.RU

В. Л. Теуш краткий очерк внутренней истории еврейского народа - страница 10


избрано, о чем человек предупрежден уже Моисеем. И завоюют его немногие:

"Он отвечал мне и сказал: этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих.

Скажу тебе, Эзра, подобие. Как если спросишь землю, она скажет тебе, что дает очень много вещества, из которого делаются глиняные вещи, а немного праха, из которого бывает золото, так и дела настоящего века.

Многие сотворены, но не многие спасутся" (III Эзры, 8).

Эзра потрясен открывшейся перед ним мудростью:

"Я отвечал и сказал: душа! Пожри смысл и поглоти мудрость" (там же).

^ Закон борьбы есть в то же время закон человеческой свободы. После первородного грехопадения ("преступления Адама") человеку дана свобода, дана возможность выбора, злоупотребление которыми именно и приводит к греху и гибели, ибо как говорит ангел Эзре о погибающих:

"Они, получив свободу, презрели Всевышнего, пренебрегли законом Его и оставили пути Его" (там же).

"Те, которые не познали Меня, получив при жизни благодеяния,

и погнушались законом Моим, не уразумели его, но прозрели, когда еще имели свободу и когда еще отверсто было им место для покаяния,

те познaют Меня по смерти в мучении.

Ты не любопытствуй более, как нечестивые будут мучиться, но исследуй, как спасутся праведные, которым принадлежит век и ради которых век дан..." (III Эзры, 9)

Таково положение человеческого рода на Земле, которое можно назвать трагическим. И III книга Эзры (как и эсхатологические и апокалиптические пророчества других пророков) полна страшных символических видений будущих катаклизмов.

Но, как выясняет Эзра, Всевышний сам помогает человечеству Своей милостью и "долготерпением к согрешившим, как к Своему творению".

"Ибо если бы не умножал Он своих милостей, то не мог бы век продолжать жить с теми, которые обитают в нем... И если бы Он не даровал по благости Своей облегчения нечестивцам, то не могла бы остаться в живых (т.е. духовно живых) десятитысячная часть людей.

Он Судия, и если бы не прощал многих... то из бесчисленного множества остались бы только весьма немногие" (III Эзры, 7).

Таким образом, любовь, милосердие и прощение входят в основу жизни и эволюции человеческого рода. Эти качества принадлежат Богу, и их же должны усвоить люди, чтобы людской род мог существовать, не погибнуть как человеческие существа!


Деятельность Эзры относится к эпохе Будды. Оба эти пророка универсальной любви в разных местах подготовляли за 500 лет пришествие Христа, который внес любовь в наш космос уже не как идею, а как реальную мировую субстанцию.

Мы видели у Эзры уже чисто христианскую, евангельскую мудрость. Его деятельность, очевидно, и послужила импульсом для того течения в еврейском обществе послевавилонской эпохи, которое направилось навстречу Христу. В книге имеются и прямые указания на связь Эзры с существом Христа, например: "Ты будешь взят от людей и будешь обращаться с Сыном Моим и с подобными тебе, доколе не окончатся времена" (III Эзры, 14) и тому подобные указания.

Эзра рассказывает еще о своей деятельности как выдающегося книжника (софе́р), т.е. писателя, великого писателя. Бог ниспослал на него Святой Дух, зажег в его сердце "светильник разума", чтобы он "написал все то, что было сделано в мире от начала, что было написано в Законе Божием, дабы люди могли найти стезю, и дабы те, которые захотят жить в последние времена, могли жить" (там же).

Он взял с собой пять писцов "способных писать скоро", уединился с ними на 40 дней, и там они под Божественным наитием, подробно описанным в книге, написали 94 книги.

"Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные, и недостойные.

Но последние 70 сбереги, чтобы передать их мудрым из народа.

Потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал" (там же).

Первые, открытые, книги означают, по-видимому, открытое Священное писание (Библию). Остальные - закрытые - может быть Каббалу или другие тайные книги.

Так перед нами встает личность великого учителя - посвященного, давшего импульс духовного развития еврейскому народу на эпоху "четырнадцати родов - от переселения в Вавилон до Христа".

Таково неполное описание содержания III книги Эзры.


X. От Вавилона до Рима


В VI-V веках до Р.Х. мы застаём в Палестине небольшую часть еврейского народа, преимущественно тех, кто вернулся из Вавилонского плена. Это - по выражению Иешайи - та, спасенная "десятая часть", которая снова устремляется навстречу крестной миссии своего народа и которой предстоит еще сгореть в огне, как дереву, содержащему в себе несгораемый "ствол", "святое семя" - Христа.

Большинство же вавилонских изгнанников осталось в Вавилоне и быстро распространилось, диффундировало оттуда во многие страны Востока, в частности, в Сирию и в Египет, где они вначале служили в качестве наемных солдат, главным образом, для охраны границ.

Итак, под крылышком ветхой Персидской монархии, формировалось новое еврейское общество со вновь отстроенным храмом, прочно отстоявшимся Моисеевым законом и Священным писанием. Устройство этого общества было строго теократическое. Во главе этого зависимого "государства" стоял первосвященник, облеченный духовной и светской властью (кроме военной). Центром государства был храм с его жертвенным культом. Кроме того, функционировал Великий Собор народных представителей (Кне́ссет гагдола́), по-видимому, из старейших и духовных лиц, - как законодательный и судебный орган.

Кроме того, как мы уже знаем, появилось, еще с времен Вавилона, множество синагог - очагов богослужения, молитвы, мест публичного чтения Моисеевой Торы, проповедей и даже диспутов. Это были первые очаги внутренней, духовной жизни и религиозности, хотя и несвободной в современном смысле. Впоследствии в синагогах неоднократно учили Христос и апостолы.

Именно синагоги придавали всему этому древнему еврейскому обществу рассматриваемой эпохи характер некоей "духовной республики", невиданной до тех пор нигде.

Но в этих трех сторонах духовной жизни еврейского народа, еще явно не противоречивших друг другу, можно уже заметить расслоение общества, будущее разделение его на прошлое и будущее с выделением очередной "десятой части".

Великий собор был, по-видимому, хранителем и авторитетнейшим толкователем писаного закона, т.е. Библии. Сам Собор письменных законов не издавал. Но известен следующий знаменитый девиз Мужей Великого Собора:

"Будьте осмотрительны в судебных делах, привлекайте многих учеников и стройте ограду вокруг закона".

Последняя заповедь весьма многозначительна и ярко освещает весь внутренний смысл эпохи. Она исходит из таинственных глубин еврейского духа того времени и народной судьбы. Строительство "ограды вокруг закона", т.е. вокруг Торы - это грандиозная тысячелетняя, сначала устная, потом письменная, "ученая" работа по составлению огромного количества правил, законов и обрядов по закреплению, увековечению Моисеева законодательства и внедрению его навеки во все детали жизни еврея - физической, общественной и религиозной. "Ограда" - это будущий Талмуд, определивший внешнюю жизнь, само существование народа на тысячи лет. Как видим, уже сразу по возвращении евреев из Вавилонского плена их духовное Водительство предопределило им создание прочнейшего духовного неприступного убежища, могущего законсервировать народ на тысячи лет, убежища, не доступного никаким внешним и внутренним силам.

Мы видим, таким образом, господство религиозных сил прошлого и в храмовом культе, и в общественной жизни.

Где же просвечивало будущее? Живые силы будущего еще зримо не выдвигались наружу. Последние пророки умерли, и национальной жизнью овладевали силы прошлого.

Это было уже трагическим предзнаменованием. Вот почему Бог, давно отвергнувший храмовый культ, упрекает народ еще устами Эзры:

"Зачем не принял ты в сердце свое то, что будущее, а принял то, что в настоящем?" (III Эзра, 7:16)

Но будущее христианство зрело невидимо где-то в глубинах, и скоро мы обнаружим его следы.

----------------------------------------

В конце IV века до Р.Х. произошло важнейшее всемирно-историческое событие - встреча двух культур, еврейской и греческой.

К этому времени обе культуры завершили свои творческие циклы развития, но еще ни разу не соприкасались друг с другом, хотя бы внешне.

Действительно, как это ни странно, но на протяжении примерно тысячи лет своей бурной исторической жизни греки и евреи ничего не знали друг о друге. И если это еще понятно со стороны евреев, небольшого сухопутного народца, не интересовавшегося мореплаванием, торговлей и морскими портами, несмотря на то, что жил он буквально в нескольких километрах от Средиземного моря, то совсем удивительно, что старые прирожденные мореходы - греки, давно обшарившие все средиземноморские берега и острова, давно торговавшие с финикийцами, близкими соседями евреев, тоже ничего не знали о евреях .

И будто история спланировала так, что эти две культуры должны были развиваться и созревать втайне одна от другой, чтобы затем внезапно свалиться друг на друга как обвалы и потом сплестись вместе дружно и враждебно для создания грядущей единой христианской культуры человечества.

Действительно, к IV столетию до Р.Х., как мы видели, после Эзры был в основном завершен классический иудаизм. Дальше его развитие могло пойти только вспять.

Эллинизм был также по существу завершен. Его классическая, так называемая "гомеровская", эпоха приходится на XII-VIII века до Р.Х., т.е. совпадает с эпохой Моисея и так называемых "первых пророков". Греческая "библия", т.е. великие поэмы Илиада и Одиссея, были закончены в VII-VI веках, в блестящую эпоху развития греческих городов-полисов и греческой колонизации. Наконец, с последними еврейскими пророческими откровениями и священными писаниями VI-IV веков совпадает короткая эпоха жизни и деятельности фактически всех великих греков, вложивших свой вклад в основание будущей европейской цивилизации: великих философов, в частности, Фалеса (624-547 гг.), Пифагора, Гераклита, Сократа, Платона и последнего - Аристотеля (384-322 гг.), учителя Александра Македонского; великих скульпторов - Фидия, Мирона, Поликлета, Праксителя и др.; создателей величайших трагедий - Эсхила, Софокла, Еврипида. К этой же эпохе относится создание великих архитектурных сооружений, Парфенона, Эрехтейона и др. Вся эта культура была как бы противоположна тому, что было создано еврейским народом. Евреи открыли миру единого невидимого, т.е. духовного Бога - это было тогда самое важное для будущего человеческой эволюции. Всякое представление о боге видимом, даже о любом вообще образе вне человека было строжайше запрещено ("не сотвори себе кумира"). У греков, наоборот, - сверкающее многобожие, пестрая картина "кумиров" - художественно зримых образов, пластических искусств, храмов, статуй богов. Это было откровение Бога в природе, в материи, в красоте, т.е. там, куда еврею запрещено было даже заглядывать.

В Иерусалиме - строго теократическое государство во главе с первосвященником; в Афинах - светская республика с основами демократической личной свободы.

В Иерусалиме - одна Божественная книга, аккумулировавшая в себе величайшие небесные откровения для передачи всему миру, книга, которую разрешалось только комментировать (да и то поначалу только устно) в порядке ограждения ее от малейших чуждых прикосновений.

В Греции - философы и софисты, разнообразие космогонических теорий, вплоть до материалистических, разнообразная художественная героическая и гражданская поэзия.

И вот в 30-х годах IV века к моменту завершения греческой культуры, в соседней Македонии была уже создана армия, предназначенная для экспансии этой культуры, культуры эллинистической, на весь тогдашний исторический восточный мир. Можно сказать, что едва Аристотель успел дать несколько уроков философии Александру Македонскому, как последний в возрасте 22 лет бросился во главе небольшой армии на огромную дряхлую Персидскую монархию и приблизительно в два года (334-332 гг.) полностью разгромил ее. На ее месте он основал свою мировую империю, которая очень скоро после смерти Александра (323 г.) распалась на отдельные государства, доставшиеся его полководцам. Основной исторический интерес представляют два эллинистических государства: Сирия (династия Селевкидов) и Египет (династия Птолемеев). В эти государства хлынули огромные толпы греческих деятелей различных рангов, и скоро весь Ближний Восток превратился в очаг и крепость эллинистической культуры.

Встреча с евреями произошла в 332 году. Александр легко, без боя, занял Иерусалим и Иудею, обошелся очень милостиво с евреями, не оскорбил их святынь и не затронул их религии. В виде ответного жеста любезности евреи будто бы назвали всех родившихся в тот год мальчиков Александрами.

В том же, 332 году, Александр Македонский заложил в Египте, в устье Нила, город своего имени - Александрию, ставшую столицей нового, эллинизированного Египта (династии Птолемеев) и на много последующих столетий - крупнейшим культурным центром новых цивилизаций: эллинистической, римской, христианский, потом и мусульманской.

Скоро Александрия стала как бы второй еврейской столицей, как по многочисленности еврейского населения, так и по своему культурному и торговому значению.

В первой половине III века, около 280-250 годов, произошло очень важное событие в мировой культуре. Первая часть еврейского Священного писания - Моисеева Тора (а затем и вся Библия) была переведена в Александрии на греческий язык. С тех пор знание Библии распространилось не только среди греческого населения, но и среди самих евреев эллинистического мира, которые к тому времени повсеместно утеряли знание древнего еврейского языка и могли знакомиться с Библией только в греческом переводе. В дальнейшем с этого же перевода был сделан и первый латинский перевод Библии, и последняя, наконец, сделалась достоянием всех народов Римской империи и затем - всего культурного мира последующих столетий.

Александрийская богатая еврейская община в дальнейшем разрослась до миллиона человек. Они даже построили большой центральный храм Иегове в городе Леонтополисе помимо множества роскошных синагог в Александрии. Он пережил всего на 3 года Иерусалимский храм.

Судьба александрийских евреев была довольно сложной. У них были крупные мировые культурные достижения - главным образом в лице великого философа Филона, к которому вернемся дальше, но они претерпели и много страданий, в том числе первые в истории кровавые погромы от греко-египетского населения при нескольких царях и властителях, в том числе при римском префекте Египта - еврее Тиберии-Александре в трагическую эпоху великой Иудейской войны 66-73 годов после Р.Х. и гибели Иудейского государства.

А теперь вернемся в Иерусалим, где ткалась главная нить еврейской духовной истории.

Мы уже знаем, что местом молитв и народной духовной жизни были многочисленные синагоги, но местом национального торжества, праздника и религиозного единения был Иерусалимский храм с его внешне величественным жертвенным культом, хотя и осужденным великими пророками за обожествление его, но остававшимся народной святыней.

Один из библейских писателей, мудрец Иешуа Бен-Сира (именуемый в русской Библии Иисусом сыном Сираховым), живший в те времена (около 230-170 гг. до Р.Х.), описал на память потомству торжественную храмовую службу, совершавшуюся знаменитым тогда первосвященником Симоном Праведным. Описание начинается так:

"Как прекрасен он был среди народа,

   когда выступал из-за завесы Храма!

Как утренняя звезда среди облаков,

   как полная луна в дни праздника,

Как солнце, сияющее над Храмом Всевышнего,

   и как радуга, сверкающая в облаках,

Как цветок на ветвях в весенние дни,

   как лилия, склоненная над источником вод..."

Но храмовый культ уже олицетворял собой прошлое. Он уже потенциально устарел в этой духовно насыщенной республике и засыхал. Храм уже служил местом священнических склок и местничества. Нередко претенденты на место первосвященника, конкурируя друг с другом, действовали подкупами, интригами и даже покупали свою должность первосвященника у иноземных властителей за большие деньги. Не всегда гнушались и убийствами. Так, известный древний историк, священник Иосиф Флавий (широко известный по историческим романам Л. Фейхтвангера) рассказывает, что еще во времена персидского владычества первосвященник Иоханан убил в храме своего брата Иошуу, претендовавшего на этот же пост при поддержке персидского полководца Багоаса. Этот Багоас потом незаконно ворвался в храм, и когда ему захотели помешать, возмутился: "Разве я менее чист, чем тот, кто убил своего брата в храме?"

Да, храм заведомо уже не был носителем того будущего, которое Эзра "не принял в сердце свое", в чем укорял его Бог.

Между тем, Иудея была завоёвана Сирией, и это было чревато большой национальной опасностью. Влияние греческой культуры, светской государственности и греческих обычаев, столь непохожих на иудейские и даже враждебных им, стало распространяться с угрожающей быстротой. Появились греческие "гимназии" для гимнастических упражнений юношества, распространились греческий язык, литература, искусство, развлечения и, самое страшное, - "идолы", т.е. статуи и картины. А это уже прямая измена Иегове!

Против этого опасного течения - эллинизма - выступила духовная организация хасидеев, или благочестивых ревнителей чистого иудаизма и скромных, целомудренных еврейских нравов. Но эллинизм наступал со стихийной силой. Уже многие евреи стали присваивать себе греческие имена, да, конечно, не рядовые евреи, а аристократы, даже священники, вплоть до одного первосвященника.

Национально-религиозные предатели завладели духовным руководством еврейского народа. Так истощился, упал божественный дух народа лет за триста со времени последних пророков!

Эллинизм и иудаизм в течение около 150 лет присматривались друг к другу, иногда с пользой изучали друг друга, порой греки, как власть имущие, угрожающе рычали на евреев.

Но вот в 169-168 гг. эллинизм в лице жестокого деспота Антиоха Епифана неожиданно и злобно бросился на иудаизм и по-волчьи вцепился ему зубами в горло смертельной хваткой. Он понял, что разбить евреев как особую нацию и растворить их среди греков можно только, если предварительно задушить их религию, Моисеев Закон. И вот, широко размахнувшись, он всей силой государственной власти нанес мощный удар по иудаизму. Свитки Торы были осквернены или сожжены, под угрозой смерти евреи были обязаны служить греческим богам - статуям, идолам! Еврейская храмовая служба была запрещена. В Иерусалимском храме была водворена статуя Зевса. На оскверненных алтарях приносились в жертву нечистые животные, в том числе - свиньи! Агенты царя Антиоха шныряли по стране, наблюдая за строгим выполнением евреями вероотступничества. Многие евреи, особенно из эллинизированных высших слоев общества, подчинились царским указам, изменили Моисеевой религии и выгодно устроились под сенью греко-сирийского государства, но народ в целом не отступил от веры. Начались казни, пытки... Предания полны примеров самоотверженного героизма и мученичества. Об этом рассказывают библейские "Книги Маккавеев".

Сирийские войска нападали на скрывавшихся набожных хасидеев по субботам, когда те были безоружны, и уничтожали их без сопротивления.

Более полугода длилось это свирепое нападение злого хищника на еврейскую душу, более полугода греко-сирийское государство настойчиво и злобно терзало маленький религиозный безоружный народец, давно отвыкший от своего государства и оружия. Казалось, что вот-вот угаснет душа нашего народа на своей земле, где должна была еще совершиться его великая миссия.

Но нет, духовное водительство мира решило иначе и послало невидимый религиозно-национальный импульс в поддержку еврейскому народу через семью Хасмонеев - Маккавеев (167 г.).

В 164 году Маккавеям удалось освободить Иерусалим и с большим трудом очистить оскверненный храм, в память чего был учрежден навсегда праздник Ханукки.

Последнему из бессмертных героев - удалось в 140 году добиться признания себя со стороны Сирии князем (этнархом) и первосвященником Иудеи. Тем самым была достигнута политическая независимость еврейского государства - несколько неожиданный сверхрезультат этой 27-летней тяжелой национально-освободительной войны.

Его властители-первосвященники, преемники братьев Хасмонеев, постепенно становились царями. Но в эти же годы выдохся, перестал действовать тот религиозно-национальный импульс спасения, который был получен еврейским народом в 167 году. Его едва хватило на тридцать лет.

Уже Иоханан-Гиркан, сын последнего из Маккавеев, был заурядным восточным князьком, умеренным деспотом. Но дальше началось быстрое загнивание государственной власти у этого злосчастного народа, давно отвыкшего от государственности и лишь на короткое время вкусившего ее.

Так, сын Иоханана-Гиркана, Иегуда-Аристовул, чтобы завладеть престолом, уморил свою мать голодом, убил брата-сонаследника и присвоил себе титул царя. Другой его брат и преемник (Александр-Яннай), поссорившийся и воевавший со своим собственным народом при помощи наемников, истребил за 6 лет около 50 тысяч своих подданных евреев. Дальше пошло еще хуже. Вокруг престола не прекращалась свирепая борьба за власть. Закончилась династия Хасмонеев. В 63 году Иудея подпадает под протекторат Рима. А в 37 году на престол ее взбирается и долго (33 года) сидит на нем кровавый разбойник идумеянин Ирод, убивший (через суд) свою любимую жену, нескольких сыновей и несчетное число других близких людей - родственников, мнимых конкурентов, судей, осудивших на смерть его жену по его же приказанию, и т.д.

Зато Ирод умел ценой жестоких преследований всех недовольных римским владычеством добиваться благосклонности и доверия всех сменявшихся при нем римских властителей. Они-то и присвоили ему титул "великого".

Кроме того, желая польстить народу, а также увековечить свое имя, Ирод выполнил большие работы по строительству городов, портов, а главным образом - по перестройке, расширению и пышному украшению храма в Иерусалиме. Но трон его охраняла гвардия из иностранных наемников.

Упоминаемый в Евангелии Ирод получил потом широкую и печальную известность (как детоубийца) во всем христианском мире. И в русском народе он известен как "Ирод окаянный".

Наследник Ирода по Иудейскому царству, Архелай, походил на отца по жестокости. В 4 году до Р.Х. в ответ на требования реформ он устроил накануне Пасхи кровавую расправу над народом в храме, убив три тысячи человек. В том же году вторую расправу у храма устроил и римский военачальник, притом ограбив храм.

Страну охватило революционное брожение, появилось много мелких и крупных партизанских отрядов. Наконец римский наместник Вар подавил восстания, занял Иерусалим и распял на крестах около двух тысяч мятежников. Но в конце концов римский император Август внял жалобам народа Иудеи, низложил Архелая и сослал его.

Так в 6 году по Р.Х. кончился 70-летний период римского протектората и началось непосредственное управление Рима (в лице чиновников-прокураторов) Иудеей, присоединенной к Сирийской провинции.

Так завершился последний период незадачливой государственности иудейского народа с его царями - кровавыми призраками. Так деградировало еврейское государство.

Что же можно сказать о развитии внутренней жизни в Иудее за тот же период?

Прежний Великий Собор преобразуется при Хасмонеях в высший совет и судилище типа сената с греческим названием Синедрион, функции и права которого видоизменялись в зависимости от норова очередного властителя.

Более точное понятие о состоянии внутренней жизни иудейского общества дают сведения о трех национальных партиях-сектах в народе того времени. Основной спорной проблемой еще при Хасмонеях была следующая: является ли еврейский народ политической или духовной нацией? Является ли Иудея обычным государством, участвующим в международных склоках-союзах, войнах, территориальных спорах и т. д., или же это национально-духовный организм, Царство Божие, которому если и дается политическая независимость, то только для усовершенствования своих духовных сокровищ, полученных им от Иеговы через пророков для своей миссии избранного народа?

В соответствии с этими взглядами в Иудее образовались тогда три партии: саддукеи (цадукеи, цедуки́м), фарисеи (перуши́м) и секта ессеев (иссии́м).

Саддукеи - это светская, государственная партия "консерваторов" или бюрократов, преобладавших в Синедрионе. Они стремились к отделению государства от религии, формализации религии как застывшего прошлого, ограничения ее жесткими рамками писаного Моисеева закона, без устных заповедей, без веры в загробную жизнь. В общественной же жизни главный интерес заключался для них в государственности, в частности, - в участии в международной политической жизни. Некоторые из них оставляли веру отцов и переходили в язычество (эллинизм).

С прекращением Хасмонейской династии саддукеи сошли со сцены.

Фарисеи - главная национальная партия, носительница народных и религиозных чаяний и интересов, противопоставлялась саддукеям, носителям политических, а не национальных стремлений. Фарисеи развивали религиозное учение, разрабатывали новые (устные) учения и догматы, например, новый догмат о загробной жизни, о личном загробном воздаянии, воскресении и бессмертии, что отвергали саддукеи. Они же создавали "ограду вокруг закона", которая в то время еще не была такой искусственной и бездушной, как позже, в талмудические времена.

Фарисеи - в известной мере преемники хасидеев. Они несли главную тяжесть борьбы за народную душу, ее чистоту, моральную святость и в то же время представляли собой ученую религиозно-теоретическую школу. Из их среды вышел апостол Павел - бывший фарисей Саул, - первый великий проповедник, учитель и организатор христианских общин в языческом мире.

Ессеи - мистическая секта людей, полностью удалившихся от государственной и мирской жизни вообще и занимавшихся только индивидуальным религиозным самоусовершенствованием и изучением священных писаний. Храмовой службы они не посещали и жертвоприношений не признавали.

Они жили в пустыне Энгеди и некоторых городах - Иерусалиме, Назарете и других как бы монастырской жизнью, на коммунистических началах, с коллективными трапезами. У них не было имущественного неравенства.

Торговлю они считали неприличным занятием, занимались же земледелием и ремеслом.

Они вели аскетическую жизнь, жили в безбрачии, воздерживались от мяса и вина, выполняя, по-видимому, устав Торы о "назореях", дававших обет монашеской, воздержной жизни.

Ессеи совершали омовение перед каждой трапезой и молитвы - до и после трапезы. Главным стержнем их жизни была, по-видимому, универсальная чистота, предписываемая Моисеевой религией и доведенная, так сказать, до стерильности, парализующей будничную, деловую жизнь, не говоря уже о государственной и общественной деятельности, даже о храмовой службе.

Они, говоря языком Эзры, приняли в сердце свое то, что будущее, а не то, что настоящее.

Внутренняя сосредоточенная духовная жизнь аккумулировала в них некие магические целительные силы, способности к врачеванию. Они, например, знали целебные травы.

Недавно, как известно, в пещерах Иудейской пустыни у Мертвого моря были открыты хранилища их книг (так называемые кумранские рукописи).

Лет за сто до Иисуса Назорея (Христа) был у ессеев некий великий "учитель праведности" по имени Иешуа (Иисус) Бен-Пандира, которого побили камнями. Некоторые исторические источники смешивали его с Иисусом Назореем (Христом).

Ессеев было всего около 4 тысяч. В дальнейшем при разгроме Иудеи они исчезли. Возможно, что часть их слилась с христианами. Вообще историки всегда видели в ессеях предшественников христиан и полагали, что у них была какая-то связь и с самим Христом. Но точные данные об этом получены впервые только в XX веке путем духовно-исторического исследования (см. последнюю главу).

Нужно добавить, что в те же времена существовала в Египте, вблизи Александрии, еще одна мистическая секта, близкая к ессеям, - это община евреев-аскетов, так называемых "Терапевтов" (по-гречески - "служителей Господа"), описанных только Филоном Александрийским. Они, по-видимому, также вложили некоторый вклад в будущее христианство.

------------------------------

Мы подошли к эпохе пришествия Христа на Землю.



vliyanie-dohodnosti-akcii-na-izmeneniya-v-akcionernom-kapitale-i-rezultati-otcheta-ob-izmeneniya-ka.html
vliyanie-emocionalnih-otklonenij-na-vnutrennyuyu-kartinu-bolezni-na-primere-onkologicheskih-bolnih.html
vliyanie-fedralnogo-televideniya-na-regionalnie-televizionnie-kanali-chast-13.html
vliyanie-fedralnogo-televideniya-na-regionalnie-televizionnie-kanali-chast-18.html
vliyanie-fedralnogo-televideniya-na-regionalnie-televizionnie-kanali-chast-22.html
vliyanie-fedralnogo-televideniya-na-regionalnie-televizionnie-kanali-chast-34.html
  • writing.bystrickaya.ru/kompyuternie-prestupleniya-chast-11.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-esli-on-trudnij.html
  • studies.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-grazhdanskaya-sluzhba-rossijskoj-federacii-chast-5.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-organov-mestnogo-samoupravleniya-luzskogo-rajona-15-29-17-dekabrya-2010-goda-stranica-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/42-43-obuchenie.html
  • bukva.bystrickaya.ru/organizaciya-raspredeleniya-produkcii-v-logisticheskoj-sisteme.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-68557-zn.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktivnie-operacii-kommercheskih-bankov-kreditnie-operacii-osnovi-ih-organizacii-chast-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/tri-povorota-kolesa-dharmi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurenie-kak-vulkanicheskaya-deyatelnost.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-nakoplenie-sredstv-i-investirovanie-proektov-v-ms-excel-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-po-discipline.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-23-brizhit-ober.html
  • abstract.bystrickaya.ru/-3-gosudarstvennij-stroj-istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnih-stran.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/yavlenie-artura-v-mifologii.html
  • report.bystrickaya.ru/itogi-krivosheev-stepan-31-08-2004-35-str-14-7-partiyam-skazali-nado-10.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-sergej-lukyanenko.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/azamatti-i-zhalpi-blm-pn-bojinsha-5v030100-itanu-mamandiina-arnalan-pnn-ou-dstemelk-keshenn.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/macievich-vasilij-antonovich-ukazatel-personalij.html
  • college.bystrickaya.ru/4-empiricheskoe-i-transcendentalnoe-mishel-fuko-slova-i-veshi-arheologiya-gumanitarnih-nauk.html
  • studies.bystrickaya.ru/gipoteza-kak-forma-poznaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-roditelskom-komitete-olhovatskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli.html
  • books.bystrickaya.ru/beseda-kak-vstrechayut-novij-god-lyudi-vseh-zemnih-shirot-integraciya-raznih-vidov-detskoj-tvorcheskoj-deyatelnosti.html
  • assessments.bystrickaya.ru/celevaya-programma-grazhdansko-patrioticheskogo-vospitaniya-pamyat-serdca.html
  • learn.bystrickaya.ru/federalnaya-antimonopolnaya-sluzhba-doklad-o-sostoyanii-konkurencii-v-rossijskoj-federacii.html
  • education.bystrickaya.ru/22-obespechenie-kachestva-obrazovaniya-metodicheskaya-rabota-plan-raboti-gosudarstvennogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-peredach-rossijskogo-televideniya-na-nedelyu-s-27-02-2012-na-tk-evronyus.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konkurs-provodilsya-po-nominaciyam-luchshaya-tematicheskaya-vistavka-shkolnaya-biblioteka-v-pomosh-pedagogam-po-vvedeniyu-fgos-novogo-pokoleniya.html
  • books.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-gosduma-rf-monitoring-smi-12-maya-2006-g.html
  • studies.bystrickaya.ru/arkaim-i-strana-gorodov-chast-3.html
  • literatura.bystrickaya.ru/seminar-6-metodicheskie-ukazaniya-po-provedeniyu-seminarskih-zanyatij-disciplina-gse-v-03a-sociologiya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/tarifnoe-i-netarifnoe-regulirovanie-ved.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-parlamentarizm-v-rossii-istoriya-i-sovremennost.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-politika-v-oblasti-detstva-nosit-fragmentarnij-i-bessistemnij-harakter.html
  • college.bystrickaya.ru/2213-razrivi-potencialnogo-sintaksicheskogo-celogo-strukturno-semanticheskaya-klassifikaciya-konstrukcij-realizuemih.html
  • institut.bystrickaya.ru/strahovka-v-gorah-chast-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.