимо заметить, что характерной особенностью романов Ж. Верна является точность дат, мест. На протяжении всего романа читателя сопровождают точные даты, вплоть до часов и минут ("Шестого июля, около трех часов пополудни, "Авраам Линкольн" обогнул в пятнадцати милях к югу, скалу на оконечности Южной Америки, которую голландские моряки назвали мысом Горн" [78] , "Фрегат находился под 31° 15 ' северной широты и 136 ° 42 ' восточной долготы. Пробило восемь часов" [79] ), название мест, маршрутов, упоминаются даже мельчайшие острова, течения, проливы ("Путь "Наутилуса" лежал по одному из течений, обозначенному на карте под японским названием "Куро-Сиво", что значит "Черная река". Выйдя из Бенгальского залива, согретое отвесными лучами тропического солнца, это течение проходит через Малаккский пролив, идет вдоль берегов Азии и, огибая их в северной части Тихого океана, достигает Алеутских островов..." [80] ).


vedenie-buhgalterskogo-ucheta-na-osnove-reshenij-1s-chast-3.html
vedenie-delovih-peregovorov-rukovoditelej.html
vedenie-lichnih-del-rabotnikov.html
vedenie-selskogo-hozyajstva-v-usloviyah-radioaktivnogo-zagryazneniya.html
vedicheskaya-literatura.html
vedmi-za-granicej.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sistemi-byudzhetirovaniya-klassifikaciya-i-vibor.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/literatura-kurs-upravlenie-proektami-avtori-soolyatte-andrej-yurevich-razdel-i-shulimov-andrej-vladimirovich.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-4-trudovie-resursi-i-ih-ispolzovanie-firmami-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-osnovi-ekonomicheskoj.html
  • teacher.bystrickaya.ru/globalizaciya-istochniki-processa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-klimaticheskaya-adaptaciya-praktikum-l-i-gubareva-o-m-mizireva-t-m-churilova-ekologiya-cheloveka-praktikum.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-tretya-perevod-vasilij-temnov.html
  • write.bystrickaya.ru/g-m-gajdarov-d-m-n-professor-ministr-zdravoohraneniya-irkutskoj-oblasti-zav-kafedroj.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-itogah-raboti-vremennoj-komissii-narodnogo-sobraniya-respubliki-ingushetiya-po-proverke-faktov-narusheniya-prav-grazhdan-v-respublike-ingushetiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/programmirovanie-v-matlab.html
  • bukva.bystrickaya.ru/tema-14-tolkovanie-norm-prava-programma-disciplini-teoriya-gosudarstva-i-prava-dlya-specialnosti-030501-65-yurisprudenciya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prosmotr-teleprogrammi-nablyudenie-za-sostoyaniem-pacienta-razgovor-po-telefonu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rassmotren-na-pedagogicheskom-sovete.html
  • control.bystrickaya.ru/bilet-5-bilet-1.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-komandi-dlya-realizacii-proekta-chast-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-p-g-bordovskij-informatika-elektronnie-tablici-ms-excel-2003-praktikum.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-skazka-po-teme-leksika.html
  • turn.bystrickaya.ru/politicheskie-novosti-pravovaya-baza-udusheniya-biznesa-23-03-2010-12.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-v-federalnij-zakon-o-naimenovaniyah-geograficheskih-obektov.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zhizn-i-vozzreniya-k-g-yunga-karl-gustav-yung-rodilsya-26-iyulya-1875-g-v-shvejcarskom-mestechke-kesvil-v-seme-svyashennika-evangelicheski-reformatskoj-cerkvi-semya-yu-stranica-22.html
  • report.bystrickaya.ru/harakiri-dlya-predsedatelya-ilya-stogoff-revolyuciya-sejchas.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-napisaniyu-esse-metodicheskie-ukazaniya-k-samostoyatelnoj-rabote-studentov-specialnost-030602-svyazi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/selekciya-rabota-sovetskih-selekcionerov-v-godi-vov.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-po-tuzisyarmusskoj-oosh-po-prazdnovaniyu.html
  • crib.bystrickaya.ru/i-refleksiya-tanca-v-istoriko-kulturologiches-kom-kontekste.html
  • abstract.bystrickaya.ru/4-j-semestr-uchebno-metodicheskij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izdatelstvo-gamilton-diletanti-stranica-8.html
  • notebook.bystrickaya.ru/han-chzhipin-student-3-kursa-blagoveshenskij-gosudarstvennij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vedomstvennie-normativnie-dokumenti-vipusk-10-oktyabr-2006g-stranica-43.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rostelekom-organizoval-obuchenie-rabote-s-oborudovaniem-press-sluzhba-oao-tattelekom-dajdzhest-smi.html
  • gramota.bystrickaya.ru/za-atomnoj-izmenoj-chto-stoit-za-kommunizmom-frank-brittton.html
  • spur.bystrickaya.ru/matematicheskoe-obespechenie-vichislitelnih-sistem.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-k-kolin-aktualnie-filosofskie-problemi-informatiki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lgoti-predostavlyaemie-pri-postuplenii-v-meitu-v-2010g-pobeditelyam-i-prizeram-olimpiad-shkolnikov-vklyuchennih-v-perechen-olimpiad-shkolnikov-na-2009-2010-uchebnij-god.html
  • grade.bystrickaya.ru/morris-dik-message-bolshe-chem-dengi-grachev-m-n-politicheskaya-kommunikaciya-teoreticheskie-koncepcii-modeli-vektori-razvitiya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/smetna-palata.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.