.RU

Виды речевой деятельности

Контрольная работа по психологии

1. Виды речевой деятельности

2. Мышление как познавательный процесс

1. Виды речевой деятельности

РЕЧЬ сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов.

В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками.

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи.

РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ - вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

РЕЧЬ УСТНАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (от лат. ego— я, centrum — центр круга) речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Как показал Л. С. Выготский в полемике с швейцарским психологом Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения), эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.

2. Мышление как познавательный процесс

Мышление — это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенное нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника - из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Правильность (адекватность) этого отражения непрерывно проверяется в процессе практического преобразования природы и общества.

Поскольку в рамках только чувственного познания невозможно до конца расчленить такой общий, суммарный, непосредственный эффект взаимодействия субъекта с познаваемым объектом, необходим переход от ощущений и восприятий к мышлению. В ходе мышления осуществляется дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира. В результате удается расчленить, распутать сложнейшие взаимозависимости между предметами, событиями, явлениями.

В процессе мышления, используя данные ощущений, восприятий и представлений, человек вместе с тем выходит за пределы чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления здешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно вовсе не даны в восприятиях и потому непосредственно вообще не наблюдаемы. Например, физики изучают свойства элементарных частиц, которые невозможно увидеть даже с помощью самого мощного современного микроскопа. Иначе говоря, они непосредственно не воспринимаются: их нельзя видеть — о них можно только мыслить. Благодаря абстрактному, отвлеченному, опосредствованному мышлению удалось доказать, что такие невидимые элементарные частицы все же существуют в действительности и обладают определенными свойствами. Эти свойства непосредственно не наблюдаемых частиц познаются в процессе мышления опять-таки косвенным, не прямым, т.е. опосредствованным, путем.

Таким образом, мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным чувственное познание. Мышление продолжает и развивает познавательную работу ощущений, восприятий и представлений, выходя далеко за их пределы.

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное, простейшее мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредствованным познанием. Оно имеет дело лишь непосредственно воспринимаемыми предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном лане и не выходит за его пределы.

Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нем в специальном слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление — в каких бы формах оно ни осуществлялось — невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее становится сама эта мысль.


vozvrashenie-k-pervoosnovam-starobinskij-zh-poeziya-i-znanie-istoriya-literaturi-i-kulturi-t-2.html
vozvrashenie-ne-predusmotreno-stranica-24.html
vozvrashenie-ne-predusmotreno-stranica-8.html
vozvrat-v-nachalo-metodicheskie-rekomendacii-po-sozdaniyu-kursa-distancionnogo-obucheniya-cherez-internet-v-kanavo.html
vozvratnost-kredita-i-meri-po-obespecheniyu-vozvrata-bankovskih-ssud-chast-5.html
vozvratnost-kredita-i-meri-po-obespecheniyu-vozvrata-bankovskih-ssud.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-virtualnoj-spravochnoj-sluzhbe-fundamentalnoj-biblioteki-bgtu-voenmeh-d-f-ustinova.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/rukovoditel-organizacii-rekonstrukciya-rasshirenie-uchebno-laboratornogo-korpusa-universiteta-v-g-ekaterinburge.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aza-zhurnalistikasindai-termin-szderd-oldanilu-ayasi.html
  • abstract.bystrickaya.ru/10-trebovaniya-k-modeli-otchet-onauchno-issledovatelskoj-rabote-po-teme-modelirovanie-deyatelnosti-organov-vlasti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-2-uprazhnenie-kto-ya-po-tjoumens-ya-n-vorobejchik-rukovodstvo-po-autopsihoterapii.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-rossijskih-meropriyatij-na-30-om-parizhskom-knizhnom-salone-mart-2010-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-sostavleni-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom-i-programmoj-po-discipline-sovremennaya-ekologiya-i-globalnie-ekologicheskie-problemi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-33-zamknutie-sistemi-upravleniya-dvigatelyami-programma-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-na-kontrolnuyu-rabotu.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-po-literature-dlya-5-9-klassov-predmetnaya-liniya-uchebnikov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lekciya-umnij-dom-kak-chast-umnogo-goroda.html
  • universitet.bystrickaya.ru/standarti-sertifikacii-mezhdunarodnogo-konsorciuma-po-preemtvennosti-sertifikatov.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-detej-vinuzhdennih-pereselencev-i-detej-migrantov-polozhenie-detej-sirot-i-meri-po-ih-podderzhke-48-polozhenie.html
  • literatura.bystrickaya.ru/seminar-sostoit-iz-2-chastej-plyus-dopolnitelnaya-opciya-ozero-tanganika.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-raschet-gazoprovoda-srednego-davleniya-3-opisanie-prinyatoj-shemi-gazosnabzheniya-22.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ocenka-kachestva-internet-reklami.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-elektivnomu-kursu-elementarnaya-algebra-s-tochki-zreniya-visshej-matematiki.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshee-opisanie-sistemi-upravleniya-programmoj-prioritetnij-nacionalnij-proekt-obrazovanie.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomatii-derzhavno-osoznav-vigodu-ot-golubih-beretov-stranica-14.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomikli-taldaudi-teoriyali-negzder.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/utka-s-yablokami-sbornik-proizvedenij-aleksandr-viktorovich-kostyunin-petrozavodsk-20-10-2011-g-soderzhanie-rukavichka-rasskaz.html
  • college.bystrickaya.ru/3-avgust-2000-kreditnie-rejtingi-i-dopolnitelnie-istochniki-informacii-dlya-ocenki-kachestva-kreditov-rabochie-dokumenti-razrabotannie-rabochej-gruppoj-pod-rukovodstvom-arturo-estrelya-kratkij-obzor-stranica-19.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/usta-vgosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/auditornie-zanyatiya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dopolnenie-k-uchebnoj-programme-po-rejtingovoj-sisteme-ocenki-uspevaemosti.html
  • institute.bystrickaya.ru/garmonicheskij-signal-osnovnaya-forma-tokov-v-elektrosilovih-cepyah-metod-kompleksnih-amplitud-linearizaciya-uravnenij-pri-uslovii-linejnosti-analogov-poten.html
  • studies.bystrickaya.ru/firmi-odnodnevki-beregites.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-gorode-moskve.html
  • znanie.bystrickaya.ru/auditori-zaglyanuli-v-kaznu-i-uzhasnulis-vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-5-tv-5.html
  • lecture.bystrickaya.ru/avtorskaya-programma-po-tehnologii-dlya-5-11-klassov-obsheobrazovatelnih-shkol-pri-sovmestnom-obuchenii-malchikov-i-devochek-na-urokah-tehnologii-uchitel-tehnologii-antipova-t-v.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dogovor-bankovskogo-vklada.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-prakticheskaya-konferenciya-narod-i-armiya-v-velikoj-otechestvennoj-vojne-1941-1945-gg.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/p-e-r-e-ch-e-n-1-socialno-ekonomicheskoe-razvitie-tarabarinskoj-selskoj-territorii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-roditelskaya-akademiya-po-profilaktike-upotrebleniya-psihoaktivnih-veshestv-dlya-roditelej-uchashihsya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pokazateli-rnk-vgs-v-analiticheskie-podhodi-k-laboratornoj-diagnostike-socialno-znachimih-virusnih-zabolevanij.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-x-diskussiya-v-anglii-v-period-posle-1854-g-kniga-veri-smit-proishozhdenie-centralnih-bankov-zastavlyaet.html
  • composition.bystrickaya.ru/pesn-desyataya-dante-aligeri-bozhestvennaya-komediya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.