.RU

Виды правовых актов управления

Виды правовых актов управления

Цели, задачи и функции исполнительной власти практически реализуются в правовых управленческих актах различного харак¬тера и содержания. Соответственно имеются условия, необходимые для классификации этого вида юридических актов по различным критериям.

Основной критерий их классификации — юридические свой-ства актов. В соответствии с ним правовые акты управления подразделя¬ют на нормативные и индивидуальные.

Нормативные акты непосредственно выражают регулятивную функцию административного права. В них содержатся администра-тивно-правовые нормы, регулирующие однотипные управленческие общественные отношения путем установления определенных пра¬вил должного поведения в сфере государственного управления, рассчитанных на длительное применение (исполнение) и не имею-щих конкретного, то есть персонифицированного, адресата (напри-мер, нормы, содержащиеся в правилах дорожного движения, в са-нитарно-гигиенических правилах и т. п., распространяются на всех, кто так или иначе совершает определенные действия в названных областях).

Нормативные акты управления являются наиболее емким вы-ражением процесса реализации исполнительной власти. Это — юри-дические акты подзаконного административного нормотворчества, или правоустановителъные акты. Их подзаконность — свидетель-ство вторичности такого нормотворчества. Тем не менее роль управ-ленческих нормативных актов существенна, что находит свое вы-ражение в их содержании. Такого рода правовыми актами:

а) конкретизируются нормы высшей юридической силы, то есть содержащиеся в законодательных актах. Например, на основании Закона о Правительстве Российской Федерации последним был утвержден Регламент заседаний Правительства, конкретизирующий и детализирующий общие нормы, содержащиеся в названном за¬коне;

б),определяются типовые правила поведения в сфере государ-ственного управления. Например, таможенные правила, правила приватизации государственных и муниципальных предприятий и т. п.;

в) проводятся в жизнь различного рода социально-экономичес-кие программы. Например, программы приватизации, демонополи-зации и т. п.;

г) определяется организационно-правовой статус звеньев ис-полнительного аппарата, непосредственно подведомственных Пре-зиденту или Правительству РФ (аналогичные акты принимаются на нижестоящих уровнях государственной организации России). На-пример, положения о министерствах, государственных комитетах и федеральных службах РФ;

д) обеспечивается механизм реализации конституционного ста-туса граждан и общественных объединений (например, о свободе совести и вероисповеданий, об образовании и т. п.);

е) устанавливаются необходимые ограничения и запреты, воз-лагаются специальные обязанности или предоставляются специаль-ными права, реализуемые в сфере государственного управления. Например, о чрезвычайном положении, о въезде и выезде из страны и т. п.;

ж) формируются основные линии взаимодействия различных участников управленческих отношений. Например, о взаимоотноше¬ниях исполнительных органов различных субъектов Федерации и т. п.;

з) осуществляется охрана установленного в сфере государ¬ственного управления порядка отношений. Например, о судебном обжаловании неправомерных действий исполнительных органов (должностных лиц) и т. п.

Нормативные акты управления являются одним из источников российского административного права. Они служат правовой осно¬вой для возникновения, изменения и прекращения конкретных ад-министративно-правовых отношений, но сами их не создают.

Таким образом, нормативными актами решаются наиболее важные, принципиальные управленческие проблемы. В частности, установлено, что решениям Правительства РФ, имеющим норма¬тивный характер, отводится приоритетное значение по сравнению с решениями по оперативным и другим текущим вопросам.

Полномочия исполнительных органов (должностных лиц) по изданию нормативных административно-правовых актов определя¬ются закрепленной за ними в официальном порядке компетенцией. В настоящее время, в связи с переносом центра тяжести работ по управлению в республики, регионы и на места, значительно расши¬рены правоустановительные полномочия соответствующих органов исполнительной власти.

Нормативные акты могут иметь общефедеральное, республи-канское, краевое, областное и т. п. значение, то есть издаваться ис-полнительными органами всех субъектов Федерации и действовать в соответствующих границах. Вместе с тем нормативные акты мо¬гут издаваться исполнительными органами различного уровня, на¬деленными отраслевой (ведомственной) или межотраслевой компе¬тенцией. В специально предусмотренных административно-право¬выми нормами случаях нормативные акты отраслевого характера могут быть юридически-обязательными и за пределами данной от¬раслевой системы. Например, Правительством РФ установлено, что Министерство труда и социального развития по вопросам своей ком¬петенции вправе принимать постановления, обязательные для ис¬полнения всеми министерствами, другими органами исполнитель¬ной власти, предприятиями и учреждениями независимо от их ве¬домственной подчиненности. Аналогичную юридическую силу имеют нормативные акты некоторых других исполнительных органов с межотраслевой и отраслевой компетенцией.

Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) харак¬тер. По своему юридическому содержанию это — распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выраже¬ние конкретные юридически-властные волеизъявления соответству¬ющих субъектов исполнительной власти. Конкретность таких во¬леизъявлений (предписаний) проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела или вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы, то есть их адресатом являет¬ся определенное лицо (лица); в-третьих, они являются юридичес¬кими фактами, вызывающими возникновение конкретных админи¬стративно-правовых отношений. В качестве наиболее показатель¬ного примера индивидуального административно-правового акта может служить приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления, постановление полномоч¬ного органа (должностного лица) о наложении на виновного в со¬вершении административного правонарушения административно¬го наказания.

Индивидуальные акты наиболее распространены в практике государственно-управленческой деятельности, так как они в наи-большей степени отвечают ее исполнительному назначению и яв¬ляются важнейшим средством оперативного решения текущих воп¬росов управления. Кроме того, именно индивидуальные акты обес¬печивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) фун¬кции административного права и исполнительной власти.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм. Но этим их служебная роль не исчерпывается. Они используются также и для реализации норм ряда других отраслей российского права (например, финансового, земельного, трудового и т. п.). Тем не менее главным требованием, предъявляемым к их изданию, является их соответствие норматив¬ным административно-правовым актам. В противном случае они не могут быть признаны действительными. Например, индивидуальные акты, издаваемые по конкретным вопросам государственно-служеб¬ных отношений, должны основываться на нормах, содержащихся в Федеральном законе "Об основах государственной службы РФ"1.

Иногда по юридическим последствиям издание индивидуаль¬ных правовых актов связывают с установлением обязанностей, зап¬ретов, разрешений и дозволений. Тем самым создается впечатле¬ние, что юридическое содержание нормативных актов свободно от них, что не соответствует действительности. В нормативных актах прежде всего формулируются административно-правовые дозволе¬ния, предписания и запреты, а также условия их использования, в то время как в индивидуальных актах они непосредственно приме¬няются к конкретным лицам. Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям (критериям). Об их масштабности, то есть тер¬риториальной распространенности, уже говорилось. Иногда в од¬ном административно-правовом акте могут сочетаться черты нор¬мативности и индивидуальности, т,о есть нормы "переплетаются" с предписаниями индивидуального характера. Например, принима¬ется решение о преобразовании действующего исполнительного органа или об образовании нового, причем одновременно в этом решении (акте) фиксируется в нормативном порядке его организа¬ционно-правовой статус, а также конкретное лицо назначается его руководителем. Такого рода акты называются смешанными, при¬чем иногда их выделяют в самостоятельный вид правовых актов наряду с нормативными и индивидуальными. Для этого, однако, до¬статочных оснований не имеется. Поскольку индивидуальные пред¬писания в подобных случаях "сопровождают" нормативные, по¬стольку для определения юридической природы акта необходимо ориентироваться на его преобладающее качество, а именно — на нормативность.

Помимо нормативных и индивидуальных иногда упоминаются общие акты, содержащие общие кратковременные предписания (на-пример, о переносе выходного дня) либо общие требования (напри¬мер, экономить ресурсы). Однако перенос выходного дня — типич¬ный пример индивидуального управленческого решения, а призыв к экономии ресурсов — вообще не имеет юридического значения. •

Интерес представляет классификация административно-пра¬вовых актов по их наименованию. Каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименова¬ния, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права. Последние, как правило, содержатся в положениях о соответству¬ющих органах (например, в положениях о министерствах).


vozniknovenie-i-stanovlenie-kievskoj-rusi.html
vozniknovenie-logiki-kak-nauki-i-osnovnie-etapi-eyo-razvitiya.html
vozniknovenie-nalogov-v-rossii.html
vozniknovenie-olimpijskih-igr-2.html
vozniknovenie-sociologii.html
vozniknovenie-tradicionnoj-ohoti-kirgizov-na-territorii-sovremennogo-kirgizstana-chast-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozheniya-prilozhenie-i-metodicheskie-ukazaniya-k-kursovomu-proektirovaniyu-po-discipline-proektirovanie-avtomatizirovannih.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavrov-sistemnij-analiz-i-upravlenie-sankt-peterburg-2009-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-26-777-ot-16-iyulya-2012-g-stranica-9.html
  • letter.bystrickaya.ru/n-n-yumanova-bankovskaya-politika.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-rezultate-izucheniya-obshestvoznaniya-na-profilnom-urovne-uchenik-dolzhen.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vospominaniya-grigoriya-ivanovicha-filipsona-stranica-10.html
  • teacher.bystrickaya.ru/fgbu-rossijskij-selskohozyajstvennij-centr-filial-fgbu-rossijskij-selskohozyajstvennij-centr-po-novgorodskoj-oblasti-stranica-4.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/promezhutochnij-otchyot-ob-itogah-realizacii-pedagogicheskogo-proekta-za-20102011-uchebnij-god.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-izucheniya-disciplini-rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-kreditnij-rinok-dlya-studentov-3-kursa.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neispolzovanie-tovarnogo-znaka-kak-osnovanie-dlya-prekrasheniya-ego-ohrani.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-s-programmoj-dlya-studentov-zaochnikov-inzhenerno-tehnicheskih-specialnostej-visshih-uchebnih-zavedenij-pod-redakciej-yu-s-arutyunova-izdanie-trete-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-tura-den-karakas-pribitie-v-karakas-vstrecha-v-aeroportu-transfer-v-otel-alba-caracas-4.html
  • letter.bystrickaya.ru/mezhpravitelstvennij-komitet-po-intellektualnoj-sobstvennosti-geneticheskim-resursam-tradicionnim-znaniyam-i-folkloru.html
  • books.bystrickaya.ru/blagodarim-vas-za-otcheti-prislannie-v-vologodskuyu-oblastnuyu-yunosheskuyu-biblioteku-im-v-f-tendryakova-na-osnove-kotorih-sostavlen-ocherednoj-informacionnij-byull.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/reklama-mobilizaciya-resursov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/strategiya-perioda-v-v-do-nashej-eri-xx-v-nashej-eri-stranica-25.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/voprosi-ocenki-effektivnosti-proizvodstva-i-realizacii-produkcii-energeticheskogo-mashinostroeniya-chast-3.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-po-predmetu-risunok-plan-uroka-prilozhenie.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-13-biznis-udk-82.html
  • literatura.bystrickaya.ru/skazka-kak-lekarstvo-stranica-18.html
  • composition.bystrickaya.ru/patrioticheskoe-vospitanie-rabota-so-starshimi-doshkolnikami.html
  • studies.bystrickaya.ru/diplom-demidov-d-a.html
  • crib.bystrickaya.ru/karies-zubov-spravochnik-putevoditel-prakt-vracha.html
  • turn.bystrickaya.ru/poisk-i-sozdanie-novih-socialnih-form-ih-vzaimodejstvie-mezhdu-soboj-i-sociokulturnoj-sredoj-obespechivayushih-formirovanie-vnutrennej-motivacii-k-samorazvitiyu-subektov-shkolnogo-soobshestva.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosdumu-napugali-rossijskoj-armiej-pervij-kanal-novosti-13-11-2008-pankratova-yuliya-15-00-10.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kursa-dlya-uchashihsya-srednej-shkoli-poyasnitelnaya-zapiska.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kak-sostavit-konspekt-uroka-russkogo-yazika-konspekt-uroka-stranica-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/provesti-konkurs-luchshij-sajt-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-2012-v-obsheobrazovatelnih-uchrezhdeniyah-prohladnenskogo-municipalnogo-rajona-v-period-s-01-aprelya-po-30-maya-2012-goda.html
  • bukva.bystrickaya.ru/o-razlichenii-ponyatij-bogosluzhebnogo-peniya-i-muziki-na-rusi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/osobennosti-psihologicheskoj-harakteristiki-lichnosti-prestupnika-chast-3.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nravstvennoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-v-uchebno-vospitatelnom-processe.html
  • testyi.bystrickaya.ru/8-primernaya-tematika-kursovih-proektov-rabot-ne-predusmotreno-primernaya-programma-naimenovanie-disciplini.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-uchastii-komitetov-oblastnoj-dumi-v-zakonotvorcheskom-processe-za-i-polugodie-2010-goda.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-nalichnogo-vhoda-nadeyus-takoe-dovolno-gruboe-opredelenie-ne-pokazhetsya.html
  • literature.bystrickaya.ru/biznes-inkubatori-mehanizm-upravleniya-innovaciyami.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.