.RU

Виды и роль эмоций в жизни человека

Министерство образования и науки Украины

Национальный горный университет

Реферат по дисциплине

«Основы психологии и педагогики»

на тему:

'Виды и роль эмоций в жизни человека'

Выполнила:

Проверила:

Днепропетровск

2003

Содержание

1. Общее представление об эмоциях_ - 2 -

2. Роль эмоций_ - 3 -

3. Проявление эмоций_ - 5 -

4. Механизмы эмоции_ - 6 -

5. Управление эмоциями_ - 7 -

6. Эмоции и личность - 8 -

7. Расположение эмоций по выражению лица_ - 11 -

8. Список литературы_ - 13 -

1. Общее представление об эмоциях

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отра­жательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo - возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.

В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т. д.).

Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию лично­сти, включающую не только психический компонент - переживание, но и специфи­ческие физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции име­ются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множе­ство оттенков и сочетаний.

Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (от греч. stenos - сила), повышающие жизнедеятельность организма и астенические - ослабляющие её.

Эмоции делят также на положительные и отрицательные , то есть приятные и не­приятные. Филогенетически наиболее древними являются переживания удовольствия и неудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия.

Более сложными являются другие положительные (радость, восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанные эмоции , ког­да в одном и том же переживании сочетаются и положительные, и отрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнате ужасов»).

Взависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находят­ся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.

Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.

Настроение - это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причина которого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека в качестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении или работе.

Собственно эмоции — это более кратковременное, но достаточно сильно выражен­ное переживание человеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.

Аффект - быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоцио­нальное состояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стиму­лом. Чаще всего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бур­но и сопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением поля восприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аф­фект).

При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Частое прояв­ление аффекта в нормальной обстановке свидетельствует либо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическом заболевании.

2. Роль эмоций

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску про­исходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болель­щиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болель­щиков же команды соперника — радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».

Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас дей­ствия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирова­ния (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание непри­ятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действи­тельности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических ме­ханизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объек­ту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятель­ности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельно­стью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: за­щитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему про­думыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности дости­жения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнитель­ного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спа­сении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

Компенсаторная функция эмоций состоит в возмеще­нии информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встре­чавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компен­саторной функций делает возможнымпроявление и санк­ционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).

Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны дру­гого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто соче­тается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стаби­лизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуа­ции могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повтор­ного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания за­крепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.

Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, свя­занное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизую­щая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.

Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоция­ми, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.

3. Проявление эмоций

О переживаниях человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомотори­ки и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реак­циям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериаль­ному давлению, частоте дыхания). Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека.


voprosi-dlya-samoproverki-programma-dlya-magistrantov-ggf-fen-novosibirsk.html
voprosi-effektivnosti-gosudarstvennoj-politiki-regulirovaniya-urovnya-zhizni-naseleniya-na-materialah-kurskoj-oblasti.html
voprosi-i-otveti-k-ekzamenu-po-deloproizvodstvu.html
voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-13.html
voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-18.html
voprosi-i-otveti-k-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-gosudarstvennoe-i-municipalnoe-upravlenie-chast-22.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analiz-rezultatov-finansovoj-deyatelnosti-oao-tagmet.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/slepoj-muzikant.html
  • write.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-za-2010-god-predvaritelno-utverzhden-sovetom-direktorov-oao-zavod-navigator.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-bezgranichnim-projdya-svoej-mislyu-i-duhom-prostranstvam-tit-lukrecij-kar-o-prirode-veshej-11-1114-gp-1oge-ata-taeg-moskva-2004-izdatelstvo-centr.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prochie-dohodi-ot-ispolzovaniya-imushestva-nahodyashegosya-v-municipalnoj-sobstvennosti-vsego.html
  • lesson.bystrickaya.ru/politicheskaya-elita-sovremennoj-rossii-c-tochki-zreniya-socialnogo-predstavitelstva-chast-4.html
  • write.bystrickaya.ru/filosofskie-problemi-matematiki-primernij-plan-mirovozzrenie-ego-struktura-i-osnovnie-formi-filosofiya-kak-specificheskaya.html
  • studies.bystrickaya.ru/arnold-mindell-sidya-v-ogne-preobrazovanie-bolshih-grupp-cherez-konflikt-i-raznoobrazie-perevod-s-anglijskogo-marka-drachinskogo-nauchnaya-redakciya-k-filos-n-vladimira-majkova-stranica-8.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-daad-osi-na-2012-2013-godi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-nalichiya-strukturi-i-effektivnosti-ispolzovaniya-oborotnih-sredstv-predpriyatiya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nauchnaya-elektronnaya-biblioteka-elibrary-nauchnaya-biblioteka.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-2-mehanizmi-pamyati-uchebnik-mnemotehniki-sistema-zapominaniya-dzhordano.html
  • studies.bystrickaya.ru/analiz-proizvodstva-zerna-na-furazh-v-spk-lesnoe-rechickogo-rajona-gomelskoj-oblasti.html
  • literature.bystrickaya.ru/bertold-breht-trehgroshovaya-opera-stranica-11.html
  • lesson.bystrickaya.ru/proektirovanie-kontaktnoj-seti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/aza-halini-salt-dstrlern-rilimdi-negzder-men-izmetter-g-h-halidullin.html
  • studies.bystrickaya.ru/biznes-plan-po-proizvodstvu-shokolada.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razrabotka-plana-proizvodstva-produkcii-i-uslug-na-predpriyatii.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vzamovdnosini-produktivnih-sil-virobnichih-vdnosin-chast-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-23-aza-dalasinda-tuan-tarihi-shiarmalar-sabati-masati.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2981-opredelenie-rashoda-teploti-na-razogrev-vanni-diplomnij-proekt-2007-god-kolichestvo-stranic-121-tablic.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tak-uzh-sluchilos-chto-v-ramkah-tradicionnoj-nauki-vopros-o-vliyanii-imeni-cheloveka-na-ego-zhizn-i-sudbu-prinyato-otnosit-libo-k-razryadu-dosuzhih-domislov-libo-i-stranica-8.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-uroka-litosfera-zemnaya-kora.html
  • writing.bystrickaya.ru/12-osnovnie-svedeniya-iz-istorii-ritoriki-predlagaemaya-chitatelyu-kniga-imeet-svoej-zadachej-osmislenie-i-sistematizaciyu.html
  • literature.bystrickaya.ru/edinij-den-viborov-v-rossii-tv-edinij-den-viborov-v-rossii-7-tv-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/analiz-rezultativnosti-i-effektivnosti-ispolzovaniya-byudzhetnih-sredstv-analiz-celevih-pokazatelej-promezhutochnih-meropriyatij-administratorami-respublikanskih-byudzhetnih-programm-po-itogam-pervogo-polugod.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-po-predmetu-vvedenie-v-reklamu-na-temu-harakteristika-mirovogo-rinka-reklami.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-rezilentnost-eto-sposobnost-cheloveka-s-dostoinstvom-preodolevat-zhiznennie-trudnosti-rezilentnost.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voda-ubitaya-centrobezhnim-voda-ozhivlennaya-shauberger-viktor-energiya-vodi.html
  • predmet.bystrickaya.ru/socialno-professionalnaya-adaptaciya-bezrabotnih.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/territoriya-kalmikii-v-planah-fashistskoj-voennoj-operacii-fishrejer.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-kazani-na-odnom-iz-zabroshennih-skladov-likvidirovan-razliv-okolo-4-kg-rtuti-informacionnoe-agentstvo-rosbizneskonsalting-02082011.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-kursovomu-proektirovaniyu-dlya-vipolneniya-kursovoj-raboti-po-ugolovnomu-pravu-obshaya-chast-na-2011-2012-uchebnij-god-dlya-studentov-zaochnogo-fakulteta-.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-mayak-05122008-1000-novosti-10.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-urciya-dolgij-put-v-evrosoyuz.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.