.RU

Внеклассная работа и степень ее влияния на развитие социальных качеств личности

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.А. ЕСЕНИНА

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

«Рекомендовать к защите»

Заведующий кафедрой

_____________________

«__» ____________ 2000 г.

ЦЫГАНОВА Юлия Владимировна

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА И СТЕПЕНЬ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ

Дипломная работа

Научный руководитель

проф.

Степанов Н.А.

Рязань 2000 г.


Введение................................................................................................................. 3

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.................................................................................... 9

ГЛАВА 1................................................................................................................................................................................... 9

§ 1. Место внеклассной работы в структуре социально-педагогической работы в школе и ее роль в социализации ребёнка. Формы организации внеклассной социально-педагогической работы............................. 9

ГЛАВА 2................................................................................................................................................................................. 26

§ 1. Современный подход к внеклассной работе. Новые формы внеклассной работы............................. 26

§ 2. Направления стратегии воспитания в современной школе....................................................................... 29

§ 3. Исследовательская деятельность по проблеме внеклассной работы..................................................... 38

Заключение......................................................................................................... 47

Список использованной литературы:........................................... 53

приложение........................................................................................................ 57

Введение

Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и общешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами.

Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе:

1. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.

2.Мальковская П.Н. «Социальная активность старшеклассников», М. «Педагогика», 1988 г.

3.Немировский В.Г. Социология личности, Красноярск, 1989 г.

4.Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М. «Просвещение», 1980 г.

5. Никитина Л.Е. Социальное воспитание детей фактор стабилизации общества №7 за 1998 г.

В данной литературе проблема внеклассной работы рассматривается с разных точек зрения. Описываются этапы становления социально-педагогической работы в школе, отмечается сопряженность социальной работы с социальным прост­ранством и его временными характерис­тиками. Так же отмечается возрастающая роль внеклассной работы в социализации ребенка. Указываются основные формы организации внеклассной работы. Описываются современные подходы к внеклассной работе, ее новые формы.

Рассматриваются направления стратегий воспитания в современной школе.

Школа в которой я проходила практику проводится эксперимент «Школа на улице Л. Толстого. Шаг в 21 век». Элемент новизны состоит в том, что в процессе исследования описана социально-педагогическая деятельность в контексте этого эксперимента.

Основная проблема дипломного проекта выражается в отсутствии:

· точного представления (научной системной картины) об эффективности воспитательной (социально-педагогической) работы в школе № 37

· Разработанных социально-педагогических технологий организации внеклассной работы.

Объектом исследования является внеклассная работа.

Предметом исследования были социально-педагогические механизмы воздействия внеклассной работы на личность ребенка, формирование социальных качеств, влияние заинтересованности учеников и учителей на эффективность внеклассной работы.

Цель дипломного проекта является оценка эффективности внеклассной работы, выработка рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной работы

Задачи :

1. Определить степень заинтересованности учеников и учителей во внеклассной работе.

2. Определить степень совпадения интересов педагогического коллектива и учеников.

3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной жизни.

4. Определить направленность внеклассной работы (на развитие каких личностных качеств по мнению учителей должна быть направлена внеклассная работа).

Для решения поставленных задач в данном дипломном проекте использовались различные методы сбора социологической информации:

- Анкетирование – самостоятельное заполнение анкеты респондентами

- Интервьюирование – предполагает личное общение социолога с респондентом.

- Наблюдение- целенаправленное, систематезированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения.

Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была оценена важность влияния педагога на ученика, в данном дипломном проекте было выявлено влияние внеклассной работы на развитие личности, рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия двух основных социальных субъектов, под воздействием которых формируется личность — общества и индивида.

Гипотезы:

1.Соцеально-педагогическая работа не является приоритетной в деятельности учителей предметников.

2.Социально-педагогические элементы включены в деятельность не всех учителей предметников.

3.Образовательный процесс строится без точного учета социального эффекта.

4.Воспитательная работа осуществляется вне контекста общей образовательной деятельности.

С помощью результатов исследования можно выделить основные направления оптимизации процесса внеклассной работы.

При оценке эффективности проводимой внеклассной и общешкольной работы я выделила основные критерии эффективности внеклассной работы:

1.Получение дополнительных внепрограммных учебных знаний. Индикатор: число учащихся, посещающих факультативные занятия , число учащихся назвавших нормой поведения чтение дополнительной литературы.

2.Занятия спортом, физическое совершенствование. Индикатор: число учащихся посещающих различные секций, число учащихся назвавших основными ценностями жизни здоровье, число учащихся назвавших нормой поведения занятия спортом

3.Занятия искусством. Индикатор: число учащихся принимающих участие в различных театральных постановках, КВНах, праздниках, и т. п. В

4.Исполнение социальной роли. Индикатор: число учащихся принадлежащих к различным общественным организациям, и занимающихся общественной деятельностью.

5.Занятия в русле избранной профессии. Индикатор: число учащихся обучающихся в профессионально-ориентированных классах, число профессионально-ориентированных учащихся.

6.Комфортность в школе. Индикатор: число учащихся ощущаюших себя «хозяевами школы».

7. Характеристика. Самооценка значимости своей личности учениками. Критерий. Возможность принимать решения, определяющие жизнь класса и школы. Индикатор:. Число учащихся имеющих возможность принимать решения, определяющие жизнь школы и класса.

9.Возможность и интенсивность общения с внешкольными партнерами. Индикатор: число учеников оценивших возможность общения.

Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе. Социологический подход к воспитанию недостаточен для педагогики, так как растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. В психологии и педагогике социальная среда понимается как объективно пережитая человеком объективная реальность. Воспитательная среда часть социальной среды, которая специально создаётся для формирования субъектов общественной деятельности на всех уровнях общественной жизни.

В настоящее время выделяют такие приоритетные направления воспитания личности, как осуществление возрастного подхода в процессе создания благоприятной среды воспитания, укрепление духовных контактов между воспитателями и воспитанниками в ходе сотрудничества в общем деле и ответственного отношения к нему; постоянное побуждение человека к самовоспитанию, к самообразованию.

Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.

Имеются опасения, что в ближайшее время без работы останется более полумиллиона подростков, обучающихся во вспомогательных школах и школах-интернатах для детей с дефек­тами умственного и физического развития.

В среде несовершеннолетних практически бес­препятственно распространяются (часто путем морального и физического принуждения) сте­реотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и же­стокостью по отношению к другим людям.


vliyanie-nalooblozheniya-na-formirovanie-izderzhek-obrasheniya-v-rb-chast-4.html
vliyanie-neblagopriyatnih-prirodnih-i-socialnih-faktorov-sredi-obitaniya-na-zdorove-naseleniya.html
vliyanie-okruzhayushej-sredi-na-rabotu-priborov-apparatov-provodnikovih-i-konstrukcionnih-izdelij.html
vliyanie-pechatnoj-produkcii-na-zhitelej-malogo-goroda.html
vliyanie-polnih-i-nepolnih-semej-na-razvitie-rebenka.html
vliyanie-predmetnoj-deyatelnosti-na-razvitie-detej.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programmi-razvitiya-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-obrazovanie-is-91-globalnie-problemi-prolog-12-poisk-innovacionnogo-podhoda-k-obucheniyu-12.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-75-estetika-aristotelya-tema-filosofiya-kak-visshij-vid-mirovozzreniya-tema-istoriya-filosofii.html
  • grade.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-21.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/put-na-sever-s-a-abramov-i-v-bestuzhev-lada.html
  • notebook.bystrickaya.ru/klarissa-pinkola-estes.html
  • spur.bystrickaya.ru/mestoimeniya-v-anglijskom-yazike-english-pronouns-.html
  • college.bystrickaya.ru/25ponyatie-marketinga-i-evolyuciya-ego-razvitiya-perechen-primernih-voprosov-k-itogovomu-mezhdisciplinarnomu-vipusknomu.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-o-sostoyanii-zdorovya-naseleniya-krasnodarskogo-kraya-v-2012-godu-2013-bbk-51-1-2-udk-614-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-prednaznachena-dlya-filosofov-interesuyushihsya-socialnimi-aspektami-nauchno-tehnicheskogo-progressa-biotehnologov-i-istorikov-nauki-ona-takzhe-budet-interesna-shirokomu-krugu-chitatelej.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vidi-vneurochnoj-deyatelnosti-v-ramkah-raboti-kabineta-otchyot-o-rabote-kabineta-4-v-2009-2010-uchebnom-godu-esteticheskoe.html
  • institut.bystrickaya.ru/test-11-rasstavte-znaki-prepinaniya-obyasni-ih-rasstanovku-bugulminskie-malchishki-s-vizgom-krutyatsya-okolo-vorot-sceni-i-lazayut-po-grimyornim-i-za-kulisami.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-programmah-evroaziatskogo-evrejskogo-kongressa-v-2007-2008-gg-eduard-grinberg-vyacheslav-lihachev-kiev.html
  • uchit.bystrickaya.ru/turistskie-marshruti-i-putevoditeli-dlya-ekskursantov-bibliograficheskij-ukazatel-sovetskoj-literaturi-za-1917-1965-gg.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4mesto-disciplini-v-uchebnom-plane-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie.html
  • writing.bystrickaya.ru/krov-kak-vnutrennyaya-sreda-organizma.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-korrekcionnoj-raboti-s-obuchayushimisya-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-na-2011-2015-gg.html
  • esse.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-kombinirovannogo-vida-27-g-lipecka-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • school.bystrickaya.ru/disciplina-ekonomika-obshestvennogo-sektora-uchebnij-plan-20062007-uch-g-specialnost-060115-ekonomika-predpriyatij.html
  • control.bystrickaya.ru/energetika-energosberezhenie-energeticheskie-resursi-osnovnie-ponyatiya-i-opredeleniya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4soderzhanie-kursa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-istoriya-politicheskih-uchenij-antichnost-i-srednevekove.html
  • shkola.bystrickaya.ru/poeziya-feta-sama-priroda-zerkalno-glyadyashaya-v-chelovecheskuyu-dushu-balmont.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-bzor-krasnoyarskih-smi-za-5-aprelya-2010-goda.html
  • doklad.bystrickaya.ru/virtualnij-korrektor-reshenie-zadach-47-poisk-informacii-v-seti-internet-49.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-modulya-disciplini-osnovi-avtomatizacii-teploenergeticheskih-processov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-sekta-novolunie-seriya-sumerki.html
  • letter.bystrickaya.ru/moskovskij-gosudarstvennij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-lesnie-kulturi-indeks-po-uchebnomu-planu-naimenovanie-disciplini-napravlenie.html
  • universitet.bystrickaya.ru/spravochnoe-posobie-izdatelstvo-energiya-1978-izdatelstvo-radio-i-svyaz-1983-stranica-27.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-i-kurs-lekcij-po-discipline-investicionnaya-strategiya-avtor-k-e-n-docent-gradoboev-valerij-valentinovich.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-pedagogicheskoe-nasledie-smakarenko-i-razvitie-ego-idej-v-processe-vospitaniya-detej-s-deviantnim-povedeniem.html
  • letter.bystrickaya.ru/nastoyashij-otchet-o-rabote-gosorganov-po-uluchsheniyu-pokazatelej-otcheta-globalnoj-konkurentosposobnosti-dalee-ogk-vsemirnogo-ekonomicheskogo-foruma-dalee-vef-stranica-3.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotka-strategii-prodvizheniya-brenda-vuza-na-rinke-obrazovatelnih-uslug-v-usloviyah-formirovaniya-informacionnogo-obshestva.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-obsheuniversitetskogo-fakultativa-informacionnie-tehnologii-sovremennogo-ofisa.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/finansovo-hozyajstvennij-analiz-proizvodstvennoj-deyatelnosti-firmi-arkada.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.