.RU

Виктор Цой - Метрико-ритмическая организация русской рок-поэзии 1980-х годов


^ Виктор Цой

Виктор Цой (1962-1990) принадлежал к более молодому поколению ленинградских рок-музыкантов. Первый альбом группы «Кино» был записан в 1982 году, хотя опыт игры в группе Цой приобрел уже в средней школе («Палата №6», 1972-1977 годы), позже, уже в художественном училище, он смог играть в «электрическом» составе, исполнял преимущественно песни зарубежных групп, популярных в то время. Безусловно, среди его увлечений были и «The Beatles», ставшие одним из самых главных ориентиров для авторов, родившихся в пятидесятые, но во время взросления Цоя появлялись и приобретали популярность «тяжелые» музыкальные стили (панк, хард-рок), широко использовались электронные музыкальные инструменты. Помимо зарубежных, уже были и влияния со стороны старших ленинградских коллег. Здесь в первую очередь следует упомянуть «Аквариум» – не только из-за популярности, пришедшей уже в 70-е годы, но и потому, что музыканты «Аквариума» иногда помогали на выступлениях и записях группе «Кино», с Цоем также поддерживали творческие отношения А. Панов (группа «Автоматические удовлетворители») и Майк Науменко. Своеобразная «школа» исполнения чужих песен дала Цою меньше, чем его старшим коллегам, владеющим английским языком, так как сам Цой обратился к изучению английского лишь в последние годы, после знакомства с Дж. Стингрей и поездки в США.

Творческий путь Виктора Цоя был недолгим, но весьма успешным, он смог записать девять альбомов и подготовить к выходу десятый, выпущенный уже после его смерти.

Традиционно творчество Цоя разделяется на два периода: до альбома «Группа крови», вышедшего в 1986 году, (6 альбомов: «45», записанный в 1982 году, «Неизвестные песни» - 1985 год, «46» - 1986 год, «Начальник Камчатки» - записи 1984-86 годов, «Ночь» - записи 1985-86 годов, «Это не любовь» - 1985 год) и после (4 альбома: «Группа крови» - записи 1986-88 годов, «Последний герой» - запись 1989 года, «Звезда по имени Солнце» и вышедший уже после смерти Цоя «Черный альбом» - 1990 год). Как признаки эволюции указываются художественные различия (более сложные образы)1, авторская позиция становится более активной, появляется ориентированность песен не на узкий круг друзей, а на широкую аудиторию (группа «Кино» в конце восьмидесятых была одной из самых популярных, выступления собирали стадионы слушателей). Говорить о смене поэтики мы можем и на уровне организации стиха, хотя можно выделить ряд особенностей творчества Цоя в целом.

В рассматриваемом нами издании2 опубликовано 90 песен (материал, записанный на альбомах дополнен черновиками и записями квартирных концертов).

Нами было обнаружено шесть песен, написанных ямбом, две песни, написанные хореем, четыре 2ПА, по одной песне, написанной дактилем и амфибрахием, четыре анапеста, 58 дольников, одиннадцать тактовиков и один акцентный стих.

Представим полученные данные в таблице в сравнении с данными о песнях Майка Науменко.

Таблица 13. Метрический репертуар песенной поэзии В. Цоя и М. Науменко

 

Я

Х

2ПА

Д

Ам

Ан

3ПА

Дк

Т

Акц

Всего

Майк

2

 

3

 

 

 

 

2

33

2

42

 %

4,8

 

7,1

 

 

 

 

4,8

78,6

4,8

 

Цой

6

2

4

1

1

4

2

58

11

1

90

 %

6,7

2,2

4,4

1,1

1,1

4,4

2,2

64,4

12,2

1,1

 


Как мы видим, силлабо-тоническая система стихосложения в песенной поэзии в. Цоя оказывается на периферии, как и в случае песен М. Науменко, но в качестве значительного отличия можно назвать обращение Цоя к трехсложным размерам (8,9% от всего количества текстов). Есть и отличия в обращении к тонической системе стихосложения: основную часть текстов В. Цоя составляют дольники, в отличие от преобладания тактовиков у М. Науменко.

До 1985 года в текстах песен Цоя встречаются двусложные метры, чаще всего – ямб или двусложник с переменой анакрусой, в 50% из них схема размера соблюдается не полностью, встречаются не только наращения безударного слога, но и усечения безударного и образования стыка двух ударных, что приближает организацию стиха к тонической:

Я же говорил тебе,

Что так уже ходить нельзя,

А ты не понимаешь ничего

И ничего не хочешь менять.

А я учил тебя целый год,

Тратил время целый год,

Ты думала, что я шучу,

И до сих пор не можешь понять.

Ты выглядишь так несовременно

Рядом со мной.

«Ты выглядишь так несовременно» (9, 108)

При этом следует отметить, что большинство песен, написанных двусложниками, – шуточные или сатирические песни, написанные от имени асоциального героя («Просто хочешь ты знать» (1982)1, «Бездельник» (1982), «Мои друзья» (1982), «Я иду по улице» (1983), «Ты выглядишь так несовременно»1985))):

Идёшь по улице один,

Идёшь к кому-то из друзей,

Заходишь в гости без причин

И просишь свежих новостей.

«Просто хочешь ты знать» (9, 20)

Дважды в воспоминаниях А. Рыбина, друга и коллеги Цоя, говорится о том, что Цой писал песню на глазах у друзей за несколько минут, это песни «Восьмиклассница» (1982, Я4/4/5/4/4/5 с большим количеством отступлений): «…Вернувшись с очередной романтической прогулки, он (Цой) буквально за двадцать минут сочинил свою знаменитую песню “Восьмиклассница”, вернее, не сочинил, а зарифмовал все то, что с ним происходило на самом деле – от “конфеты ешь” до “по географии трояк”»1 и «Мои друзья» (1982, ЯВ): «Он однажды зафиксировал всех нас и себя тоже и проявил за двадцать минут – мгновенно, на одном дыхании написал, как мне кажется, лучшую свою песню “Мои друзья”»2. Здесь не имеет смысла говорить о техническом эксперименте, скорее, такое построение двусложных размеров свидетельствует об этапе ученичества, попытках написать песню «как в книгах»; неслучайно уже к 1985 году Цой перестает писать песни двусложными размерами. Вошедшая в последний альбом первого периода («Это не любовь») песня, написанная ямбом - Я8 с цезурой после четвертой стопы, повторяющейся в 14 стихах из 16 – песня 1983 года «Саша» (здесь не исключается влияние песни Гребенщикова «Иванов», Х4 сдвоенный).

Вторичный ритм двусложников характеризуется большим процентом ударности, дважды встречающийся Я4 обладает альтернирующим вторичным ритмом.

Хореев всего два: «Время есть, а денег нет» (1982) и «Зима» (1984), ранний Х6 «Время есть, а денег нет» с постоянной цезурой после третьей стопы, сопровождающейся спорадическими усечениями безударного (в 6 строках из 8):, как и ранние ямбы, содержит много усечений безударных слогов во II и V стопах:

Дождь идет с утра, будет, был и есть.

И карман мой пуст, на часах шесть.

Папирос нет, и огня нет,

И в окне знакомом не горит свет.

И куда-то все подевались вдруг,

Я попал в какой-то не такой круг.

Я хочу пить, я хочу есть,

Я хочу просто где-нибудь сесть.

«Время есть, а денег нет» (9, 18)

В другом хорее, не вошедшем ни в один из прижизненных альбомов, «Зима» неупорядоченность наблюдается в количестве стоп (ХВ, четыре шестистопных и восемь пятистопных стихов)

Мёртвое тепло в железе батарей

Мёрзлые цветы на рынках плачут

Каждый вечер хочется быть дома

Эти дни не так уж много значат

«Зима» (9, 119)

Особенности ритма двусложных размеров Цоя, на наш взгляд, продиктованы восприятием их как книжных, Цой обращается к ним во время ученичества, имея некоторое представление о том, как должен строиться стихотворный текст, текст песни, но эти опыты были в большой мере неумелыми и выдавали отсутствие навыков стихосложения; тем не менее, многие из этих песен популярны до сих пор.

Для более серьезных тем он выбирает дающий большую свободу тонических стих или трехсложные размеры.

Особенностью трехсложников Цоя является расшатанность: ни в одной из девяти песен заданный ритм не выдерживается до конца, семь песен представляют собой переходные формы. В них может встречаться до 25% тонических стихов (в примере выделены курсивом):

На холодной земле стоит город большой.

Там горят фонари, и машины гудят.

А над городом ночь, а над ночью луна,

И сегодня луна каплей крови красна.

А вокруг благодать - ни черта не видать,

А вокруг красота - не видать ни черта.

^ И все кричат: "Ура!" И все бегут вперед,

И над этим всем новый день встает.

«Печаль» (9, 370)

Встречаются усечения и наращения на цезуре:

Мы не видели солнца уже несколько дней,

Наши ноги утратили крепость на этом пути,

Мне хотелось войти в дом, но здесь нет дверей,

Руки ищут опору, и не могут найти.

«Хочу быть с тобой» (9, 89)

В поздних альбомах песни, написанные силлабо-тоническими метрами, становятся редкостью. Тоническая система стихосложения, которая уже применялась в песнях старшими товарищами Цоя по ленинградскому рок-клубу, становится основной и для него самого.

Дольники составляют наибольшую часть репертуара Цоя, из них треть (34,5%) являются упорядоченными, причем во втором периоде преобладают ДкВ. Так, уходя от использования силлабо-тоники, он стремится к большей свободе стиха. Тем не менее, упорядоченность слогов проявляется в ритмических вариациях дольника: 27, 7% стихов Дк совпадают по форме с трехсложными метрами, а 7,3% стихов – с двусложными. «Правильные» вариации могут быть сгруппированы:

Застоялся мой поезд в депо:

Снова я уезжаю, пора.

На пороге ветер заждался меня.

Но пороге осень, моя сестра.

Расскажи мне о тех, кто устал

От безжалостных уличных драм.

И о храме из разбитых сердец.

И о тех, кто идет в этот храм.

«Красно-желтые дни» (9, 354).

могут встречаться спорадически:

Командиры армии лет,

^ Мы теряли в бою день за днем.

А когда мы разжигали огонь,

Наш огонь тушили дождем.

Мы сидим у разбитых корыт,

Мы гадаем по розе ветров.

А когда приходит время вставать,

Мы сидим, мы ждем.

«Невеселая песня» (9, 343).

В последнем примере заметно, что роль ритмического маркера играет уменьшение строки по сравнению с остальным текстом; таким же образом функционирует контраст по длине строк в разноиктных тактовиках, то есть создавая некоторую ритмическую структуру, Цой оперирует более простым понятием длины строки (и такой ритмический курсив действительно заметен в песне), а не упорядоченностью / неупорядоченностью стиха.

Тактовики встречаются в пять раз реже дольников. Во всем корпусе текстов одиннадцать тактовиков, и только один из них является равноиктным – Т4 «Пачка сигарет» (1989), чаще всего – особенно в поздних песнях – Цой обращается к разностопным тактовикам. Можно выделить тенденцию к удлинению последнего стиха в урегулированной строфе:

Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне,

Нарисуй мне портреты погибших на этом пути.

Покажи мне того, кто выжил один из полка,

Но кто-то должен стать дверью, а кто-то замком, а кто-то ключом от замка.

«Война» (9, 220)

Как и в дольниках, строки, различающиеся по длине, играют роль ритмического курсива, привлекая внимание слушателей к наиболее значимым местам, при этом музыкально эти моменты выделяются довольно редко. Такой курсив возможен и при использовании более короткой строки в кульминации:

Уходи, но оставь мне свой номер.

Я, может быть, позвоню.

А, вообще, я не знаю, зачем мне нужны эти цифры.

Я уже даже не помню,

Как там тебя зовут.

И теперь для меня номера телефонов, как шифры.

Мы встретились чисто случайно,

Я даже не помню, где.

Вероятность второй нашей встречи равна нулю.

А теперь ты не хочешь уйти,

Говоришь, что не можешь уйти,

Уходи - я тебя не люблю!

«Уходи» (9, 109)

Пример – вольный Ан, с удлиненным (пять стоп) третьим и шестым стихом строфы, что диктуется музыкой, но момент развязки описывается более короткой строкой с большой паузой, заполненной проигрышем, после слова «уходи», что придает тексту дополнительную выразительность.

Среди ритмических вариаций тактовиков Цоя преобладают формы, с двумя безударными слогами в междуударном интервале (совпадающие с трехсложниками) – от 33% до 44%:

Мое место слева, и я должен там сесть.

^ Не пойму, почему мне так холодно здесь?

Я незнаком с соседом, хоть мы вместе уж год.

И мы тонем, хотя каждый знает, где брод.

И каждый с надеждой глядит в потолок

Троллейбуса, который идет на восток.

«Троллейбус» (9, 102)

Значительно меньше вариаций, совпадающих с двусложными размерами:

Я сижу в кровати, только что из ванной,

с мокрой головой.

^ На улице мороз, и рано, как ни странно,

я пришел домой.

За стенкой телевизор орет,

Как быстро пролетел этот год,

Он так похож на прошлый год,

Я в прошлом точно так же

Сидел один,

один,

один...

В поисках сюжета для новой песни.

«Сюжет для новой песни» (9, 95)

Это свидетельствует о том, что тактовик Цоя строится на приближении стиха песни к разговорной речи, без связеи с книжным тактовиком советской литературы, так как наличие форм тактовика, совпадающих с двусложными метрами характерно для тактовика второй половины XX века1.

Немаловажна здесь и связь стиха с музыкой и их ритмическое расподобление, так как правильный силлабо-тонический стих, совпадая с жесткой ритм-секцией, звучит однообразно, это же касается и песенного логаэда, следующего заданному ритму. Следует отметить и отсутствие тенденции повторения ритмических форм тактовика (не более 20%); впрочем, на материале песен Цоя такой вывод делать сложно из-за небольшого объема самих текстов (самый длинный тактовик – 27 стихов).

Дважды встречается нулевой интервал, что приближает тактовик к чисто тоническому стиху, но снова скажем, что в песне нулевой интервал не так резко разрывает стих из-за исполнения под музыку, как в звучащем стихе без музыки.

Итак, В. Цой продолжает традицию ленинградского рок-клуба: силлабо-тонические метры оказываются в меньшинстве, чаще всего встречаются расшатанные метры, при этом двусложные метры встречаются только в раннем периоде творчества, что дает возможность предположить, что их применение являлось для Цоя периодом ученичества. В более поздний период творчества тоническая система стихосложения полностью вытесняет двусложные размеры, частично – трехсложные.

Дольники составляют основу метрического репертуара В. Цоя, причем две трети (65,5%) составляют вольные дольники, то есть подтверждается тенденция к расшатыванию как междуударных интервалов, так и стопности стиха, нередко выравнивание строк по количеству стоп или, наоборот, расположение рядом «контрастных» стоп используется Цоем как ритмический курсив.

Тактовики Цоя также имеют тенденцию к неравноиктности, преобладают строки Т4, ритмические формы не стремятся к логаэдизации.

Таким образом, в целом ритмическая организация песен Цоя сходна с организацией песен Майка Науменко, то есть продолжает традицию ленинградского рок-клуба.

yakovlev-a-n-ya-47-ot-trumena-do-rejgana-doktrini-i-realnosti-yadernogo-veka.html
yalezhu-odin-v-palatke-pamirke-v-puhovom-spalnom-meshke-prostorno-i-udobno-esli-rasstegnut-neskolko-derevyannih-palochek-pugovic-vhoda-v-palatku-i-visunut-g-stranica-4.html
yalom-i-ya-51-lzhec-na-kushetke-per-s-angl-m-budininoj-stranica-16.html
yalom-i-ya-51-lzhec-na-kushetke-per-s-angl-m-budininoj-stranica-23.html
yan-dobrachinskij-pisma-nikodima-stranica-14.html
yan-dobrachinskij-pisma-nikodima-stranica-6.html
  • literatura.bystrickaya.ru/s-lipin-bor-2010-2011-uchebnij-god-obshie-svedeniya-ob-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii-stranica-11.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sistemnij-podhod-k-probleme-obobsheniya-peredovogo-innovacionnogo-pedagogicheskogo-opita-na-municipalnom-urovne.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-oformleniyu-tekstovih-uchebnih-dokumentov-sankt-peterburg.html
  • college.bystrickaya.ru/3221-provedenie-zemleustrojstva-v-sootvetstvii-s-resheniyami-federalnih-organov-gosudarstvennoj-vlasti.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-avtomatizirovannij-gidropnevmoprivod-rekomendovana-metodicheskim-sovetom-ugtu-upi-dlya-napravleniya-651900-avtomatizaciya-i-upravlenie.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-istoricheskaya-morfologiya-russkogo-yazika-dlya-napravleniya-podgotovki-magistrov-filologiya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/26-fevralya-2012-goda-g-kasli-mirovoj-sudya-sudebnogo-uchastka-1-g-kasli-i-kaslinskogo-rajona-chelyabinskoj-oblasti-yu-a-kajgorodova-rassmotrev-delo-ob-admini.html
  • school.bystrickaya.ru/innovacii-i-venchurnoe-investirovanie-stranica-2.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sergej-shojgu-rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-26-fevralya-2010-g.html
  • report.bystrickaya.ru/kafedra-profilaktiki-stomatologicheskih-zabolevanij-akademicheskij-kalendar-studenta-iii-kursa.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kruglij-stol-venchurnaya-industriya-v-rossii-realii-i-perspektivi.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-gou-sosh-808-na-2011-2012-uchebnij-god-avgust-stranica-4.html
  • grade.bystrickaya.ru/nazvanie-organizacii-byuro-po-pravam-cheloveka-i-soblyudeniyu-zakonnosti-dostup-k-pravosudiyu-v-aspekte-okazaniya.html
  • report.bystrickaya.ru/isi-ba-zhobasi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/profilaktika-tabakokureniya-sredi-uchashihsya-propaganda-zdorovogo-obraza-zhizni-formirovanie-predstavlenij-o-vrede-kureniya-dlya-zdorovya-sposobstvovat-rasshireni.html
  • lecture.bystrickaya.ru/61-svedeniya-dlya-rascheta-ostepenennosti-otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti.html
  • student.bystrickaya.ru/29-enciklopediya-kosmicheskoe-yajco-bernard-verber-mi-bogi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upr-177-perepishite-sleduyushij-tekst-v-proshedshem-vremeni-artikl.html
  • knigi.bystrickaya.ru/russkoe-izdanie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemoj-literaturi-k-kursu-pk-voprosi-fiziologii-patologii-i-terapii-podrostkovogo-vozrasta.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-begstvo-k-brodu-predislovie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-rezonansnih-yavlenij.html
  • report.bystrickaya.ru/izdanie-osushestvleno-v-ramkah-programmi-pushkin-pri-podderzhke-ministerstva-inostrannih-del-francii-i-posolstva-francii-v-rossii-dannoe-izdanie-vipusheno-v-ramkah-programmi-stranica-15.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/organizaciya-inzhenernoj-sluzhbi.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-i-tematika-referatov-dlya-slushatelej-zaochnoj-formi-obucheniya-krasnodar-2010-g.html
  • universitet.bystrickaya.ru/statistika-stranica-6.html
  • literature.bystrickaya.ru/biblioteki-goroda-polocka-predlagayut-audioknigi-uslovnie-oboznacheniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska.html
  • tests.bystrickaya.ru/konferenciya-ohrana-lesov-i-ustojchivoe-lesopolzovanie-koncepciya-ustojchivogo-razvitiya-i-teorii-noosfernogo-razvitiya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-aktualnost-temi-diplomnoj-raboti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/sostavlenie-grafika-dokumentooborota-i-poryadka-formirovaniya-arhiva.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/ekologii-cheloveka-i-ohrani-okruzhayushej-sredi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-alashi-funkciya-zhne-anitalmaan-integral-caba-masati.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/laparoskopicheskaya-korrekciya-anatomo-funkcionalnih-narushenij-pri-hirurgicheskih-zabolevaniyah-ezofagokardialnoj-zoni.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnaya-programma-zaochnoj-mezhdunarodnoj-konferencii-budet-razmeshena-na-sajte-www-in-exp-ru.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.