.RU

Вертолеты

Характеристика вертолетов

Вертолет, летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальными взлетом и посадкой, подъемная сила в котором создается одним или несколькими (чаще двумя) несущими винтами.

Слово "вертолет" введено вместо иностранного "геликоптер". Вертолет взлетает вертикально вверх без разбега и совершает вертикальную посадку без пробега, неподвижно висит над одним местом, допуская поворот вокруг вертикальной оси в любую сторону, производит полет в любом направлении со скоростями от нуля до максимальной. При вынужденной остановке двигателей в полете вертолет может совершить планирующий спуск и посадку, используя самовращение (авторотацию) несущих винтов. Во избежание срыва потока с лопастей и для увеличения скорости полета некоторые вертолеты имеют небольшое крыло, разгружающее несущие винты.

В зависимости от способа уравновешивания реактивного момента несущего винта различают вертолеты: одновинтовые (с хвостовым винтом или с реактивным приводом несущего винта), двухвинтовые (соосные; продольной схемы; с перекрещивающимися осями несущих винтов; с поперечным расположением несущих винтов, или поперечной схемой) и многовинтовые. Из них получили распространение вертолеты: одновинтовые с хвостовым винтом (без крыла и с крылом); двухвинтовые соосные и вертолеты продольной схемы.

Вертолеты любой схемы состоят из планера аналогичного самолетному (фюзеляж, шасси, органы управления, электро-, радио- и навигационное оборудование и т.д.), винтовой несущей системы (несущих винтов), двигательной (силовой) установки, трансмиссии (привода). Одновинтовые вертолеты с механическим приводом, кроме того, имеют хвостовой винт и систему управления им.

Подавляющее большинство конструкций несущих винтов вертолетов выполнено с шарнирной подвеской лопастей. Такая подвеска дает возможность лопастям совершать маховое движение, обеспечивающее балансировку вертолета во всем диапазоне скоростей полета. В то же время маховое движение лопастей ставит предел увеличению скорости полета вертолета свыше 350-370 км/час из-за срыва потока на них. В 1965 году появились вертолеты американской фирмы "Локхид" с безшарнирными полужесткими винтами, у которых маховое движение концов лопастей осуществляется вследствие упругого изгиба лопастей. А в 60-е годы ХХ века начались разработки конструкций жестких винтов, у которых практически устранено маховое движение.

Такие винты могут быть применены только в двухвинтовой соосной системе, обеспечивающей балансировку и управление вертолета. Жесткие соосные винты не имея срыва потока позволят довести скорость полета до 500-600 км/час. Основные три типа конструктивного выполнения лопастей - смешанная конструкция со стальным трубчатым лонжероном; цельнометаллическая конструкция с прессованным из алюминиевого сплава лонжероном; цельностеклопластиковая лопасть. Аэродинамическая компановка лопастей зависит от назначения вертолета и определяется условиями взлета, значением максимальной скорости конца лопасти при максимальной скорости полета.

Управление несущими винтами состоит из двух систем: циклического управления шагом лопастей и управления общим шагом лопастей. Циклическое управление шагом лопастей выполняется автоматом перекоса, изобретенным Б.Н.Юрьевым в 1911 году.

Автомат перекоса расположен на оси винта и состоит из двух колец, подвешенных на кардане к неподвижной опоре. Внутреннее кольцо соединено с тягами продольного и поперечного управления; внешнее кольцо - с тягами управляющими лопастями.

Под действием тяг управления внутреннее кольцо автомата перекоса наклоняется, вызывая синусоидальное изменение углов установки лопастей в осевом шарнире и появлением горизонтально составляющей тяги несущего винта, которая вызывает поступательное движение вертолета и наклоняет его в сторону движения. Управление общим шагом лопастей осуществляется одновременным поворотом их в осевом шарнире относительно продольной оси лопасти посредством рычагов и тяг и служат для изменения вертикального режима полета: при одновременном увеличении угла установки всех лопастей вертолет поднимается; при одновременном уменьшении углов - опускается. Продольное и поперечное управление вертолетом осуществляется через автоматы перекоса; путевое управление - изменением шага лопастей хвостового винта (на одновинтовых вертолетах) или одновременным изменением общего шага лопастей в противоположных направлениях (на соосных вертолетах). При переходе на режим безмоторного планирования (режим самовращения несущих винтов) опусканием рычага общего шага уменьшают угол установки лопастей до 3-5 градусов.

Наибольшего развития вертолетостроение достигло в России (научно-конструкторские коллективы под руководством М.Л.Миля и Н.И.Камова), в США (фирмы "Сикорский", "Боинг", "Белль", "Каман"). Франции ("Сюд-авиасьен"), Англии ("Уэстленд") и Италии ("Агуста"). Вертолеты широко применяются в народном хозяйстве, на работах по борьбе с сельскохозяйственными вредителями и болезнями садов, виноградников и ценных технических культур, а также по подкормке посевов; для транспортных и пассажирских перевозок, при проведении геологоразведочных работ, для гравеметрической съемки, для разведки ледовой обстановки, для патрулирования линий высокого напряжения, газо- и нефтепроводов, для перевозки и монтажа крупногабаритного обородувания, установки мачт и других монтажных работ, для санитарных и спасательных работ и т.д.

Вертолеты "Ми"

Опытно-конструкторское бюро им. М.Л.Миля было создано в 1947 году. К этому времени коллектив ОКБ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата. Первый полет вертолета был выполнен в 1948 году. Он успешно выдержал летные и государственные испытания: машина хорошо зависала, продемонстрировала высокую маневременность и удовлетворительную устойчивость. В 1950 году началось серийное производство первого в стране вертолета, который получил название МИ-1. И уже в следующем году на воздушном параде, проходившем на Московском аэродроме в Тушино, участвовала группа этих машин.

Представляет определенный интерес заявление,сделанное в то время английским пилотом Дж.Фрикером, который сравнивал МИ-1 с аналогичными западными вертолетами S-51 и "Сикамор": "МИ-1 по сравнению с "Сикамором" располагает полезным избытком мощности, обеспечивающим хорошие летные показатели в тропических условиях и на больших высотах полета. "Сикамор" всегда считался одним из лучших вертолетов из-за небольших вибрация6 но пожалуй, МИ-1 даже лучше его и не имеет ни одной из обычно наблюдающихся форм вибраций малых амплитуд...

МИ-1 также приятен относительно небольшим уровнем шума: неслышно скрежета трансмииссий и, в отличие от многих вертолетов, его двигатель работает мягче. Второй полет на вертолете подтвердил эти первоначальные впечатления о грамотном инженерном решении конструкции и о разумном его выполнении. В своей категории МИ-1 не уступает ни одной из западных машин по летным характеристикам". ("Airplane", 1956, N 2346). Вертолет МИ-1 сразу нашел широкое применение в народном хозяйстве: для сельскохозяйственных авиахимических работ, разведки с палуб ледокольных и китобойных судов, подсчета запасов леса, обслуживания геологических партий, спасения рыбаков и т.д.

Зарубежным заказчикам было поставлено несколько сот машин этого типа. С 1957 года их начали строить по советской лицензии в Польской народной республике.

ФАИ официально утверждено 23 мировых рекорда установленных на МИ-1 советскими и польскими вертолетчиками.

В 1951 году ОКБ получило задание создать вертолет, который по своим данным, в частности по грузоподъенмности и потолку, превосходил бы лучшие аналоги того времени. В самые сжатые сроки коллектив ОКБ разработал новый вертолет и в конце 1952 года началась подготовка его к серийному производству. Это был получивший широкую известность транспортный вертолет МИ-4, оснащенный поршневым двигателем АШ-82В - вертолетным вариантом известного двигателя конструкции А.Д.Швецова. После успешного завершения государственных испытаний МИ-4 был принят в эксплуатацию.

МИ-4 был первым вертолетом с задним погрузочным люком и трапом для погрузки в фюзеляж различной колесной техники. В настоящее время такое компановочное решение, впервые тогда предложенное в ОКБ, стало общепринятым для транспортных машин.

В процесе разработки МИ-4 был сделан значительный шаг вперед в развитии конструкции основных агрегатов. Впервые в систему управления вертолетом были включены гидробустеры. В частности, это был первый летательный аппарат с полностью необратимым бустерным управлением.

Наиболее трудной проблемой было создание надежных лопастей несущего винта. После проработки множества вариантов ресурс лопастей был доведен со 150 до 2000-2500 часов с одновременным повышением их надежности. Проводились также исследования по повышению ресурса других основных жизненно важных агрегатов машины. МИ-4 стал одним из самых надежных вертолетов в мире.

В ходе доводки и при эксплуатации МИ-4 пришлось столкнуться с явлениями флаттера и земного резонанса. Под руководством и при личном участии М.Л.Миля эти проблемы были решены. Широкую известность получили теоретические работы по этим вопросам его учеников А.В.Некрасова и Л.Н.Гротко. Разработка теории флаттера и земного резонанса помогла исключить возможность их возникновения в последующих конструкциях вертолетов.

Кроме основного транспортного, появились пассажирский, санитарный и сельскохозяйственный варианты. Одна из модификаций вертолета оборудована поплавковым шасси. Со специальной наружней подвеской МИ-4 использовался в качестве летающего крана.

На вертолетах МИ-4 было установлено 7 мировых рекордов. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе творческий труд создателей вертолета был отмечен Золотой Медалью.


velikobritaniya-v-poslevoennij-period-1945-1960-gg-chast-5.html
velikobritaniya-v-poslevoennij-period-1945-1960-gg.html
velikoe-knyazhestvo-finlyandskoe.html
velikoustyuzhskaya-chern.html
vellferon-v-lechenii-hronicheskih-virusnih-gepatitov-chast-3.html
velosport.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-finansovo-ekonomicheskaya-deyatelnost-o-sostoyanii-i-rezultatah-deyatelnosti-mou-sosh-1-imeni-m-ummaeva-s-verhnyaya-balkariya.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-trebovaniya-bezopasnosti-pri-vipolnenii-elektrosvarochnih-i-gazoplamennih-rabot.html
  • predmet.bystrickaya.ru/risunok-136-molot-mart-1994-kukuruza-polnij-kurs-dzhek-shvager-perevod-s-anglijskogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/feniks-stranica-23.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-provoditsya-nalozhenie-naduvnoj-shini-postradavshemu-obshij-uhod-za-bolnimi-osnovnie-lechebno-diagnosticheskie-proceduri.html
  • reading.bystrickaya.ru/lot--stranica-6.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professiya-yurista-po-pravu-schitaetsya-odnoj-iz-samih-drevnih-i-uvazhaemih-principi-kotorie-segodnya-lezhat-v-osnove-prava-lyuboj-demokraticheskoj-strani-nahodili-s.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tajnie-obshestva-hh-veka-kniga-chast-18.html
  • write.bystrickaya.ru/fede-ralnij-byudzhet-subsidiya-doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skozlov-specnazom-rukovodit-genshtab-bajkami.html
  • college.bystrickaya.ru/10-administrativnie-preobrazovaniya-antikorrupcionnogo-haraktera-otchet-o-razvitii-proekta-5-institucionalnij.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/paragraf-2-tushenie-pozharov-v-bolnicah-detskih-i-osnovnie-polozheniya-boevih-dejstvij-glava-obshie-polozheniya-paragraf.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voennoe-delo-voennaya-nauka-byulleten-novih-postuplenij-vip-64-yanvar-fevral-2010-g.html
  • credit.bystrickaya.ru/oves-avena-sativa-v-digorskom-zovetsya.html
  • control.bystrickaya.ru/deyatelnost-komitetov-i-komissij-gd-tv-9-pervij-kanal-novosti-ekonomiki-30-09-2005-evteev-06-38-9.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-vvedenie-v-bd-i-subd-modeli-dannih-2-lekciya-infologicheskaya-model-sushnost-svyaz-stranica-11.html
  • college.bystrickaya.ru/22-ischislenie-osnovnih-vidov-naloga-na-ooo-hhhh-zadachi-issledovaniya-izuchit-i-obobshit-teoreticheskie-i-organizacionnie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/k-dushe-svoej-svyatitel-grigorij-bogoslov-pesnopeniya-tainstvennie-chast-2-2000.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/elektroforez-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/maks-veber-protestantskaya-etika-i-duh-kapitalizma-chast-pervaya-stranica-5.html
  • report.bystrickaya.ru/kino-teatr-bessoznatelnoe-stranica-16.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursi-inostrannih-valyut-k-rossijskomu-rublyu-ustanovlennie-bankomrossii-s1iyunya2005goda-dlya-celej-ucheta-itamozhennihplatezhej-stranica-5.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vodokanali-rossijskim-vodokanalam-nuzhni-investicii-i-energosberezhenie-openmarketru.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-informacionnie-sistemi-dlya-specialnosti-080801-prikladnaya-informatika-po-oblastyam.html
  • report.bystrickaya.ru/izlozhenie-stati-udk-nazvanie-stati-zaglavnimi-bukvami-pod-nazvaniem-iniciali-familiya-ii-avtora-ov-nizhe-uchrezhdenie-gorod-strana.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-nachale-chelovecheskoj-istorii-stranica-23.html
  • composition.bystrickaya.ru/poiski-filosofskogo-kamnya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rezhim-naibolshego-blagopriyatstvovaniya-v-ramkah-vsemirnoj-torgovoj-organizacii-vto-chast-14.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spb-gu-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema-kolpinskogo-administrativnogo-rajona-sankt-peterburga-stranica-7.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-17-enciklopediya-keltskaya-mifologiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/proiznesite-sleduyushie-specialnie-voprosi-s-nishodyashim-tonom-1-whats-this-this-is-a-book-whats-that-stranica-9.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-razmeshenie-reklami-v-izdanii-putevoditel-po-torgovomu-kompleksu-lanskoj.html
  • teacher.bystrickaya.ru/ezhegodnij-publichnij-otchet-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-10-za-2008-2009-uchebnij-god-2008-2009.html
  • control.bystrickaya.ru/elektronnie-uchebnie-izdaniya-v-razreze-disciplin.html
  • shkola.bystrickaya.ru/proishozhdenie-antichnoj-filosofii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.