.RU

Внешние свидетельства подлинности и целостности Послания - Комментарий на Первое послание к Коринфянам


^ Внешние свидетельства подлинности и целостности Послания
Внебиблейские свидетельства об авторстве Павла встречаются уже у Климента I (ок. 95 или 96 г.). «Возьмите послание блаженного Апостола Павла. О чем он прежде всего писал вам в начале евангельской проповеди? Истинно он по вдохновению написал вам как о себе самом, так и о Кифе и Аполлосе, потому что и тогда произошло у вас разделение на различные стороны» (47:1-3)8. Возглашение «маранафа» в «Дидахе» 10:6 — явный отголосок 1 Кор. 16:22. Послание часто цитируют Игнатий Богоносец (ок. 110 г.) в посланиях «К Ефесянам» 10:3; 16:1; 18:1; «К Траллийцам» 2:3; 12:3; «К Римлянам» 5:1; 9:2 и Поликарп Смирнский (также ок. 110 г.) в «Послании к Филиппийцам» 2:2; 4:3; 5:3; 10:1; 11:2. В «Послании Варнавы» (напр., 4:11; 6:15), возможно, есть аллюзии на 1 Кор. 3:1, 16, 18. См. также Иустин Мученик, «Диалог с Трифоном», гл. 35. Многочисленные цитаты и ссылки на 1-ое Послание к Коринфянам есть у Иринея Лионского, Климента Александрийского и Тертуллиана.

Каноничность 1-го Послания к Коринфянам, по-видимому, никогда не вызывала сомнений. Каноническим оно считается у Маркиона, а также в Каноне Муратори. Наконец, наряду со 2-ым Посланием к Коринфянам оно упомянуто в списке канонических книг Нового Завета в «Тридцать девятом праздничном послании» Афанасия Великого.

Некоторые ученые ставят под сомнение целостность Послания. Замечая некоторую несвязность его частей, они полагают, что разные фрагменты, принадлежащие Павлу, были собраны воедино неким редактором. Однако подчас резкие переходы от одной темы к другой могут объясняться тем, что Павел получал вести из общины с некоторыми перерывами и, соответственно, реагировал на них по мере их поступления. См. выше, раздел «Повод к написанию». Авторы этих теорий разделения текста редко сомневаются в том, что разные «составные части» Послания принадлежит Павлу. Впрочем, в последнее время стала ставиться под сомнение подлинность фрагмента 14:34-35. Поводом к этому послужила позиция Гордона Фи, высказанная им в его влиятельном комментарии. Проблемы критики текста и прочие связанные с этим вопросы обсуждаются в наших комментариях к соответствующим стихам, а также в экскурсе «Ординация женщин».

^ Метод комментирования
Некоторые комментаторы стараются избегать рефлексий на современные проблемы церкви, считая, что долг экзегета — истолковать лишь то, что сказано в тексте. Текст обладает собственной силой, и поэтому, полагают они, он должен говорить с современными читателями непосредственно, без сопровождающих указаний о том, как следует применять прочитанное к сегодняшней ситуации. Другие комментаторы часто пускаются в слишком пространные рассуждения о приложении библейского текста к современной церкви. В данной работе мы выбрали средний путь: приоритет отдается разбору непосредственного содержания текста, однако периодически мы будем отмечать, какое значение этот текст имеет для богословия и практики церкви.

При таком подходе к комментированию невозможно отреагировать или хотя бы обратить внимание на все точки зрения, отличные от своей собственной. Автор предлагаемого «Комментария» представляет главным образом свое прочтение Павла, изложенное по возможности ясно и не перегруженное деталями. Попутно обращается внимание лишь на самые значительные расхождения во мнениях относительно того или иного места Послания. Надеемся, что простота стиля и метода данного «Комментария» сделают его доступным для широкого круга читателей.

Одной из главных трудностей комментирования 1-го Послания к Коринфянам являются наши поверхностные знания о той ситуации, к которой обращался Павел. К сожалению, нам не известно, каким образом проводились богослужения (Павел не оставил нам литургического чина и агенды). Мы не знаем во всех деталях, какое отношение общие трапезы имели к таинству Причастия. У нас нет аудиозаписей, демонстрирующих дар языков и пророчества в Коринфе. Читатели, к которым непосредственно обращался Павел, разумеется, знали, о чем он говорит, но в наше время по очень многим вопросам комментатору приходится высказывать лишь предположения на основании имеющихся сведений. В этом состоит не только интересность и увлекательность экзегезы, но подчас и ее бессилие. «Комментарий» публикуется в молитвенной надежде на то, что автор остался верен словам Апостола и читатели еще более укрепятся в уповании на Иисуса, проповеданного в «слове о кресте» (1:18).


1 Кор. 1:1-17
^ Вступительная часть Послания


1:1-3 Приветствие

1:4-9 Благодарение

1:10-17 Призыв к единству во Христе

Экскурс: современные деноминации


1 Кор. 1:1-3
Приветствие

Перевод

1 1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, 2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: 3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.


Комментарий

Призванный Апостол (1:1)

Павел тщательно продумал все детали вступительной части (1 Кор. 1:1-9), чтобы пресечь возникшую фракционность и вернуть коринфян в единую общность Иисуса Христа. С этой целью он прежде всего объявляет о своих полномочиях — полномочиях назначенного Иисусом посланника, который, исполняя Его поручение, стал духовным отцом каждого христианина в Коринфе (4:15). Таким образом, никто не имел права заявлять: «Я — Аполлосов» или «Я — Кифин» (1:12), если заявляющий имел в виду, что не имеет никакого отношения к Павлу. Хотя Павел считал себя наименьшим из Апостолов (15:8-9), его апостольство было непререкаемо. Он видел воскресшего Господа (9:1)! Господь нарек его Своим избранным сосудом, призвав стать Апостолом для язычников (Деян. 9:15; Рим. 11:13), а значит и для жителей преимущественно языческого Коринфа.

Но Павел знал, что сам по себе он — ничто (2 Кор. 12:11). Он и в мыслях не имел собирать вокруг своей персоны группу последователей и глубоко сожалел о возникновении «павловой» группировки, как сожалел обо всяком расколе вообще (1 Кор. 1:12). Он считал себя всего лишь слугой и свидетелем распятого и воскресшего Господа, Христа Иисуса, обетованного Мессии Израиля и Спасителя мира (Мф. 1:21; Ин. 4:42). Прежний гонитель церкви (1 Кор. 15:9) обрел свое великое призвание — обручать людей с Христом (2 Кор. 11:2); главный его труд состоял в том, чтобы в людях «изображался» Христос (Гал. 4:19). Его стремление во всем ставить на первый план имя и дело Христа отчетливо видно в начальных стихах Послания, где слово «Христос» встречается десять раз в первых десяти стихах. Как сказал сам Павел в Послании к Филиппийцам, «для меня жизнь — Христос» (Флп. 1:21).

Павел был поставлен служить Христу «не человеками и не через человека» (Гал. 1:1), а «волею Божиею» (2 Кор. 1:1; Еф. 1:1; Кол. 1:1; ср. 1 Тим. 1:1). В отличие от лжеапостолов, хваливших сами себя и навязывавших церкви свою волю (2 Кор. 10:18; 11:13), служение Павла было утверждено Богом.

Несмотря на статус богопризванного Апостола, Павел никогда не действовал в одиночку. Его служение всегда было совместной работой с кем-то еще, будь то с Варнавой, с Силой и Тимофеем (1 Фесс. 1:1; 2 Фесс. 1:1), с различными «братиями» (Гал. 1:2) или, как здесь, с Сосфеном. Вероятно, это тот же Сосфен, который еще ранее служил начальником синагоги во время первого приезда Павла в Коринф (Деян. 18:17). Как и другой архисинагог до него (Крисп, Деян. 18:8), Сосфен проникся проповедью Павла. Его симпатии к христианству вызвали враждебное отношение со стороны других иудеев, спровоцировавших его избиение перед судилищем проконсула Галлиона (Деян. 18:17). После этого Сосфен, видимо, покинул город и поселился в Эфесе. Как бывший синагогальный сановник, более того, страстотерпец ради Христа, Сосфен наверняка пользовался уважением в коринфской церкви.

Вероятно, именно Сосфен записал бóльшую часть Послания (т. е. с начала по 1 Кор. 16:20 включительно) под руководством Павла. Возможно, это была не только механическая запись под диктовку. Вероятно, Павел и Сосфен обговаривали содержание Послания и приходили к обоюдному согласию относительно того, чтó в нем должно быть передано. Тем не менее, основным земным автором Послания, несомненно, является Павел. Наиглавнейшим же автором является Бог, Духом Которого вдохновлялась запись Писаний (2 Тим. 3:16; 2 Пет. 1:21), и поэтому канонические писания Павла являются частью Священного Писания (2 Пет. 3:16). Непосредственные обстоятельства и способ написания священных книг человеческими авторами нисколько не умаляют божественное авторство Библии (ср. комментарий к 1 Кор. 1:16).


^ Призванные святые (1:2)

Павел и Сосфен обращаются к «церкви Божией, находящейся в Коринфе» (1:2). Церковь принадлежит не Павлу, не Аполлосу, не кому-либо еще. Она — Божья. Павел, Аполлос, Сосфен и все прочие работники церкви принадлежат Богу. Они — «соработники у Бога», а коринфские святые — «Божия нива, Божие строение» (3:9; ср. 3:22-23). Так Павел старается помочь коринфянам преодолеть ограниченные представления о церкви как о чисто человеческом институте или арене человеческой борьбы за власть и прийти к правильному пониманию ее природы как Божьего установления. Апостол Христа Иисуса, призванный волей Божьей, пишет церкви Божьей, состоящей из святых, также призванных Богом. Таково глобальное видение церкви, которым должны проникнуться коринфяне, видение «единой святой кафолической и апостольской церкви» (Никейский символ), церкви Божьей, одним из проявлений которой является церковь в Коринфе.

С одной стороны, церковь в Коринфе — полноценная церковь, не обделенная никакими дарованиями или милостями. С другой стороны, это только одно проявление Божьей церкви среди многих других, лишь одно, коринфское, обнажение всемирного пласта. Поэтому коринфяне не должны превозноситься над другими христианами своими познаниями, духовными дарованиями или уникальной культурной ситуацией. Они должны повиноваться тому же апостольскому Слову, на котором держатся все церкви (ср. 4:17; 7:17; 10:32; 11:16; 14:33). Таким образом, Павел постоянно напоминает коринфянам об их месте в большой христианской семье (ср. 16:19). Ведь Слово Божье вышло не от них.

Парадоксально, что в таком месте, как развращенный Коринф, существует истинная Божья церковь. Павел развивает свою мысль о природе церкви: она состоит из «освященных во Христе Иисусе» (1:2). Освящение Божьих людей не является плодом их собственных усилий — самосовершенствования, достижения нравственных высот. Это Божий дар во Христе. По замечанию одного библейского комментатора, «Holiness is received, not achieved» («Святости не достигают — ее получают»). Церковь получила свою святость в Крещении: «...но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (6:11; см. также 12:13). Исходя из того, что церковь наделена святостью, Павел все время призывает коринфян: «Станьте теми, кто вы есть! Живите как святые! Бегите от блуда! Достигайте любви!»

Далее следует еще один эпитет — «призванные святые» (1:2), уравновешивающий утверждение из 1:1 («призванный Апостол»). Божьи люди в Коринфе стали святыми, «святым народом», благодаря тому, что Бог призвал их «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9; ср. Исх. 19:5-6). В посланиях Павла понятие «святые» всегда включает в себя всех верующих.

Коринфяне — святые «со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте» (1 Кор. 1:2). Павел снова напоминает коринфянам: «Вы не свои собственные. Вы принадлежите обширному духовному сообществу христиан во всем мире». «Призывать имя Господа» (1:2) значит верить в Иисуса как в Господа, обращаться к Нему в молитвах и славить Его на богослужениях. Внимательный слушатель в Коринфе наверняка смог бы докончить цитату Павла из Книги пророка Иоиля 2:32: «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». Спасения нет ни в каком другом имени (Деян. 4:12; ср. Деян. 3:16). Несомненно, эти слова стали для Павла еще драгоценнее после Крещения. Анания обратился к нему с такими словами: «Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса». Таким образом, этим выражением («призывающий имя Господа») обозначается христианин — человек, с верой призывающий имя Иисуса. Римский государственный деятель Плиний Младший писал, что характерной чертой христиан было пение гимнов Христу «как Богу».

Наречная фраза «во всяком месте» (1 Кор. 1:2) перекликается с изображением величия вселенской церкви и ее миссии в Книге пророка Малахии: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте [в «Септуагинте»: ἐν παντὶ τόπῳ] будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал. 1:11).

Заключительная наречная фраза в 1 Кор. 1:2 — «у них и у нас» — еще раз напоминает коринфянам о том общем, что они имеют со всеми единоверцами-христианами. Они не единственные в своем роде, — у них тот же Господь Иисус Христос, что у их братьев и сестер во всем мире. «Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10:12). Таким образом, их сопричастность друг другу основана не только на том, что их владыкой является один и тот же Господь, но еще и на том, что Он — их Спаситель.


^ Передача даров (1:3)

Павел шлет апостольское благословение — «благодать» и «мир» (1 Кор. 1:3). Эти библейские благословения не просто пожелания. Они передают то, чтó выражается этими словами. Первое благословение, «благодать» — величайший дар Бога, Его безвозмездные милость и прощение, даруемые недостойным людям. Благодать, в свою очередь, является источником мира, состояния примирения с Богом (Рим. 5:1-11). Поскольку смерть Божьего Сына подарила нам прощение и примирение с Богом (Рим. 5:10), христиане вдохновляются на то, чтобы прощать и жить мирно друг с другом, а если возможно с их стороны, (Рим. 12:18), то и со всеми людьми. Как отчаянно коринфская община, раздираемая распрями, нуждалась в благословении мира и рождаемого им духа примиренчества! Божий мир часто производит и мир внутренний, хотя ощущение — это еще не самое важное. Первостепенную важность в понятии «мир» у Павла имеет объективное состояние мирных отношений с Богом через Иисуса Христа (Рим. 5:1-2; Еф. 2:14-18).

Дары благодати и мира даются «Богом Отцом нашим и Господом Иисусом Христом» (1 Кор. 1:3). «Господь Иисус Христос» наделен равенством Отцу как податель божественных даров. Именование «Господь» является атрибуцией свойства, присущего Богу.


1 Кор. 1:4-9

Благодарение


Перевод

1 4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — 7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, [чтобы вам быть] неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. 9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.


Комментарий

Обнаружив так много проблем в коринфской общине, Павел, вполне естественно, мог начать разговор с выражения неудовольствия. Однако он не допускает, чтобы обилие отступлений от истины среди коринфян омрачало его отношения с этой церковью и заслоняло собой гораздо более обильную Божью благодать (ср. Рим. 5:20). Их верный Апостол, пастырь и ходатай, он прежде всего заверяет коринфян в том, что постоянно благодарит за них Бога. Несмотря ни на что, они навсегда останутся его «похвалой» (2 Кор. 1:14; ср. Флп. 4:1; 1 Фесс. 2:19-20).

В древности существовал обычай начинать письмо или речь с выражения благодарности читателям или слушателям, что нередко превращалось в пустую лесть (ср. Деян. 24:1-3). Однако в устах Павла благодарение Богу за благодать, излитую Им на коринфян, не пустые слова. От полноты неизреченного дара Самого Христа (2 Кор. 9:15) община получила «благодать на благодать» (Ин. 1:16). После Крещения (1 Кор. 6:11; 12:13) у них была богатая и наполненная духовная жизнь. Апостол искренне благодарен за это.

Во Христе они обогатились «всяким словом и всяким познанием» (1:5). Богатая одаренность «словом» включала в себя дар говорения иными языками и толкования, дар пророчества и способность оценивать пророчество, учительское дарование и умение слагать гимны (12:10; 28-30; 14:26). Следуя примеру своего учителя, Аполлоса, «мужа красноречивого» (ἀνὴρ λόγιος, Деян. 18:24), коринфяне обогатились всяким «словом» (λόγῳ, 1 Кор. 1:5).

Источником дара слова было «познание», находящее у них в сердце. «Познание», как и «слово», понятие весьма широкое. В него входит дарованное от Духа понимание премудрости креста, умение по достоинству ценить все Божьи дары, способность рассуждать духовно, а также специфический дар пророческого знания (2:6-16; 13:2; 14:6). Эти два дара, слово и внутреннее знание, находят отражение в двух слагаемых 9-го стиха 10-ой главы Послания к Римлянам: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься».

За столь необычную одаренность общины Павел благодарит Бога. В этом выражении благодарности некоторые комментаторы видят долю иронии, потому что именно из-за дара слова (особенно дара говорения языками) и дара познания некоторые коринфяне возгордились. Впрочем, вряд ли можно сомневаться, что Павел благодарит совершенно искренне. Сами по себе эти дары (χαρίσματα, 12:4, 9, 28, 30, 31) были знамениями обильного дара Божьей благодати (χάρισμα, 1:7). Проблемы начались из-за того, что от этих даров у некоторых христиан «закружилась голова», словно они приобрели их благодаря собственным усилиям или интеллектуальным способностям. Позднее Павел напомнит им: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (4:7).

Таким образом, прославляя Бога за одаренность коринфян «всяким словом и всяким познанием» (1:5), Павел не только отдает должное Богу, но и дает коринфянам понять, что основное свое внимание он обратит именно на эти два дара. Всё, что он скажет в Послании, будет иметь целью исправить злоупотребления и развить у верующих правильное понимание христианской речи и знания.

Богатая духовная одаренность говорила о том, что апостольское свидетельство о Христе создало в душах слушателей христианскую веру. Свидетельство Святого Духа глубоко убедило их в правдивости Благовествования, произведя такие обильные плоды.

1 Кор. 1:7 — придаточное следствия, уравновешивающее сказанное в 1:5 («в Нем вы обогатились всем») с помощью двойного отрицания: «…так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании». Вряд ли здесь Павел сравнивает коринфян с какими-либо другими христианами («не имеете недостатка по сравнению с другими»), он лишь говорит, что у них есть всё необходимое. Они не должны считать себя неполноценными из-за недостатка риторического образования, — полученные ими χαρίσματα вполне достаточны.

Здесь Павел впервые употребил слово χάρισμα («дарование», «милостивый дар», 1:7). Сами коринфяне, похоже, предпочитали слово πνευματικά («духовные [дары]», 12:1), однако Павел предпочитает слово χάρισμα как напоминание о том, что они имеют всё это по Божьей милости.

При этом Павел деликатно напоминает им, что одаренность не должна вести к самодовольству. Чрезмерная увлеченность благословениями может заставить забыть о христианской надежде, а это недопустимо. Ведь эти дары (дары милости, дары благодати) были подарены слабым, то и дело оступающимся грешникам, всё еще несущим свой крест и ожидающим прославления, которое произойдет в самом конце. Они по-прежнему должны сосредоточенно ожидать «явления Господа нашего Иисуса Христа» (1:7). Их дары призваны служить церкви, которая всё еще продолжает свой земной путь. Однако коринфяне, опьянев от обилия дарований, рискуют впасть в гордыню, почему Павел укоризненно скажет им: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас» (4:8). Это привело к тому, что они уже не столь страстно ждут второго пришествия Господа, мало того, их надежда на воскресение тела начала ослабевать (1 Кор. 15). Им нужно напомнить, что Дух и все Его дары — это данный Богом залог, гарантия гораздо более великого наследия (2 Кор. 1:22; 5:5; Еф. 1:14). Они должны присоединиться к Павлу в молитве, которой он завершает Послание: μαράνα θά («Господь наш, приди!» 1 Кор. 16:22).

Свидетельство Христово уже утвердилось в них в прошлом (1:6), но Павел благодарит Бога также за то, что и в дальнейшем Он будет утверждать коринфян в вере. Вне всякого сомнения, Он будет делать это «до конца» (1:8; ср. Флп. 1:6; Иуд. 24–25).

Таким образом, коринфяне могут быть уверены, что в тот день, когда все должны будут явиться пред судилище Христово (2 Кор. 5:10), они будут «святыми и непорочными и неповинными» перед Ним (Кол. 1:2). Этот день и та оценка, которая в этот день будет дана его жизни, были для Павла гораздо важнее любой оценки, которую могли дать его служению люди (1 Кор. 4:3). Важно, чтобы и коринфяне, поглощенные нынешним веком и его дарами, постоянно помнили о Последнем дне. Наша смерть может наступить до второго пришествия Иисуса, но воскресение тела и вечная жизнь в новом творении начнутся только с Его возвращением. Необходима правильная «апокалиптическая» перспектива — понимание того, что каждое мгновение нашей кратковременной жизни проходит под сенью вечности. Это позволит избежать духовной близорукости и не даст временным радостям, дарованиям и заботам мира сего полностью завладеть нашим вниманием. «Ибо, — напоминает Павел в 7:29-31, — проходит образ мира сего». Поэтому мы живем здесь как иностранцы, вынужденные прожить свой век на чужбине, тоскуя по истинному дому на небесах, «откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3:20).

Говоря, что Бог сохранит их «неповинными» (1 Кор. 1:8), Павел не имеет в виду, что в момент второго пришествия они будут нравственно безупречны. Павел заверяет их в том, что никто не сможет обвинить их (Рим. 8:33), ибо Христос Иисус сделался их праведностью (1 Кор. 1:30). Более того, Павел уверен, что Бог не попустит им пасть во время искушений (10:13; 2 Кор. 1:10).

Он заверяет их, что Бог будет поддерживать их до самого конца, так как знает, что «Бог верен» (1 Кор. 1:9). Согласно Писанию, верность — одно из отличительных свойств Бога. Каждый человек имеет врожденную склонность ко лжи и обману (Рим. 3:4; ср. Пс. 115:2), а Бог «неизменен в слове» (Тит. 1:2). Он — «Бог верный, Который хранит завет и милость» (Втор. 7:9), подкрепляет все Свои обетования утвердительным «да» и «аминь» (2 Кор. 1:18-20). Таким образом, Он заслуживает абсолютного доверия христианина.

В знак того, что Призвавший их будет совершать Свое доброе дело до конца (ср. Флп. 1:6), Павел говорит о благословенном общении, которое коринфяне уже имеют во Христе. Это общение (κοινωνία, «причащение», «приобщение», «причастность») означает гораздо больше, чем просто иметь какое-то отношение к Христу. Оно означает реальное приобщение к Нему Самому, соединение с Ним через веру и Крещение в Его Тело, вследствие чего тела верующих таинственным образом являются теперь членами Его Тела (6:15; 12:13). Это глубокое приобщение постоянно подкрепляется Евангелием и истинными Телом и Кровью Христа в таинстве Святого Причастия (9:23; 10:16).

Общение с Христом в свою очередь является основой общения между христианами (Деян. 2:42; 1 Ин. 1:3). Приобщая людей к Своему Сыну в качестве членов Его Тела, Бог создает тесные и глубокие отношения между ними самими. С самого начала Павел напоминает коринфянам о том, что их «общение» (κοινωνία, 1 Кор. 1:9) во Христе исключает всякую групповщину и индивидуализм (1:10-11). Для Павла были бы неприемлемы религиозные взгляды многих современных людей, считающих, что «христианская вера — это мое личное дело между мной и Богом».


1 Кор. 1:10-17

^ Призыв к единству во Христе


Перевод

1 10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. 11 Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12 Я разумею то, что у вас говорят: «я — Павлов»; «я — Аполлосов»; «я — Кифин»; «а я — Христов». 13 Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? 14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю. 17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.


Комментарий

Будьте единомышленниками (1:10-12)

Итак, Павел обращается к первой из тех больших проблем, которым посвящено Послание, — восстановление единства церкви. Эта тема будет проходит красной нитью через первые четыре главы (1:10–4:21). Несмотря на суровость в некоторых высказываниях (4:21!), основным пафосом его призыва является Евангелие распятого и воскресшего Господа Иисуса Христа, имя Которого призывают коринфяне (1:2). Их вера и общение во Христе, — подчеркивает он, — имеет прямое отношение к сохранению единства.

Коринфяне призваны в общение с Христом (1:9). Павел умоляет их сохранять это единство. Называя их «братьями» (это название он употребляет в Послании тридцать девять раз), он умоляет их «именем Господа нашего Иисуса Христа» (1:10), именем, перед которым должны померкнуть все прочие имена и названия любых «партий» и группировок. Ведь именно в это имя они крестились. Упомянув имя Христа, Павел уже здесь, в 1:10, готовит почву для аргумента, связанного с Крещением (1:13). Коринфяне принадлежат Христу и только Христу, потому что они крещены в Его имя, а не во имя Павла или кого-либо еще.

Апеллируя к той общей связи, которую они имеют во Христе, Павел призывает их «говорить одно» (1:10). Коринфяне, возгордившиеся своими интеллектуальными способностями, любили спорить друг с другом, принимая самые разные точки зрения по таким вопросы, как половые отношения и брак, диетарные законы, духовные дары, роль женщины в богослужении. Мольба Павла о единстве не означает, что он стремился к серому однообразию, не терпящему индивидуальных оттенков и акцентов. С другой стороны, он никогда не стал бы потворствовать и другой крайности — принципу «примиренного разнообразия», плюрализма в вероучении и практике, которого придерживается современное экуменическое движение. Это было бы несовместимо с единством в словах. Павел призывает церковь к «широкому консенсусу», чтобы община славила Бога «едиными устами» (Рим. 15:6) и «старалась сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3; ср. Пс. 132:1; Ин. 17:17-21).

Итак, в общине не должно быть «разделений». Одно из значений слова σχίσμα («разделение») — разрыв ткани в одежде (Мк. 2:21). Община еще не настолько разделена, чтобы Павел не мог обращаться к коринфянам как к единому целому, но похоже, что они уже стоят на пороге раскола. Как и Господь в первосвященнической молитве, Павел желает, чтобы они были «едино» (Ин. 17:21, 23). Преданность любимым предстоятелям не должна более раздирать общину на части.

Продолжая свой призыв, Павел молит коринфян, чтобы они «были соединены в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10). Одно из значений глагола καταρτίζω («соединять») — «чинить», например, чинить сети (Мк. 1:19). Коринфяне должны исправить свои отношения друг другом, вернуться к прежнему согласию (ср. 2 Кор. 13:11: καταρτίζεσθε — «усовершайтесь»).

Далее Павел говорит: «...от домашних Хлоиных сделалось мне известным... что между вами есть споры» (1 Кор. 1:11). Он не говорит: «я слышал, что...» или «говорят, что между вами есть споры». Один библейский комментатор отмечает, что Павел демонстрирует мудрый пастырский подход, называя источник информации. «Он не пользуется слухами, которые наносят много вреда церкви, пока кто-нибудь не заставит умолкнуть их злобное жужжание». Его информантами были, вероятно, родственники или слуги Хлои. Сама Хлоя почти наверняка была христианкой или, по крайней мере, симпатизировала церкви. Где именно она проживала — в Коринфе или Эфесе, не сказано.

Домочадцы Хлои сообщили Павлу, что между коринфянами происходят «споры» (1:11). Слово «споры» (ἔριδες) почти синонимично слову «разделения» (σχίσματα) в 1:10. Споры и зависть — признак того, что коринфяне всё еще «плотские» люди (σαρκικοί, 3:3), находящиеся во власти невозрожденной человеческой природы. В перечень «дел плоти» из Гал. 5:19-20 включены «ссоры» (ἔρις) и прочие родственные грехи, как то: «вражда... зависть, гнев, распри» (ἐριθεία, т. е. раздоры, причиной которых является тщеславие и амбиции). Человек, погрязший в подобных грехах, рискует потерять свой удел в Царствии Божьем (Гал. 5:21).

Прискорбная склонность к спорам стала широко распространенным явлением в Коринфе. Не меньшее сожаление вызывал эготизм, «ячество», которое Павел подчеркивает четырехкратным повторением местоимения «я»: «Я — Павлов; я — Аполлосов; я — Кифин; а я — Христов» (1:12).

По-видимому, Павел перечислил эти группировки по мере возрастания того значения, которое он придавал каждому из их «лидеров», начав с себя, наименее значимого лица, и закончив Христом. Разумеется, ни один из этих «лидеров» сам не собирал вокруг себя отдельной фракции. Не до конца ясна мотивация, приведшая к образованию каждой из этих групп.

Значительной была группа, считавшая своим лидером Павла, отца-основателя общины, трудившегося у них полтора года (Деян. 18:11). Они считали, что Павел должен быть в почете как первый миссионер, проповедовавший им Евангелие. Возможно также, что им была более по душе простота и незамысловатость его проповедей. Но Павел не одобряет наличие в общине этой группировки, впрочем как и всех остальных. Насколько он может судить, «павловыми» движет отнюдь не евангельское рвение. Возбуждаемые тщеславием и стремлением выделиться, они создают культ личности Апостола, подобно тому как другие группы, по каким-то собственным, но не менее эгоистичным соображениям, поднимают на щит Аполлоса, Кифу и даже «Христа».

После того как Павел создал церковь в Коринфе, одаренный и красноречивый александриец Аполлос отбыл из Эфесской церкви в Ахайю (Греция). «Он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью» (Деян. 18:27). Таким образом, Аполлоса почитали как «поливавшего» то, что Павел «насадил» в Коринфе (1 Кор. 3:6). На фоне ораторского мастерства Аполлоса проповедь Павла казалась (по крайней мере, некоторым) безыскусной и чересчур простой (2:1-3; 2 Кор 10:10; 11:6). Однако ничто не говорит о том, что Аполлос поощрял создание вокруг своего имени отдельной «партии». Все факты указывают на то, что он и Павел трудились в согласии (ср. 16:12, где Павел сообщает им, что он очень просил «брата» Аполлоса еще раз приехать к ним).

Вероятно, «павловы» и «аполлосовы» были самими крупными фракциями. Несомненно, распри между этими двумя группами вызывали у Павла наибольшую озабоченность. В главах 3 и 4 он возвращается к проблеме правильной оценки роли Аполлоса и своей собственной (3:4-9; 4:6), но группы, называвшиеся «кифиными» и «Христовыми», больше не упоминаются.

Труднее поддается объяснению возникновение группировки вокруг имени Кифы. Возможно, Кифа лично приезжал в Коринф вместе со своей женой, так как коринфяне были знакомы с обыкновением Кифы брать с собой в поездки жену (9:5). Если Петр и его жена гостили в доме кого-то из коринфян, это вполне объясняет привязанность к нему некоторых членов общины. Однако трудно сказать, откуда коринфяне знали о том, как путешествует Петр — из личного опыта общения с ним или понаслышке. Возможно также, что некоторые коринфяне, особенно из числа иудеохристиан, были крещены Петром и поэтому относились к нему с особой теплотой. Возможно, что некоторые из прибывших в Коринф иудеохристиан гордились тем, что имеют рекомендательные письма от главного Апостола (ср. 2 Кор. 3:1). Предположить что-то еще не представляется возможным. В Послании нет ни одного указания на то, что название «кифины» относилось к какой-либо иудействующей группе, выступавшей за более скрупулезное отношение к иудейскому закону, в частности, к диетарным правилам.

Труднее всего объяснить, каким образом появилась группировка, называемая «Христовыми». Выдвигались различные гипотезы. Французский комментатор Фредерик Луи Годэ посвятил этому вопросу двенадцатистраничное приложение к своему комментарию 1887 года. С тех пор предлагалось много разных интерпретаций этого места. Один комментатор следующим образом обобщил попытки истолковать, кто в 1:12 назван «Христовыми»:

Иудеи из Палестины, знавшие Иисуса или Его брата Иакова.

Иудействующие, наподобие тех, что проникали в галатские церкви.

Коринфские еретики, отказывавшиеся признавать апостольскую власть и заявлявшие, что имеют прямое общение с Христом через Духа.

Спиритуалисты, или пневматики (от «пневма» — «Дух»), исповедовавшие Христа, но не признававшие Иисуса-человека (см. 12:3).

Гностики («знающие»), претендовавшие на особое знание, свободу от власти и земных лидеров.

Выдвигалась и совсем смелая гипотеза — читать не χριστοῦ («я — Христов»), а κρισποῦ («я — Криспов»), от имени Крисп (из 1:14)!

Ясно одно — «Христовы» обособляли себя от остальных трех группировок. Возможно, они не выделялись каким-то особым вероучением или практикой, а просто, устав от препирательств, горделиво заявляли что-нибудь вроде: «Чума на оба ваши дома!9 Я — Христов!» С другой стороны, их критическое отношение к верным пастырям может означать, что «Христовы», считая себя особенной «духовной» группой, претендовали на «прямой духовный доступ ко Христу без какого-либо опосредования человеком». Возгордившись своей одаренностью и γνῶσις, «познанием» (1:5), они могли быть особенно расположены к теологии славы, которая отводит мало места Христу и сораспятым Ему пастырям. Но ведь быть Христовым, отвергая апостольское служение, учрежденное Самим Богом, невозможно. Поэтому Павел выступает и против этой группы.


^ Три риторических вопроса (1:13)

Ответ Павла на известия, полученные от домочадцев Хлои, начинается с трех риторических вопросов: «Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» (1:13). Павел недоверчиво спрашивает, возможно ли, чтобы Христос разделился на три части, поделив Себя между тремя конкурирующими группировками. Разве может быть «павлов Христос», «аполлосов Христос», «петров Христос» или еще какой-нибудь отдельный Христос, пусть и без прилагательного? Ответ самоочевиден: эта мысль просто нелепа! Совершенно ясно, что Господь Иисус — единая неделимая личность. И как невозможно разделить на части Его личность, так же немыслимо дробить на отдельные фракции Его Тело, Церковь!

Обращая укор непосредственно только к «павловым», ибо остальные группировки сумеют принять то же самое на свой счет, Павел показывает абсурдность их позиции: «Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?» Здесь, первый раз в этом Послании он указывает на судьбоносное значение Распятия Христа и Крещения во Христа и во имя Христа как усвоение человеку Христовой смерти. С самого начала суть Евангелия, благовествованного коринфянам, была одна и та же: «Христос умер за грехи наши» (15:3). Разве можно, веруя во Христа распятого, столь высоко превозносить Павла или какого-либо другого служителя Евангелия? Ведь не Павел купил их ценою своей крови, значит не Павлу они и принадлежат. Единственным основанием их веры остается Иисус Христос, и притом распятый (2:2; 3:11).

Крещение во имя Иисуса — второе основополагающее событие в жизни церкви. Посредством Крещения верующие усвоили себе спасение, приобретенное Христом на кресте. Поэтому делать из Павла кумира, идентифицировать себя с ним, будто в нем можно найти спасение, было совершенно абсурдно.


^ Крещенные Павлом (1:14-16)

Трудясь в Коринфе, Павел, естественно, не ставил себе задачу крестить как можно меньше людей. Но, оглядываясь назад, он благодарит Бога за Его промысл в том, что Он не дал Павлу крестить какие-либо другие семьи, помимо упомянутых. По замечанию Иоганна Альбрехта Бенгеля, «провидение Божье часто являет себя в событиях, причина которых раскрывается лишь позднее».

Бог устроил так, чтобы Павлу довелось крестить лишь Криспа и Гаия. Крисп был тем начальником синагоги, который стал одним из первых обращенных Павлом в Коринфе, уверовав в Господа «со всем домом своим» (Деян. 18:8). Вполне вероятно, что Павел крестил всех членов этого семейства и здесь упоминает только Криспа как главу семьи.

Вероятно, Гаий — тот же человек, которого Павел упоминает в Послании к Римлянам (написанном в Коринфе): «...странноприимец мой и всей церкви» (Рим. 16:23). Возможно, его полное имя было Гаий Тиций Иуст. Тиций Иуст упомянут в Книге Деяний как чтущий Бога язычник, укрывший Павла в своем доме, когда тот был изгнан из коринфской синагоги (Деян. 18:7). Таким образом, он, как и Крисп, входил в первую группу обращенных и поэтому был крещен самим Апостолом. Вероятно, он был состоятельным человеком, поскольку имел возможность принимать у себя всю церковь. В этом отношении он и Крисп отличались от большинства членов коринфской общины (1 Кор. 1:26-29). Гаий мог быть одним из римских вольноотпущенников, приехавших в Коринф и разбогатевших на торговле.

Павел допускает, что кто-то, возможно, считает себя крещенным во имя Павла (1:15). Говорил ли так кто-нибудь или нет, мы точно не знаем, но не исключено, что некоторые из бывших язычников, обращенных им в христианство, находясь под впечатлением от тех чудес, которыми сопровождалась его проповедь, стали почитать его богоподобной личностью (ср. ликаонцы в Деян. 14:8-18). Павел решительно отметает любые претенциозные предположения такого рода. Прежде всего, поскольку крещение, совершаемое неким человеком, не есть крещение во имя этого человека, никто из крещенных Павлом не может сказать, что он крещен во имя Павла. Крещение всегда совершалось «во имя Иисуса» (краткое определение христианского Крещения во имя Святой Троицы, Мф. 28:19). К тому же, Павел лично крестил только Криспа и Гаия (а также семейство Стефана, 1 Кор. 1:16), поэтому только эти люди могли бы считать себя крещенными во имя Павла, хотя это и не правильно.

Наконец, Павел вспоминает «семейство Стефаново» (1:16). В свое время это семейство было «начатком Ахайи» (16:15). Они были известны как верные служители святых (16:15). Почему же Павел сразу не упомянул Стефана в числе тех, кого он, Павел, крестил, если Стефан в этот момент был рядом с ним в Эфесе вместе с другими членами делегации из Коринфа, Фортунатом и Ахаиком (16:17)? Возможно, Павел забыл упомянуть его именно потому, что Стефан в этот момент был вместе с ним. Вспоминая имена людей в Коринфе, Павел забыл, что некоторые из этих коринфян сейчас находятся здесь в Эфесе. Не исключено, что Стефану или кому-то из двух других посланцев из Коринфа пришлось напомнить об этом Павлу. После этого упущения Павел уже не уверен, что упомянул всех, и поэтому прибавляет: «...а крестил ли еще кого, не знаю» (1:16). Видимо, он не считал столь уж важным вести скрупулезный подсчет всех, кого крестил.

То, что Писание позволяет нам увидеть Апостола, запамятовавшего какой-то факт, напоминает нам, что создание Библии по вдохновению свыше не было механической записью под диктовку. Годэ пишет: «Те, кто считает, что вдохновение от Святого Духа моментально оказывалось на кончике пера священного писателя, минуя его сердце и мозг, должны задуматься над этими словами». Впрочем, человеческая слабость Апостола ничуть не умаляет природу апостольского Писания как Слова Божьего, написанного в назидание и в утешение читающих.


^ Павел как благовестник/проповедник слова о кресте (1:17)

Крестить людей не было главной задачей Апостола, «ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать» (1:17). В глаголе «послал» (ἀπέστειλεν) мы слышим тот же корень, что в слове «апостол» (ἀπόστολος). В поручении, данном Павлу Христом, крещение не стояло на первом месте. Сам Иисус не крестил — Он поручал совершать крещения Своим ученикам (Ин. 4:1-2). Апостолы Петр и Иоанн не крестили самарийских новообращенных — это уже было сделано дьяконом Филиппом (Деян. 8:12-17). Это никоим образом не умаляет ценность таинства Крещения и получаемых в нем даров. Просто задача крестить людей могла исполняться любыми помощниками Апостолов. С другой стороны, немаловажно, что Апостол Павел все же крестил некоторых людей, — так был показан новозаветный образец благовестия: проповедь Евангелия сопровождается христианским Крещением (напр., Деян. 2:38-41; 8:12-13; 36-38; 10:47-48).

Павлу было поручено «священнодействие благовествования» Христова (Рим. 15:15-16). Он был избран для этого еще от утробы матери. Ему было предначертано благовествовать Сына Божьего среди язычников, достигая тех краев, где имя Христово еще не было известно (Рим. 15:20-21; 2 Кор. 10:14-16; Гал. 1:15-16). Павел и другие Апостолы были первопроходцами, распространявшие Евангелие где только возможно. Их задача, по выражению некоторых исследователей, была «уникально исторична». Для выполнения этой задачи требовались особые дары.

Пресвитерам (пастырям), назначавшимся Павлом уже во время первого миссионерского путешествия (Деян. 14:23), приходилось работать с гораздо более узким кругом людей, на местном уровне. В их обязанности всегда входило не только проповедование, но также Крещение и Причащение.

Высоко отозвавшись о проповеди, Павел сразу же прибавляет, что проповедник не должен полагаться на собственную «премудрость слова» (σοφίᾳ λόγου, 1 Кор. 1:17). Его ораторский талант может стать хорошим «слугою» благовестия, если он смиренно использует его именно с этой целью. Но если проповедник пользуется им, чтобы продемонстрировать свое красноречие, а не крест Христов, значит «хороший слуга» превратился в «плохого хозяина». Одно из значений выражения σοφία λόγου — словесное обаяние и красноречие. В этом Павел не был силен — по крайней мере, по сравнению с Аполлосом. Он пришел к коринфянам «в немощи и в страхе и в великом трепете» (2:3). Хотя они признавали, что в своих посланиях он «строг и силен», в личном присутствии он виделся им слабым, а речь его казалась лишенной ораторского дарования (2 Кор. 10:10; 11:6). В их поверхностных суждениях главное место занимала подача материала, а не его суть.

Контекст позволяет сказать, что в понятие «премудрость слова» входит нечто гораздо большее, чем ораторские способности. Оно включает в себя как форму, так и содержание: и человеческие способности ритора, и человеческую философию. Обратите внимание на антагонизм группы эллинских философов (φιλοσόφοι) по отношению к Павлу и Евангелию в Деян. 17:18, а также на критичное отношение Павла к «философии [φιλοσοφία] и пустому обольщению» в Кол. 2:8. Еще более ярко Павел противопоставляет Евангелие мирскому мудрствованию в 1 Кор. 1:18-25. Например, в 1:21, где Павел говорит, что «мир [своею] мудростью не познал Бога», под «мудростью» прежде всего имеется в виду философия. Таким образом, Павел не приемлет традиционную манеру греческих философов и софистов, навязывавших «умные» мысли с помощью «премудрости» и словесного витийства, не брезгуя иной раз «выдать ложь за правду»10.

Проповедник, полагающийся на человеческую мудрость, будь то в формулировании идей или в манере их подачи, лишает крест Христов его силы (1:17). Ибо сила креста — в слабости (ср. 2 Кор. 12:9; 13:4). Нежелание проповедовать слово о кресте доступно и незамысловато — лишает это слово возможности оказать на слушателя свое мощное воздействие. В этом случае оратору удается лишь привлечь внимание к самому себе и к своим ораторским способностям. К этому вопросу Павел обращается ниже.


^ Проповедование — «высший сан в христианстве»

Призвание и дело всей жизни Павла как Апостола язычников состояло в том, чтобы проповедовать Евангелие там, где имя Христа еще не было известно (Рим. 15:20). Его задача выходила за рамки какой-то отдельной общины или группы общин. Поэтому в своем служении ему приходилось переезжать из одной области в другую, благовествуя, обучая и увещевая новообращенных, доколе в них не «изображался» Христос (Гал. 4:19). Имея столь широкие обязанности и много переезжая с места на место, он физически не мог постоянно заниматься душепопечением и отправлением таинств в каждом отдельном месте. Как уже было сказано, с самого начала своих миссионерских путешествий он возлагал эти обязанности на местных «пресвитеров» (пастырей), назначавшихся в каждой церкви (Деян. 14:23).

Говоря коринфянам, что Христос не посылал его крестить, Павел никоим образом не поощряет пренебрежительного отношения к таинствам или обычному пастырскому служению. Он имеет в виду только одно: крестить людей не было главной задачей того служения, которое было возложено на него лично — служения Апостола.

Лютер приводил 1 Кор. 1:17 в подтверждение точки зрения, что хорошее проповедование — высшая обязанность пастыря:

...духовные тираны саном проповедника пренебрегали и умаляли его, а также совершенно отделили его от духовного правления. А ведь это — наивысшее служение, от которого зависят и из которого следуют все прочие. И наоборот, где нет проповеднического служения, там не будет и остальных. Так как в Евангелии от Иоанна 4[:2] говорится, что Иисус не крестил, а только проповедовал. А Павел в Первом Послании к Коринфянам 1[:17] хвалится, что послан не крестить, но проповедовать.

Посему на кого возложен сан проповедника, на того возложен высший сан в христианстве. Этот человек может впоследствии и крестить, и служить мессу, и заниматься всевозможным душепопечительством или, если он этого не хочет, может оставаться только проповедником, а крещение и прочие меньшие служения оставить другим, как поступали и Христос, и Павел, и все Апостолы в Книге Деяний 4 [точнее, 6:4]11.

В своем переводе «Апологии» Юст Йонас обращает внимание на то, что хорошая проповедь привлекает людей: «Ничто так не привязывает людей к церкви, как хорошая проповедь» (Ап XXIV 50)12.

Экскурс

^ Современные деноминации

Каким же образом тенденция, о которой Павел горько сетует в 1 Кор. 10-17, проявляется в современной церкви? Первое, что бросается в глаза, — разделение христианства на деноминации: «„Я — лютеранин“. „Я — кальвинист“. „Я — веслианец“. „Я состою в Церкви Христа“». Что ж, скажем прямо: если где-то пустил корни духовный шовинизм, если какие-то христиане кичатся своей деноминацией и смотрят свысока на другие, им следует напомнить предупреждение и осуждение, которые мы услышали из уст Павла. Но все-таки нельзя слишком упрощенно проводить параллель между фракционностью, которую осуждает Павел, и современным разделением на деноминации. Здесь нужно сделать несколько оговорок.

Во-первых, следует учесть, что некоторые названия присваивались христианам и христианским церквям (нередко против воли) их оппонентами. Возможно, таким образом появились слова «христианин» и «назорей» в новозаветный период. А в 1521 году Лютер почти повторил высказывания Павла из 1 Кор. 1:10-17 и 3:4-6,22, когда просил о следующем:

Во-первых, прошу я, не стоит упоминать моего имени и называть себя лютеранином, а не христианином. Кто такой Лютер? Ведь в конце концов учение-то не мое. И к тому же меня никто не распинал. Св. Павел в 1 Кор. 3 возмущался, когда христиане говорили «я — Павлов» или «я — Аполлосов», и настаивал на том, чтобы они называли себя «Христовыми». И разве можно мою жалкую, смердящую плоть совместить с тем, чтобы дети Христовы назывались моим далеко не святым именем?13

Однако члены деноминации, называемой именем какого-то человека, не всегда разделяют все мнения этого человека, сопоставляя их с Божьим Словом. Также деноминационное название не предполагает несогласия с христианами прошлого, которые исповедовали Евангелие. Напротив, имя какого-то лица может быть принято группой христиан именно потому, что этот человек исповедовал истину Евангелия исключительно ясно, а также для того, чтобы их не путали с теми, кто затеняет Евангелие или совсем оставил его. В таких случаях «ярлык» может помочь обозначить свое согласие с истинным Евангелием, всегда исповедовавшимся всеми верующими. Например, лютеранская церковь, называя себя «лютеранской», идентифицирует себя как исповедницу единой кафолической веры, выраженной в трех вселенских Символах веры и в Символических книгах лютеранства.

Во-вторых, не следует считать, что термин «деноминация» подчеркивает лишь то, что размежёвывает одну церковь с другой, оставляя без внимания то общее, что данная церковь имеет со вселенской церковью. Христианская деноминация по-прежнему является частью единой кафолической церкви, на что и указывает название деноминации.

В-третьих, следует понимать, что размежевание церквей друг с другом часто происходит вследствие серьезных разногласий в области вероучения и практики, а то, что фракции, упомянутые Павлом в 1-ом Послании к Коринфянам, образовались вследствие каких-то доктринально-практических расхождений, не подтверждается никакими фактами. Из слов Павла следует, что эти группировки появились вследствие разделения симпатий верующих между лицами, которые, сами того не желая, считались «лидерами» этих групп — Павлом, Аполлосом, Кифой и Христом (1 Кор. 1:12). Павел осуждает это разделение, потому что оно совершенно беспочвенно. Весь ажиотаж вокруг вышеупомянутых «лидеров» был создан их слишком ревностными «последователями». Но в другом месте этого же Послания, где Павел снова говорит о «разделениях» (σχίσματα, 11:18, то же слово, что в 1:10 и 12:25), когда дело касается разногласий по поводу Причащения, Павел даже одобряет наличие таких разделений: «Ибо должна быть между вами и разность мнений, чтобы испытанные обнаружились между вами»14 (11:19). Иными словами, разделения показывали, кто из членов общины остается верным, а кто нет. В другом случае Павел не побоялся лично противостать Петру и публично порицал его, когда возникло разногласие по поводу церковного общения (Гал. 2:11-21).

Принимая во внимая всё вышеизложенное, следует сказать, что трагедия нынешнего разделения церкви на различные направления и деноминации состоит в том, что многие христиане отступили от апостольского Евангелия в различных вопросах вероучения и практики. Раздоры происходят из-за отступлений от истины, а для восстановления единства церкви нужно, чтобы все стороны вернулись к единой кафолической и апостольской вере. Если видимые церкви объединятся в некий союз, это еще не значит, что все они вернулись к истинной вере и по-настоящему едины. Что такое церковь и какой она должна быть, если хочет оставаться церковью Христовой, определяется словом о кресте — Евангелием Иисуса Христа. На основании Евангелия Павел приказывает отлучить кровосмесителя и запрещает церковное общение с развратниками (1 Кор. 5). Апостол расшифровывает значение Евангелия для целого спектра вопросов — брак и отношения между полами, Причащение, богослужение, духовные дары, роль женщины в церкви (1 Кор. 6–14). Он повторяет апостольское предание о воскресении, без которого вера тщетна (1 Кор. 15). Господнее и апостольское Евангелие теперь записано в Священном Писании. В современных деноминациях и общинах, как и в коринфской церкви, практика евхаристического общения должна основываться на верности этому непререкаемому учению. Ни один из артикулов христианской веры не должен быть отменен или проигнорирован как незначительный или несущественный для единства церкви.

Если говорить о современном христианстве, то, пожалуй, самым близким аналогом того, что происходило в Коринфе, является преклонение верующих перед «выдающимися» (и даже не очень выдающимися) богословами и известными деятелями церкви, проповедниками и т. п. Такое почитание подчас приобретает культовые черты и развивается независимо от того, в какой организации или перед именем какого человека происходит это преклонение. У Карсона есть по этому поводу примечательное высказывание:

Павел считает недопустимым раболепство верующих перед каким-либо церковным лидером и фанатичную привязанность к нему, выливающуюся в конкуренцию, ссоры и зависть. Предмет такого обожания, пусть даже помимо своей воли, возводится на слишком большую высоту, а это граничит с боготворением. Естественно, в христианской церкви было и есть много лидеров, помогающих нашему духовному возрастанию и рождению плодов веры, — так и должно быть. Но в любом случае жизнь и духовную плодовитость нам дает Господь Бог, какими бы средствами Он ни пользовался. Нельзя оказывать какому бы то ни было христианскому лидеру такое же почитание, послушание и благоговение, какое отдается только Богу. Это — безумие. Такое поведение свидетельствует о глубоком непонимании природы настоящего христианского лидерства, атмосферы товарищества и взаимопомощи, в которой трудятся перед Богом христианские лидеры, взаимодополняющие друг друга. Хотя и косвенно, [...] но это означает, что христианские лидеры не должны давать повод думать о них так, будто они обладают монополией на истину, всеми возможными дарами или исключительным авторитетом и пониманием. Все мы — «лишь служители». Все мы — «соработники», принадлежащие Богу.

Сам Павел писал, что он и Аполлос — ничто и вся слава принадлежит Богу, ибо Он один произвел плод от Своего Слова (3:7; ср. 2 Кор. 12:11). Один лишь Дух наставляет нас на всякую истину (Ин. 16:13). А находится эта истина только в Иисусе Христе (Еф. 4:21; ср. 2:3).

volkonskij-grigorij-semyonovich.html
volkov-a-redaktori-perevoda-gorshkov-k-g-samotaev-i-v-shvager-d-sh-33-birzhevie-magi-stranica-32.html
volni-migracii-novaya-situaciya-chast-3.html
volnij-stih.html
volnovoe-uravnenie-ne-imeet-edinstvennogo-resheniya.html
vologda-chast-3.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/saba-tairibi-azati-ltti-kimder.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-rossijskogo-gosudarstvennogo-torgovo-ekonomicheskogo-universiteta-na-2010-2015-goda-i-na-perspektivu-do-2025-goda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-6-svechoj-ispolnennij-polyot-rasskazi-o-sluchayah-logika-kotorih-yavno-vizivaet-somnenie.html
  • tests.bystrickaya.ru/kompleks-uchebno-metodicheskih-materialov-nizhnij-novgorod-2010-pechataetsya-po-resheniyu-redakcionno-izdatelskogo-soveta-gou-vpo-nglu-specialnost-menedzhment-organizacii-stranica-6.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-nalogooblozhenie-byudzhetnih-i-nekommercheskih-organizacij-080107-65-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vilyuchinskij-gorodskoj-okrug-g-petropavlovsk-kamchatskij-13-aprelya-2012-goda.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obraz-i-podobie-bozhii-svyatitel-ignatij-bryanchaninov.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razrabotka-sistemi-upravleniya-personalom-organizacii-baza-otdiha-np-optimist.html
  • studies.bystrickaya.ru/aloe-pismo-psihologiya-seksualnih-otklonenij.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-kontrolnih-zadanij-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-anglijskij-yazik-nemeckij-yazik-2004-g-stranica-8.html
  • letter.bystrickaya.ru/ocenka-kreativnogo-potenciala-razvitiya-regiona-ekologoorientirovannij-podhod.html
  • bukva.bystrickaya.ru/rol-himii-v-estestvoznanii.html
  • tests.bystrickaya.ru/kolonialnaya-ekspansiya-zakon-i-blagaya-vest-25.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-kursovoj-rabote-buhgalterskij-uchet-i-1s-buhgalteriya-stranica-7.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-po-podrazdelu-obshestvo-modulya-obshestvo-i-chelovek-viberite-vernij-otvet-k-kazhdomu-suzhdeniyu-otvet-zapishite-v-vide-posledovatelnosti-bukv-i-cifr-naprimer-a1b2v3g4.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-komi-vozbuzhdeno-ugolovnoe-delo-po-faktu-pozhara-v-bitovkah-v-kotorom-pogibli-semero-rabochih-internet-resurs-itar-tasscom-13112011.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/protoierej-aleksandr-men-stranica-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-9-universiteti-v-usloviyah-perestrojki-programma-mezhregionalnie-issledovaniya-v-obshestvennih-naukah.html
  • textbook.bystrickaya.ru/imitacionnoe-modelirovanie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/11-polozhenie-polozhenie-ob-organizacii-uchebnogo-processa-po-kreditnoj-tehnologii-obucheniya-v-kgutii-im-sh-esenova.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-specialnosti-280202-inzhenernaya-zashita-okruzhayushej-sredi-stranica-13.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-2-otchet-soderzhit-s-247-54-ris-17-tabl-50-istochnikov-5-pril.html
  • teacher.bystrickaya.ru/geodeziya-byulleten-novih-postuplenij-literaturi-za-yanvar-2007-g.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zadachi-kursa-1-uznat-kak-ros-i-razvivalsya-gorod-petrozavodsk-s-nachala-18-veka-2-poznakomit-s-rolyu-istoricheskih-lichnostej-v-razvitii-goroda.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mirovie-finansovie-centri-i-ih-rol-v-mirovoj-ekonomike.html
  • credit.bystrickaya.ru/podgotovka-programmi-centra-ocenki-personala.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-tip-uroka.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vmesto-zaklyucheniya-prostranstvo-psihoterapii-psihoterapevtklient-psihologiya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sredstva-vosstanovleniya-posle-trenirovok-kompleks-uprazhnenij-pri-utomlenii-glaz-61-8-kratkaya-istoriya-fizicheskoj.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-primeneniyu-i-metodam-kontrolya-kachestva-dezinficiruyushego-sredstva-veltolen-ekstra-zao-velt-rossiya.html
  • reading.bystrickaya.ru/lvovsko-sandomirskaya-operaciya-stranica-14.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-geoinformacionnuyu-sistemu-minkomsvyaz-rb.html
  • doklad.bystrickaya.ru/ukazatel-soderzhaniya-stranica-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/k-municipalnomu-kontraktu-stranica-14.html
  • assessments.bystrickaya.ru/e-ya-basin-s-s-stupin-polnota-stranica-17.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.