.RU

Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве

вятский государственный гуманитарный университет

Реферат по дисциплине

"История образования и педагогической мысли"

на тему "Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве"

Выполнила студентка ОЗО

физико-математического факультета специальность "Технология и предпринимательство" гр. Т- 42

Бакулина Лидия Геннадьевна

Проверила: к.п.н., доцент Береснева Л.Н.

Содержание

Введение

1. Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов

2. Становление древнерусской народности и государственности в Киевский период (Х - ХШ вв.)

3. Самобытность и специфика восточнославянской культуры и образования в Киевской Руси

4. Становление культурно-образовательных связей с Европой в процессе образования русского государства

5. Основные подходы к воспитанию и обучению: латинофинский, византийско-русский, славяно-греко-латинский, старообрядческий

6. Особенности украинского и белорусского позднего Средневековья

Заключение

Литература


Введение

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Социально-экономическое и духовное развитие любого общества во многом определяется состоянием в нем образования и воспитания. Именно эта сфера человеческой деятельности оказывает решающую роль в разработке научной политики, оптимальной модели реформирования общественных отношений, формирования образа жизни людей.

История образования в Древней Руси мало изучена, хотя интерес к этой теме возник в России более ста пятидесяти лет назад в работах М. Лавровского, М.П. Погодина, В.Н. Перетц. Работа М. Лавровского "О древнерусских училищах" положила начало тому направлению в историографии, которое признало высокий уровень просвещения в Древней Руси. Он впервые собрал из летописей сведения о школьном обучении, подверг их анализу и выдвинул ряд положений, вызвавших значительный интерес у современников.

1. Образование и воспитание как способ самосохранения славянских народов

Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, выносливость, отцы учили их навыкам военного дела. Существовал обычай вручения отцом лука и стрелы сыну, когда последний становился совершеннолетним. В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, поклонению языческим богам, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Большую роль в моральном воспитании детей играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил о сказках: "это,— первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".

В V в. в Киевской Руси были открыты государственные школы для подготовки образованных людей из среды дружинников, бояр, "княжих мужей". Князья и церковь создавали также школы, которые готовили священников. Церковь, желая, чтобы народные массы быстрее оставляли язычество и переходили в христианскую веру, организовывала обучение грамоте в монастырях и на дому у священников. Учебными книгами служили: азбука, часослов и псалтырь. Часослов представлял собой сборник ежедневных молитв и обрядов, совершаемых верующими в разное время дня. В псалтыри были собраны различные религиозные песнопения — псалмы. Детей учили чтению, письму, пению.

Педагогическая мысль, школа Древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со своим алфавитом.

2. Становление древнерусской народности и государственности в Киевский период (Х - ХШ вв.)

Киевский период X - XIII в.в. занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение.

Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского влияния.

В IX в. на территории Восточной Европы возникло мощное Киевское государство, оформился феодальный строй. Введенная в конце X в. князьями официальная государственная религия — христианство — способствовала этому.

Князья и церковь стали распространять в народе переводные сборники поучений, в которых имелись статьи и изречения педагогического характера, взятые из различных религиозных источников. Рекомендовалось воспитывать у детей чувство страха перед богом, беспрекословное повиновение воле старших, духовенства и правителей. Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Утверждая, как и католическая религия, что природа человека греховна, Православная религия рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного воздействия физические наказания, которые якобы должны были искоренять в детях злое начало. Православное вероучение, как и католическое, оправдывало эксплуатацию бедных богатыми, угнетение народа князьями и их приближенными. Но в народе новая христианская идеология часто переплеталась с прежним мировоззрением, отражающим отношения, сложившиеся в бесклассовом, родовом обществе. И воспитание детей в широких массах населения также велось средствами, исстари сложившимися в условиях патриархально-родового быта древних славян, лишь отчасти на практику воспитания оказали влияние христианские представления о сущности и содержании процесса воспитания.

Князья нуждались в том, чтобы из их детей вырастали руководители государства, умеющие организовать победу над военными противниками, управлять подвластным народом, следить за тем, чтобы население выполняло установленные порядки. Естественно, что в "Поучении Владимира Мономаха детям все это нашло свое выражение в первую очередь. Вместе с тем "Поучение... является замечательным памятником, свидетельствующим о высоком уровне культуры и развитии педагогической мысли на Руси в период существования Киевского государства.

Во время своего правления (1019—1054) Ярослав Мудрый открывал школы "учения книжного" не только в Киеве, но и в Новгороде. А к XIII в. школы существовали уже в Переяславле. Суздале. Владимире, Чернигове, Полоцке, Муроме, Турове. Ростове и в других городах. Вначале подобные училища создавались государством при княжеских дворах, но вскоре с упрочением церковной организации на Руси они постепенно переходили в ведение церкви. Это объяснялось двумя причинами: во-первых, освоение христианской книжности было необходимо прежде всего священникам — распространителям православной религии в стране, а во-вторых, обучение грамоте и обучение вере воспринималось как единый процесс. Об этом же свидетельствует содержание обучения в школах, где главным считалось усвоение книжной мудрости, отраженной в "изборниках" (хрестоматиях) того времени.

В XIII в. школы "ученья книжного" приходят в упадок. Одной из причин явилось то, что православные священники, не обремененные обетом безбрачия, стали часто передавать профессию и связанные с ней знания по наследству. В то же самое время священники практиковали обучение грамоте детей из других семей у себя на дому и традиции семейного воспитания и обучения, таким образом, оказались сильнее попыток создавать школы.

Русские княжества в XIII в. попали более чем на два столетия в тяжелую зависимость от монголо-татарских ханов. Завоеватели разоряли и уничтожали древнерусские города, что повлекло за собой гибель библиотек, школ, книг, множества культурных ценностей.

Однако, как показали археологические раскопки, даже в это тяжелое время русская культура продолжала развиваться, широко была распространена грамотность среди населения, особенно в северных княжествах, которые или не подвергались нашествию, или не были сильно разорены, например: в Новгородской земле, в Тверском и Владимирском княжествах, в начавшем крепнуть и возвышаться Московском княжестве.

Центром просвещения в это время стал Великий Новгород. Ещё летопись 1030 года сообщала, что князь Ярослав Мудрый, придя в Новгород, собрал "от старост и поповых детей 300 учити книгам".

3. Самобытность и специфика восточно-славянской культуры и образования в Киевской Руси

в 988г. в значительной степени под влиянием киевского князя Владимира славяне присоединились к восточной христианской церкви, приняв православную веру от Византийской империи. С этого времени население Киевской Руси стало называться крестьянами, т.е. христианами, чего не было ни в одной стране западного мира эпохи средневековья. Однако сам акт крещения не мог сразу изменить сложившееся за тысячелетия языческое мировоззрение восточных славян. Христианские представления лишь постепенно проникали в языческое сознание, взаимодействуя с ним.

Русь приняла христианство на 500 лет позднее, чем Западная Европа, в период расцвета Византии. Это обстоятельство благоприятствовало приобщению Киевской Руси к мировой цивилизации. Древняя славянская культура соединилась со зрелым восточным христианством и породила древнерусское православие и его понимание воспитания человека.

Грамотность высоко ценилась на Руси. Все герои русских былин, богатыри изображались грамотными людьми. В былине о буйном молодце Василии Буслаеве рассказывается, как мать "дала его учить грамоте, грамота ему в наук пошла; посадила она пером писать, письмо Василию в наук пошло;, отдала она петью учить— петье Василию в наук пошло".


v-v-ershov-rasskazi-ezdovogo-psa-stranica-6.html
v-v-glazirina-kuklin-anatolij-nikolaevich-stranica-3.html
v-v-oblasti-molodezhnoj-politiki-uluchsheniya-demograficheskoj-situacii.html
v-v-veresaeva-grecheskie-pisateli-o-mogushestve-minosa.html
v-vinogradov-slovo-i-znachenie-kak-predmet-istoriko-leksikologicheskogo-issledovaniya-stranica-2.html
v-vivodi-metodika-provedeniya-funkcionalnih-obzorov-doklad-podgotovlen-dlya-pravitelstva-rossijskoj-federacii.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-09-aprelya-2012-g.html
  • pisat.bystrickaya.ru/titova-n-e-istoriya-ekonomicheskih-uchenij-kurs-lekcij-stranica-13.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-is-kratkaya-hronologiya-drevnego-chelovechestva-krasnie-giganti-bolshegolovie-i-drugie-rasi.html
  • shkola.bystrickaya.ru/portfelnie-investicii-v-ekonomiku-rossii-chast-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovatelskaya-deyatelnost-uchashihsya-v-processe-obucheniya-obshestvoznaniyu.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sformirovat-umeniya-vipolnyat-slesarno-sborochnie-operacii.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchnij-rukovoditel-avtorskogo-kollektiva.html
  • writing.bystrickaya.ru/dogovor-energosnabzheniya-chast-8.html
  • shkola.bystrickaya.ru/pri-sostavlenii-kursa-ispolzovani-konspekti-lekcij-professorov-m-a-starokadomskogo-i-v-popova-n-i-sagordi-prot-g-v-florovskogo-prot-i-mejendorfa-i-dr-m-d-a-1991-g-stranica-6.html
  • turn.bystrickaya.ru/perechen-voprosov-dlya-podgotovki-k-vstupitelnim-ekzamenam-v-aspiranturu-v-2011-godu-po-specialnosti.html
  • holiday.bystrickaya.ru/mineralogiya-tipomorfizm-mineralov-stranica-22.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rituali-svyazannie-s-zanyatiem-svobodnogo-mesta-polozhenie-v-obshestve-i-bogatstvo-zhestikulyacii-12-vozmozhnost-poddelat.html
  • credit.bystrickaya.ru/pered-tem-kak-pristupit-k-uprazhneniyam-styuart-makrobert.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-ot-24-avgusta-2010-g-prinyat-na-zasedanii-pedagogicheskogo-soveta-protokol-ot-stranica-6.html
  • thescience.bystrickaya.ru/grammatik-starke-verben-mit-dem-stammvokalwechsel.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nacionalnij-otchet-po-ispolzovaniyu-instrumentov-zelenogo-rosta.html
  • uchit.bystrickaya.ru/theme-2-major-issues-of-morphology-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-teoreticheskaya-grammatika-dlya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vtoraya-aleksandr-men-istoriya-religii-tom-3.html
  • znanie.bystrickaya.ru/ail-oji-kem-balalara-ekologiyali-trbie-beru-erekshelkter-ajin-ernazar.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/forma-gosudarstvennogo-pravleniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-tretya-archibald-kronin.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/raspisanie-zanyatij-studentov-fakulteta-pravo-i-politologiya-zaochnoj-formi-obucheniya-dva-dnya-v-nedelyu.html
  • letter.bystrickaya.ru/obshij-uhod-za-bolnimi-osnovnie-lechebno-diagnosticheskie-proceduri-stranica-28.html
  • literature.bystrickaya.ru/blm-zhne-ilim-ministrn.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-slushatelej-nauchno-obrazovatelnij-material.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-1-lekciya-evangelskie-pritchi-klassifikaciya-i-istolkovanie-lekciya-ekzegeticheskij-razbor-evangeliya-ot-ioanna-glava-1.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/problemi-globalnogo-evolyucionizma-chast-2.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pepticheskaya-yazva-principi-i-prakticheskoe-primenenie.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-poryadok-rascheta-obobshennogo-pokazatelya-urovnya-nadezhnosti-i-kachestva-okazivaemih-uslug.html
  • znanie.bystrickaya.ru/analitika-prognozi-novosti-kompanij-gruppa-ilim-14.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-3-ob-utverzhdenii-plana-grafika-podgotovki-i-provedeniya-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena-gosudarstvennoj.html
  • lesson.bystrickaya.ru/termoyadernaya-energetika-sostoyanie-i-perspektivi.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sudarstvennij-medicinskij-universitet-barnaulskij-bazovij-medicinskij-kolledzh-svodnij-ukazatel-literaturi-po-medicine-i-vkvartal-2009-g-barnaul-2010.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-bankovskoj-sisteme-rossii-stranica-11.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zdorovesberegayushie-tehnologii-v-obrazovanii-ponyatie-zdorovesberegayushaya-tehnologiya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.