.RU

Ведическая литература

- обширный набор текстов, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий ( 1500 - 600 до н.э.). Однако и в более поздний период создаются произведения, которые по своему содержанию относятся к этой литераутре. Ведические тексты - это литература преимущественно религиозного содержания, но и содержат много сведений об экономическом развитии, классовой и социальной структурах общества.

Ведическая литература формировалась в течение длительного и сложного исторического перирода, который начинается с приходом индоевропейских ариев в Индию, их постепенным заселением страны ( cначала северных и средних областей) и завершается возщникновением первых государственных образований,объединяющих обширные территории. В этот период в обществе происходят важные изменения, и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев превращаются в классово дифференцированное общество с развитым земледелием, ремеслами, торговлей, социальной структурой и сложной иерархией, содержащей четыре главные варны (сословия). Помимо брахманов (священнослужителей и монахов) здесь были кшатрии (воины и представители прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники и торговцы) и шудры (масса непосредственных производителей и преимущественно зависимого населения). При этом данная социальная структура начинает развиваться и образует основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст. В процессе становления древнеиндийской культуры ведического периода участвуют различные этнические группы жителей тогдашней Индии. Кроме индоевропейских ариев это, в частности, дравиды и мунды.

Традиционно ведическая литература разделяется на несколько групп текстов. Прежде всего это четыре Веды ( буквально: ведение - отсюда и название всего периода и его письменных памятников); старейшая и важнейшая из них - Ригведа (знание гимнов) - сборник гимнов, который формировался относительно длительное время и окончательно сложился к ХП в. до н.э. Несколько более поздними являются брахманы (возникающие примерно с Х в. до н.э.) - руководства ведического ритуала, из которы важнейшее - Шатапатхабрамана (брахмана ста путей). Конец ведического периода представлен очень важными для познания древнеиндийского религиозно-философского мышления упанишадами. Ведическая литература, к которой принадлежат и другие группы текстов, необычайно обширна; только Ригведа содержит более 10 тыс.стихов в 1028 гимнах.

Ведические тексты, возникающие на фоне пестрого и длительного исторического процесса, не являются монолитной системой взглядов и идей, но представляют различные течения мысли и взгляды от архаических мифологических образов, литургического обращения к богам, различных религиозных (частично и мистических), спекуляций до первых попыток формировать философские взгляды на мир и место человека в нем.

Ведическая религия - это сложный, постепенно развивающийся комплекс религиозных и мифологических представлений и соответствующих им ритуалов и культовых обрядов. В нем проскальзывают частично архаические индоевропейские представления ( восходящие к тем временам, когда арии задолго до прихода в Индию жили с другими индоевропейскими племенами на общей территории) индоиранского культурного слоя (общего индийским и иранским ариям). Завршается формирование этого комплекса на фоне мифологии и культов туземных (не индоевропейских) обитателей Индии. Ведическая религия является политеистической, для нее характерен антропоморфизм, причем иерархия богов не является закрытой,одни и те же свойства и атрибуты попеременно приписываются различным богам. В Ригведе важную роль играет Индра - бог грозы и воитель, который уничтожает врагов ариев. Значительное место занимает Агни - бог огня, посредством которого исповедующий Веды приносит жертвы и таким образом обращается к остальным богам. Продолжают список бождеств ригведского патеона Сурья (бог солнца), Сома (бог одноименного опьяняющего напитка, используемого при ритуалах), Дьяус (бог небес), Ваю (бог ветров) и многие другие. Некоторые божества, такие как, например, Вишну, Шива или Брахма , пробиваются в ряды божеств только в более поздних ведических текстах. Мир сверъестественных существ дополняют различные духи - враги богов и людей (ракшасы и асуры). В некоторых ведических гимнах мы встречаемся со стремлением найти общий принцип, который мог бы объяснить отдельные явления и процессы окружающего мира. Этим принципом является универсальный космический порядок (рта), который властвует над всем, ему подчинены и боги. Благодаря действию рта движется солнце, рассвет прогоняет тьму, сменяются времена года; рта - это принцип,который руководит течением человеческой жизни: рождением и смертью, счастьем и несчастьем. И хотя рта - безличный принцип,иногда его носителем и хранителем выступает бог Варуна , наделенный огромной и неограниченной силой, который "поместил солнце на небо".

Основой ведического культа является жертва, посредлством которой последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний. Жeртва всемогуща, и если правильно принесена, то положительный результат обеспечен, так как в ведическом ритуале работает принцип "даю, чтобы ты дал". Ритуальной практике посвящена существенная часть ведических текстов, в частности брахманы, где отдельные аспекты разработаны до мельчайших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически всех свфер жизни людей, гарантирует особое положение брахманам, бывшим исполнителями культа.

Среди множества гимнов Ригведы, обращенных к различным богам и воспроизводимых при ритуалах, есть и первые проблески сомнения в необходимости жертвы, в силе богов, сомнению подвергается и само их существование. "Кто такой Индра?" - справшивает автор одного гимна и отвечает: "О нем многшие говорят, что он не существует". В другом месте читаем:"Некоторые говорят, что Индра не существует. _то его видел? Кто тот, кому мы должны приносить жертвы?". "Мы не знаем того, кто создал этот мир", - констатируется в одном месте, а в другом ставится вопрос:" Что это было за дерево, что это был за ствол, из которого вытесали небо и землю?"

Важным в этом отношении является гимн, в котором выступает первосущество Пуруша , которое боги принесли в жертву и из частей тела которого возникают земля, небо, Солнце, Луна, растения и животные, люди и, наконец, социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и сами гимны. Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров, который является "всем - прошедшим и будущим". В послеведический период его образ теряет все антропоморфные черты и в некоторых философских направлениях заменяется абстрактным символом первоначальных субстанций. В другом гимне основное внимание уделено поискам неизвестного бога, который дает жизнь, силу, руководит всеми богами и людьми и который сотворил мир. Каждый стих кончается вопросом: "Кому приносить жертвы?", и только последний стих (который является более поздним прибавлением) на этот вопрос отвечает. Искомым является Праджапати , понимаемый здесь как персонифицированный символ первичной силы творения.

Отход от традиционной мифологии и ведического ритуализма проявляется, в частности, в космологическом гимне, который принадлежит к более поздним частям Ригведы. Согласно этому гимну, вначале не было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не было воздушного пространства и неба, не было смерти и бессмертия, ни дня и ночи. Было только то единое (тад экам), понимаемое как нечто аморфное, нерасчлененное и лишенное конкретного содержания, которое само по себе дышало. "Кроме этого, ничего другого не было, тьма была вначале, тьма, покрытая тьмою, все это [было] неразличимою водою", наделенной принципом перемены самой себя на более высоком уровне безличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в тексте только обозначен. Участвуют в нем, в частности, тапас (тепло) и кама (cтремление, желание) как самородящаяся сила жизни, первичный импульс бытия. Скептицизм, а частично и спекулятивный характер текста проявляются в заключении, где автор спрашивает:"Кто может сказать, откуда возникло это творение? Боги появились [только] с созданием этого [мира]...Откуда все возникло, откуда все образовалось? Возникло само или нет? Тот, кто на наивысшем небе следит за этим [миром], тот знает. Определенно он [это] знает или не знает?" Гимн не является целостным изложением генезиса мира, многое он лишь обозначает и формулирует вопросы, на которые не отвечает. Это открывало широкие возможности для позднейших спекуляций и интерпретаций; различным образом толкуют этот гимн и современные исследователи.

И в более поздних ведических текстах - брахманах - встречается высказывание о происхождении и возникновении мира. В некоторых местах развиваются старые положения о воде как первосубстанции, на основе которой возникают отдельные стихии, боги ивесь мир. Процесс генезиса часто сопровождается спекуляциями о влиянии Праджапати, который понимается как абстрактная творческая сила, стимулирующая процесс возникновения мира, а его образ лишен антропоморфических черт. Кроме того, в брахманах встречаются положения, указывающие на различные формы дыхания (прана) как первичные проявления бытия. Здесь речь идет о представлениях, первоначально связанных с непосредственным наблюдением человека (дыхание как одно из главных проявлений жизни), спроецированных,однако, на абстрактный уровень и понимаемых как основное проявление бытия.

Брахманы являются прежде всего практическими руководствами ведического ритуала, культования практика и связанные с нею мифологические изложения - это их главное содержание. В брахманах мы не находим никакой целостной религиозно-философской системы, хотя в них впервые формулируются некоторые понятия, которые становятся центральной темой упанишад. С мифологией брахман во многом связан позднейший индуизм.


zhangozha-r-kazahstanskie-transportnie-koridori-v-kontekste-ekonomicheskih-i-politicheskih-interesov-ukraini-api-caapr-15032001.html
zhanr-intervyu-v-gazete-krasnoe-znamya.html
zhanr-pritchi-v-proze-rubezha-vekov-i-bunin-a-kuprin-i-b-zajcev.html
zhanri-publicistiki-chast-2.html
zhanri-reklami-v-pechatnih-sredstvah-massovoj-informacii.html
zhanri-v-teorii-i-praktike-zhurnalistiki-chast-5.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopustit-k-vstupitelnim-ispitaniyam-i-uchastiyu-v-konkurse-zachislit-na-1-kurs.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hod-uroka-mesto-kursa-v-obrazovatelnom-processe.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-kontrolnoj-raboti-po-discipline-cenoobrazovanie-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-080105.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-vipiska-iz-gos-vpo.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-ya-okej-ti-okej.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/upravlenie-kachestvom-produkcii-na-predpriyatii-12.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-23-iyunya-2010-g-stranica-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-kievskoj-visshej-obedinennoj-voennoj-shkole-mihail-grigorkevich-bragin-vatutin-put-generala-19011944.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-formirovanie-polozhitelnogo-samootnoshenie-i-prinyatiya-drugih-formirovanie-refleksivnih-umenij.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sozdanie-mecha-istoriko-kulturnij-kontekst-dzen-i-put-mecha-opit-postizheniya-psihologii-samuraya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-biologiya-i-mikrobiologiya-dlya-specialnostej-260301-tehnologiya-myasa-i-myasnih-produktov-260303-tehnologiya-moloka-i-molochnih-produktov-260302-tehnologiya-ribi-i-ribnih-produktov.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-organizacii-rostov-na-donu.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razdel-iii-obrazovatelnaya-sistema-mou-sosh-s-kozlovo-programma-razvitiya-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/magnitnaya-meshalka-ritm-01-obshestvo-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-labtehkomplekt.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-sorevnovanij-30-go-aprelya-9-00-9-30-registraciya-komand.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-etnografiya.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-lekcij-i-n-denisov-14-oktyabrya-2000-g.html
  • znanie.bystrickaya.ru/advokatura-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov.html
  • college.bystrickaya.ru/23-adaptivnie-organizacionnie-strukturi-na-srednem-urovne-upravleniya-turisticheskoj-tnk.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sergej-mamontov-pohodi-i-koni.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-bengalskata-majka-proniknata-ot-radost-avtobiografiya-na-edin-jogin-paramahansa-jogananda-predgovor.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-kniga-pervaya-vneshnee-povestvovanie-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-v-mezhdunarodnoj-letnej-shkoli-po-yuridicheskoj-antropologii-g-hanti-mansijsk-5-12-avgusta-2007-g.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/harakteristika-osnovnih-otraslej-pravovoj-statistiki-ee-znachenie-v-prakticheskoj-rabote-pravoohranitelnih-organov-chast-3.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-13-yanvarya-2012-goda-5-oprovedenii-municipalnogo-smotra-stroya-i-pesni-sredi.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-s-belkin-kriminalisticheskaya-enciklopediya-stranica-12.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-pravoj-ruki-17-zamechaniya-dlya-programmistov-na-c-17-glava-1-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-yu-petrov-02-marta-2011-g.html
  • klass.bystrickaya.ru/57organi-gosudarstvennogo-upravleniya-oboronoj-shpargalka-po-administrativnomu-pravu-olga-vladimirovna-kostkova.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-1-osnovnaya-problematika-istoki-i-etapi-razvitiya-teorii-mezhdunarodnih-otnoshenij.html
  • turn.bystrickaya.ru/otdel-narodnogo-tvorchestva-otchet-astrahanskogo-oblastnogo-metodicheskogo-centra-narodnoj-kulturi-za-2008-god.html
  • composition.bystrickaya.ru/poeticheskij-mir-marini-cvetaevoj.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-poslednego-uroka-v-11-klasse-v-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-tehnologii-v-5-klasse-stranica-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vvedenie-rukovodstvo-po-ustanovke-i-nastrojke-32-razryadnoj-operacionnoj-sistemi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.