.RU

Воля к власти в природе и человеке

Для разъяснения того, как воля к власти работает в природе, Ницше использует аналогию с атомистической моделью строения материи. Он считает возможным говорить о мельчайших количествах, или квантах, власти (силы, энергии), которые находятся в постоянном соперничестве и борьбе, ибо каждое из них стремится бесконечно увеличивать свое могущество. При этом Ницше подчеркивает условность данной физической аналогии, ибо само расчленение единого процесса на составляющие - вещь и ее воздействие, причину и следствие, субстанцию и акциденцию - представляет собой не более, чем "психологическую примесь". "Если мы элиминируем эту примесь, - поясняет Ницше, - то вещей не будет, а останутся динамические количества, находящиеся в известном отношении напряженности ко всем другим динамическим количествам".

Что касается органического мира, то Ницше пишет следующее: "Известное количество сил, связанных общим процессом питания, мы называем "жизнью". В другом месте он определяет жизнь как "длительную форму процессов уравновешения силы, в течение которых силы борющихся в свою очередь, растут в неодинаковой степени". Иными словами, организм - это совокупность взаимодействующих систем, главное стремление которой заключается в повышении чувства власти. Это достигается за счет преодоления препятствий, противодействия тому, что оказывает сопротивление.

Говоря о биологической эволюции, Ницше яростно критикует дарвинизм. Он, в частности, обращает внимание на то, что в течение длительного времени, которое требуется для закрепления какого-либо полезного свойства, это свойство не приносит выгод своему носителю в плане приспособления к внешним обстоятельствам и борьбы с врагами. "Влияние "внешних обстоятельств" переоценено у Дарвина до нелепости: существенным в процессе жизни представляется именно та огромная созидающая изнутри формы сила, которая обращает себе на пользу, эксплуатирует "внешние обстоятельства". Ницше не согласен с мнением, что естественный отбор способствует прогрессированию биологических видов за счет сохранения их наиболее совершенных и индивидуально сильных особей. Как раз наоборот: наиболее совершенные, с его точки зрения, погибают легче всего; хорошо сохраняется лишь посредственность. Чувство страха и опасности объединяет слабых, и они благодаря своей численности получают преимущество в силе перед удачными, но все же редкими "детьми природы".

Если выводить какую-то мораль из дарвиновской теории эволюции, то, согласно Ницше, получится, что "средние более ценны, чем исключения, продукты декаданса более ценны, чем средние". Поэтому, чтобы говорить о высших ценностях, придется принять в расчет и иные факторы, кроме естественноисторических. Надо заметить, что Ницше несправедливо требует от дарвиновской естественнонаучной теории объяснения сугубо культурологических вопросов. На это теория естественного отбора никогда не претендовала и не могла претендовать. Скорее всего адресатом ницшевской критики были довольно распространенные в его время всевозможные социал-дарвинистские построения.

Ницше считает лишенной каких бы то ни было оснований также и психологическую теорию, построенную на принципе гедонизма и видящую основные мотивы человеческого поведения в том, чтобы получать удовольствие и избегать страдания. С его точки зрения, удовольствие и неудовольствие - явления, сопутствующие увеличению или уменьшению власти. На неудовольствие нельзя смотреть как на абсолютное зло, ибо оно может послужить и часто служит источником достижения более сильных форм удовольствия, побуждая волю стремиться вперед и одерживать победу над тем, что стоит у нес на пути.

Воля к власти как познание. Учение об истине

"Познание, - пишет в указанной выше связи Ницше, - работает как орудие власти. Поэтому совершенно ясно, что оно растет соответственно росту власти". Стремление к расширению области познания и само желание знать зависят от воли к власти, т.е. от способности той или иной разновидности жизни контролировать и подчинять себе определенную часть реальности. Цель познания, по Ницше, состоит не в стремлении постичь абсолютисте истину из любви к ней, а в том, чтобы распространить свою власть до максимально возможных пределов.

С помощью схематизации, подчинения многообразия впечатлений и переживаний более или менее устойчивому порядку, разделения их на роды и виды, словом, с помощью концептуализации опыта мы, согласно Ницше, решаем прежде всего практические задачи: выжить и утвердить свое влияние. Изначальная реальность представляет собой неупорядоченный поток становления, лишенный каких бы то ни было форм и качеств. Именно люди набрасывают на него удобную им концептуальную схему, превращая становление в бытие. Подобная деятельность "законна" в том смысле, что она есть форма проявления воли к власти. Суть же науки как квинтэссенции стремления людей к познанию определяется философом как "превращение природы в понятия в целях господства над природой".

Итак, познание для Ницше - это процесс интерпретации, истолкования. Он основан на витальной потребности контролировать поток становления. "Упущение индивидуального и действительного дает нам понятие и форму, природа же не знает ни понятий, ни форм, ни родов, но только одно недостижимое для нас и неопределимое х". То есть речь идет скорее о приписывании интерпретации реальности, нежели об извлечении этой интерпретации из нее: "Если кто-нибудь прячет вещь за кустом, ищет ее там и находит, - то в этом искании и нахождении нет ничего особенно достойного прославления". И хотя мы рассматриваем те или иные положения дел в физическом или духовном мире как "тождественные" и считаем их присущими обладающим постоянством природы "объектам" и "субъектам", подчеркивает Ницше, это происходит не потому, что мы приблизились к "истине", а потому, что это удобно для нас. Здесь имеет место подмена тезиса: от полезности интерпретации мы умозаключаем к ее объективности.

Однако ни о какой объективности истины, согласно Ницше, речи не может быть. Это "выдумка" учёных и философов. Вместе с тем они по-своему правы, настаивая на том, что некоторые положения, идеи и концепции должны иметь преимущество перед другими. "Истина, - отмечает Ницше, - есть тот род заблуждения, без которого некоторый определенный род живых существ не мог бы жить. Ценность для жизни является последним основанием". Некоторые "фикции" подтвердили свою полезность для рода человеческого и стали чем-то само собой разумеющимся, например, такие как: "существуют постоянные вещи; существуют одинаковые веши: существуют вещи, вещества, юла; вещь есть то, чем она кажется" и т.п. Сходным образом законы логики, а также закон причинности пустили в человеческой природе такие глубокие корни. что "не верить в них значило бы обречь род на гибель".

В свою очередь "фикции", которые оказались менее полезными или даже приносящими вред, получили название "ошибок", "заблуждений". Те же, которые доказали свою полезность для рода, постепенно вписались в структуру языка, вплелись в его лексику. В этом факте, предупреждает Ницше, заключена известная опасность, поскольку язык оказывается способным обольщать нас и создавать беспочвенную уверенность в том, будто наш способ высказываться о мире действительно отражает реальность: "Слова и понятия вводят нас постоянно в заблуждение... В словах скрыта философская мифология, которая постоянно сказывается, как бы мы ни старались быть осторожными".

Все истины, как считает Ницше, будучи по своей сути фикциями, вместе с тем являются интерпретациями реальности, в которых находят выражение те или иные перспективы. Любая форма жизни имеет свою точку зрения свою перспективу, которую она стремится навязать всем другим как обязательную. Категории разума и законы науки, будучи логическими фикциями, тоже имеют в виду определенную (не только познавательную) перспективу и не является олицетворением необходимой, априорной истины. Из сказанного ясно, что немецкий философ постоянно критикует классическое понимание истины как соответствия идей реальному положению дел в мире. При этом он в известной мере предвосхищает прагматическую трактовку истины, отдающую преимущество тем идеям, которые способствуют достижению желаемого практического результата. Однако в целом позицию Ницше по вопросу об истине правильнее всего назвать релятивистской. В этой связи интересна его самооценка, говорящая, что гипотеза воли к власти - это не истина в собственном смысле слова, а "тоже лишь толкование".


zakonodatelstva-po-teme-trud-trudoustrojstvo-zanyatost-naseleniya-stranica-7.html
zakonodatelstvo-gosudarstvennogo-upravleniya-i-soslovnoj-organizacii-v-pervoj-polovine-xix-v.html
zakonodatelstvo-o-centralnih-bankah-obzor-optimalnoj-praktiki-stranica-7.html
zakonodatelstvo-o-voinskoj-obyazannosti-i-voennoj-sluzhbe-v-rf.html
zakonodatelstvo-rf-o-nalogah-i-sborah-obshie-principi-postroeniya-nalogovoj-sistemi-rf.html
zakonodatelstvo-v-sfere-nedvizhimosti.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zanyatiya-po-5-ballnoj-shkale-po-okonchaniyu-semestra-vischitivaetsya-srednyaya-ocenka-po-5-balnoj-sisteme-kotoraya-perevoditsya-v-rejtingovie-balli-po-100-balnoj-sisteme-v-sootvetstvii-s-tablicej-1.html
  • lesson.bystrickaya.ru/osnovi-uhoda-za-bolnimi-programm-aitematicheskieplan-i-podgotovki-proizvodstvennogo-personala-izhgtu-po-grazhdanskoj.html
  • lecture.bystrickaya.ru/4-politika-stimulirovaniya-ekonomicheskogo-razvitiya-institucionalnij-podhod-g-a-yavlinskij-periferijnij-kapitalizm.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rol-parazitologicheskih-issledovanij-morskih-promislovih-rib-v-ribnoj-otrasli-rossii.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ministra-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-kazahstan-g-astana-ot-31-marta-2011-goda-127-ob-utverzhdenii-pravil-prisuzhdeniya-uchenih-stepenej.html
  • letter.bystrickaya.ru/novie-postupleniya-v-fond-cnti-normativnaya-dokumentaciya-gosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-modernizacii-zdravoohraneniya-lipeckoj-oblasti-na-2011-2012-godi-v-red-postanovleniya-administracii-lipeckoj-oblasti-stranica-11.html
  • literatura.bystrickaya.ru/situacionnie-zadachi-rabochaya-programma-po-patofiziologii-naimenovaniya-disciplini-dlya-specialnosti-060101-lechebnoe.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-20-radiozashitnie-svojstva-efirnih-masel-nikolaevskij-v-v.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vserossijskoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-pravoslavnoe-nasledie-v-kulture-rossii-istoriya-aktualnost-dialoga-17-maya-2012-god.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-uchebnomu-kursu-russkij-yazik-3klass.html
  • crib.bystrickaya.ru/gotovie-ptk-i-otveti-na-testi-na-sajte-www-miep-ptk-ru-stranica-4.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-5-sidni-sheldon.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-organizaciya-ekspluatacii-obyazannosti-teplosnabzhayushih-organizacij-tipovaya-instrukciya-po-tehnicheskoj-ekspluatacii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/strukturirovannij-perechen-voprosov-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-specialnost-030602-svyazi-s-obshestvennostyu-razdel-1.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-zadanie-na-vipolneni-rabot-okazanie-uslug.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/norvegiya-issledovanie-bilo-provedeno-komandoj-pod-rukovodstvom-dzhosa-dumorte-professora-fakulteta-prava-i-direktora.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-postanovlenie-ot-5-dekabrya-2001-g-n-848-o-federalnoj-celevoj-programme-stranica-38.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-chteniya-v-3-klasse-tema-druzhba-tovarishestvo-vzaimoviruchka-poslovici-i-pogovorki-po-teme-uroka-ispravlenie-oshibok-v-poslovicah-chtenie-gorkaya-malina-p-bondarchuka-delenie-teksta-na-chasti.html
  • composition.bystrickaya.ru/poisk-i-sohranenie-informacii-v-seti-internet-referat-po-informatike.html
  • tests.bystrickaya.ru/kvalifikacionnaya-harakteristika-vipusknika-uchebno-metodicheskij-kompleks-specializacii-fizicheskoe-materialovedenie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/kak-v-pismennoj-istorii-kogda-ona-voznikla-tak-i-v-mifah-vedushih-v-samie-dalekie-i-sokrovennie-glubini-vospominanij-cheloveka-o-svoem-opite-metafora-ispolz-stranica-9.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tezisi-dokladov-uchastnikov-stranica-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-obraz-mira-yavlennij-v-slove-vvedenie.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-elektrotehnicheskoe-hozyajstvo-pravila-bezopasnosti-v-ugolnih-shahtah1-pb-05-618-03.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-razvitiya-menedzhmenta-uchebno-metodicheskij-kompleks-moskva-200-8-udk-65-bbk-65-290-2.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/programma-profilaktiki-dlya-studentov-3-kursa-stomatologicheskogo-fakulteta.html
  • studies.bystrickaya.ru/harakternie-osobennosti-kommercheskih-i-nekommercheskih-subektov-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html
  • control.bystrickaya.ru/ch-a-abdullaev-red-t-chichina-m-eksmo-2012-316-1-s-ekzemplyari-vsego-2-abhl-cb-f-3-aksyonov-vasilij-pavlovich.html
  • thescience.bystrickaya.ru/informaciya-ob-auditore-razmer-voznagrazhdeniya-viplachivaemogo-auditoru-otchet-utverzhden-sovetom-direktorov-oao-tulenergo.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-kursovaya-rabota-rabochaya-programma-disciplina-organizaciya-kommercheskoj-deyatelnosti-predpriyatij.html
  • textbook.bystrickaya.ru/ispitanie-uroki-otvazhnogo-21.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-finansovij-obzor-proekt-predlagaemih-programmi-i-byudzheta-na-dvuhletnij-period-2012-2013gg-predstavlen-generalnim.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-konstatiruyushij-etap-eksperimenta-2-eksperimentalnoe-izuchenie-fenomena-trevozhnosti-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-shkoli-seminara-molodih-uchenih-scintillyacionnie-processi-i-materiali-dlya-registracii-ioniziruyushego-izlucheniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.