.RU

Внеземные цивилизации - часть 2

До этого мы только определили самые общие условия, при которых во Вселенной может (не обязательно должна) возникнуть жизнь. Такая сложная форма материи, как жизнь, зависит от большого числа совершенно не связанных между собой явлений. Но все эти рассуждения касаются только простейших форм жизни. Когда мы переходим к возможности тех или иных проявлений разумной жизни во Вселенной, мы сталкиваемся с очень большими трудностями.

Жизнь на какой-нибудь планете должна проделать огромную эволюцию, прежде чем стать разумной. Движущая сила этой эволюции - способность организмов к мутациям и естественный отбор. В процессе такой эволюции организмы всё более и более усложняются, а их части - специализируются. Усложнение идёт как в качественном, так и в количественном направлении. Например у червя имеется всего около 1000 нервных клеток, а у человека около десяти миллиардов. Развитие нервной системы существенно увеличивает способности организмов к адаптации, их пластичность. Эти свойства высокоразвитых организмов являются необходимыми, но, конечно, недостаточными для возникновения разума. Последний можно определить как адаптацию организмов для их сложного социального поведения. Возникновение разума должно быть теснейшим образом связано с коренным улучшением и усовершенствованием способов обмена информацией между отдельными особями. Поэтому для истории возникновения разумной жизни на Земле возникновение языка имело решающее значение. Можем ли мы, однако, такой процесс считать универсальным для эволюции жизни во всех уголках Вселенной ? Скорее всего - нет ! Ведь в принципе при совершенно других условия средством обмена информацией между особями могли бы стать не продольные колебания атмосферы (или гидросферы), в которой живут эти особи, а нечто совершенно другое. Почему бы не представить себе способ обмена информацией, основанный не на акустических эффектах, а, скажем, на оптических или магнитных ? И вообще - так ли уж обязательно, чтобы жизнь на какой-нибудь планете в процессе её эволюции стала разумной ?

Между тем эта тема с незапамятных времён волновала человечество. Говоря о жизни во Вселенной, всегда, прежде всего, имели в виду разумную жизнь. Одиноки ли мы в безграничных просторах космоса ? Философы и учёные с античных времён всегда были убеждены, что имеется множество миров, где существует разумная жизнь. Никаких научно обоснованных аргументов в пользу этого утверждения не приводилось. Рассуждения, по существу, велись по следующей схеме: если на Земле - одной из планет Солнечной системы есть жизнь, то почему бы ей не быть на других планетах ? Этот метод рассуждения, если его логически развивать, не так уж плох. И вообще страшно себе представить, что из 1020 - 1022 планетных систем во Вселенной, в области радиусом в десяток миллиардов световых лет разум существует только на нашей крохотной планетке... Но может быть, разумная жизнь - чрезвычайно редкое явление. Может быть, например, что наша планета как обитель разумной жизни единственная в Галактике, причем далеко не во всех галактиках имеется разумная жизнь. Можно ли, вообще, считать работы о разумной жизни во Вселенной научными ? Вероятно, всё-таки, при современном уровне развития техники можно, и необходимо заниматься этой проблемой уже сейчас, тем более она может вдруг оказаться чрезвычайно важной для развития цивилизации...

Межпланетные станции

Обнаружение любой жизни, особенно разумной представляет могло бы иметь огромное значение. Поэтому уже давно предпринимаются попытки обнаружить и установить контакт с другими цивилизациями. В 1974 году в США была запущена автоматическая межпланетная станция “Пионер-10”. Несколько лет спустя она покинула пределы солнечной системы, выполнив различные научные задания. Есть ничтожно малая вероятность того, что когда-нибудь, через многие миллиарды лет, неведомые нам высоко цивилизованные инопланетные существа обнаружат “Пионер-10” и встретят его как посланца чужого, неведомого нам, мира. На этот случай внутри станции заложена стальная пластинка с выгравиранными на ней рисунком и символами, которые дают минимальную информацию о нашей земной цивилизации. Это изображение составлено таким образом, чтобы разумные существа, нашедшие его, смогли определить положение солнечной системы в нашей Галактике, догадались бы о нашем виде и, возможно, намерениях. Но конечно внеземная цивилизация имеет гораздо больше шансов обнаружить нас на Земле, чем найти “Пионер-10”.

Как уже говорилось, наиболее сильным доказательством присутствия жизни на планете будет, конечно, рост и развитие живых существ. Поэтому, когда сравниваются и оцениваются различные методы обнаружения жизни вне Земли, преимущество отдается тем методам, которые позволяют с достоверностью установить размножение клеток. А поскольку наиболее распространенными в природе являются микроорганизмы, при поиске жизни вне Земли прежде всего следует искать микроорганизмы. Микроорганизмы на других планетах могут находиться в грунте, почве или атмосфере, поэтому разрабатываются различные способы взятия проб для анализов. В одном из таких приборов - “Гулливере” - предложено остроумное приспособление для взятие пробы для посева. По окружности прибора расположено три небольших цилиндрических снаряда, к каждому снаряду прикреплена липкая силиконовая нить. Взрыв пиропатронов отбрасывает снаряды на несколько метров от прибора. Затем силиконовая нить наматывается и, погружаясь при этом в питательную среду, заражает ее частицами прилипшего к ней грунта.

Размножение организмов в питательной среде может быть установлено с помощью различных автоматических устройств, одновременно регистрирующих нарастание мутности среды (нефелометрия), изменение реакции питательной среды (потенционометрия), нарастание давления в сосуде за счет выделяющегося газа (манометрия).

Очень изящный и точный способ основан на том, что в питательную среду добавляют органические вещества (углеводы, органические кислоты и другие), содержащие меченный углерод.

Размножающиеся микроорганизмы будут разлагать эти вещества, а количество выделившегося в виде углекислоты радиоактивного углерода определит миниатюрный счетчик, прикрепленный к прибору. Если питательная среды будет содержать различные вещества с меченным углеродом (например, глюкозу и белок), то по количеству выделившейся углекислоты можно составить ориентировочное представление о физиологии размножающихся микроорганизмов.

Чем больше разнообразных методов будет использовано для выявления обмена веществ у размножающихся микроорганизмов, тем больше шансов получить достоверные сведения, так как некоторые методы могут подвести, дать ошибочные данные. Например, питательная среда может помутнеть и от попавшей в нее пыли (как, возможно, было с “Викингами” в 1976 г., см. выше). Когда клетки микроорганизмов размножаются, интенсивность всех регистрируемых и передаваемых на Землю показателей непрерывно нарастает. Динамика всех этих процессов хорошо известна, а она надежный критерий действительного роста и размножения клеток. Наконец, на борту автоматической станции может быть два контейнера с питательной средой, и как только в них начинается нарастание изменений, в один из них автоматически будет добавлено сильнодействующее ядовитое вещество, полностью прекращающее рост. Продолжающееся изменение показателей в другом контейнере будет надежным доказательством биогенного характера наблюдаемых процессов.

Конструируемые приборы не должны быть чрезмерно чувствительными, так как перспективы “открыть” жизнь там, где ее нет весьма неприятна.

С другой стороны, прибор не должен дать отрицательный ответ, если жизнь действительно существует на исследуемой планете. Именно поэтому надежность и чувствительность предполагаемой аппаратуры усиленно обсуждается и уже претворяется в жизнь.

Хотя размножение микроорганизмов и является единственным бесспорным признаком жизни, это не значит, что не существует иных приемов, позволяющих получить ценную информацию. Некоторые краски, соединяясь с органическими веществами, дают комплексы, легко обнаруживаемые, так как они обладают способностью к адсобции волн строго определенной длины. Один из предложенных методов основан на применении масс - спектрометра, который устанавливает обмен изотопа кислорода О18 , происходящий под влиянием ферментов микробов у таких соединений, как сульфаты, нитраты или фосфаты. Особенно хорошо и, главное, разнообразно применение люминесценции. С ее помощью не только констатируют энзиматическую активность, но при применении некоторых люминофоров возможно свечение ДНК, содержащейся в клетках бактерий.

Следующий этап в исследованиях - применение портативного микроскопа, снабженного поисковым устройством, способным отыскивать в поле зрения отдельные клетки.

Обсуждается также возможность использования электронного микроскопа для изучения структурных элементов микробной клетки, не видимых в оптический микроскоп. Применение электронного микроскопа в сочетании с портативным может чрезвычайно расширить возможности морфологических исследований, что, как мы знаем из современной биологии, особенно важно для изучения внутренней молекулярной структуры составных элементов живого. Важной электронной особенностью является возможность сочетания ее с телевизионной техникой, поскольку они имеют общие элементы (источник электронов, электромагнитные фокусирующие линзы, видиконы).

Специальные устройства будут передавать на Землю (в общем этот принцип уже использовался на практике) видимые микроскопические картины. Здесь уместно отметить, что в задачи экзобиологии входит обнаружение не только существующей теперь жизни, но также палеобиологические исследования. АБЛ должна уметь обнаружить возможные следы бывшей жизни. В методическом отношении эта задача будет облегчена применением микроскопов с различным увеличением.


vozdestvie-reklami-na-soznanie-lyudej.html
vozdushnie-gimnasti.html
vozdushnie-perevozki-v-turizme-chast-13.html
vozdushnie-perevozki-v-turizme-chast-6.html
vozdushnij-kodeks.html
vozdushno-kosmicheskaya-bezopasnost-rosii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-federalnoj-sluzhbi-po-nadzoru-v-sfere-obrazovaniya-i-nauki-ot-23-12-2011-2591-8-direktor.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-1-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-stroitelnogo-fakulteta-2008.html
  • lecture.bystrickaya.ru/apochemu-vi-sami-sebe-zadaete-voprosi-i-otvechaete-vi-ot-stida-dazhe-dialog-stranica-3.html
  • crib.bystrickaya.ru/imitacionnoe-modelirovanie-sistemi-osushestvlyayushej-model-lokalnoj-vichislitelnoj-seti-lvs-kolcevoj-strukturi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/institut-sudebnogo-dosledovaniya-protivostoyanie-zakonodatelya-i-pravoprimenitelya-v-rossijskom-ugolovnom-sudoproizvodstve.html
  • knigi.bystrickaya.ru/severo-kavkazskij-gosudarstvennij-tehnicheskij-universitet.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-uchashihsya-cherez-differencirovannij-podhod-pri-rabote-s-konturnimi-kartami-na-urokah-geografii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-nalogovoe-zakonodatelstvo-respubliki-kazahstan-statya-dejstvie-nalogovogo-zakonodatelstva.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prodolzhenie-prilozheniya-v-odobreno-uchebno-metodicheskim-sovetom-fakulteta-kommercii-i-marketinga-uchebno-metodicheskij.html
  • pisat.bystrickaya.ru/storya-rozvitku-buhgalterskogo-oblku.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-raboti-izuchit-chto-takoe-transformator-i-klassifikaciyu-transformatorov-po-naznacheniyu.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-literature-v-5-klasse-2006-2007-uchebnij-god-uchitel-karabaeva-e-l-uchebnik-v-mire-literaturi-5-klass.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tema-isturgenev-osennij-den-v-berezovoj-roshe-otrivok-iz-rasskaza-svidanie-tip-teksta-opisanie-sostav-slova-povtorenie-celi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-politicheskaya-misl-v-rossii-v-xx-v-tema-politologiya-kak-nauka-i-uchebnaya-disciplina-4-predmet-politologii.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-raboti-komiteta-po-obrazovaniyu-municipalnogo-rajona-usolskogo-rajonnogo-municipalnogo-obrazovaniya-na-mart-2012-goda-epigraf.html
  • credit.bystrickaya.ru/parlamentskoe-bolshinstvo-prodolzhaet-nastaivat-na-snizhenii-nds-gosudarstvennaya-duma-rf-monitoring-smi-1-iyulya-2008-g.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-obuchenie-priemam-dinamicheskoj-strahovki-na-uchebnom-strahovochnom-stende-i-okazanie-pomoshi-partneru-po-svyazke-pri-ego-srive.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-3-soderzhanie-tamozhenno-pravovoj-terminologii-programma-po-discipline-tamozhennoe-pravo-dlya-studentov-4.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstrojstvo-rukovoditel-proekta-n-kulagina-literaturnij-redaktor-v-pahalyan.html
  • tasks.bystrickaya.ru/3stabilnost-i-nestabilnost-kak-momenti-sociokulturnogo-processa.html
  • znanie.bystrickaya.ru/balalar-debietn-bjtereg-b-sopabaevti-80-zhildi-merejtojina-arnalan-dstemelk-ral-mrbk-rast-sh-masheva-almati-2004-21-b.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gostinica-i-gostinichnoe-hozyajstvo.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/ocenka-zhiznennosti-i-semennoj-produktivnosti-ie-i-prikladnie-problemi-populyacionnoj-biologii-sbornik-tezisov-dokladov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsootvetstvii-so-statej-12-zakona-rf-ot-12-dekabrya-1991-goda-2124-1-osredstvah-massovoj-informacii-ne-trebuetsya-registraciya-sredstv-massovoj-informacii-u-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-akcionerno-kommercheskij-bank-vyatka-bank-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-kod-emitenta-stranica-16.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-lichnost-kak-obekt-i-subekt-vospitaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080505-65-upravlenie.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-1-organizacionno-metodicheskij-razdel-4-rabochaya-programma-disciplina-ekonomika-naimenovanie-disciplini.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-disciplini-ekonomika-i-menedzhment-smi.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rekomendacii-plenarnogo-zasedaniya-obshestvennoj-palati-rossijskoj-federacii-po-voprosu.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-naznachenie-uchebnogo-predmeta-istoriya.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-pedagogicheskaya-tehnologiya-kak-nauchnaya-disciplina-n-e-shurkova-pedagogicheskaya-tehnologiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-zaochnogo-otdeleniya-specialnost-menedzhment-organizacii.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-dni-prazdnovaniya-yubileya-gosudarstvennosti-komi-v-izhme-budut-chestvovat-lyudej-kotorie-vnesli-ogromnij-vklad-v-razvitie-rajona-i-respubliki-20060804-stranica-34.html
  • uchit.bystrickaya.ru/temi-diplomnih-proektov-rabot-2006-g-gr-73401-3411-3412-3413-spec-t-080111-marketing.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rukovodstvo-sorevnovaniyami-organizaciya-raboti-po-podgotovke-i-provedeniyu-zabega-vozlagaetsya-na-organizacionnij-komitet-dalee-orgkomitet-sozdannij-v-sootvetstvii-s-prikazom-direktora-sorevnovanij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.