.RU

Вклад Галена в развитие анатомии

Гален, сделавшись популярным врачом и курируя больных из римской знати, не отказывал в помощи и неимущим больным. Римский патриции Боэций вместе с друзьями Галена настоял на открытии курса лекций по анатомии, п Гален читал их в храме Мира при обширной аудитории интересующихся наукой граждан и представителей медицины.

На своих лекциях Гален демонстрировал вскрытия различных животных. В это же время он пережил тяжелое потрясение — утрату своих рукописей, сгоревших во время пожара в храме Мира, где погибла и вся Палатинская библиотека, хранившаяся там. В Риме Гален написал много трудов и среди них свое основное анатомо-физиологическое сочинение «De usu partium corporis humani»—«О назначении частей человеческого тела». Он является автором более 125 трудов. Гален — универсальный ученый — писал не только медицинские трактаты, но и философские, математические и юридические труды. До нас дошло около 80 принадлежащих ему медицинских работ. Они касаются анатомии, физиологии, патологии, фармакологии, терапии, гигиены, диететики, акушерства и эмбриологии. Он писал свои труды на греческом языке, п язык его исследовательских работ интересен для лингвиста. Гален тщательно изучал анатомию и в своих исследованиях стремился опираться на добытые путем анатомирования факты. Он писал: «Необходимо точно знать функции и прежде всего строение каждой части, исследуя факты, открываемые анатомированием, и лично наблюдая; ведь теперь книги тех, которые называют себя анатомами, изобилуют тысячами ошибок» («О назначении частей человеческого тела», кн. II, гл. VII).

Гален писал также: «Кто хочет созерцать создания природы, не должен доверяться сочинениям по анатомии, но должен полагаться на свои глаза, или посещая нас или кого-нибудь из тех, кто обычно работает с нами, или должен самостоятельно заниматься анатомированием из любви к науке» («О назначении частей человеческого тела», кн. II, гл. III).

Об ученых, которые воспитывали взгляды Галена, он говорил: «Будь снисходителен к предшествующим анатомам, если трудно уловимый факт ускользнул от их взоров» («О назначении частей человеческого тела», кн. VII, гл. XIV).

Гален придавал очень большое значение изучению анатомии и физиологии животных на основании собственного опыта. Эти работы являются особенно важными в его обширном научном наследии.

Основным источником познания, непогрешимым учителем истины Гален считал природу. Весь его труд — это гимн природе.

Гален не раз писал: «Все, что создано природой, превосходно». «Внимай словам, описывающим удивительные тайны природы». Натуралист Гален ревностно изучал природу. Путь исследовательских устремлений Галена был совершенно правильным и передовым для его времени.

Предшественники и современники Галена, объясняя происхождение мира, считали «творцом всех вещей» божество. Гален же предпочитал другой термин — «демиург», так именовали в некоторых греческих республиках руководящее должностное лицо.

Глубокие исследования Галена в области изучения организма животных и человека являлись огромным сдвигом в развитии медицинской науки.

Все свои исследования Гален проводил преимущественно на трупах различных животных: собак, свиней, медведей, однокопытных, жвачных и особенно обезьян, главным образом низших. В силу культовых законов римлян, запрещавших вскрытие умерших, он вынужден был прибегать к исследованию органов животных, сравнивая их с органами человеческого тела. Эти эпизодические возможности сравнений были редки. Анатомию человека Галену удавалось изучать на трупах убитых на войне, на телах, осужденных на съедение дикими зверями, при исследовании ран гладиаторов и на трупах тайно рожденных младенцев, выброшенных на улицу. Трудность добывания человеческих трупов и их исследования являлась причиной многих ошибок Галена в описаниях органов человеческого тела.

Громадной заслугой Галена было то, что он сознавал и часто исправлял свои ошибки и ошибки других анатомов. Он писал: «Как осмеливаетесь вы говорить, что обезьяна во всем (курсив мой.— В. Т.) похожа на человека» («О назначении частей человеческого тела», кн. I, гл. XX). Он мечтал о возможности изучить и правильно описать строение человеческого тела. В труде «De usu partium corporis humani» он писал: «Среди этих короткошеих живых существ находится и человек, описать строение которого является нашей настоящей целью» («О назначении частей человеческого тела», кн. VIII, гл. I). Это было основной целью его анатомических исследований.

Если Галену не удалось полностью осуществить намеченный труд, то все же его огромной заслугой является то, что он дал подробное спстематизированное описание всех изученных им анатомических структур.

Одно из главных сочинений Галена «De anatomia» («Об анатомии») состоит из 16 книг; до нас дошло девять из них. Написаны эти книги на греческом языке, который в то время был общепринятым языком в науке. В этом исследовании Гален дает последовательное и полное описание строения организма.

Наряду с большим количеством морфологических наблюдений, исследований и открытий Галену принадлежит и одно из первых мест в применении экспериментального метода для изучения анатомии. Анатомические взгляды изложены довольно подробно, им разработаны все отделы, но не в равной степени полно. Более обстоятельно изучена остеология, которой он занимался еще в Александрил. Описывая кости, Гален отмечал, чтс они покрыты в живом организме перепонкой — надкостницей. Он различал в скелете кости длинные, имеющие канал с костным мозгом, и кости плоские, лишенные канала. В костях он описывал апофизы, диафизы и эпифизы. Правда, термин «диафиз» Гален понимал не-так, как понимаем его мы в настоящее-время. Первые же два термина дошли до-нашего времени в галеновском толковании. Сохранился и вошел в анатомическую терминологию галеновскпй термин— trochanter (трохантер).

В своих морфологических описаниях-Гален относительно правильно описывал череп; он отмечал и заслугу Гиппократа, у которого описаны четыре формы головы (черепа) и каждый из швов, о чем Гален писал в своем основном труде «О назначении частей человеческого тела».

Зубы Гален считал костями скелета. Он занимался исследованием происхождения зубов и описал это в своем анатомическом трактате.

В осевом скелете — позвоночнике — Гален описал 24 позвонка человека, которые переходят в крестцовую и копчиковую кости. На поясничном позвонке Гален нашел отросток, присущий обезьяне и отсутствующий у человека. Крестец Гален считает важнейшей опорной костью, но описывает его состоящим из трех фрагментов, т. е. таким, каким он видел его у свиней. Гален правильно описал ключицу, ребра и другие кости человека, грудииу же он описывал не по человеческому скелету, а по скелетам животных. Он считал, что грудина состоит из семи частей и треугольного хряща, т. е. как у собак.

Гален описал кости верхних и нижних конечностей. В его добросовестных остеологических описаниях имеются все же неизбежные неточности.

Что касается учения Галена о связях костей, то он отметил и назвал два вида соединений: диартрозы — подвижные соединения и синартрозы — неподвижные. Диартрозы он подразделил на анартрозы, артродии и гинглимы. Синартрозы Гален подразделил на швы, гомфозы н плоские сращения, как, например, симфиз лобковых костей. Эта классификация Галена принята для сочленений и в современной анатомии. Но все же в описаниях Галена встречается много неточностей, особенно в описании лигамен-тозного и суставного аппаратов человека.

Велика заслуга Галена в изучении активного аппарата движения. Гален написал трактат, озаглавленный им «Об анатомии мышц». В своем миологическом трактате Гален одним из первых исследователей систематически и планомерно изучил анатомию мышц.

Отсутствие анатомической номенклатуры, которая была выработана лишь в XVI веке в трудах Жака Дюбуа-Сильвия (1478—1555) и Адриана Спигелия (1578—1625), очень осложняет уяснение текстов Галена, описывающих мышцы. Галеном описано около 300 мышц. Он правильно описывал мышцы глаза, но не описывал блоковидную мышцу. Гален изучил мышцы шеи, спины, гортани, жевательные мышцы. Термин «masseter» Гален предложил так же, как и термин «cremaster».

Гален впервые описал кожную мышцу шеи — платпзму. Он описал подколенные мышцы и ахиллово сухожилие, происходящее из икроножной мышцы. Но многие мышцы Гален не обозначал терминами. Так, луковично-кавернозный мускул он просто назвал мускулом шейки пузыря. В своем описании анатомии мышц Гален отмечал некоторые мышцы, не существующие у человека. В то же время он неправильно описал точки прикреплений и функцию некоторых существующих у человека мышц. Изучая мышцы, Гален описал червеобразные, межкостные мышцы, но не знал о существовании у человека мышцы, противополагающей большой палец,— характерной для человека,— п описал кисть обезьяны, а не человека.

На знаменитом портрете Андрея Веза-лия работы художника Ван Калькара, приложенном к первому изданию его трактата «О строении человеческого тела», Везалий изображен стоящим у подвешенного трупа и препарирующим кисть руки. На столе перед ним лежит манускрипт латинского текста Галена, в котором описываются движения пяти пальцев кисти. Этот текст как бы подчеркивает, что слабое место в исследованиях Галена — это кисть человеческой руки, так как она описана неполно и неправильно, и Везалий демонстрирует это на своем портрете, в композиции которого, вероятно, сам участвовал.

Галвн экспериментально показал, что конечность попеременно то сгибается внутренними, то разгибается наружными мышцами. Так, описывая пятую мышцу, самую большую, по его мнению, из всех мышц тела, приводящую бедро п состоящую из большой, средней и малой мышц, прикрепляющихся к внутренним и задним частям бедренной костп и нисходящей вниз почти до коленного сочленения, он, анализируя ее функцию, писал: «Задние волокна этой мышцы, идущие от седалищной кости, укрепляют ногу, напрягая сустав. Не менее сильно это действие производится нижней порцией волокон, идущих от лобковой кости, к чему присоединяется еще легкое вращательное движение внутрь. Выше их лежащие волокна приводят бедро внутрь точно так же, как самые верхние приводят и в то же время несколько поднимают бедро» («О назначении частей человеческого тела», кн. XV, гл. VIII; Ковнер, с. 885). Тщательно изучая мышцы, Гален отмечал: «Можете ли вы предвидеть последствия ранения, не зная продольного, поперечного или косого направления мышцы?» («О назначении частей человеческого тела»). Так наблюдательный исследователь Гален связывал структуру органа с прогнозом его излечения при травмах.


utoli-moya-pechali-stranica-3.html
utopiya-i-antiutopiya-v-kulture.html
utopiya-i-antiutopiya-v-nauchnoj-fantastike-chast-2.html
utopiya-i-antiutopiya-v-nauchnoj-fantastike-chast-7.html
utopiya-standartnogo-sada-kurdyumov-umnij-sad.html
utro-delovogo-cheloveka.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43-osnovnie-instrumenti-effektivnoj-regionalnoj-politiki-napravlennoj-na-reshenie-obshenacionalnih-zadach-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informaciya-ob-itogah-raboti-po-organizacii-otdiha-ozdorovleniya-i-zanyatosti-detej-i-molodyozhi-v-shahunskom-rajone-v-2011godu.html
  • control.bystrickaya.ru/bileti-dlya-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-literatura.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ponyatie-i-sushnostnie-harakteristiki-modernizacii-1-istoriya-kak-nauka.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnaya-disciplina-b-9-istoriya-i-kultura-marijskogo-naroda.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hranitel-stranica-34.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-obucheniya-mehanizatorov-na-2009-2010-g-konstruktivnie-osobennosti-i-pravila-ekspluatacii-kombajnov-rsm-101-vector-410420.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rus-iznachalnaya-stranica-24.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vopros-3-zhilishnoe-pravo-eto-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoriya-gosudarstva-i-prava.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkliki-v-pechati-o-rabotah-s-avtorstvom-i-soavtorstvom-s-a-ostroumova-o-publikaciyah-i-dokladah-sertifikati-ob-ohrane-intellektualnoj-sobstvennosti-parnes-t.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nyusmejkeri-21.html
  • student.bystrickaya.ru/300-frontovikov-i-truzhenikov-tila-primut-uchastie-v-parade-9-maya-v-arhangelske-informacionnoe-agentstvo-regnum-04052012.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yazikovie-osobennosti-opisaniya-mira-veshej-v-pesah-bernarda-shou-stranica-3.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-muk-0001-opredelenie-urovnej-magnitnogo-polya-v-mestah-razmesheniya-peredayushih-sredstv-radioveshaniya-i-radiosvyazi-kilo-gekto-i-dekametrovogo-diapozonov-muk-679-97-stranica-4.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sertificirovannij-pak-zashiti-informacii-i-marshrutizacii-tehnicheskoe-zadanie-na-raboti-po-modernizacii-i-dooborudovaniyu.html
  • school.bystrickaya.ru/42-tomografiya-strukturnih-svojstv-algoritmov-prikladnih-funkcij-srv.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-po-ekonomike-obshestvennogo-sektora-atkinson-a-b-stigliz-j-e-lectures-on-public-economics-mcgraw-hill-international-edition-1980.html
  • thesis.bystrickaya.ru/potemkinskie-tehnoparki-zhilishno-raketnij-kompleks-modernizaciya-tradicij-rbk-daily-sdavajte-valyutu.html
  • bystrickaya.ru/vlasti-moskvi-namereni-sostikovat-stolichnuyu-sistemu-upravleniya-v-krizisnih-situaciyah-s-podmoskovnoj-ssobyanin-informacionnoe-agentstvo-prajm-tass-01042011.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-gusitskoe-dvizhenie-v-chehii.html
  • studies.bystrickaya.ru/akkreditovannaya-sertifikaciya-na-sootvetstvie-iso-90012000-tema-vnedrenie-sistemi-menedzhmenta-kachestva-kak-instrument.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki-021000-geografiya-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mikroelementi-v-okruzhayushej-srede-i-v-volosah-detej.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-kursu-stroenie-veshestva-naimenovanie-disciplini-dlya-specialnosti-020101-shifr-i-naimenovanie-specialnosti-cikl-i-komponent-gos-vpo.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/harakteristika-planeti-zemlya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/predislovie-avtora-k-opitam-nauchnim-politicheskim-i-filosofskim-stranica-39.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sravnenie-nalogovih-sistem-latvii-i-rossii.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kommentarii-prp-maksima-ispovednika-na-knigu-svyatogo-dionisiya-areopagita-o-tainstvennom-bogoslovii.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-upolnomochennogo-po-pravam-rebenka-za-2003-god-stranica-10.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razvitie-nemeckoj-psihologii-marcinkovskaya-t-d-m-29-istoriya-psihologii-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ucheb-zavedenij.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskoe-obespechenie-na-7-semestr-2011-2012-uchebnogo-goda-08-09-2011g-02-10-2011g.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-desyataya-uchebnoe-posobie-pod-redakciej-docenta-ya-livshica-i-docenta-v-a-cikulina-moskva-1974.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raschyot-goreniya-gazovogo-topliva-opredelenie-sostava-i-kolichestva-produktov-goreniya.html
  • education.bystrickaya.ru/321-provedite-differencialnij-diagnoz-mezhdu-razlichnimi-anemiyami-detskie-bolezni.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/punkt-10-e-predvaritelnoj-povestki-dnya-voprosi-nuzhdayushiesya-v-rassmotrenii-i-trebuyushie-prinyatiya-reshenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.