.RU

Вопросы для подготовки к экзамену кандидатского минимума - страница 18


Логический анализ выносит приговор бессмысленности любому мнимому знанию, которое претендует простираться за пределы опыта. Этот приговор относится к любой спекулятивной метафизике, к любому мнимому знанию из чистого мышления и чистой интуиции, которые желают обойтись без опыта. Приговор относится также к тому виду метафизики, которая, исходя из опыта, желает посредством особого ключа познавать лежащее вне или за опытом (например, к неовиталистскому тезису о действующей в органических процессах «энтилехии», которая физически непознаваема; к вопросу о «сущности каузальности», выходящему за пределы определенной закономерности следования; к речам о «вещи-в-себе»). Приговор действителен для всей философии ценностей и норм, для любой этики или эстетики как нормативной дисциплины. Ибо объективная значимость ценности или нормы не может быть (также и по мнению представителей ценностной философии) эмпирически верифицирована или дедуцирована из эмпирических предложений; они вообще не могут быть высказаны осмысленными предложениями. Другими словами: либо для «хорошо» и «прекрасно» и остальных предикатов, употребляемых в нормативной науке, имеются эмпирические характеристики, либо они недейственны. Предложение может быть, также в его походке. Некоторые люди сверх этого имеют еще потребность особого выражения своего чувства жизни, более концентрированного и убедительнее воспринимаемого. Если такие люди художественно одарены, они находят возможность самовыражения в создании художественных произведений. То, как в стиле и виде художественного произведения проявляется чувство жизни, уже выяснено другими (например, Дильтеем и его учениками). (Часто при этом употребляют слово «мировоззрение»; мы воздержимся от его употребления ввиду двузначности, в результате которой стирается различие между чувством жизни и теорией, что для нашего анализа является решающим.) Для нашего исследования существенно лишь то, что искусство адекватное, метафизика, напротив, неадекватное средство для выражения чувства жизни. В принципе против употребления любого средства выражения нечего возразить. В случае с метафизикой дело, однако, обстоит так, что форма ее произведений имитирует то, чем она не является. Эта форма есть система предложений, которые находятся в (кажущейся) закономерной связи, т.е. в форме теории. Благодаря этому имитируется теоретическое содержание, хотя, как мы видели, таковое отсутствует. Не только читатель, но также сам метафизик заблуждается, полагая, что метафизические предложения нечто значат, описывают некоторое положение вещей. Метафизик верит, что он действует в области, в которой речь идет об истине и лжи. В действительности он ничего не высказывает, а только нечто выражает как художник. То, что метафизик находится в заблуждении, еще не следует из того, что он берет в качестве посредника выражения язык, а в качестве формы выражения повествовательные предложения; ибо то же самое делает и лирик, не впадая в самозаблуждение. Но метафизик приводит для своих предложений аргументы, он требует, чтобы с содержанием его построений соглашались, он полемизирует с метафизиками других направлений, ищет опровержения их предложений в своих статьях. Лирик, напротив, в своем стихотворении не пытается опровергать предложения из стихотворений другого лирика; он знает, что находится в области искусства, а не в области теории. (2, с. 86-88)
  1. ^ Критический рационализм К. Поппера. Фаллибилизм.

Карл Раймунд Поппер(1902-1994): “я похоронил неопозитивизм”.
Критический рационализм.
1. Против индукции:
во-1-х, индукция перечисления всегда неполна, поэтому, опираясь на нее, ничего нельзя обосновать,
во-2-х, индукция элиминации (когда одну за др.отбрасываем ложные теории, тем самым “повышая” истинность оставшейся) – тоже не работает, т.к. число оцениваемых теорий бесконечно (даже если мы не подозреваем об этом), и для каждой проблемы сущ. бесконечное множество логически возможных решений. (Поэтому наука и напоминает «азартную игру»).

Карл Поппер пришел к концепции критического рационализма, поскольку видел недостатки индуктивного метода, которые состояли в том, что индукция перичисления всегда неполна, а во-вторых, не работает индукция элиминации, когда отбрасываем одну за другой ложные теории – не означает что приближаемся к истинности, т.к. Число оцениваемых теорий бесконечно, а значит имеет бесконечное число логически возможных решений.
Важнейшим, а иногда и единственным методом научного познания долгое время считали индуктивный метод. Согласно индуктивистской методологии, восходящей к Ф. Бэкону, научное познание начинается с наблюдения и констатации фактов. После того как факты установлены, мы приступаем к их обобщению и построению теории. Теория рассматривается как обобщение фактов и поэтому считается достоверной. Однако еще Д. Юм заметил, что общее утверждение нельзя вывести из фактов, и поэтому всякое индуктивное обобщение недостоверно. Так возникла проблема оправдания индуктивного вывода: что позволяет нам от фактов переходить к общим утверждениям?

Осознание неразрешимости проблемы оправдания индукции и истолкование индуктивного вывода как претендующего на достоверность своих заключений привели Поппера к отрицанию индуктивного метода познания вообще. Поппер затратил много сил, пытаясь показать, что та процедура, которую описывает индуктивный метод, не используется и не может использоваться в науке.

Прежде всего, он указывает на то, что в науке нет твердо установленных фактов, т. е. того бесспорного эмпирического базиса, который служит отправным пунктом индуктивной процедуры. Все наши констатации фактов являются утверждениями, а всякое утверждение носит гипотетический характер и может быть опровергнуто. Не существует и "чистого" наблюдения, которое могло бы снабдить нас достоверными фактами, так как "наблюдение всегда носит избирательный характер. Нужно избрать объект, определенную задачу, иметь некоторый интерес, точку зрения, проблему. А описание наблюдений предполагает дескриптивный язык и определенные свойства слов; оно предполагает сходство и классификацию, которые, в свою очередь, опираются на интерес, точку зрения и проблему" . Таким образом, наука в противоположность тому, что рекомендует индуктивный метод, не может начать с наблюдений и констатации фактов. Прежде чем приступить к наблюдениям, необходимо иметь некоторые теоретические средства, определенные знания о наблюдаемых вещах и проблему, требующую решения.

Можно далее показать, что скачок к общему утверждению часто совершается не от совокупности, а от одного единственного факта. Это свидетельствует о том, что факты являются не базой для индуктивного обобщения и обоснования, а лишь поводом к выдвижению общего утверждения. Даже в тех случаях, когда имеется совокупность фактов, общее утверждение или теория настолько далеко превосходят эти факты по своему содержанию, что, по сути дела, нет разницы, от какого количества фактов мы отталкиваемся при создании теории. Их всегда будет недостаточно для ее обоснования. Таким образом, приходит к выводу Поппер, "индукция, т. е. вывод, опирающийся на множество наблюдений, является мифом. Она не является ни психологическим фактом, ни фактом обыденной жизни, ни фактом научной практики".

Ошибочность индуктивизма, по мнению Поппера, заключается главным образом в том, что он стремится к обоснованию наших теорий с помощью наблюдения и эксперимента. Такое обоснование невозможно. Теории всегда остаются лишь необоснованными рискованными предположениями. Факты и наблюдения используются в науке не для обоснования, не в качестве базиса индукции, а только для проверки и опровержения теорий — в качестве базиса фальсификации. Это снимает старую философскую проблему оправдания индукции. Факты и наблюдения дают повод для выдвижения гипотезы, которая вовсе не является их обобщением. Затем с помощью фактов пытаются фальсифицировать гипотезу. Фальсифицирующий вывод является дедуктивным. Индукция при этом не используется, следовательно, не нужно заботиться о ее оправдании.

Каков же метод науки, если это не индуктивный метод? Познающий субъект противостоит миру не как tabula rasa, на которой природа рисует свой портрет. Человек всегда опирается на определенные теоретические установки в познании действительности; процесс познания начинается не с наблюдений, а с выдвижения догадок, предположений, объясняющих мир. Свои догадки мы соотносим с результатами наблюдений и отбрасываем их после фальсификации, заменяя новыми догадками. Пробы и ошибки — вот из чего складывается метод науки. Для познания мира, утверждает Поппер, "нет более рациональной процедуры, чем метод проб и ошибок — предположений и опровержений: смелое выдвижение теории; попытки наилучшим образом показать ошибочность этих теории и временное их признание, если критика оказывается безуспешной" . Метод проб и ошибок характерен не только для научного, но и для всякого познания вообще. И амеба, и Эйнштейн пользуются им в своем познании окружающего мира, говорит Поппер. Более того, метод проб и ошибок является не только методом познания, но и методом всякого развития. Природа, создавая и совершенствуя биологические виды, действует методом проб и ошибок. Каждый отдельный организм — это очередная проба; успешная проба выживает, дает потомство; неудачная проба устраняется как ошибка.

В рассуждениях Поппера о методе науки, в его критике индуктивизма много справедливого. Вместе с тем здесь очень ярко проявляется его скептицизм в отношении возможности обнаружения истины. За что, собственно, Поппер так ожесточенно нападает на индукцию? Да в основном за то, что индукция претендует на некоторое обоснование научных теорий и гипотез. Конечно, если надеяться на то, что индукция даст полное обоснование теориям, то Поппер прав — эта надежда ошибочна. Но с тем, что индукция может дать некоторое, пусть весьма слабое обоснование теориям, он мог бы согласиться. Да, научные тео­рии носят существенно предположительный, гипотетический характер. Верно, что факты не доказывают их истинности. В этом Поппер прав. Но почему он не хочет согласиться с тем, что факты все-таки дают нам некоторую основу для выдвижения гипотез и мы скорее примем гипо­тезу, опирающуюся на факты, чем совершенно произвольную гипотезу? Потому, что ему мешают исходные гносеологические установки. Ничто не может быть обосновано и ни в какой степени. Поэтому нет индук­ции как метода обоснования.

Отвергая индукцию и выдвигая на передний план метод проб и ошибок, Поппер, по-видимому, далеко расходится с реальной научной практикой. Конечно, метод проб и ошибок используется в науке и в повседневной жизни, но это отнюдь не универсальный и не единствен­ный метод исследования. Его обычно используют в ситуациях, в кото­рых мы имеем дело с новым и совершенно незнакомым для нас явлени­ем, к которому не ясно, как подступиться. Когда же нам уже кое-что известно об исследуемой области (а обычно так и бывает), то нет нуж­ды прибегать к этому методу и наши гипотезы в этих случаях будут не просто случайными догадками. Рассмотрим пример ситуации, с кото­рой можно столкнуться в повседневной жизни. Пусть в нашей квартире имеется щиток с электропробками: А, Б, В, Г, Д, Е. Однажды в одной из комнат гаснет свет: ясно, что перегорела одна из пробок, но неизвест­но, какая именно. В этой ситуации нет иного выбора, как начать действовать методом проб и ошибок. Меняем пробку Б— свет не загорается; меняем пробку Д — опять ошибка; меняем пробку Е — свет горит! Здесь перед нами действительно почти чистые пробы — ничем не обосно­ванные догадки. Хотя даже в этом случае можно руководствоваться не­которой системой, с тем чтобы уменьшить число неудачных проб. (Этот пример, в частности, показывает, что "чистых", т. е. не опирающихся ни на какое предварительное знание, проб практически не бывает.)

В следующий раз наше поведение будет гораздо более уверенным. Если свет погас в той же комнате, прошлый опыт подсказывает нам, что перегорела именно пробка Е. Если свет загорится, то индуктивный вывод окажется справедливым. Через некоторое время мы почти без­ошибочно будем определять, какую именно пробку следует заменить, чтобы свет загорелся. Чисто случайными будут только первые пробы, но чем больше опыт, тем меньше случайности в наших догадках.

Этот простой пример наглядно показывает, в чем неправ Поппер. Он считает, что, решая очередную проблему, мы как бы начисто забы­ваем все, что происходило при решении других задач. В этом случае действительно все наши гипотезы могут быть только слепыми проба­ми. Однако человек никогда так не действует. Приступая к решению очередной задачи, он всегда опирается на опыт решения предыдущих. Нужно признать накопление знания, согласиться с тем, что и индукция может направлять выдвижение гипотез: только тогда мы сможем пока­зать, что учимся на наших ошибках. Хотя Поппер и говорит об "обуче­нии на ошибках", но это противоречит его абсолютизации метода проб и ошибок. Поппер исключает накопление знания, а обучение без этого немыслимо.

2. Разум не бесстрастен: наблюдение всегда направляется теоретическими ожиданиями, “чистого” наблюдения не существует. Поэтому критерий верифицируемости не работает: легко получить подтвержд-я теории, если мы их ищем.
Второй тезис, заставивший его отказаться, заключается в том, что разум небесстрастен: наблюдение всегда направляется теоретическими ожиданиями. Поэтому критерий верифицируемости не работает: если ищем, то легко найдем подтверждение гипотезы.

  1. Выдвинул критерий фальсифицируемости: теория должна формулироваться таким образом, чтобы существовала возможность фальсификации ее следствий со стороны фактов. Чем раньше найдем ошибку – тем лучше. Задача ученого – фальсификация теорий. “Всякий раз, когда нам удается фальсифицировать теорию, мы совершаем нов. важное открытие. Ибо эти фальсификации наиболее важны. Они учат нас неожиданности. И они снова и снова убеждают нас в том, что наши теории, хотя они сотворены нами, хотя они наши изобретения, являются, тем не менее, подлинными утвержд-ями о мире: ведь они сталкиваются с тем, что никогда нами не создавалось”.
    Разница между верификацией и фальсификацией: сотни подтверждений не дают возможности судить об истинности теории, но даже один негативный факт ее опровергает.
    Неопровержимые теории (марксизм, фрейдизм) – ненаучны.

Взамен метода верификации предложил критерий фальсифицируемости: теория должна формулироваться таким образом, чтобы была возможность фальсификации ее следствий со стороны фактов. Задача ученого должна сводится не в подтверждении собственных гипотез, а к попытке их опровергнуть. Разница между верификацией и фальсификацией: сотни подтверждений не дают возможности судить об истинности теории, но даже один негативный факт ее опровергает. Неопровержимые теории, такие как марксизм, фрейдизм, психоанализ, являются ненаучными.
4. Метафизика и наука. Если неопозитивисты считали метафизич. вопросы псевдопроблемами, то П. показывает, что невозможно исключить метафизику полностью: связь метафиз. терминов и понятий науки (напр., что такое необх-ть? Закон? Причина?) + ни одно научное открытие не существовало бы без веры в метафизич. идеи (о наличии причинно-следств. связей, закономерности и т.п.) + история науки показывает, как метафиз. идеи получали научное подтвержд-е (атомизм, теория корпускулярной природы света, т. эволюции и др.) и служили причиной научного прогресса. Т.е. сфера истинного знания не совпадает со сферой эмпирически контролируемого знания.

Также Поппер говорит о неразрывности матефизики и науки: метафизику исключить невозможно, ни одно научное открытие не произошло бы без веры в метафизические идеи (причинно-следственные связи, закономерности), тем более многие метафизические идеи впоследствии получали научное подтверждение ( корпускулярная теория света, теория эволюции).
5. Фаллибилизм. Прогресс науч.зн-я – в смене одной ложной теории другой, тоже ложной, но ближе стоящей к истине.

Он считает, что нужно отделить вопрос о критериях истинности от вопроса о том, что есть истина. Критериев истинности нет. Но из этого не следует, что слово «истина» не имеет смысла и мы должны от ней отказаться. Позже он признает себя приверженцем фаллибилизма – течения, которое утверждает, что в каждой теории изначально заложена ошибка, а прогресс – смена ложных теорий, постепенно приблежающая нас к истине.

Фаллибилизм - позиция философа, произносящего с сократовской улыбкой: "Нельзя ошибиться только в том, что все теории ошибочны". Это радикальная позиция. Философ не просто утверждает, что теории бывают ошибочными (это было бы общим местом), он утверждает, что все теории ошибочны, так сказать, изначально, в зародыше. Отсюда следует сугубо неклассический взгляд на научное исследование: смыслом этого предприятия оказываются предположения и опровержения, ученый выдвигает теорию, с тем чтобы ее опровергнуть (или чтобы кто-нибудь другой ее опроверг), теория, стало быть, должна быть рискованной, вызывающей на себя огонь критики.


^ ПРИНЦИП ФАЛЛИБИЛИЗМА - утверждает, что любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Рост научного знания, по Попперу, состоит в выдвижении смелых гипотез и осуществлении их опровержений.


6. Толерантность. В науке после фальсификации теории – переход к др. точкам зрения. Терпимость к др. позициям нужна везде, ведь любая теория (в том числе, социальная) = только гипотеза: “умирать должны теории, а не люди”. Следующая особенность позиции Поппера – толерантность: умирать должны теории, а не люди. Любая теория – это только гипотеза, поэтому должна быть определенная терпимость к любым другим позициям.

Наконец, Общество: открытое и закрытое. Предвидеть будущее об-ва нельзя, у истории нет никакого смысла (кроме того, что приписываем ей мы сами), поэтому историю нельзя сравнить (по научности) с физикой, напр. Попытки рассуждать иначе – историцизм – вырождаются в утопии и тоталитаризм, т.к. создают иллюзию неизбежности хода истории. “Историцизм допускает, что мы можем пожинать то, что мы не сеяли, убеждает нас в том, что все будет и должно быть хорошо, если мы пойдем в ногу с историей… Он пытается переложить нашу ответственность на историю”. Историцизм (напр., марксизм) = теоретич. защита “закрытого об-ва”, установленного на основе общих неизменных норм. “Открытое об-во”: стимуляция инакомыслия, свободы слова и мысли, непрерывного реформирования об-ва. “Во-1-х, в откр. об-ве законно свободное суждение, и рез-ты публичных дискуссий оказывают влияние на политику. Во-2-х, в нем есть институты, содействующие свободе тех, кто не ищет выгоды”. Демократия – не просто власть большинства, но и гарантии прав меньшинства.

  1. zdorovesberezhenie-molodezhi-kak-napravlenie-socialnoj-raboti-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
    zdorovoe-dihanie.html
    zelenij-pokrov-mira-v-opasnosti.html
    zelinskij-nikolaj-dmitrievich.html
    zemelnie-rusursi-mestnogo-samoupravleniya.html
    zemelnij-kadastr-kak-instrument-regulirovaniya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-goroda-na-primere-g-ekaterinburga-chast-12.html
  2. tests.bystrickaya.ru/massovaya-kultura-i-ee-vliyanie-na-sovremennogo-cheloveka.html
  3. pisat.bystrickaya.ru/test-voprosi-po-uchebnomu-kursu-obshaya-ekologiya-bakalavrskaya-programma-kafedra-sistemnoj-ekologii-ekologicheskogo.html
  4. teacher.bystrickaya.ru/glava-2-pravopolusharnie-simultanno-nediskretnie-i-levopolusharnie-sukcessivno-diskretnie-sposobi-obrasheniya-s-informaciej.html
  5. report.bystrickaya.ru/i-pedagogike-stranica-4.html
  6. kontrolnaya.bystrickaya.ru/programmi-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-s-prisvoeniem-dopolnitelnoj-kvalifikacii-svishe-1000-chasov.html
  7. grade.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-respubliki-tatarstan-na-2005-2010-godi-stranica-20.html
  8. zanyatie.bystrickaya.ru/problemi-i-perspektivi-razvitiya-negosudarstvennih-pensionnih-fondov-v-rf.html
  9. notebook.bystrickaya.ru/i-filosofskij-i-metodologicheskij-aspekti-federalnie-programmi-3-znachenie-informacionnih-i-kommunikacionnih-tehnologij.html
  10. studies.bystrickaya.ru/joahim-verdin-zhizn-bez-edi-stranica-4.html
  11. paragraf.bystrickaya.ru/zhak-berzhe-chudesnoe-oruzhie-tretego-rejha.html
  12. shkola.bystrickaya.ru/psihoseksualnoe-razvitie-podrostkov.html
  13. knowledge.bystrickaya.ru/na-uchastie-v-respublikanskom-konkurse-bibliotechnij-vestnik-karelii.html
  14. notebook.bystrickaya.ru/i-stupen-nachalnoe-obshee-obrazovanie-1-4-klassi-obrazovatelnaya-programma-mou-licej-32-g-belgoroda-na-2010-2011.html
  15. knowledge.bystrickaya.ru/obem-svedenij-dlya-informirovaniya-izbiratelej-o-kandidatah-v-deputati-stranica-2.html
  16. znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-disciplini-dlya-studentov-syllabus-naimenovanie-disciplini-psihosocialnie-tehnologii-organizacionnogo-konsultirovaniya.html
  17. klass.bystrickaya.ru/akcept-otvet-o-prinyatii-uslovij-oferti-kotorij-dolzhen-bit-bezuslovnim-brak.html
  18. obrazovanie.bystrickaya.ru/predki-karla-bryullova-bili-vihodcami-iz-severnoj-germanii-ego-praded-georg-bryullov-v-1773-g-pereehal-v-rossiyu-i-stal-stranica-6.html
  19. education.bystrickaya.ru/3-obshestvo-kak-sistema-31-socialnie-obshnosti-literatura-ko-vsemu-kursu-s-razbieniem-po-temam.html
  20. ekzamen.bystrickaya.ru/s-n-bulgakov-i-g-v-florovskij-dva-puti-recepcii-svyatootecheskoj-tradicii.html
  21. shkola.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-vipolneniya-kontrolnih-rabot-stranica-5.html
  22. tetrad.bystrickaya.ru/v-sfere-finansov-i-investicij-doklad-o-zakonodatelnoj-deyatelnosti-tyumenskoj-oblastnoj-dumi-tretego-soziva-2002-2006-gg.html
  23. notebook.bystrickaya.ru/httpfocus-in-uadefault-aspxparticleid10438.html
  24. letter.bystrickaya.ru/metodologiya-i-metodi-prinyatiya-resheniya-chast-8.html
  25. zadachi.bystrickaya.ru/mezhvuzovskaya-kafedra-obshej-i-vuzovskoj-pedagogiki-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-osnovi-pedagogicheskogo.html
  26. holiday.bystrickaya.ru/mou-sosh-8-g-otradnij-geneticheski-modificirovannie-produkti-vchera-segodnya-zavtra.html
  27. composition.bystrickaya.ru/osnovi-proektirovaniya-10-11-klass.html
  28. composition.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vii-mezhdunarodnom-konkurse.html
  29. letter.bystrickaya.ru/municipalnoe-uchrezhdenie-stavropolskaya-centralizovannaya-bibliotechnaya-sistema.html
  30. esse.bystrickaya.ru/razdel3-raschet-sootvetstviya-uslovij-na-pravo-primeneniya-ponizhennogo-tarifa-dlya-uplati-strahovih-vznosov.html
  31. paragraf.bystrickaya.ru/zadanie-1-rabota-s-tekstom-zadanie-sochinenie.html
  32. institut.bystrickaya.ru/tatari-kazahstana-v-1970-1999-gg-istoriko-demograficheskij-aspekt-07-00-02-otechestvennaya-istoriya-istoriya-respubliki-kazahstan.html
  33. esse.bystrickaya.ru/razdel-4gumanitarnie-nauki-ekonomicheskie-nauki.html
  34. kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-seminara-kommentarii-k-zakonam-zhkh-vstupivshih-v-silu-s-01-01-2011g-predstoyashie-izmeneniya-v-zakonodatelstve-zhkh-planiruemie-k-prinyatiyu-v-2011-godu.html
  35. uchit.bystrickaya.ru/statya-3-istochnik-finansirovaniya-kontrakta-konkursnaya-dokumentaciya.html
  36. literature.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-yanvar-2011-goda.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.