.RU

В. А. Исследование представлений о творчестве у студентов - страница 7


70

В третью группу вошли подростки (47%) с эмоциональной неустойчиво­стью, наличием в прошлом агрессивного, импульсивного, аутоагрессивного по­ведения, акцентуациями характера, патохарактерологическими реакциями, сома­тическими заболеваниями.

В четвертую группу вошли подростки (20%) с выраженной психической патологией: патохарактерологическое развитие личности, органические пораже­ния головного мозга, олигофрения в легкой степени дебильности.

Особый интерес для проведения психокоррекционной работы, на мой взгляд, представляют воспитанники, входящие в состав второй и третьей групп. В то время как подростки из первой группы подвергались успешному воздейст­вию педагогических и воспитательных мер, а четвертая группа в большей степе­ни требовала к себе внимания психиатров.

Психокоррекционная работа строится на основе результатов психодиагно­стического обследования, а также наблюдения за поведением подростка. Учиты­вается обстановка в семье, характер взаимоотношений со сверстниками, особен­ности адаптации к условиям жизни в закрытом учебно-воспитательном учреж­дении. На каждого воспитанника заводится Карта личности, куда заносится вся необходимая информация.

При помощи перечисленных выше методов психодиагностики выявляют­ся слабые и сильные стороны характера подростка, которые, с одной стороны требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой - составляют здоро­вый психологический потенциал личности, на который можно опираться в про­цессе воспитания и перевоспитания. Выявляются возможные акцентуации ха­рактера, которые также учитываются педагогами и воспитателями в процессе работы с воспитанником. Третья часть подростков, находящихся в училище, об­наружила акцентуацию характера по эпилептоидиому типу. С этими ребятами проводятся различные виды психологической разгрузки с целью снятия психи­ческого напряжения. С небольшими группами подростков (5-6 человек) прово­дятся занятия по саморегуляции, на которых ребята могут овладеть простейши­ми навыками управления своим состоянием. Хочу отметить, что в ходе такого занятия каждый подросток достигает своего результата, но в общем, все те, кто посещали занятия регулярно, стали лучше спать, быстрее засыпают и сон в ноч­ное время стал более полноценным (по отзывам ребят и сотрудников-дежурных в ночное время в спальне).

Диагностика уровня интеллектуального развития проводится с целью, во-первых, чтобы выявить или отвергнуть предположения о возможной олигофре­нии, отставаниях или задержке психического развития и, во-вторых, чтобы на­метить пути коррекции умственного развития у подростков без отклонений в этой сфере.

Психологический климат в училище постоянно улучшается, что является хорошим поазателем для успешного выполнения задач, стоящих перед коррек-ционно-реабилитационными заведениями. В таблице указано в процентном вы­ражении количество уважаемых или положительно воспринимаемых сотрудни­ков.

по деловым качествам по личностным качествам



1991 г.

1994 г.

1996 г.

37,13 41,08

36,12 42,14

58,9

62,7

71

Каждый сотрудник получает информацию о своем психологическом ста­тусе на момент исследования. Эта информация служит стимулом для работы над собой в дальнейшем.

Коррекционное направление предполагает изменение педагогических по­зиций учителей, воспитателей с целью повышения гуманности и эффективности

учебно-воспитательного процесса.

Литература

  1. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. -М.: Соц. здоровье России, 1993.

  2. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М. : Просвещение, 1988.

  3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М: Просвещение, 1986.

  4. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.

  5. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. -М. :Мир, 1994.

*Институт повышения квалификации прокурорско-следственных работников при прокуратуре РФ

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

В МЕТОДОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Проблемы профессионализма в теории и практике социальной работы.

^ Канд. психол. наук М.А. Гулина, член-корр. БПА

Практика является профессиональной в той степени, в которой она санк­ционирована обществом. Получение санкций на практику и обучение в конкрет­ной предметной области подразумевает, что эта область деятельности может продемонстрировать свою интегрированность. Профессиональная интегриро-ванность предполагает, что специалисты данной области работают согласно об­щим для них, разделяемых ими и внутренне взаимосвязанным ценностям (можно заметить, что различные профессиональные и предметные области обла­дают различной степенью интегрированности в этом смысле: это зависит от ряда факторов).

Наличие теории подразумевает, что профессиональная деятельность осу­ществляется в соответствии с осознаваемыми, предсказуемыми и рациональны­ми последствиями соответствующих действий. Профессиональными можно на­звать те навыки, которые обеспечивают максимально возможное соответствие между действиями и намерениями, целями действий. Можно сказать, что для общества профессиональной практику делает уникальное сочетание убеждений как сформулированных ценностей, которые исповедуют профессионалы, их зна­ний и навыков.

Основной задачей профессионалов является обеспечение развития тех трех составляющих, которые лежат в основе их деятельности. Областью их от­ветственности является расширение теоретической области для понимания су­щества наблюдаемых процессов. Развитые профессиональные сообщества помо­гают также своим членам приобрести и поддерживать необходимые и адекват­ные профессиональные навыки.

Развитие социальной работы как профессиональной области скорее схоже с развитием медицины, чем психологии, в том смысле, что динамика развития

72

была не " от теории к практике", а от практикования к попыткам объяснить по­лученные эффекты.

Вопрос, достигла ли социальная работа научного периода своего разви­тия, заслуживает особого рассмотрения, поскольку на Западе она уже давно яв­ляется отдельной научной дисциплиной наряду с психологией, социологией, психиатрией и др., а в нашей стране ее неожиданное бурное развитие носит ха­рактер повсеместного образования в этой области в условиях отсутствия систе­мы социальной работы как систематической и научно обоснованной практики.

Знание человека о мире и его способность действовать в этом мире скла­дывается из различных видов знаний. Научное знание является лишь одним из способов познания мира. Кроме него важное значение как в истории развития науки, так и в развитии знания отдельного человека имеют опыт как наблюде­ние и проживание даже единичной ситуации, организованный сбор информа­ции или эмпирическое исследование, концептуализация опыта или информа­ции, тестирование или верификация гипотез, конкретизация и коммуникация (Неагп, 1958). Херн был одним из первых авторов, которые в послевоенные годы поставили своей задачей создание общей теории, описывающей все многообра­зие уже накопившегося к тому времени опыта социальной работы. Для теорети­ков науки было очевидно, что такие области знания, как социальная работа воз­никли и питаются знаниями, полученными иными путями, чем строгое научное, что не снижало, естественно, их роли в жизни обществ, где оно развивалось.

^ Развитие профессионализма в социальной работе: от ремесла к профессии, от социальной помощи к психологическому консультированию.

В зависимости от стадии своего развития в различные временные интер­валы социальная работа рассматривалась самым различным образом: начиная с психиатрической помощи на дому (1870-е гг., США), когда от социальных ра­ботников требовались навыки, близкие к патронажным медицинским сестрам, кончая участием в формировании государственных программ социального раз­вития общества (примером последнего может служить модель социальной рабо­ты в Дании). В каждом отдельном обществе в зависимости от его потребностей и от степени осознания им этих потребностей (второе часто игнорировалось в истории нашего государства) концепция социальной работы носит специфиче­ский, часто уникальный характер. Это, разумеется, не снижает, а скорее, обост­ряет необходимость создания общей теории социальной работы, которая бы предусмотрела возможные свои теоретические и прикладные модификации со­гласно конкретным социальным и психологическим условиям, в которых данная модель применяется.

Оглядываясь на историю развития социальной работы за рубежом, не­трудно заметить, что первоначально социальная работа была очень тесно связа­на с социальными науками. Так Стейн напоминает, что первая национальная конференция социальных работников в Америке была организована "Американской Ассоциацией Социальных Наук" в 1870 году. И хотя уже в 1879 году социальная работа выделилась как отдельная область, вплоть до 20-х г.г. этого столетия она оставалась под влиянием социологии, экономики, политиче­ских наук как в США, так и в развитых странах Западной Европы. Начиная же с двадцатых годов, под влиянием распространения идей психоанализа социальная

73

работа драматически изменила свою ориентацию, на первый план выступила ра­бота с конкретным человеком (social casework). В чем соглашаются большинство теоретиков - это то, что социальная работа впитала в себя следующие идеи Фрейда и его последователей (особенное место отводится теориям О. Ранка, Бо-улби, Э. Эриксона, М. Кляйна):

Другим фактором, повлиявшим на развитие методологии социальной ра­боты, явились социально-экономические изменения в довоенной Америке и Ев­ропе. Великая Депрессия 30-х годов послужила сильным толчком для развития новых, более активных методов работы в сообществах, группах, семьях, а также началась эра эмпирических исследований в области прикладных социальных исследований. В целом, это был период, когда "сырой" исследовательский эмпи­ризм прикладывался к не менее сырому служебному прагматизму" (Hoffman, 1955). Объектами исследований в социальной работе становились и социальные процессы. Все более совершенные методы применялись для исследования "неизвестного содержания феноменов социальной работы" (Неагп, 1958, с. 22).

Послевоенный период характеризовался огромным энтузиазмом в отно­шении возможностей социального обновления в странах Западной Европы и в Америке. Семья, дети как ценности обрели новое звучание: много надежд возла­галось на внимательное отношение к развитию ребенка. Так же, как и в психоло­гии, возникает новая волна интереса к проблемам личности, начинают рождать­ся новые психотерапевтические теории, в социальной работе накапливается все больше эмпирических знаний об индивидуальном поведении людей и групп. Не исключено, что теоретическая психология личности и особенно психотерапия на западе в этот период питались в своем развитии не только экспериментально по­лученными данными, но и эмпирическим опытом социальных работников. Гринвуд (Greenwood, 1955), анализируя этот процесс, отмечает все более и более ощущаемый недостаток собственных теоретических построений в социальной работе: "если мы сегодня зададимся вопросом, что приобрела практика из теории социальной работы...то мы увидим, что практический опыт был накоплен, в ос­новном, методом проб и ошибок, грубо эмпирическим и прагматическим спосо­бом".

И теоретические работы начинают появляться: вторая половина пятидеся­тых годов знаменуется появлением обобщающих трудов по индивидуальной социальной работе - динамики работы со случаем и консультированию (Aptekar, "The Dynamics of Casework and Counseling", 1955), по процессу принятия реше­ний в индивидуальной социальной работе (Perlman, "Social Casework - А Problem-Solving Process", 1957), по работе с группами (Saloshin, "Development of an Instrument for the Analysis of the Social Group Work Method in a Therapeutic Setting", 1954) и сообществами (Ross, "Community Organization - Theory and

74

была не " от теории к практике", а от практикования к попыткам объяснить по­лученные эффекты.

Вопрос, достигла ли социальная работа научного периода своего разви­тия, заслуживает особого рассмотрения, поскольку на Западе она уже давно яв­ляется отдельной научной дисциплиной наряду с психологией, социологией, психиатрией и др., а в нашей стране ее неожиданное бурное развитие носит ха­рактер повсеместного образования в этой области в условиях отсутствия систе­мы социальной работы как систематической и научно обоснованной практики.

Знание человека о мире и его способность действовать в этом мире скла­дывается из различных видов знаний. Научное знание является лишь одним из способов познания мира. Кроме него важное значение как в истории развития науки, так и в развитии знания отдельного человека имеют опыт как наблюде­ние и проживание даже единичной ситуации, организованный сбор информа­ции или эмпирическое исследование, концептуализация опыта или информа­ции, тестирование или верификация гипотез, конкретизация и коммуникация (Неат, 1958). Херн был одним из первых авторов, которые в послевоенные годы поставили своей задачей создание общей теории, описывающей все многообра­зие уже накопившегося к тому времени опыта социальной работы. Для теорети­ков науки было очевидно, что такие области знания, как социальная работа воз­никли и питаются знаниями, полученными иными путями, чем строгое научное, что не снижало, естественно, их роли в жизни обществ, где оно развивалось.

^ Развитие профессионализма в социальной работе: от ремесла к профессии, от социальной помощи к психологическому консультированию.

В зависимости от стадии своего развития в различные временные интер­валы социальная работа рассматривалась самым различным образом: начиная с психиатрической помощи на дому (1870-е гг., США), когда от социальных ра­ботников требовались навыки, близкие к патронажным медицинским сестрам, кончая участием в формировании государственных программ социального раз­вития общества (примером последнего может служить мЪдель социальной рабо­ты в Дании). В каждом отдельном обществе в зависимости от его потребностей и от степени осознания им этих потребностей (второе часто игнорировалось в истории нашего государства) концепция социальной работы носит специфиче­ский, часто уникальный характер. Это, разумеется, не снижает, а скорее, обост­ряет необходимость создания общей теории социальной работы, которая бы предусмотрела возможные свои теоретические и прикладные модификации со­гласно конкретным социальным и психологическим условиям, в которых данная модель применяется.

Оглядываясь на историю развития социальной работы за рубежом, не­трудно заметить, что первоначально социальная работа была очень тесно связа­на с социальными науками. Так Стейн напоминает, что первая национальная конференция социальных работников в Америке была организована "Американской Ассоциацией Социальных Наук" в 1870 году. И хотя уже в 1879 году социальная работа выделилась как отдельная область, вплоть до 20-х г. г. этого столетия она оставалась под влиянием социологии, экономики, политиче­ских наук как в США, так и в развитых странах Западной Европы. Начиная же с двадцатых годов, под влиянием распространения идей психоанализа социальная

73

работа драматически изменила свою ориентацию, на первый план выступила ра­бота с конкретным человеком (social casework). В чем соглашаются большинство теоретиков - это то, что социальная работа впитала в себя следующие идеи Фрейда и его последователей (особенное место отводится теориям О. Ранка, Бо-улби, Э. Эриксона, М. Кляйна):

Другим фактором, повлиявшим на развитие методологии социальной ра­боты, явились социально-экономические изменения в довоенной Америке и Ев­ропе. Великая Депрессия 30-х годов послужила сильным толчком для развития новых, более активных методов работы в сообществах, группах, семьях, а также началась эра эмпирических исследований в области прикладных социальных исследований. В целом, это был период, когда "сырой" исследовательский эмпи­ризм прикладывался к не менее сырому служебному прагматизму" (Hoffman, 1955). Объектами исследований в социальной работе становились и социальные процессы. Все более совершенные методы применялись для исследования "неизвестного содержания феноменов социальной работы" (Неагп, 1958, с. 22).

Послевоенный период характеризовался огромным энтузиазмом в отно­шении возможностей социального обновления в странах Западной Европы и в Америке. Семья, дети как ценности обрели новое звучание: много надежд возла­галось на внимательное отношение к развитию ребенка. Так же, как и в психоло­гии, возникает новая волна интереса к проблемам личности, начинают рождать­ся новые психотерапевтические теории, в социальной работе накапливается все больше эмпирических знаний об индивидуальном поведении людей и групп. Не исключено, что теоретическая психология личности и особенно психотерапия на западе в этот период питались в своем развитии не только экспериментально по­лученными данными, но и эмпирическим опытом социальных работников. Гринвуд (Greenwood, 1955), анализируя этот процесс, отмечает все более и более ощущаемый недостаток собственных теоретических построений в социальной работе: "если мы сегодня зададимся вопросом, что приобрела практика из теории социальной работы...то мы увидим, что практический опыт был накоплен, в ос­новном, методом проб и ошибок, грубо эмпирическим и прагматическим спосо­бом".

И теоретические работы начинают появляться: вторая половина пятидеся­тых годов знаменуется появлением обобщающих трудов по индивидуальной социальной работе - динамики работы со случаем и консультированию (Aptekar, "The Dynamics of Casework and Counseling", 1955), по процессу принятия реше­ний в индивидуальной социальной работе (Perlman, "Social Casework - А Problem-Solving Process", 1957), по работе с группами (Saloshin, "Development of an Instrument for the Analysis of the Social Group Work Method in a Therapeutic Setting", 1954) и сообществами (Ross, "Community Organization - Theory and

74

Principles", 1955). Этот период концептуализации эмпирического и эксперимен­тального опыта, получаемого в социальной работе, продолжается и поныне и пока далек от завершения.

В послевоенные годы, когда вопрос о теоретических основаниях социаль­ной работы стал серьезно разрабатываться, многие авторы сошлись во мнении, что это область и не чисто искусства, и не чисто прикладной науки, а, скорее, категория научно обоснованного искусства ( Hoffman, 1955), хотя уже в это вре­мя ряд авторов настаивал на необходимости поиска логических императивов, а не только эмпирической реальности (Stein, 1955) в практике социальной работы. Так Стейн в указанной работе (с. 148) писал: " социальная работа черпает свои знания из науки, но свой дух - из философии, религии, этики, моральных ценно­стей, а свой метод, по крайней мере, частично - из непостигнутых (или непости­жимых) нюансов человеческих отношений.

Как уже упоминалось, социальная работа проделала этот путь развития от ремесла к профессии, хотя до сих пор существуют сторонники точки зрения, что это ремесло. Койл ( Coyle, 1947, с. 81-97) считает, что отличительными особен­ностями профессии являются следующие черты: 1. наличие разработанного, раз­витого и верифицируемого объема знаний; 2. установление профессиональных стандартов; 3. рост профессионального самосознания; 4. значительный вклад в жизнь и развитие общества. Определенно согласно этим критериям, считает ав­тор и другие его сторонники, социальная работа в своем развитии достигла этого уровня ( заметим, что речь шла о ситуации в послевоенной Америке).

Иная точка зрения, которая также беспокоит сторонников развития про­фессионализма в социальной работе, заключается в том, что на социальную ра­боту смотрят как на конгломерат знаний ( уже не просто навыков ), почерпну­тых из других смежных областей. Так Кан (Kahn, 1954, с. 197) описывает, как он видит эту ситуацию, следующим образом: "...социальная работа в настоящий момент является амальгамой следующих нескольких составляющих: 1. положе­ния, заимствованные из, или несущие глубокий отпечаток психиатрии и некото­рых областей психологии; 2. положения, заимствованное из, или несущие глу­бокий отпечаток социологии, социальной антропологии и выхваченные из неко­торых других областей; 3. несомненно некоторые оригинальные идеи о том, как работать в тех или иных ситуациях со случаем, группой или сообществом; 4. ме­тоды, техники и установки, несомненно, пришедшие из администрирования, статистики и социальных исследований; 5. положения, заимствованные из, или несущие глубокий отпечаток прогрессивного образования".

Несомненно, что оригинальная теория профессиональной деятельности, во-первых, должна оперировать понятиями о своих собственных, а не заимство­ванных, теоретических и прикладных задачах и функциях. Во-вторых, теорети­ческие разработки, сделанные в смежных областях (например, в психологии, в социологии), не являются достаточными для социальной работы; более того, со­циальная работа как практика во многом обогатила эти и другие области знания о человеке и обществе в целом. Интересно, что эта первоначальная междисцип-линарность социальной работы до сих пор прослеживается в различных углах зрения на ее предмет: если прослеживать границу и определять отличия соци­альной работы от социологии, то создается одно определение предмета социаль-

75

ной работы, если идти от другой ее ближайшей смежной области - психологии -то предмет социальной работы видится иначе.

Если довоенный период характеризовался большим вниманием к прагма­тическим социальным проблемам, с которыми имела дело социальная работа, то в послевоенный период, параллельно с бурным развитием альтернативных пси­хоанализу направлений в психологии личности и психотерапии социальная ра­бота стала приобретать все более психологическое содержание как практика, и все более часто психологические концепции стали привлекаться для интерпре­тации накапливаемого опыта. Эта тенденция психологизации социальной рабо­ты в ее определенных разделах простирается вплоть до современного периода, когда пишутся труды по "лечению в социальной работе" ( social work treatment), по психодиагностике в социальной работе, а практическая подготовка социаль­ных работников складывается из разнообразных тренингов по навыкам вмеша­тельства в ситуацию, требующую помощи( intervention skills ), по умению слу­шать клиента и т.д.. Вообще, глядя же "из психологии" на предмет социальной работы, становится очевидным, что часть задач прикладной ( социальной, кли­нической, психологии развития, возрастной, педагогической) психологии и со­циальной работы перекрещиваются в части изучения и создания оптимальных условий развития, обучения, труда, общения человека, групп и сообществ. Так одно из определений предмета социальной работы, данное Маасом (Maas, 1957), предполагает, что в социальной работе "основное знание фокусируется на пове­дении человека в стрессовых условиях", а именно, на изучении динамики стрес­совых ситуаций и особенно на путях предотвращения или улучшения этих си­туаций, а также на изучении оказываемых ими эффектов на человека. Несколь­кими годами ранее Маас и Волине (Maas, Wolins, 1954, с. 215) определили соци-" альную работу как " предотвращение и снижение социально и психологически опасных эффектов кризисных ситуаций " и, очевидно, они видели функциями социального работника обеспечение протекания (facilitating) этих процессов предотвращения (профилактики) и улучшения. Гринвуд (Greenwood, 1955) вслед за Бисно ( Bisno, 1952) видит функции социальной работы "в помощи людям достичь таких взаимоотношений, которые способствуют реализации их потен­циала как человеческих существ в соответствии с их культурными обычаями и ценностями".

Херн подчеркивает, что "взаимоотношения являются сущностью социаль­ной работы, будучи как ее целью (object), так и ее средствами (means)", посколь­ку целью является установление и поддержание приемлемых отношений между клиентом и обществом, а средствами являются те отношения, которые устанав­ливает социальный работник с клиентом и то влияние, которое социальный ра­ботник оказывает на отношения клиента с окружающей действительностью. Объектом этого может быть, конечно, не только отдельный человек, но группа или сообщество, тем не менее, главной целью остается установление и исполь­зование эффективных взаимоотношений, равно как и неизменным остается ос­новной метод социальной работы, а именно, то, как он видит, воспринимает клиента (индивидуума, группу, сообщество).

Обобщая этот период дискуссии о предмете социальной работы, следует возразить, что социальная работа как наука в современный период должна иметь своим предметом не только человека в неблагоприятных условиях, в этом случае

76

она могла бы с успехом остаться частью психологии, а также неклинической психотерапии. Уникальностью предмета социальной работы, на наш взгляд, яв­ляется то, что она занимается процессом, имеющим место между элементами таких систем как человек-человек в контексте группы или (со)общества, чело­век-группа, человек-(со)общество, группа-(со)общество, сообщество-общество. Осуществление этого процесса, его позитивный и эффективный характер и зави­сит от степени разработанности теории и практических методов социальной ра­боты в обществе, а также от степени соответствия теории и практики нуждам именно данного конкретного общества. Таким образом, необходимость создания общей теории, учитывающей специфику потребностей конкретного общества как системы и его конкретных составляющих (человек, группа, сообщество) как подсистем, снова становится очевидной.

Научный период в социальной работе начался с постановки во главу угла метода работы: это связано с именем и работами Мэри Ричмонд (Richmond, 1917; Richmond, 1922), которая заложила основы "работы со случаем" (social workcase или one-to-one в более поздней терминологии ), т.е. работу социального работника с клиентом, когда клиент, а не какие-либо другие люди и факторы ( интересы службы социальной работы, успех программы и т.п.) ставятся в центр внимания. Многое в методе работы со случаем было почерпнуто из открытий психоанализа, о чем пишут многие теоретики и практики социальной работы: этому, так же, как и влиянию со стороны других школ, будет посвящен специ­альный раздел, однако Ричмонд ввела в практику работы со случаем и новый не менее важный компонент социального диагноза, что на долгие годы и десяти­летий стало основой метода оценки ситуации, в которой находится клиент, со­циальным работником. Смолли, Лишман, Колшед и др. считают, что начиная с периода 20-х годов задача выполнения социальных программ помощи нуждаю­щимся все более и более часто становятся вторичными по отношению к задачам индивидуального самоусиления клиента и повышению его способности пользо­ваться общественными ресурсами и возможностями.

С именем другого американского социального работника Вирджинии Ро­бинсон связано новое, альтернативное диагностическому направлению функ­циональное направление: ее первая книга , посвященная этому, называлась " Изменяющая психология в социальной работе со случаем" и была издана в 1930 году ( Robinson, "A Changing Psychology in Social Casework", 1930).

Вступление социальной работы в сферу работы с индивидуальными ну­ждами, потребностями и проблемами (индивида, супружеской пары, семьи, группы и т.д.) неизбежно повлекло за собой оказание наряду с социальной и психологической помощи (разумеется, в контексте социальной работы), что со временем стало одним из методов социальной работы. Это сближение и психо­логизация социальной работы, которые можно констатировать последние при­мерно двадцать лет, еще более усложнило процесс профессиональной иденти­фикации для представителей этой профессии, поскольку вместе с разнообразны­ми концепциями механизмов психологических (эмоциональных, поведенческих, когнитивных) и социальных изменений теория социальной работы "унаследовала" и весь букет теоретических дискуссий, ведущихся в психологии на тему различных психотерапевтических подходов и методов оказания психо­логической помощи, правда, без той степени драматизма и пафоса, который

77

можно встретить в психологической литературе послевоенного периода, когда, начиная с пятидесятых годов, наряду с дальнейшим стремительным развитием новых психоаналитических концепций стала развиваться психология "новой волны". К отсутствию собственной более или менее полной теории добавился весь накал разногласий и споров по поводу чистоты того или иного подхода и уместности или ненаучности эклектизма в работе с клиентом. Многие теоретики социальной работы заняли в этом вопросе умеренную, взвешенную, философски нейтральную позицию, прекрасно выраженную Франком (Frank, 1961, с. 231): "Наш обзор показал, что большая часть, если не вся, эффективность различных форм психотерапии может быть обусловлена скорее теми практиками, которые являются общими для них, чем теми, которые делают их различными, отличаю­щимися одна от другой. Это не обязательно означает, что все терапии являются взаимозаменяемыми. Это может ясно показать, что, когда будет достигнуто большее понимание типов пациентов и эффектов психотерапии, то будет обна­ружено, что определенные подходы более подходят одним типам пациентов, чем другим, и что эти подходы отличаются своими эффектами, которые пока еще не определены. До тех пор, пока эти вопросы не будут выяснены, залогом успеха как теории, так и практики любого подхода, возможно, скорее будет защита представителями данной школы их собственной позиции, при условии терпимо­сти к другим школам, чем некритический эклектизм. Способность терапевта по­мочь своему пациенту зависит частично и от степени его доверия самому себе, что, в свою очередь, зависит от степени его мастерства в рамках определенной концептуальной схемы и мастерства в сопровождающих эту схему техниках. Поскольку ведущие психотерапевтические теории представляют собой скорее альтернативные, чем несовместимые формулировки, вряд ли какая-либо из них-совершенно неправомерна.

^ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ФОРМА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И. В. Ромазан- член БПА

В последнее время в работе психологов выделяется особая форма дея­тельности - "психологическое консультирование". Появление этой формы дея­тельности вызвано "запросами" разных сфер общественной жизни: консульти­руются учителя у медицинских и школьных психологов, какая программа обу­чения подойдет для того или иного ребенка, а подойдет ли ребенок к той про­грамме, что есть в колледже, гимназии, детском саду. Консультируются брачные пары, семьи, фирмы: какое решение лучше принять в межличной жизни или де­ловых отношениях. Консультируются отдельные люди: какие же у меня склон­ности в области профессиональной деятельности, правильно ли я выбрал линию поведения в своем коллективе и т. д.

По определению Н. И. Конюхова, психологическая консультация заклю­чается в специально организованных профессиональных действиях психолога, направленных на "оказание помощи лицам, испытывающим потребность в оп­тимизации своей психической активности, в преодолении неприятных психиче-


vibor-provodov-i-kabelej-posobie-k-vsn-205-84mmss-sssr-srok-vvedeniya-ustanovlen-s-01-05-89-g.html
vibor-setevoj-informacionnoj-sistemi.html
vibor-specialnosti-chast-3.html
vibor-sposoba-ohlazhdeniya-na-rannej-stadii-proektirovaniya.html
vibor-teploobmennika.html
vibor-vektora-i-metodov-ekologicheskogo-regulirovaniya-mirovaya-politika-v-usloviyah-krizisa.html
  • institute.bystrickaya.ru/eta-kniga-posvyashaetsya-konstantinu-konstantinovichu-mindzhiya-s-ulici-inge-kotorij-nauchil-menya-uchitsya-kogda-ya-uchus-rusudan-grigorevne-gogiya-iz-goroda-tkvarche-stranica-12.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-biologii-v-10-klasse-tema-fermenti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-rgb-moskva.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-xi-izbiratelnaya-kampaniya-kniga-predstavlyaet-prakticheskij-interes-dlya-vseh-kto-rabotaet-ili-planiruet-rabotat.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-pedagogika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/srednij-himicheskij-sostav-moloka-metodicheskie-rekomendacii-i-kontrolnie-zadaniya-po-discipline-sd-03-tehnologiya.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/iziskaniya-avtomobilnih-dorog.html
  • grade.bystrickaya.ru/obzor-datchikov-polozheniya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-uchet-i-hranenie-pechatej-i-shtampov-instrukciya-po-deloproizvodstvu-v-yuzhno-uralskom-gosudarstvennom-universitete.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-konkurencii-v-rossijskoj-federacii-stranica-28.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konyunktiv-v-nemeckom-yazike.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-proizvodstva-listovogo-polirovannogo-stekla-moshnostyu-450-tonn-steklomassi-v-sutki-stranica-4.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompleks-zadanij-po-kursu-kommunikativnie-tehnologii-celevoe-prednaznachenie-opredelenie-rejtinga-studentov.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-s-pushkin-pikovaya-dama-nravstvennaya-problematika-proizvedeniya-problema-napoleonizma-2-chasa.html
  • control.bystrickaya.ru/dzhozef-kempbell-tisyachelikij-geroi-vakler-refl-buk-act-1997.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zamestitel-direktora-direktor-vice-prezident-zashiti-naseleniya-respubliki-kazahstan.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nauchnoe-obosnovanie-napravleniya-i-soderzhaniya-issledovanij-rechevoj-patologii-pri-afazii-kompleksnij-podhod-k-analizu-rechevih-narushenij-pri-afazii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4marhaev-vyacheslav-mihajlovich-10-protokolnie-porucheniya-v-fevrale-2012-g.html
  • reading.bystrickaya.ru/konkurs-yunie-darovaniya-provoditsya-po-sleduyushim-nominaciyam-skazka-v-proze-do-3-000-znakov-s-probelami.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/laatti-li-zhol-zhaasha-blm-beru-a-n-trarova-filologiya-ilimdarini-kandidatidocent-taraz-memlekettk-pedagogikali-instituti-taraz-.html
  • reading.bystrickaya.ru/koroleva-larise-grigorevne-tolknuvshej-menya-na-greshnij-put-grafomana.html
  • control.bystrickaya.ru/bitva-za-turizm-vechernyaya-moskva-teplenkova-kseniya-09062006-99-str-8-gosduma-rf-monitoring-smi-9-iyunya-2006-g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mehanizm-funkcionirovaniya-rinka-i-ego-infrastruktura.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-imidzhelogii-stranica-37.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovetskaya-miliciya-udivlyala-bivalih-zhurnalistov-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drevnie-civilizacii-egipetskih-bogov-stranica-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/leksicheskaya-sinonimiya-pri-oboznachenii-stranovoj-prinadlezhnosti-t-a-fituni-posobie-po-ekonomicheskomu.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/somnitelnaya-radost-professionalnoe-investirovanie-obichno-svoditsya-k-voprosu-nahozhdeniya-horoshej-stoimosti-po.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sobaki-ohotnichi-borzie-i-gonchie-l-p-sabaneev-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/seriya-pravo-vipusk-15-2009-stranica-7.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raschet-i-proektirovanie-goryachego-ceha.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/snom-chuzhogo-cheloveka-davno-uzhe-prisutstvoval-dlya-almaznoj-segodnyashnij-den-zato-minuvshee-vsyo-golosistee-zvalo-v-svoyo-privole-tvorilo-v-nej-udivitelnuyu-prost.html
  • knigi.bystrickaya.ru/specifikacii-dlya-zadaniya-po-ocenke-specifications-for-the-valuation-assignment.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-1-teoriya-i-metodologiya-istorii-otechestvennogo-gosudarstva-i-prava-2-chasa.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-dlya-specialnosti-i-79-01-06-sestrinskoe-delo-fakultet-mediko-diagnosticheskij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.