.RU

Ваш ребенок: Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет - страница 9



В качестве заменителей кормления. В идеальном случае "утешители" предназначены для успокоения детей, а не для удобства родителей (правда, мне еще не приходилось видеть идеальных родителей или идеального ребенка). Вставлять ребенку в рот кляп и оставлять его в пластиковом детском сиденье каждый раз, когда он заплачет - значит, чересчур полагаться на искусственного утешителя. Ребенку нужно, чтобы его подержали на руках. Если ребенка оставлять наедине с соской слишком долго, он меньше доверяет родителям, а родители не учатся успокаивать его. Соски-пустышки нужны, чтобы удовлетворять потребность в сосании, а не для того, чтобы задерживать или заменять кормление. На другом конце "утешителя" всегда должен быть живой человек. Грудь (или палец) не дают появиться привычке просто затыкать источник криков чисто механическим способом. Если ребенок заплакал и вы инстинктивно потянулись за пустышкой, а не к ребенку - выбросите ее.

Когда использование "утешителей" оправдано

Если их использовать разумно и для детей с сильной потребностью сосать - в добавление, а не вместо родительского утешения, они уместны. Если у вас такой ребенок, и бывают моменты, когда вы уже не в силах его успокоить, потому что слишком устали, - дайте ребенку пустышку, но не злоупотребляйте ею. Когда вы находитесь в общественных местах, например в церкви во время службы или в театре, соска также уместна, если ребенок накормлен, а сосать палец он не хочет.

Беспокойство родителей по поводу того, нужно или не нужно использовать пустышку, всегда превышает возможный вред для ребенка. Признаюсь, когда я осматриваю ребенка и мне нужно видеть его лицо, мне хочется, чтобы этой штучки не было. Кроме того, пустышки не позволяют появляться очаровательным улыбкам. В защиту этих "утешителей" можно сказать, что я изменяю свое отрицательное отношение к пустышкам, когда ребенок во время всего осмотра мирно сосет.

Как выбрать пустышку и пользоваться ею?

Выберите цельную пустышку, которая не развалится на две части, и ребенок не подавится оторвавшимся куском. Кроме того, она должна легко мыться.

Кружок соски должен иметь вентиляционные отверстия. Он не должен быть очень большим, чтобы не закрывать носовые ходы, когда ребенок втягивает соску во время интенсивного сосания.

Размер соски должен соответствовать возрасту ребенка. Для первых месяцев подойдут соски меньшего размера, короткие, - специальные соски для новорожденных.

Выпускаются пустышки с пузырями самой разной формы. Некоторые из них круглые, как соски для бутылочек. Другие имитируют вытянутый и сплющенный с боков во время сосания сосок. Не все пустышки удобны для младенцев, пустышки особой формы могут неправильно повернуться во время сосания или их можно неправильно вставить. Некоторые изготовители рекламируют свои изделия как безопасные для развития зубов, но это сомнительно. Испробуйте пустышки разной формы, и пусть ребенок сам выберет.

Не привязывайте к соске тесемку или ленточку для надевания на шею, не прикрепляйте соску на тесемке булавкой к одежде ребенка - это чревато удушением. "Но она всегда падает на пол", - скажете вы. Отвечаем: за ребенком и за соской надо следить. (Или прикрепляйте кольцо пустышки непосредственно к одежде ребенка.) Возможно, детей вообще нельзя оставлять без присмотра, если у них во рту что-то есть. Безопасность и присмотр не отделимы друг от друга.

Не надо делать самодельных пустышек из сосок для бутылочек и набивать их ватой: ребенок может засосать ее из дырочки в соске.

Сопротивляйтесь искушению подсластить пустышку, окуная ее в мед или сахарный сироп. Если у ребенка еще нет зубов, он слишком мал для меда и сиропа. Если у него уже есть зубы, он слишком большой, чтобы давать ему сладости, которые их портят. Если ребенок уже привык сосать подслащенную пустышку, можно попробовать отвлечь его, поменять обстановку, выйти с ним на свежий воздух, играть, обнимать, укачивать перед сном, сделать так, чтобы он уставал больше обычного и т.д.

Наш совет: в первые недели во рту у ребенка должен быть только мамин сосок. Если ваш ребенок действительно нуждается в соске, пользуйтесь ею, но не злоупотребляйте, и старайтесь побыстрее избавиться от нее.

МАССАЖ

Это одна из простых радостей жизни (массаж давно доставляет много удовольствия взрослым), и исследования показали, что дети лучше растут и развиваются, если им делают массаж. Массаж для детей самого младшего возраста заключается в воздействии на кожу прикосновениями рук; это язык без слов, который понятен родителям и ребенку.

Почему массаж?

Кроме того, что прикасаться к своему ребенку просто приятно, массаж способствует его росту и развитию. В странах с иными культурными традициями очень ценили массаж для детей. Так, на Востоке осуждалась мать, не делавшая своему ребенку ежедневный массаж. Одна из интереснейших областей исследований - связь между прикосновениями и ростом. Дети, которым делают массаж, процветают, и дальше мы расскажем, почему.

Прикосновение стимулирует выработку гормонов роста. Давно известно, что дети, к которым чаще прикасаются, лучше растут, а сейчас эти наблюдения подтверждены исследованиями. По-видимому, существует связь между прикосновениями рук, массированием, уходом за детьми и их ростом. Касания стимулируют выработку гормонов роста, увеличивают количество энзимов, которые делают клетки жизненно важных органов более чувствительными к этим гормонам. Так, недоношенные младенцы, помещенные в специальную палату, где они должны были набрать необходимый вес, в случае, если их усиленно массировали, набирали в весе на 47% больше, чем обычно.

Исследователи животных обнаружили связь между вылизыванием потомства матерью и ростом детенышей. Когда новорожденных щенков лишали возможности быть вылизываемыми (эквивалент массажа новорожденных), уровень гормонов роста снижался и щенки переставали расти.

Даже инъекции этого гормона щенкам не изменяли ситуацию. Только когда матери вновь дали касаться щенков и вылизывать их, они начали расти.

Исследователи обнаружили также, что и человеческие детеныши, лишенные прикосновений, имели меньше гормонов роста, чем обычно, и впадали в состояние, называемое психосоциальной карликовостью; что еще более удивительно - они тоже не росли после инъекций гормона роста. Только после того, как им обеспечивали достаточный физический контакт, дети начинали расти. Можно сделать вывод, что прикосновения приводят к каким-то изменениям на клеточном уровне, в результате которых клетки реагируют на гормон роста. Да, в прикосновениях родительских рук есть что-то магическое. В прикосновениях нуждается не только тело, но и мозг. Исследования показали, что новорожденные, к которым прикасались больше обычного, с неврологической точки зрения были более развиты. Откуда такая тесная связь? Предполагают, что прикосновения способствуют увеличению количества миелина, входящего в состав оболочки нервных волокон, в результате чего увеличивается скорость прохождения импульсов.

Прикосновения улучшают пищеварение. У детей, к которым часто прикасаются, повышается секреция пищеварительных гормонов. Ученые считают, что это еще одна причина, по которой такие дети лучше растут. Прикосновения делают пищеварительную систему более эффективной. Младенцы, страдающие болями в животе в результате слизистого колита, получают облегчение от частого массирования.

Прикосновения улучшают поведение. Ученые показали, что дети, к которым чаще прикасаются, становятся организованнее. Они лучше спят ночью, меньше капризничают днем и лучше реагируют на общение. Прикосновения успокаивают детей. Массаж - прекрасное средство обеспечить хороший ночной сон.

Прикосновения способствуют развитию чувства собственной ценности. Чаще находясь в любящих руках, младенцы лучше узнают, какие части их тела наиболее чувствительны, каким нужно расслабиться. Прикосновения ведут к осознанию своей ценности подобно тому, как взрослые чувствуют себя удовлетворенными, когда слышат благожелательные отзывы друзей.

Прикосновения помогают родителям. Ежедневный массаж помогает ощущать всего ребенка, научиться читать то, о чем говорит его тело, распознавать подаваемые им сигналы. Массаж имеет еще большую ценность для родителей и детей, у которых неудачно сложился первый этап взаимодействия, например, если они были разлучены по медицинским показаниям. Массаж помогает родителям и детям воссоединиться. Для мамы, которая не испытывает материнского чувства к новорожденному, массаж может стать той искрой, которая разожжет огонь. Он помогает уничтожить барьер, и ребенку, которого мало прижимали и обнимали, начинает нравиться телесный контакт, а родители привыкают заниматься с ребенком.

Работающие матери, которых мы знали, использовали вечерний массаж для того, чтобы не терять связи с ребенком, которого они покидали на целый день. Прикосновения к ребенку во время массирования позволили им настраиваться на ребенка, забывать о работе и окунаться в атмосферу семьи.

Для пап, еще не освоивших как следует искусство обхождения с ребенком, массаж предоставляет возможность научиться держать ребенка в руках, нянчить его, быть с ним в физическом контакте. Постоянные прикосновения отца так же нужны ребенку, как и прикосновения матери. Ребенок благоденствует, когда его ласкают и мама, и папа.

Особая роль физического контакта для особых детей. Дети с какими-либо недостатками физического или психического характера и их родители особенно выигрывают от массажа. Исследования показали, что массаж помогает сигнализировать родителям о своих нуждах - процесс, называемый социальной ориентацией. Массаж позволяет улавливать сигналы, подаваемые ребенком.

Приемы массажа

Массаж - это тесное соприкосновение с ребенком, а не простое его касание. Это взаимодействие, а не направленное действие. Вы узнаете, какие поглаживания доставляют ребенку удовольствие. Как в танце, вы совершаете движения в унисон с потребностями организма малыша. Хотя растирающими движениями почти невозможно принести вред, мы расскажем, как правильно делать массаж.

Подготовка к массажу

Выберите теплое, спокойное место, где не бывает сквозняков. У нас это было место у большого, от пола до потолка, окна. Лучи солнца, проходя через него, согревали малышей. Не начинайте ритуал, пока ребенок не почувствует себя комфортно (и вы тоже). Массаж можно делать на полу, столе, кровати траве, пляже. Включите успокаивающую музыку (воздействие спокойной музыки описано на с. 330). Какую музыку выбрать, вам могут посоветовать инструкторы по массажу новорожденных.

Выберите часы, когда вы никуда не торопитесь, вас никто не побеспокоит, а ребенок готов расслабиться. Некоторые родители любят начинать день с утреннего массажа. Другие же предпочитают делать его перед тем, как вздремнуть. Детей, страдающих спастическими болями в животе, лучше всего массировать во второй половине дня или ранним вечером, до того, как обычно начинаются боли. Иногда массаж в эти часы предотвращает наступление спастических болей.

Нужно выбрать подходящее масло. Инструкторы по массажу и их взыскательная клиентура предпочитают масло на основе фруктов и овощей (пищевые масла), обогащенные витамином Е и без ароматических добавок. Ищите масло, полученное выжиманием без применения тепла или химических растворителей, изменяющих характеристики масла. Избегайте масел на основе нефти. Выдержали проверку временем миндальное, абрикосовое, кокосовое масло, а также из авокадо. Проверьте, нет ли у ребенка аллергии на данное масло, особенно это касается орехового. Подождите час, этого достаточно.

Настройтесь на массаж

Сядьте так, чтобы и вам, и ребенку было удобно. Можно расположиться на полу у кровати или у стены, сесть на колени на кровати В первые месяцы детям нравится лежать, как в колыбельке, на ваших коленях, когда вы сидите со скрещенными ногами, можно вытянуть ноги перед собой. Положите ребенка на покрытое пеленкой одеяльце или сухое согретое полотенце. Когда ребенок вырастет из такой колыбельки, садитесь, вытянув ноги по сторонам от него так, чтобы он оказался в середине. Пусть у вас под рукой всегда будет сухая пеленка на случай, если ребенок обмочится.

Опытные массажисты подчеркивают, что ребенок должен с удовольствием ожидать предстоящие процедуры. Они советуют перед тем, как приступить к массажу, поговорить с малышом, спросить: "Тебе нравится массаж?" Дети воспринимают установку, узнают событие, за которым последует другое знакомое действие. Ребенок видит, что вы втираете в ладони масло, слышит, как вы произносите знакомое слово "массаж", его личико одобрительно просветляется Если ребенок раздражен, лучше отложить массаж, просто подержать немного и понянчить так, "как мы советуем это делать в главе 16 "Уход за беспокойным ребенком или ребенком, страдающим коликами". Помните, массаж - это то, что вы делаете вместе с вашим ребенком, если ребенок "не с вами", подождите какое-то время. Если во время массажа он забеспокоится, остановитесь и просто подержите его. Массаж - это не перевязка, которую делают, когда что-то болит, это процедура, делающая ребенка (и вас тоже) устойчивее к жизненным стрессам.

Если ребенок пугается или выглядит сжавшимся, напряженным, начинайте ритуал с расслабляющих действий. Прежде чем начать массировать, посмотрите ребенку в глаза Возьмите напряженные ножки и делайте ими движения велосипедиста, крутящего педали, мягко приговаривая "расслабься, расслабься ". Ребенок начнет связывать расслабляющие прикосновения и звуки вашего голоса с предстоящими приятными событиями Это ключи к пониманию, что игра начинается. И ребенок расслабится. Напряженные дети не расслабляются от прикосновений напряженных рук. Вы должны чувствовать и читать ответные реакции ребенка, а не производить механические манипуляции.

Начали!

Начните с ног, это легче всего. Удерживайте ножку одной рукой, а другой перехватывайте ножку от лодыжки до ляжек Затем, удерживая ляжку двумя руками на манер бейсбольной биты, осторожными скручивающими и сжимающими движениями перемещайте ладони от ляжек до ступней И, наконец, прокатывайте ножку между ладонями от колена до лодыжки. При перемещении к ступне несколько раз несильно нажимайте большими пальцами, в то время как ваши ладони обхватывают лодыжку и ступню. Завершайте массирование ног легкими поглаживающими движениями от бедер к ступням.

Для массирования живота положите руку на руку и, совершая круговые движения, перемещайтесь от грудной клетки вниз. Затем по животику по часовой стрелке. Чтобы животик расслабился, поглаживайте его движениями, описанными на с. 393. Заканчивайте массаж живота, "пробегаясь" по нему кончиками пальцев.


Массируя грудь, совершайте разглаживающие движения от центра к бокам и обратно, как будто разглаживаете страницы в книге.

Для лица есть особые приемы - разглаживание всей ладонью, легкие нажатия, смещение кожи большими пальцами, круговые движения пальцами и, наконец, "прочесывание" от середины лба по щечкам легкими движениями кончиков пальцев.

В последнюю очередь массируется спинка, это самое приятное. Подушечками пальцев делайте небольшие круговые движения по всей спинке, слегка растирая ее. Затем легко пройдитесь кончиками пальцев со спинки по ягодицами и по ножкам до лодыжек.

Этим приемам обучал родителей инструктор по массажу новорожденных, с которым нам приходилось работать. Существует много других приемов, которыми вы могли бы воспользоваться с большой пользой для себя и ребенка. Мы можем посоветовать вам книгу В Шнеидера "Массаж для новорожденных руководство для любящих родителей" (Bantam Books, 1989), с фотоснимками, иллюстрирующими приемы массажа. Помните, что, как и всегда, вместе с книгой вы должны "прочитывать" вашего ребенка. Можно также купить видеокассету и с ее помощью обучаться технике массажа или воспользоваться услугами платного инструктора.

Массаж - это как длинная поэма. Если вы оба в настроении прослушать ее до конца, начните с самого начала и выполняйте по порядку весь комплекс движений (ребенок уже знает, чего ожидать). Если у вас мало времени или нет настроения, вы можете что-то опустить, проделать только то, что вам обоим больше нравится. Например, если рано утром вы проделали весь комплекс массажа, то к вечеру можно повторить удовольствие, помассировав только ручки или спинку, чтобы ребенок легко заснул. Так как малыш связывает массаж с расслаблением, у вас появляется возможность прекрасно завершить день.

^ 7. ОБЫЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПЕРВЫХ НЕДЕЛЬ

Ребенок родился, и у вас началась новая жизнь в качестве родителей. Вы легче справитесь с новыми обязанностями, если будете знать, чего следует ожидать и почему ребенок ведет себя именно так, а не иначе.

^ РЕБЕНОК МЕНЯЕТСЯ НА ГЛАЗАХ

Ребенок быстро и очень сильно меняется. В этой главе мы расскажем, что вам нужно знать о ребенке первых недель жизни.

Синдром внезапной смерти новорожденных

Периодически проверять, все ли в порядке у спящего ребенка - нормальный защитный инстинкт, но не преувеличивайте опасности остановки дыхания или синдрома внезапной смерти новорожденных. Страхов по этому поводу много, но встречается он очень редко, а что нужно делать для его предотвращения, вы узнаете на с. 635.

Как прочистить носик

Вы можете помочь ребенку лучше дышать. Вот что нужно делать.


- Положите ребенка на живот, головку немного поверните набок. В таком положении дети лучше спят, потому что язык и слюна перемещаются вперед, освобождая проход для воздуха.

- Следите чтобы воздух был чистым - без пыли, крошечных частиц пуха и волосков. Уберите источники загрязнения воздуха - перовые подушки, ворсистые ковры, мягкие игрушки, пушистых животных. (Если нос ребенка не заложен, нет необходимости менять что-либо в окружающей обстановке.)

- Следите, чтобы не было таких раздражителей, как сигаретный дым, краски, бензин, духи, лак для волос и другие аэрозоли. Не разрешайте курить в доме, где находится ребенок. Дым - один из наиболее распространенных раздражителей чувствительных носовых ходов маленьких детей.

- Распыление в воздухе соляного раствора или закапывание его уменьшают раздражение носа и вызывают чихание, во время которого выделения перемещаются к носовым отверстиям, откуда их легко удалить специальным аспиратором, который вы найдете в ближайшей аптеке. (См. с. 661 - как приготовить и использовать растворы для очистки носа.)

Характер дыхания

Присмотритесь к дыханию ребенка. Вы заметите, что он дышит неравномерно. Ребенок делает несколько коротких вдохов разной длительности, затем глубокий вдох, а потом наступает 10-15-секундный период, когда он, как вам кажется, не дышит. Но вот он опять делает глубокий вдох (и вы тоже), и цикл продолжается. Такое нерегулярное дыхание, так называемое дыхание Чейн-Стокса, является нормальным для младенцев первых недель жизни. Чем меньше ребенок от роду, тем нерегулярнее дыхание, особенно у недоношенных детей. Дыхание становится более регулярным к концу первого месяца.

Первый насморк. Носовые ходы у новорожденных очень маленькие, и даже небольшое их засорение может вызвать шумное затрудненное дыхание. Вы можете подумать, что это первый насморк. Хотя ребенок дышит очень шумно, но, как правило, инфекция здесь не причем. Носовые ходы легко забиваются волосками от одеял или одежды, пылью, остатками молока или раздражаются сигаретным дымом, духами, аэрозолями. Заложенный нос причиняет ребенку массу неприятностей, потому что новорожденным свойственно дышать через нос, а не через рот. Ребенок, у которого заложен нос, не может легко перейти на дыхание ртом, он пытается получить больше воздуха через нос. Одна из причин, по которой новорожденные часто чихают, - необходимость прочистить носовые ходы. Так что вряд ли это первая простуда. Просто ребенок пытается прочистить носик.

Ребенок "давится". Пока ребенок находился в утробе матери, его легкие были заполнены жидкостью. Большая часть ее вышла при прохождении через родовой канал или же была отсосана врачом или сестрой сразу после рождения. Ребенок может откашливать оставшуюся жидкость, но часть ее моментально попадает в горло. Ребенок давится, а затем проглатывает избыток жидкости - и все в порядке. Когда вы кладете ребенка на бочок или на животик, повернув головку набок, вы не даете жидкости попасть в горло.

Шумное дыхание. Новорожденные дышат не только неравномерно, но и шумно. К концу 1-го месяца вы можете услышать, как в горле у ребенка что-то булькает, и почувствовать сотрясения в груди. Ребенок при этом выглядит вполне благоденствующим - он просто шумно дышит. Это не простуда, она бывает редко. К концу 1-го или в течение 2-го месяца жизни ребенок начинает вырабатывать много слюны, часто больше, чем он может спокойно проглотить. Некоторое количество слюны скапливается в горле. Вдыхаемый воздух, проходя через нее, создает булькающие звуки. В результате, когда вы кладете руку на грудь или спинку ребенка, то чувствуете содрогания, которые идут не из груди, а вызываются вибрациями, производимыми воздухом, проходящим через слюну, скопившуюся в горле. Эти звуки исчезнут, когда ребенок сможет проглатывать слюну с той же скоростью, с которой она вырабатывается.

Вы можете заметить, что во время сна дыхание менее шумное. Это объясняется тем, что в это время слюны вырабатывается меньше. Кладите ребенка спать на животик - и слюна будет вытекать изо рта или скапливаться во рту, а не в горле. Ваш ребенок не задохнется, он постепенно научится сглатывать слюну. Никакого лечения не требуется.

Нормальные шумы. Новорожденные никогда не дышат бесшумно, даже во время сна. Больше всего шумов возникает в результате слишком быстрого прохождения большого количества воздуха через маленькие носовые ходы. Вот какие бывают шумы: булькающие, появляющиеся при прохождении воздуха через слюну, накопившуюся в глубине рта; если нос заложен, то могут присоединиться хрипы. Хрипы могут быть пузырчатыми. Нормальное дыхание бывает мурлыкающим, когда воздух и слюна соперничают за одно и то же пространство. Во время сна и без того узкие носовые ходы расслабляются и становятся еще уже, в результате появляются музыкальные шумы, хрюкающие звуки, вздохи. Не забудьте также забавный писк и что-то похожее на птичье щебетание. Наслаждайтесь этими звуками, они очень скоро исчезнут.

Икота. Все младенцы икают еще в утробе матери и появившись на свет. Мы не знаем причины, но икота не беспокоит младенцев. Кормление на время прекращает икоту.

Что нужно делать при безутешном плаче

Иногда дети, не страдающие болями в животе и ранее выглядевшие вполне здоровыми, внезапно, без видимой причины, начинают безутешно плакать. Прежде чем броситься к телефону, чтобы вызвать врача, попытайтесь найти причину, используя предложенный ниже порядок действий.

- Не требуется ли немедленная медицинская помощь? Вот два важных сигнала: (1) неукротимая рвота и (2) бледность всего тела. Если нет ни того, ни другого, не спешите вызывать врача, у вас есть время попробовать установить, в чем дело.

- Не болит ли что-нибудь у ребенка? Разденьте его и осмотрите:

- Нормально ли подвижны конечности? Нет ли необычных шишек, выпуклостей? Ответы на эти вопросы важны для обнаружения ушибов - результатов падения. Обратитесь к врачу, если заметите что-либо подозрительное.

- Нет ли опухоли в паху? Это может означать, что грыжа препятствует нормальной работе кишечника, и нужна медицинская помощь.

- Может быть, у ребенка напряженный и вздутый живот, причем с одной стороны выпуклость больше, чем с другой, или при попытке помассировать живот вы замечаете, что он напряжен, а ваши движения вызывают боль? Эти признаки плюс поведение ребенка - типичное при спастических болях в животе - указывают на вероятность непроходимости кишечника, но этот случай, требующий неотложной медицинской помощи, обычно ассоциируется с постоянной рвотой и бледностью кожных покровов всего тела, ребенок выглядит больным. Ощупывать живот надо после выдоха, так как плачущие дети часто заглатывают воздух, а при этом живот напрягается.

- Нет ли опрелости? Кожа при этом кажется обожженной Опрелость может быть очень болезненной. (См. лечение опрелости на с. 126).

- Нет ли густых желтых выделений из носа? Часто это показатель инфицирования уха. (См. с. 673, где даны указания по лечению.)

- Не тужится ли ребенок, чтобы выдавить кал? Можно предположить запор; попробуйте глицериновый суппозиторий (см. с. 395).

- (Посмотрите, не припухшие ли десны, нет ли обильного слюнотечения? Может быть, у ребенка болят десны (см. с 331 и 488).

- Может быть, вокруг пальчика руки или ноги закрутился волос? Осторожно удалите его.

- Если при осмотре вы не обнаружили ни одной из перечисленных причин, которая могла бы объяснить плач ребенка, переходите к следующему этапу.

- Не давали ли вы ребенку какой-нибудь новой для него пищи? Если вы кормите ребенка грудью, не ели ли вы пищу, вызывающую образование газов, за последние несколько часов? (см. с. 165) Если ребенок находится на искусственном вскармливании, не меняли ли вы состав смеси? Не давали ли вы ребенку новую твердую пищу? (см. с. 280 о пищевой аллергии и с. 382 о метеоризме у детей).

- Ваш ребенок все еще не успокоился? Если осмотр не выявил никаких причин медицинского, физического или аллергического характера, попробуйте успокоить ребенка следующим образом.

- поместите его в приспособление типа перевязи и попробуйте погулять

- сделайте массаж, в первую очередь массаж живота (см. с. 112 и 392).

- поносите, понянчите малыша.

Если вам так и не удалось найти причину беспокойства и успокоить ребенка, обрагитесь к врачу. (Описание того, как можно успокоить ребенка или обеспечить ему больший комфорт, если у него что-то болит, вы найдете на с. 375-380 и 381394.)

Стул новорожденных

Изменения в стуле вашего ребенка. Стул у новорожденного меняет цвет от черного до зеленого, а затем от коричневого до желтого. Первые несколько дней стул ребенка содержит черное дегтеобразное, вязкое вещество, так называемый меконий, который состоит из частиц, содержавшихся в амниотической жидкости и проглоченных ребенком. Малыш должен сходить меконием в течение первых 24 часов. Если стула нет, уведомьте своего врача. К концу 1-й недели стул становится менее вязким и имеет коричневато-зеленый цвет. Через две недели он становится желто-коричневого цвета и приобретает определенную консистенцию.


Стул детей, вскармливаемых грудным молоком и смесями. Стул детей, вскармливаемых грудным молоком, сильно отличается от стула искусственно вскармливаемых детей. Если вы кормите ребенка грудью, то через 1-2 недели, когда ребенок получает больше жирного молока, выделяющегося после первого, жидкого, его кал становится желтого цвета, по консистенции напоминает горчицу. (См. с. 132, где рассматривается состав материнского молока.) Так как грудное молоко оказывает послабляющее действие, стул у детей, находящихся на грудном вскармливании, бывает чаще, кал более желтый, мягче и имеет достаточно приятный масляно-молочный запах. Стул у искусственно вскармливаемых детей бывает реже, кал тверже, темнее, с зеленоватым оттенком и имеет неприятный запах. Хотя кал у новорожденных обычно горчично-желтый, пусть вас не беспокоит случайное появление зеленого кала, если ребенок чувствует себя нормально.

Частота стула у разных детей сильно варьируется. Как уже говорилось, ребенок, который сосет грудь, обычно имеет более частый стул по сравнению с ребенком, питающимся смесями. Некоторые дети испражняются после или во время каждого кормления. Мамы могут часто слышать характерные булькающие звуки, издаваемые ребенком через несколько минут после кормления. Внезапный водянистый выброс (так называемый взрывной стул) - обычная вещь, его не надо путать с диареей (поносом). (Если вы все же опасаетесь диареи, прочитайте о ней и признаках обезвоживания на с. 679.) Новорожденные, получающие достаточно грудного молока, обычно опорожняют кишечник от 2 до 5 раз в день, но нормально также, если это происходит 1-2 раза в день. Иногда дети 2-3 дня могут не иметь стула без каких бы то ни было последствий для себя. Но обычно такое бывает не раньше, чем в 2-месячном возрасте. Нечастый стул у ребенка, которого кормят грудью, в возрасте менее 2 месяцев означает, что он недостаточно получает жирной составляющей молока.

Кровь в кале. Иногда у детей бывает твердый стул или внезапный взрывной стул; на стенках прямой кишки в этих случаях появляются трещинки. Если вы заметите на пеленке несколько пятен ярко-красного цвета или следы крови на поверхности кала, обычно это результат появления таких трещинок. Их легко залечить, смазывая анальное отверстие детским глицериновым суппозиторием (разрезанным вдоль на 2 части).

Мокрые пеленки. В первую неделю моча ребенка совершенно неконцентрированная, как вода. Через несколько недель она может стать желто-янтарного цвета. В первую неделю ваш новорожденный может обмочить 2-3 пеленки в день. Затем ждите, что вам придется менять по крайней мере 6-8 матерчатых (4-5 одноразовых) пеленок в день.

Что если моча окажется красноватого оттенка? В первую неделю часто можно увидеть несколько оранжевых или красноватых пятен, которые встревожат вас, потому что похожи на кровь. Эти пятна оставляют ураты, вещества, содержащиеся в моче новорожденных; никакой опасности они не представляют.

Первые изменения

Деформированная стопа.

Ноги и ступни новорожденного сохраняют отчасти то положение, в котором они находились в утробе матери. Ножки обычно сильно подогнуты, ступни повернуты внутрь. Так как в течение многих месяцев косточки находились в согнутом положении, пройдет еще несколько месяцев, прежде чем они распрямятся Вы можете способствовать этому, не давая малышу спать в положении плода - с поджатыми ручками и ножками (см с. 547) Если младенец упорно сохраняет это положение, одевайте ему ползунки со сшитыми вместе носочками - это не позволит ребенку спать с подтянутыми под себя ножками.

Когда можно не волноваться. Поднимите эти драгоценные ступни и рассмотрите их. В норме передняя часть ступни должна быть чуть изогнута. Теперь одной рукой возьмитесь за пяточку, а другой осторожно вытяните переднюю часть ступни. Если ступня легко выпрямляется, эта небольшая кривизна через несколько месяцев сама по себе исчезнет. Чтобы ускорить этот процесс, вытягивайте ступню каждый раз, когда вы меняете пеленки, и следите, чтобы ребенок не спал с подтянутыми под себя ножками.

Когда может понадобиться лечение.

Если передняя часть ступни искривлена внутрь и вы видите и чувствуете, что:

- передняя половина ступни очень сильно искривлена по отношению к задней.

- вы не можете выпрямить ступню осторожным нажатием.

- в том месте, где ступня изгибается внутрь, образуется лубокая складка, ваш врач может назначить лечение.

Если одна или обе ступни у вашего ребенка (чаще обе) при рождении дают такую картину и в последующие 2 месяца не меняются в лучшую сторону, ваш врач может направить ребенка к ортопеду, который назначит простую и безболезненную корректирующую процедуру. На ступни ребенка надеваются гипсовые формочки, напоминающие маленькие белые ботиночки. Каждые 2 недели их меняют на новые, с чуть более спрямленными линиями. Курс лечения длится 2-3 месяца. По его окончании врач может предписать ношение специальных туфелек еще в течение нескольких месяцев, чтобы зафиксировать ступни в правильном положении.

Изменение веса. В течение первой недели новорожденные обычно теряют в весе 170-280 г, или примерно 5-8% веса при рождении. Дети рождаются с избыточным количеством жидкости и жира, которые предназначены для расходования в период, пока у матери не появится достаточно молока.

Сколько ребенок потеряет в весе, зависит от следующих факторов.

Крупные новорожденные с большим запасом жидкости теряют в весе больше всего; дети, которых кормят, когда они захотят, и которые находятся вместе с мамами с момента рождения, теряют в весе меньше других. На потерю веса влияет то, насколько быстро у вас появляется молоко. Если вы все время не разлучаетесь с ребенком и кормите его по подаваемым им сигналам, у вас скорее начнет вырабатываться жирная составляющая молока, и ребенок меньше похудеет. Дети, надолго отделенные от матерей, которых кормят по жесткому графику, как правило, много теряют в весе. Не забудьте записать вес ребенка при выписке из больницы. Вам надо будет знать, насколько ребенок поправился, когда вы пойдете к вашему доктору на первый осмотр.

zaklyuchenie-materialnaya-otvetstvennost-rabotnika-za-usherb-prichinyonnij-rabotodatelyu.html
zaklyuchenie-na-zemnom-share-sushestvuyut-tisyachi-razlichnih-yazikov-ivse-zhe-mi-govorim-ne-tolko-o-yazikah-no-takzhe.html
zaklyuchenie-otchet-o-probnom-provedenii-zanyatij-i-metodicheskie-ukazaniya-po-organizacii-i-provedeniyu-speckursa-vvedenie.html
zaklyuchenie-prezentaciya-magisterskoj-dissertacii-42.html
zaklyuchenie-safronov-v-a.html
zaklyuchenie-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-obrazovaniya-kotlas-do-2030-goda-sankt-peterburg.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lot-9-konservaciya-1-ooo-tk-optimist-2-ooo-isetskij-nt-3-ooo-td-strong-lot-10.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zanyatie-okislitelno-vosstanovitelnie-reakcii-v-prirode-i-promishlennosti-celi.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-tehnicheskih-voprosov-i-vedenie-peregovorov-s-zakazchikom-v-sootvetstvie-so-svoej-oblastyu-deyatelnosti-srednij-verhnij-uroven-asutp.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-viii-vserossijskoj-konferencii-industriya-bezopasnosti-rossii-perspektivi-tendencii-problemi.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kompleksnaya-programma-programma-informatizacii-shkoli-srok-realizacii-programmi-2009-2012-godi.html
  • institute.bystrickaya.ru/evolyuciya-degen-sz-latinsha-evolutio-tarihi-damu-zgeru-rleu-degen-mainani-bldred-azrg-kezde-evolyuciya-terminn-kptegen-ilim-salalarinda-geologiya-geografiya-astronomiya-t-b-kenen-oldanadi.html
  • grade.bystrickaya.ru/moldavskaya-ekonomicheskaya-akademiya-fakultet-obshaya-ekonomika-i-pravo-kafedra-publichnoe-pravo-aurelij-guzun-obshaya-teoriya-prava-i-gosudarstva-v-shemah-i-opredeleniyah-chast-i-uchebnoe-posobie-stranica-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernaya-programma-naimenovanie-disciplini-latinskij-yazik-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki-specialnosti-060301-farmaciya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/48-sushnost-swot-analiza-fathutdinov-r-a-f27-razrabotka-upravlencheskogo-resheniya-uchebnik-dlya-vuzov-3-e-izd-dop.html
  • exam.bystrickaya.ru/voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-21.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/razdel-fonetika-i-grafika-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-2011-god.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/laboratoriya-mehatroniki-avtomatiki-i-robototehniki-razrabotchik-stranica-2.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-po-speckursu-islamskij-faktor-v-istorii-rossii-hh-veka.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-uchebniku.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnaya-programma-organizaciya-onkologicheskoj-sluzhbi-v-sovremennih-usloviyah-fundamentalnie-issledovaniya-v-medicine.html
  • institut.bystrickaya.ru/tezisi-dokladov-stranica-20.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchetnost-po-sostoyaniyu.html
  • books.bystrickaya.ru/diplomi-kursovie-lekcii-i-shpori-po-predmetam-miigaik.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nenalogovie-dohodi-byudzheta-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/umk-anglijskij-v-fokuse-dlya-59-klassov-sostoit-iz-sleduyushih-komponentov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-istoriya-psihologii-napravlenie-podgotovki-030300-psihologiya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zahariya-sitchin-bogi-armageddona-inogda-oni-vozvrashayutsya-stranica-11.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskaya-instrukciya-mi-2-5-01-2011-obshie-trebovaniya-k-postroeniyu-i-oformleniyu-uchebnoj-tekstovoj-dokumentacii-utverzhdayu-stranica-8.html
  • znanie.bystrickaya.ru/altajskij-kraevoj-pedagogicheskij-licej.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-n-d-i-k-a-t-o-r-ieffektivnosti-realizacii-rajonnoj-celevoj-programmi.html
  • write.bystrickaya.ru/eto-vipusknik-instituta-imeyushij-diplom-o-zakonchennom-visshem-professionalnom-obrazovanii-prisoedinenie-rossii-k-obsheevropejskim-obrazovatelnomu-prostranst.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakon-o-gosudarstvennom-prognozirovanii-indikativnom.html
  • institute.bystrickaya.ru/golovnoj-ofis-www-rads-ru-095-345-5913-inforads-ru-s-oobshestvo-razvitiya-stran-yuga-afriki-i-rossiya.html
  • spur.bystrickaya.ru/leumettanu-ilim-retnde-leumettanudi-rilimi-men-blm-degejler.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-meropriyatij-25-go-moskovskogo-mezhdunarodnogo-stomatologicheskogo-foruma-stomatologicheskij-salon-2009.html
  • znanie.bystrickaya.ru/68-paradoks-neopredelennosti-kurs-lekcij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-lichnostnogo-i-professionalnogo-samoopredeleniya-shkolnikov-vliyanie-programmi-proforientacii-na-osobennosti-motivacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iv-vistavochnie-zali-departamenta-kulturi-goroda-moskvi-programma-meropriyatij-prazdnovaniya-dnej-istoricheskogo.html
  • education.bystrickaya.ru/10-ix-referat-po-discipline-fizicheskaya-kultura-na-temu-zimnie-olimpijskie-igri-istoriya-hronologiya-statistika.html
  • studies.bystrickaya.ru/kuklachev-yurij-dmitrievich.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.