.RU

В.М. Аврамчиков - Г. Б. Добрецов 32 Вопросы оптимизации бюджетного процесса в целях обеспечения системного управления...


^ В.М. Аврамчиков
Программист

СибГАУ, г. Красноярск

Государственное регулирование экономики

Экономическая политика государства – это его поведение в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества и находит своё воплощение в решениях и действиях правительства, может корректировать экономические процессы.

Государственное экономическое поведение развивается неравномерно. История индустриального общества обнаруживает несколько этапов, различающихся по степени государственного присутствия в экономике. Государственное регулирование стало необходимым для осуществления социальной политики и стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

Государственное регулирование, таким образом, обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

В современных условиях на отечественную экономическую политику могут повлиять такие факторы как колебания мировых цен на нефть, газ и другие ресурсы, сохранение невысокого уровня жизни населения, имеющаяся социальная напряженность в обществе, материальный износ основных фондов, снижающий качество производимых экспортных товаров, приход к власти новых партий и лиц, их стремление к олигархии, беспредельное либеральное предпринимательство и т.д.

Сложную взаимосвязь государства и рынка учёные оценивают по-разному. Либеральный подход – это акцент на экономической свободе, свободе выбора. Между тем, государственное регулирование предполагает принуждение, оно может осуществляться при помощи нормативных актов, но также посредством косвенного индикативного воздействия.

По-видимому, государственное присутствие необходимо прежде всего там, где речь идет о потреблении благ и услуг, осуществление которого на личном уровне невозможно или нерационально. Сторонники теории общественного выбора подчеркивают важность рационального подхода к управлению, противодействия разбуханию государственного аппарата и, как следствие, бюрократии.

Государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменяется волей, выражающей якобы интересы большинства. При повышенном загрязнении воздуха, например, правительство может установить пониженные нормы выброса выхлопных газов, обязательные для фирм, производящих автомобили. В лучшем случае государственное регулирование может эффективно перераспределять блага и услуги, не преумножая их. К тому же история, к сожалению, показывает, что длительное ограничение права экономического выбора порождает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, надежды на всемогущество власти. С другой стороны, государственное регулирование услуг и товаров, потребляемых совместно, просто необходимо.

Между учеными нет единого мнения относительно того, будет ли поле деятельности государства в экономике расширяться или его удастся сузить, введя в русло эффективной экономической политики.

Государственное регулирование рынка обязательно в условиях переходного периода экономики. Но в России в связи с этим распространился феномен теневой экономики. Оценки её неточны и колеблются между 30 и 45% валового продукта. Речь идёт об экономической деятельности скрываемой или уводимой от статического учёта. Она включает нарушения налогового, таможенного и валютного законодательств, пожарной безопасности, правил торговли, санитарных норм. Теневая экономика сопряжена не с уголовными действиями, а является скорее реакцией на неразвитость рыночных отношений или на слишком тяжёлый налоговый пресс.

По мере совершенствования системы государственного управления экономикой вырисовываются две противоположных тенденции:

- давление фискальной, директивной политики, проводимой чиновниками, претендующими на монополию в области принуждения и его реализации;

- меры индикативного воздействия, осуществляемого в основном посредством кредитно-денежной политики, направленной на создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает путь, соответствующий государственным интересам.

Различают по крайней мере два основных направления в экономической деятельности государства — фискальное и монетарное (таблица 1).


Таблица 1.

Основные направления и инструментарий, используемые представителями разных направлений в экономической политике

Фискальная

Налоговая политика; регулирование посредством государственных расходов

Монетарная

Операции на открытом рынке (с ценными бумагами); манипулирование банковскими резервами и процентной ставкой; прямое воздействие на денежную массу

Со стороны предложения

Налоговые доходы; дерегулирование экономики; умелая переподготовка рабочей силы и другие воздействия на рынок труда; контроль за ценами и зарплатой; свободная торговля


Если обратиться к истории, то можно заметить, что формирование экономической политики повсеместно начиналось в виде нормативной или фискальной; до сих пор удельный вес этой формы экономического регулирования более значителен в менее развитых странах или недавно освободившихся от экономического тоталитаризма. Монетарная политика требует высокой профессиональной квалификации, быстрой реакции и отказа от равнодушия. Их сочетания в национальных экономических моделях различны, но можно отметить тенденцию к возвышению роли монетарной (денежно-кредитной) политики.

Особое внимание следует уделять критериям распределения государственных расходов и в особенности проблеме бюджетного дефицита. Здесь на передний план выступает ключевой критический аргумент теоретиков рационального выбора: Кейнс узаконил бюджетный дефицит, освободиться от которого трудно, но необходимо.


Литература:

  1. Подберезкин, А., Булатов, Ю. Россия в глобальном мире: некоторые теоретические аспекты исследования / А. Подберезкин, Ю. Булатов. – М.: Научная книга, 2003.

  2. Сурков, В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России / В.Ю. Сурков – М.: Издательство СГУ, 2007.

  3. Умиев, А.И. К вопросу современного понимания правового государства / А.И. Умиев // История государства и права, 2007, № 1.



^ А.В. Исупов, Ю.Г. Коновальцева
Студенты магистратуры

Научный руководитель –

Аврамчикова Н.Т.

СибГАУ, г. Красноярск

Тенденции развития организации работ по муниципальному заказу администрации г.Красноярска (на примере Главного управления здравоохранения администрации г.Красноярска).

Муниципальный заказ – соглашение (договор), заключенное между органом местного самоуправления и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) муниципального заказа в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета.

Исторические исследования показывают, что Россия имеет более чем 300-летний опыт организации муниципальных закупок, осуществляемых методом конкурсных торгов и аукционов. Первое упоминание о проведении конкурса на поставки сухарей для города Смоленска относится к 1654 г., периоду царствования Алексея Михайловича, который являлся отцом Петра I.

Анализируя практику организации работ по муниципальному заказу в России, можно сделать выводы о том, что конкурсное размещение заказов на муниципальные нужды позволяет:

История муниципальных закупок города Красноярска началась с Положения Красноярского городского Совета от 01.07.1997 №5-35 «Об обязательных конкурсах при организации закупки продукции для муниципальных нужд». В течение 1998 года были приняты постановления о проведении 11 конкурсов. Однако заключить договоры и начать финансирование удалось по итогам двух конкурсов.

В настоящее время муниципальные закупки регулируются мощной федеральной, региональной и муниципальной правовой базой. К основным муниципальным правовым актам относятся: Постановление администрации города Красноярска от 07.12.2005 №617 «О реализации Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ», Постановление администрации города Красноярска от 28.12.2005 №685 «Об утверждении положения о порядке взаимодействия органов и территориальных подразделений администрации города в области размещения муниципального заказа на закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд» и другие.

В соответствии с Положением №685 от 28.12.2005, муниципальными заказчиками города Красноярска выступают органы самоуправления, органы администрации города, администрации районов в городе и их структурные подразделения, бюджетные учреждения.

Уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказа для муниципальных нужд определен департамент экономики.

Главными распорядителями бюджетных средств выступают органы городского самоуправления, органы и территориальные подразделения администрации города, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджетов города, определенным ведомственной классификацией расходов. В табл.1 рассмотрены вышеуказанные понятия на примере Главного управления здравоохранения администрации города Красноярска.

^ Таблица 1

Муниципальные органы, осуществляющие закупки для отрасли здравоохранения г. Красноярска.

^ Участники муниципальных закупок

Закупки товаров, работ, услуг для отрасли здравоохранения г.Красноярска

Муниципальный заказчик города Красноярска

Главное управление здравоохранения города Красноярска

Уполномоченный орган на осуществление функций по размещению заказа для муниципальных нужд

Департамент экономики администрации города Красноярска

Главный распорядитель бюджетных средств города Красноярска

Главное управление здравоохранения города Красноярска

Подведомственные получатели средств бюджетов города Красноярска

Муниципальные учреждения здравоохранения (городские больницы – 8 учреждений, городские детские больницы – 4 учреждения, городские поликлиники – 9 учреждений, городские детские поликлиники – 4 учреждения, городские скорые помощи – 7 учреждений, родильные дома – 4 учреждения, бюро медицинской статистики, городская станция скорой медицинской помощи и муниципальное учреждение санитарного автомобильного транспорта.

По данным официального сайта администрации города Красноярска, в период с 01.01.2009 года по 30.11.2009 года были совершены следующие муниципальные заказы (табл.2):

^ Таблица 2

Муниципальные заказы администрации г.Красноярска с 01.01.2009г. по 30.11.2009 г.

Способ размещения муниципального заказа

Заказы администрации города Красноярска, шт.

^ Заказы Главного управления здравоохранения города Красноярска, шт.

Отношение заказов Главного управления здравоохранения к заказам администрации г.Красноярска, %

Открытый конкурс

255

70

28

Открытый аукцион

356

72

20

Открытый электронный аукцион

219

29

13

Запрос котировок

1709

320

19

ИТОГО

2539

491

19

Подводя итоги, можно отметить положительную тенденцию развития организации работ по муниципальному заказу администрации города Красноярска. Серьезное развитие нормативной базы способствует росту числа муниципальных заказов на закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд города Красноярска.



vizitnaya-kartochka-kak-vid-dokumenta.html
vizitnie-kartochki-i-ih-ispolzovanie.html
viznachennya-shlyahv-udoskonalennya-zovnshno-torgvl-ukrani.html
vjna-v-raku-ta-zm-chast-2.html
vjna-yak-forma-zbrojnogo-nasillya-problemi-teor.html
vk-kyuhelbeker.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-iii-samie-glavnie-pobediteli-ili-novie-pravila-igri-andrej-mihajlovich-burovskij.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/arhetipi-i-imaginalnij-mir-velichajshee-puteshestvie-soznanie-i-tajna-smerti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rekomendacii-po-provedeniyu-monitoringa-obrazovatelnih-dostizhenij-uchashihsya-1-klassov-moskva-2011-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-prodvizheniya-torgovoj-marki-na-rossijskom-rinke-fmcg-na-primere-ooo-vinzavod-tolyattinskij-59-stranica-6.html
  • shkola.bystrickaya.ru/matrica-trebovanij-po-sostavlyayushim-i-urovnyam-zrelosti-processa-innovacionnogo-kreditovaniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-statisticheskogo-instrumentariya-dlya-organizacii-federalnogo-statisticheskogo-nablyudeniya-za-zanyatostyu-naseleniya-i-deyatelnostyu-osushestvlyaemoj-v-sfere-obrazovaniya-nauki-i-innovacij-stranica-6.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnutrennie-faktori-povisheniya-effektivnosti-proizvodstva-v-krestyansko-fermerskih-hozyajstvah-regiona.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-prochie-rasstrojstva-vknige-podrobno-izlozheni-prichini-i-sposobi-terapii-mnogih-zabolevanij-akcent-delaetsya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/4-lekciya-perehod-k-predelu-pod-znakom-neprerivnoj-funkcii-sravnenie-funkcij-ekvivalentnie-beskonechno-malie-tablica.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-v-psihoanaliz-chast-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-biologiya-dlya-10-11-h-klassov-na-stupeni-srednego-obshego-obrazovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/naimenovanie-disciplini-soglasno-uchebnomu-planu.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-gosudarstvo-kak-postavshik-ekonomicheskih-blag-1-obshestvennij-sektor-ekonomiki.html
  • lecture.bystrickaya.ru/44-svodnij-smetnij-raschet-stoimosti-stroitelstva-osnovi-cenoobrazovaniya-i-opredeleniya-smetnoj-stoimosti-stroitelstva.html
  • uchit.bystrickaya.ru/testi-po-kse-2-semestr-1.html
  • credit.bystrickaya.ru/po-ustavu-stranica-2.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/viktimologiya-ot-lat-victime-zhertva-i-grech-logos-ponyatie-uchenie-oblast-znaniya-na-stike-pedagogiki-psihologii-sociologii-kriminologii-i-etnografii-iz-stranica-13.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-iii-rezhim-predostavleniya-viz-zakon-o-rezhime-inostrancev-v-respublike-moldova.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/utverzhdayu-direktor-gou-mcfpv-ospo-svodnij-plan-meropriyatij-provodimih-v-sisteme-obrazovaniya-goroda-moskvi.html
  • school.bystrickaya.ru/assortiment-kachestvo-i-pishevaya-cennost-hleba-chast-5.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tatagata-tot-kotorij-preuspel-titul-buddi-osobenno-chasto-vstrechayushijsya-v-tekstah-mahayani-tauhid.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aktivizaciya-investicionnoj-deyatelnosti-kak-prioritetnaya-finansovaya-politika-gosudarstv-chast-8.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-obuchayushihsya-po-dopolnitelnoj-kvalifikacii-perevodchik-v-sfere-professionalnoj-kommunikacii-1-kurs-isemestr-s-22-02-2010-po-23-05-2010.html
  • composition.bystrickaya.ru/otkroveniya-insajdera-hidden-hand-chast-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogo-ekz--83-protokol-rassmotreniya-i-ocenki-kotirovochnih-zayavok-po-zaprosu-kotirovok.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-lekciya-evangelskie-pritchi-klassifikaciya-i-istolkovanie-lekciya-ekzegeticheskij-razbor-evangeliya-ot-ioanna-glava-1.html
  • reading.bystrickaya.ru/materiali-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-21-fevralya-2011-goda-rossijskaya-akademiya-pravosudiya-zapadno-sibirskij-filial-g-tomsk-bbk-67.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-rajonah-oblasti-nedavno-v-bolshom-planetarii-moskvi-sostoyalas-blagotvoritelnaya-akciya-dlya-detej-stradayushih.html
  • student.bystrickaya.ru/212-nachalnik-zaveduyushij-lechebno-diagnosticheskogo-centra-otdeleniya-kabineta.html
  • grade.bystrickaya.ru/o-perspektivah-ispolzovaniya-svetodiodov.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-uroka-po-gimnastike-zadachi-uroka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/4-soderzhanie-podgotovki-specialistov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-kontrolno-ocenochnih-dejstvij-uchashihsya-pri-osvoenii-sposoba-opilivanie-metallov-na-urokah-tehnologii.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-discipline-opd-f-12-dokumentirovanie-upravlencheskoj-deyatelnosti-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-po-otraslyam.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-3-teoriya-gosudarstva-s-s-alekseev-chlen-korrespondent-rossijskoj-akademii-nauk-doktor-yuridicheskih-nauk.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.