.RU

Внезапное творческое озарение - часть 2

Многие подумают, что это элементарный вопрос, и что естественно людям, как существам, действительно, «слабосильным», свойственно это колебание. Да, это совершенно верно, что это колебание неизбежно, но передо мной стоит сейчас задача не только ответить, но и доказать неизбежность этого колебания.

Это естественно, что идея по-детски безмятежного счастья привлекает всех, а в особенности тем, что она легкодоступна. Вступить в мир Дьявола еще во времена средневековья считалось очень легко. Считалось, что дьявольские духи могли принимать человеческий облик. Обычно они появлялись тогда, когда человек разочаровывался в жизни. Принимая привлекательное обличье, Дьявол начинал соблазнять бедного деньгами, гонимого – защитой, несчастного – утешениями, падкого до земных страстей – обещаниями веселой жизни и т.д. Но обратим внимание: черт Достоевского полностью лишен дьявольских атрибутов – это инообличье человека, «чистый ум», язвительно выявляющий чистую природу. Это уже очень книжный черт, детально изучивший Гете, Лейбница, Декарта, Беркли, Фихте, Вольтера. Он говорит вполне как человек, как настоящий коммунист: «Я люблю истину и искренне желаю добра». Как бес-совратитель, он вообще говорит много правильных слов. Иначе – как совратишь? Взамен «Умный дух» всего лишь требует отдать ему свою свободу и полностью покориться ему, а уже его наместники с помощью «меча кесаря» объявят себя «царями земными, царями едиными» и, господствуя, наполнят вашу жизнь «тихим, смиренным счастьем, счастьем слабосильных существ». Впоследствии вы убедитесь, что все люди – всего лишь «жалкие дети», «но что детское счастье слаще всякого». Звучит заманчиво, неправда ли? Но почему же в этом мире нет места свободе? Обратим внимание, что в речах кардинала можно обнаружить сложную систему искусных аргументов для доказательства одной мысли: «Нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать скорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается». Почему же великий инквизитор настаивает именно на этой мысли? Чтобы ответить на данный вопрос, обратимся снова к жизни в мире Дьявола. Люди, покорившись ему, живут в постоянном страхе перед своими владыками, но боготворят их как величайших благодетелей. Люди забывают о своих желаниях, стремлениях и целях, они также легко переходят от состояния ужаса до смеха и веселья. Они отдают духу все, включая совесть, и думают, что живут счастливо, так как им больше ничего не надо решать в этой жизни самим – за них уже все решено. А для всех Великих Инквизиторов мир однозначен и определен: все коренные вопросы жизни тоже уже решены раз и навсегда. Все они циники, уверенно манипулирующие массой, дьяволы в человеческом обличье, завлекающие красивыми посулами «панургово стадо» в пропасть. Постепенно, не имея ни желаний, ни стремлений, ни убеждений, ничего человек, сам не замечая, деградирует и самоуничтожается.

Таково Царство «страшного и умного духа, духа самоуничтожения и небытия» И самоуничтожение личности происходит именно из-за отказа от свободы. Ведь если только человек не отказывается от свободы, он будет иметь свободу выбора. Человек начнет мыслить над проблемой выбора, ставя перед собой определенные задачи, цели и установки. А ведь если человек мыслит, – значит, он существует! Именно так свобода разрушает мир небытия.

Но путь к миру Иисуса Христа тернист и мучителен. Людей, выбравших этот путь к свободе и вечному счастью, поджидают постоянные искушения, проверки его веры. Ведь, как сказал Т. Манн: « Свобода, как, впрочем, и счастье – это не нечто легкое и веселое, а, быть может, как раз наоборот, это самое трудное и строгое в жизни – служение». Ведь когда Бог наделил людей свободой, он наделил их еще и ответственностью, ведь свобода человека, как известно, не безгранична: она заканчивается перед носом другого человека. Многое, как и Иван Карамазов, не хотят принимать ответственность, возложенную на них. Вот поэтому можно сказать, что эта легенда – это притча о «бегстве от свободы», о непосильном бремени свободы, о страхе человека пред выбором. Свобода – это угроза для человека-массы, беспокойство, стресс, внутренний конфликт, отчаяние, страх – вот что хотел сказать Достоевский. Поэтому не все в состоянии принять свободу. Христос лишь указал человеку дорогу к свободе, но зачем она рабам? Подтвердят мою мысль слова И. Бергмана: «Сам человек – мера своей свободы. Путь к ней мучителен, возможностей реализовать ее почти нет». Не выдерживая бремя свободы, люди приносят ее к ногам Дьявола. Таким образом, у человека всегда есть альтернатива: либо выбрать более легкий путь, не выдержав бремени свободы и, поддавшись искушениям, либо идти «против ветра» к своей цели.

Следовательно, человек действительно всегда колебался, колеблется и будет колебаться между злом и добром. Но неизбежность этого процесса вытекает именно из того, что если даже Бог смог бы уничтожить Дьявола, он уничтожил бы и самое дорогое ему – свободу. Ведь свобода, прежде всего, означает право выбора между злом и добром, сделанного самостоятельно, на основе собственного решения. И если бы Бог уничтожил и зло, и смерть, он при этом лишил бы одновременно мир и свободы. Поэтому легенда – иллюстрация неотделимости зла от добра, символ змея-обольстителя, называемого Диаволом или сатаной, и судьбы духа, и идеала, и человека во плоти Иисусу Христа. В этом заключалось основное, на мой взгляд, пророчество Достоевского.

Но Достоевский гениально также предугадал мучительность свободы для человека-массы, неустранимое противоречие между свободой и эгоизмом, жаждой человека к расширению вовне и страстным суживающим подчеркиванием своего «я».

А Н. А. Бердяев видел в Легенде революционный, анархический смысл. Однако речь шла о революции особого рода – теократической, в которой церковь поглощала государство и осуществляла царство свободы и любви. Во всякой иной революции свобода превращалась бы в рабство: « Антихристово начало для него (Достоевский) есть отречение от свободы духа. Он видит это одинаково в авторитарном христианстве и в авторитарном социализме». Следовательно, в профетической «Легенде о Великом Инквизиторе» есть гениальное прозрение не только об авторитарном католичестве, но и об авторитарном фашизме и коммунизме, обо всех тоталитарных режимах.

Список литературы

И. И. Гарин «Многоликий Достоевский» – ТЕРРА, 1997.

М. Г. Качурин «Русская литература 10 класс» - Москва «Просвещение» 1997

«250 «Золотых» сочинений школьникам и абитуриентам» – Москва «Олимп» АСТ 1997

В. Тарновский «Ведьмы» - Слово

Комментарии В. Путинцева

Л. Н. Боголюбов «Общество и человек 10-11 классы» – «Просвещение» 1999


vozdejstvie-elektromagnitnih-luchej-na-organizm-cheloveka-i-sposobi-borbi-s-nimi.html
vozdejstvie-na-cheloveka-opasnih-i-vrednih-proizvodstvennih-faktorov.html
vozdejstvie-seti-internet-na-polzovatelej.html
vozdejstvie-yadernogo-oruzhiya-massovogo-porazheniya-chast-4.html
vozdelivanie-dini-cucumis-melo-l-v-usloviyah-zashishennogo-grunta.html
vozdelivanie-plodovih-i-yagodnih-porod.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnie-problemi-teoreticheskoj-mehaniki-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-mehaniko-matematicheskogo-fakulteta.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii1-poyasnitelnaya-zapiska-k-balansu-oao-uralsvyazinform-na-1-yanvarya-1998-goda.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proslushivanie-radiostancij-tolko-tx-sr705-ustrojstvo-radiopriemnoe-onkyo-tx-sr705-e-rukovodstvo-po-ekspluatacii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skemen-2015-ozh-811-512-122-37-09.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-stranica-10.html
  • reading.bystrickaya.ru/lazarev-s-n-diagnostika-karmi-kniga-tretya-lyubov-stranica-2.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nepravomernie-dejstviya-pri-bankrotstve.html
  • institut.bystrickaya.ru/tablica-2-proyavlenie-nravstvennosti-v-razlichnih-aspektah-zhizni-podrobnee-smotrite-v-knige-avtora-perspektiva.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/5mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-visshaya-shkola-ekonomiki-niu-vshe.html
  • essay.bystrickaya.ru/dobrotolyubie-tom-4-stranica-93.html
  • crib.bystrickaya.ru/k-state-55-statya-celi-i-zadachi-trudovogo-zakonodatelstva.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-vivodi-otche-t-o-rezultatah-samoobsledovaniya-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-n-denisov-24-noyabrya-2000-g.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnie-zadaniya-s-metodicheskimi-rekomendaciyami-k-organizacii-samostoyatelnoj-deyatelnosti-studentov-zaochnikov.html
  • grade.bystrickaya.ru/nabor-i-verstka-sno-interkom-tipografiya-novosti-107005-moskva-ul-fr-engelsa-46-mezhdunarodnij-centr-rerihov-1996-stranica-3.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrol-i-ocenka-rezultatov-osvoeniya-disciplini-metodika-razrabotki-fondov-ocenochnih-sredstv-osnovnoj-professionalnoj.html
  • testyi.bystrickaya.ru/52-metodicheskie-rekomendacii-materiali-prepodavatelyu-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-k-ekzamenu-zachetu-42.html
  • school.bystrickaya.ru/gsm-zhuchek-sc-999-e-mail-7-926-3767799-pochta-ru-tel-8926-3767799.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-kniga-doktora-biologicheskih-nauk-feliksa-petrovicha-filatova-.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-predostavleniya-celevoj-obrazovatelnoj-subsidii-za-schet-sredstv-okruzhnogo-byudzheta-municipalnogo-obrazovaniya-dlya-polucheniya-visshego-sredne-specialnogo-professionalnogo-obrazovaniya-v-2012-godu.html
  • college.bystrickaya.ru/14-polnoe-i-sokrashennoe-naimenovanie-recipienta-na-osnovanii-informacii-postupivshej-otpredpriyatij-i-organizacij-oblasti-tula.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primernaya-programma-disciplini-luchevaya-diagnostika-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-stomatologiya.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-ii-predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu-rabochej-koncepcii-odarennosti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vliyanie-tehnologicheskih-dobavok-na-strukturu-i-svojstva-rezin-chast-2.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-8-kupcov-vasilij-poslednij-leshij-vasilij-kupcov-poslednij-leshij.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-nlo-stranica-30.html
  • report.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-17-marta-2006-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/moj-golos-ostanetsya-s-vami-stranica-7.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-zanyatij-po-podgotovke-k-ege-po-himii-v-2010-2011-uchebnom-godu-predmet.html
  • bukva.bystrickaya.ru/russkaya-palestina.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-projti-sobesedovanie-s-prepodavatelem-rukovoditelem-i-soglasovat-s-nim-mesto-i-poryadok-provedeniya-praktiki.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-prodolzhenie-polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya-serdce-otdayu-detyam.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shiryaeva-l-yu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pozhar-na-territorii-zavoda-na-zapade-moskvi-lokalizovan-postradavshih-net-mchs-informacionnoe-agentstvo-itar-tass-30062011.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.