.RU

Витамины и микроэлементы в практике врача-педиатра

Профессор Н.А. Коровина, профессор И.Н. Захарова, д.м.н. А.Л. Заплатников, Е.Г. Обыночная, РМАПО

Рациональное питание детей и взрослых – важнейшее условие поддержания здоровья нации. Однако в настоящее время в России в силу сложившихся социально–экономических условий только у очень немногих людей питание может считаться сбалансированным [5,7]. Повседневный рацион большинства россиян в конце ХХ века – это «пища бедняков»: углеводисто–жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом витаминов и микроэлементов [1].

Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о крайне недостаточном потреблении и все более нарастающем дефиците витаминов (А, группы В, С, Е), а также микроэлементов (железа, цинка, йода) у значительной части населения Российской Федерации. Так, дефицит витаминов группы В выявляется у 30–40%, b-каротина – более чем у 40%, а витамина С – у 70–90% обследуемых [7]. При этом выявляемый дефицит зачастую носит характер сочетанной витаминной недостаточности. Настораживает, что дефицит витаминов обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне–осенние периоды, что свидетельствует о формировании у большинства населения России крайне неблагоприятного круглогодичного типа полигиповитаминоза. Отмечено также, что полигиповитаминозы часто сочетаются с дефицитом микроэлементов.

Вызывают тревогу данные о распространенности дефицита микронутриентов у беременных и кормящих женщин, новорожденных и грудных детей. Недостаток основных пищевых веществ, витаминов и минеральных веществ в рационе беременной неблагоприятно сказывается не только на состоянии здоровья самой женщины, но и приводит к развитию выраженного их дефицита у плода. Дефицит микроэлементов и витаминов в рационе матерей, кормящих грудью, также крайне отрицательно влияет на здоровье детей. Не может не беспокоить и то, что 70% детей 1–го года жизни в возрасте 3–4 месяцев вскармливаются искусственно [3]. Установлено также, что 39–42% детей, находящихся на раннем искусственном вскармливании, получают неадаптированные молочные смеси. Тревожно выглядит ситуация и с дефицитом витаминов у детей более старшего возраста. Так, показано, что обеспеченность витаминами у детей и подростков не превышает 20–40%, а белково–витаминный дефицит испытывают до 90% детей России [7].

Напряженный уровень метаболизма у детей, не только поддерживающий жизнедеятельность, но и обеспечивающий рост и развитие детского организма, требует достаточного и регулярного поступления микронутриентов. Поэтому развитие дефицита витаминов и микроэлементов у детей может сопровождаться различными нарушениями здоровья [9]. Несбалансированное и недостаточное (как в качественном, так и в количественном отношениях) питание российских детей привело к тому, что у большинства из них имеется дефицит микроэлементов и витаминов, у 16–47% выявляется анемия, а у 24–63% – латентный дефицит железа [7,3]. Кроме этого, в результате алиментарного дефицита таких микроэлементов, как железо и йод, в последние годы отмечена четкая тенденция к ухудшению психического здоровья детей. Нельзя не отметить нарастание частоты выявления недостаточности потребления йода [2]. При дефиците йода в мозге растущего детского организма происходят необратимые изменения, развиваются олигофрения и кретинизм. Дефицит йода – самая распространенная причина интеллектуальных нарушений, которую можно предупредить (Касаткина Э.П., Щеплягина Л.А.). Однако в России активность мероприятий по профилактике йодного дефицита в последнее десятилетие была значительно снижена. Это не могло не сказаться на состоянии психического здоровья детей. Только в последние годы вновь начали приниматься действенные меры по профилактике йодной недостаточности (производство йодированной соли в необходимых количествах, прием йодида калия, витаминно–минеральных комплексов, содержащих йод, и др.).

Таким образом, в России в настоящее время сложились условия, при которых алиментарные нарушения могут отразиться не только на состоянии здоровья, физическом и интеллектуальном потенциале россиян, но и в целом на жизнеспособности нации [7].

Витамины относятся к незаменимым пищевым веществам органического происхождения и практически не синтезируются в организме человека, но играют роль регуляторов многочисленных биохимических реакций в обмене веществ и энергии. Не являясь строительным и энергетическим субстратом, витамины служат катализаторами биохимических реакций. Немаловажное значение имеет дефицит витаминов в патогенезе многих заболеваний человека. Выделяют жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К) и водорастворимые витамины (группа В, С).

Витамины (от лат. Vita – жизнь) – незаменимые компоненты питания органического происхождения, регулирующие биохимические и физиологические процессы в организме за счет активизации отдельных ферментативных реакций.

Недостаточное поступление витаминов в организм приводит к развитию дефицита этих незаменимых микронутриентов. В зависимости от глубины дефицита витаминов в организме различают гипо– и авитаминоз. Авитаминозом принято обозначать глубокий дефицит витаминов из–за практически полного нарушения их поступления в организм. Гиповитаминозом называют дефицит витаминов в организме в результате сниженного, недостаточного их поступления.

Причины возникновения дефицита витаминов:

Первичные:

несбалансированное питание;

недостаточное поступление витаминов с пищей;

однообразное лечебное питание.

Вторичные:

патология желудочно–кишечного тракта, в том числе синдром мальабсорбции;

нарушения функции печени;

повышенная экскреция витаминов (повышенный диурез);

нарушение синтеза витаминов группы В и К в кишечнике;

терапия антибактериальными препаратами;

полное парентеральное питание;

гемодиализ;

врожденные дефекты метаболизма;

нарушение биодоступности витаминов;

повышение потребности при обычном уровне

поступления (период интенсивного роста;

беременные, кормящие женщины).

Для целенаправленной профилактики недостаточности микронутриентов целесообразно выделять детей и взрослых, у которых имеются различные предрасполагающие факторы для развития дефицита витаминов и микроэлементов.

Группы риска по развитию витаминодефицитных состояний:

– дети раннего возраста и подростки в период наиболее интенсивного роста;

– дети, занимающиеся спортом (имеющие высокие физические нагрузки);

– больные дети (острые инфекционные заболевания вирусного или бактериального генеза; патология сердечно–сосудистой системы, желудочно–кишечного тракта и др.);

– больные, длительно принимающие некоторые лекарственные препараты;

– беременные и кормящие женщины;

– вегетарианцы;

– пожилые люди;

– дети и взрослые с низким социально–экономическим уровнем;

– алкоголики, курильщики.

Степень выраженности дефицита витаминов зависит от многих факторов и может иметь ярко выраженные, отчетливые клинические проявления при глубокой недостаточности микронутриентов. Умеренные или слабовыраженные гиповитаминозы, не имеющие манифестных симптомов, также могут приводить к развитию различных патологических состояний или усугублять их тяжесть.

Последствия дефицита витаминов:

ухудшение самочувствия;

снижение умственной и физической работоспособности населения;

нарушение процессов детоксикации чужеродных веществ в организме;

нарушение функционирования иммунной системы (снижение сопротивляемости к инфекциям);

замедление темпов физического и психического развития;

предрасположенность к развитию различных патологических состояний, хронизации заболеваний.

Возрастная суточная потребность в основных витаминах представлена в таблице 1.


zhenskaya-prestupnost-7.html
zhenskaya-prestupnost-ee-osobennosti-i-preduprezhdenie-chast-4.html
zhenskaya-prestupnost-v-rossii-uroven-i-prichini.html
zhenskie-obrazi-v-romane-goncharova-oblomov.html
zhenskij-obraz-v-romane-indiana.html
zhenskoe-obrazovanie-v-rossii-chast-14.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/alla-dobrosockih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-territorii-goroda-riddera-vostochno-kazahstanskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-2010-god-stranica-13.html
  • school.bystrickaya.ru/ispolnitelnaya-sistema-rossijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/dvizhenie-knizhnogo-fonda-analiz-deyatelnosti-uchrezhdenij-kulturi-municipalnogo-obrazovaniya-kushyovskij-rajon-v-2010-god.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vv-malov-ipos-so-ran-aspirant-dialog-kultur-i-civilizacij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-nedostatki-proiznosheniya-svistyashih-zvukov-priemi-postanovki-v-prakticheskoj-deyatelnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-brazilii-v-integracionnih-processah-v-zapadnom-polusharii-v-konce-hh-nachale-hhi-vv.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalinauskas-igop-duhovnoe-soobshestvo-stranica-24.html
  • school.bystrickaya.ru/ekaterina-medichi-2.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-avgust-2009-goda.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatelstvuyushij-zasedaniya-provedennogo-pod-predsedatelstvom-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossijskoj.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-psihologicheskoe-obosnovanie-demokratii-po-gegelyu-kozhevu-fukuyame-za-gorizontom-istorii.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-za-2010g-r-p-talmenka.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-ekologicheskaya-bezopasnost-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/perechen-statej-opublikovannih-v-nauchno-metodicheskom-zhurnale-gstoriya-prablemi-vikladannya.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-s-porohovshikova-p-sergeicha-ta-v-1913-godu-ona-bila-pereizdana-stranica-9.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sredstva-massovoj-informacii-3.html
  • college.bystrickaya.ru/1-sistemi-tverdotelnogo-trehmernogo-proektirovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-14-pravila-okazaniya-uslug-pochtovoj-svyazi-v-red-postanovlenij-sovmina-ot-16-03-2005-n-285-ot-03-10-2006.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mayak-novosti-31052005-100000-pervij-kanal-novosti-31-05-2005-15-00-00-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-33-issledovanie-potrebitelej-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080301-65-kommerciya-torgovoe-delo-ryazan.html
  • learn.bystrickaya.ru/gomeopaticheskij-metod-v-veterinarnoj-klinicheskoj-praktike-a-v-avdeeva-otv-sekretarotv-perevodchik.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhednevnij-monitoring-smi-oao-rao-energeticheskie-sistemi-vostoka-03-fevralya-2010-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-18-etapi-razvitiya-mirovoj-sistemi-socializma-oglavlenie.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-sistema-meropriyatij-kompleksnogo-investicionnogo-plana-monogoroda-ust-ilimsk-irkutskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/resheniem-soveta.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pedagogika-i-psihologiya-visshej-shkoli-disciplina-vhodit-v-cikl-dnm-v.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostav-oborotnih-sredstv-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-vozniknovenie-finansov-socialno-ekonomicheskaya-sushnost-finansov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-pitanie-i-uhod-za-telom-kniga-i-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metallicheskie-konstrukcii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/psihologo-pedagogicheskie-nauki-i-sportivnie-disciplini-estestvenno-matematicheskie-i-tehnicheskie-nauki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-rektoram-visshih-materiali-k-voprosu-o-hode-razrabotki-i-vvedenii-kreditnoj-sistemi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-obuchayushihsya-12-16-let.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionno-metodicheskie-centri-rekomendacii-k-avgustovskomu-soveshaniyu-rabotnikov-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-tatarstan-2010.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.