.RU

Влияние чувства социальной безопасности и тревожности на успешность учения у старших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.2 ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.3 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ЧУВСТВА СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

2.2 ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

2.3 КОНТРОЛИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

В условиях современного общества проблема сохранения жизни и здоровья отдельной личности и человечества в целом становится проблемой глобального характера. Природные факторы риска отягощены чрезвычайными ситуациями социального характера, которые не щадят и детское население страны: это и террористические акты, и похищения, и пропажи детей, и различные виды насилия над ребенком.

По официальным данным Департамента охраны общественного порядка (ДООП) МВД России, за 2010 г. в результате преступных действий в стране погибли 2,5 тыс. детей, а в отношении 70,5 тыс. несовершеннолетних были совершены преступления насильственного характера. Всего же за 2010 г. в отношении детей была совершена 161 тыс. преступлений. По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 60-70% детей, подвергшихся насилию, страдают отставанием в развитии, физическими и психологическими расстройствами.

Криминализация общества требует ответных и действенных мер по защите детей, что, в частности, нашло отражение в правовых документах международного уровня и российского значения (Конвенция о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации образования на период до 2010 г.), предусматривающих психологическую и физическую безопасность ребенка в обществе.

Рост безработицы в процессе реформирования российского общества в. XXI в., отчуждение власти от народа, ослабление ее и потеря авторитета у народа, тотальная криминализация общественных отношений повысили удельный вес девиантного поведения и уровень преступности, сделав проблему социальной безопасности чрезвычайно актуальной.

В современном мире социальная защита детства рассматривается в ряду важнейших факторов экономического и культурного развития общества. Право ребёнка на социальную защиту в настоящее время является одним из социально-экономических прав и свобод личности и зафиксировано в конституциях большинства цивилизованных стран.

Эти показатели определяют актуальность поиска новых подходов к проблеме социальной безопасности и сохранения жизни детей и возлагают на систему образования повышенные обязательства в связи не только с безопасностью детей в учебном учреждении, но и с обучением школьника способам защиты от рисков социального происхождения и их предупреждения. Однако, несмотря на предпринятые исследования, раскрывающие различные аспекты безопасности личности в социуме, следует констатировать недостаточную разработанность условий формирования готовности к самосохранительному поведению детей младшего школьного возраста при рисках социального характера. Под готовностью к самосохранительному поведению понимается состояние личности школьника, которое активизирует его поведение, дает возможность принимать самостоятельные решения и проявляется в способности к продуктивной реализации действий самосохранительного характера, опирающихся на имеющиеся знания, умения и опыт.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний – тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Подросток с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Тревожность основана на реакции страха, а страх является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки у подростков снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы плдростка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности подростка отражаются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь, усиливает сложившиеся у подростка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив установки и оценки родителей. В этой ситуации необходимо так же проводить работу с самим подростком и желательно в двух направлениях: снижение уровня тревожности; повышение уровня самосознания и самооценки подростка. Следовательно, на данный момент имеется острая необходимость в разработке подобных коррекционно-развивающих мероприятий. Сложившиеся обстоятельства считаем весомым аргументом, для продолжения изучения данной темы.

Из противоречия между объективной необходимостью укрепления чувства социальной безопасности и недостаточной изученностью в педагогике процесса воспитания культуры безопасности вытекает проблема исследования, заключающаяся в выявлении зависимости чувства социальной безопасности на успешность учения у старших школьников. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объектом исследования является успешность учения в школе.

В качестве предмета исследования выступает влияние чувства социальной безопасности и тревожности на успешность учения.

В результате поставленной цели, в исследовании ставится решение следующих проблем:

- провести анализ психолого-педагогической литературы;

- экспериментально изучить влияние чувства социальной безопасности на успешность учения у старших школьников.

Гипотеза исследования: у подростков с высоким уровнем тревожности и с низким чувством уровня безопасности будет наблюдаться низкий уровень самооценки и низкая успеваемость в учении.

Методология и методы проведенного исследования:

- Социально-психологические особенности испытуемых выявлялись с помощью методики диагностики межличностных отношений Т. Лири;

- Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера);

- Шкала личностной тревожности Прихожан А.М.;

- Опросник для изучения индекса жизненного стиля Плучека - Келлермана – Конте.

- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.


Глава 1. Теоретические основы социальной безопасности старших школьников 1.1. Анализ психолого-педагогической литературы

Социальная безопасность личности (любой, независимо от возраста) и социальной группы - это состояние защищенности личности, социальной группы от угроз нарушения ее жизненно важных интересов в области социальных прав и свобод: права на жизнь, на труд и его оплату, на бесплатное или доступное образование, лечение, отдых, гарантированную социальную защиту со стороны государства. В демократических государствах социальная безопасность личности обеспечивается не только безусловной персональной ответственностью первых руководителей и всех должностных лиц перед законом, но и защитой прав каждого человека самим конституционным строем, законодательством во всех сферах жизнедеятельности личности.

Социальная безопасность - это, прежде всего, бережное отношение к главному богатству страны - человеку.

Анализ психолого-психологической литературы показывает, что данная проблема исследовалась в работах Т.Г. Хромцевой, О.Г. Жуковой, Н.Т. Мельниковой, Л.А. Захаровой. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли И.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стёркина, разработавшие программу и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста». Однако в педагогической науке недостаточно изучены содержание и формы работы с семьей в процессе обеспечения социальной безопасности ребёнка.

Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях. Такие особенности школьника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его уязвимости. Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без близкого взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранительному поведению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.

Социальная безопасность детей, с нашей точки зрения, может быть обеспечена при следующих педагогических условиях:

1. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей. Оно подразумевает правовые, социальные, психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержание жизнеобеспечения, гармоничного развития ребёнка, включающие:


vd-ukladacha-anatolij-konchakovskij-direktor-muzeya.html
vdkrittya-kopernika.html
vdobrazhennya-pitan-avtomatizac-formuvannya-fondv-chast-2.html
vdobrazhennya-pitan-avtomatizac-formuvannya-fondv-chast-7.html
vdobrazhennya-tradicjnogo-ukranskogo-svtoglyadu-v-zagadkah.html
vdoklade-rassmotreni-tri-oblasti-avtomatizacii-kontrolya-obucheniya-na-osnove-elektronnih-umk.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-socialnie-ubezhdeniya-i-suzhdeniya-social-psychology.html
  • tasks.bystrickaya.ru/12-istoriograficheskij-obzor-problemi-i-a-chukanov-doktor-istoricheskih-nauk-docent.html
  • urok.bystrickaya.ru/povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-instrument-povisheniya-kachestva-zhizni.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochie-programmi-uchebnie-plani-i-programmi-dlya-professionalnoj-podgotovki-perepodgotovki-ili-polucheniya-vtoroj.html
  • tests.bystrickaya.ru/lazerno-opticheskij-pribor-dlya-opredeleniya-konfentracii-i-dispersnogo-sostava-pili-v-vozduhe-rabochej-zoni.html
  • literatura.bystrickaya.ru/soderzhanie-ishodnih-komponentov-v-bitovih-i-stomatologicheskih-farforovih-massah-materialovedenie-v-ortopedicheskoj-stomatologii.html
  • institute.bystrickaya.ru/eshyo-odna-vstrecha-bila-posvyashena-rabotnikam-pravoohranitelnih-organov-posvyashyonnaya-dnyu-milicii.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/po-lichnomu-sostavu-rabotnikov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/reabilitaciya-invalidov.html
  • urok.bystrickaya.ru/poryadok-peltigerales-belogore.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sudnobudvna-galuz-ukrani-konkurentospromozhnst.html
  • desk.bystrickaya.ru/otpuska-drevesini-na-kornyu-v-lesah-rossijskoj-federacii.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programmi-naimenovanie-disciplini-yaziki-programmirovaniya-ukazivaetsya-naimenovanie-v-sootvetstvii-s-uchebnim-planom.html
  • institut.bystrickaya.ru/telo-sveta-vremya-v-mentale-vashi-tochki-sborki-otveti-na-voprosi-17.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sankt-peterburg-aptekarskij-pr-d-6-of-301-stranica-6.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-zemskogo-sobraniya-permskogo-municipalnogo-rajona.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4astronomicheskie-datirovki-kniga-yavlyaetsya-unikalnim-yavleniem-v-mezhdunarodnoj-nauchnoj-literature.html
  • bukva.bystrickaya.ru/noosfernoe-budushee.html
  • report.bystrickaya.ru/hdchechenov-professionalnoe-obrazovanie-i-modernizaciya-rossii-zakonodatelnij-aspekt.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-statisticheskogo-instrumentariya-dlya-organizacii-federalnogo-statisticheskogo-nablyudeniya-za-deyatelnostyu-osushestvlyaemoj-v-sfere-obrazovaniya-stranica-7.html
  • lecture.bystrickaya.ru/barzhanskaya-am-kulturno-yazikovoe-mnogoobrazie-pridnestrovya-v-zerkale-etnoyazikovih-processov-sovremennosti.html
  • college.bystrickaya.ru/-na-puti-k-zdorovomu-gorodu-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya-asdg-po-soglasheniyu-s.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-k-soglashenie-ob-unifikacii-trebovanij-k-sostavleniyu-i-podache-zayavok-na-izobreteniya-lejpcig-5-iyulya-1975g-.html
  • books.bystrickaya.ru/dalmatin-avstralijskaya-ovcharka.html
  • esse.bystrickaya.ru/protokol-1-instrukciya-o-provedenii-otchetov-i-viborov-profsoyuznih-organov-v-profsoyuze-metallurgov-i-gornyakov.html
  • testyi.bystrickaya.ru/alternativi-teorij-modernizacii-smelzer-n-sociologiya-s50-sociologiya-per-s-angl.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-opciya-instrukciya-po-ustanovke-cifrovoj-sputnikovij-priemnik-s-podderzhkoj-signala-visokoj-chetkosti.html
  • college.bystrickaya.ru/1-predmet-i-metod-osnovnie-zakonomernosti-ekonomicheskoj-organizacii-obshestva.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-muzejnoe-delo-v-geografii-ds-04.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-ta-samaya-cel-stranica-35.html
  • studies.bystrickaya.ru/boss-bespodobnij-ili-bespoleznij-biznes-roman.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkritij-konkurs-zakazchik-i-ego-adres.html
  • predmet.bystrickaya.ru/robin-skynner-john-cleese-stranica-3.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-10-zoi-probuzhdennaya-kristin-kast.html
  • esse.bystrickaya.ru/radio-rossii-vesti-03042007-lajkov-eduard-1300-gosduma-rf-monitoring-smi-4-aprelya-2007-g.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.