.RU

«Вестника музея истории Ургэу» - страница 8



,



Сажин Борис Павлович

Родился 3 июля 1923 г. в д. Полозна Добрянской волости (ныне район) Пермской губернии (ныне области) в крестьянской семье. С 1931 г. учился в Полознянской начальной школе, затем в Добрянской средней.

В 1941-1945 гг. служил в Красной Армии, участник Великой Отечественной войны. Награжден медалью «За победу над Герма­нией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После демобилизации из армии Б.П. Сажин работал на ру­ководящих должностях в торговых организациях Свердловска. Одновременно учился в Свердловском филиале Всесоюзного за­очного института советской торговли, который окончил в 1949 г. С 1951 по 1957 г. Борис Павлович находился на партийной работе сначала инструктором в Ленинском райкоме КПСС, затем в Сверд­ловском горкоме КПСС. С февраля 1957 г. по июнь 1962 г. он рабо­тал заместителем начальника Свердловского городского управле­ния торговли.

В августе 1962 г. Борис Павлович был избран по конкурсу старшим преподавателем кафедры отраслевой экономики Ураль­ского государственного университета им. A.M. Горького, где он за­нимался педагогической деятельностью в течение трех лет.

В марте 1965 г. в Свердловске был открыт филиал Москов­ского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. Прика-

зом министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 6 марта 1965 г. директором филиала назначается Б.П. Сажин. Под его руководством началось формирование под­разделений филиала - деканатов, факультетов, кафедр, хозяйст­венной части, бухгалтерии и т.д.

Первостепенное внимание он уделял кадровой проблеме, подбору и назначению руководителей подразделений, комплекто­ванию корпуса преподавателей, созданию материально-техничес­кой базы филиала, организации учебного процесса. Ранее приоб­ретенный опыт руководящей деятельности, организаторские спо­собности помогли ему оперативно решить сложные проблемы становления учебного заведения.

После образования Свердловского института народного хо­зяйства, в который составной частью вошел и филиал МИНХа, Б.П. Сажин был назначен проректором по учебной работе. Через два года он занял должность проректора по вечернему и заочному обучению. Работая проректором по учебной работе, Б.П. Сажин сосредоточился на решении главных проблем: укомплектовании института кадрами преподавателей (уделяя особое внимание их опыту и квалификации) и организации учебного процесса. На на­чало функционирования института числилось 210 преподавателей, из них ученую степень и звание имели 49 человек (23,3%). К ново­му учебному году в штате состояло 252 преподавателя, в том числе 78 имели ученые степени и звания (30,9%). По каждому факульте­ту были уточнены специальности и по каждой из них определен комплекс изучаемых предметов на основе госстандартов. По изу­чаемым дисциплинам были подготовлены программы на основе уже имеющихся в других действующих экономических вузах.

В 1970 г. Б.П. Сажин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. В том же году он уволился из Свердловского института народного хозяйства в связи с переходом на работу в Институт повышения квалификации пре­подавателей общественных наук при Уральском государственном университете им. A.M. Горького.









































Сарапулов Григорий Семенович

Родился 26 апреля 1927 г. в с. Нижний Чулым Здвинского района Новосибирской области. Отец - Семен Григорьевич Сара­пулов - в то время работал мастером на маслозаводе, мать - домо­хозяйка. В семье было пятеро детей, все мальчики, чем очень гор­дился отец. Это были Владимир (1923 г.), Григорий (1927 г.), Ген­надий (1929 г.), Ремарк (1932 г.), Юрий (1937 г.). Отец являлся членом ВКП(б). В 1937 г. отца перевели в с. Зюзя Барабинского района Новосибирской области директором маслозавода.

В селе была неполная средняя школа, в которой учился Гри­горий. Школа была на хорошем счету в районе. Перед Великой Отечественной войной в 1940 г. она была переведена на 10-летнее обучение. В школе работало несколько кружков. Особенно Григо­рия привлекали хоровой и спортивной гимнастики. Кружками руководили учителя. В то время учителя в деревне пользовались большим уважением и авторитетом. Все советы учителей прини­мались безоговорочно. Григорий учился успешно. Во время лет­них каникул все дети старше 10-12 лет работали на полевых рабо­тах в колхозе. Это были, по существу, трудовые лагеря. Жили в по­левых условиях в шалашах или домах. Работали в основном на заготовке сена для колхозного скота (на подвозке копен верхом на

лошади, на конных граблях сгребали сено в валки) и других по­добных работах.

В мае 1939 г. отца призвали на армейские сборы, как бы на переподготовку. На самом деле это была скрытая частичная мобилизация. В июне семья узнала, что отец находится на войне с японскими самураями, в дружественной Монгольской народной республике в районе реки Халхин-Гол. В сентябре получили похо­ронку. Отец погиб в бою 29 августа, а 30 августа японские войска были разбиты, и бои прекратились. В сентябре газета «Известия» опубликовала списки награжденных воинов за бои на Халхин-Голе. Отец был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Семья осталась без отца. Старший брат учился в 8-м классе, Григорий - в 5-м, остальные трое братьев были совсем маленьки­ми. Мать устроилась на маслозавод. Григорий и старший брат ус­пешно учились и подрабатывали в колхозе, зимой на ферме по подвозке сена, летом на полевых работах. Районное руководство оформило дом, в котором семья жила, в ее собственность и выде­лило пособие на детей. Так прожили с 1939 по 1941 г. В колхозе зарабатывали зерно, которое получали на трудодни. Остальные продукты получали от домашнего хозяйства. Держали корову, овец, куриц, гусей, засаживали большой огород. Семья была дружная, жила сносно. Все круто изменилось с июня 1941 г. В пол­день 22 июня из деревни в поле верхом на лошади прискакал вес­товой и сообщил о начале войны. Мужчинам было объявлено о мобилизации.

Старший брат Володя в 1941 г. закончил 10 классов, его при­звали в армию. Он погиб в Великую Отечественную войну. В семье за старшего считали Григория, ему тогда было 14 лет. В колхозе остались женщины и дети. Из колхоза мобилизовали почти всех лошадей, пригодных для армии. Началась жизнь под лозунгом «Все для фронта, все для победы!». В 1941 г. Григорий закончил 7 классов. Остался 8 класс, 9 и 10-й - закрыли, так как учителя уш­ли на фронт. В деревне началась очень трудная жизнь. Все домаш­нее хозяйство обложили налогом. Все, что производилось в колхо­зе, сдавалось государству. Колхозники на трудодни почти ничего

не получали, особенно трудно было зимой с 1941 на 1942 г. Григо­рий после занятий каждый день с санками ходил в лес за дровами, привозил на один день, и так всю зиму - 2 км туда и обратно. По ночам помогали молотить пшеницу, собранную в снопы, сложен­ные в скирды. Мать работала на маслозаводе, где производили масло, творог, сыр; все шло на фронт. В 1942 г. Григорий закончил 8 классов, дальше учиться было негде. Братья уже подросли и могли помогать по хозяйству.

Несмотря на тяжелую жизнь, патриотизм у людей был вы­сокий. Парни после 8-го класса тоже задумывались, как попасть в армию. Прочитали в газете объявление о наборе учеников после

7 и 8 классов в Первую Московскую специальную артиллерийскую школу, которая была эвакуирована из Москвы в Анжеро-Суд­женск. Григорий в числе трех парней послал по почте заявление. К удивлению, в августе все получили вызовы. Жили на казармен­ном положении по армейским уставам. Курсантов разделили на взводы и батареи. Батареями командовали офицеры. Учились по школьной программе и, кроме того, изучали воинские уставы и артиллерийское дело. Учащихся одели в армейскую форму, дис­циплину держали армейскую.

Материально школа обеспечивалась слабо. В основном жи­ли на то, что зарабатывали сами курсанты. В Анжеро-Судженске добывали каменный уголь. Для отопления школы зимой курсанты зарабатывали уголь, трудясь на шахте. В летние каникулы находи­лись в лагерях, жили в палатках, занимались военной подготовкой.

8 период сельскохозяйственных работ помогали колхозу в уборке урожая, зарабатывали для школы овощи, картофель и другие про­дукты.

Преподаватели были из Москвы, пожилые мужчины и жен­щины. В спецшколе Григорий обучался два года. В 1944 г. в июне обучение закончилось. Весь выпуск направили в артиллерийские училища. Г.С. Сарапулов попал в Первое Томское артиллерий­ское училище. Здесь готовили по ускоренному курсу, шла война, и фронту нужны были офицерские кадры. Образование курсантов

было достаточное, поэтому артиллерийскую науку осваивали ус­пешно.

В это время война приближалась к концу. Все мечтали бы­стрее закончить учебу, чтобы успеть получить боевой опыт. Извес­тие об окончании войны курсанты получили на тактических уче­ниях в полевых условиях. У них было личное оружие и холостые патроны. И, конечно, в честь Победы устроили салют. Вскоре кур­санты выехали в знаменитые Юргинские летние лагеря. Здесь их начали готовить по ускоренной программе. Проводили тактиче­ские учения с боевой артиллерийской стрельбой. Все тяготы служ­бы переносили нормально.

В июле 1945 г. неожиданно объявили о подготовке к сдаче государственных выпускных экзаменов. К тому времени курсанты проучились 10 мес. Они поняли, что их куда-то готовят. Сдавали по два экзамена в день. В конце июля сдали выпускные экзамены, и Приказом Министра обороны им присвоили звание «младший лейтенант». В это время Г.С. Сарапулову исполнилось 18 лет, как и большинству выпускников. Им выдали офицерское обмундиро­вание, погоны, и в ту же ночь погрузили в эшелон и повезли на Дальний Восток. Вагоны прицепили к воинскому эшелону, кото­рый шел с войсками Западного фронта. В начале августа прибыли в Читу, где располагался штаб Забайкальского фронта. Войска фронта направлялись в Монголию. В это время была объявлена война Японии. До прибытия в штаб фронта группу Г.С. Сарапу-лова сопровождал офицер из училища. В штабе фронта они по­лучили направление в 53-ю армию, которой командовал генерал Монагаров. Из Читы поездом через пограничную станцию Борзя прибыли в Чойболсан. В это время войска находились на границе с Маньчжурией, откуда началось наступление.

Движение по фронтовой дороге регулировалось контроль­ными пунктами. Группа Г.С. Сарапулова добралась до контроль­ного пункта, через который шли машины в войска. Сели в кузов грузовой машины вместе с двумя военными из местных подразде­лений. И здесь у Григория Семеновича произошел случай, кото­рый остался в его памяти на всю жизнь. Как водится на фронте,


при встрече незнакомых интересуешься, кто откуда призван в ар­мию. Григорий Семенович с товарищем были из Барабинского района. Один из попутчиков спросил его: «Откуда призван?». Он ответил: «Из Барабинска». Тогда попутчик говорит: «У меня был друг из Барабинска, Сарапулов Семен Григорьевич. Мы с ним вместе воевали на Халхин-Голе». Друг рассказал, что видел, как по­гиб отец Григория. Отец командовал отделением, был партийным групоргом роты. За рукопашный бой, в котором он уничтожил семь японских солдат, что способствовало успеху боя, он был на­гражден орденом Боевого Красного Знамени.

По рассказу попутчика, отец погиб в последний день боев. Впереди позиций Красной Армии находился бархан, занятый японцами. С этой высотки японцы наблюдали и простреливали позиции советских войск из пулемета. Поступил приказ - взять эту высотку. В роте вышли из строя почти все офицеры, и отец вы­звался возглавить группу захвата. Во время боя он подполз к пу­леметчику, бросил гранату, пулемет на время замолчал, но грана­та не взорвалась, а когда отец поднялся, пулеметчик сразил его очередью. Так через шесть лет сын узнал правду о гибели отца. Встреча оказалась короткой. Г.С. Сарапулову хотелось побывать на братской могиле, где захоронен отец, но боевые условия не позво­лили этого сделать. Его дивизия прошла в 100 км южнее Халхин-Гола.

Из штаба армии группу из трех офицеров, в которую вхо­дил Г.С. Сарапулов, направили в артиллерийский полк 203-й ди­визии. Он получил должность командира огневого взвода 76-мил-лиметровых пушек «Зис-3». Во взводе два орудия, в расчете пять солдат и сержант - командир орудия. Пушки перевозились на конной тяге. Во взводе все солдаты были фронтовиками, имели боевой опыт, по возрасту намного старше Г.С. Сарапулова. Осо­бенно помогал ему командир первого орудия старший сержант Григорьев, бывший председатель колхоза. За боевые заслуги на 2-м Украинском фронте он был награжден орденом Ленина.

Г.С. Сарапулов прибыл к месту назначения, когда войска бы­ли уже в движении, им предстояло преодолеть 350 км пустынных

безводных степей. Это был очень трудный переход. Главная труд­ность в том, что не было воды, а погода стояла очень жаркая, днем

+30°С.

Наша армия вышла к горному хребту - Большой Хинган, где проходила японская линия обороны. У японцев в Манчьжурии находилась сильная Квантунская армия, численностью в 1 млн чел., которая была нацелена, в основном, на восточное направление. Западное направление прикрывал горный хребет Большой Хин­ган, труднопроходимый для войск. Предстояло прорвать линию обороны японцев и форсировать горы Большой Хинган. После ар­тиллерийской подготовки танки и пехота пошли в атаку и про­рвали оборону противника. В дальнейшем предстояло преодолеть горный хребет Большой Хинган. Войска передвигались по горным перевалам, которые, конечно, обороняли японцы. Сопротивление было ожесточенное.

Вскоре дивизия была выведена во второй эшелон с задачей бороться с остатками противника в тылу первого эшелона. Япон­цы использовали камикадзе, которые должны были защищаться до конца. Так форсировали Большой Хинган и вышли в тыл Кван-тунской армии на территории Маньчжурии. Сопротивление японских войск в основном было сломлено. Был взят г. Кайлу. Ки­тайское население очень приветливо встречало наши войска. За­помнились слова «Урус шанго», что в переводе значит «русские хорошие». «Хочется отметить один случай, - вспоминает Г.С. Са­рапулов, - которому я очень удивился. Это было в горах Хингана. Я с двумя солдатами выехал в горы на лошадях для разведки. Уви­дели китайскую юрту, подъехали - в ней жила семья китайца. Одежда из шкур, юрта также прикрыта шкурами. Я решил по­смотреть внутри юрты и очень удивился - на стене, на самом по­четном месте увидел портрет Ленина. Спросил хозяина: "Кто это?" - Он ответил: "Ленин". Как попал портрет Ленина в такую глушь? Это было удивительно».

При форсировании Большого Хингана в батарее потерь не было, а пехота несла потери. В Маньчжурии местность равнинная,

поэтому продвижение шло быстро. Японские войска начали сда­ваться.

Большим препятствием для войск была река Ляохэ, горная с быстрейшим течением, разделенная на несколько рукавов. Фор­сировали реку вброд, так как глубина была невелика. Трудность заключалась в том, что дно реки состояло из лессовой почвы, по­этому при остановке техника через 15-20 мин погружалась в грунт, ее засасывало почти полностью. Одну из лошадей орудийной уп­ряжки взвода сбило течением. Лошади остановились, и возникла угроза потери орудия. Тогда наводчик орудия смело бросился в воду, ножом перерезал упряжку лошади, чем освободил других лошадей, появилась возможность вытянуть орудие и благополуч­но форсировать реку.

В итоге боевых действий наши войска овладели городами Чанчунь, Мукден, Цицикар и др. Всего дивизией было пройдено с боями 950 км. За отличные боевые действия всему личному со­ставу дивизии Верховный Главнокомандующий Генералиссимус И.В. Сталин объявил благодарность. Дивизии присвоено звание Запорожско-Хинганская Краснознаменная.

3 сентября 1945 г. был подписан акт о капитуляции япон­ской армии. Дивизия остановилась на отдых. Войскам предписано было вернуться на Родину. Дивизии предстояло совершить марш своим ходом обратно в Монголию до Чойболсана. Маршрут дви­жения был почти по местам наступления. Сентябрь - начало ок­тября. Погода была благоприятная. Прошли 1 000 км за 27 дней. При переходе по безводным степям было налажено обеспечение водой. Хорошо потрудились инженерные войска. 8 октября 1945 г. прибыли в Чойболсан, расположились недалеко от города, выко­пали землянки, сверху натянули палатки, в землянках установили чугунные печки. Большие проблемы были с дровами - леса в Монголии нет, для полевых кухонь возили дрова за 150 км. В па­латках топили печки навозом.

Обосновавшись под Чойболсаном, ждали погрузки в эше­лон. В это время уволили старослужащих солдат, старше 1925 г.р. Личного состава осталось мало. В землянках прожили до декабря.

Начались морозы, выпал снег. В землянках было холодно. Спали в одежде, в валенках. Баню устроили в большой палатке, холодно, но помыться можно было. Несмотря на трудности, жизнь в полку продолжалась по воинскому уставу. Проводились занятия с лич­ным составом, с офицерами.

Однако все ждали возвращения на Родину. 7 ноября было торжественное построение и парад. В начале декабря поступила команда на погрузку в эшелон. Погрузили на платформы орудия, машины, брички, личный состав - в товарные вагоны, оборудо­ванные для перевозки людей. Очень радовались, когда пересекли границу и увидели русских людей. Через неделю прибыли в Канск в Восточной Сибири, выгрузились и начали обустраиваться. Пол­ку выделили под казарму бывший клуб. Работы хватало всем. Весь декабрь трудились на обустройстве казармы, парка для орудий, конюшни, немного пополнились личным составом за счет рас­формирования других частей. После устройства началась плано­вая боевая подготовка. В Канске находились до июня 1946 г.

В июне пришел приказ о передислокации дивизии в Барна­ул Алтайского края. В Барнауле разместились в военном городке. Началась боевая учеба. У Григория Семеновича служба шла ус­пешно, в 1947 г. получил звание лейтенанта. Появилась возмож­ность помогать деньгами матери. В 1947 г., впервые за 5 лет, был в отпуске, ездил к себе на родину, в д. Зюзя Новосибирской облас­ти. Младшие братья жили с матерью, закончили по 7 классов школы. Жили бедно, особенно не хватало одежды, обуви. Однако жизнь постепенно налаживалась. Много мужчин не вернулось с фронта, в колхозе работали женщины и подростки.

Служба у Г.С. Сарапулова проходила обычным порядком: занятия с личным составом, различного рода дежурства. Осенью 1947 г. весь полк направили в колхозы для уборки урожая. В этом году на Алтае был рекордный урожай зерновых и картофеля, а убирать было некому. Полк очень хорошо помог в уборке уро­жая. Г.С. Сарапулов был назначен в полковую школу сержантов командиром взвода артиллерийской разведки. Получил звание старшего лейтенанта.

-"■^Шм

В 1951 г. Григорий Семенович женился. С женой Еленой Михайловной прожили 46 лет. Вырастили и воспитали двух детей: сына Володю и дочь Татьяну. В 1997 г. жена умерла.

Г.С. Сарапулов решил поступить в академию. Для поступ­ления в академию нужно было сдать экзамены за 10 классов. Шко­лу он окончил 8 лет назад, поэтому пришлось упорно готовиться. Экзамены сдавались дважды, в начале отборочные в штабе округа, а затем непосредственно в академии. Поступил в Военную инже­нерную академию связи в Ленинграде. С сентября 1952 г. он -слушатель академии. Начали учиться по 6-летней программе, од­нако после III курса срок учебы сократили до 5 лет. Программа очень усложнилась, и 10-15% слушателей не могли справиться с учебой, были отчислены. Григорий Семенович учился на фа­культете радиолокации, в то время это была новая техника в воен­ном деле. Слушатели академии жили на частных квартирах, час­тично оплата за жилье компенсировалось прибавкой к окладу. Учиться было трудно, но у него учеба шла успешно. В 1957 г. за­кончил учебу, дипломный проект защитил на «отлично». Тема проекта была актуальная, и работа зачислена в научные труды академии.

В Уральском военном округе получил назначение на воен­ную базу, в цех по ремонту радиолокаторов. Цех еще достраивал­ся. Нужно было его оснастить оборудованием, набрать кадры. Че­рез год приступили к ремонту сложнейшей по тому времени во­енной техники. Радиолокационные станции начали поступать в войска округа и армии ПВО. Подготовленных кадров было мало, поэтому часто приходилось выезжать в войска для ремонта и на­стройки техники. В начале 1960-х годов международная обстанов­ка обострилась. В это время особенно повысились требования к боевой готовности техники. В 1960 г. эта готовность подтверди­лась при пресечении американской провокации с самолетом-разведчиком «У-2». Как известно, этот самолет 1 мая 1960 г. на большой высоте вторгся в наше воздушное пространство. Совет­ские радиолокаторы обнаружили и вели его от южной границы до Свердловска. Самолет шел на высоте 22 км, и сбить его до этого

было нечем. В районе д. Косулино Белоярского района располага­лись зенитные ракетчики, которые первой ракетой сбили самолет, а летчика Пауэрса задержали местные жители. Григорий Семено­вич был свидетелем этого события. Он с группой офицеров видел момент поражения самолета.

В 1961 г. Г.С. Сарапулов получил назначение на должность старшего офицера Управления ракетно-артиллерийского воору­жения штаба Уральского военного округа. Его задачей было обес­печение боевой готовности радиолокационного вооружения. Учи­тывая, что в это время был период «холодной» войны, работы было очень много. Больше половины времени проводил в коман­дировках. Маршруты от Киева до Владивостока и от Печоры до Кушки. Особенно напряженная обстановка сложилась в период Карибского кризиса, связанного с Кубой. В ракетных войсках была полная боевая готовность. Все офицеры находились на казармен­ном положении. Счастье, что все закончилось благополучно.

В 1967 г. Г.С. Сарапулов назначен начальником отдела зе­нитного и радиолокационного вооружения, работы еще прибави­лось. Рабочий день практически был ненормирован, трудились, сколько требовала обстановка. Григорий Семенович получил зва­ние «инженер-подполковник». Такая напряженная работа и ее вредные условия при ремонте радиолокаторов отрицательно ска­зались на его здоровье.

В 1969 г. он по состоянию здоровья уволился из армии. По­лучил пенсию за выслугу лет - 25 лет службы в армии. Дети еще учились: дочь в школе, сын в институте, надо было поднимать их. Подлечившись, устроился на работу. В 1970 г. - временно инжене­ром стрелкового стенда окружного Совета военно-охотничьего общества в Свердловске, а в 1972 г., по совету сослуживца В.Ф. Хильченко, - в Свердловский институт народного хозяйства техником по научным и учебным приборам. Сначала работал на кафедре продовольственных товаров. Работа творческая; обеспе­чивая исправную работу учебных и научных приборов, помогал преподавателям ставить эксперименты при подготовке диссерта­ций. В институте проработал до 1997 г.


Трудовой стаж вместе с годами службы в армии - 50 лет. Де­ти получили высшее образование. У Григория Семеновича есть внук Дмитрий и правнучка Анастасия. Сейчас он на заслуженном отдыхе, но ведет активный образ жизни, насколько позволяет здо­ровье.

Имеет правительственные награды: орден Отечественной войны II степени; медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За по­беду над Японией», «Медаль Жукова», «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» I и II степени, «Ветеран Вооружен­ных Сил СССР», «Ветеран труда», 10 юбилейных медалей.

В честь 55-летия победы в Великой Отечественной войне Указом Президента присвоено звание «инженер-полковник в от­ставке».





Сиротюк-Ординат Николай Трофимович

Родился 19 декабря 1921 г. в семье рабочего сахарного завода в Староконстантинове Каменец-Подольской губернии (ныне Хмельницкая область). Отец - Трофим Павлович Ординат (усыно­вивший поляк дал мальчику свою фамилию и отчество) - был мастеровым человеком. Мать - Евдокия Германовна Остапчук -росла в горькой сиротской доле, грамоте не выучилась, но была толковая. Рано пришлось работать уборщицей на том же заводе. В семье свекрови жилось тяжело. Из одиннадцати ее детей вырос­ло шестеро (у деда Германа Даниловича Остапчука, кустаря-сапожника, от двух браков было 28 детей, прожил 98 лет!). Вторым сыном был Николай, по родителям - Сиротюк-Ординат.

В начальную заводскую школу пошел позднее на один год: не было одежды и обуви, не на что было купить тетради, ручки, перья. Мучила болезнь глаз - светобоязнь, блефароспазм. Учиться было трудно. Школу закончил «на отлично», с похвальной грамо­той, гипсовым бюстом В.И. Ленина. В 5-й класс Новостроевской средней школы его рекомендовала первая учительница. Учился на украинском языке, в украинской школе старательно, всегда помо­гал другим, принимал активное участие в школьной жизни, участ­вовал в оборонно-спортивных кружках, был значкистом ГТО («Го-

тов к труду и обороне»), ворошиловским стрелком, инструктором. Получил республиканскую награду «Отличник Осоавиахима СССР». Школу закончил в 1940 г.

Сразу был направлен в Киевское пехотное училище им. Ра­бочих Красного Замоскворечья. Училище было создано по указа­нию В.И. Ленина - «Первая Замоскворецкая школа командного состава Красной Армии». Николай служил в пулеметной роте. Курсантская жизнь поглотила целиком. В том, что война будет, сомнений не было.

22 июня 1941 г., воскресный день. Вместо отдыха - «Боевая тревога!» На рассвете, около 5.00, курсантам выдали боевое ору­жие, боевые патроны, ленты в коробках, перевязочные и противо­химические пакеты, сухой паек и направили в прифронтовую зо­ну. Фашисты бомбили Киев. По распоряжению командования стали по правилам военного искусства рыть окопы, траншеи, ходы сообщения. В 12.00 дня комиссар Козлов сообщил со слезами на глазах, что началась война. Пулеметную роту с оружием и бое­припасами сразу придали к другим частям. Им с первых дней войны пришлось защищать Бориспольский аэродром от налетов немецкой авиации. Так они оказались на боевых рубежах, при­крывающих Киев. Вели бои с гитлеровскими захватчиками. Каж­дый день войны сопровождался потерями. В пулеметной роте из 120 курсантов и командиров осталось 32 чел.

Вскоре училище эвакуировали в тыл. Сводный воинский эшелон по пути в Ачинск попал под бомбежку. Разместили учи­лище в Ачинске, и через девять дней по приказу Народного Ко­миссариата Обороны курсантам присвоили воинское звание. Вы­пускников отправили на формирование воинских частей по мо­билизации. Николая Трофимовича - командиром пулеметного взвода в 1237-й стрелковый полк 375-й стрелковой дивизии в Че-баркуль Челябинской области. К 10 июля 1941 г. был сформиро­ван полк из мобилизованных Кировской, Пермской областей, Коми-Пермяцкого национального округа, Коми АССР и Удмур­тии. По возрасту они годились Н.Т. Сиротюку-Ординату в отцы (40-50 лет). Нелегко было из них подготовить сплоченный солдат-

ский коллектив. Калининский фронт. Разгрузка под обстрелом. На станции со складов получали оружие, боеприпасы, фураж, про­довольствие. Не всем доставались станковые пулеметы; большин­ство расчетов получили ручные пулеметы Дегтярева (РПД), очень капризные в бою.

Был убит командир роты Козырев. Пришлось командование ротой взять на себя Н.Т. Сиротюку-Ординату. Как самого обстре­лянного его вскоре назначили командиром батальона. 19 дней он был командиром, а 25 декабря после тяжелого ранения покинул полк. При минометном обстреле осколок мины буквально затол­кал в голень обрывки валенка, ватника, диагоналевых брюк и на­тельного белья. Его с трудом вытащили с поля боя. Старшина Елохин Федор Иванович на санях доставил в медсанбат. Затем по­левой передвижной госпиталь (1И И -808). Опять операция, пере­ливание крови, перевязки.

Следующий этап - эвакуационный госпиталь. С каждым толчком вагона искры сыплются из глаз. Ярославль. Операция. Неожиданно его опознала медсестричка - соученица по школе. Какая это была радость! Омск. Эвакогоспиталь № 1937. Операци­онные круги ада повторяются. Из ран все достают послойно. Зима 1942 г. Лечение продолжается. Рана не закрывается из-за остео­миелита голени. После снятия гипса нога оказалась «застывшей»: подвижности в коленном и голеностопном суставах нет. Лечение в Ессентуках, «разламывали» ногу. Заключение медицинской ко­миссии - не годен к службе, увольнение в запас. Работал военным воспитателем в ремесленном училище № 3 (металлистов) в Гроз­ном Чечено-Ингушской АССР.

Немцы прорвал фронт под Ростовом, наступали на Грозный и Баку. Снова мобилизация. Закавказский фронт, 124-й запасный СП. Город Зестафони. Николай Трофимович на «костыле» гото­вил маршевые подразделения на фронт. Один пулеметный взвод отвез на Мамасонский перевал. После возвращения назначен по­мощником военного коменданта города по оперативной и стрел­ковой работе. Служба новая и опасная: в любой момент можно

I

было получить пулю при облавах, задержаниях и арестах бегле­цов, дезертиров с фронта, уклонистов и пр.

1943 г. Штабная работа в 56-й армии генерала А.А. Гречко, в 10-м стрелковом корпусе генерала К.П. Кеверова до конца вой­ны. Плавни Кубани. Н.Т. Сироткж-Ординат служит помощником начальника штаба 123-го отдельного батальона связи. Вечные раз­рывы линий связи: постоянные обстрелы и перемещения танков рвали эти линии; исправлять приходилось под огнем противника, немцы пеленговали связь. Спали в плавнях, на кочках, в болоте. Заболел малярией. Остался в части, чтобы не терять друзей.

Под Мелитополем корпус передан в состав 51-й армии ге­нерала Я.Г. Крейзера. Освобождали Украину. Немцы, согласно директиве Гитлера руководителям войсками СС и полиции от 7 сентября 1943 г., оставляли тотально сожженную и разрушен­ную страну.

Предстояли новые бои в степях Северной Таврии в Крыму. Ледяные соленые воды Сиваша. Форсирование. В левой руке сол­датские пожитки, в правой - оружие - и вперед! Непрерывный артминобстрел, бомбежки с воздуха, ракеты. На другом берегу -быстро одеться и быть готовыми к бою. Плацдарм захвачен, про­стояли зиму. Малярия отступила. Впервые в истории Сиваша по­строили шестовую телеграфную линию связи (по расчетам Нико­лая Трофимовича).

Апрель 1944 г. Разорвана немецкая оборона. Отчаянное сражение на Сапун-rope. Переход через Федюхины высоты. Ко­нечный пункт при освобождении Крыма - Херсонес.

Освобождение Прибалтики и изоляция Курляндской груп­пировки немцев (остатков группы армий «Север») между Тукуме-сом и Любавой. Чтобы обеспечить войска связью, пришлось раз­мотать весь кабель в одну линию на 120 км! Связь была устойчивой и бесперебойной. Батальон стал именоваться «Митавским». Здесь они закончили войну. Приняли огромное количество военно­пленных.

9 мая 1945 г.! Этот день никогда не изгладится из памяти всех людей, особенно фронтовиков. Через каждые 3-4 м стояли

пушки на прямую наводку, в готовности танки и пехота к штурму - и как гром среди ясного неба: «Друзья, солдаты, война законче­на!» Воины плакали, обнимались, целовались...

В Моседисе демобилизовали солдат старших возрастов и женщин. Здесь Николай Трофимович получил письмо-похорон­ку на старшего брата Андрея - командира взвода противотанко­вых ружей, кавалера многих орденов. Погиб 19 апреля 1945 г. под Берлином.

С фронта прибыли на Урал, в Камышлов. Расставание с бой­цами, они благодарили Николая Трофимовича за труд на войне, из солдатских пайков оставили ему праздничное «застолье». Ме­сто дислокации дивизии - Молотов (Пермь).

Первый послевоенный отпуск Николая Трофимовича на родине в марте 1946 г. Город юности разрушен. Дом сгорел. Отца освободили из немецкой тюрьмы худого и больного. Братья и се­стры - голодные, почти раздетые...

Решил учиться. Было трудно уезжать. Возвратился на Урал, поступил в Молотовский медицинский институт, перешел на чер­ствый студенческий хлеб, оставил капитанские погоны и военную службу. Николаю Трофимовичу - 25 лет. Учился настойчиво, хоро­шо. На II курсе получил Молотовскую стипендию, избран секрета­рем комитета ВЛКСМ института (организация более 1 000 чел.). Был членом пленумов райкома, горкома, обкома ВЛКСМ. Актив­но участвовал в научных кружках. Привез с Украины учиться сест­ру. На V курсе женился (супруга Раиса Николаевна Подолько, врач-офтальмолог, позже защитила кандидатскую диссертацию).

Прошло шесть с половиной лет «жизни на гражданке». Ни­колай Тимофеевич был рад, что выжил на войне, получил высшее образование, создал семью, получил квартиру, имеет сына Алек­сандра (ныне врач-нарколог), дочь Елену (ныне преподаватель, до­цент, кандидат биологических наук).

Третий и последний призыв в армию в качестве врача был для Николая Трофимовича и его семьи полнейшей неожиданно­стью. В 91-ю Мелитопольскую Краснознаменную дивизию, теперь она была 12-й стрелковой бригадой, его послали врачом отдельно-

8 —-

го мотострелкового батальона. Был назначен старшим врачом 503-го Митавского ордена Суворова III степени мотострелкового полка. Прошел трехмесячную подготовку по медицинскому кон­тролю за спортсменами в Краснознаменном военном институте физической культуры и спорта им. В.И. Ленина в Ленинграде.

Начало обучения в Ленинграде совпало с политическими переменами в стране. 5 марта Сталин скончался. Траур по городу. Офицерам запрещен выход из части. В последний путь провожает вся страна. Траурный митинг в институте.

Николай Трофимович посещает публичную библиотеку им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, где работает в зале, в котором за­нимался В.И. Ленин; изучает медицинскую литературу, периоди­ку. Посещает клиники, изучает практику охранительного режима для больных, методику их лечения, знакомится с новым оборудо­ванием и аппаратурой; присутствует на конференции. Медицин­ские учреждения Ленинграда - богатейшая кузница кадров. Встречается с ленинградскими светилами, берет у них консульта­ции. Старается как можно больше узнать, взять для работы врача. Выясняет возможности обучения в ординатуре. Все это помимо обязательной программы обучения в институте.

После окончания курсов Николая Трофимовича направляют преподавателем Свердловского суворовского училища. В Сверд­ловске жил без семьи, без квартиры (в подвальном помещении), через 8 месяцев выделили квартиру, приехала его семья. Работал в училище 5 лет. Службу в училище совмещал с заочной учебой на командно-медицинском факультете Военно-медицинской ордена В.И. Ленина Краснознаменной академии им. СМ. Кирова в Ле­нинграде.

Прошли годы учебы (1960-1962 гг.). Вручили диплом, дали знак: «Когда вы нам понадобитесь - мы Вас найдем...». Николай Трофимович был полон желанием работать и работать. Военную службу сочетал с работой над кандидатской диссертацией, но об­стоятельства помешали ее завершить.

До конца 1970 г. Николай Трофимович служил в 354-м ок­ружном военном госпитале на должности начальника мобилиза­ционной группы УралВО. Затем был уволен в запас.

В 1971-1978 гг. работал преподавателем в Свердловском ме­дицинском училище, преподавателем курса гражданской обороны в Уральском государственном университете им. A.M. Горького и в Свердловском государственном мединституте. Последующие пять лет Николай Трофимович трудился в «Средуралинструмент-снабсбыте» Управления материально-технического снабжения Урала в должности заместителя начальника отдела по контролю за поставками станкоинструментальной промышленности. В его функции входило курирование 9 заводов Среднего Урала.

Последнее место работы Николая Трофимовича - Сверд­ловский институт народного хозяйства. В 1984-1985 гг. он занимал должность старшего лаборанта на кафедре физиологии труда и индустриальной психологии. В его обязанности входила органи­зация учебного процесса и выполнение хоздоговорных исследова­ний в производственном объединении «Уралмаш».

Уволился из института в связи с ухудшением здоровья.

Кроме указанных выше, Николай Трофимович имеет меда­ли «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За безупречную службу в Воо­руженных Силах СССР» I, II и III степени, 11 юбилейных медалей.


Скулкин Михаил Романович

Родился 9 октября 1927 г. в Каслях Уральской (ныне Челя­бинской) области в семье рабочего. Отец - Роман Григорьевич Скулкин - работал слесарем на Каслинском машиностроительном заводе. Мать - Параскева Ивановна Скулкина - была домохозяйкой.

В 1936 г. Михаил поступил и в 1946 г. окончил Каслинскую среднюю школу. За время учебы в школе научился играть на бая­не и с начала Великой Отечественной войны работал в летние ме­сяцы (июнь, июль, август) баянистом в пионерском лагере Кас­линского машиностроительного завода по направлению Каслин­ского районного комитета ВЛКСМ. В начале 1945 г. поступил на работу учеником фотолаборанта на Каслинский радиозавод и од­новременно учился в 10-м классе вечерней школы.

После окончания средней школы в 1946 г. поступил в Сверд­ловский юридический институт, который окончил в 1950 г. По распределению до августа 1951 г. работал следователем прокура­туры Ленинского и Советского районов Челябинска.

В сентябре 1951 г. М.Р. Скулкин вернулся в Свердловск и был принят на работу в Уральский лесотехнический институт асси­стентом на кафедру марксизма-ленинизма.

Предметом своей педагогической и научной деятельности Михаил Романович избрал политическую экономию. Обучался в 1961-1963 гг. в аспирантуре кафедры политической экономии Уральского государственного университета им. A.M. Горького. Досрочно защитил диссертацию на соискание ученой степени кан­дидата экономических наук. Вернулся в Уральский лесотехниче­ский институт на должность доцента кафедры политической эко­номии и исполнял обязанности заведующего кафедрой до 1967 г.

В феврале 1967 г. М.Р. Скулкин был направлен на работу заведующим кафедрой политической экономии Свердловского филиала Московского института народного хозяйства им. Г.В. Пле­ханова. После образования Свердловского института народного хо­зяйства он избирается деканом планово-экономического факуль­тета и работает в этой должности три года. Будучи первым руко­водителем планово-экономического факультета, М.Р. Скулкин внес значительный вклад в его становление, организацию учебного процесса, разработку учебных планов и программ, формирование контингента преподавателей, создание материально-технической базы факультета.

В 1971-1972 гг. он находился на должности старшего научно­го сотрудника кафедры политэкономии института, подготовил и в 1973 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени док­тора экономических наук. В 1977 г. ему было присвоено ученое звание профессора.

С 1974 по 1986 г. М.Р. Скулкин находился на должности про­ректора по учебной работе. В целях повышения уровня учебного процесса он создал научно-методический совет, учебно-воспита­тельную комиссию, которые осуществляли координацию всей учебной, методической и воспитательной работы в вузе. Ввел в практику проведение в институте межвузовских и региональных учебно-методических конференций, рекомендации которых со­действовали повышению качества учебного процесса.

С 1986 г. и по настоящее время Михаил Романович работает профессором кафедры экономической теории, выполняет на вы­соком уровне все виды учебно-методической и научно-исследова-


тельской работы. Им подготовлено и опубликовано: один учеб­ник, 25 учебно-методических пособий, более 70 научных работ, в том числе 7 монографий. Под его научным руководством защи­тили кандидатские диссертации 5 аспирантов и соискателей.

В течение последних 20 лет профессор М.Р. Скулкин разра­батывает концепцию теоретической экономики, которая была рассмотрена в Российской Академии наук в 1997 г. и получила по­ложительную оценку. Эта концепция включает в себя три основ­ные части: «Экономическая индустриология» (производительные силы), «Трансформационная полиэкономия» (производственные отношения) и «Маркетология» (товарно-денежные отношения, рыночное хозяйство в современных условиях). По всем трем час­тям в 1999, 2002 и 2005 гг. изданы под теми же названиями моно­графии.

Михаил Романович имеет несколько правительственных на­град: медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», нагрудный знак «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР» и др. В 1988 г. ему присвоено звание «Почетный работник высшего профессиональ­ного образования России».





Смолянская Антонина Васильевна


Родилась 14 марта 1927 г. в п. Большой Исток Сысертского района Свердловской области в семье рабочего.

С началом Великой Отечественной войны отец и старший брат были мобилизованы в Красную Армию, дома осталась мать С четырьмя детьми. Антонина была старшей и после окончания в 1942 г. неполной средней школы-семилетки устроилась на работу статистиком планового отдела механического завода № 2 Минмон-тажспецстроя СССР. В мае 1944 г. ее перевели на должность уче­ника счетовода, а с января 1945 г. она стала работать счетоводом.

После войны, в 1946 г., ее перевели на должность старшего бухгалтера. В 1949 г. без отрыва от производства она окончила кур­сы бухгалтеров при Свердловском учебном комбинате и в 1951 г. была назначена главным бухгалтером завода. В 1952-1953 гг. по направлению завода обучалась на курсах старших бухгалтеров и после их окончания назначена старшим бухгалтером. Затем на этом же предприятии с 1955 г. работала помощником начальника планового отдела, а с 1959 г. - снова главным бухгалтером. За время работы на заводе зарекомендовала себя высококвалифи­цированным специалистом, ответственным и знающим свое дело работником. В 1966 г. завод одним из первых в Свердловске пере-

шел на новую систему планирования и экономического стимули­рования, и А.В. Смолянская вложила в это дело свои глубокие зна­ния и труд. За безупречное отношение к работе Антонина Василь­евна неоднократно отмечалась приказами по министерству и глав­ному управлению.

Проработав на заводе 27 лет, а на должности главного бух­галтера 11 лет, А.В. Смолянская переводом в 1969 г. была назначе­на на эту же должность в Свердловский институт народного хо­зяйства. Здесь она также проявила себя с наилучшей стороны. В ее трудовую книжку занесены многочисленные приказы министер­ства и ректора института о благодарностях и денежных вознагра­ждениях за добросовестный труд. Она проводила большую работу по созданию высокой дисциплины и ответственности работников бухгалтерии, внедрению научной организации труда и системы прогрессивных расчетов.

В 1984 г. Антонина Васильевна, проработав в СИНХе 15 лет, ушла на заслуженный отдых. Награждена медалью «За доблест­ный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

) 1..Ч F





Стрельникова Вера Алексеевна

Родилась 5 ноября 1926 г. в с. Черноусово Чернского района Тульской области в крестьянской семье. В июне 1941 г. закончила 7 классов средней школы, поступила в педагогическое училище, но учиться не пришлось, так как в октябре 1941 г. район оказался во временной немецко-фашистской оккупации. В конце декабря 1941 г. войска Красной Армии освободили родное село и район от оккупантов, и они стали прифронтовыми вплоть до июля 1943 г., когда началось сражение на Орловско-Курской дуге и последо­вавшее затем наступление Красной Армии.

В течение полутора лет в прифронтовой полосе граждан­ской власти не было, действовала только военная. Школы не рабо­тали, колхозы не функционировали, все было подчинено военным властям. Население - от мала до велика - выполняло приказы во­енных: чистили дороги, заготавливали дрова, разбирали разру­шенные здания после бомбежки, летом и зимой копали окопы. Вера Алексеевна была призвана в армию наряду с другими де­вушками 24 июня 1943 г. Чернским райвоенкоматом Тульской об­ласти. В течение месяца их обучали военному делу, прежде всего санитарному, в том числе простейшим перевязкам, наложению шин, остановке кровотечения и др.

2$


Она была санитаркой медицинского батальона 121-й Гвар­дейской стрелковой дивизии до 1944 г., а затем до конца войны -машинисткой политотдела дивизии на 1-м Украинском фронте.

Имеет награды: орден Отечественной войны II степени; ме­дали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За осво­бождение Праги», «За трудовую доблесть» (1981 г.).

После войны приехала с мужем-фронтовиком той же диви­зии в Свердловск. С 1946 по 1965 г. работала машинисткой редак­ции газеты «Уральский рабочий». В 1954 г. окончила Свердлов­ский техникум советской торговли по специальности «Товарове­дение промышленных товаров». С 1965 по 1967 г. она работала в филиале МИНХа, с 1967 по 2003 г. (с небольшим перерывом) в Свердловском институте народного хозяйства, затем Уральском государственном экономическом университете в должности стар­шего инспектора отдела кадров.






Студенская Лидия Степановна


Родилась 12 октября 1929 г! в д. Галкино Камышловского района Уральской (ныне Свердловской) области. Ее мать - Пету-хова Ксения Ивановна - закончила 6 классов Камышловской гим­назии, а отец - Степан Андреевич Петухов - 3 класса церковно­приходской школы. Отца в 1929 г. мобилизовали в лесное хозяйст­во и направили в Свердловск. Он перевез сюда и семью. Работал «огневщиком»: весь световой день осматривал леса с высокой вышки в районе Уктусских гор - нет ли пожара. Потом он стал лесником, и семью поселили на Московском кордоне (ныне Мос­ковский тракт, остановка автобуса № 24 «Отрадная»). Там семья прожила 10 лет и в январе 1941 г. переехала в частный дом. Отец перешел на профсоюзную работу в областное управление лесхоза, на кордоне остались дед Иван Митрофанович и бабушка Пелагея Уваровна Петуховы. Дед стал лесником. Уже после войны 40-летий отец закончил вечернюю школу-семилетку и работал сначала ди­ректором ВИЗовского лесхоза, а затем в Свердловском областном управлении лесного хозяйства заместителем заведующего кадрами.

В 1941 г. Лидия закончила начальную школу, перешла в 5-й класс 63-й школы-семилетки. Как только объявили о начале Великой Отечественной войны, отца мобилизовали и отправили

служить на Дальний Восток. Вернулся лишь в 1946 г., после окон­чания войны с Японией. Остались с матерью-домохозяйкой четве­ро детей: сестренке - 1,5 года, брату - 8 лет, Лиде 11 и старшей се­стре 13 лет. Мать пошла работать в лесничество. Семья выжила в основном благодаря деду-леснику. Они с бабушкой жили на Мо­сковском кордоне, всего в 5 км от частного дома семьи Лидии на окраине города. Помогали внукам с огородом, сеном для коровы и с дровами. Город все больше наполнялся эвакуированными из других городов. К семье Пастуховых подселили женщину с девоч­кой 6 лет, а затем эвакуированных из Белоруссии. Большую семью вселили и на кордон. Все улицы на окраинах города и пустыри пе­рекапывали для посадки картошки. В 1942 г. заболели и надолго оказались в больнице мать и дед. Дедушке грозила слепота. Дети по очереди навещали их. Бабушка разрывалась на два дома - ведь младшенькой было всего 2,5 года. Учить уроки было некогда, тем не менее в 1947 г. Лидия закончила среднюю общеобразователь­ную школу № 74 с золотой медалью.

В 6-м классе, в 1942 г. Лидия пошла работать в пришколь­ную швейную мастерскую (в школе № 63) и стала получать рабо­чую «хлебную» карточку - 600 г в день, вместо 300 г по «иждивен­ческой». Зимой на санках привозила домой кипы раскроенного солдатского белья. Строчила на ножной швейной машинке до но­чи. Когда оставались «детали с застежками», помогала мать. Позднее прямо в школе стали шить из обрезков шинельного сукна всякие игрушки - поделки для детдомовских малышей - и рабо­чие варежки для трудармейцев. Все время были школьные суб­ботники. Придет, например, состав с бревнами для ВИЗовской электростанции, школьники всем классом взбирались наверх платформы и, как муравьи, толкали и сбрасывали бревна вниз. Боялись, что кого-нибудь придавит! Потом бревна обматывали ве­ревками и тянули по снегу через горку к школе. Надо было скорей освободить состав! Иногда на санках целым цугом везли в школу мешки с торфом от электростанции.

Почти все школьники были тимуровцами и ходили по до­мам семей фронтовиков. В одном доме мать ушла на работу, оста-

вив грудного ребенка. Тимуровцы нашли его, закутанным в тря­пье. Во рту у него была соска-тряпка с жеваным ржаным хлебом.

Когда наступало лето, выезжали (на поезде по узкоколейке) на заготовку торфа; окучивали картошку в подсобном хозяйстве, сгребали скошенное сено. Однажды был очень жаркий день, а се­но убирали на полянах, среди камней. Все время выскакивали из-под ног быстрые коричневые змейки-медянки, которых там была уйма! Дети их так боялись! Работая на торфянике чаще всего в слякоть, школьники из кирпичиков торфа строили целые стены, чтобы торф проветривался.

В 5-м классе, в конце лета 1941 г., учащиеся получили пер­вую «зарплату» - кусок ситцевой ткани и мешочек с тестом. Из ткани бабушка сшила себе кофту, и всю войну гордилась заработ­ком внучки. Ученики постоянно трудились: на подоконниках в школе выращивали зеленый лук для школьной столовой, летом - разные овощи на грядках во дворе школы, которые поливали все, кто жил рядом со школой, - по графику. Детям помогали торфпредприятие и подсобное хозяйство «Восход» на Широкой речке, привозили в школьную столовую картошку, заработанную ребятами летом. Организовали межшкольную столовую на ВИЗе. А в 1944 г. на бал после окончания семилетки школьникам из тря­почек сшили всякие подарки и устроили чаепитие.

С 1944 по 1947 г. Лидия продолжала учебу в школе № 74 (в школе с 10-летним обучением). Закончила ее с золотой меда­лью. Здесь вступила в комсомол. ВИЗовский РК КПСС послал тро­их комсомольцев из класса на работу пионервожатыми, в их числе и Лиду Петухову. Два лета 1945 и 1946 гг. по три смены проработа­ли пионервожатыми в лагере «Крутиха» Белоярского района. Ей нравилась эта работа!

Осенью 1947 г. Лидия Степановна стала студенткой химфака Уральского государственного университета им. A.M. Горького. Как все было здорово! Тогдашний декан химфака (еще не профессор) В.И. Есафов встретил новое пополнение студентов словами: «Вы -будущие адепты химической науки! Да вселится в вас эмбрион творчества!». На курсе из двух групп студентов только 10 чел. были

городскими (половина их - эвакуированные). Остальные жили в общежитиях. Но учились по максимуму. Уходили из «читалки», когда уже читальный зал закрывался. И Лида тоже, а потом доби­рались домой по темным улицам. В числе студентов УрГУ, осо­бенно на журналистике, появилось много бывших офицеров-фрон­товиков. Какую талантливую стенную газету «Крокодил» они вы­пускали. Актовый зал «трещал» на встрече с автором «Василия Теркина» А.Т. Твардовским. Все время учебы занималась общест­венной работой: агитатор группы, отвечала за идеологический сектор в бюро ВЛКСМ факультета и т.д. В 1952 г. университет окончен!

В том же году Лидия Степановна пришла на свое первое ме­сто работы - Уральский НИИчерных металлов, в лабораторию стандартных образцов - и была избрана заместителем секретаря комитета ВЛКСМ института, была ответственным редактором стенной газеты в НИИСО. В 1955 г. вышла замуж за Евгения Ива­новича Студенского.

Лаборатория стандартных образцов (ЛСО) стала позднее ВНИИСО - Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартных образцов. Л.С. Студенская проработала там 16 лет (с 1952 по 1968 г.). Прошла путь: младший научный сотрудник-аспирант (1956-1959 гг.), старший научный сотрудник, кандидат химических наук (1961 г.), начальник лаборатории редких элемен­тов (до марта 1968 г.).

В 1968 г. Л.С. Студенская избрана по конкурсу на должность доцента кафедры физической и аналитической химии СИНХа. У нее был диплом старшего научного сотрудника, утвержденный ВАК, и тогда это приравнивалось к ученому званию доцента. Но она прошла снова конкурс на звание доцента через ВАК. В этом звании и должности проработала в СИНХе-УрГЭУ на той же ка­федре (позднее кафедре общей химии) до 1993 г. (последние 2-3 года в НИСе института), т.е. 25 лет (на учебно-педагогической работе с 1968 по 1988 г., т.е. 20 лет).

Читала лекции по учебным курсам «Аналитическая химия» для специальностей «Технология общественного питания», «Това-

роведение продовольственных и непродовольственных товаров»; «Физико-химические методы исследования пищевых продуктов»; «Физико-химические методы анализа неорганических веществ»; принимала вступительные экзамены в составе предметной комис­сии по химии, неоднократно была ее председателем; являлась со-руководителем дипломных работ, спецвопросов дипломных про­ектов и курсовых работ; в качестве члена ГЭК принимала защиту дипломных проектов.

Разработала программу и лабораторный практикум по кур­су «Физико-химические методы анализа пищевых продуктов»; со­ставляла зачетные билеты по учебным курсам; разработала ком­плект карт (150 вопросов) для безмашинного контроля знаний студентов. Неоднократно исполняла обязанности заведующего кафедрой, была членом методического совета факультета, участ­вовала в составлении сетевых графиков учебного процесса; была членом Ученого совета ВНИИСО.

Тема госбюджетных научных исследований - «Разработка электрохимических методов анализа пищевых продуктов». Вы­полняла хоздоговорные работы. Л.С. Студенская имеет авторское свидетельство «Определение витаминов группы Р в овощах мето­дом инверсионной вольтамперометрии», опубликовала 60 науч­ных работ, выступала с докладами на всесоюзных, зональных на­учно-практических конференциях, в течение трех лет являлась секретарем Ученого совета механико-технологического факульте­та, была ответственной за НИР и НИРС на кафедре. Прошла учеб­но-педагогическую стажировку в УрГУ, закончила философский факультет вечернего отделения Университета марксизма-лени­низма при Свердловском горкоме КПСС, факультет повышения квалификации СИНХа. Работала в инспекторской группе ректо­рата и учебной части института, являлась членом комиссии по проверке выполнения решений Ученого совета механико-техноло­гического факультета и комиссии по состоянию работы с драго­ценными металлами в институте, членом ревизионной комиссии секции химии ВХО им. ДМ. Менделеева при СИНХе.

Лидия Степановна всегда занималась студенческой научной работой. По линии НИРС вела студенческий кружок, проводила олимпиады (на Всесоюзном туре в Уфе два студента заняли высо­кие призовые места), руководила подготовкой докладов. Была ку­ратором студенческой группы технологов I курса, работала по проблеме «Воспитание у студентов навыков будущих руководите­лей производства», «Химия на пути в 3-е тысячелетие».

Сейчас Лидия Степановна на заслуженном отдыхе.












































































































































Сулейманова Шафика Ахунзяновна

Родилась 16 июня 1920 г. в Омске Омской губернии (ныне область) в семье военнослужащего. Детство провела в Казани. В 1936 г. в связи с переводом отца - Ахунзяна Сулеймановича Су­лейманова - на новое место службы семья переехала в Тюмень. Здесь Шафика в 1938 г. окончила среднюю школу и поступила в Учительский трехгодичный институт на отделение немецкого языка. Окончила его в июне 1941 г., и вскоре началась Великая Оте­чественная война.

Шафику Ахунзяновну направили по распределению на ра­боту в Татарскую АССР. Она стала преподавателем немецкого языка в средней школе с. Актамыш. В 1943 г. отец после тяжелого ранения был отправлен с фронта в госпиталь в Сарапул Удмурт­ской АССР и остался там после излечения. Все члены семьи прие­хали к нему, в том числе и Шафика Ахунзяновна. Год работала в средней школе Сарапула. В 1944 г. семья по месту службы отца переехала в Свердловск. Шафика Ахунзяновна снова устроилась работать в среднюю школу, а через два года перешла в Свердлов­ское пехотное училище. За 1943-1945 гг. окончила экстерном Ка­занский государственный педагогический институт, отделение не­мецкого языка. В 1949-1967 гг. Ш.А. Сулейманова работала на ка-

федре иностранного языка ряда вузов Свердловска: Уральского политехнического, Свердловского горного, Свердловского сельско­хозяйственного, Свердловского филиала Всесоюзного заочного финансово-экономического институтов и Уральского государст­венного университета им. A.M. Горького.

В 1967 г. Ш.А. Сулейманову перевели на должность старше­го преподавателя кафедры иностранных языков в Свердловский институт народного хозяйства. Здесь она передавала свое глубокое знание немецкого языка студентам в течение восьми лет. Прояви­ла себя творческим педагогом, ищущим в методике преподавания немецкого языка новые, эффективные формы обучения. Несколь­ко лет Шафика Ахунзяновна возглавляла методическую комиссию кафедры по техническим средствам обучения. Она внесла весомый вклад в разработку учебных пособий по ТСО и их изданию. Явля­лась также ответственной от кафедры по работе на заочном отде­лении. За свой добросовестный и плодотворный труд Шафика Ахунзяновна многократно отмечалась благодарностями, грамота­ми и денежными вознаграждениями.

В 1975 г. Ш.А. Сулейманова ушла на заслуженный отдых.

axe,..

I '






Тараторкин Николай Александрович

Родился 17 марта 1921 г. в с. Пышма Камышловского уезда (ныне район) Екатеринбургской губернии (ныне Свердловская об­ласть). Отец и мать - крестьяне.

В 1939 г. Николай Александрович окончил среднюю школу и в октябре был призван в Красную Армию. Участник Великой Отечественной войны. Сражался в тяжелых боях на Керчинском полуострове в Крыму летом 1942 г., где немецкие фашисты нанес­ли мощный удар, и наши войска вынуждены были эвакуироваться на Таманский полуостров. В этом сражении Николай Александ­рович был ранен и отправлен в госпиталь. За боевые заслуги он награжден орденами Отечественной войны II степени, Красной Звезды и пятью медалями.

В 1946 г. после демобилизации Н.А. Тараторкин поступил на историческое отделение Уральского государственного универси­тета им. А.М. Горького, которое окончил с дипломом отличия в 1951 г. Был принят на должность ассистента кафедры истории КПСС университета. В 1954-1957 гг. учился в аспирантуре при той же кафедре. В 1961 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, а в 1963 г. ему было при­своено ученое звание доцента.

В 1965-1967 гг. он работал сначала доцентом, а вскоре его избрали заведующим кафедрой общественных наук Свердловско­го филиала МИНХа, а с октября 1967 г. по март 1974 г. Николай Александрович возглавлял кафедру истории КПСС СЙНХа.

Н.А. Тараторкин стоял у истоков создания кафедры молодо­го вуза. Пройдя школу университетской кафедры, набравшись опыта ее жизнедеятельности, он прекрасно понимал, что «кадры решают все» и стремился укреплять кафедру квалифицирован­ными педагогами. Тем более, что из 12 преподавателей только что сформированной кафедры у 7 стаж работы в вузе насчитывал ме­нее 2 лет, а ученую степень имели только двое. Подготовка кадров велась в основном через аспирантуру, которую за 7 лет окончили 7 чел. Все они защитили диссертации. В 1974 г. на кафедре работа­ло уже 9 доцентов и кандидатов наук. Н.А. Тараторкин оказывал помощь молодым коллегам в овладении методикой преподавания курса. Под его руководством работал постоянно действующий теоретический и методический семинар, на котором обсуждались принципиальные теоретические проблемы курса, методика их ос­вещения в лекциях и семинарских занятиях, тексты лекций, фор­ма проведения того или иного занятия.

Н.А. Тараторкин занимался и научно-исследовательской дея­тельностью. Им опубликованы статьи, брошюры, методические пособия. Он руководил научной работой студентов, оказывал им помощь в написании рефератов и докладов для выступления на студенческих научных конференциях.

С марта 1974 г. он работал в должности доцента кафедры. Награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаме­нование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».

t


videlim-sleduyushie-sostavnie-ponyatiya-akmeologichnosti-v-razdele-severnij-kolledzh.html
videomaterialov.html
vidi-administrativnih-vziskanij-chast-3.html
vidi-argumentirovaniya.html
vidi-betonnih-smesej.html
vidi-cen-na-akcii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razvitie-kommercheskogo-obrazovaniya-v-bashkirii-1908-1967-godi-ot-torgovoj-shkoli-do-ufimskogo-professionalnogo-torgovogo-uchilisha-gilem-ufa-2009-stranica-10.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rannim-utrom-po-doroge-iz-chanani-shla-seraya-bezlikaya-massa-lyudej-sognannie-za-neuplatu-dolgov-i-melkie-provinnosti-krestyane-beglie-rabi-i-zlostnie-neplatel-stranica-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zakonodatelnogo-sobraniya-leningradskoj-oblasti-v-2010-godu-stranica-9.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-polnotekstovih-elektronnih-izdanij-razmeshennih-na-sajte-kazneb-v-2010-g.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vse-knigi-i-igri-roberta-kijosaki-na-odnom-sajte-stranica-4.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiticheskij-otchyot-o-pedagogicheskoj-deyatelnosti-uchitelya-nachalnih-klassov.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sopostavitelnij-analiz-public-relations-i-rodstvennih-sfer-deyatelnosti-chast-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/nds-12-procentov-dlya-vseh-gosduma-rf-monitoring-smi-3-iyulya-2008-g.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obezvrezhivanie-hromsoderzhashih-stochnih-vod-stroitelnie-normi-i-pravila-kanalizaciya-naruzhnie-seti-i-sooruzheniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/formirovanie-uchebno-professionalnoj-uspeshnosti-studentov-pedagogicheskogo-kolledzha-v-processe-prepodavaniya-gumanitarnih-disciplin-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • bystrickaya.ru/vtoraya-lekciya-shest-lekcij-prochitannih-v-lejpcige-s-28-dekabrya-1913-po-2-yanvarya-1914-goda-bibliotechnij-149.html
  • exam.bystrickaya.ru/vechnaya-tajna-istokov-dobra-i-zla-po-2-oj-glave-mastera-i-margariti.html
  • studies.bystrickaya.ru/kapitan-praktikum-po-russkomu-yaziku-chast-i.html
  • writing.bystrickaya.ru/a-volkanov-domashnij-konditer-chast-24.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yavlyaetsya-aktualnoj-t-k-v-nastoyashee-vremya-isklyuchitelno-vazhnim.html
  • writing.bystrickaya.ru/bilibin-ivan-yakovlevich.html
  • grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-sanitarno-epidemiologicheskih-pravil-i-norm-sanitarno-epidemiologicheskie-trebovaniya-k-ustrojstvu-i-usloviyam-raboti-mikrobiologicheskih-virusologicheskih-i-parazitologicheskih-laboratorij.html
  • urok.bystrickaya.ru/pozicii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/perechenutrativshih-silu-postanovlenij-pravitelstva-respubliki-belarus.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chukotskaya-skazka-vyalenoe-myaso.html
  • tasks.bystrickaya.ru/14-kvalifikacionnie-trebovaniya-k-auditoram-aktualnie-problemi-audita-v-rossii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mnozhinnst-zlochinv-sut-meta-pokarannya.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obrazovanie-pedagogicheskaya-nauka-mirovaya-literatura-21.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-2-fkko-metodicheskie-ukazaniya-po-razrabotke-proektov-pasportov-opasnih-othodov-dlya-obektov-po-hraneniyu.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kollizii-i-realnosti-reformi-pensionnoj-sistemi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-parlamentskoj-konferencii-po-voprosam-evropejskoj-bezopasnosti-13-iyulya-2009-goda-kiev.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/ya-beru-vzyatku-kniga-vpervie-bila-opublikovana-berrett-koehler-publishers-inc-san-francisco.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-meropriyatij-akcii-zakon-i-ti-po-pravovomu-prosvesheniyu-studencheskoj-molodezhi.html
  • report.bystrickaya.ru/i-nauchno-issledovatelskaya-deyatelnost-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-i-nauchno-organizacionnoj-deyatelnosti-za-2002-god.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-finansovij-menedzhment-v-usloviyah-krizisa-globalnogo-finansovogo-rinka.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-zapolneniyu-formi-u12.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/aktualdilii-bl-pn-bolasha-mamandari-ortopediyali-stomatologiya-klinikasinda-tsterd-egeu-tehnologiyasina-negzg-kl-blud-baittajdi.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-dlya-studentov-ne-izuchavshih-disciplinu-russkij-yazik-i-kultura-rechi.html
  • student.bystrickaya.ru/11-2-zhizn-kak-predmet-biologii-sushnost-zhivogo-ego-osnovnie-priznaki-1-predmet-i-celi-estestvoznaniya-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/91-principi-upravleniya-prinyatie-v-otechestvennoj-praktike-traktata.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.