.RU

Внешний долг Российской Федерации: проблемы управления - часть 7

Правительство РФ было заинтересовано в за­ключении соглашения с МВФ. На встрече в фев­рале 2001 г. с главой миссии Фонда Ж. Беланже вице-премьер А. Кудрин предложил сформиро­вать долгосрочную экономическую программу взаимодействия в 2001-2003 гг. Поскольку МВФ решил не предоставлять реальные ресурсы Рос­сии в 2001 г., речь шла о "кредите предосторож­ности". Переговоры о таком кредите правитель­ство РФ стало вести после того, как в начале 2001 г. выяснилось, что Фонд не предоставит ре­альных ресурсов в условиях высоких тогда цен на нефть. Кредит мог бы быть использован только в случае резкого ухудшения экономической конъ­юнктуры и падения цен на нефть. Экономическая программа на 2001 г. была практически согласо­вана с Фондом и подготовлен необходимый для МВФ пакет документов.

Однако Фонд неожиданно выдвинул очеред­ное требование о наведении порядка в отношени­ях между Минфином и Центральным банком РФ и повышении прозрачности бюджета. Еще в на­чале 2000 г. МВФ предложил преобразовать не­рыночные долги 1993-1997 гг. правительства Банку России в рыночные, выпустив их в свобод­ное обращение на рынке с последующим погаше­нием правительством. Поскольку эти долги не яв­ляются рыночными. ЦБ РФ не имеет права их продажи; правительство платит по ним 0.5-2% годовых. Объем этих долгов - 500 млрд. руб., то есть почти половина бюджета; для их обслужива­ния на рыночной основе у правительства практи­чески отсутствуют источники. Требование Фонда было равнозначно стремлению пробить очеред­ную брешь в российском бюджете. В связи с от­сутствием у Фонда конструктивной позиции и вы­движением неожиданных и трудновыполнимых требований в марте 2001 г. российская сторона прекратила переговоры.

Не заключение соглашения о "кредите предо­сторожности" в 2001 г. ослабило переговорные позиции России о двухлетней программе кредитования на 2002-2003 гг. Стране были остро необ­ходимы реальные внешние ресурсы, поскольку в 2003 г. пиковый объем платежей по внешнему долгу должен был составить около 19 млрд. долл. А наличие экономической программы, согласо­ванной с Фондом, всегда выступало предвари­тельным условием для переговоров о реструк­туризации долга. Основой для соглашения на 2002-2003 гг. должна была стать экономическая программа на 2001 г. В случае заключения согла­шения о "кредите предосторожности" Фонд продолжал бы мониторинг согласованной экономи­ческой программы, однако консультации осуще­ствлялись бы один раз в полгода, а не в квартал, как прежде.

Об изменениях в кредитной политике по отно­шению к России заявил X. Келлер накануне свое­го первого визита в нашу страну в октябре 2001 г. Фонд пришел к выводу, что российская экономи­ка не нуждается во внешних займах. В отношени­ях МВФ с Россией, сказал X. Келлер, "наступил поворотный момент: Фонд уже может выступать в качестве доверительного советника, а не источ­ника финансирования... Мы полагаем, что совре­менные экономические тенденции в РФ не изме­нятся из-за возможного снижения мировых цен на энергоносители". Он отметил также, что "если • никнет необходимость. Фонд поддержит Россию".

Таким образом, МВФ встал на путь прекраще­ния выдачи реальных ресурсов. Он пришел к вы­воду, что наступил период, когда Россия будет со­гласовывать с ним свою экономическую про­грамму, а Фонд, не расходуя своих средств, - осуществлять ее мониторинг.

Это в полной мере соответствовало начавшей­ся по инициативе США перестройке кредитной политики МВФ, направленной на снижение издержек. Как известно, в конце 90-х годов кон­гресс США выступил против дальнейшего "нака­чивания" фонда бюджетными ресурсами.

Изменение позиции по вопросу оказания фи­нансового содействия российскому правительст­ву, а также сдвиги в процессе реструктуризации российской внешней задолженности обусловили принятие руководством РФ решения приступить к досрочному погашению кредитов МВФ и задолженности другим кредиторам.

Это позволит избежать негативного воздейст­вия пиковых платежей, приходящихся на 2003 г. Было решено досрочно погасить 2.7 млрд. долл. - часть кредита МВФ, срок которой истекал в 2003 г. Речь идет о кредите в 4.8 млрд. долл., полученном Россией накануне дефолта 1998 г.

Предложение о досрочном платеже было сде­лано президентом В. Путиным во время его встречи 11 октября 2001 г. в Кремле с X. Келле­ром Президент заявил, что Россия выходит на новый этап сотрудничества с МВФ, отличитель­ной чертой которого будет являться самостоя­тельная разработка программ без кредитов. Она намерена выплатить значительную часть своих внешних долгов без новых заимствований. По мнению X. Келлера, экономический рост в Рос­сии необратим, поэтому она сможет обойтись без финансовой помощи. И чем устойчивее будет этот рост, тем скорее рубль станет одной из рас­четных валют в Фонде. Даже пик платежей 2003 г., считает он, Россия сможет пройти без особых потерь.

Комментируя итоги визита X. Келлера, А. Кудрин сообщил, что Россия и МВФ готовят совме­стно прогноз развития экономики на предстоя­щие три года, который в случае необходимости можно будет в нужный момент конвертировать в практическую программу. Ухудшение экономи­ческой ситуации может быть вызвано в первую очередь внешними факторами и тогда потребует­ся поддержка МВФ.

Позитивная оценка Фондом российской плате­жеспособности способствовала повышению кур­са российских ценных бумаг, и в первую очередь акций "ЛУКойла", Сургутнефтегаза, Татнефти и Газпрома. Она способствовала также признанию России Парижским клубом в качестве полноправ­ного партнера-кредитора, что было подтвержде­но на заседании Клуба в октябре 2001 г.

Впервые на этом заседании Россия участвова­ла в качестве не только заемщика, но и кредито­ра. А это дает ей определенные преимущества. Во-первых, Парижский клуб может со временем признать долги ряда стран, в том числе ближнего зарубежья, перед Россией. До сего времени оста­ется непризнанной Клубом, по меньшей мере, тре­тья часть (около 35 млрд. долл.) долга нашей стране ряда государств СНГ и развивающихся стран. Во-вторых, Россия как страна-кредитор и одновременно страна-заемщик, начавшая до­срочное погашение кредитов, вправе претендо­вать на встречные шаги западных кредиторов. Чем исправнее член Парижского клуба платит по своим долгам, тем больший объем задолженнос­ти перед ним других государств может быть при­знан и предназначен к погашению. Общий долг России Парижскому клубу в октябре 2001 г. со­ставлял более 47 млрд. долл., в том числе долг бывшего СССР - 39 млрд., новый российский долг - 8.2 млрд., а объем признанного Клубом долга стран «третьего мира» перед Россией - более 35 млрд. долл.

В ходе переговоров с премьером Франции Л. Жоспеном в октябре 2001 г. премьер-министр РФ М. Касьянов заявил, что российское прави­тельство не исключает досрочного погашения ча­сти долгов Парижскому клубу. Конкретизируя позицию правительства, А. Кудрин в беседе с ди­ректором казначейства Франции Ж.-П. Жуайеном, отметил, что такие платежи возможны из госбюджета и, кроме того, позволят избежать пи­ка выплат в 2003 г. Досрочное погашение части тих долгов позволит России сэкономить значи­тельную сумму на процентах. Так, например, до­срочный платеж 2.7 млрд. долл. по кредиту МВФ обеспечивает экономию на процентах в размере 80-90 млн. долл.

Решение России о досрочном погашении кре­дита МВФ и задолженности другим внешним кре­диторам в значительной степени базируется на существенных изменениях в ее экономике и валютно-финансовом положении. Экономический рост 2000-2002 гг., стабилизация федерального бюджета и платежного баланса стали главными объективными факторами изменения позиции российского правительства в кредитных отноше­ниях с МВФ. Актив торгового баланса РФ соста­вил в 2000 г. 60.7 млрд. долларов, значительно превы­сив уровень 1999 г. - 36.1 млрд., а платежный ба­ланс впервые был сведен с активом в размере 13.9 млрд. долларов. Это позволило Центральному банку РФ нако­пить значительные валютные резервы, которые служат показателем состояния платежеспособно­сти страны и позволяют не допускать резких скачков рыночного курса рубля.

Изменения в кредитных отношениях РФ с МВФ в конце 2001 г. являются логическим след­ствием взвешенной оценки российским руководством переговорного процесса с этой организаци­ей на протяжении 2000-2001 гг. В нем отчетливо проявилось отсутствие конструктивного подхода со стороны Фонда, обусловленное влиянием на его кредитную политику США, основного доно­ра, а также ведущего члена Парижского клуба - Германии.

Немалую роль сыграла и смена руководства МВФ. Следует также отметить, что важнейшим основанием для принятия Директоратом решения о невыдаче кредитных ресурсов является отсутст­вие у страны дефицита платежного баланса. До­стижение же соглашения о "кредите предосто­рожности" ставит страну в особые условия. Не получая от Фонда реальных ресурсов, она должна тем не менее согласовывать с ним свою экономи­ческую программу, мониторинг которой нахо­дится в его руках. Если учесть, что при согласова­нии экономической программы страны Фонд да­леко не всегда исходит из ее экономических интересов, конечная эффективность "кредита предосторожности" зависит от реакции Парижского клуба. Отказ клуба от реструктуризации российских долгов делает нецелесообразным пе­реговоры с МВФ о таком кредите.

Превращение России в страну с кредитовой позицией по отношению к МВФ делает его реко­мендации в значительной мере факультативны­ми. Отныне Фонд перестает быть фактическим соавтором российских экономических программ. Остается лишь один канал его косвенного воздействия - обзор экономики страны, публикуе­мый по результатам регулярных консультаций по ст. IV устава ("режимы валютных курсов"). Вы­воды, содержащиеся в этом документе, могут оказывать влияние на поведение иностранных инвесторов и таким образом способствовать при­току или оттоку иностранных капиталов.


vooruzhennie-sili-rossijskoj-federacii.html
vooruzhennie-sili-vchera-segodnya-zavtra.html
vopros-1-planirovanie-semejnogo-byudzheta-uchebnoe-posobie-s-e-markuckaya-e-a-kackova-m-izdatelstvo-ekzamen.html
vopros-159-obyazannosti-i-prava-rabotnikov-v-sfere-trudovih-otnoshenij-kurs-lekcii-dlya-rukovoditelej-i-specialistov-sluzhb-ohrani-truda.html
vopros-2-svoeobrazie-rimskogo-teatra-bitovaya-komediya-palliata-grecheskaya-literatura-vopros-antich-rabovlad-obsh-polis.html
vopros-9-teatralnaya-reforma-ks-stanislavskogo-i-vi-nemirovicha-danchenko-akter-shkoli-stanislavskogo-v-spektaklyah-mht.html
  • occupation.bystrickaya.ru/ob-otdelnih-resheniyah-prinyatih-sovetom-direktorov-nablyudatelnim-sovetom-emitenta.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razrabotana-v-sootvetstvii-s.html
  • turn.bystrickaya.ru/podprogramma-141-operativnaya-deyatelnost-v-ramkah-madridskoj-gaagskoj-i-lissabonskoj-sistem.html
  • studies.bystrickaya.ru/ekzamen-u-nas-v-shkole.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-obnovlenie-gumanitarnogo-obrazovaniya-v-rossii-a-p-cigankov-sovremennie-politicheskie-rezhimi-struktura-tipologiya-dinamika-uchebnoe-posobie.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kafedra-grafika-plana-izdaniya-uchebno-metodicheskoj-literaturi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pravovie-ramochnie-osnovi-gumanitarnogo-sotrudnichestva.html
  • composition.bystrickaya.ru/piter-dalee-vezde-rossijskaya-gazeta-20012007-11-str-1-gosduma-rf-monitoring-smi-20-22-yanvarya-2007-g.html
  • grade.bystrickaya.ru/n---1330-1500-ned-disciplina-vid-zanyatiya-prepodavatel-mesto-provedeniya-zanyatiya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-l-virovlyanskij-o-p-galkin.html
  • literature.bystrickaya.ru/diplomirovannogo-specialista-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/kulturno-prosvetno-drushtvo-dok-kucura-rusini-karpatskoj-rusi-problemnie-voprosi-istorii-i-sovremennost.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-5-maya-2012-goda-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/grazhdansko-pravovoj-institut-zashiti-prava-sobstvennosti.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zapis-pervonachala-programma-61-oznachayushee-i-istina-62-zapisannoe-bitie-64.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-tomsk-2008-g-vvedenie.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-sankt-peterburg-2006-udk-plani-seminarskih-zanyatij-po-psihologii-i-pedagogike-metodicheskie-ukazaniya-pod-obshej-red-s-p-ezhova-spb-spbgti-tu-spb-2006-s.html
  • lesson.bystrickaya.ru/poslednyaya-cifra-stepeni.html
  • testyi.bystrickaya.ru/analiz-investicionnoj-privlekatelnosti-predpriyatij-zhilishnoj-sferi-08-00-12-buhgalterskij-uchet-statistika.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-dannie-obshie-dlya-aktivnih-veshestv-postanovlenie-ob-utverzhdenii-sanitarnogo-reglamenta-po-ustanovleniyu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/russkaya-doktrina-novoe-oruzhie-soznaniya-stranica-36.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/soedinenie-lichnosti-i-sushnosti-dva-astrala-centr-sintez-n-i-siyanov-triumf-vidzhl-voina-konspekt.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-17-analiz-operacij-s-akciyami-bazovij-kurs-lekcij-i-osnovi-finansovih-vichislenij-uchebnoe-posobie-ufa-2001.html
  • esse.bystrickaya.ru/prosveshenie-shkola-i-pedagogicheskaya-misl-v-rossii-v-xviii-veke.html
  • reading.bystrickaya.ru/marketing-imidzha-bbk-65-0492.html
  • occupation.bystrickaya.ru/monitoring-smi-za-04-03-2011g.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/mcenskij-gorodskoj-sovet-narodnih-deputatov-stranica-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-pravovedenie-na-temu-prestuplenie-ponyatie-priznaki-klassifikaciya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-analiz-psihologo-pedagogicheskoj-literaturi-po-probleme-razvitiya-mishleniya-mladshih-shkolnikov.html
  • control.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-obzor-islamskoj-respubliki-iran-iran.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zasedanie-ekzamenacionnoj-komissii-sostoitsya-28-marta-2011-goda-v-14-00-chasov-v-pomeshenii-upravleniya-ministerstva-yusticii-rossijskoj-federacii-po-yaroslavskoj-oblasti-po-adresu-g.html
  • testyi.bystrickaya.ru/aya-gurevich-idealnij-istorik-xxi-v-otechestvennaya-istoriya.html
  • write.bystrickaya.ru/gosduma-prinyala-v-pervom-chtenii-zakonoproekt-o-nekommercheskih-organizaciyah-novosti-20.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/spravochnik-putevoditel-prakt-vracha-stranica-9.html
  • studies.bystrickaya.ru/avtoreferat-d-issertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-stranica-4.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.