.RU

В 90-х годах ХХ века – начале XXI века медиаобразование в Скандинавии продолжало набирать темпы


^ В 90-х годах ХХ века – начале XXI века медиаобразование в Скандинавии продолжало набирать темпы.
В Дании, например, медиаобразование сегодня интегрировано в различные предметы (искусство, датский и иностранные языки и т.д.), хотя и не имеет устойчивого официального статуса, так как Министерство образования пока не включило медиаобразование в качестве обязательного раздела Национального учебного плана. В процессе занятий, конечно, затрагиваются такие ключевые понятия, как «агентство медиа» и «технологии медиа», однако главной целью многих датских педагогов является воспитание демократически мыслящего гражданина [Tufte, 1999]. В некоторых школах читается специальный 24-х часовой курс по медиакультуре.

Довольно активную медиаобразовательную деятельность развернул Датский киноинститут (Der Danske Filminstitut). Однако многие инновационные проекты в Дании основываются на энтузиазме отдельных исследователей и не получают существенной государственной поддержки.

Что же касается высшего образования, то здесь нельзя не отметить деятельность Датской королевской педагогической школы в Копенгагене, где курсы по медиаобразованию преподаются уже около 15 лет. Дисциплины по медиа читаются сегодня в Копенгагенском университете (Kobenhavns Universitet), в Odense Universitet и др. Профессию медиапедагога можно получить на факультете медиаобразования в Aarhus Universitet.

На датском фоне современное положение в медиаобразовании в Норвегии выглядит более выигрышно. Учебный план, введенный в действие с 1997 года, предусматривает целенаправленное изучение медиатекстов (телевизионных, интернетных, газетных и т.д.), их роли в социуме и т.д. Значительное место в плане отводится практическим занятиям, на которых учащиеся могут создавать свои собственные медиатексты, обсуждать, анализировать телепередачи, статьи, фильмы и т.д. В школьных занятиях медиаобразовательного цикла на практику отводится 60% учебных часов, и только 40% - на теорию [Panhoff, p.36].

Правда, некоторые норвежские исследователи [Tonnessen, 2002] отмечают, что социальные проблемы, связанные с функционированием медиа, теперь незаслуженно отошли на второй план. Впрочем, учебный план предусматривает широкий круг дисциплин по выбору, поэтому медиаобразовательные знания и умения учащихся могут быть существенно расширены факультативно.

Э.С.Тоннесен пишет, что интерес к медиаобразованию в Норвегии часто связан с текущими правительственными компаниями [Tonnessen, 2002]. К примеру, в 1995 году правительство Норвегии развернуло масштабную акцию борьбы с показом насилия на экране. В рамках «защитной» («инъекционной») парадигмы медиаобразование рассматривалось государственными структурами как эффективное средство защиты от негативного влияния медиатекстов. Спустя три года правительство возложила основные медиаобразовательные функции на Норвежский киноинститут.

Существенным подспорьем норвежскому медиаобразованию служат учебники и учебные пособия, а также издание специального журнала для педагогов «Медиа в школе» (Media I Skolen), в 2002 году переименованного в Tilt. Этот иллюстрированный научно-методический журнал вот уже свыше десяти лет редактирует один из ведущих норвежских медиапедагогов – Т.Панхофф (T.Panhoff).

В Норвегии по-прежнему активно развивается традиционное кинообразование. На сегодняшний день там работают свыше 70 киноклубов для взрослых, молодежи и школьников. Ассоциации медиаобразования и киноклубов (они объединяют около 11 тысяч членов) поддерживают систему медиаобразования как в школах, так и в университетах.

Обучение преподавателей в Норвегии предусматривает возможность годичной элективной специализации в области медиаобразования. Однако в итоге в среднем лишь каждый двадцатый норвежский преподаватель имеет специальную подготовку в области медиапедагогики.

С 90-х годов медиаобразование было официально включено в национальный учебный план Финляндии. Цели медиаобразования аналогичны общепринятым – развитие способностей к анализу и созданию медиатекстов различных типов и жанров, критического мышления, формирование гражданской позиции для полноценной жизни в современном информационном мире.

Национальное Министерство образования разработало план конкретных действия в этой области: каждый школьник и студент должен обладать медиакомпетентностью, для чего активно расширяется использование информационных сетей и результатов научных исследований. В целом развитие компетентности, требуемой информационным обществом, начинается с обучением ключевых фигур – преподавателей и медиапрофессионалов. Главное препятствие интенсивного распространения медиаобразования в Финляндии - недостаток соответствующим образом подготовленных педагогов.

Аналогичным путем развивается сегодня медиаобразование в Швеции, где оно официально интегрировано в национальный учебный план с осени 2000 года. Шведские педагоги давно уже переориентировались от «протекционистской» медиаобразовательной концепции к культурологической, включающей развитие критического мышления аудитории. Медиаобразование в учебных заведениях преследует следующие основные цели: восприятие и анализ медиатекстов различных видов и жанров, изучение особенностей языка медиа, процесса создания произведений медиакультуры, воспитание ответственного гражданина современного демократического общества. Впрочем, каждая школа может трактовать медиаобразовательный спектр учебного плана по-своему, выделяя те или иные приоритеты.

Медиапедагоги Швеции объединены в Ассоциацию медиаграмотности (BMK – Barn Media Kunskap), которая активно внедряет медиапедагогические подходы по отношению к аудитории самого разного возраста – от младших школьников до студенческой молодежи и взрослых.

Один из ведущих шведских исследователей и медиапедагогов С. фон Фейлитцен (Cecilia von Feilitzen) видит важную роль медиаобразования в его востребованности учащимися и студентами, в развитии критического мышления аудитории, ее практических умений создания собственных медиатекстов, в распространении демократических ценностей, в использовании позитивных сторон глобализации [Feilitzen, 1999, pp.8-9]. Не случайно, что именно Швеция с 1997 года была избрана как база для открытия Международной палаты ЮНЕСКО «Дети, молодежь и медиа» (The UNESCO International Clearinghouse on Children, Youth and Media), которая активно занимается пропагандой медиаобразования, организует международные конференции, издает книги и справочники, поддерживает интернетный сайт (http://www.nordicom.gu.se).
Примечания
Dahl, A.G. (1984). Mediekunnskap. Oslo.

Feilitzen, C. von. (1999). A Rational for Media Education. In: Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.4-11.

Kehittamissuunnitelma (1999) ^ Koulutus ja tutkimus vuosina 1999–2004. Helsinki: Opetusministerio.

Lasswell, H.D. (1948). The Structure and Function of Communication in Society. In: Bryson (Ed.). The Communication of Ideas. New York: Harper.

Minkkinen S. (1978). A General Curricular Model for Mass Media Education. Paris: UNESCO.

Minkkinen S., Nordenstreng K. (1983). Finland: Brave Plans and Grave Problems. Perpects. Vol. XIII. N 2.

Minkkinen S., Nordenstreng K. (1984). Finland: Vers l’egalite’ devant l’information et la culture. Paris: UNESCO, p. 215-230.

Minkkinen, S. (1977). Media Education in Scandinavia. Finland. In: Media Studies in Education (1977). Paris: UNESCO, pp.56-68.

Panhoff, T. (2002). The Amandus Experience: A Norwegian Concept of Practical Film Work//Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Отв. ред. А.В.Федоров. – М.: Изд-во Гос. ун-та управления. - С. 36-37.

Pedersen, J. (1977). Media Education in Scandinavia. Denmark. In: ^ Media Studies in Education. Paris: UNESCO, pp.48-56.

Tonnessen, E.S. (2002). Media Education in Norway. In: Hart, A./Suss, D. (Eds.) Media Education in 12 European Countries. Zurich: Swiss Federal Institute of Technology.

Tufte, B. (1999). Media Education in Europe. Special Focus on the Scandinavian Countries. In: ^ Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education and Cultural Affairs & UNESCO, pp.162-176.

Лидеры медиаобразования в Скандинавии

Дал, Эшли Гир (Asle Gire Dahl) – профессор National College for Teachers of Commerce, Honefoss (Норвегия). Одна из пионеров движения медиаобразования в Норвегии, в частности – медиаобразования учителей. Активно занимается дидактическими вопросами медиапедагогики. Автор ряда научных трудов и монографий. Неоднократный участник многих национальных и международных конференций по медиаобразованию

Избранные работы Э.Г.Дал

Dahl, A.G. (1981). Media Education in Norway. Oslo: Ministry of Church and Education.

Dahl. A.G. (1983). L’initiation aux medias en milieu scolaire. Perspectives, XIII (2), pp.213-223.

Dahl, A.G. (1984). Mediekunnskap. Aschehoug: Utvalgte kapitler.

Dahl, A.G. (1985). ^ Media Education for Teachers in the Norhern Countries (Scandinavia). Tristrand, pp.24-43.

Панхофф, Тригве (Trygve Panhoff) – один из ведущих медиапедагогов Норвегии. Долгое время работал учителем иностранных языков и медиа в школе, возглавлял Норвежскую Ассоциацию медиаобразования (Norwegian Association for Media Education - LMU). C 1994 года – советник Норвежского киноклассификационного комитета. Свыше десяти лет – главный редактор медиапедагогического журнала Tilt (издававшийся ранее под названиями Media i Skolen и Media i Skole og Samfunn). Кроме скандинавских языков блестяще говорит на английском, немецком и французском. Неоднократный участник международных конференций по медиаобразованию, кинофестивалей, педагогических семинаров (в том числе – и в России).
^ Избранные работы Т.Панхоффа
Skarderud, A. & Panhoff, T. (Eds.) (1975). Filmspraaket (The Film Language). Oslo: Norsk Korrespondanseskole.

Panhoff, T. (2002). The Amandus Experience: A Norwegian Concept of Practical Film Work. In: Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Ред. А.В.Федоров. – М.: Гос. ун-т управления, 2002. – С.36-37.

Туфте, Биргит (Birgitte Tufte) – доктор наук, профессор Датской королевской педагогической школы (Копенгаген, Дания). Активно занимается исследовательской работой в области медиаобразования. Автор ряда научных работ и монографий. Неоднократная участница и организатор многих национальных и международных конференций по медиаобразованию.

vi-moralnie-granici-evgeniki-habermas-yu-budushee-chelovecheskoj-prirodi-per-s-nem.html
vi-otpravite-svoego-rebenka-v-federalnij-nemoskovskij-vuz-radio-37-radio-rsn-novosti-17-10-2008-bogdanov-yurij-19-00-37.html
vi-poslednij-krestovij-pohod-lyudovik-svyatoj-i-ego-korolevstvo.html
vi-razdel-drevnij-kitaj-rabochaya-programma-napravlenie-030600-istoriya.html
vi-smerdyakov-f-m-dostoevskij-bratya-karamazovi.html
vi-teoriya-realizacii-marksa-sobranie-sochinenij-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-argumentacii-v-sudebnom-diskurse-10-02-19-teoriya-yazika.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-marchenko-departament-po-delam-molodezhi-administracii-yaroslavskoj-oblasti-sredstva-massovoj-informacii-o-molodezhnoj.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uravnenie-s-dvumya-bespartijnimi-grizlov-b-v-monitoring-smi-17-aprelya-2008-g.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-sravnitelnaya-tipologiya-nemeckogo-i-russkogo-yazikov-dlya-specialnosti-033200-inostrannij-yazik-kvalifikaciya-specialista-uchitel-nemeckogo-yazika.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-i-plaksij-dokladi-i-materiali.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabota-251-65-sravnitelnoe-opredelenie-uglekislogo-gaza-vo-vdihaemom-i-vidihaemom-vozduhe.html
  • tasks.bystrickaya.ru/26-poryadok-razrabotki-proekta-kollektivnogo-dogovora-i-ego-zaklyucheniya-opredelyaetsya.html
  • education.bystrickaya.ru/1833-predohraniteli-predohraniteli-razediniteli-napryazheniem-vishe-1kv.html
  • literatura.bystrickaya.ru/specifikaciya-programmi-uwert-tekst-programmi-uwert-dokazatelstvo-korrektnosti-programmi-uwert-organizaciya-mnogookonnogo-interfejsa-i-dialoga-v-prilozheniyah.html
  • college.bystrickaya.ru/12razvitie-ponyatiya-prava-sobstvennosti-dlya-zakaza-etoj-ili-novoj-raboti-svyazhites-telefon-8-962-232-35-31-icq-562-555.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trakt-dannih-tipichnogo-processora-konspekt-lekcij-po-kursu-organizaciya-evm-i-sistem-dlya-studentov-specialnosti.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/krizis-nauki-nravstvennosti-i-kulturi.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-gou-kk-kkidppo-o-prioritetnih-napravleniyah-uchebno-metodicheskogo-processa-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-krasnodarskogo-kraya-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-s-semyami-nahodyashiesya-v-socialno-opasnom-polozhenii-publichnij-doklad-mou-karginskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-otkritij-v-fizike-konca-xix-pervoj-polovini-hh-veka-naglyadno-illyustriruet-process-sozdaniya-mifologii-v-nauke.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/442-nizhnee-povolzhe-uchebnoe-posobie-rekomendovano-nauchno-metodicheskim-sovetom-universiteta-belgorod.html
  • lesson.bystrickaya.ru/neftegazonosnost-karbonatnih-porod.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-ustojchivosti-finansovogo-polozheniya-predpriyatiya.html
  • crib.bystrickaya.ru/kategoriya-vremeni-glagola-v-yukagirskom-yazike-na-primere-yazika-tundrennih-yukagirov-specialnost-10-02-02-yaziki-narodov-rossijskoj-federacii-uralo-altajskie-yaziki.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava11-formirovanie-specificheskih-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednih-pedagogicheskih-uchebnih-zavedenij.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/analiz-i-ocenka-predprinimatelskoj-deyatelnosti-predpriyatiya-ooo-oberon-chast-9.html
  • holiday.bystrickaya.ru/najti-svoyu-stayu-prinadlezhnost-kak-blagodat-klarissa-pinkola-estes.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informacionnaya-cennost-issledovaniya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoriya-mirozdaniya-na-osnove-obedineniya-izvestnih-fizicheskih-teorij-stranica-12.html
  • klass.bystrickaya.ru/basnya-vorona-i-lisica-i-a-krilov.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchastnik-razmesheniya-zakaza-izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyuchit-gosudarstvennij-kontrakt.html
  • letter.bystrickaya.ru/mif-o-keike-i-alkione.html
  • writing.bystrickaya.ru/forma-5-obrazec-titulnogo-lista-zayavki-zayavka-na-uchastie-v-otkritom-aukcione.html
  • predmet.bystrickaya.ru/regionalnaya-ekonomika-byulleten-novih-postuplenij-za-oktyabr-dekabr-2003-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predlagaemaya-avtorom-struktura-kazhdoj-lekcii-e-yu-anohina-nekotorie-didakticheskie-harakteristiki-zadachnogo-materiala.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-sostoit-iz-chetireh-chastej-vpervoj-predstavleni-dva-doklada-instituta-globalizacii-i-socialnih-dvizhenij-podgotovlennie-pod-rukovodstvom-v-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/1-svirsk-territoriya-effektivnoj-ekonomiki-koncepciya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-kobshemu-sobraniyu-akcionerov-otkritogo-akcionernogo-obshestva-oao-lazurnaya-stranica-3.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplina-ds-02-02-metrologicheskoe-obespechenie-tovarodvizheniya-indeks-naimenovanie-disciplini.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yu-l-belkina-m-l-belkin-aktualnie-problemi-molodezhi-v-usloviyah-izmenyayushejsya-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.