.RU

Влияние федрального телевидения на региональные телевизионные каналы - часть 7

- погоня за рекламой привела к исчезновению с телеэкрана тех видов программ, внутри которых российское законодательство запрещает размещать рекламу. Это, прежде всего, детские и религиозные программы. В результате в 1997 году доля детских программ в объеме вещания федеральных каналов занимала в сетке вещания всего около 2%, что меньше, чем общая доля рекламы на этих каналах[59] ;

- вследствие того, что Закон РФ «О рекламе» запрещает перебивать ею короткие передачи, возникла тенденция к увеличению хронометража программ.

Примерно к лету 1997 года вдруг обнаружилось почти полное отсутствие в сетке телевещания передач о культуре и научно-популярных программ. Это вызвало острую критику в адрес властных структур со стороны интеллигенции. Прислушавшись к этой критике, Президент России Б.Н. Ельцин принял решение о создании специализированного государственного канала «Культура», начавшего вещание 1 ноября 1997 года. Размещение рекламы на нем было запрещено Попечительским советом этого канала по просьбе Президента. Но, к сожалению, пессимистические прогнозы о том, что «Культура» долго не протянет без рекламы, сбылись.

Цивилизованные страны давно осознали грозящую опасность и противопоставили ей четко регламентированное законодательство. Так, в немецкое телерадиовещательное право «Основные направления Европейского соглашения о телевидении без границ» были проведены с помощью государственного договора о телерадиовещании от 31.08.1991 года. Этот государственный договор в первую очередь поддерживает развитие европейских производств: «Для показа многообразия в немецкоязычном пространстве и для развития европейских кино- и телепроизводств организаторы телевещания должны сохранить основную часть фильмов, телефильмов, сериалов, документальных передач и подобной продукции для европейских работ в соответствии с европейским правом»[60] .

Из текста договора очевидно намерение законодателя противодействовать преобладанию программ из США, которое наблюдается на многих коммерческих каналах Германии. Принятое в государственном договоре о телерадиовещании регулирование обязательно для всех телерадиовещателей – как частных, так и государственных.

Ситуация, сложившаяся сегодня на российском телевидении, представляется прямо противоположной немецкой. Если германское правительство делает все возможное для помощи своим производителям, то наше руководство ничего не противопоставляет внедрению чужеродной культуры и всеобщей американизации российского общества. Сегодня на нашем телевидении существует множество программ, сценарии, сюжетные линии, характеры персонажей которых заимствованы у западных «коллег».

Чемпион популярности – «Поле чудес» – версия знаменитого в США «Колеса фортуны». «Тема» В. Листьева была построена по модели, изобретенной Филом Донахью. К тому же, как это ни печально, мы умудряемся ухудшить оригинал. Это относится, например, к конструкциям Марка Гудсона «Устами младенца» и «Любовь с первой встречи». В первом случае отечественные «соавторы» проиграли, отказавшись приглашать на роль «отгадчиков» популярных людей, чья реакция особенно интересна публике. Во втором – в подборе ведущих, к сожалению, неспособных почувствовать грань между пошлостью и пикантностью.

Таким образом, вступление российского телевидения в мировое телепространство не спасает его от провинциальности.

Какое же оно, наше российское телевидение? Как оценивают зрители поток информации, который выплескивается на них изо дня в день? Отвечает ли оно их представлениям о происходящем, их интеллектуальным потребностям, интересам и ожиданиям? «Характерно, что, выясняя отношение населения разных возрастных и менталитетных групп к телепередачам, фонд “Общественное мнение” представил в списке только те программы, которые давно оккупировали телевизионный эфир, во всяком случае, его центральные каналы»[61] . Это телеигры в «буквы» и «слова», викторины сомнительного развлекательного свойства, передачи, над юмором которых смеется лишь присутствующая в кадре массовка, боевики, детективы, триллеры, телесериалы, программы, изобилующие ужасами, катастрофами и трагическими происшествиями.

В период с 1991 по 1993 год стала актуальной проблема появления в огромном количестве иностранных (в частности, американских) жанров на российских телеканалах. Один из таких жанров и, пожалуй, самый популярный на телеэкране – жанр ток-шоу. По популярности с ним могут сравниться лишь игры и состязания, транслируемые всеми действующими телеканалами и ставшие неотъемлемой частью индустрии телеразвлечений.

Практически всегда это – телевикторины с фортуной и на интерес. Популярность викторин основана на соучастии зрителей, отвечающих у телеэкрана на те же вопросы, что и игроки, а также на сохранении у них иллюзии о возможности также попасть на экран.

Один из многих жанров, появившихся в годы перестройки и существующих как «калька» западных телепрограмм, – ток-шоу. «Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные собеседники (эксперты) – зритель в студии... Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью»[62] . Схема жанра довольно проста и беспроигрышна – герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что «залог успеха ток-шоу – юмор. Герой должен уметь смеяться над собой...»[63] .

В конце августа 1998 года в Москве проходил первый межгосударственный телефорум стран СНГ. В номинации «ведущий ток-шоу» премию было решено не присуждать никому. Ибо, по мнению отборочной комиссии, ни одна из представленных передач не соответствовала жанру ток-шоу. Этот термин заимствован нами у западных коллег и означает «разговорное представление», «разговорное зрелище» или «разговорный спектакль». Отсюда и первые признаки жанра: легкость разговора, артистизм ведущего и обязательное присутствие аудитории.

Возьмем, к примеру, популярную в США программу «Шоу Опры». Опра Уинфри, обаятельная негритянка, очень живая, заразительно смеющаяся, считается самой высокооплачиваемой журналисткой Америки. «Ее ток-шоу – это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала»[64] . Развлекательный элемент как раз и делает ток-шоу столь популярным жанром на коммерческом телевидении. «Русское же ток-шоу чаще всего – штука необыкновенно серьезная, хотя и плохо подготовленная»[65] . Грустные глаза В.Познера («Мы», ОРТ) мало располагают к веселью, хотя остальные признаки ток-шоу налицо: гость, аудитория в студии, эксперты. Безусловно, отвечают (или отвечали) основным критериям жанра программы «Тема», «Большая стирка» (ОРТ), «Акулы пера» (ТВ-6), «Сделай шаг», «Я сама», «Мужской клуб» (ТВ-6), «Моя семья» (РТР), «Про это», «Принцип домино» (НТВ). Несомненно, главный признак популярности ток-шоу – это его рейтинг (от рейтинга зависит и финансовое благополучие программы). По данным национального института социально-психологических исследований (октябрь 1998 года) лидер рейтинга среди многих ток-шоу – «Моя семья» В. Комиссарова (РТР).

На сегодняшнем телеэкране ток-шоу, пожалуй, самый популярный жанр после телевикторин, участники которых имеют возможность не только блеснуть эрудицией, но и заработать деньги или приобрести какие-нибудь товары для дома – утюги, микроволновые печи или кофемолки. Классический пример такого способа дохода – «Поле чудес» (ОРТ). Эта викторина давно превратилась в раздачу подарков всем участникам, независимо от уровня их интеллекта, ответов на вопросы и т.д.

Прототипу «Поля чудес» – американской игре «Колесо фортуны» – такая популярность и не снилась. Благодаря особенностям национального менталитета, на «Поле чудес» создается уютная, почти домашняя обстановка с прерывающими иногда игру чаепитиями, «перекусываниями», передачей приветов близким и знакомым. В этом немалая заслуга и ведущего телеигры – Л. Якубовича.

Пожалуй, «Поле чудес» – единственная из телепрограмм на центральном телевидении, которая превзошла и по популярности у зрителей, и по рейтингу свой западный прототип.

Последствия экспансии жанров ток-шоу и телевикторин на центральном телевидении – невозможность других, менее популярных жанров конкурировать с ними и «пробиться» на телеэкран.

По отношению к мировому телевидению наше отечественное всегда было «островным». Но до конца обезопасить отечественную аудиторию от зарубежного влияния все же не удалось. В 60-х годах в эфире дебютировала первая информационная рубрика с комментатором вместо диктора (форма вещания, известная на Западе как «персонализация новостей»). Ее ведущим был Юрий Фокин. Тогда же появилась и первая «живая» телеигра – «КВН». Один из ее создателей узнал о существовании подобного рода игр от знакомого телережиссера их Чехословакии. С начала 70-х всем «чуждым влияниям» на ЦТ приходит конец. Этот «ледниковый период» продолжался до начала эпохи гласности.

Одним из признаков экспансии на ЦТ в начале 90-х годов стало возвращение журналиста в информационные выпуски, «контактные» передачи с участием зрителя, круглосуточные благотворительные телемарафоны, т. е. приобщение нашего телевидения к формам и типам вещания, существующим в мире.

Телереклама и нескончаемые демонстрации иностранных фильмов раскололи аудиторию. Для многих это стало стихийным бедствием, разгулом «иностранщины» в эфире.


veksel-specifika-raboti-s-vekselyami-v-rossii-chast-5.html
veksel-specifika-raboti-s-vekselyami-v-rossii.html
veksel-v-hozyajstvennom-oborote-rf-chast-5.html
veksel-v-hozyajstvennom-oborote.html
veksel-vid-cennoj-bumagi-kak-obekt-grazhdanskih-prav-chast-11.html
veksel-vid-cennoj-bumagi-kak-obekt-grazhdanskih-prav-chast-3.html
  • thesis.bystrickaya.ru/proektirovanie-programmi-razvitiya-ou-sozdanie-analiticheskih-materialov-po-razlichnim-aspektam-deyatelnosti-shkoli-pedagogicheskaya-analitika-v-upravlenii-uvp-tosno.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soedinennie-shtati-ameriki-v-18701918-gg-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-novaya-istoriya-stran-zapada.html
  • student.bystrickaya.ru/20-571-kniga-v-takom-obeme-posvyashennaya-veposipedu-i-otdelnomu-vidu-turizma-v-nashej-strane-vipuskaetsya-vpervie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neordinarnaya-lichnost-uroki-i-nasledie.html
  • books.bystrickaya.ru/epilepsiya-s-nejroendokrinnimi-i-psihicheskimi-rasstrojstvami-u-zhenshin-klinika-terapiya-stranica-3.html
  • control.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-rascheti-i-proektirovanie-elementov-zheleznodorozhnogo.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-iosif-flavij-iudejskie-drevnosti-sochinenie-v-20-ti-knigah.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-yanvar-2012-god-stranica-4.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-a-trefilova-perm-pgtu-2007-135-s-stranica-9.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vopros-volnovoe-uravnenie-uravnenie-lyuboj-volni-yavl-resheniem-dif-ur-yanaz-ego-volnovim.html
  • writing.bystrickaya.ru/hleb-zhizni-i-vino-ekstaza-demetra-i-dionis-e-a-topchinov.html
  • exam.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-issledovanie-obshestvennogo-nastroeniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4013-mashini-vichislitelnie-elektronnie-cifrovie-ob-utverzhdenii-edinogo-perechnya-produkcii-podlezhashej.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/nalog-na-pribil-organizacij-chast-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-tehnicheskie-sredstva-avtomobilnogo-transporta-professionalnij-cikl.html
  • composition.bystrickaya.ru/pohoronite-menya-za-plintusom-stranica-9.html
  • lesson.bystrickaya.ru/razmeshenie-cennih-bumag-na-depozite.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkursnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-konkursa-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennogo-kontrakta-stranica-26.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-voblastnogo-konkursa-vistavki-po-teme-talantliv-pedagog-talantlivi-deti-2012g-nominaciya-zhivopis.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-internet-tehnologiyani-masati-men-mndetter-internet-orlari.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sushnost-i-zadachi-zakupochnoj-logistiki-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/istoriya-rusi-rossii-rossijskaya-imperiya-otechestva-istoriya-sssr-sovetskaya-istoriya-specializirovannie-sajti-i-interesnie-fakti-po-istorii-rossii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-ubezhdeniya-cheloveka-ego-resheniya-i-postupki-sputnik-klassnogo-rukovoditelya-4-2011-g.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-pered-drugimi-subektami-byudzhetnogo-planirovaniya-36-razdel-rashodnie-obyazatelstva-i-formirovanie-dohodov-39-razdel-byudzhetnie-celevie-programmi-41.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-napisaniyu-kontrolnoj-raboti-po-discipline-osnovi-ekonomicheskoj-teorii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tamozhennie-rezhimi-chast-13.html
  • studies.bystrickaya.ru/6-ozhidaemie-rezultati-realizacii-programmi-territorialnaya-programma-gosudarstvennih-garantij-okazaniya-naseleniyu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/reestr-organizacij-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-chelyabinskoj-oblasti-na-2012-god-razdel-i-dejstvuyushie-organizacii-otdiha-i-ozdorovleniya-detej-raspolozhennie-na-territorii-chelyabinskoj-oblasti-stranica-9.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-zhrek-antamirlari-zhjesn-aurulari-zhne-olardi-aldin-alu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/neodnoznachnost-lichnosti-mitropolita-manuila-lemeshevskogo.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-s-voznesenka.html
  • college.bystrickaya.ru/216-prichini-avarii-istoriografiya-sobitij-socialno-ekonomicheskie-i-ekologicheskie-posledstviya-glava-1.html
  • credit.bystrickaya.ru/otlozhennie-nalogovie-aktivi-otchet-otkritogo-akcionernogo-obshestva-korshunovskij-gorno-obogatitelnij-kombinat.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/medvedkov-yak-uchenik-g-menzelinsk-29il1873g-delo-129-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • institute.bystrickaya.ru/fio-lica-imeyushego-pravo-podpisi-podpis-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya-gosudarstvennih-kontraktov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.