.RU

В.К. САРИШВИЛИ - II. В. Я. Брюсов и мировая



В.К. САРИШВИЛИ

^ БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В СОНЕТАХ В.БРЮСОВА


Диапазон поэтических интересов Брюсова и поныне остается непревзойденным по глубине и масштабности охвата. Не только в русской, но и в мировой классике трудно найти художника, всем своим творчеством следовавшего романтическому девизу «объять необъятное», и немало преуспевшего в достижении этой недостижимой цели.

Как первый (и вовсе не среди равных) интеллектуал эпохи русского символизма, Брюсов с юных лет познал и оценил благодарную природу сонета, квинтэссенцию поэтической архитектоники, канон которой отвергает сиюминутность, суетность тематики и требует от художника уложить в четырнадцатистрочное прокрустово ложе мысль космического размаха, при этом ясную, выстроенную с учетом психологии единства читательского восприятия, да к тому же базирующуюся на жестком композиционном стержне: «тезис – антитезис – синтезис».

В чем воплощен духовный космос человечества? Конечно же, в Библии, коей предшествовала мифология междуречья и античности, дань которой щедро уплачена Брюсовым – поэтом и прозаиком.

Очевидно, что в своих сонетах Брюсов, как христианин и европейски образованный человек, неоднократно обращался к Библейским, Евангельским мотивам. Мы попытаемся проследить их, не забывая о том, что далеко не все сонеты Брюсова относятся к теме нашего доклада.

Итак, главный наш тезис – сонеты Брюсова европеизированы, акцентированно католицизированы, восточно-византийские мотивы в них выражены слабо. Обратимся за примерами уже к ранней лирике Брюсова. Так, в сонете «Анатолий» (1894) любовное чувство лирической героини возникает на фоне венецианского городского пейзажа XVIII века, а завершается сонет началом цитаты из католической молитвы «Expectans expectavi».

В другом раннем сонете – «В вертепе» (1895), написанном в характерном для этого периода творчества поэта духе «отрицания поэтики XIX века – поиска нового; символистского угара»1 мы наблюдаем типичную для декаданса эстетизацию падения и небытия. Западноевропейский антураж и атрибуты музыкального театра контрастируют с ощущением безысходности, быть может, навеянным состоянием героя «Фантастической симфонии» Берлиоза. «Мучительный туман», тяжесть тревожного полусна, наконец, возникающий образ «черного склепа» вызывают ассоциации с дантовским адом, в пучину которого погружается лирический герой сонета (напомним, что одно из значений слова «вертеп» - «большой ящик с передвижным кукольным театром, в котором разыгрывались сцены на церковно-библейские ... сюжеты»).2

К ранним сонетам Брюсова (в том числе и вышеотмеченным) вполне применимы слова К.С.Герасимова о том, что «слишком часто брюсовский сонет – лишь фиксирование чередования событий, картин или впечатлений, в котором антитетичность, если она и есть, синтеза не обретает, а терцеты – лишь развитие или продолжение катренов. Сонет же в силу своей драматически-диалектической структуры может быть неизмеримо большим, чем волшебный фонарь с его сменой картин».3 Далее ученый говорит о том, что диалектическая природа характерна для сонетов зрелого Брюсова.

Действительно, в сонетах, связанных с библейской тематикой, одним из первых примеров синтезации антитетичности может служить «Моисей» (1898). В этом произведении по меньшей мере в трех местах Брюсов предлагает необычное решение канонического Библейского сюжета о получении десяти заповедей и уничтожении скрижалей Моисеем:

О камни я разбил ненужные скрижали

И проклял навсегда твой избранный народ,

Но не было в душе ни гнева, ни печали.4

Из контекста Библии явствует, что скрижали были разбиты Моисеем не за ненужностью, а в наказание своему погрязшему в разврате и идолопоклонстве народу. Во-вторых, ни о каком вечном проклятии Моисеем избранного Богом народа речи в Библии нет, напротив, Моисей умоляет Господа: «отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего» (Исход; 32, 12).

Следующая строка «но не было в душе ни гнева, ни печали» также в корне противоречит тексту Священного Писания, где недвусмысленно сказано: «Когда же он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою» (Исход; 32,19).

Далее в сонете Моисей как бы нехотя соглашается принять от Бога вторые скрижали:

... Да будет так. Любовь

Не смею осуждать. Но мне – мне недоступна

Она.

(I, с.149)

И вновь более чем странная трактовка – ведь в молитве Моисей не раз умоляет Господа пощадить народ, и в частности, перед принятием вторых скрижалей: «...открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобресть благоволение в очах Твоих; и помысли, что сии люди – Твой народ».(Исход; 33, 12).

Столь разительное расхождение с каноническим образом Моисея можно опять-таки объяснить презрением к черни, не умеющей оценить пророка. Возможно, речь идет о богоборческих мотивах, исходящих еще от байронической романтики, а может быть, корни их лежат и глубже – в поэтике мильтоновского «Потерянного рая». Во всех случаях, многое здесь объясняет фраза из письма самого Брюсова Перцову: «... разве нельзя пересказать свое настроение, изображая Моисея, разбивающего скрижали? (подчеркнуто нами – В.С.)» (I, с.591).

Одним из апофеозов религиозного космополитизма Брюсова, рыцарского обожествления идеальной Женщины, представляется сонет «К Пасифае», отмеченный в принципе характерным для лирики Брюсова параллелизмом античность-христианство. Несколько вызывающе аморальным предстает метафорическое сопоставление Пасифая-Грааль, но и это – дань веяниям эпохи ниспровержения утвердившихся нравственных ценностей, прежде всего традиционных, христианских (в данном случае имеются в виду средневековые апокрифы, опять-таки Западной Европы).

В сонете «Так повелел всесильный Демиург» Брюсов демонстрирует знакомство с набиравшими в то время силу влияния на умы оккультными учениями, одно из которых – гностицизм – должно было быть близко поэту, поскольку ставило целью примирить язычество с христианством. А эта идея не могла не быть симпатичной Брюсову, воспринимавшему мировую культуру как целостный организм (вспомним его «Сны человечества»). Примечательно, что Демиург в этом сонете создает людей, разделяя их, согласно учениям гностиков «... на 3 разряда: 1) связанные и ограниченные материей, земные люди, 2) достигающие божественного света, духовные люди или пневматики и 3) способные возвыситься до Демиурга, психики»5.

И если, согласно учению гностиков, «...к психикам относятся иудеи, а истинные христиане суть пневматики»6, то в микрокосмосе данного сонета являются созданные Демиургом плотник, купец, каменщик (земные люди); драматург, судья (пневматики) и, наконец, художник и хирург (очевидно, имеется в виду конкретная личность?) – психик, который самого «творца провел лукаво за нос». Остановимся еще на одном сонете – «Отвержение», где звучит уже откровенный вызов христианской морали:
^ Мне чужды с ранних дней – блистающие весны
И речи о «любви», заветный хлам витий;

Люблю я кактусы, пасть орхидей да сосны,

А из людей лишь тех, кто презрел «не убий».

(I, с.320)

В этом мрачном признании вновь отчетливо слышны свойственные декадансу ноты отчуждения от «набивших оскомину» заповедей добра и света, ноты индивидуалистического пессимизма, созвучные бальмонтовскому «Я ненавижу человечество...»

Подводя итоги всему вышеизложенному, следует сказать, что в богатом мифологическом спектре брюсовского сонетария тесно переплетаются и фрагменты античной, средневековой религиозно-образной системы, нередки экскурсы в еще более отдаленные времена становления мировой цивилизации. Удельный вес библейских мотивов в этой мифо-исторической симфонии не столь велик, что объясняется уже указанными причинами – самой природой декаданса, склонной к ниспровержению авторитетов, в первую очередь нравственно-идеологических. Не будем забывать и о том, что Брюсов творил в эпоху формирования, а затем и господства принципов воинствующего атеизма. И все-таки личностное начало поэта-академика оказалось настолько сильным, что не могло позволить ему целиком вовлечься в мощный поток религиозного нигилизма или доморощенного оккультного сектантства, и Брюсовым было воздано должное миру Ветхого и Нового Завета, без излишней экзальтации или слащавости, свойственной, например, К.Бальмонту в сборнике «Зеленый Вертоград».

Для доказательства этого утверждения достаточно беглого взгляда на сборники стихов Брюсова, включенные в его семитомник. Поистине широк чувственный охват его религиозных размышлений – молитвенные настроения («Господи! Господи!»; «Вечером перед церковью»); мотивы покаяния («Одна»); преклонение перед подвигом угодников Божьих («В день святой Агаты»); поэтическое изображение самих Евангельских сюжетов («Рождество Христово»; «Пасха, праздникам праздник»; «Марфа и Мария»); стихотворение «Проблеск», где дается однозначно прославянское толкование разрешения конфликта между Востоком и Западом; и, наконец, программное стихотворение «Отрады», декларирующее жизнь в вере и торжество бессмертия души. Однако все эти, как и многие другие стихи о вечностных ценностях (в частности, провозглашенных Библией) написаны не в жанре сонета и, следовательно, не могут быть прокомментированы в данной статье, во избежание нарушения ее объявленной тематики.

Т.В. МИХАЙЛОВА


v-erevane-otkrili-pamyatnik-izvestnomu-armyanskomu-mecenatu-27-stranica-2.html
v-f-ponomarev-matematicheskaya-logika-stranica-3.html
v-f-tendryakova-magistersk-diplomov-prce-stranica-4.html
v-f-tendryakova-magistersk-diplomov-prce-stranica-9.html
v-g-marancman-schitaet-chto-chichikov-rodstven-myortvim-dusham-yavlyaetsya-ih-zerkalom-potomu-proizvodit-na-nih-priyatnoe-vpechatlenie.html
v-gorode-tveri.html
  • letter.bystrickaya.ru/novogodnie-priklyucheniya-puteshestviya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/konspekt-po-nalogooblozheniyu-chast-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hod-zanyatiya-programma-psihologicheskoj-podderzhki-pyatiklassnikov-v-obsheobrazovatelnoj-shkole-analiz-rezultatov-issledovaniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-detskogo-izobrazitelnogo-i-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva-celi-i-zadachi-konkursa.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-4-v-masterskoj-velikij-obman-vidumannaya-istoriya-evropi-uve-topper.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-discipline-otvetstvennost-za-narushenie-zakonodatelstva-reguliruyushego-otnosheniya-v-oblasti-nalogooblozheniya-i-sborov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/statya-1-stranica-7.html
  • education.bystrickaya.ru/27-programmi-otdelnih-uchebnih-predmetov-kursov-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/antikrizisnij-menedzhment-chast-4.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strukturnie-izmeneniya-razbavlennih-vodnih-rastvorov-polietilen-glikolya-stranica-2.html
  • klass.bystrickaya.ru/administraciya-uninskogo-rajona-kirovskoj-oblasti-postanovlenie.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekonomika-ekonomicheskie-nauki-bbk-65-byulleten-novih-postuplenij-za-fevral-2007-goda.html
  • grade.bystrickaya.ru/nm-firsova-aktivnie-processi-v-sovremennom-ispanskom-yazike-ispanii-ot-sostavitelej.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zakon-ot-1-dekabrya-2007g-n317-fz-o-gosudarstvennoj-korporacii-po-atomnoj-energii-.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-za-pravonarusheniya-v-promishlennosti-chast-7.html
  • spur.bystrickaya.ru/mektebmzde-salauatti-mr-saltina-ol-zhetkzudeg-densauliti-satau-men-niajtudai-basti-mndett.html
  • lecture.bystrickaya.ru/68-skazka-o-sotne-rudr-kniga-predstavlyaet-soboj-sbornik-dialogov-mezhdu-ogromnim-kolichestvom-mudrecov-sobravshihsya.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vibor-logicheskoj-strukturi-processora-chast-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/afanasij-nikitin-tverskoj-moskovit-pyatnadcatogo-stoletiya-posle-svoego-puteshestviya-v-indiyu-vosklicaet-i-ya-ot-mnogih-trevog-otpravilsya-v-indiyu-stranica-12.html
  • abstract.bystrickaya.ru/11-etazhnij-zhiloj-dom-s-mansardoj-chast-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/disciplina-obshaya-teoriya-statistiki-gos-upravlenie-080504-ects-informacionnij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/aritektura-drevnego-egipta.html
  • books.bystrickaya.ru/bloh-m-ya-b70-teoreticheskaya-grammatika-anglijskogo-yazika-uchebnik-dlya-studentov-filol-fak-un-tov-i-fak-angl-yaz-pedvuzov.html
  • institute.bystrickaya.ru/gazprombank-kraevoj-klinicheskoj-bolnice-2-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predmet-mikro-i-makroekonomiki-ih-vzaimosvyaz.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vsestoronnij-obzor-organizacionno-tehnicheskogo-urovnya-i-effektivnosti-sushestvuyushih-mer-po-predotvrasheniyu-svoevremennomu-obnaruzheniyu-iskoreneniyu-i-regulirovaniyu-invazij-chuzherodnih-vidov.html
  • turn.bystrickaya.ru/osobennosti-i-tendencii-razvitiya-rossijskogo-knigoizdaniya-v-rinochnih-usloviyah.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obshestva-vzaimnogo-strahovaniya-chast-4.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vigotskij-l-s-v-92-psihologiya-razvitiya-cheloveka-stranica-54.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-23-prestuplenie-protiv-interesov-sluzhbi-zakon-prezident.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upominaniya-minsportturizma-21-05-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-obilandi-batir-blmdlk-zhai.html
  • predmet.bystrickaya.ru/semipalatinskij-gubernskij-komitet-vsesoyuznoj-kommunisticheskoj-partii-bolshevikov-semipalatinskij-gubkom-vkpb.html
  • write.bystrickaya.ru/fizicheskie-osnovi-atomnoj-energetiki.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskaya-tema-shkoli-na-2009-2010-uchebnij-god.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.