.RU

Вольный стих

Вольный стих - это форма стихотворного произведения, все строки которого выдержаны в едином силлабо-тоническом метре, но произвольно неравностопны.

Скатившись с горной высоты

Лежал на прахе дуб, перунами разбитый;

А с ним и гибкий плющ, кругом его обвитый…

О Дружба, это ты!

(В.А.Жуковский. Дружба)

Здесь в 1-й строке – 4-стопный ямб, во 2-й и в 3-й – 6-стопный, а в 4-й, заключительной, - 3-стопный. Подобные произведения в форме вольного стиха следует отличать от тех, в которых разностопность урегулирована и проявляется, например, в контрасте четных и нечетных строк.

Вольный стих иногда отождествляют с вольной формой ямба, потому что в русской поэзии неравностопными чаще всего оказывались ямбические строки. Многочисленные исследователи (М.П.Штокмар, М.Л.Гаспаров, О.И.Федотов и др.) указывали на две традиции в использовании русскими поэтами вольного ямба, басенную и элегическую (см., например: Федотов О.И. Основы русского стихосложения. М., 1996. С.230-231).

Традиция применять в басне вольный ямб появилась в эпоху русского классицизма, в середине XVIII в. Поэты-классицисты относили этот жанр к числу “низких”, но он обладал несомненным преимуществом перед другими: басню отличала речевая раскрепощенность. Это проявлялось и в расширенном лексическом словаре, не стесненном рамками “высокого штиля”, и в том, что длину ямбических строк определяла длина помещаемых в стихи фраз, а не наоборот. Вольный ямб характерен прежде всего для басен А.П.Сумарокова:

Был выбран некто в боги: _____________3 стопы

Имел он голову, имел он руки, ноги _____6 стоп

И стан; ____________________________1 стопа

Лишь не было ума на полполушку, ______5 стоп

И деревянную имел он душку. _________5 стоп

Был – идол, попросту: Болван. _________4 стопы

(Болван)

Как видно из приведенного примера, для басенной традиции вольного стиха характерно произвольное чередование строк, содержащих от 1 до 6 стоп.

В конце XVIII в. широкую известность приобрела поэма И.Ф.Богдановича “Душенька”. В начальной части своей “древней повести в вольных стихах”, как обозначил жанровую форму Богданович, он обратился к Гомеру, отцу стихов “равных”, и дал характеристику вольному ямбу:

Прости вину мою, __________________________3 стопы

Когда я формой строк себя не беспокою ________6 стоп

И мерных песней здесь порядочно не строю. ____6 стоп

Черты, без равных стоп, по вольному покрою, ___6 стоп

На разный образец крою, ____________________4 стопы

И малой меры и большия… __________________4 стопы

Басенная традиция сказалась и в “Душеньке”: длина “черт” (стихотворных строк) – от 1 до 6 стоп.

Вольный ямб использовался и в других жанрах поэзии классицизма (в частности в эпиграмме), но к началу XIX в. ассоциировался именно с баснями. В начале века к данной форме обращались все известные баснописцы, но только творчество И.А.Крылова прочно закрепило форму вольного ямба за жанром басни. Крылов удачно воспроизвел живые интонации столичных улиц, которые были близки и одинаково понятны и мещанам, и высшей знати:

Имея общий дом и общую контору,

Какие-то честные торгаши

Наторговали денег гору;

Окончили торги и делят барыши.

Но в дележе когда без спору?

Заводят шум они за деньги, за товар, -

Как вдруг кричат, что в доме их пожар.

(Раздел)

Другая традиция вольного ямба была связана с жанром элегии. На ее формирование прежде всего повлияло лирическое творчество В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина. В элегиях и элегических по характеру “посланиях” сочетались неравные строки: обычно – в 4-6 стоп длиной, реже – в 5-6 стоп, в исключительных случаях – в 3-6 стоп . Неравностопность должна была ощущаться слабее, чем в басне, чтобы элегия до конца не утрачивала мелодичности.

Погасло дневное светило; _________________4 стопы

На море синее вечерний пал туман. __________6 стоп

Шуми, шуми послушное ветрило, ___________5 стоп

Волнуйся подо мной, угрюмый океан ________6 стоп

(Пушкин. “Погасло дневное светило…”)

Обе традиции - и басенная, и элегическая – отразились в комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума” и драме М.Ю.Лермонтова “Маскарад”. Элегическая, т.е. относительно умеренная, неравностопность характерна для развернутых монологов основных действующих лиц этих произведений. Басенная традиция, напротив, проявляет себя в живом обмене репликами, по выражению М.Л.Гаспарова, в “суетливых местах” (Гаспаров М.Л. Русский стих 1890-х-1925-го годов в комментариях. М., 1993. С.111). В “Горе от ума” Грибоедов, обращаясь к форме вольного стиха, обновлял традицию стихотворной комедии. Живой и свободной выглядит речь Чацкого, обращающегося к Софье (д. 1-е):

Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба

Старинный, верный член до гроба?

Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

К началу XX в. элегический вольный ямб исчезает из русской литературы, а басенная традиция получает дальнейшее развитие: авторы басен и политических сатир (Саша Черный, Демьян Бедный, В.В.Маяковский и др.) сочетают строки длиной от 1 до 7, даже 8 стоп.

Как было отмечено, форма вольного стиха в русской силлабо-тонической поэзии в основном применялась в ямбических сочинениях. Однако существуют немногочисленные образцы вольного хорея (“Товарищу Нетте, пароходу и человеку” В.В.Маяковского), вольного дактиля (главка XXVII из второй части поэмы Н.А.Некрасова “Мороз, Красный нос”), вольного амфибрахия (“Дума” Н.И.Гнедича), вольного анапеста (“Рыцарь на час” Некрасова).


zaklyuchenie-vipusknaya-kvalifikacionnaya-rabota-mestnoe-samoupravlenie-v-sovremennoj-rossii-pervie-itogi-reformi-specialnost.html
zaklyuchenie-znachenie-ikonopochitaniya-dlya-hristianskoj-zhizni-dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
zaknchenij-ta-nezaknchenij-zlochin.html
zakon-gde-mozhno-zarabotat-v-internet-naibolee-populyarnie-sposobi-.html
zakon-i-pravo.html
zakon-kak-forma-prava-chast-6.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/otchet-orezultatah-samoobsledovaniya-priladozhskogo-filiala-gou-vpo-petrgu-po-sostoyaniyu-na-01-06-2008-goda-stranica-8.html
  • thescience.bystrickaya.ru/industrializaciya-zhizni-rossiyu-normalnoj-stranojj-versiya-3-iyunya-2002-g.html
  • control.bystrickaya.ru/diplom-menedzhment-v-oblasti-gostepriimstva-i-gostinichnogo-biznesa.html
  • crib.bystrickaya.ru/klassifikaciya-periferijnih-ustrojstv.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/bashni-do-nebes-chast-3.html
  • shkola.bystrickaya.ru/sistemnoe-issledovanie-kompleksa-pravovih-norm-reglamentiruyushih-deyatelnost-fsb-rossijskoj-fed.html
  • universitet.bystrickaya.ru/trebovaniya-primernoj-programmi-po-anglijskomu-yaziku-23-2-analiz-umk-25.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-tretya-e-yu-genieva-g-g-diligenskij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/klassicheskij-vek-drevnegrecheskoj-filosofii-i-i-tarkan-filosofiya-kurs-lekcij-vchetireh-chastyah-chasti-i-ii-4-e-izdanie.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uildiri-shashu-kezende-bali-aulaua-tijim-salinan-sondaj-a-bali-aulaua-tijim-salinan-su-ajdindarinda-zhne-nemese-uchaskelernde-su-klg-ozalisini-rezhimn-kelsu-memlekettk-krsetletn-izmet-standarti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-p-korovkin-oficialnie-opponenti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/oblastnoj-konkurs-yunie-darovaniya-20102011-yunij-znatok-istorii-7-klass.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-01-09-20-g-plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-mou-georgievskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
  • credit.bystrickaya.ru/otchet-o-pribilyah-i-ubitkah-6-otchet-o-dvizhenii-denezhnih-sredstv-7-stranica-5.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-sverdlovskoj-oblasti-gotovitsya-k-realizacii-proekt-chistaya-voda-nakanuneru-2006.html
  • crib.bystrickaya.ru/inflyaciya-mirovoj-opit-i-rossijskaya-praktika-monografiya.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/uchebnij-plan-informacionnaya-bezopasnost-po-specialnosti-230101-65-vichislitelnie-mashini-kompleksi-sistemi-i-seti-cel.html
  • college.bystrickaya.ru/2-tehnologii-optimizacii-emocionalnoj-ustojchivosti-k-a-abulhanova-doktor-psihologicheskih-nauk-professor.html
  • student.bystrickaya.ru/1-istoricheskie-i-ekonomicheskie-predposilki-sozdaniya-sobornogo-ulozheniya-1649-goda.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-05-gigiena-celi-i-zadachi-disciplini-cel-disciplini.html
  • pisat.bystrickaya.ru/stanislav-lem.html
  • nauka.bystrickaya.ru/verbalnoe-obshenie-6.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-25-o-polze-vedeniya-sovmestnogo-hozyajstva-i-denezhnih-tratah-prakticheskoe-posobie-po-ohote-na-muzhchin-predislovie.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-22-organizaciya-i-deyatelnost-organov-vnutrennih-del-v-poslevoennij-period-1944-1946-gg.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-biologiya-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • tests.bystrickaya.ru/mazdakizm.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-izmeneniya-v-obshestvennom-stroe-bashkortostana-v-organah-upravleniya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-dlya-studentov-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-27-04-2012-357-g-rostov-na-donu-ob-utverzhdenii-grafikov-provedeniya-ekspertizi-professionalnoj-deyatelnosti-stranica-6.html
  • znanie.bystrickaya.ru/anketa-uchastiya-v-svadebnoj-shkole-mi-zhenimsya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-k-kursu-dlya-studentov-2-kursa-specialnosti-sociologiya-sociologicheskogo-fakulteta.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-predprofessionalnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-v-oblasti-horeograficheskogo-iskusstva.html
  • college.bystrickaya.ru/3-cel-programmi-gorodskaya-celevaya-programma-razvitiya-potrebitelskogo-rinka-i-uslug-goroda-moskvi-na-2010-2012-gg-soderzhanie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/primenenie-norm-ugolovnogo-zakonodatelstva.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zanyatie-3-chuvstva-virazhenie-chuvstv-programma-po-formirovaniyu-zdorovogo-zhiznennogo-stilya-dlya-shkolnikov-5-9-klassov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.