.RU

Военная служба и порядок ее прохождения

Введение

Актуальность темы обусловлена следующим. Демократизация российского общества последнего десятилетия изменила многое в нашей жизни. Можно по-разному относиться к происшедшим переменам, но одно ясно - мы вступили в новую эру общественных отношений. Такой резкий переход требует определенного периода адаптации, который, к несчастью, в случае с нашей страной приобрел довольно уродливые формы.

До последнего времени армия оставалась в некоторой изоляции от происходивших в стране преобразований, что привело к явным противоречиям в отношениях с другими общественными институтами. Такое положение вещей грозит России новыми потрясениями в социальной сфере, принимая во внимание тот факт, что военнослужащие вместе с работниками военно - промышленного комплекса составляют огромный процент населения нашего государства. Возникла острая необходимость приведения армии в соответствие с реалиями сегодняшнего исторического момента. Единственным возможным решением вышеобозначенной проблемы является проведение широкомасштабной военной реформы, которая включает в себя комплекс политических, экономических, правовых, военно - технических и социальных мер.

Правовой аспект реформирования является в некотором роде фундаментом для дальнейших преобразований в армии, так как определяет всю сферу взаимоотношений как внутри самой системы, так и при ее взаимодействии с другими системами. Важно подчеркнуть, что обсуждение и принятие военного законодательства происходит открыто и гласно - это является важнейшей чертой зарождающегося гражданского общества.

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, представляющий собой деятельность граждан, которым присваиваются воинские звания, на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, входящих в состав военной организации государства.

Посредством исполнения военной службы реализуются функции отдельных государственных органов и организаций. В то же время особенность военной службы заключается в том, что заранее определить алгоритм действий военнослужащих не всегда представляется возможным из-за специфики их деятельности, имеющей подчас исключительно динамичный характер, что особенно характерно при ведении боевых действий. Однако ведение боевых действий подчиняется определенным законам, выяснить которые и формализовать в виде боевых уставов и других актов военного управления является задачей не правовой науки, а военной науки. В то же время формализованные в виде актов военного управления, они приобретают свойство правового акта соответствующего органа военного управления, который имеет следующие характерные черты: подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность.

Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества. Конституцией Российской Федерации провозглашено: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации" (п. 1 ст. 59). Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д. Однако основными формами защиты Отечества в мирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Таким образом, целью данной работы будет рассмотрение и изучение особенностей правого регулирования военной службы и порядка ее прохождения.

Задачи исследования:

изучить исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ;

проанализировать правовое регулирование прохождения военной службы;

рассмотреть судебную практику по делам о военной службе.

Глава 1. Исторический и правовой аспект организации военной службы в РФ

1.1 Исторический аспект организации военной службы в РФ

Становление и развитие военного права неразрывно связано с развитием военной науки. К сожалению, большая часть исследователей в области военного права не уделяет должного внимания этому обстоятельству. По нашему мнению, именно развитие военного права является проявлением и свидетельством высокого уровня современной военной науки. Это соображение требует исследования данных феноменов в их исторической связи, что и является предметом данной статьи.

Уже в XVIII в. встал вопрос о формировании вооруженных сил на совершенно новых принципах. Одним из первых в Европе, а по ряду характеристик - первым среди монархов Европы эту проблему осознал и осуществил достаточно успешную попытку реализовать новые принципы Петр I.[1]

Военная реформа рассматривалась Петром I как составная и определяющая часть развития Российского государства. При этом военная реформа предопределяла создание промышленного машинного производства, в первую очередь военных заводов. Данный факт истолковывается некоторыми западными теоретиками как зарождение традиции милитаризации Российского государства, к этому мнению присоединяются и некоторые российские историки и обществоведы, которые трактовали и трактуют отдельные факты деятельности Петра I как непонимание необходимости широких реформ, охватывающих всю совокупность социально-экономических отношений. Высказывается, в частности, мнение, что Петр недооценил роль финансовой реформы.

Анализ процессов, происходивших в совершенно других условиях, например, во Франции, где несколько позднее - во второй половине XIX в. - были в условиях абсолютизма сделаны попытки проведения финансовой реформы, показывает необоснованность критики деятельности Петра I. Известно, что осуществлявшиеся в другое время и в совершенно других условиях попытки реформирования финансовой системы Франции не дали ожидаемого результата и практически только обострили внутриполитическую ситуацию.

В России реформы Петра I, направленные, вне всякого сомнения, на повышение военной мощи государства, затронули все важнейшие сферы государственного регулирования. Знаменательно, что именно в результате создания передовой для своего времени системы подготовки военных кадров в России были заложены основы юридического образования, поскольку именно в военных учебных заведениях впервые преподавались основы права.

Начинается внедрение правовых начал во все основные сферы жизнедеятельности государства и его основного института - армии. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр основал Правительствующий сенат, имевший функции главного органа исполнительной, судебной и законодательной власти. 26 апреля 1715 г. был подписан Артикул воинский - Воинский устав, принятый при Петре Великом и действовавший до середины XIX века, подробно регламентировавший устройство армии, обязанности солдат и офицеров, порядок прохождения службы.

В преамбуле Артикула лапидарно сформулированы как общие правовые принципы (всеобщность и обязательность закона), так и его целевые характеристики.

Артикул заложил основы военного права России, регламентировав всю совокупность воинских и военных отношений.

24 января 1722 г. Петр I подписал Табель о рангах, регламентирующий прохождение государственной (военной, гражданской и придворной) службы в Российской империи, действовавший вплоть до 1917 г., который предусматривал разделение всех служащих на четырнадцать категорий - "рангов" или "классов" - и устанавливала персональный состав, права и обязанности, свойственные каждой из них.

Создание правовых основ регулирования военных отношений, регламентации деятельности всего государственного аппарата предопределило развитие в дальнейшем российской военной науки на самом современном для XVIII - XIX вв. уровне.

Высокий уровень военного искусства А.В. Суворова и М.И. Кутузова базировался на заложенных в петровское время основах военной науки. Полководческие таланты этих выдающихся военачальников основывались не только на их личностных, интеллектуальных и психологических качествах, но и на традициях, сформированных в XVIII в. такими полководцами, как Румянцев, Потемкин и др.

Александр Васильевич Суворов (1730 - 1800) сформулировал основные положения российской военной науки в своих военно-теоретических работах: "Полковое учреждение" и "Наука побеждать".

Продолжателем этих идей стал Михаил Илларионович Кутузов - знаменитый полководец (1745 - 1813), внесший решающий вклад в поражение наполеоновской армии в 1812 г.

Новый этап развития нашей военной науки связан с многообразными, зачастую качественно разнородными политическими процессами, в которые Россия, становящаяся на капиталистический путь, включилась в XIX в. Это многообразие обусловило приобретение российскими военачальниками опыта, несравнимого с опытом других стран. Этот опыт определил ускоренное развитие российской военной и военно-правовой науки в конце XIX - начале XX в.

Расширение границ России в результате присоединения территорий Северного Кавказа, Средней Азии привело к необходимости осмысления форм и методов борьбы с националистическими, сепаратистскими силами, и в связи с этим роли армии в обеспечении единства страны. Учитывая нескрываемые Турцией намерения включить кавказские территории в зону своих интересов, можно говорить о первой постановке проблемы военного фактора в обеспечении национальной безопасности в условиях буржуазного развития.

В ходе Первой мировой войны, в которой в наибольшей степени проявились межимпериалистические противоречия, военная наука, представителями которой являлись М.В. Алексеев, А.А. Брусилов, все в большей степени обращала внимание на субъективный фактор - проблемы подготовки солдат, управления войсками, место и роль армии в государстве.[2]


yakov-iosifovich-grojsman-galina-kornilova-stranica-14.html
yakov-iosifovich-grojsman-galina-kornilova-stranica-5.html
yakovlev-a-n-ya-47-ot-trumena-do-rejgana-doktrini-i-realnosti-yadernogo-veka.html
yalezhu-odin-v-palatke-pamirke-v-puhovom-spalnom-meshke-prostorno-i-udobno-esli-rasstegnut-neskolko-derevyannih-palochek-pugovic-vhoda-v-palatku-i-visunut-g-stranica-4.html
yalom-i-ya-51-lzhec-na-kushetke-per-s-angl-m-budininoj-stranica-16.html
yalom-i-ya-51-lzhec-na-kushetke-per-s-angl-m-budininoj-stranica-23.html
  • essay.bystrickaya.ru/eh-bien-mon-prince-gknes-et-lucques-ne-sont-plus-que-des-apanages-stranica-75.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-shifr-i-naimenovanie-specialnostinapravleniya-032300-regionovedenie-uroven-obrazovaniya.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-ot-28-fevralya-2011-goda-115-g-abinsk-ob-itogah-vtorogo-zonalnogo-etapa-konkursa-nauchnih-proektov-shkolnikov-v-ramkah-kraevoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-evrika-stranica-4.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-o-samoobsledovanii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-230200-informacionnie-sistemi-voronezh-stranica-9.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koshachij-marafon-irina-ksyondzova-ezhednevnie-novosti-podmoskove-moskva-245-31-12-2011-c-2.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/911-o-vektore-evolyucii-8-zakoni-biologii-pervoe-priblizhenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-sedmaya-vbelokafelnoj-kuhne-marshevih-bilo-svetlo-i-shumno-tam-gromko-govorili-za-chaem-i-chemu-to-smeyalis.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-obuchayushego-seminara-.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-posobie-yavlyaetsya-rukovodstvom-po-provedeniyu-sorevnovaniya-a-takzhe-snabzheno-metodicheski-razrabotannimi.html
  • literature.bystrickaya.ru/energoaudit-regionalnie-programmi-18-ulyanovsk-18-v-ulyanovske-opredeleni-nominanti-konkursa-energeticheskogo-sotrudnichestva.html
  • books.bystrickaya.ru/diplomnaya-rabota-studenta-544-gruppi.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53-elementnij-analiz-prob-snegovogo-pokrova-metodicheskoe-posobie-novosibirsk-2012-kokovkin-v-v-shuvaeva-o.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ftd-02-planirovanie-reklamnih-kampanij.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritaya-lekciya-stranica-12.html
  • testyi.bystrickaya.ru/basaru-esebn-negzg-masattarini-br-arzhilandiru-tabistili-ajtarimdili-zhne-timdlk-talaptarina-saj-basaru-sheshmdern-abildau-bolip-tabiladi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kompaniya-eki-invest.html
  • predmet.bystrickaya.ru/saba-tletn-kn-25-04-2017-zh-barli-oushilar-sani-7-atisani-7-saba-tairibi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-bazovogo-kursa-informatika-i-ikt-dlya-8-9-klassov-osnovnoj-shkoli-102-chasa-po-umk.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-specialnosti-08-00-13-matematicheskie-i-instrumentalnie-metodi-ekonomiki.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-dogovor-o-stroitelstve-zhilogo-doma-plan-vvedenie-glava-obshie-polozheniya-o-dogovore-podryada-v-grazhdanskom.html
  • desk.bystrickaya.ru/plan-uroka-obrazovanie-anglijskih-kolonij-v-severnoj-amerike-socialnaya-struktura-rannego-amerikanskogo-obshestva.html
  • spur.bystrickaya.ru/koleso-istorii-puteshestvie-po-drevnemu-miru-itogovaya-igra-5-klass.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ad-reklamnij-nositel-reklama-reklama-v-internete-imeet-kak-pravilo-dvuhstupenchatij-harakter-pervoj-stupenyu-yavlyaetsya-vneshnyaya-reklama-razmeshaemaya-rek-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/8-30-10-00--satellitnij-simpozium-sovremennie-principi-lecheniya-hronicheskih.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-3-obespechenie-obrazovatelnogo-processa-o-materialno-tehnicheskom-obespechenii-obrazovatelnoj.html
  • bukva.bystrickaya.ru/uchet-i-analiz-uslug-v-reklamnoj-sfere-na-primere-ooo-promospejs-g-moskva.html
  • education.bystrickaya.ru/3-iziskaniya-na-massivah-osusheniya-gidromeliorativnie-sistemi-i-sooruzheniya-gidrogeologicheskie-i-inzhenerno-geologicheskie.html
  • occupation.bystrickaya.ru/molekulyarnaya-fizika-1kurs-vtoroj-semestr.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-vipolneniyu-domashnej-kontrolnoj-raboti-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-kompyuternie-seti-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/germaniya-rusverlagde-01032012-sud-zashitil-rossijskih-pensionerov-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-1-marta-2012-goda.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-malchik-rozhdennij-dlya-magii-stranica-14.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-dlya-8-9-h-licejskih-klassov-rekomendacii-vto-po-sozdaniyu-edinoj-sistemi-v-statistike-turizma-30-glava-4-37.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/perekupshikov-ostavyat-bez-raboti-gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-12.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sekretar-obshestvennoj-palati-velihov-prizivaet-razvivat-v-rossii-ekonomiku-znanij.html
  • bukva.bystrickaya.ru/obespechenie-russkoj-armii-konec-xv-pervaya-polovina-xvii-vv.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.