.RU

Виды языковых моделей

№1 ЛИНГВИСТИКА И ДРУГИЕ НАУКИ Значимость лингвистически данных для антропологии и истории культуры давно уже стала общепризнанным фактом. В процессе развития лингвистических исследований язык доказывает свою полезность как инструмент познания в науках о человеке и в свою очередь нуждается в этих науках, позволяющих пролить свет на его суть. Современному лингвисту становится трудно ограничиваться лишь своим традиционным предметом. Если он не вовсе лишен воображения, то он не сможет не разделять взаимных интересов, которые связывают лингвистику с антропологией и историей культуры, с социологией, психологией, философией и - в более отдаленной перспективе - с физиологией и физикой. Для социологии в узком смысле слова данные лингвистики имеют не меньшее значение, чем для теоретической антропологии. Социолога не могут не интересовать способы человеческого общения. Поэтому крайне важным для него является вопрос о том, как язык во взаимодействии с другими факторами облегчает или затрудняет процесс передачи мыслей и моделей поведения от человека к человеку. Примечательно, что и философия в последнее время все в большей, нежели раньше, степени начинает заниматься проблемами языка. Давно прошло то время. Когда философы простодушно могли переводить грамматические формы и процессы в метафизические сущности. Философу необходимо понимать язык хотя бы для того, чтобы обезопасить себя от своих собственных языковых привычек, поэтому неудивительно, что, пытаясь освободить логику от грамматических помех и понять символическую природу знания и значение символики, философы вынуждены изучать основы самих языковых процессов. Лингвисты занимают престижную позицию, содействуя процессу прояснения скрытого еще для нас смысла наших слов и языковых процедур. Среди всех исследователей человеческого поведения лингвист в силу своей специфики предмета своей науки должен быть наибольшим релятивистом в отношении своих ощущений и в наименьшей степени находиться под влиянием форм своей собственной речи. Несколько слов о связи лингвистики с естественными науками. Языковеды многим обязаны представителям естественных наук - особенно физики и физиологии - в том, что касается их технического оснащения. Фонетика, необходимая предпосылка для точных методов исследования в лингвистике, немыслима без употребления в акустику и физиологию органов речи. Лингвисты, которые интересуются в первую очередь фактическими подробностями реального речевого поведения отдельной личности, а не социализованными языковыми структурами, должны постоянно обращаться к помощи естественных наук. Однако очень вероятно, что и накопленный в результате лингвистических исследований опыт также может в значительной мере способствовать постановке ряда собственно акустических или физиологических задач. Языкознание лучше всех других социальных наук демонстрирует своими фактами и методами, несомненно более легко устанавливаемыми, чем факты и методы других дисциплин, имеющих дело с социологизированным поведением возможность подлинно научного изучения общества, не подражая при этом методам и не принимая на веру положений естественных наук.

№2 ЯЗЫК И РЕЧЬ В КОНЦЕПЦИИ Ф. ДЕ СОССЮРА Концепция Соссюра была направлена против младограмматиков, у которых не было чёткого понимания специфики и системного характера языка, и которые были эмпириками, боявшихся общетеоретических построений. Сила этого учёного была заключена в новом взгляде на уже поднятые лингвистические проблемы. Й. Иордан писал, что ''трудно представить себе более глубокого и более объективного наблюдателя языковых фактов, чем Соссюр. Поэтому его объяснения почти чётки, почти математически точны и часто убеждают''. Ф. де Соссюр понимает языка в целом как систему, состоящую из трёх частей: собственно язык (langue), речь (parole), и речевую деятельность (langage). - Понятие речевой деятельности исходно, и ему не даётся чёткого определения. К ней относятся любые явления, традиционно рассматриваемые лингвистикой: акустические, понятийные, индивидуальные, социальные и т. д. Вместе с тем это и система выразительных возможностей данного народа, которая весьма разнообразна и соприкасается с физикой, физиологией, психологией. Языку противопоставляется речь. Это всё, что имеется в речевой деятельности минус язык. Причины такого противопоставления в следующем: язык социален, это общее достояние всех говорящих на нём, тогда как речь индивидуальна; речь связана с физическими параметрами, вся акустическая сторона речевой деятельности относится к речи; язык же независим от способов физической реализации: устная, письменная, жестовая речь отражает один и тот же язык. Психическая часть речевого акта тоже включается Соссюром в речь, но ему не удаётся последовательно провести такую точку зрения, потому что язык включает в себя только существенное, а всё случайное и побочное относится к речи. Речь состоит из отдельных актов говорения и слышания, осуществляемых в круговороте общения. Несмотря на антитезис языка и речи, Соссюр замечает, что они: ''тесно связаны между собой и друг друга взаимно предполагают: язык необходим, чтобы речь была понятна; речь, в свою очередь, необходима для того, чтобы установился язык''. Следовательно, развитие языка обнаруживается в речи, живая речь есть форма существования и развития языка. Концепция Соссюра не только не разрешила вопрос о причинах языковых изменений, но просто не включила его в себя. Автор подчёркивал ''случайный характер всякого состояния''. При произвольной связи означаемого с означающим языковое изменение может быть каким угодно, лишь бы оно было принято языковым коллективом. Другое основополагающее понятие концепции – понятие формы, противопоставленной субстанции. Мыслительная и звуковая субстанции сами по себе аморфны и неопределённы, но язык служит посредствующим звеном между мыслью и звуком, облекая их в форму.

№5 ГИПОТЕЗА ЯЗЫКОВОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ Э. СЕПИРА – Б. УОРФА Гипотеза Сепира-Уорфа (гипотеза лингвистической относительности) - разработанная в 30-х годах ХХ века концепция, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности. Значительная часть работ Сепира посвящена анализу индейских культур. Однако к этнографическому материалу он подходил как лингвист, его интересовали проблемы формирования и функционирования индейских языков и диалектов, их роль и влияние на общий характер индейской культуры. Результаты применения структурных методов к анализу индейских языков позволили Сепиру обратиться к общей теории языка, где при исследовании социального функционирования языка, понимание исключительной важности языка в социализации человека привело его к построению гипотезы о решающей роли языка в формировании индивидуальных представлений об окружающем мире, лингвистической детерминированности понимания явлений реальности. Существующие в языке наименования предметов, явлений, событий — суть “звуковые паттерны”, стереотипные формы восприятия, которые, сохраняя устойчивость в культуре, оказывают решающее воздействие на сам процесс формирования человеческих представлений об этих явлениях и событиях и их оценку. Эта теория , развитая последователем Сепира Бенджамином Ли Уорфом (1897-1941), получила название гипотезы лингвистической относительности или “гипотезы Сепира — Уорфа ” и легла в основу т.н. этнолингвистики — этнически ориентированного синхронного анализа языка, выявляющего его роль в культурном формообразовании.Согласно теории лингвистической относительности, имеющаяся у человека картина мира в значительной степени определяется системой языка, на котором он говорит. По Уорфу, грамматические и семантические категории языка служат не только инструментами для передачи мыслей говорящего, они также формируют его идеи и управляют его мыслительной деятельностью. Тем самым люди, говорящие на разных языках, будут иметь разные представления о мире, а в случае значительных структурных расхождений между их языками при обсуждении некоторых тем у них могут возникать трудности с пониманием. . В своей сильной форме теория лингвистической относительности утверждает, что индивиды членят мир на фрагменты, предопределяемые структурой их родного языка. Например, если для обозначения ряда близких объектов в одном языке имеется несколько различных слов, а другой язык обозначает эти объекты одним словом, то носитель первого языка должен в своем сознании вычленять характеристики, различающие эти объекты, тогда как носитель другого языка не обязан это делать. Таким образом, у носителей разных языков ментальные образы одного и того же объекта неодинаковы. В английском языке есть только одно слово для обозначения снега, в эскимосском их несколько, так что от носителя эскимосского языка требуется различать, о каком снеге идет речь: падающем или лежащем на земле. Хотя имеется много свидетельств, подтверждающих эту гипотезу, не­которые другие данные все еще поднимают вопрос о ее достоверности.

№6 А. А ПОТЕБНЯ Был крупным и оригинальным ученым синтетического склада, совместившим в себе философа, языковеда, историка литературы, исследователя фольклора и мифологии, принадлежащим в равной степени украинской и русской науке. Его характеризовал широкий круг лингвистических интересов (философия языка, синтаксис, морфология, фонетика, семасиология русского и славянских языков, диалектология, сравнительно-историческая грамматика, проблема языка художественных произведений, эстетическая функция языка). Потебня знал, кроме родных украинского и русского, ряд древних и новых языков (старославянский, латинский, санскрит, немецкий, польский, литовский, латышский, чешский, словенский, сербскохорватский). 1941 -- часть 4), "К истории звуков русского языка" (1874--1883), "Объяснения малорусских и сродных народных песен" (2 тома -- 1883 и 1887), "Значения множественного числа в русском языке" (1887--1888). Рекомендуется прослеживать историю употребления слов в процессе исторического развития языка с целью сделать выводы о характере изменений в мышлении данного народа и человечества в целом.Особой заслугой А.А. Потебни является разработка "ономатопоэтической теории языка", в соответствии с которой мыслительно-речевой акт считается индивидуально-психическим творческим актом, признаваемым или отвергаемым при его восприятии и порождающим новую мысль, а не воспроизводящим уже готовую истину. Процесс выявления эволюции типов предложения приравнивается к установлению исторической типологии мышления.


vsemirnaya-torgovaya-organizaciya-i-rossiya-chast-4.html
vsemirnij-bank-3.html
vsemirnij-bank-mehanizm-funkcionirovaniya-rol-v-mirovoj-ekonomike.html
vsepoddannejshij-doklad-stats-sekretarya-grafa-vitte-mizh-3-1999.html
vserossijskaya-studencheskaya-olimpiada-po-prikladnoj-mehanike-vsopm.html
vserossijskij-konkurs-molodih-uchenih.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-chetvertaya-kniga-1-toma-1-i-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kultura-i-antikultura-ofisnoj-rechi.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zona-osvoeniya-i-ee-obraz-v-amerikanskoj-i-russkoj-kulturah.html
  • grade.bystrickaya.ru/municipalnie-finansi-itogi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-orenburga.html
  • credit.bystrickaya.ru/plenenie-cveta-dvizhenie-tela-v-pole-tyagoteniya-zemli-s-nach-skorostyu-ravnoj-nulyu-p-t-proishodit-pod-dejstviem-sili.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/planirovanie-vospitatelnoj-raboti-na-osnove-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-psihicheskoe-i-fizicheskoe-zdorove-pedagoga.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/grazhdanskij-processu-chast-5.html
  • tests.bystrickaya.ru/literaturnie-pamyatniki-drevnej-yaponii-stranica-13.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-prepodavatelyu-o-metodah-i-sredstvah-obucheniya-fgou-vpo-mgup-uchebno-metodicheskij-kompleks.html
  • control.bystrickaya.ru/debitorskaya-zadolzhennost-yavlyaetsya-vazhnoj-chastyu-aktivov-hozyajstvuyushih-subektov-prichem-pri-sovremennoj-strukture-rossijskogo-balansa-lyubogo-predpriyatiya-ona-i.html
  • spur.bystrickaya.ru/kommentarij-k-pskovskoj-sudnoj-gramote-stranica-5.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-opit-ispolzovaniya-informacionnih-tehnologij-v-muzejnoj-praktike-na-primere-cd-rom-diska-sokrovisha-kivo-pecherskoj-lavri.html
  • literatura.bystrickaya.ru/saba-ataui-slteme-ataui-biologiya-anitamalii-6-sinip.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yurij-a-klejner-larisa-n-kaminskaya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vezer-rus.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-masati-blmdlk-oushilardi-elektrolitterd-azhiratuiondardi-anitau-ikemdlktern-aliptastiru.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/professionalno-pedagogicheskaya-napravlennost-geometricheskoj-podgotovki-uchitelya-matematiki.html
  • school.bystrickaya.ru/gazprom-gotov-k-liberalizacii-press-sluzhba-frakcii-edinaya-rossiya-gosduma-rf.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/lichnost-prestupnika-i-individualnoe-preduprezhdenie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-provedeniya-issledovanij-voprosi-anketi-dlya-molodezhi-voprosi-anketi-dlya-roditelej.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obshie-principi-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-psihologicheskoe-konsultirovanie-specialnosti-pedagogika.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/ris-2-rasprostranennost-i-tyazhest-klimaktericheskogo-sindroma-v-gruppah-sravneniya.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-komiteta-po-obrazovaniyu-sankt-peterburga-na-maj-2012goda.html
  • nauka.bystrickaya.ru/upravlenie-cenovimi-riskami-promishlennogo-predpriyatiya-na-osnove-opcionnih-kontraktov.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prava-nesovershennoletnih-detej-uchebnoe-posobie-po-kursu-semejnoe-pravo-podgotovleno-na-kafedre-pravovogo-obespecheniya.html
  • college.bystrickaya.ru/13-politicheskaya-filosofiya-v-drevnem-rime-programma-vstupitelnogo-ekzamena-v-aspiranturu-po-specialnosti-23.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kontagioznij-pustuleznij-stomatit-dermatit-ovec-i-koz.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodichka-48-farmaciya-stranica-59.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-6-obrashenie-v-sud-i-podgotovka-processa-uchebno-metodicheskij-kompleks-k-seminarskim-zanyatiyam-i-samostoyatelnoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/56-kondensatornie-ustanovki-pridnestrovskoj-moldavskoj-respubliki.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-stranica-21.html
  • books.bystrickaya.ru/dokladi-predstavlyaemie-gosudarstvami-uchastnikami-v-sootvetstvii-so-statej-9-konvencii-stranica-9.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/problemi-opredeleniya-tamozhennoj-stoimosti-chast-8.html
  • student.bystrickaya.ru/-charlz-dikkens-roga-i-kopita-yumor-nachala-konca-proshlogo-veka-po-materialam-kluba-12-stulev.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/sledstvennaya-situaciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.