.RU

Внешний обзор технической помощи воис в области сотрудничества в целях развития









R

CDIP/9/14

оригинал: английски

дАТА: 14 марта 2012 г.



Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС)


Девятая сессия

Женева, 7 – 11 мая 2012 г.


ОТВЕТ РУКОВОДСТВА НА ВНЕШНИЙ ОБЗОР техническОЙ ПОМОЩИ ВОИС В ОБЛАСТИ сотрудничества В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ

(документ cdip/8/inf/1) - резюме


Документ подготовлен Секретариатом


1 На восьмой сессии КРИС, проходившей 14 18 ноября 2011 г., Комитет обратился к Секретариату с просьбой представить ответ руководства на внешний обзор технической помощи ВОИС в области сотрудничества в целях развития.


2 Соответственно, ответ руководства содержится в документе CDIP/9/14 и прилагаемый документ содержит резюме ответа руководства.


3 КРИС предлагается принять к сведению информацию, содержащуюся в Приложении к настоящему документу.


[Приложение следует]


^ ВНЕШНИЙ ОБЗОР техническОЙ ПОМОЩИ ВОИС В ОБЛАСТИ сотрудничества В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ОТВЕТ РУКОВОДСТВА РЕЗЮМЕ I. ВВЕДЕНИЕ

В ноябре 2009 г. Комитет по развитию интеллектуальной собственности (КРИС) на четвертой сессии одобрил «Проект по совершенствованию структуры управления ВОИС на основе результатов в поддержку мониторинга и оценки влияния деятельности Организации на развитие». Одним из компонентов этого проекта являлся внешний обзор деятельности ВОИС по оказанию технической помощи в области сотрудничества в целях развития.


Обзор был проведен д-ром Каролин Дир Биркбек и д-ром Сантьяго Рока, а их отчет был представлен на восьмой сессии КРИС в ноябре 2011 г.1


Восьмая сессия КРИС решила создать специальную рабочую группу из числа государств-членов для рассмотрения отчета, что должно было способствовать продвижению обсуждений в рмках КРИС. Как указано в Резюме Председателя перед специальной рабочей группой была поставлена задача проанализировать этот отчет «с особым ударением на выявление рекомендаций, которые являются излишними и более неактуальны без какой-либо приоритезации рекомендаций». Секретариат также должен был представить ответ руководства на отчет специальной рабочей группе для облегчения ее работы.


^ II. КОНСПЕКТ РУКОВОДСТВА


Круг полномочий при подготовке Обзора сводился к «оценке на макроуровне деятельности ВОИС по оказанию технической помощи в целях определения ее эффективности, влияния, действенности и актуальности». Совершенствование деятельности по оказанию технической помощи ВОИС и соответствующих услуг могут рассматриваться как основная направленность этого обзорного процесса.


В отчете содержится значительный ряд разнообразных замечаний и рекомендаций, которые подробно представлены как на макро-, так и на микроуровнях и адресованы различным секторам Секретариата, осуществляющим оказание помощи в целях развития, а также государствам - членам ВОИС. Отчет принял во внимание обстоятельства, существовашие в период между 2008 и 2010 гг., в течение которого ВОИС претерпевала крупные оперативные изменения и осуществляла реформу через посредство Программы стратегической перестройки, разработанной Генеральным директором, и включение Повестки дня в области развития во все программы Организации. В результате авторы отчета признают, что ко времени написания отчета некоторые из рекомендаций имеют ограниченную применимость, а другие будут замещены организационными реформами в ходе их фактической и предполагаемой реализации.


Рекомендации отчета затрагивают пять ключевых областей, в частности: актуальность и ориентацию, влияние, управление, рентабельность и координацию. Резюме содержания каждой ключевой области приводится ниже.


a) ^ Актуальность и ориентация


В отчете признается повышение внимания ВОИС к интеграции рекомендаций Повестки дня в области развития в деятельность Организации по сотрудничеству в целях развития, перечисляются усовершенствования, которые явились результатом этих рекомендаций, отраженных в документах по Программе и бюджету ВОИС начиная с двухлетнего периода 2008-2009 гг. В то же время в отчете подчеркивается необходимость усиленной и более сплоченной ориентации деятельности ВОИС, что отражается в:


  1. совершенствовании сбалансированного использования ресурсов, ассигнованных на цели развития, между различными областями ИС;




  1. транспарентных, систематических и основанных на потребностях процессах планирования и составления программ; и




  1. большей привязанности к международным принципам и передовой практике оказания помощи в целях развития.


В отчете также поднимаются вопросы в отношении мотивации, цели и значения помощи в целях развития, оказываемой ВОИС, и предлагается необходимость более четкого определения «ориентации на развитие» в теории и на практике.


b) Влияние


В отчете признается, что планирование деятельности ВОИС, ориентированной на развитие, достигло достаточного уровня зрелости с точки зрения управления на основе результатов, но при этом отмечается, что соответствующие последующие аспекты цикла управления программами, в частности, мониторинг и оценка реализации, все еще требует дальнейшего укрепления в контексте всей Организации. В отчете предлагается необходимость более долгосрочного планирования и оценки кумулятивного влияния деятельности по оказанию помощи в целях развития. В нем предлагается принятие и развертывание инструментов и процессов, которые позволят преодолеть эти пробелы, а также инструментов и процессов для совершенствования институционального изучения и ответственности персонала за деятельность по развитию.


c) Управление


В отчете сфокусировано внимание на управленческих вопросах в контексте как руководства, так и оказания помощи, связанной с развитием, что будет осуществляться в рамках стратегической организационной перспективы. Рекомендации сфокусированы на вопросах, которые возникают в связи с вышеупомянутым отсутствием механизмов эффективной отчетности, мониторинга и оценки и подчеркивают необходимость более эффективных систем управленческой информации для отчета о результатах деятельности по оказанию технической помощи. В то же время в отчете признается, что «важные усилия по совершенствованию структуры управления на основе результатов и ее реализации осуществляется в настоящее время», что представляет собой значительный шаг в направлении снятия озабоченностей. Другие управленческие вопросы связаны с управлением людскими ресурсами, организационными структурами и необходимостью руководящих принципов для обеспечения транспарентности при выборе внешних экспертов и консультантов. В отчете признается важная роль этического кода для персонала и консультантов и этот код, который на момент подготовки этого Обзора находился на стадии консультаций, в настоящее время опубликован в качестве официальной инструкции для соблюдения этических норм на основе ценностей, предложенных в отчете (см. Этический код, воспроизведенный в Приложении III к документу CDIP/9/14).


  1. Рентабельность


В отчете признаются ограниченные ресурсы (временные, человеческие и финансовые), имеющиеся в распоряжении Организации для поддержки деятельности по оказанию помощи в целях развития. В отчете идентифицируются области, где могут быть достигнуты улучшения для сдерживания расходов в связи с этой деятельностью, включая более рациональное использование инструментов планирования проектов, большее внимание соображениям рентабельности со стороны менеджеров проектов, совершенствование координации и коммуникации в целях сокращения дублирования деятельности, упорядочение институциональных процедур и доступа к услугам квалифицированного персонала и консультантов. Рекомендации также направлены на совершенствование источников финансирования, в частности, путем заключения соглашений о совместном участии партнеров в расходах.


  1. Координация


В отчете обсуждались вопросы внутренней и внешней координации. Рекомендации в отношении внутренней координации сфокусированы на необходимости точнее определить роль и ответственность различных организационных подразделений при оказании услуг в области развития, имея в виду достижение гармонии и единства целей и предотвращение дублирования работы. Вопросы, относящиеся к внешней координации, связаны с участием или контактами ВОИС с государствами-членами и их учреждениями, другими международными организациями, донорами и заинтересованными лицами, а также с широкой публикой.


^ III. РЕАЛИЗАЦИя

Отчет был представлен для рассмотрения и государства-члены в свою очередь определят свое отношение к отчету и содержащимся в нем рекомендациям. Ответ руководства был запрошен КРИС с целью оказания помощи государствам-членам при обсуждении ими отчета как в рамках КРИС, так и специальной рабочей группы.


В качестве предварительного шага к рассмотрению Отчета ВОИС идентифицировала следующие моменты:


^ Ключевые посылы по поводу реализации


  1. Рекомендации отчета не должны рассматриваться как заменяющие или по-новому толкующие Повестку дня ВОИС в области развития, согласованную государствами-членами и в настоящее время реализуемую и включенную в качестве приоритетного компонента в основные виды деятельности ВОИС по оказанию помощи в целях развития. 45 рекомендаций Повестки дня в области развития считаются наилучшим ответом на значительный ряд озабоченностей, идентифицированных в отчете, и ВОИС в тесном контакте и очень серьезно работает с государствами-членами в целях обеспечения эффективной и устойчивой реализации всех рекомендаций Повестки дня в области развития. И действительно, многие из рекомендаций, содержащихся в отчете, уже реализуются в рамках Повестки дня в области развития и через посредство постоянно развивающейся деятельности ВОИС по оказанию технической помощи.




  1. Рекомендации отчета были сформулированы в 2011 г., т.е до получения результатов фундаментальных организационных реформ, осуществляемых ВОИС, включая Программу стратегической перестройки, согласованную государствами-членами и отраженную в Программе и бюджете на 2012-13. Во многих отношениях отчет признает предпринимаемые в ВОИС актуальные усилия в контексте развития, которые Организация полностью поддерживает и которые продолжают осуществляться для обеспечения последовательного стратегического подхода ко всей деятельности ВОИС по сотрудничеству в целях развития.


Многие из рекомендаций уже выполняются в рамках Программы стратегической перестройки ВОИС, начатой в конце 2008 г., и ее различных инициатив, в частности таких, как:


    1. укрепление структуры управления, ориентированного на конечный результат, в целях решения проблем, связанных с ориентацией деятельности на конечный результат и оценкой краткосрочного и суммарного воздействия;




    1. начало внедрения системы планирования общеорганизационных ресурсов, которая позволит полностью интегрировать процессы планирования и отчетности в отношении деятельности в области развития в финансовые и управленческие системы Организации и благодаря этому повысить транспарентность процесса составления сметы и расходования средств;




    1. формулирование Среднесрочного стратегического плана, в котором определяются высокие стратегические результаты и показатели деятельности в области развития;




    1. укрепление внешней и внутренней координации, в том числе на основе Стратегии ВОИС в области налаживания партнерских связей и мобилизации ресурсов;




    1. создание всеобъемлющей системы обеспечения соблюдения норм нравственности, включая Этический кодекс для персонала; и




    1. развитие организационной структуры ВОИС.




  1. Эти рекомендации, которые направлены на решение проблемы ориентации деятельности ВОИС на развитие и усовершенствование процессов планирования и программирования, уже находятся в стадии выполнения, в том числе по следующим двум ключевым направлениям:




    1. в деятельность Организации интегрируются два осуществляемых ВОИС проекта, которые направлены на разработку национальных стратегий и политики в области ИС. Разработанные таким образом национальные стратегии в области ИС послужат всеобъемлющими рамками в области оказания странам помощи ИС для обеспечения их согласованности с национальными целями в области развития и требованиями подотчетности, как это рекомендовано в Отчете;




    1. страновые планы, инициированные ВОИС в 2012 г. в качестве одного из инструментов планирования и осуществления деятельности по сотрудничеству в области развития, обеспечивают стратегические рамки для оказания помощи, разработанные и согласованные между ВОИС и соответствующей страной. Страновые планы направлены на выполнение рекомендаций, сформулированных в Отчете, так как положенная в их основу методика предполагает удовлетворение потребности в конкретном плане, отражающем уровень развития страны, особые условия, нужды и приоритеты, вытекающие из целей национального развития. Кроме того, страновые планы направлены на выполнение рекомендаций Отчета путем обеспечения того, чтобы «движимая спросом» помощь была тесно и эффективно увязана с потребностями в области национального развития и чтобы она способствовала повышению заинтересованности самой страны. Рекомендованный в Отчете отказ от применения подхода «всех под одну гребенку» уже давно является одним из руководящих принципов деятельности ВОИС.


IV. ответ на рекомендации


Отчет является весьма глубоким и содержит детальный анализ и множество рекомендаций. Если учесть все отдельные предложения, высказанные в рамках каждой общей рекомендации, то в Отчете можно насчитать порядка 89 основных рекомендаций и 396 различных мер. Ниже приводится детальный ответ на эти рекомендации, сгруппированные по темам, и при этом Организация выразила мнение относительно общего воздействия Отчета с точки зрения повышения качества ее услуг. Итак, ВОИС определила следующее:

^ Четыре важных направления



  1. Организация рассматривает отчет как одобрение направленнности проводимых ею в настоящее время организационных реформ, включая Программу стратегической перестройки и программу мер по обеспечению управления, ориентированного на конечный результат, с их упором на мониторинг, оценку и подотчетность. ВОИС будет продолжать идти этим путем реформ, как об этом договорились государства-члены.




  1. Организации следует продолжать ориентироваться на спрос в своей деятельности по сотрудничеству в области развития и укреплять ее соответствующую основу, а также ей следует более активно применять этот подход в диалоге с государствами-членами, участвующими в осуществлении такой деятельности. На удовлетворение этой потребности направлена текущая деятельность Организации по разработке и развитию стратегий в области ИС и страновых планов.




  1. Важно, чтобы Организация постоянно анализировала и совершенствовала используемые ею способы взаимодействия с внешними заинтересованными сторонами. ВОИС признает важность поддержания эффективной и гибкой связи между Организацией, ее государствами-членами и всеми заинтересованными сторонами. То, каким образом ВОИС представляет себя миру и открывает доступ к своим ресурсам, является важным компонентом такого взаимодействия; именно в этой связи инициирован процесс преобразования веб-сайта ВОИС. Кроме того, в рамках этой программы в центр проводимых внутренних реформ поставлена ориентация работы персонала и общеорганизационной культуры на оказание услуг. ВОИС согласна с необходимостью установления связи с самыми разными заинтересованными сторонами и их вовлечения в деятельность Организации; и проекты стратегии налаживания партнерских связей и мобилизации ресурсов, а также национальных программ и стратегий в области ИС направлены на максимально широкое вовлечение многочисленных внешних организаций, занимающихся различными аспектами ИС, в процессы планирования и оказания технической помощи.




  1. Важнейшее значение для интеграции аспекта развития во все направления деятельности ВОИС имеет осуществление Повестки дня в области развития в качестве основной деятельности. В связи с этим трансформируется роль региональных бюро, которые начинают выполнять функции главных центров координации усилий ВОИС и ее государств-членов, в интересах которых реализуются страновые планы, и координаторов деятельности по сотрудничеству в области развития. Интеграция аспекта развития важна также для деятельности ВОИС по укреплению людского потенциала. И наконец, все большую ориентацию на развитие приобретает деятельность секторов, занимающихся авторским правом, патентами и товарными знаками, а также деятельность Академии ВОИС.
^ Оценка расходов и установление приоритетов

Целый ряд рекомендаций Отчета обусловливает необходимость проведения дополнительных исследований, а также многочисленных оценок условий, стратегических обзоров и анализа пробелов. Эти рекомендации относительно проведения дополнительных отдельных мероприятий имеют последствия с точки зрения расходов и задействуемых ресурсов, в том числе на два исследования условий, три углубленных исследования, 14 стратегических обзоров, три независимых оценки и один анализ пробелов. Хотя для многих из предложенных отдельных мероприятий расходы представляются разумными, а для некоторых – как подсказывает интуиция – небольшими (например, это касается рекомендации о том, чтобы для каждой программы была составлена разбивка на партнеров и провайдеров), суммарный эффект с точки зрения расходов и затрат на выполнение этих предложений был бы значительным.


Оценка этих рекомендаций потребовала бы составления примерной сметы расходов и определения приоритетов на основе диалога между Секретариатом и государствами-членами, а также принятия стратегических решений с учетом потребностей государств-членов в помощи в области развития.

^ Категории рекомендаций

Организация воспользовалась возможностью, открывшейся благодаря подготовке Отчета, в котором дан критический анализ деятельности на уровне секторов и всей Организации в целом, основанный на процессе внутренних консультаций. Исходя из итогов этих консультаций рекомендации Отчета подразделены на следующие категории:


  1. рекомендации, которые уже нашли свое отражение в деятельности ВОИС или осуществляемых программах реформы;




  1. рекомендации, которые заслуживают дальнейшего рассмотрения; и




  1. рекомендации, которые вызывают озабоченность с точки зрения их реализации.


Следует отметить, что во многих случаях рекомендации подпадают сразу под две или три из вышеуказанных категорий, например, тогда, когда рекомендация уже нашла отражение в текущей деятельности, но при этом сама деятельность может быть улучшена путем принятия предложенных мер или когда рекомендация уже нашла отражение в текущей деятельности и в силу этого утратила актуальность. Кроме того, нередко рекомендации повторяются в Отчете в различных контекстах и состоят из множества частей, вследствие чего одни части рекомендации могут быть уже выполнены или заслуживают дальнейшего выполнения в одном контексте, тогда как другие части рекомендации могут вызывать озабоченности в другом контексте. Кроме того, хотя некоторые рекомендации и можно было бы выполнить, для обеспечения их выполнения государствам-членам потребовалось бы внести изменения в согласованные или установленные приоритеты программной деятельности.


В ответ на многие рекомендации, сгруппированные по темам, а затем по категориям, Организация представила приведенную ниже справочную информацию. Эта информация не является для всех рекомендаций исчерпывающей, но содержит необходимые сведения, которые имелись на соответствующий момент. Кроме того, в списке рекомендаций, содержащемся в Дополнении II к документу CDIP/9/14, в отношении каждой рекомендации указывается категория, к которой она может быть потенциально отнесена. Секретариат готов продолжить работу над категоризацией рекомендаций по просьбе государств-членов.


Специальной рабочей группе было поручено определить, в частности, рекомендации, которые являются лишними или утратили свою актуальность (мандат специальной рабочей группы излагается в Дополнении I к документу CDIP/9/14). Эти рекомендации могут содержаться, в частности, в категориях (A) и (C), приведенных в документе CDIP/9/14, а также в Дополнении II к нему.


[Конец Приложения и документа]

1 С отчетом можно ознакомиться по адресу:http://www.wipo.int/meetings/en/doc_details.jsp?doc_id=182842.


vopros-proshu-okazat-yuridicheskuyu-konsultaciyu-nuzhna-li-licenziya-rabotniku-prinimaemomu-na-sklad-gde-hranyatsya-medikamenti-otvet.html
vopros-radiacionnoj-bezopasnosti-v-ekologicheskom-obrazovanii-v-srednej-shkole-chast-14.html
vopros-radiacionnoj-bezopasnosti-v-ekologicheskom-obrazovanii-v-srednej-shkole-chast-6.html
vopros-upravlenie-informacionnimi-resursami-organizacii-informacionnie-resursi-dlya-mnogih-kompanij-tak-zhe-znachimi-kak-i-korporativnie-finansi-ili-kadrovij-s.html
voprosi-antropogeneza-v-sovremennoj-antropologii.html
voprosi-dlya-obsuzhdeniya-na-kruglom-stole-sozdanie-nanocentra-rb-gk-rosnano.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-10-opisanie-osnovnih-efirnih-masel-dlya-aromaterapii-dmitrievskaya-liliya-obmanivaya-vozrast-praktika-omolozheniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rosijskoj-federacii-ob-ohrane-okruzhayushej-prirodnoj-sredi.html
  • essay.bystrickaya.ru/distancionnaya-regionalnaya-olimpiada-po-specialnosti-080110-ekonomika-i-buhgalterskij-uchyot-po-otraslyam-ogau-spo-irkutskij-tehnologicheskij-kolledzh.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/vneklassnaya-rabota-i-stepen-ee-vliyaniya-na-razvitie-socialnih-kachestv-lichnosti-chast-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-mahachkala-tel-63-81-65-faks-88722-63-81-65-e-mail.html
  • college.bystrickaya.ru/25-raspredeleniya-neprerivnih-sluchajnih-velichin-konspekt-lekcij-dlya-specialnostej-ua-fk-1995-g-i-kornilov.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-venchurnie-proekti-i-pryamie-investicii-dlya-napravleniya-080500-68-menedzhment-podgotovki-magistrov-avtor-k-t-n-doc-dagaev-a-a.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-na-temu-u-rokovoj-cherti.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-direktora-mbou-licej-internat-79.html
  • knigi.bystrickaya.ru/referat-teoriya-i-praktika-sohraneniya-i-priumnozheniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vojna-s-poslednim-soyuznikom-novosti-predlozheniya-po-sovershenstvovaniyu-nacionalnoj-politiki-v-sfere-zaboti-o-seme-i-detstve.html
  • testyi.bystrickaya.ru/41-tajnaya-vecherya-leonardo-da-vinchi-zhizn-velikogo-geniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/nemnogo-o-dengah-rak-ili-eshe-odna-istoriya-nerazdelennoj-lyubvi.html
  • write.bystrickaya.ru/forma-kontrolya-pokaz-uprazhnenij-na-prakticheskom-zanyatii-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-dpp-f-16-bazovie.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/propaganda-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-i-realizaciya-federalnoj-celevoj-programmi-razvitie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-rossijskoj-federacii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-menedzhmenta-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv-v-mashinostroenii.html
  • control.bystrickaya.ru/chastyu-i-vdrug-popal-v-neschaste-bil-neschasten-i-vdrug-stal-eta-kniga-dlya-cheloveka-kotorij-hochet-napisat-scenarij.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bileti-i-otveti-po-turizmu-i-ekskursiyam-chast-63.html
  • literature.bystrickaya.ru/elena-mazur-koncepciya-nezavershennih-dejstvij-v-geshtaltterapii-28-nifont-dolgopolov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchrezhdenie-obrazovaniya-gomelskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-fskorini.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/schaste-v-predstavleniyah-muzhchin-i-zhenshin.html
  • spur.bystrickaya.ru/liderstvo-v-socialnih-gruppah.html
  • desk.bystrickaya.ru/oo-tlkbas-audani-trar-atindai-zhom-yangibaeva-iriskl-hasanizi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-topograficheskoj-semke-v-masshtabah-1-5000-1-2000-1-1000-i-1-500-stranica-6.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/almazopodobnie-poluprovodniki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reglament-ispolzovaniya-sistemi-antiplagiat-dlya-sbora-i-proverki-pismennih-uchebnih-rabot-v-gosudarstvennom-universitete-visshej-shkole-ekonomiki.html
  • composition.bystrickaya.ru/osobennosti-izgotovleniya-trikotazhnih-izdelij.html
  • report.bystrickaya.ru/instruktivnaya-kartochka-1.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-streleckoj-komandi-molcha-kivnul-i-prisel-na-kraeshek-skami-kak-mozhno-dalshe-ot-nashej-ekspert-kriminalistki-no-vsem-vidom-virazhaya-gotovnost-k-sotrudnichestvu.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-raboti-biblioteki-ukrainskoj-literaturi-na-mart-2007-g-1-marta-chetverg-15-00.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-16-buhgalterskaya-otchetnost-predpriyatij-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-buhgalterskij-uchet-i.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-cikla-opd-f-11-dlya-studentov-ochnoj-i-zaochnoj-formi-obucheniya-stranica-8.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-kursa-inostrannogo-yazika-dlya-doshkolnikov-anglijskij.html
  • school.bystrickaya.ru/gostinica-na-zhd-vokzale.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/desyat-prioritetov-sohraneniya-bioraznoobraziya-stepej-rossii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.