.RU

Вехи музыкальной истории. Запад и Россия

Медушевский В. В.

В истории гуманистической культуры, которая утверждается с позднего Возрождения, есть нечто обескураживающее: славное начало обернулось бесславным концом, за очарованием пришло разочарование. За прогрессом воспоследовал системный кризис человечества, в сердцевине которого находится кризис духовно-нравственных оснований жизни. Как такое возможно? Бывают ли от осинки апельсинки? Откуда пошла гуманистическая культура? Родилась ли она из истины или из лжи? Для Православия сущность гуманистической культуры и ее конец никогда не составляли тайны.

Для понимания всякой частности истории, всякого ее этапа нужно представление об истории как целом. "Нужна философия истории", — сказали бы светские люди. Но философия сама не уверена в истинности своих оснований. У нас же есть большее и несравненно лучшее, чем светская философия истории, — есть христианское Божественное откровение о ней, т.е. то, что думает о ней Сам Бог.

На богооткровенных основаниях христианской философии истории (которой мир не знает, а между тем объяснительная сила ее непредставимо велика!) и следует остановиться прежде конкретного разговора о ней.

1. Основные понятия истории

Есть ли у нее смысл? Говорят: "история учит", "уроки истории". Чему учит, в чем уроки? Учительный смысл ее — в познании человеком и человечеством истины своей немощи без Бога (это условие преображения, обожения, усыновления, спасения). "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5:5). Ради научения народов Бог последовательно рушит все вавилонские башни истории, а при покаянии возводит народы к истине и красоте. "И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего" (Втор. 8:5). "Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам" (Ам. 3:7). История России ярчайшим образом характеризует эту тайну Божьего научения доныне.

Божие произволение об истории — не помимо человеческой воли. Оно включает ее в себя, но и производит предварительный суд над ней в воспитательных целях. Свобода — богоподобное свойство сотворенного по образу Божию человека —определяется как способность быть причиной себя через отношение к источнику бытия, Богу. Отношением любви (смирения, послушания, доверия, требующих подвига), либо злобы (гордыни, преслушания, недоверия…) человек вводит себя в определенные онтологические состояния: близостью Богу благодатно воскрыляется к неземному, раскрывается как "сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа" (1 Пет. 3:4); удаляясь — исполняется гноем.

Какова же результирующая форма, архитектоника истории, ее направленность? Бесконечно возвышаясь над примитивно-человеческим представлением о линейной однонаправленности истории, Слово Божие открывает нам фундаментальную ее неоднородность. Чрез каждую точку физического времени истории, чрез дни и столетия, пробиваются два невидимых потока, две незримых истории — пшеницы и плевел (Мф.13:25-30, 36-43); история домостроительства Божией благодати (Еф.3:2; Еф. 3:9, Кол. 1:25) — и история апостасии, отступления от Бога, тайны беззакония (2 Фес.2:3,7). Последняя имеет свою мнимую кульминацию — торжественный приход и мировое воцарение беззаконника; за ней последует истинная вершина истории — второе пришествие Господа во славе. Оба сокровенных потока, восходящий и нисходящий, встретятся на страшном Суде, чтобы далее разойтись навечно.

Стержнем истории, таким образом, оказывается отношение к Богооткровенной Традиции. Этимологически и исторически это слово означает Предание в церковном смысле слова. Передается в нем Жизнь, о которой сказано Господом: "Аз есмь путь и истина и жизнь". Начало Предания — в Таинственной жизни Троицы. "Все предано Мне Отцем Моим…" (Мф. 11:27). "Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною" (Ин. 6:57). Священное Предание есть передача людям полноты Божественной жизни, передача бессмертия в таинствах Церкви (= Тела Христова — Кол. 1:24), причастие тварного естества человека нетварному естеству Божескому (ср.: 2 Пет.1:4). Отсюда неумирающая новизна преображенной жизни и небывалого бытия: "кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5:17). Традиция неосуществима без преображения человека. Преображенный же, он возносится в таинственную жизнь Троической любви, становясь сыном Божиим по благодати. Передача великого дара веры требует подвига и от передающего. "Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием" (1 Кор. 4:15) — такой сильный глагол выбирает апостол. И о Церкви сказано: "И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения" (Откр. 12:1-2).

Традиции божественной жизни противостоит антитрадиция смерти. Ее начальник — дьявол ("И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог…?" — Быт. 3:1). Древняя апостасия (массовое впадение в язычество) была предательством откровений рая. Новая — отвержением домостроительства Божьей благодати, тайны Боговоплощения, возможности спасения в вечной жизни с Богом. Рубежные даты в истории западной апостасии связаны с отпадением от первоначального вселенского православия католичества, затем протестантизма.

История неоднородна и в пространстве. Как в языческие времена сохранялась и исходная традиция богооткровенной веры, преподанной в раю, так и в Новозаветное время оставались страны-хранительницы изначальной православной веры (Византия, Святая Русь).

Понятие культуры соотносительно с понятием традиции: это человеческое стремление и готовность приять дар Божественной жизни. Традиция — семя, культура — почва сердца, которая должна быть не каменистой, но приуготовленной и увлажненной, дабы семя, проросши, дало плод. Заповедь культуры — возделывания рая (Быт.2:15) — изошла из уст Божиих (конечно же, не на латинском языке, а на особом, небесном). Культура по латыни — "возделывание" (и греческие отцы Церкви писали о георгии, "землевозделывании" души). Возделывание души благодатью Божией для Царства Небесного — эта цель бесконечно превосходит самые отчаянные мечтания светской культуры и является для нее абсолютным мерилом и ориентиром-идеалом. Есть в Библии и прямо противоположное употребление понятия возделывания, которое да служит нам предостережением: "Вы возделывали нечестие, пожинаете беззаконие, едите плод лжи" (Осия 10:13). Возделывание рая или ада — альтернатива, которая всегда стояла и ныне стоит пред человечеством. Как традиции жизни противостоит антитрадиция смерти, так культуре рая — антикультура ада.

Культура — не истина, но показатель того, как усвоена истина и красота Божия человечеством. Подобно солнечным лучам, пропитывающим атмосферу сиянием, свет Солнца Правды — Христа (Мал. 4:2) озаряет изнутри культуру. А сам он, неотмирный, — выше и культуры, и мира.

Нечувствие неотмирного света рождает в духовно-невежественном сознании установку культуроверия. Культуробожие — вера в культуру как в автономную сущность. Верующий так лишен возможности увидеть ее и свое почернение (из-за порочного круга: питающийся одной лишь чернеющей культурой чернеет сам, а испарения чернеющих душ конденсируются в чернеющую культуру).

Мыслящему же онтологично даруется ясное видение: как традиции жизни противостоит антитрадиция смерти, так культуре рая — антикультура ада. Ее интенсивность определяется глубиной погружения общества во мрак безумия, дьявольского лукавства, безобразия и злобы. История же культуры открывается в сплетении двух линий — светлой, в направлении к Богу, и темной, конец которой в геенне.

2. Две линии истории в зеркале представлений о цели музыки

Пути традиции и антитрадиции определяются по направлению к конечной цели: обожению или осатанению жизни. "Аз есмь путь и истина и жизнь". Слова Христа осветили путь возвышения музыки, а дьявол стремится склонить человечество к пути в бездну.

Христианская интонация формировалась через четкое размежевание целей музыки христианской и обыденной (тогда — языческой по духу).

"И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу" (Еф. 5:18-19). "Буду петь духом, буду петь и умом" (I Кор.14:15). В представлении христиан духовная музыка — та, которая обращена к Богу, возвышает душу к богообщению, созидая духовную личность. Ради того Климент Александрийский призывает употреблять напевы скромные, целомудренные, обуздывающие дерзость.

К ясному различению духа музыки обращает нас свт. Иоанн Златоуст (в толковании на 100 Псалом): "Давид, обращаясь к нам с духовной и небесной мелодией, делает нас самих посредством этого напева духовными... Он поет не для того, чтобы польстить ушам, но, желая усладить и усовершенствовать наш дух... Обычные песни и мирские мелодии, щекоча слух и обманывая разум, уводят нас от добра, но небесные напевы приводят душу в строгую упорядоченность"

Особенно опасны языческие привычки в Церкви:

"Среди нас есть такие (люди), которые презирая Бога и обращаясь с изречениями Духа Святого как с самыми обычными словами, издают нестройные звуки и ведут себя нисколько не лучше бесноватых. Они сотрясаются и вращают всем своим телом, творя обычаи, чуждые духовной сосредоточенности. Жалкий, несчастный человек, тебе следовало бы со страхом и трепетом возглашать ангельское славословие, а ты переносишь сюда действия мимов и танцоров, непристойным образом вытягивая руки, притопывая ногами и выворачиваясь всем телом. Как ты не боишься и не трепещешь, посягая на такие речения? Неужели ты не понимаешь, что здесь незримо присутствует Сам Господь, измеряя движения каждого и исследуя его совесть? Но ты не думаешь об этом: ведь то, что ты видел и слышал в театрах, помрачает твой разум, и вот ты вносишь в церковные обряды театральные действия, вот ты изливаешь в нечленораздельных воплях беспорядочность твоей души. Чем помогут молитвы, беспрестанное воздевание и движение рук и вопль, громкий и натужный, но лишенный смысла? Как ты не стыдишься возглашаемых тобою слов: "Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом" (Пс.2,11)? Ты скажешь: пророк увещевает славить Бога ликующими возгласами. Но ведь мы запрещаем не такие возгласы, а нечленораздельный вопль, не голос хвалы, а голос бесчинства, тщеславное состязание молящихся друг перед другом, праздное и неуместное воздевание рук, топтание ногами, все эти развратные и изнеженные обычаи бездельников, увеселяющихся в театрах или на ипподроме".


zhitie-svyatogo-andreya-hrista-radi-yurodivogo-zhitiya-svyatih-tom-10-oktyabr.html
zhitie-svyatogo-ioni-arhiepiskopa-novgorodskogo-zhitiya-svyatih.html
zhitie-svyatogo-stefana-carya-serbskogo1-zhitiya-svyatih-tom-12-dekabr.html
zhitiya-svyatih-tom-6-iyun.html
zhittvij-tvorchij-shlyah-gansa-saksa.html
zhittya-lyudini-za-mezhami-rdno-planeti.html
  • reading.bystrickaya.ru/kultur-multur-ot-irini-zajcevoj-dokumentalnaya-hronika-politicheskogo-presledovaniya-vlastyami-predsedatelya-ntsu.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-provedenii-smotra-konkursa-na-luchshuyu-uchebno-materialnuyu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lekciya-dlya-uchashihsya-5-9-klassov-prava-rebenka-v-mezhdunarodnih-dokumentah-konvenciya-o-pravah-rebenka.html
  • books.bystrickaya.ru/cementaciya-v-tverdom-karbyurizatore-konspekt-lekcij-po-teme-materialovedenie-dlya-specialnosti-120100.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozheniya-fakultet-upravleniya-i-predprinimatelstva-kursovaya-rabota-po-discipline-analiz-i-diagnostika-finansovo-hozyajstvennoj.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-korrekcii-budushee-eto-tshatelno-obezvrezhennoe-nastoyashee-bratya-strugackie.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pri-predostavlenii-subsidii-iz-byudzheta-respubliki-kareliya-byudzhetu-municipalnoe-obrazovanie-kostomukshskij-gorodskoj-okrug-na-organizaciyu-otdiha-detej-v-kanikul.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleksnij-ekonomicheskij-analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-oao-agat.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-raznoobrazie-zhivotnogo-mira.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-01-psihologiya-obshaya-psihologiya-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-proekt-edinij-gosudarstvennij-ekzamen-po-fizike.html
  • report.bystrickaya.ru/katalog-uchastnikov.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pyataya-andrej-belij-mezhdu-dvuh-revolyucij-vospominaniya-v-3-h-knigah.html
  • reading.bystrickaya.ru/kurtuaznaya-poeziya-i-liricheskaya-tradiciya-srednevekovoj-literaturi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/razdel-5-molodezhnie-sub-kulturi-dvizheniya-solidarnosti-programma-disciplini-sociologiya-molodezhi-dlya-napravleniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/podpis-chlena-zhyuri-psihologo-pedagogicheskih.html
  • books.bystrickaya.ru/elektronnogo-izdaniya-stranica-6.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vozrast-i-gormonalnaya-funkciya-polovih-zhelez-u-muzhchin.html
  • tasks.bystrickaya.ru/217-princip-regulirovki-tembra-na-osnove-af-kurs-lekcij-cheboksari-2010-federalnoe-agentstvo-po-obrazovaniyu-federalnoe.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/allergiya-i-allergicheskie-zabolevaniya-chast-13.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/preduprezhdenie-i-borba-s-zabolevaniyami-socialnogo-haraktera-otchet-upravleniya-po-socialnim-voprosam-po-itogam-2009-goda-polnij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kibernetika-otchetnosti-federalnaya-celevaya-programma-knigoizdaniya-rossii-bir-s-mozg-firmi-per-s-angl-m-radio.html
  • textbook.bystrickaya.ru/karl-gustav-yung-stranica-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sovremennaya-leksikografiya-a-takzhe-i-terminografiya-perezhivaet-novij-etap-svoego-razvitiya-optimizaciya-kompyuternih-tehnologij-pozvolila-sformirovatsya-takim-na.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-pressi-zarubezhnoj-molochnoj-promishlennosti-rinok-molochnoj-produkcii-rf-poluchatel.html
  • education.bystrickaya.ru/14-postanovka-celi-i-zadach-issledovaniya-titut-sovremennih-tehnologij-i-ekonomiki-v-s-simankov-e-v-lucenko.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/prorektor-po-uchebnoj-rabote-ishenko-e-n.html
  • education.bystrickaya.ru/2-sezd-vrachej-luchevoj-diagnostiki-yuzhnogo-federalnogo-okruga.html
  • uchit.bystrickaya.ru/stankin-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/atabaev-muhtar-safaralievich-z-m-bogoslovskaya-d-r-filol-nauk-professor-kafedri-inostrannih-yazikov-v-oblasti.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/smi-centralnie-informagentstva-monitoring-federalnoj-sluzhbi-po-tarifam-obzor-pressi-07-04-2011.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-gorodskogo-konkursa-tvorcheskih-rabot-pamyati-pavshih-vo-imya-zhivih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/katalog-i-magicheskie-svojstva-kamnej-shungit.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sushestvuyut-dva-osnovnih-sposoba-izlozheniya-istorii-idej-sodnoj-storoni-sposob-povestvovatelnij-na-osnove-kotorogo-mi-pokazivaem-perehod-idej-ot-odnogo-mis.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/stephen-king-stranica-8.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.