.RU

Вальдорфская педагогика: сделано в секте

У всех сект есть одна общая тактика: они считают, что никто не вправе высказывать суждения об их деятельности, не совпадающие с их самооценкой. При этом сектантская самоапология исходит из довольно-таки нагловатой посылки, что если много и упорно лгать, и при этом регулярно грозить судом своим оппонентам, то, мягко говоря, "пестрая" сектантская идеология рано или поздно предстанет таки в общественном сознании в белоснежно-непорочном виде.

Что именно секты хотят слышать о себе, а чего они слышать не желают - хорошо видно из моей дискуссии с г-ном А.Пинским, председателем правления Московского Центра вальдорфской педагогики.

Чтобы оккультную философию, которую на самом деле представляют "вальдорфцы", легче и нескандальнее было насаждать в российских школах, они очень заботятся о своем имидже как чисто светской организации. Поэтому каждый раз, кка в прессе упоминают "вальдорфскую педагогику" в качестве религиозной доктрины, г.Пинский пишет протест.

Из этих писем видно, что сектатская совесть позволяет своим владельцам использовать любую ложь для конечного торжества своего правого дела.

У меня хранится уже довольно представительная подборка писем г. Пинского в разные средства массовой информации, позволившие себе сообщить нечто ему неприятное. И каждое письмо кончается напоминанием о "ст. 43, 44". При этом г. Пинский готов отрицать очевидное и просто общеизвестное.

Например, А.Пинский возмущается - "Непонятно, почему в контексте обсуждения вальдорфских школ у А.Кураева всплыла тема, что Минкультуры учредило эвритмическую Академию. Сообщаю, что Академия эвритмии является независимой от вальдорфского движения организацией, и ее учреждение не имеет ничего общего с "насаждением вальдорфской педагогики".

Речь идет о моем интервью газете "Москвичка" (27.10.94). В нем я высказал свое недоумение тем, что религиозная доктрина Р.Штейнера получает государственную поддержку и государственное финансирование в России. Я напомнил, что в 1992 г. Министерство культуры России учредило и начало финансировать Академию эвритмического искусства1 . Г-н Пинский уверяет, что "ничего общего" с "вальдорфской педагогикой" у эвритмии нет.

Я понимаю, что эта Академия административно не подчиняется г.Пинскому. Но отрицание того, что эвритмика есть составная часть вальдорфской педагогики - это уже прямая ложь. "Эвритмия - это искусство, которого прежде не сушествовало, и которое было основано Рудольфом Штейнером. Эвритмия - обязательный предмет в любой вальдорфской школе"2 . Ф. Карлгрен - современный руководитель международного движения вальдорфской педагогики. Что же это г.Пинский противоречит своему начальству?

Но главный вопрос не в этом. Вопрос в том, является ли "вальдорфская педагогика" религиозной доктриной.

А. Пинский, например, пишет, что идейная сторона антропософии "ничего общего" не имеет с движением теософов и никогднеа не был учеником Е. Блаватской. Но не станет же он отрицать, что первоначально Штейнер вообще полностью сливался с теософским оккультизмом. Или он был генеральным секретарем Германского теософского общества, не разделяя оккультной доктрины теософов? А быть теософом - не означает ли стать учеником основательницы теософского движения Е. Блаватской? Да, Штейнер вышел из теософского общества, когда А. Безант провозгласила Кришнамурти живым Христом-Майтрейей. Но это было рождение частной ереси внутри теософской "церкви". И сама антропософия также не более чем ересь в рамках оккультизма. Вот как характеризует антропософию "ортодоксальная линия" теософии во главе с Е.Рерих: "И Штейнер к концу жизни сошел с пути Света, и храм его был уничтожен разящим Лучом"3 . Ученик Е.Рерих А.Клизовский поясняет, в чем была главная ошибка Штейнера: "К числу тайных, и, следовательно, более опасных врагов теософии принадлежит антропософия и ее последователи. Хотя ни само учение антропософии, ни ее последователи не выступают открыто против теософии, но в этом и заключается главная опасность и большой вред ее... Западный мир верит в то, что Христос - Единый Сын Единого Бога. Штейнер оставляет во всей силе и это заблуждение"4 .

Итак, раздор теософов и антропософов - это всего лишь внутрисемейный скандал. А.Пинский пишет, что "мы не занимаемся теологическими штудиями (в духе гностицизма, манихейства и т.п.)". Это утверждение легко проверяемо. Основные черты гностицизма ясно сформулированы известным востоковедом В.К.Шохиным. 10 основных тезисов оккультного гностицизма, отличающие его от библейского мировоззрения, изложены им в книге "Брахманистская философия" (М., 1994, сс. 20-22). "Тайные доктрины" как Е.Блаватской, так и Е.Рерих и Р.Штейнера вполне единомысленны с псевдохристианским гностицизмом начала нашей эры.

Еще один внутрисемейный скандал в стане неоязычников - это закрытие вальдорфских школ в нацистской Германии.

К сугубому неудовольствию г-на Пинского Международный христианский семинар "Тоталитарные секты в России (Москва, май 1994), в котором принимали участие представители 14 христианских Церквей из многих стран мира, отметил антихристианский и расистский характер антропософии Р.Штейнера: "Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу "Вальдорфской педагогики". Мы выражаем свое крайнее недоумение тем, что эта расистская и антисемитская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными и общественными инициативами, встретила государственную поддержку в России. Нам представляются незаконными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и в государственных школах вводящего преподавание по системе вальдорфской педагогики"5 .

Со стороны г.Пинского, конечно, последовал протест.

Так были ли нацистские нотки в идеологии штейнерианства? Р. Штейнер еще в 1915 году писал о себе как о "пророке миссии Германской расы". Эрнст Блох в своей книге "Принцип надежды", вошедшей в классическую библиотеку современной философии, пишет: "теософия не имеет ничего общего с христианской мистикой... "Солнечный Христос" Штейнера стал для новых язычников и "немецких христиан" богом природы нордического фашизма, позволившим объединить Иисуса с Зигфридом"6 .

Черты, роднящие Штейнера с германским нацизмом и история взаимоотношений вальдорфских школ и нацистского режима прослежены в статье голландского профессора Дж. Д. Имельмана "Waldorf-Education. An outdated combination of religion and education"7 .

Протестантский иссследователь вальдорфской педагогики Франко Рест отмечает, что "слишком часто эзотерики New-Age и штейнерианцы культивируют устаревшие мифы, как будто бы культ германца не сосуществовал с Освенцимом"8 .

Оккультно-языческий характер германского нацизма хорошо известен. И штейнеровский оккультизм способствовал созданию того антихристианского, неоязыческого фона, который сделал возможным воцарение нацистско-языческого мифа. В частности - общим для всех теософов учением о семи расах человечества, из которых ХХ век - это время, когда начинает рождаться самая высокая "шестая раса"9 . Последующие гонения на штейнеровские школы со стороны нацистов - это уже "внутрисемейный скандал", подобный гонениям на троцкистов со стороны сталинистов в соседней стране.

О мировоззрении самого Штейнера от себя я говорить ничего не буду. Вот выдержки из "Философской энциклопедии" (из ее лучшего, знаменитого "пятого тома"): "В 1902 г. Штейнер обратился к теософии. Возглавил германский отдел Теософского общества, где он развил исключительно бурную деятельность. Штейнер построил антропософский храм Гетеанум (Дорнах, Швейцария). В 1923 г. храм сгорел - вопреки предсказанию Штейнера, что он простоит 300 лет. Само учение Штейнера представляет собой синкретическое соединение западных и восточных религиозно-оккультных учений, в котором можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, оккультно истолкованного христианства... Была разработана целая система ступеней посвящения с обрядами инициации наподобие масонских. Первые ступени включали танцы, выработку эвритмии, постановку театральных мистерий. Для посвященных читались особые секретные курсы. Человек, по учению Штейнера, в соответсвии с традициями древнего оккультизма, образует микрокосм в составе физического, эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит в человека с прорезанием коренных зубов (около 6 лет), а остальное - с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через которые прошел, по Штейнеру, в своем становлении Мировой Дух; с 1909, то есть с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на которой формируется духовное "Я"10 .

Итак, учение Штейнера все же является и религиозным, и антихристианским. Штейнер, например, утверждал, что Христос не был распят, ибо "дух Христа" решил не страдать, и потому заранее, еще до распятия покинул телесную оболочку "человека Иисуса"11 .

Вальдорфские школы являются "неконфессиональными" только том смысле, что они противопоставляют себя всем христианским конфессиям сразу. Ф.Карлгрен так пишет об этом: "Когда говорят о вальдорфской педагогике, то речь идет об образе жизни. Специфической особенностью вальдорфских школ является то, что все члены корпорации видят одну и ту же духовную цель. Стало правилом, что учителя не могут исполнять своих обязанностей без тщательного изучения человековедения Р.Штейнера и без внутренних усилий, которых требует антропософский путь развития" (Карлгрен, с.257).

Итак, и дети, и учителя должны приобрести не просто знания о религии или антропософии - но пережить соответствующий религиозный опыт: "Надо дать детям приобрести религиозный опыт" (там же, с.106). "Один раз в неделю для детей устраивается религиозное действо, которое ввел Рудольф Штейнер" (с. 107).


vsem-mirom-protiv-ognennoj-stihii-o-sostoyanii-grazhdanskogo-obshestva-v-ryazanskoj-oblasti.html
vsemirnaya-pautina-www-gipertekst-poiskovie-mashini.html
vsemirnaya-torgovaya-organizaciya-8.html
vsemirnaya-torgovaya-organizaciya-chast-6.html
vsemirnaya-torgovaya-organizaciya-i-rossiya-chast-4.html
vsemirnij-bank-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/process-dokazivaniya-pri-pomoshi-kosvennih-dokazatelstv.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-demokratii-v-istorii-respublikanskoj-turcii-ot-nejtraliteta-k-oppozicii-tureckij-ezhenedelnij-zhurnal-akis-v-borbe-za-demokratiyu-v-5.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-osnovnie-itogi-deyatelnosti-asdg-v-2005-godu-metodicheskoe-napravlenie-73-konsultacionnoe-napravlenie-73.html
  • grade.bystrickaya.ru/oblastnaya-celevaya-programma-socialnaya-podderzhka-invalidov-v-chelyabinskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-stranica-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/merki-za-prane-na-pari-dovedoha-do-bunt-na-notariusite-tema-stroitelstvo-stroitelen-kontrol.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-na-kollegiyu-ministerstva-imushestvennih-i-zemelnih-otnoshenij-respubliki-buryatiya-06-03-2013-g-na-temu-otchet-komiteta-zemelno-imushestvennoj-politiki-i-zemlepolzovaniya-za-2012-god.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-8ekspluataciya-viklyuchatelej-i-razedinitelej-kurs-lekcij-dlya-studentov-spec-100100-kirov-2004.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-professionalnomu-modulyu-tehnicheskoe-obsluzhivanie-oborudovaniya-ustrojstv-scb-sankt-peterburg-2013-avtor-tvorogov-boris-mihajlovich-21-09-1944.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/modemi-v-sotovih-setyah-svyazi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-dpp-f-02-logopediya-celi-i-zadachi-disciplini-cel.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-x-vi-mezhdunarodnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-studentov.html
  • occupation.bystrickaya.ru/naredba-21-ot-18-yuli-2005-g-za-reda-za-registraciya-sobshavane-i-otchet-na-zaraznite-bolesti-vsila-ot-01-01-2006-g-stranica-2.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-4-fizika-mikromira-a-g-rokah-fizika-tehnika-inte.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/viii-osnovnie-napravleniya-semejnogo-konsultirovaniya-v-rabote-socialnogo-pedagoga-s-semej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-inzhenernie-seti-na-temu-vodosnabzhenie.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-gorodskogo-poseleniya-rostov-yaroslavl-2008g-stranica-5.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhimoe-kataloga-gostikotli-elektronnaya-biblioteka-energetika.html
  • institut.bystrickaya.ru/the-news-that-dr-blare-had-refused-to-join-the-antarctic-expedition-was-sensational-we-are-not-prepared-to-discuss-the-question.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-srok-vipolneniya-stranica-12.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-v-federalnom-gosudarstvennom-byudzhetnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-buryatskij-gosudarstvennij-universitet.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-prednaznachena-dlya-prepodavatelej-vedushih-dannuyu-disciplinu-uchebnih-assistentov-i-studentov-napravleniya-podgotovki-46-03-01-istoriya.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teorema-pifagora-za-stranicami-uchebnika.html
  • literature.bystrickaya.ru/duglas-devis-frejd-yung-i-psihoanaliz-rukovodstvo-po-analiticheskoj-psihologii.html
  • letter.bystrickaya.ru/oblast-primeneniya-magistralnij-truboprovodnij-t-ransport-nefti-i-nefteproduktov-ekspluataciya-i-tehnicheskoe.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sortirovka-i-klassifikaciya-sirih-almazov-uchebnoe-posobie-12-12-00-tehnologiya-hudozhestvennoj-obrabotki-materialov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-mou-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-83.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-proekta-koncepcii-razvitiya-turizma-v-oblasti-issledovatelskaya-rabota-530-kbajt-infrastruktura-turisticheskoj-industrii-1-oblasti-v-70-80-e-god.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-15-18-aprelya-2008-goda.html
  • letter.bystrickaya.ru/model-idealnogo-gosudarstva-chast-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-ispolneniya-trebovanij-zakonodatelstva-v-oblasti-promishlennoj-bezopasnosti-i-strahovaniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/palci-vo-rtu-yazik-telodvizhenij-allan-piz.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-velikih-mifov-i-legend-stranica-29.html
  • crib.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-na-2008-2009-uchebnij-god-informatika-8-klass.html
  • education.bystrickaya.ru/313-razvitie-socialnoj-sferi-v-g-nikiforov-glavnij-arhitektor-proekta-m-m-islamov-vedushij-arhitektor.html
  • credit.bystrickaya.ru/oformit-otchet-po-laboratornoj-rabote-soderzhanie-otcheta.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.