.RU

Вопрос Управление информационными ресурсами организации Информационные ресурсы для многих компаний так же значимы, как и корпоративные финансы или кадровый с


Вопрос 1. Управление информационными ресурсами организации

Информационные ресурсы для многих компаний так же значимы, как и корпоративные финансы или кадровый состав. Поэтому функции портала должны рассматриваться гораздо шире, чем функции «парадного входа в здание», открывающего прямой путь к нужной информации. Термин «информационный портал предприятия» — это дословный перевод аббревиатуры EIP. Однако это сокращение можно использовать и для обозначения процесса управления информационными ресурсами — Enterprise Information Planning (по аналогии с ERP). Если портал рассматривать не только как «парадный вход» в информационное пространство компании, а еще и как одну из составляющих системы управления компанией, то у ИТ-специалистов появляются новые возможности для обоснования необходимости инвестиций в это решение. Основная функция портала — это управление информационными ресурсами предприятия. При таком подходе аббревиатура EIP может быть раскрыта несколько по-другому, а именно: Enterprise Information PLANING (по аналогии с ERP-системами). Управление информационным ресурсами не исчерпывает всей подводной части айсберга — управленческой функциональности портала. Не менее серьезный аргумент эффективности портальных решений — это возможность для компании, используя эти технологии, оптимизировать инвестиции в развитие информационных ресурсов в целом. Специалистам, анализирующим процессы инвестиций в информационные технологии, хорошо известно, что любая компания в своем развитии переживает два всплеска инвестиций в ИТ. Первый объясняется желанием компании автоматизировать собственную деятельность. После того как основные бизнес-процессы автоматизированы и все необходимые информационные ресурсы сформированы, то есть, построена информационная инфраструктура компании, начинается второй приток инвестиций: компания пытается инвестировать в управление информационной инфраструктурой, в обеспечение взаимодействия автоматизированных модулей и, наконец, в развитие информационных ресурсов. Как правило, в компании, которая рассматривает возможность внедрения портала, уже сделан ряд серьезных инвестиций в информационные технологии и автоматизацию бизнес-процессов. Поэтому, основными инвестиционными целями портального проекта должны стать защита инвестиций в инфраструктуру и оптимизация инвестиций в ее развитие и управление. Но как сохранить финансовые вложения в информационную инфраструктуру компании и как оптимизировать объем инвестиций? В результате разработки проекта внедрения портала в компании формируется новая инфраструктура, способная «впитать» в себя все достоинства и положительные эффекты прежней инфраструктуры, наиболее эффективным образом используя существующие информационные ресурсы и программно-технические решения. Как это происходит, можно проиллюстрировать следующим примером. Предположим, в компании автоматизирован процесс работы с клиентами, но сделано это на основе собственной разработки. В текущем виде система не может решить всех свалившихся на нее задач. Она не способна обмениваться информацией с другими системами компании, имеет неудобный интерфейс, кроме того, ее поддержка на рабочих местах является весьма трудоемкой задачей для соответствующей службы. Наиболее простой вариант для компании, но и самый дорогостоящий — заменить эту систему на какое-либо промышленное решение. Инвестиции в разработку устаревшей системы будут при этом безвозвратно утеряны.

^ Вопрос 2. Информационные ресурсы организации

В общем случае, под информационными ресурсами организации понимается вся совокупность вычислительной техники и коммуникационного оборудования, которой владеет организация, а так же совокупность применяемых программ и обрабатываемых данных, и представляющих ценность для организации. К информационным ресурсам также относят носители информации, как электронные, так и бумажные. Однако, в контексте сетевой безопасности и использования МЭ целесообразно рассматривать защиту от вторжения на средства вычислительной техники (СВТ) организации извне через коммуникационное оборудование, объединив при этом вычислительную технику с функционирующем на ней ПО и обрабатываемыми на ней данными. Как правило, в организации используются самые разнообразные средства вычислительной техники разных производителей, с разными функциональными возможностями и, наконец, на функционирование разных средств вычислительной техники накладываются разные требования, в т.ч. требования безопасности. Кроме того, обычно средства вычислительной техники физически распределены в пределах (а иногда и за пределами) организации. Можно выделить следующие классы СВТ: рабочая станция, сервер поддержки, информационный сервер и коммуникационное оборудование. В пределах каждого класса цели функционирования вычислительной техники и требования к ней практически совпадают, а значит, совпадают и средства защиты, которые могут применяться для эффективного снижения риска вторжения злоумышленника. Данная классификация введена для удобства рассмотрения проблем сетевой безопасности используемых СВТ и возможных решений по защите с использованием технологии МЭ. Рассмотрим указанные классы СВТ более подробно, акцентируя внимание на угрозах безопасности, связанных с ними, и на методах защиты с помощью МЭ.

^ Вопрос 3 Информационные технологии – ИТ. Информационные технологии (ИТ) — это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

^ Вопрос 4 Информационные системы – ИС. Информационная система (ИС) – это организационно-упорядоченная взаимосвязанная совокупность средств, и методов ИТ, а также используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Такое понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации ЭВМ и средств связи, реализующих информационные процессы и выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения. ИС (информационные системы) и ИТ (информационные технологии). Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее ИТ. ИТ может существовать и вне сферы ИС. Таким образом, ИТ является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В зависимости от конкретной области применения ИС могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации.

^ Вопрос 5. Рынок информационных продуктов и услуг– система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:
* Центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
* Центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
* Службы телекоммуникации и передачи данных;
* Специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для её анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
* Коммерческие фирмы;
* Информационные брокеры.
Развитие рыночных отношений привело к разрушению традиционных и появлению новых видов предпринимательской деятельности, от состояния и перспектив, развития которых зависит формирование научного и производственно-технического потенциала любого предприятия. Прежде всего, это относится к деятельности фирм, занятых в области информационных технологий и информационного бизнеса, предпринимательской деятельности (частной, кооперативной, государственной), связанной с разработкой и распространением информационных технологий.
Одним из немаловажных факторов, повлиявших на внедрение информационных технологий, тало появление информации, которая вскоре приобрела статус бизнес-информации. В большинстве случаев пользователи заинтересованы в получении реальных данных о производителях, ценах, спросе на отдельные товары и т.д. Информация такого рода необходима данный конкретный момент и в большинстве случаев быстро устаревает. В связи с этим появляется необходимость в актуализированных средствах, позволяющих обеспечить решение проблем в сжатые сроки.

В современных рыночных условиях ни одно крупное и даже маленькое предприятие не может обойтись без услуг информации и информационных технологий. Информация, в наше время, занимает огромное место в экономике всех стран. С каждым днем разрабатываются все новые и новые компьютерные программы, которые облегчают получение, обработку и работу с новой информацией. Одной из глобальных информационных технологий
является Internet . Очевидно (подтверждено статистикой), что на данном этапе своего развития Internet становится все более и более массовым, и это делает возможным (и даже необходимым) его использование в целях бизнеса. Ресурсы Internet, а также описание имеющихся источников информации позволяют наметить пути использования Internet в маркетинговом цикле на стадиях сбора информации, ее систематизации и анализа, разработки стратегии и тактики, проведения рекламной кампании, принятия поступающих заказов, расчетов с клиентами, осуществления послепродажного сервиса и др. Как глобальная телекоммуникационная система Internet представляет собой удобное средство для оперативного обмена деловой корреспонденцией, включая обмен внутренними документами компаний с филиалами, с высокой степенью надежности и конфиденциальности. Дальнейшее развитие сетевых средств с одновременным ростом пропускной способности каналов связи и скорости передачи информации приведет к созданию принципиально новой глобальной среды человеческого общения, ресурсы которой могут быть как средством, так и объектом маркетинга, то есть целевым рынком для новых технологий, продукции и услуг. В заключение вспомним лаконичную формулировку проспекта. В рыночном хозяйстве принято выделять четыре макросектора: потребительских благ, средств производства, труда, денег и ценных бумаг. Современное производство немыслимо без функционирования пятого сектора - рынка информации. Важнейшая проблема российского информационного рынка - правовая нерегламентированность передачи государственных информационных ресурсов в открытый доступ.


^ 6 Элементы и объекты информационного менеджмента.

Сфера информационного менеджмента

Сфера информационного менеджмента — совокупность всех необходимых для управления решений на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, связанные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в целом. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективности использования не только собственно информации (данных и знаний), так чтобы каждый менеджер получал только релевантную информацию, но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т. д.

Задачи информационного менеджмента

1. Формирование технологической среды информационной системы

2. Развитие информационной системы и обеспечение её обслуживания

3. Планирование в среде информационной системы

4. Формирование организационной структуры в области информатизации

5. Использование и эксплуатация информационных систем

6. Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ

7. Управление персоналом в сфере информатизации

8. Управление капиталовложениями в сфере информатизации

9. Формирование и обеспечение комплексной защищенности информационных ресурсов

Элементы информ мендж

В современных условиях хозяйствования, компьютерные информационные системы, являются базовым элементом информационного менеджмента на предприятиях и в организациях.

Инженер-экономист, специализированный в названном направлении занимается формированием систем сбора, обработки, хранения и использования больших массивов экономической информаций. Он сможет самостоятельно конфигурировать информационные системы и приспосабливать их к новым требованиям практики, проводить разные симуляции с целью нахождения оптимального хозяйственного, финансового и др. экономического поведения фирмы на конкретных рынках.

Основные понятия подсистемы управления бизнес-объектами.

Бизнес – это одно из основных направлений человеческой жизни, направленное на получение поощрения за вложенные усилия, время и способности. Упрощенно, бизнес – это процесс получения эффективной выгоды, в частном случае, эта эффективность – деньги.

Бизнес характеризуется наличием состава участников и взаимоотношениями между ними. Каждый элемент бизнеса является бизнес-объектом и взаимодействует с другими объектами. Когда на свет появляется новый бизнес-объект, он является самостоятельной единицей в рамках общего взаимодействия. Объектом может быть фирма, клиент, директор, склад и т.д. Бизнес-объектом может выступать также взаимоотношения между выше перечисленными объектами. Например, заключение договора между фирмой и клиентом, отпуск товара со склада – это тоже пример бизнес-объекта.

Иерархия объектов.

Для того чтобы четко представлять себе картину бизнеса, необходимо знать информацию обо всех бизнес-объектах. Необходимо четко определить методом структуризации взаимоотношения между различными объектами в общей системе. Мы воспользовались методом построения иерархий и получили метамодель картины бизнеса, наиболее подходящей при построении подсистемы управления бизнес-объектами.


^ 7.Эволюция информационных технологий

Годы Определения

1960 Автоматизация выполнения простейших функций

1970 Интеллектуальная направленность информационных технологий, развитие информационного моделирования, прогнозирования и управления

1980 Расширение областей применения информационных технологий, создание локальных сетей и электронных баз данных. Привлечение к использованию информационных технологий руководителей всех уровней управления

1990 Стремление к объединению информационных ресурсов и кооперации при создании информационных технологий; совместное использование информации; виртуальные предприятия

В итоге информация стала основным товаром.


Эволюция информационных систем

Изменение подхода к использованию информационных систем.

Период времени Концепция использования информации Вид информационных систем Цель использования

1950 - 1960 гг. Бумажный поток расчетных документов. Концепция "необходимого зла" Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты.

1960 - 1970 гг. Поддержка основной цели Информационные системы управления Ускорение процесса подготовки отчетности

1970 - 1980 гг. Управленческий контроль Системы поддержки принятия решений.

Системы для высшего звена управления Выработка наиболее рационального решения

1980 - 2000 гг. Информация- стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество Стратегические информационные системы.

Автоматизированные офисы Обеспечение выживания и процветание организации

Эволюция информационных систем, связанная с характером развития технических средств обработки информации и достоинств информационных систем:

1-й этап (до конца 60-х годов) характеризуется проблемой обработки больших объемов данных в условиях ограниченных возможностей аппаратных средств.

2-й этап (до конца 70-х годов) связывается с распространением ЭВМ серии 1ВМ/360. Проблема этого этапа - отставание программного обеспечения от уровня развития аппаратных средств. 1-й и 2-й этапы характеризуются довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров. Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами. Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем. Как следствие этой проблемы - создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на их достаточно большие возможности, не использовали в полной мере.

3-й этап (с начала 80-х годов) - компьютер становится инструментом непрофессионального пользователя, а информационные системы - средством поддержки принятия его решений. Проблемы - максимальное удовлетворение потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений. Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для 1-го этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

4-й этап (с начала 90-х годов) -.создание современной технологии межорганизационных связей и информационных систем. Этот этап связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу. Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.

принятия решений (инф мендж)

Фаза развития Описание функции Примеры инструментария

Ранняя Вычисления Калькуляторы, первые компьютерные программы, статистические модели, простейшие модели исследования операций

Промежуточная Поиск,хранение и отображение информации для принятия решения Системы управления базами данных, файловые системы

Текущая Выполнение вычислений для принятия решения на отобранной информации, запросные cиcтемы c дружелюбным интерфейсом, анализ типа "что, если …" Финансовые модели, электронные таблицы, модели исследования проектирования, системы принятия решений

Начинающаяся сегодня и продолжающаяся в будущем Взаимодействие с лицом, принимающим Решения, для облегчения, формулирования и выполнения интеллектуальных шагов процесса принятия решений Экспертные системы

^ 8 Основные этапы развития информационных технологий

863 Создание кириллицы – одной из первых славянских азбук

XVII в. Принятие большинством европейских государств десятичной позиционной системы счисления

1816 Создание системы почтовой и телеграфной связи

1840 Изобретение фотографии

1843 Возникновение идеи создания первой вычислительной машины

1874 Изобретение машинописи

1876 Изобретение телефона

1895 Первый сеанс радиосвязи

1939 Изобретение телевидения

1943 Создание первой электронно-цифровой вычислительной машины

1946 Создание электронного вычислительного интегратора и калькулятора (ЭНИАК)

1957 Запуск первого космического летательного аппарата

1960-е г Появление локальных и региональных вычислительных сетей

1970 Изобретение голографии

1971 Компания Intel выпустила первый микропроцессор семейства 4004

1972 Создание одной из первых автоматизированных обучающих системе современного типа PLATO-IV (Programmed Logic for Automatic Teaching Operation)

1975 Создание одного из первых персональных компьютеров

1980-е г Создание оптоволоконных линий связи

1981 Создание первого портативного компьютера «ноутбука»

1983 Начало функционирования Интернет

1990-е г. Создание современных телекоммуникационных систем

1991 Год рождения World Wide Web

1992 Microsoft представила Windows 3.1, ставшую первой широкораспространенной системой для ПК с многооконным интерфейсом

1995 Компания Microsoft представила операционную систему Windows 95

1999 Был продемонстрирован «принтер для незрячих», устройство, оставляющее на бумаге капли быстротвердеющего состава, образующего «брайлевские» буквы

Так, в частности, Ломов Б.Ф. говорит о деятельности человека в роли оператора ЭВМ. Автор утверждал, что в данном случае деятельность человека с использованием ЭВМ осложняется в результате того, что он работает не с реальными объектами, а с их моделями, а информация передается в закодированном виде при помощи различных приборов. Несмотря на это, в результате происходит перестройка трудовой деятельности человека (освобождаются ряд функций, которые передаются машинам, а человек получает большие возможности для реализации своих целей)


Второй этап применения ЭВМ в практической деятельности человека, а также в образовании, рассматривает Машбиц Е.И. в своей книге "Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: Педагогическая наука - реформе школы" [104]. Появляется термин "компьютеризация обучения", который подразумевает под собой использование персональных компьютеров для автоматизации работы человека, распространения электронных банков данных. По утверждению автора компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учения, активно вовлекает учащихся в учебный процесс, а также делает контроль за деятельностью учащихся более гибким. В госстандартах образования появляется новая дисциплина "Информатика", изучение которой строится на программировании на алгоритмическом языке.

В начале 80-х годов XX века с появлением персональных компьютеров начинается новый этап их применения в образовании. По мнению С.Пейперта [104] систематическое использование компьютерной технологии и компьютерных идей предоставляет учащимся новые возможности для учения, мышления, эмоционального и когнитивного роста. Компьютер выступает как средство обучающей и учебной деятельности, а также как средство управления учебным процессом.

Новые аппаратные и программные средства, наращивающие возможности компьютера постепенно ведут к вытеснению термина “компьютерные технологии” термином “информационные технологии”.

^ 9 Классификация информационных систем

Информационные системы могут быть классифицированы по ряду признаков:

• по степени автоматизации (автоматизированные и неавтоматизированные (традиционные);

• по сфере функционирования объекта управления (транспорт, промышленность, обучающие информационные системы и т.п.);

• по уровню в системе управления (отраслевые информационные системы, территориальные информационные системы, информационные системы организации и т.п.);

• по виду процессов управления (информационные системы управления технологическими процессами, информационные системы организационного управления).

компьютерные информационные технологии включают в себя три составные части:

I. Комплекс технических средств управления информационными ресурсами.

II. Комплекс программных средств.

III. Организационно–методическое обеспечение.

I. Комплекс технических средств управления информационными ресурсами

В составе комплекса технических средств обеспечения управления информационными ресурсами выделяют средства компьютерной техники, средства коммуникационной техники и средства организационной техники.

II. Программные средства современных информационных технологий в целом подразделяются на системные и прикладные.

^ 10 Типы информационных систем.

Информационная система (ИС) — это система, в которой присутствуют информационные процессы (хранение, передача, преобразование информации). ИС, получая информацию, преобразует ее в информационный продукт.

Типы информационных систем

• АСУ — Автоматизированные системы управления

• АСУ П — Автоматизированные системы управления предприятия

• АСУ ТП — Автоматизированные системы управления технологическими процессами

• ИУС — Информационно-управляющие системы

• ИИС — Информационно-измерительные системы

• ИПС — Информационно-поисковые системы

• ИСС — Информационно-справочные системы;

• ГИС — Геоинформационные системы

• СИИ — Системы искусственного интеллекта

• САПР — Системы автоматизации проектной деятельности

• СПД — Системы передачи данных

• ИИС — Интеллектуальные информационные системы

• ЛИС — Лабораторная информационная система


^ 11) Создание и организация автоматизированных информационных систем

АИС состоит из двух подсистем: функциональной и обеспечивающей. Функциональная часть АИС включает в себя ряд подсистем, охватывающих решение конкретных задач планирования, контроля, учета, анализа и регулирования деятельности управляемых объектов. В ходе аналитического обследования могут быть выделены различные подсистемы, набор которых зависит от вида предприятия, его специфики, уровня управления и других факторов. Для нормальной деятельности функциональной части АИС в ее состав входят подсистемы обеспечивающей части АИС (так называемые обеспечивающие подсистемы).

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

^ Информационное обеспечение (ИО) - совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

^ Техническое обеспечение (ТО) - комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

Математическое и программное обеспечение (МО, ПО) - совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

Организационное обеспечение (ОО) - совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

^ Правовое обеспечение (Пр.О) - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

^ 12) Требования к корпоративной информационной системе

Техническое задание определяет требования к будущей автоматизированной информационной системе со стороны основных бизнес-процессов предприятия:

Для этого необходимо:

13) Примеры корпоративных информационных систем

Программный продукт (далее - система) "Галактика" разработан корпорацией "ГАЛАКТИКА", присутствующей на рынке автоматизированных систем финансово-экономического назначения и систем управления производством. Система "Галактика", постоянно совершенствуемая разработчиком, апробирована более чем на 1200 объектах. Разработчик системы корпорация "ГАЛАКТИКА" обеспечивает:

• разработку и поддержку актуальности инструментальных средств и стандартов;

• детальную проработку предметной области на этапах системных исследований, системного анализа и системного проектирования;

• качественную и быструю программную реализацию сложных проектов за счет применения современных методов разработки программного обеспечения (прото-типирования, CASE-технологии и др.);

• техническую и методическую поддержку на этапах системного внедрения и системной эксплуатации;

• обучение пользователей практической работе с системой;

• системную интеграцию, комплексную поставку оборудования, расчет и монтаж сетей;

• настройку и модернизацию компьютерного и телекоммуникационного оборудования;

• консалтинговые услуги при перепроектировании бизнес-процессов.

Система "Галактика", как многопользовательская комплексная система управления организацией (корпорацией), разработана под комплекс следующих основных требований:

1. Адаптивность по отношению к профилю деятельности организации любой формы собственности за счет параметров, позволяющих настроить систему на специфику хозяйственной, финансовой и производственной деятельности организации-пользователя.

2. Разграничение оперативно-управленческих и финансово-учетных задач при полной их интеграции на уровне базы данных.

3. Поддержка распределенных баз данных для обеспечения информационного взаимодействия много-офисных корпораций и территориально удаленных подразделений.

4. Охват всего спектра типовых производственных и административных функций.

5. Единообразие пользовательского интерфейса для всех решаемых задач.

6. Предоставление удобного инструментария для развития системы пользователем.

7. Ускоренная подготовка системных администраторов по эксплуатации системы.

^ 14) Информационная система и организация

Существует ряд основных вопросов, с которыми общество сталкивается

постоянно: эффективность, конкуренция, безработица, качество жизни и т.д.

Применение ИС – это один из путей решения таких проблем, так как технология

радикально меняет и технологический процесс, и окружающую среду. Однако не

всегда можно предсказать последствия применения ИС. Ввиду того, что все

части организации взаимосвязаны, изменение в одной части неизбежно ведет к

изменению в другой, поэтому факторы, влияющие на взаимодействие организации

и ИС, включают в себя и политические, и структурные, и культурные, и

природные ресурсы и т.д.

Взаимодействие информационной системы и организации обычно происходит на

двух уровнях (кроме того, что оно может быть как положительным, так и

отрицательным):

> микро-уровне, который выражается во влиянии на отдельных индивидуумов

и их работу, а также на работу отделов;

> макро-уровне – на всю организацию, отрасль и общество в целом.

Общая стратегия ИС для корпорации – это композиция стратегий отделов плюс

потребности корпорации и/или бизнес-отделов в информации и системах. Это

будет основано на методах развития управления и контроля за всем бизнесом.


^ 15) Эксплуатация и развитие автоматизированной информационной системы

Поддержка ИС включает в себя следующие моменты: администрирование сервера баз данных, модификацию существующих и создание новых отчетов, интерфейсов и функций в случае необходимости по желанию заказчика. Развитие ИС происходит по схеме, согласованной с руководством организации и в зависимости от целей развития. В основном структура ИС усложняется дополнительными звеньями для выполнения новых задач.

^ 26. Системы документооборота.


Новые информационные технологии предлагают средства для достижения

этих целей при помощи двух подходов:

. реинжиниринга бизнес - процессов;

. перехода к безбумажной технологии управления.

Система электронного

документооборота должна

позволять планировать и составлять маршруты передвижения документов,

контролировать это передвижение, уметь управлять документооборотом и

регулировать его.

Документационное обеспечение управления (ДОУ) осуществляется при

выполнении следующих видов деятельности:

. делопроизводство, т.е. организация работы с документами;

. формирование и хранение архива документов.

К числу основных функций, которые должны выполнять в СДОУ предприятия относят:

. прием, регистрация, учет, распределение документов и доставка их

исполнителям;

. оформление и отправка исходящих документов; стенографирование и печать

документов, контроль за их исполнением;

. формирование дел, сдача их в архив;

. хранение и обеспечение использования документов в СДОУ и в архиве

учреждения;

. совершенствование процесса документарного обеспечения;

. контроль за ведением документационных операций.

Сдоу состоит из:

| | |

^ |СИСТЕМА СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ |СИСТЕМА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ БУМАЖНЫХ |

|ДОКУМЕНТОВ |ДОКУМЕНТОВ В |

| |ЭЛЕКТРОННЫЙ ВИД |

| | |

|СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ И ПОИСКА |СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННОГО |

^ |ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ |ДОКУМЕНТООБОРОТА И УПРАВЛЕНИЯ БИЗНЕС |

| |- ПРОЦЕССАМ

27 Автоматизированное рабочее место менеджера




^ 29 Конфигурация аппаратных средств и основные компоненты ПК

Типичный персональный компьютер состоит из корпуса и следующих частей:

• Материнская плата, на которой установлен центральный процессор, оперативная память и другие части, а также слоты расширения

o Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и кеш

o Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ)

o Шины — PCI, PCI-E, ISA (устарела), USB, AGP

• Блок питания

Контроллеры устройств хранения — IDE (ATA (англ. Advanced Technology Attachment) — интерфейс подключения накопителей (например, жёстких дисков или оптических приводов) был разработан в 1989 году. Широко применяется на платформе IBM PC. Использование интерфейса ATA подразумевается при упоминании аббревиатур IDE, UDMA и ATAPI.)

• , SCSI или других типов, находящиеся непосредственно на материнской плате (встроенные) либо на платах расширения. К контроллерам подключены жёсткий диск (винчестер), привод гибких дисков, CD-ROM и другие устройства.

• Накопители на сменных носителях

o Приводы CD или DVD

o привод гибких дисков

o стриммер

• Устройства хранения информации

o Жёсткий диск (винчестер)

o дисковый массив

• Видео-контроллер (встроенный или в виде платы расширения — см. графическая плата), передающий сигнал на монитор

• Звуковой контроллер (см. звуковая плата)

• Сетевой интерфейс (см. сетевая плата)

Кроме того, в аппаратное обеспечение также входят внешние компоненты — периферийные устройства:

• Устройства ввода

o Клавиатура

o Мышь, трекбол или тачпад

o Джойстик

o Сканер

• Устройства вывода

o Монитор (дисплей)

o Колонки/наушники

o Печатающие устройства

 Принтер

 Плоттер (графопостроитель)

• Модем — для связи по телефонной линии


^ 30 Системная (материнская) плата ПК

Матери́нская пла́та — печатная плата, на которой осуществляется монтаж большинства компонентов компьютерной системы. Название происходит от английского motherboard, иногда используется сокращение MB или слово mainboard — главная плата.

Обычно на материнской плате располагаются гнезда для подключения центрального процессора, графической платы, звуковой платы, контроллера жёсткого диска, оперативной памяти и дополнительных периферийных устройств.

Все основные электронные схемы компьютера и необходимые дополнительные устройства включаются в материнскую плату, или подключаются к ней с помощью слотов расширения. Наиболее важной частью материнской платы является чипсет, состоящий, как правило, из двух частей — северного моста (Northbridge) и южного моста (Southbridge). Обычно северный и южный мост расположены на отдельных микросхемах. Именно северный и южный мосты определяют, в значительной степени, особенности материнской платы и то, какие устройства могут подключаться к ней.

Современная материнская плата ПК как правило включает в себя чипсет, согласующий работу центрального процессора и составных частей компьютера (ОЗУ, ПЗУ и портов ввода/вывода), слоты расширения форматов PCI, ISA, AGP и PCI Express, а также, обычно, IDE/ATA, SATA и USB контроллеры. Большинство устройств, которые могут присоединяться к материнской плате, присоединяются с помощью одного или нескольких слотов расширения или сокетов, а некоторые современные материнские платы поддерживают беспроводные устройства, использующие протоколы IrDA, Bluetooth, или 802.11 (Wi-Fi).

Классификация материнских плат по форм-фактору

Форм-фактор материнской платы — стандарт, определяющий размеры материнской платы для персонального компьютера, места ее крепления к корпусу; расположение на ней интерфейсов шин, портов ввода/вывода, сокета центрального процессора (если он есть) и слотов для оперативной памяти, а также тип разъема для подключения блока питания.

Форм-фактор (как и любые другие стандарты) носит рекомендательный характер, однако подавляющее большинство производителей предпочитают его соблюдать, поскольку ценой соответствия существующим стандартам является совместимость материнской платы и стандартизированного оборудования (периферии, карт расширения) других производителей.

• Устаревшими считаются: Baby-AT; Mini-ATX; полноразмерная плата AT; LPX.

• Современными считаются: АТХ; microATX; Flex-АТХ; NLX; WTX.

• Внедряемыми считаются: Mini-ITX и Nano-ITX; BTX, MicroBTX и PicoBTX

Существуют материнские платы несоответствующие никаким из существующих форм-факторов (см. таблицу). Обычно это обусловлено либо тем, что производимый компьютер узкоспециализирован, либо желанием производителя материнской платы самостоятельно производить и периферийные устройства к ней, либо невозможностью использования стандартных компонентов (так называемый «брэнд», например Apple Computer, Commodore, Silicon Graphics, Hewlett Packard, Compaq чаще других игнорировали стандарты; кроме того в нынешнем виде распределённый рынок производства сформировался только к 1987 г., когда многие производители уже создали собственные платформы).


  1. Микропроцессоры

Микропроцессор - центральное устройство (или комплекс устройств) ЭВМ (или вычислительной системы), которое выполняет арифметические и логические операции, заданные программой преобразования информации, управляет вычислительным процессом и координирует работу устройств системы (запоминающих, сортировальных, ввода — вывода, подготовки данных и др.). В вычислительной системе может быть несколько параллельно работающих процессоров; такие системы называют многопроцессорными. Наличие нескольких процессоров ускоряет выполнение одной большой или нескольких (в том числе взаимосвязанных) программ. Основными характеристиками микропроцессора являются быстродействие и разрядность. Быстродействие - это число выполняемых операций в секунду. Разрядность характеризует объём информации, который микропроцессор обрабатывает за одну операцию: 8-разрядный процессор за одну операцию обрабатывает 8 бит информации, 32-разрядный - 32 бита. Скорость работы микропроцессора во многом определяет быстродействие компьютера. Он выполняет всю обработку данных, поступающих в компьютер и хранящихся в его памяти, под управлением программы, также хранящейся в памяти. Персональные компьютеры оснащают центральными процессорами различных мощностей.

Функции процессора:

Модели процессоров включают следующие совместно работающие устройства:

  1. ^ Интерфейсы персональных и переносных компьютеров.

Создание современных средств вычислительной техники связано с задачей объединения в один комплекс различных блоков ВМ, устройств хранения и отображения информации, аппаратуры данных и непосредственно ЭВМ. Эта задача возлагается на унифицированные системы сопряжения – интерфейсы. Под интерфейсом понимают совокупность схемотехнических средств, обеспечивающих непосредственное взаимодействие составных элементов вычислительной системы. Интерфейс обеспечивает взаимосвязь между составными функциональными блоками или устройствами системы.

Основным назначением интерфейса является унификация внутрисистемных и межсистемных связей и устройств сопряжения с целью эффективной реализации прогрессивных методов проектирования функциональных элементов вычислительной системы.

Классификация интерфейсов:

Машинные интерфейсы предназначены для организации связей между составными элементами ЭВМ, т. е. непосредственно для их построения и связи с внешней средой.

Интерфейсы периферийного оборудования выполняют функции сопряжения процессоров, контроллеров, запоминающих устройств и аппаратурой передачи данных.

Интерфейсы мультипроцессорных систем представляют собой в основном магистральные системы сопряжения, ориентированные в единый комплекс нескольких процессоров, модулей памяти, контроллеров запоминающих устройств, ограничено размещенных в пространстве.

Интерфейсы распределенных ВС предназначены для интеграции средств обработки информации, размещенные на значительном расстоянии.

Развитие интерфейсов осуществляется в направлении повышении уровня унификации интерфейсного оборудования и стандартизации условий совместимости, модернизации существующих интерфейсов, создания принципиально новых интерфейсов.


  1. ^ Магнитные дисковые накопители, технологии и интерфейсы.

Принцип работы магнитных запоминающих устройств основаны на способах хранения информации с использованием магнитных свойств материалов. Как правило, магнитные запоминающие устройства состоят из собственно устройств чтения/записи информации и магнитного носителя, на который, непосредственно, осуществляется запись и с которого считывается информация. Магнитные запоминающие устройства принято делить на виды в связи с исполнением, физико-техническими характеристиками носителя информации и т.д.. Наиболее часто различают: дисковые и ленточные устройства. Общая технология магнитных запоминающих устройств состоит в намагничивании переменным магнитным полем участков носителя и считывания информации, закодированной как области переменной намагниченности. Дисковые носители, как правило, намагничиваются вдоль концентрических полей – дорожек, расположенных по всей плоскости дискоидального вращающегося носителя. Запись производится в цифровом коде. Намагничивание достигается за счет создания переменного магнитного поля при помощи головок чтения/записи. Головки представляют собой два или более магнитных управляемых контура с сердечниками, на обмотки которых подается переменное напряжение. Изменение полярности напряжения вызывает изменение направления линий магнитной индукции магнитного поля и, при намагничивании носителя, означает смену значения бита информации с 1 на 0 или с 0 на 1.

Дисковые устройства делят на гибкие (Floppy Disk) и жесткие (Hard Disk) накопители и носители. Основным свойством дисковых магнитных устройств является запись информации на носитель на концентрические замкнутые дорожки с использованием физического и логического цифрового кодирования информации. Плоский дисковый носитель вращается в процессе чтения/записи, чем и обеспечивается обслуживание всей концентрической дорожки, чтение и запись осуществляется при помощи магнитных головок чтения/записи, которые позиционируют по радиусу носителя с одной дорожки на другую. Дисковые устройства, как правило, используют метод записи называемый методом без возвращения к нулю с инверсией (Not Return Zero – NRZ). Запись по методу NRZ осуществляется путем изменения направления тока подмагничивания в обмотках головок чтения/записи, вызывающее обратное изменение полярности намагниченности сердечников магнитных головок и соответственно попеременное намагничивание участков носителя вдоль концентрических дорожек с течением времени и продвижением по окружности носителя. При этом, совершенно неважно, происходит ли перемена магнитного потока от положительного направления к отрицательному или обратно, важен только сам факт перемены полярности.

Для записи информации, как правило, используют различные методы кодирования информации, но все они предполагают использование в качестве информационного источника не само направление линий магнитной индукции элементарной намагниченной точки носителя, а изменение направления индукции в процессе продвижения по носителю вдоль концентрической дорожки с течением времени. Такой принцип требует жесткой синхронизации потока бит, что и достигается методами кодирования. Методы кодирования данных не влияют на перемены направления потока, а лишь задают последовательность их распределения во времени (способ синхронизации потока данных), так, чтобы, при считывании, эта последовательность могла быть преобразована к исходным данным.


  1. ^ Видео-подсистема ПК: видеоадаптер и монитор.


Графическая плата (известна также как графическая карта, видеокарта, видеоадаптер) (англ. videocard) — устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.

Обычно видеокарта является платой расширения и вставляется в специальный разъём (ISA, VLB, PCI, AGP, PCI-Express) для видеокарт на материнской плате, но бывает и встроенной.

Современные видеокарты не ограничиваются простым выводом изображения, они имеют встроенный микропроцессор, который может производить дополнительную обработку, разгружая от этих задач центральный процессор компьютера.

Устройство

Современная графическая плата состоит из следующих частей:

графический процессор (GPU) — занимается расчетами выводимого изображения, освобождая от этой обязанности центральный процессор, производит расчеты для обработки команд трехмерной графики. Является основой графической платы, именно от него зависят быстродействие и возможности всего устройства. Современные графические процессоры по сложности мало чем уступают центральному процессору компьютера, и зачастую превосходят их по числу транзисторов. Архитектура современного GPU обычно предполагает наличие нескольких блоков обработки информации, а именно: блок обработки 2D графики, блок обработки 3D графики, в свою очередь, обычно разделяющийся на геометрическое ядро (плюс кэш вершин) и блок растеризации (плюс кэш текстур) и др.

видеоконтроллер — отвечает за формирование изображения в видеопамяти, дает команды RAMDAC на формирование сигналов развертки для монитора и осуществляет обработку запросов центрального процессора. Кроме этого, обычно присутствуют контроллер внешней шины данных (например PCI или AGP), контроллер внутренней шины данных и контроллер видеопамяти. Ширина внутренней шины и шины видеопамяти обычно шире внешней (64, 128 или 256 разрядов против 16 или 32), во многие видеоконтроллеры встраивается еще и RAMDAC. Современные графические адаптеры (ATI, nVidia) обычно имеют не менее двух видеоконтроллеров, работающих независимо друг от друга и управляющих одновременно одним или несколькими дисплеями каждый.

видеопамять — выполняет роль кадрового буфера, в котором хранится в цифровом формате изображение, генерируемое и постоянно изменяемое графическим процессором и выводимое на экран монитора (или нескольких мониторов). В видеопамяти хранятся также промежуточные невидимые на экране элементы изображения и другие данные. Видеопамять бывает нескольких типов, различающихся по скорости доступа и рабочей частоте. Современные видеокарты комплектуются памятью типа DDR, DDR2 или GDDR3. Следует также иметь в виду, что помимо видеопамяти, находящейся на видеокарте, современные графические процессоры обычно используют в своей работе часть общей системной памяти компьютера, прямой доступ к которой организуется драйвером видеоадаптера через шину AGP или PCIE.

цифро-аналоговый преобразователь ЦАП (RAMDAC) — служит для преобразования изображения, формируемого видеоконтроллером, в уровни интенсивности цвета, подаваемые на аналоговый монитор. Возможный диапазон цветности изображения определяется только параметрами RAMDAC. Чаще всего RAMDAC имеет четыре основных блока — три цифроаналоговых преобразователя, по одному на каждый цветовой канал (красный, синий, зеленый, RGB), и SRAM для хранения данных о гамма коррекции. Большинство ЦАП имеют разрядность 8 бит на канал — получается по 256 уровней яркости на каждый основной цвет, что в сумме дает 16.7 млн. цветов (и за счет гамма коррекции есть возможность отображать исходные 16.7 млн. цветов в гораздо большее цветовое пространство). Некоторые RAMDAC имеют разрядность по каждому каналу 10bit (1024 уровня яркости), что позволяет сразу отображать более 1 млрд. цветов, но эта возможность практически не используется. Для поддержки второго монитора часто устанавливают второй ЦАП. Стоит отметить, что мониторы и видеопроекторы подключаемые к цифровому DVI выходу видеокарты для преобразования потока цифровых данных используют собственные цифроаналоговые преобразователи и от характеристик ЦАП видеокарты не зависят.

видео-ПЗУ (Video ROM) — постоянное запоминающее устройство, в которое записаны видео-BIOS, экранные шрифты, служебные таблицы и т. п. ПЗУ не используется видеоконтроллером напрямую — к нему обращается только центральный процессор. Хранящийся в ПЗУ видео-BIOS обеспечивает инициализацию и работу видеокарты до загрузки основной операционной системы, а также содержит системные данные, которые могут читаться и интерпретироваться видеодрайвером в процессе работы (в зависимости от применяемого метода разделения ответственности между драйвером и BIOS). На многих современных картах устанавливаются электрически перепрограммируемые ПЗУ (EEРROM, Flash ROM), допускающие перезапись видео-BIOS самим пользователем при помощи специальной программы.

система охлаждения — предназначена для сохранения температурного режима видеопроцессора и видеопамяти в допустимых значениях.

Правильная и полнофункциональная работа современного графического адаптера обеспечивается с помощью видеодрайвера — специального программного обеспечения, поставляемого производителем видеочипа и загружаемого в процессе запуска операционной системы. Видеодрайвер выполняет функции интерфейса между системой с запущенными в ней приложениями и видеоадаптером. Так же как и видео-BIOS, видеодрайвер организует и программно контролирует работу всех частей видеоадаптера через специальные регистры управления, доступ к которым идет через соответствующую шину.


Монитор

Монито́р, диспле́й — интерфейс системы «человек — аппаратура — человек». Преобразует цифровую и (или) аналоговую информацию в видеоизображение.

Классификация мониторов

По цветности

цветные

монохромные

По виду выводимой информации

алфавитно-цифровые

графические

По принципу действия

ЭЛТ — на основе электронно-лучевой трубки (англ. CRT — cathode ray tube)

ЖК — жидкокристаллические мониторы (англ. LCD — liquid crystal display)

Плазменный — на основе плазменной панели

Проекционный — видеопроектор и экран размещённые отдельно или объединённые в одном корпусе (как вариант через зеркало или систему зеркал)

Можно выделить две основные области применения персональных компьютеров, различающиеся по требованиям к видеосистеме, основным компонентом которой является монитор.

  1. Работа с программами общего назначения, применяющимися в доме и офисе (текстовые процессоры типа Word, электронные таблицы, базы данных, работа с Web-приложениями в Internet, игровые программы и т.п.). Эти программы являются самыми “нетребовательными” к монитору, который может быть не самым дорогим из имеющихся в данном типоразмере. Если пользователь ограничивается этим классом программ, то при наличии средств основное внимание следует уделить вопросам низких уровней излучения и немерцающего изображения при максимально возможном разрешении.

  2. Работа с профессиональными (а значит – дорогостоящими) графическими пакетами. К их числу следует отнести, например, системы автоматического проектирования (AutoCAD и подобные ему программные продукты), издательские системы и системы создания художественных образов (программы компьютерной графики, анимации, обработки видеоизбражений в реальном времени и т.д.). Мониторы, предназначенные для этой категории пользователей, должны обеспечивать хорошее немерцающее изображение при разрешении (Resolution) не ниже 1280х1024 пикселов (pixel - picture element, минимальный элемент, из которого создается изображение), а для некоторых приложений - 1600х1200. Кроме того, эти мониторы должны иметь минимальные геометрические искажения по всему полю экрана и обеспечивать возможность их качественной коррекции. Для работы с цветными иллюстрациями очень важным требованием является возможность цветовой калибровки и равномерность цветов по всему полю монитора. На некоторых 20- и 21-дюймовых дисплеях предусмотрена аппаратная цветокалибровка по пробному отпечатку при помощи дополнительного внешнего устройства. Это очень важно для цветной полиграфии, где важнейшая задача состоит в обеспечении максимального соответствия того, что видит художник на экране, и того, что затем получится на бумаге.

В соответствии с описанными применениями можно говорить о мониторах для домашних и офисных компьютеров, а также о мониторах для профессиональных систем.


  1. ^ Магнитооптические и оптические дисковые накопители.

Принципы работы МО накопителя. МО накопитель построен на совмещении магнитного и оптического

принципа хранения информации. Записывание информации производится при помощи луча лазера и магнитного поля, а считование при помощи

одного только лазера.

В процессе записи на МО диск лазерный луч нагревает определенные точки на диски, и под воздейстием температуры

сопротивляемость изменению полярности, для нагретой точки, резко падает, что позваляет магнитному полю изменить полярность точки.

После окончания нагрева сопротивляемость снова увеличивается но полярность нагретой точки остается в соответсвии с магнитным полем примененным к ней в момент нагрева. В имеющихся на сегодняшний день МО накопителях для записи информации применяются два цикла, цикл стирания и цикл записи. В процессе стирания магнитное поле имеет одинаковую полярность, соответсвующую

двоичным нулям. Лазерный луч нагревает последовательно весь стираемый участок и таким образом записывает на диск

последовательность нулей. В цикле записи полярность магнитного поля меняется на противоположную, что соответсвует двоичной

единице. В этом цикле лазерный луч включается только на тех участках, которые должны содержать двоичные единицы, и оставляя

участки с двоичными нулями без изменений.

В процессе чтения с МО диска используется эффект Керра, заключающийся в изменении плоскости поляризации отраженного

лазерного луча, в зависимости от направления магнитного поля отражающего элемента. Отражающим элементом в данном случае

является намагниченная при записи точка на поверхности диска, соответсвующая одному биту хранимой информации. При считывании

используется лазерный луч небольшой интенсивности, не приводящий к нагреву считываемого участка, таким образом при считывании хранимая информация не разрушается.

Такой способ в отличии от обычного применяемого в оптических дисках не деформирует поверхность диска и позваляет повторную

запись без дополнительного оборудования. Этот способ также имеет преимущество перед традиционной магнитной записью в плане

надежности. Так как перемагничеваниие участков диска возможно только под действием высокой температуры, то вероятность

случайного перемагничевания очень низкая, в отличии от

традиционной магнитной записи, к потери которой могут привести случайные магниные поля.

Механизмы МО накопителей строятся на базе механизмов обычных дисководов с небольшими конструктивными усовершенствованиями.

В качестве интерфейса МО накопители оснащаются SCSI адапторами ( 16 или 8 битными ).

драйвера диска и утилиты форматирования низкого уровня. Многие поставщики также оснащают свои изделия специальными программами

для резервного копирования.

В настоящее время существуют несколько форматов для форматирования МО дисков CCS ( непрерывное комбинированое

слежение ) и SS ( шаблонное слежение ). Первый из форматов разрешен стандартом ANSI, а второй также и ISO. В настоящее время

формат CCS более популярен и имеет большее распостранение. К сожелению два эти формата несовместимы и перенос дисков из одной

системы в другую невозможен.

Это не единственная проблема переносимости связанная с МО дисками. Стандартами определено два размера сектора 512 и 1024

байт. Некоторые производители смогли сделать чтение сектаров любого размера, но их меньшиство. Большинство производителей

поддерживают размер сектора равный 512 байтам. Область применения.

Область применения МО дисков опрделяется его высокими характиристиками по надежности, объему и сменяемости. МО диск

необходим для задач, требующих большого дискового объема, это такие задачи, как САПР, обработка изображений звука. Однако небольшая скорость доступа к данным, не дает возможности применять МО диски для задач с критичной реактивностью систем.

Поэтому применение МО дисков в таких задачах сводится к хранению на них временной или резервной информации. Для МО дисков очень

выгодным использованием является резервное копирование жестких

дисков или баз данных. В отличии от традиционно применяемых для этих целей стримеров, при хранение резервной информации на МО

дисках, существенно увеличивается скорость восстановления данных после сбоя. Это объясняется тем, что МО диски являются

устройствами с произвольным доступом, что позваляет восстановливать только те данные в которых обнаружелся сбой.

Кроме этого при таком способе востановления нет необходимости полностью останавливать систему до полного восстановления данных.

Эти достоинства в сочетании с высокой надежностью хранеия информации делают применение МО дисков при резервном копировании

выгодным, хотя и более дорогим по сравнению со стримерами.

Применение МО дисков, также челесообразно при работе с приватной информацией больших объемов. Легкая сменяемость дисков

позваляет использовать их только во время работы, не заботясь об охране компьютера в нерабочее время, данные могут хранится в

отдельном, охраняемом месте. Это же свойство делает МО диски незаминимыми в ситуации когда необходимо перевозить большие объемы с места на место, например с работы домой и обратно.


Компакт-диск («CD», «Shape CD», «CD-ROM», «КД ПЗУ») — оптический носитель информации в виде диска с отверстием в центре, информация с которого считывается с помощью лазера. Изначально компакт-диск был создан для цифрового хранения аудио (т. н. Audio-CD), однако в настоящее время широко используется как устройство хранения данных широкого назначения (т. н. CD-ROM). Аудио-компакт-диски по формату отличаются от компакт-дисков с данными и CD-плееры обычно могут воспроизводить только их (на компьютере, конечно, можно прочитать оба вида дисков). Встречаются диски, содержащие как аудиоинформацию, так и данные — их можно и послушать на CD-плеере, и прочитать на компьютере. С развитием mp3 производители бытовых CD-плееров и музыкальных центров начали снабжать их возможностью чтения mp3-файлов с CD-ROM’ов.

Аббревиатура «CD-ROM» означает «Compact Disk Read Only Memory» и обозначает компакт-диск как носитель информации широкого применения (в отличие от аудио-компакт-диска). «КД ПЗУ» означает «Компакт-диск, постоянное запоминающее устройство». CD-ROM’ом часто ошибочно называют CD-привод для чтения компакт-дисков.


^ 36 Современные технологии хранения данных.

Флэш-память — разновидность твердотельной полупроводниковой энергонезависимой перезаписываемой памяти.

Флэш-память может быть прочитана сколько угодно раз, но писать в такую память можно лишь ограниченное число раз (обычно около 10 тысяч раз).

Стирание происходит участками, поэтому нельзя изменить один бит или байт без перезаписи всего участка (это ограничение относится к самому популярному на сегодня типу флэш-памяти — NAND).

Преимуществом флэш-памяти над обычной является её энергонезависимость — при выключении энергии содержимое памяти сохраняется.

Преимуществом флэш-памяти над жёсткими дисками, CD-ROM-ами, DVD является отсутствие движущихся частей. Поэтому флэш-память более компактна, дешева (с учётом стоимости устройств чтения-записи) и обеспечивает более быстрый доступ.

Недостатком, по сравнению с жёсткими дисками, является относительно малый объём: объём самых больших флэш-карт составляет около 8 Гб. Хотя работа над устранением этого недостатка уже ведется: компания Apple выпустила флэш-носители емкостью до 64-х гигабайт.

Благодаря своей компактности, дешевизне и отсутствию потребности в энергии, флэш-память широко используется в портативных устройствах, работающих на батарейках и аккумуляторах — цифровых фотокамерах и видеокамерах, цифровых диктофонах, MP3-плеерах, КПК, а в последнее время и в программируемых калькуляторах. Кроме того, она используется для сохранения (бэкапа) важной информации из компьютера, а также для хранения встроенного программного обеспечения в различных периферийных устройствах (маршрутизаторах, коммуникаторах, принтерах, сканерах и т. д.).

Флэш-память бывает как съёмной, так и несъёмной. Съёмную флэш-память применяют для хранения изображения и звука в аудио- и видеоаппаратуре и для бэкапа, несъёмную — для хранения встроенного программного обеспечения, операционных систем, а в КПК и программируемых калькуляторах — и для хранения других программ и данных. Во многих КПК съёмная флэш-память используется как расширение памяти.

В настоящее время (2005) выпускается два основных типа флэш-памяти: NOR (логика ячеек NOT OR) и NAND (логика ячеек NOT AND). В обоих типах памяти в качестве элементарных ячеек хранения информации используются полевые двухзатворные МОП-транзисторы (транзисторы с плавающим затвором).

^ Разновидности Flash носителей:

USB Flash Drive, флэшка — носитель информации, подключаемый к компьютеру или иному считывающему устройству через стандартный разъём USB.

Получили большую популярность в 2000-е годы из-за компактности, лёгкости перезаписывания файлов и большого объёма (от 32 мегабайт до 64 гигабайт).

Флэшка имеет обычно вытянутую форму и съёмный колпачок, прикрывающий разъём. К большинству флэшек прилагается шнур для ношения на шее.

^ Memory Stick — носитель информации на основе технологии флэш-памяти, созданный корпорацией Sony в октябре 1998 года. Модули памяти Memory Stick используются в видеокамерах, цифровых фотоаппаратах, персональных компьютерах, принтерах и других электронных устройствах различных фирм (преимущественно самой компании Sony). Существуют несколько разновидностей модулей памяти Memory stick, это Memory Stick, Memory Stick Pro, Memory Stick Duo, Memory Stick M2.

Все они различаются форм-фактором (размерами), однако, существуют специальные переходники для подкючения модулей одного вида в слот другого вида.

^ Secure Digital Memory Card (SD) — портативная флэш-карта памяти, использующаяся в цифровых фотоаппаратах, мобильных телефонах и т. д.

Multimedia Card (MMC) — портативная флэш-карта памяти, использующаяся в цифровых фотоаппаратах, мобильных телефонах и т. д.


^ 37. Периферийные устройства, интерфейсы и порты ввода/вывода

В аппаратное обеспечение(включает в себя все физические части компьютера, но не включает информацию (данные), которые он хранит и обрабатывает, и программное обеспечение, которое им управляет) входят внешние компоненты — периферийные устройства:

Устройства ввода:

Клавиатура

Мышь, трекбол или тачпад

Джойстик

Сканер

^ Устройства вывода

Монитор (дисплей)

Колонки/наушники

Печатающие устройства

Принтер

Модем


В компьютерных технологиях порт — обычно соединение (физическое или логическое), через которое принимаются и отправляются данные.

Наиболее часто портом называют:

Аппаратный порт — разъём на каком-либо элементе аппаратного обеспечения компьютера, в который подключается кабель или вилка. Например LPT-порт, последовательный порт, USB.

Порт ввода-вывода — используется в микропроцессорах (например, Intel) при обмене данными с аппаратным обеспечением. Порт ввода-вывода сопоставляется с тем или иным устройством и позволяет программам обращаться к нему для обмена данными.


^ Устройства ввода:

Компьютерные устройства ввода-вы́вода — класс устройств в типовой архитектуре ЭВМ, предоставляющих компьютеру возможность взаимодействия с внешним миром (с пользователями, а также с другими компьютерами).

Клавиату́ра — набор кнопок (клавиш), предназначенных для управления каким-либо устройством или для ввода информации. Интерфейс: Разъемы клавиатуры и мыши PS/2, USB

^ Манипуля́тор «мышь» (в обиходе просто «мышь» или «мышка») — одно из устройств ввода, обеспечивающих интерфейс пользователя с компьютером.

Мышь воспринимает своё перемещение в рабочей плоскости (обычно — на участке поверхности стола) и передаёт эту информацию компьютеру. Программа, работающая на компьютере, в ответ на перемещение мыши производит на экране действие, отвечающее направлению и расстоянию этого перемещения. В универсальных интерфейсах (например, в оконных) с помощью мыши пользователь управляет мышиным курсором — манипулятором элементами интерфейса.

В дополнение к детектору перемещения мышь имеет от одной до трех (или более) кнопок, а также дополнительные элементы управления (колёса прокрутки, потенциометры, джойстики, трекболы, клавиши и т. п.), действие которых обычно связывается с текущим положением курсора (или составляющих специфического интерфейса).

^ Интерфейсы подключения

Разъемы клавиатуры и мыши PS/2, такие мыши используются до сих пор, постепенно уступая свои позиции интерфейсу USB.

Основная часть современных мышей имеет интерфейс USB, иногда — с адаптером для PS/2. USB и мыши с этим интерфейсом с некоторого времени также используются в компьютерах Apple.

Еще одним интерфейсом, через который можно подключить мышь, является универсальный беспроводной радиоинтерфейс Bluetooth, который поддерживается на многих платформах.


^ Устройства вывода:

Монито́р, диспле́й — интерфейс системы «человек — аппаратура — человек». Преобразует цифровую и (или) аналоговую информацию в видеоизображение.

^ По принципу действия

ЭЛТ — на основе электронно-лучевой трубки (англ. CRT — cathode ray tube)

ЖК — жидкокристаллические мониторы (англ. LCD — liquid crystal display)

Плазменный — на основе плазменной панели

Проекционный — видеопроектор и экран размещённые отдельно или объединённые в одном корпусе (как вариант через зеркало или систему зеркал)

^ По типу интерфейсного кабеля:

D-subminiature, или D-sub — название разъёма, применяемого, в частности, в компьютерной технике. Название «субминиатюрный» было уместно тогда, когда эти разъёмы только появились, в наше же время эти разъёмы относятся к числу наибольших по размерам из используемых в компьютерах. Разъём D-sub


^ 39. Цифровая фотография

Основные достоинства цифровой фотографии

Результатом цифровой технологической революции в фотографии стало появление к концу двадцатого века хорошей и дешёвой цифровой фотоаппаратуры, которая активно вытесняет плёночную технику.

При съёмке, сразу же после нажатия на кнопку «спуск затвора», вы можете видеть минифото на LCD, (англ. Liquid Crystal Display —жидкокристаллический дисплей), цифрового фотоаппарата.

При желании, можно стереть неудачный кадр и повторить съёмку, а в некоторых камерах запоминаются кадр до нажатия кнопки «спуск затвора» и кадр после нажатия кнопки «спуск затвора», а затем из них можно выбирать лучший.

Копии цифровых фотографий не имеют царапин и других дефектов, присущих фотоплёнке и фотобумаге. Цифровые фотографии удобно редактировать.

Разрешение фотографии можно выбирать при фотографировании и менять при сохранении копий.

Детали изображения размером меньше одного пикселя, (англ. pixel -picture elemen —элемент изображения), не сохраняются. Для проработки каждой точки сюжета изображения по теории достаточно 2 пикселей, но на практике желательно иметь квадрат из 9 точек. Разрешения 5,25 Мегапиксел, Мп, (2560×1920) достаточно для получения качественных (с разрешением на бумаге 10 линий на миллиметр) фотографий размером 256×192мм=25,6×19,2см. По старой шкале размера фотобумаги – это 18×24см. Если при печати качество (10 линий на миллиметр) фотографии сохранится, то детали на фото можно изучать и через 3-4 кратную лупу.

Изменилась технология преобразования информации о фотографируемом объекте. Процессы в фотографии были химическими, «мокрыми», длительными и дорогими, а стали электрическими, цифровыми, оперативными по времени и дешёвыми.

^ Процессоры фотоаппарата

Процессоры фотоаппарата управляют описанными выше функциями цифрового фотоаппарата, а также системой баланса белого, системой измерения освещения объекта и вычисления экспопары, режимами электровспышки, формируют изображение на миниатюрном ЖК-дисплее.

Благодаря процессорам, современные цифровые фотоаппараты обладают целым рядом возможностей, принципиально недоступных для плёночных камер. Среди них: функции веб-камеры, видеозапись на малый кадр, режим съёмки панорам (англ. stitch assist — помогать сшиванию), запись аудио сопровождения, брекетинг (англ. bracketing — заключение в вилку). Брекетинг — это специальный режим, при котором камера делает несколько снимков подряд (обычно 3) с вариацией одного из параметров — экспозиции, баланса белого, автофокуса, без и со вспышкой. Цифровые фотоаппараты могут иметь набор спецэффектов (или так называемых фильтров) — отбрасывание цветовой информации (монохромное изображение), изменение цветовой интенсивности, контраста, устранение дефекта красных глаз.

Для работы с цифровыми изображениями создано много компьютерных программ — начиная с Microsoft Photo Editor из комплекта операционной системы Windows и заканчивая мощным пакетом Adobe Photoshop.

^ Форматы записи цифровых фотографий

Большинство современных цифровых фотоаппаратов записывают изображения в форматах: JPEG, TIFF, RAW.

Формат JPEG поддерживается всеми цифровыми фотоаппаратами. Формат создан группой JPEG (Joint Photographic Experts Group) специально для хранения фотографий и имеет высокую степень сжатия изображений за счет некоторых потерь качества. Небольшие размеры JPEG-файлов позволяют существенно экономить место на носителе и быстро передавать изображения по линиям связи.


К изображениям дописывается дополнительная информация о параметрах съёмки в формате EXIF.


Наиболее перспективен формат RAW, который транслирует информацию с фотосенсора без обработки процессором фотоаппарата. Обработку проводят на компьютере, где возможности значительно больше, чем у микропроцессора фотоаппарата.


^ 40. Классификация программных средств

ЭВМ является исполнителем программ.

Программное обеспечение (ПО) [software]– это просто совокупность программ, используемых для решения задач на ЭВМ. ПО делится на системное и прикладное.

Системное ПО [system software] предназначено для разработки и выполнения программ, а также для предоставлению пользователю некоторых средств общего назначения для управления ЭВМ. Системное ПО – необходимое дополнение к аппаратной части ЭВМ.



Прикладное ПО [application software] предназначено для решения определённой задачи или класса задач.

Рис. 1. Классификация программного обеспечения

Задачей прикладного ПО является автоматизация конкретного вида человеческой деятельности.

Главное место в наборе системных программ занимают операционные системы. Операционная система – это неотъемлемая часть ЭВМ. Она снабжает другие программы и пользователя необходимыми средствами для управления ЭВМ.

Сервисные системы расширяют возможности операционной системы. (DOS-Shell или Norton Commander для DOS, Norton Utilities for Windows, многочисленные оболочки для UNIX-семейства ОС).

Инструментальные системы предназначены для решения задач, которые встречаются в составе любой проблемы, ориентированной на применение ЭВМ, и не связаны с конкретной практической областью.

Системы техобслуживания используются для облегчения тестирования оборудования ЭВМ и применяются специалистами по аппаратуре ЭВМ.


^ 41. Операционные системы

Операционная система [operating system] – это комплекс программ, обеспечивающий управление ресурсами ЭВМ и процессами, которые используют эти ресурсы при вычислениях.

Ресурс – это любой логический или аппаратный компонент ЭВМ. Основными ресурсами являются процессорное время и оперативная память. Ресурсы могут принадлежать одной или нескольким внешним ЭВМ, к которым операционная система обращается, используя вычислительную сеть. Процесс – это последовательность действий, предписанных программой.

Управление ресурсом состоит из двух функций:

Для решения первой задачи операционные системы поддерживают пользовательский и программный интерфейсы. Для решения второй операционные системы используют различные алгоритмы управления виртуальной памятью и процессором.

Операционные системы характеризуются признаками:

  1. количество пользователей, одновременно обслуживаемых системой (однопользовательские и многопользовательские);

  2. число одновременно выполняемых процессов (однозадачные и многозадачные);

  3. тип используемой вычислительной системы (однопроцессорные, многопроцессорные, сетевые, распределённые).

Операционная система Windows98 является многозадачной, ОС Linux – многопользовательской, MS-DOS однозадачной и, следовательно, однопользовательской. Операционные системы Windows NT и Linux могут поддерживать многопроцессорные ЭВМ с 16 процессорами. Операционная система Novell NetWare является сетевой, однако, встроенные сетевые средства имеют также Windows NT и Linux.

Все КПК имеют операционную систему (OS или OC), поэтому как раз таки ОС и является основной категорией для различия карманников. Какие они есть?

PalmOS

zavisimost-investicij-i-kachestva-zhizni-naseleniya.html
zavisimost-potrebleniya-benzina-ot-kolichestva-avtomobilej.html
zavod-elektropribor-aleksandra-mihajlovicha-bezobrazova.html
zavtrak-v-hhi-veke.html
zayavka-na-uchastie-konkurs-teatralnih-postanovok-ogni-bolshogo-vuza-2.html
zayavka-sovmestnogo-evropejskogo-proekta-chast-4.html
  • books.bystrickaya.ru/derznovennij-plan-ya-videl-blagodatnij-ogon-arhimandrit-savva-ahilleos-afini-2002.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-affilirovannih-lic-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-zapadno-sibirskij-metallurgicheskij-kombinat-stranica-4.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-informaciya-o-dejstvuyushih-ozdorovitelnih-organizaciyah-na-territorii-primorskogo-kraya-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-n-novgorod-2002-ministerstvo-transporta-rossijskoj-federacii-gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • books.bystrickaya.ru/bileti-po-kursu-fiziki-dlya-gumanitariev-spbguap-chast-2.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/posobie-po-annotirovaniyu-i-referirovaniyu-dlya-studentov-ii-kursa-specialnosti-080507-vseh-form-obucheniya-moskva-2010.html
  • notebook.bystrickaya.ru/intervyu-socialnoe-strahovanie-perehod-ot-edinogo-socialnogo-naloga-na-uplatu-strahovih-vznosov-chto-nuzhno-znat-rabotodatelyu-i-rabotniku.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnij-kurs-america-in-brief.html
  • learn.bystrickaya.ru/g-balakovo-saratovskoj-oblasti.html
  • composition.bystrickaya.ru/pochemu-nuzhno-znat-fiziologiyu-golovnogo-mozga-psihologu-3.html
  • klass.bystrickaya.ru/92-cena-poryadok-opredeleniya-ceni-razmesheniya-emissionnih-cennih-bumag-gosudarstvennij-registracionnij-nomer.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-v-elektronnoj-forme-stranica-13.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-temi-dissertaciya-podgotovka-zashita-oformlenie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-13.html
  • desk.bystrickaya.ru/polkovniki-milicii-chernov-p-n-istoriya-yalchikskoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-yalchikskogo-rajona-chuvashskoj-respubliki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/politicheskie-teorii-vidi-tipi-funkcii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/per-zhakez-elias-pierre-jakez-helias.html
  • studies.bystrickaya.ru/goticheskij-vitrazh-obzor-hudozhestvennogo-naslediya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-psihologii-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-b-ijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-metrologiya-programmnogo-obespecheniya-dlya-podgotovki-bakalavrov-po-napravleniyu-552800.html
  • control.bystrickaya.ru/detyam-podarki-teplo-i-zabota-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/audit-uchyota-zatrat-i-ischisleniya-sebestoimosti-produkcii-zhivotnovodstva-v-gup-oph-grigorevskoe-yaroslavskogo-mr.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-informacionnaya-podderzhka-processov-upravleniya-personalom-metodicheskie-osnovi-sovershenstvovaniya-sistemi-upravleniya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/syuzhet-dlya-nebolshogo-rasskaza.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-dobrij-put.html
  • spur.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-resursnogo-centra-socialno-kulturnogo-proektirovaniya-na-osnove-cas-tehnologij.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-s-mezhdunarodnim-uchastiem-tehnologii-obucheniya-vospitaniya-i-razvitiya-lic-s-narusheniyami-sluha.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-dlya-laboranta-fiziki.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zhiznennij-cikl-informacionnih-sistem.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-mbdou-detskij-sad-obsherazvivayushego-vida-6.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sistema-osnovnie-foundations-of-human-sciences-series.html
  • grade.bystrickaya.ru/obraz-rossijskoj-monarhii-v-vospriyatii-rossijskoj-politicheskoj-eliti-pervoj-chetverti-xix-v.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-fizicheskogo-razvitiya-korrekcii-i-ozdorovleniya-vseh-vospitannikov-6-zdorove.html
  • assessments.bystrickaya.ru/elektrolit-dlya-kislorodnovozdushno-metallicheskogo-himicheskogo-istochnika-toka.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/smkirichuk-s-m-mironov-predsedatelstvuyushij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.