.RU

V. Эффективность проводимой методической работы в гимназии - Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения




^ V. Эффективность проводимой методической работы в гимназии


Статус учебного заведения "Гимназия" потребовал от методического совета, предметных методических объединений внести в постановку всей научно-методической работы определённую модернизацию. Обновление системы методической работы призвано обеспечить:

1. информационно-методическое сопровождение

деятельности по повышению качества образования.

2. Углубление наукоемкости и практической

ориентированности методической работы.

3. Совершенствование методической культуры педагогов гимназии.

Эти цели методической работы определили методическое сопровождение образовательного процесса.

Все эти направления мы рассматриваем не только как устранение "узких мест" в профессиональной подготовке учителей, но и как обеспечение формирования эталонных уровней методической культуры. Поэтому для нас важен методический опыт во всех аспектах. Это, прежде всего, предметные умения, проектированные, адаптационные, организационные, коммуникативные, мотивационные, контрольно-аналитические умения. Мы практикуем также методы анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдения и анализа практической деятельности педагогов, учащихся, родителей.

В итоге определяется ряд проблем, которые выносятся на заседания НМС, педсовета, предметные методобъединения, семинары, "круглые столы", педагогические и методические чтения, научно-практические, теоретические и методические конференции. Преобразование методической работы в научно-методическую связано с тем, что учителя включились в инновационную деятельность. В гимназии сформированы и действуют методические объединения: русского языка и литературы; предметов регионального компонента; иностранных языков; истории; математики; естественных наук; начальных классов; эстетического цикла.

Школьные МО ищут новые формы своей работы. Считаем, что своеобразной находкой стали "круглые столы" по отдельным проблемам, смотр работ МО, декады наук, педагогическая олимпиада, предусматривающая 3 этапа: теоретический, методический и практический, отчеты МО о своей работе и подведение итогов, где определяется лучшее МО.

Чаще стали практиковаться совместные заседания по проблемам обновления и развития образования.

Методсовет, школьные МО играют важную роль в совершенствовании работы учителей - предметников, уделяет большое внимание таким формам работы, как аттестация, педагогические и методические конференции. Так, из 57 работающих педагогов -22 имеют высшую категорию, 26-I, 4-II. Высшее образование у 48 педагогов (80%), средне специальное у 12 (20%). 18 педагогов имеют награды (30%). Средний возраст коллектива составляет 39,5 лет. Средний стаж работы 17 лет.

Таким образом, качественный состав педагогов, конечно же, улучшается, возрастает творческий потенциал и за счет повышения образовательного уровня, совершенствования и приобретения опыта педагогических работ.

Методобъединения успешно работают на творческом, исследовательском уровне, и эта работа находит продолжение в летней предметной профильной школе, которая работает у нас уже десятки лет.

Методической работой руководит научно-методический совет, в составе которого руководители МО, опытные педагоги, имеющие высокую квалификацию. Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса реализуется через концепцию гимназии, посредством связей с ВУЗом, через исследование научно-теоретических и методических проблем на семинарах, консилиумах, методсоветах, конференциях, проводимых по насущным вопросам жизнедеятельности гимназии. Стало системой проведение "круглых столов". Только в прошедшем учебном году мы провели их по следующим проблемам: перспективы дальнейшего освоения технологий РО (опыт, проблемы); по новому содержанию работы в преподавании физики, ИВТ; двенадцатилетка: за и против; модернизация образования, с чем она связана; преемственность в обучении и воспитании.

Необходимо отметить, что в работе методобъединений имеются приоритетные направления, связанные с реализацией научно-методической темы, над которой работает педколлектив: "Гуманизация и личностно ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу в условиях инновационного образования". Поэтому на заседаниях методобъединений рассматриваются вопросы, связанные с новыми технологиями учебно-воспитательного процесса, проблемами обновленного содержания образования, новыми формами учебной работы, формами контроля за знаниями учащихся, вырабатываются подходы к овладению содержания альтернативных программ, учебного плана, обеспечение преемственности в организации учебной работы, в том числе и в инновационной деятельности.

Анализируя работу методических объединений, можно вычленить основные проблемы: преемственность обучения; гуманитаризация и гуманизация обучения; новые технологии обучения; нестандартные уроки; проблемные и развивающие технологии; определение содержания учебно-методического обеспечения, диагностика, результативность; корректирование учебных программ, формирование и утверждение предметного содержания, планирования; профильное обучение (отбор материала, использование УМК); изменение содержания образования в связи с апробированием новых учебно-методических комплексов; применение знаний в нестандартных ситуациях (семинары, интеллектуальные марафоны, полиолимпиады, интеллектуальные игры).

В арсенал работы включены такие дидактические формы, как теоретические семинары по основным вопросам развития гимназии; методические семинары, основная цель которых, стимулирование интереса и готовности к инновационной деятельности через ознакомление с новейшими достижениями науки, педагогического опыта, определение путей их внедрения; творческие методические дни - творческие отчеты методобъединений; "круглые столы" по проблемам развития экспериментальной деятельности.

Инновационный потенциал гимназии выглядит следующим образом: педагоги участвуют в разработке и корректировке программ, выборе приоритетов образования, исходя из высших нравственных целей; работают по новым УМК, альтернативным, параллельным, экспериментальным учебникам; участвуют в преподавании по углубленным программам, творчески применяют в преподавании новые методики, опираются как на нововведения, так и на ретровведения; занимаются опытно-экспериментальной работой; организуют дополнительное образование.

Творческий потенциал коллектива можно представить так: 30 % - педагогов является генераторами идей, 50 % - сочувствующие, 10 % - исполнители, 10 % - консерваторы.

Естественно, возникает вопрос: как изменился учитель?

Проводя микроисследования, анкетирование педколлектива, учащихся гимназии, родителей, мы пришли к выводу, что на репродуктивном уровне работают 5 учителей, применяют вариативные учебники 10, работают в инновационном режиме 45.

Уровневая дифференциальная креативность педагогов выглядит следующим образом: на I уровне - 7. т.е. имеют стабильные результаты

традиционных программ и учебников; на II уровне - 20. т.е. те, кто разрабатывает новые формы учебных занятий; на III уровне - 15. применяют новые технологии, методики при частичном изменении содержания образования; на IV уровне - 4. т.е. изменяют содержание уроков, без изменения идеологии; на V уровне -14 работают по новым системам.

Конкретным выражением педагогического труда являются показатели качества знаний учащихся. В течение 15 лет существования гимназия стабильно работает над реализацией перспектив планируемого качества знаний.


^ VI. Особенности организации образовательного процесса в гимназии

Особенности организации образовательного процесса в гимназии связаны с комбинацией образовательных моделей:

Начальная школа - модель смешанных способностей;

Основная школа - отборочно-поточная модель с тенденцией превращения в постановочную;

Старшая школа - отборочно-поточная образовательная модель;

Школьный клуб, как центр дополнительного образования – инновационная образовательная модель.

Такая конфигурация образовательных моделей продиктована концепцией гимназии, призванной обеспечить вариативность образования, его гуманизацию и универсализацию.

Отсюда, в зависимости от индивидуальных и возрастных способностей учащихся, определяется блок дифференциации гимназии, система организации групповых и индивидуальных занятий, организация спецкурсов и факультативов. Учебно-воспитательный процесс в гимназии строится на следующих позициях режима дня:

  1. смена (1-5, 8-11классы):

учебные занятия – 8.00 – 13.20 ч.;

обеденное время – 13.20 – 14.00 ч.;

консультационные, факультативные и элективные занятия по выбору учащихся – 14.00 – 19.00 ч.

  1. смена (6 – 7 классы):

учебные занятия –13.50-19.00 ч.

консультационные занятия - 10.30-13.00ч.

Окончание учебного года проводится в сроки, определяемые МНО РБ. Для 5-8, 10 классов проводится обязательная учебно-опытная практика, количество отрабатываемых дней определяется Уставом гимназии

Организация образовательного процесса в гимназии строится дифференцированно, с учетом особенностей каждого подразделения гимназии:

Продолжительность учебного года фиксированная, три учебных триместра, 34 недели. В конце каждого триместра проводится промежуточная аттестация, в конце года – переводная аттестация, по окончании 9, 11 классов – государственная итоговая аттестация; в профильных классах проводятся зимние и летние сессии. В летний период проводятся приёмные экзамены в гимназию для учащихся городских школ.


^ VII. Примерный план мероприятий

по реализации программы развития гимназии

на 2005-2010 годы


1) Организовать изучение педагогическим коллективом теоретических аспектов, содержащихся в концепции развития гимназии, выделив следующее:

- главные ценности образовательного процесса, сущности:

философско-педагогических идей гуманистической парадигмы воспитания и обучения, цели, сущность и содержание, процессов, гуманизации.

Выполненные психологами и дидактами экспериментальные исследования подтверждают возможность реализации на всех этапах школьного обучения основных положений технологии развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности; ведущая роль теоретических знаний; изучение быстрым темпом; осознание школьниками самого процесса учения гуманитаризации образования, их составные компоненты отражение в педагогической теории и практике. Несомненно, что, используя накопленный опыт, необходимо разработать принципы раннего обучения ряду предметов, идеи педагогической системы развивающего обучения, сущность и содержание гимназического образования (опыт, проблемы, поиски специфика процесса гуманизации и гуманитаризации содержания и технологии преподавания, дисциплин: естественно-математического и гуманитарного циклов).

Внедрение системы РО: проблема дифференциации и индивидуализации образования, специфика обучения и воспитания творчески одаренных и способных детей; проблема социализации учащегося и его личностного, социального и профессионального самоопределения в рамках образовательного процесса гимназии; проблемы педагогической диагностики и управления качеством обучения и воспитания.

2) Перестроить организацию научно-методической работы, перенеся акцент на развитие собственной мотивации учителей профессиональному самосовершенствованию (курсы, аттестация, степень активности самообразования, качество НМР).

3) Обновить работу МО, уточнить цели организационных принципов их работы, направления, формы конкретного вклада в учебно-воспитательный процесс. Создать исследовательские группы по проблемам содержания и форм гимназического образования.

4) Продолжить работу по разработке и реализации учителями гимназий авторских программ спецкурсов, обучающих и воспитательных технологий, отдельных приемов и форм, совершенствуя навыки их оформления, психолого-педагогические основания, выделение приоритетов.

5) Организовать экспертизу этих новаций, презентацию новаторского опыта.

6) Продолжить процесс разработки и внедрения экспериментального содержания обучения и воспитания, рассмотреть ход экспериментальных работ.

7) Сформировать модель выпускника гимназии, будущего гимназиста.


^ Реальные результаты проекта

За 75 лет своего существования наше учебное заведение выпустило тысячи учащихся, что составляет значительный процент жителей нашего города.

С 2001г гимназия №1 – федеральная экспериментальная площадка, отрабатывающая новую структуру и содержание общего образования.

Параллельно с федеральным экспериментом ведется работа по:

внедрению программы РО системы Эльконина–Давыдова по предметам:

Годы

Олимпиады

Конкурсы

Медалисты

Поступление

Городские

Республиканские,

Зональные

Городские

Республиканские

Российские

Международные

Общее количество

% к количеству выпускников

В Вузы, %

В Ссузы, %

2002-2003

59

5




54

1

3




8

9,6

93

4

2003-2004

58

1




51

2

3




18

26,4

94

4,4

2004-2005

41

2




62

3

6

1

13

17

94

3

2005-2006

43

3




30

11

7

1

10

17

76

1

2006-2007

48

5

22

43

5

8

2

10

17







Деятельность гимназии направлена на: обеспечение непрерывного образования и методической преемственности в работе прогимназии, школы, ВУЗов; раннее выявление склонностей и способностей учащихся; расширение творческого потенциала школьников.

В течение всего периода существования гимназии №1 в ней велась большая поэтапная экспериментальная работа.

Работают 57 человек, в том числе: Почетные работники РФ – 3 человека; награжденные Почетной грамотой МО РФ – 3 человека; Заслуженные учителя РБ – 2 человека; Отличники просвещения РФ и РБ – 9 человек; учителя высшей категории – 22 человека; учителя I категории – 26 человек; учителя II категории – 4 человека.

Имеют высшее образование – 48 человек; второе высшее образование –2 человека; учатся в аспирантуре – 2 человека.

Число учителей, работающих в гимназии: более 20 лет – 21 человек; более 15 лет – 8 человек; более 10 лет – 8 человек. Текучесть кадров – 4%

Рейтинг гимназии №1 в г. Ишимбае:

А) % учащихся из микрорайона других школ составляет 35%;

Б) 16 выпускников школы №1 работают в гимназии учителями;

В) дети преподавателей гимназии №1 учатся в данной школе.


^ Эффективность проекта.

При переходе школы в режим развития главной целью преобразований в области управления стала разработка содержания и механизма технологического обеспечения управления гимназией.

Основные результаты, полученные в ходе анализа, проведённого педагогическим коллективом, показывают, что положительные результаты проводимых преобразований проявляются в динамике таких показателей, как:

А) удовлетворение социального заказа к инновационной школе (рост рейтинга гимназии, по мнению родителей, повысился: набор в 1 классы в 2 раза превышает количество детей - первоклассников из микрорайона обследования; стабильно высокие результаты качества знаний, на 25% превышающие среднегородские показатели; рост творческой активности учащихся: гимназия-лидер олимпиад и марафонов в городе);

Б) позитивные изменения в конструктивной активности педагогического коллектива - рост профессионального мастерства, отражённый в изменении разрядов ЕТС 50% педагогов, продолжение профессионального образования через получение высшего, второго высшего образования, обучение в аспирантуре.

Исследования, проведённые в педагогическом коллективе, показали:

-ориентацию педагогов на самореализацию, умение принимать на себя ответственность за свою личностную перспективу выявлены у 70% педагогов;

- коллектив имеет достаточно высокий и адекватный ценз, определяющий ценности профессии учителя и высокий уровень сформированности профессиональной зрелости. Значительная часть коллектива имеет условия для реализации собственных профессиональных интересов и готова активно развиваться, используя личностные ресурсы своего жизненного пространства в профессиональном будущем.

Условия, созданные в результате инновационной деятельности, инновационные стратегии и методы управления обеспечивают работоспособность, стабильное развитие, жизнеспособность ценностей, соответствующих идеалам профессии учителя.

Вместе с тем, требуется целенаправленная деятельность на повышение взаимодействия, взаимоподдержки, эмпатии и чуткости среди педагогов.

Существующая организация управления в гимназии требует своего развития, так как существует перегруженность вертикальных и горизонтальных связей директора и его заместителей.


^ Данная структура управления имеет и объективные противоречия.

1. Гимназия постоянно существует в двух режимах - функционирования и развития.

2. Необходимость удерживать вертикальные иерархические связи, без чего невозможна реализация единой образовательной стратегии.

3. Понимая руководство педагогическими кадрами как мотивацию стимулирование инновационной деятельности учителя, максимально стремясь удержать педагога в исследовательской позиции, важно помнить и о его необходимых обязанностях.

4. Творческие инновационные процессы идут в каждом структурном подразделении не одновременно, поэтому система управления не является устойчивой.

5. Модель гимназии является дорогостоящей, поэтому перед управленцем со всей остротой встаёт проблема поиска дополнительных источников финансирования, необходимых как для нормального функционирования, так и для развития гимназии

Все указанные противоречия не существуют отдельно друг от друга, они сплетены в тугой узел. Главная проблема - оптимальное сочетание централизации управления. Всё, что связано с поддержанием нормального режима функционирования и не нуждается в творческом переосмыслении, управляется через вертикальные иерархические связи. Вопросы финансово-хозяйственной дисциплины, охраны жизни и здоровья детей, ведение школьной документации, отчётность перед вышестоящими организациями, контроль за выполнением государственного стандарта образования - здесь неукоснительно соблюдается принцип единоначалия.


^ Ожидаемые результаты реализации программы развития гимназии, негативные последствия и риски


Ожидаемые результаты реализации программы развития гимназии:


Возможные риски и негативные последствия реализации данной программы:


Заключение


В условиях модернизации российского образования основными целями Программы являются следующие:

  1. повышение общественного статуса гимназии,

  2. постоянное обновление содержания и структуры образовательного процесса,

  3. осуществление интеграции учебного и воспитательного процессов,

  4. эффективное внедрение современных образовательных технологий и механизмов контроля за качеством образования,

  5. совершенствование системы работы с кадрами,

  6. реализация системы здоровьесберегающего обучения и воспитания учащихся,

  7. стимулирование негосударственных инвестиций в образовательное пространство гимназии,

  8. поддержка различных форм самоорганизации учащихся,

  9. расширение связей с Вузами, с Сузами, научными центрами и организациями,

  10. сохранение и поддержка этнической самобытности народов многонационального Башкортостана, гуманистической традиции их культур.

viniknennya-nauki-i-ponyattya-logchnogo-zakonu.html
vinistrol-oralnij-a-predislovie-doktora-bulanova-yu-b.html
vino-i-vinograd-krima.html
vinokurov-sapozhnik-lazar-orbekmp3-agutin-nauchis-igrat-na-gitare-mp3.html
vinuzhdennoe-yavlenie-ramana.html
vipal-belij-sneg-vipal-belij-sneg.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-setevaya-bezopasnost-plan-zashiti.html
  • institut.bystrickaya.ru/tvorcheskaya-rabota-tema-ideya-teksta-a27-a29-rabochaya-programma-knyazevoj-lyudmili-viktorovni-visshaya-kvalifikacionnaya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-ii-kvalifikacionnie-harakteristiki-dolzhnostej-rabotnikov-zanyatih-v-nauchno-issledovatelskih-uchrezhdeniyah-konstruktorskih-tehnologicheskih-proektnih-i-iziskatelskih-organizaciyah.html
  • literatura.bystrickaya.ru/socialnie-lgoti-garantii-informacionnij-byulleten-profsoyuza-385-2008-g.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-xiv-knigam-naipache-zhe-takim-kotorie-po-svoemu-blagorodstvu-ne-unizhayutsya-do.html
  • literatura.bystrickaya.ru/referat-po-predmetu-filosofiya-na-temu-vozniknovenie-i-razvitie-filosofii-marksizma.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/westminster-management-opit-raboti-zapadnih-bankov-po-ipotechnomu-kreditovaniyu.html
  • credit.bystrickaya.ru/pereraspredelencheskie-funkcii-kradin-n-n-politicheskaya-antropologiya-m-2004-predislovie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reglament-ekonomicheskogo-suda-sodruzhestva-nezavisimih-gosudarstv.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/r-k-merton-g-v-osipov-otvetstvennij-redaktor-akademik-ran-doktor-filosofskih-nauk-professor.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organizaciya-ucheta-osnovnih-sredstv-v-oao-kazenergokabel.html
  • grade.bystrickaya.ru/nemeckaya-literatura-predlagaemoe-posobie-yavlyaetsya-vtoroj-chastyu-uchebnogo-posobiya-istoriya-zarubezhnoj-literaturi.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-po-teme-attestacionnoj-raboti-sovershenstvovanie-upravleniya-zatratami.html
  • desk.bystrickaya.ru/otvetnaya-reakciya-na-konstrukcii-s-glagolom-should-v-sovremennom-anglijskom-yazike.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obyavlen-sostav-sbornoj-rossii-na-chempionat-mira-v-turine-rossijskij-sport-v-inostrannih-smi-po-materialam-sajtov.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poslednyaya-poezdka-chto-dvizhet-chelovechestvom-dobrodetel-dobrota-ne-slishkom-cenitsya-chelovechestvom-mnogih-li-pravitelej.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-7-uchebno-metodicheskoe-posobie-saratov-2009-udk-51072-8.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/svodnij-grafik-dopolnitelnih-rabot-9-i-11-klassa-ii-polugodie.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rukovodstvo-razrabotchik-stranica-9.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-teoriya-pogreshnostej-vichislitelnie-algoritmi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-primenenie-integrirovannih.html
  • studies.bystrickaya.ru/korund-chast-6.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zhobani-tr-zhobani-tr.html
  • grade.bystrickaya.ru/nepremenno-najdetsya-hotya-bi-odin-slushatel-kotorij-otkliknetsya-kak-neuzheli-i-vi-tozhe-ya-to-dumal-ya-odin-takoj-sejchas-ya-hochu-rasskazat-istoriyu-svoego-stranica-8.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/otyochnaya-bolezn-porosyat-kolienterotoksemiya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/u-r-o-k-3-i-perepishite-i-pismenno-perevedite-predlozheniya-na-russkij-yazik-obrashaya-vnimanie-na-chislo-sushestvitelnih.html
  • bukva.bystrickaya.ru/periodicheskij-zakon-di-mendeleeva.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-pari-zanyatij-raspisanie-zanyatij-na-4-modul-2010-2011-uch-goda-04-30-06-131.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-15-kontroliruemie-parametri-ahmanov-m-a-91-nastolnaya-kniga-diabetika.html
  • composition.bystrickaya.ru/opoveshenie-o-chrezvichajnih-situaciyah-signali-opovesheniya-go-i-dejstvie-naseleniya-po-nim.html
  • lesson.bystrickaya.ru/teoriya-optimalnogo-priema-signalov.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sidi-menedzhment-naznachen-novij-upravlyayushij-voronezhskogo-regionalnogo-otdeleniya-fss.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekcii-dlya-internov-i-ordinatorov-po-fundamentalnoj-podgotovke-i-smezhnim-specialnostyam-na-pervoe-polugodie-2007-2008-uchebnogo-goda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iz-istorii-kafedri-teorii-gosudarstva-i-prava.html
  • studies.bystrickaya.ru/epizootologiya-chast-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-bipolyarnie-i-polevie-tranzistori-cel-raboti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.