.RU

Влияние масонских идей на развитие отечественной журналистики - часть 4

Общее число членов общества составляло около 50 человек: И.-Г.Шварц, Н.И.Новиков, И.В.Лопухин, князья Ю.Н. и Н.Н.Трубецкие, братья Е.П. и П.П.Тургеневы, В.В.Чулков, В.И.Баженов. А.Н.Новиков, М.М.Херасков, князь А.А.Черкасский, А.Ф., П.Ф. и Н.Ф.Ладыженские, Ф.П.Баузе, Я.Шнейдер, Ф.П.Ключарев, И.П.Страхов, князь К.М.Енгалычев, Г.М.Походяшин, Р.А.Кошелев, Ф.И.Глебов, князь А.И.Вяземский, А.М.Кутузов, князья И.С. и Г.П.Гагарины, Г.Шредер, князь А.М.Долгоруков, О.А.Поздеев, С.И.Плещеев, князь М.П.Репнин и другие.[18]

Указ Екатерины II от 15 января 1783 года о вольных типографиях позволил Дружескому ученому обществу, в дополнение к арендуемой Н.И.Новиковым (а фактически, самими московскими масонами) университетской типографии, открыть еще две: одну на имя Н.И.Новикова, а другую на имя И.В.Лопухина.

Кроме того, была заведена еще и так называемая тайная типография, предназначенная для издания специальной масонской литературы.[19]

Успешная преподавательская и общественная деятельность И.-Г.Шварца в университете продолжалась вплоть до декабря 1782 года. Выжил его оттуда новый куратор Московского университета Иван Мелиссино (1718-1795), явно ревновавший к славе и популярности удачливого профессора.

Отставка И.-Г.Шварца, несмотря на очевидные моральные издержки, имела, в то же время, и положительную для масонов сторону. Получив ее, И.-Г.Шварц сразу же переехал в дом к Н.И.Новикову у Никольских ворот чтобы целиком отдаться своему любимому детищу - ордену Злато-розового креста, фактическим создателем которого в России он и являлся.

Дело в том, что не удовлетворенные состоянием тогдашнего русского масонства Н.И.Новиков и И.-Г.Шварц, успевшие к этому времени сдружиться, еще в 1780 году учредили свою собственную масонскую ложу «Гармония». В состав ее сразу же вошли практически все вожди тогдашнего масонства: князь Н.Н.Трубецкой, М.М.Херасков, князь А.А.Черкасский, князь К.М.Енгалычев, И.П.Тургенев, А.М.Кутузов и другие.

Несколько позже к ним присоединились П.А.Татищев, Ю.Н.Трубецкой, И.В.Лопухин, С.И.Гамалея.

Ложа эта называлась еще и «сиентифической», и главной задачей ее была не обрядность, а научные изыскания и изучение истории масонства, причем главной заботой братьев объявлялось искание ими так называемого «истинного масонства» и высшего тайного знания.

В конце 1783 года, в самый разгар масонских «работ», связанных с организационным становлением ордена, неожиданно заболевает И.-Г.Шварц.

Вопреки ожиданиям, болезнь оказалась серьезной, и 17 февраля 1784 года он умер. Похоронили И.-Г.Шварца по православному обряду в церкви села Очакова (имение князя Н.Н.Трубецкого) по Можайской дороге, в 10 верстах от Москвы. Могила прямо напротив алтаря; на белой каменной плите высечены годы жизни: 1751-1784, а также крест и герб покойного.

Соратники И.-Г.Шварца горячо оплакивали его кончину.

Высоко ставила его и либеральная историография, подававшая его как исключительно «тонко организованную и благородную натуру», «идейного и нравственного оракула своего кружка» и пр. Личность И.-Г.Шварца изображалась ими, как правило, только в радужных, светлых тонах, и доверчивому читателю оставалось только поражаться уму, благородству и энергии этого человека, так много успевшего сделать для русского просвещения.

Узнав о смерти И.-Г.Шварца, берлинский руководитель ордена И.-Х.А.Теден 9 апреля 1784 года немедленно распорядился учредить в Москве так называемую Директорию теоретической степени, куда вошли Петр Татищев, Николай Трубецкой и Николай Новиков. Надзирателем и секретарем в Директории, то есть фактическим руководителем ордена в России Теден назначил никому не известного в России немца из Мекленбурга капитана прусской службы (в 1783-1784 гг. - поручик лейб-гвардии гренадерского полка в Санкт-Петербурге) Генриха-Якоба (Генрих Яковлевич) Шредера.

Всего под управлением Москвы в период с 1782 по 1786 годы насчитывалось 19 лож. Больше всего (13) их было в Москве.[20]

Учение розенкрейцеров XVIII века может быть разделено на два отдела: духовно-нравственный и собственно научный, или философский.

Первый из них «взывал против упадка нравственности и указывал истинные пути к спасению; второй стремился удовлетворить другой потребности общества: дать пищу любознательному уму, заменив изучение энциклопедистов самостоятельным изучением Священного писания».

Своей задачей розенкрейцеры, как и всякое масонское сообщество, ставили моральное, нравственное совершенствование личности, работу над своей собственной душой, понимаемую ими как непрерывная борьба человека со своими страстями, или, иначе говоря, с самим собой. Цель братства, показывал Н.И.Новиков в ходе следствия, состояла в «познании Бога через познание натуры и себя самого по стопам христианского нравоучения».

Практическая деятельность братьев в этом направлении сводилась к постоянным наблюдениям как за самим собой, так и за своими коллегами или, вернее, их нравственностью, а также постам, молитвам и покаяниям. Но это, так сказать, основа розенкрейцерской работы, характерная и для других направлений в масонстве. Что же касается специфической розенкрейцерской надстройки над ней, то она сводилась к усиленному изучению ими тайного знания, то есть алхимии, магии и каббалы.

В идейном плане розенкрейцерство было ничем иным, как своего рода консервативной реакцией на французское просвещение XVIII века с присущими для последнего атеизмом, материализмом и культом разума. Науке и разуму розенкрейцеры противопоставляли интуицию и веру. Отсюда их резкие выпады против философов-энциклопедистов.

Разум, учил уже известный нам руководитель московских розенкрейцеров И.Г.Шварц, способен к познанию лишь внешней, видимой стороны явлений, и явно бессилен проникнуть в мир внутренний, духовный. Познавательный процесс, с точки зрения розенкрейцеров, состоит не в логической работе ума, а в мистическом озарении сверху. Но кто может рассчитывать на это озарение? - Только нравственно совершенный человек. Масонской добродетели в учении розенкрейцеров отводилось, таким образом, чисто служебное, вспомогательное значение. Главная же цель их заключалась в познании истины, существа Бога, природы и человека.

Не меньший консерватизм проявляли московские розенкрейцеры и в политическом плане, выступая здесь как безусловные сторонники самодержавных форм правления и сохранения крепостного права.

В целом учение и практика московских розенкрейцеров оставляют противоречивое впечатление. С одной стороны, это, казалось бы, очевидный энтузиазм во всем, что касается их отечества: «восторг при известиях о победах русского оружия», а с другой - непримиримая вражда к философии, французскому просвещению, борьба с ложным духом свободомыслия, ненависть к революции.

Московское розенкрейцерство, несмотря на свои «дикие крайности и смешные стороны, воспитывало, дисциплинировало русские умы».

Критическое отношение к розенкрейцерам, справедливые указания на их мистицизм, консерватизм, расхождение между словом и делом ни в коей мере не должны заслонять и положительных сторон их деятельности. Как ни фальшивы были в условиях российской действительности XVIII века призывы масонов к братству, любви и взаимопомощи между людьми, уже сама постановка и обсуждение этих вопросов в ложах были большим шагом вперед и, несомненно, способствовали пробуждению духовных, нравственных интересов у наиболее развитой части тогдашнего русского общества. В принципе, это можно было бы сказать о ложах практически всех масонских систем, действовавших в России в царствование Екатерины II. И если московские розенкрейцеры сделали здесь намного больше других, то связано это было, в первую очередь, с тем, что от так называемой внутренней работы, направленной на собственное моральное усовершенствование они перешли к работе внешней, направленной на усовершенствование, просвещение не отдельных индивидуумов, а всего русского общества. Ведущая роль здесь принадлежала журналистской и книгоиздательской деятельности розенкрейцеров.

Еще в 1779 году, как уже отмечалось, Н.И.Новиков берет в аренду типографию Московского университета, книжную лавку, а также газету «Московские ведомости».

Деньги на аренду ему помогли собрать масоны. Поэтому уже с самого начала это было не столько коммерческое предприятие самого Н.И.Новикова, сколько общее масонское предприятие или дело. Заполучив в свои руки печатный станок, Н.И.Новиков и братья-масоны тут же развернули кипучую издательскую деятельность.

Следующим шагом в этом направлении стало учреждение 1 сентября 1784 года на основе указа Екатерины II о вольных типографиях от 15 января 1783 года четырнадцатью наиболее деятельными членами Дружеского ученого общества Типографической компании.

Если с утверждением, что аренда Н.И.Новиковым университетской типографии была не только его частным, а, несомненно, «братским» делом, еще можно спорить, то в отношении Типографической компании и спорить-то, в сущности, не о чем. Ведь с учреждением Типографической компании другие начинания московских масонов, как то Дружеское ученое общество, Переводческая и Филологическая семинарии - были фактически поглощены ею. В их существовании уже не было теперь большой надобности. Во всяком случае, с 1784 года определить, где кончается Дружеское ученое общество и где начинается Типографическая компания невозможно.

Соединенный капитал Типографической компании составился из взносов ее 14 учредителей - братьев-масонов. Наиболее крупные взносы были: братьев Н. и Ю.Трубецких (10 тысяч рублей), князя А.А.Черкасского (5 тысяч рублей), В.В.Чулкова (5 тысяч рублей), А.Ф.Ладыженского (5 тысяч рублей). Свой вклад на несколько тысяч рублей книгами и дом на Никольской улице внесли и Н.И.Новиков с братом, а также руководитель московских розенкрейцеров барон Г.Шредер.


veteranskie-organizacii-i-obshestvennie-organizacii-invalidov-fondi-komiteti-soveti.html
veterinarnaya-farmakologiya-chast-6.html
veterinarnaya-sanitariya-na-obektah-veterinarnogo-nadzora.html
veterinarno-sanitarnaya-ekspertiza-myasa-pri-fascioleze-i-dikrocelioze.html
veterinarno-sanitarnaya-ekspertiza-ribi.html
vethij-zavet-o-zadachah-i-sredstvah-religioznogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-v-moskovskom-otkritom-festivale.html
  • letter.bystrickaya.ru/naredba-za-medicinskata-ekspertiza.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-matematika-razrabotana-na-osnove.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-radioaktivnost-lekci-radioaktivnie-prevrasheniya.html
  • letter.bystrickaya.ru/minus-politika-vremya-novostej-30032009-novosti-7.html
  • testyi.bystrickaya.ru/associaciya-rossijskih-bankov-strategiya-povisheniya-konkurentosposobnosti-nacionalnoj-bankovskoj-sistemi-rf-moskva-2005-g.html
  • books.bystrickaya.ru/dolgosrochnaya-celevaya-programma-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-novosibirskoj-oblasti-na-period-do-2015-goda-v-red-postanovleniya-pravitelstva-novosibirskoj-oblasti-stranica-20.html
  • textbook.bystrickaya.ru/indiya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-fizicheskaya-geografiya-tihookeanskogo-regiona-nazvanie.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-prednaznachena-dlya-vseh-kto-ne-ravnodushen-k-problemam-rozhdeniya-i-zdorovogo-razvitiya-rebyonka-stranica-18.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennaya-duma-otmechaet-tisyachnoe-zasedanie-grizlov-b-v-monitoring-smi-24-26.html
  • literatura.bystrickaya.ru/servisnie-programmi-vneshnie-utiliti-obespechivayushie-ryad-dopolnitelnih-vozmozhnostej-po-obsluzhivaniyu-informacionnoj-sistemi-klassifikaciya-subd.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-postupayushih-v-aspiranturu-tgameup-ekonomicheskih-sociologicheskih-i-yuridicheskih-specialnostej.html
  • writing.bystrickaya.ru/livonskaya-rifmovannaya-hronika.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-a-fisun-modeli-i-metodi-prinyatiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema22-uchet-raschetov-po-platezham-v-byudzhet-kursi-ipbr-vremya-provedeniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernij-perechen-laboratornih-rabot-osnovi-algoritmizacii-i-programmirovaniya-v-tradicionnih-i-intellektualnih-kompyuterah.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vtoroj-ikonoborcheskij-sobor-815-g-a-v-kartashev-vselenskie-sobori.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-postavlennie-dlya-dostizheniya-celi-dat-predstavlenie-o-prirode-mirovogo-processa-v-drevnej-indii.html
  • klass.bystrickaya.ru/9-geografiya-biografii-istoriya-ukazatel-cheboksari.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-razyasnenie-dokumentacii-ob-aukcione-izmeneniya-izvesheniya-o-provedenii-aukciona-izmeneniya-dokumentacii-ob-aukcione-otkaz-ot-provedeniya-aukciona.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/ukazatel-imen-stranica-43.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-federalnoe-gosudarstvennoe-avtonomnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-severo-vostochnij-federalnij-universitet-imeni-m-k-ammosova-na-2012-god.html
  • tests.bystrickaya.ru/luchshij-innovacionnij-produkt-2009g.html
  • turn.bystrickaya.ru/oslablenie-magnitnih-svyazej-elennoj-i-nashe-mirovozzrenie-sbornik-izbrannih-trudov-obshegorodskogo-seminara-pri.html
  • studies.bystrickaya.ru/chelovek-i-noosfera-chast-2.html
  • control.bystrickaya.ru/drster-keshen-pn-zhalpi-gigiena.html
  • spur.bystrickaya.ru/lyubov-i-priroda-v-lirike-feta.html
  • studies.bystrickaya.ru/chetvertij-god-obucheniya-uchebnaya-programma-dlya-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnocti-1-21-05-06-romano-germanskaya-filologiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/43-uchet-ispolzovaniya-nomernogo-fonda-gostinichnie-uslugi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/ocenki-ureguliruemosti-zachet-vstrechnih-trebovanij-netting-obespechenie-videlenie-aktivov-klientov-zashitnie-mehanizmi.html
  • literature.bystrickaya.ru/elastichnosti-zamesheniya-v-modelyah-realnogo-delovogo-cikla-s-domashnim-proizvodstvom-stranica-3.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-v-shaposhnikova-vrata-v-budushee-stranica-58.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmi-osnovnogo-obshego-i-srednego-polnogo-obrazovaniya-programmi-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-predmet.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-razlichii-ishodnih-ponyatij-formalnoj-i-soderzhatelnoj-logik-programmi-podhodi-koncepcii-31-princip-parallelizma.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.