.RU

Воспитание как сфера общественной деятельности

Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова

Философский факультет

Кафедра

социальной философии

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

“Воспитание как сфера общественной деятельности”

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

Введение

Глава 1 Воспитание как объект философского анализа

1 Воспитание и его исследование

2 Общественное и индивидуальное в воспитании

Глава 2 Сущность и специфика воспитания

1. Воспитание и особенности развития

2. Педагогическое сознание

Заключение

Литература

ГЛАВА 1. Воспитание как объект философского анализа

“Никто не искоренит в нас твердой веры в то, что придет время, хотя может быть и не скоро, когда потомки наши будут с удивлением вспоминать, как мы долго пренебрегали делом воспитания и как много страдали от этой небрежности.”

К.Д.Ушинский

1.Воспитание и его исследование.

Новое нравственное и политическое мышление потребовало неотложных преобразований практически во всех сферах общественной жизни. Конечно же воспитание не стало исключением, т.к. осуществление задач социально-экономического, нравственного и культурного развития общества невозможно без формирования личности, обладающей достаточным уровнем знаний и принципов поведения. Все это требует значительной активизации научных исследований в разработке и совершенствовании теорий воспитания, осмысления места и роли ее в целостном общественном процессе. Вне всякого сомнения, человек является продуктом как воспитания и самовоспитания, так и продуктом среды, системы реальных общественных отношений, общества в целом. Это в значительной мере определяет его типические социальные черты, по которым можно судить о степени развития в нем тех или иных процессов. Нравственность, духовность, воспитанность людей являются камертоном совершенства любого общества. Не случайно Буева Л.П. писала, что: ”одним из действительных принципов, остается включенность человека в объективные отношения ответственной зависимости”[1] .

Философы о воспитании говорили и говорят много. Но когда говорят о воспитании, то о чем говорят? Поэтому, прежде всего, необходимо изучить само слово “воспитание” но не как понятие, а как “живое слово”, попытаться вникнуть в саму суть слова, погрузиться в сам язык. О.Мендельштам свидетельствует, - “любое слово является пучком, и смысл торчит из него в разные стороны, а не устремляется в одну официальную точку”2

Необходимые исследования провела и опубликовала Т.С.Караченцева в своей статье “Философия воспитания и воспитание философией”. В слове “воспитание” она отчленяет смысловой глагол “питать”, как основание. Словарь В.Даля подсказывает тот веер осей, по которым растекается смысл глагола “питать”: кормить, насыщать, снабжать, пополнять, поддерживать, поощрять в ком-то что-либо, разжигать, усиливать. Сразу возникают простые образы, которые питают человека: “семья” дом, еда, почва, родство, жизнь. Возникающая из продумывания жизнь глагола “питать” слова сами наполняются жизнью, речью, жестами и звуками - они сами по себе наполняются стихией межчеловеческих отношений. В только что родившегося малыша впитывают нравственность знания, и в последствии через формы жизни питают его и духом. Впоследствии наполнения, выросший в полноправную личность, он сам питает, через любовь, доверие, причастность, ненависть, страх, тем самым влияет на этот человеческий мир.

Некая размытость глагола “питание” обретает определенную форму через приставку “вос” - : вос - становление, вос - произведение, вос - кресение, вос - питание. “В воспитании человек обретает отчетливость, выразительность тональности; определенность речи, памяти, видов на будущее, примеривает культурную роль и надевает социальный костюм”[2] . Таким образом, познание и оценку личности через питающую его почву слышится в слове “воспитание”, обретение энергии свободы по отношению к ней. Вос - питываясь человек обретает собственную жизнь и реальность /или наоборот, в зависимости от качества питаемой его почвы/. Воспитание человека является результатом определенного вида деятельности, может быть понято и объяснено только логикой его формирования в контексте культурно-исторического процесса. Философский анализ вместе с тем открывает возможность не только оценить достигнутый уровень в системе воспитания, но и объяснить противоречия, возникающие в ходе его осуществления.

Конечно, само по себе воспитание не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но формируя человека, его отношение к обстоятельствам, а также развивая его способности и потребности, оно становиться условием и предпосылкой изменения, развития обстоятельств самим человеком. Однако следует помнить, что философский анализ позволяет не просто констатировать существующее положение, но и объяснить его, что дает несравненное преимущество. Ведь объяснение происходящего /например какого-то противоречия или недостатка в воспитательном процессе/ есть не что иное, как выражение их исторической обусловленности. А поскольку они выступают “...в качестве особенных /в том числе и превращенных/ форм всеобщего процесса культурно-исторического формирования человеческой личности, то эти противоречия и недостатки понимаются уже как преходящие, могущие быть преодоленными” .В преодолении этих противоречий и недостатков как раз заключается цель, обуславливающая развитие и совершенствование системы воспитания. Рассматривая в качестве цели воспитание человека, отвечающего требованиям общества, мы так или иначе представляем его с учетом определенного набора полезных функций. И он должен приспосабливаться к наличным социальным условиям, подчиняться внешней целесообразности. От этого усложняется задача воспитания, связанная с необходимостью разрешения практически неминуемых в этом случае весьма не простых проблем, снятия социальных противоречий, препятствующих развитию человеческой личности.

Цель воспитания представляет собой отражение объективных потребностей, складывающихся в результате определенных запросов и требований общества, выяснив которые, не составит труда сформировать представление о соответствующем типе личности. Но так ли просто это выглядит в контексте философского понимания целей деятельности. Воспитание предполагает своеобразную взаимосвязь человека с обществом.

[1]Идеи взаимосвязи общества и воспитания ясно прослеживаются в трудах античных мыслителей. Почти все нынешние проблемы воспитания и ее социальные функции уже были поставлены Демокритом, Платоном, Аристотелем. Известно, что Демокрит яркий представитель материализма древности, считал движущей силой человеческой истории “нужду”, материальные потребности людей. В то же время он высоко ценил воспитание, утверждая, что оно “перестраивает человека, и преобразуя его создает ему вторую природу”. Демокрит первый высказал идею о важности формирования внутренних убеждений человека в необходимости нравственного поведения, “ибо тот, кого удерживают от несправедливого поступка законы, способен тайно грешить. а тому, кто приводится к исполнению долга силой убеждения, не свойственно, ни тайно, ни явно совершать что-либо преступное” .Именно Демокритом сформирована впервые важная социальная задача воспитания - формирования у человека убеждений, соответствующих законам общества.

Платон считал, что государство возникает в результате врожденных социальных идей, а не в результате потребностей людей. Огромную роль возлагал Платон на воспитание, главной целью которого, по его мнению, является формирование у подрастающего поколения убеждений. Интересы государства должны стать для человека его единственными интересами. Детей необходимо воспитывать с малых лет и непременно в гос. учреждениях, где приучат к поведению по образцам и к выполнению определенной социальной роли - философа, воина или работника. Единство общества, по Платону, достигается путем одностороннего развития его членов, а следовательно, их “нужды друг в друге”. Платон противник равного для всех воспитания и образования: “Умственное воспитание и полноценное образование необходимо лишь философам”1 ,- считал он. Воспитательная деятельность, по Платону, очень скудна: “Ребенок в душе от рождения имеет все идеи, необходимо лишь помочь “вспомнить их”. Поэтому воспитание у него не создает ничего нового.

Философские и педагогические идеи Аристотеля были наивысшим достижением теоретической мысли античного мира. Аристотель впервые сформировал положение о том , что одно из функций воспитания является стабилизация имеющего строя.“ Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, т.к. в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении и самый государственный строй терпит от того ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание предмет первой необходимости”. Аристотель , подобно Демокриту, считал, что самые наиполезные законы не принесут должного успеха, если граждане не приучены к государственному порядку, воспитанные в его духе. Основная часть воспитания, по Аристотелю, калокагадхия - гармоническое развитие личности, правда вне труда и для свободнорожденных”. Воспитание должно быть равно для всех граждан и “забота об этом воспитании должна быть, заботою государства, а не делом частной инициативы”1 .

Соотношение личных и общественных интересов, по Аристотелю в отличие от Платона, должно быть гармоничным сочетанием. В этике он развивает “концепцию разумного эгоизма”. Есть два вида эгоизма. Одни стремятся к деньгам, почету и наслаждениям во имя своего удовлетворения, а другие совершают благороднейшие поступки “во имя общего блага” и тоже делают во имя общего удовлетворения Поэтому воспитание личности в деле добродетели порождает единство личных и общественных стремлений. Цель воспитания, по Аристотелю в развитии высших сторон души - разумной, нравственной и волевой. От природы в человеке заложены лишь определенные задатки качеств и способностей, развиваются они под воздействием воспитания. Аристотелю принадлежит важная идея о становлении человека как общественного существа через “ассимиляцию” или “уподобление”, происходящих в процессе общения с другими людьми. “Уподобление” и восприятие вещи разные, считал Аристотель. Если первое носит стихийный характер, то воспитание это всегда сознательное развитие прирожденных способностей человека.


va-kovin-kadrovoe-obespechenie-agropromishlennogo-kompleksa-problemi-i-perspektivi-provedennogo-komitetom.html
vadi-derevini-ta-h-vpliv-na-yakst.html
vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-15.html
vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-64.html
vadim-moiseevich-blejher-inna-vadimovna-kruk-tolkovij-slovar-psihiatricheskih-terminov-stranica-4.html
vagner-i-skryabin-dva-tvorca-gesamtkunstwerka-svoej-epohi-chast-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/134-ceni-v-roznichnoj-torgovle-uchebnika-dlya-studentov-visshih-uchebnih.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-o-tom-chto-dlya-cheloveka-veruyushego-muchenichestvo-yavlyaetsya-torzhestvom.html
  • essay.bystrickaya.ru/dokladchik-dordzhiev-b-d-postanovleni-e.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-biologii-v-7-klasse-na-temu-osobennosti-organizacii-odnokletochnih-ili-prostejshih-ih-klassifikaciya-sarkozhgutikonosci.html
  • knigi.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-1-3.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-ocenka-kommercheskoj-effektivnosti-investicionnogo-proekta-metodicheskie-rekomendacii-po-ocenke-effektivnosti.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-informacionno-analiticheskaya-spravka.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-disciplini-politicheskaya-i-ekonomicheskaya-istoriya-dlya-podgotovki-bakalavrov-po-dlya-napravleniyayu-080100-62-ekonomika-podgotovki-bakalavrov-specializacii-mirovaya-ekonomika.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-vzyata-iz-biblioteki-sajta-stranica-18.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-18-garri-potter-i-angeli-smerti.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vii-buhgalterskaya-otchetnost-emitenta-i-inaya-finansovaya-informaciya-164840-rossiya-arhangelskaya-oblast-g-onega.html
  • write.bystrickaya.ru/eshe-ne-vecher-itogi-chudodeev-aleksandr-26012009-005-str-10-predstoyashie-meropriyatiya-v-gd-5.html
  • crib.bystrickaya.ru/klinicheskaya-effektivnost-i-farmakoepidemiologiya-lekarstvennih-sredstv-u-detej-s-allergicheskim-rinitom-14-03-06-farmakologiya-klinicheskaya-farmakologiya.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-kompyuternie-sistemi-podderzhki-i-prinyatiya-reshenij-bazovij-po-napravleniyu-511600-fakultet.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-upravlenie-zatratami-dlya-specialnosti-080502-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii-mashinostroeniya.html
  • university.bystrickaya.ru/filo-i-ontogenez-nervnoj-sistemi-v-processe-istoricheskogo-razvitiya-nervnaya-sistema-prohodit-ryad-posledovatelnih-etapov.html
  • college.bystrickaya.ru/14-ontologiya-filosofskaya-uchebnoe-posobie-aspirantam-moskva-2003-a-g-vojtov-filosofiya-uchebnoe-posobie.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/buddijskaya-skulptura-v-koree-chast-4.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zadaniya-dlya-samostoyatelnoj-raboti-uchebnoe-posobie-po-sisteme-professionalnoj-podgotovki-uchitelya-obsheobrazovatelnih.html
  • urok.bystrickaya.ru/primer-sovremennogo-apparatno-studijnogo-kompleksa-tehnicheskoe-zadanie-proekta-sozdanie-i-razvitie-uchebnogo-televideniya.html
  • books.bystrickaya.ru/dannaya-programma-prednaznachena-dlya-narodnogo-otdeleniya-klassa-bayan-dshi-v-programme-raskrivaetsya-specifika-raboti-v-klasse-bayana-osnovnie-principi-organizacii.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sinergetika-osnova-visokih-socialnih-tehnologij.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-dlya-sdachi-kandidatskogo-ekzamena-po-filosofii-i-metodologii-nauki-na-temu.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultati-gorodskogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-doklad-municipalnogo-avtonomnogo-obsheobrazovatelnogo.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizacii-chast-3.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ili-ekvivalent-stranica-3.html
  • desk.bystrickaya.ru/organizaciya-vospitatelnoj-raboti-v-srednih-duhovnih-uchebnih-zavedeniyah-rossii-vo-vtoroj-polovine-xix-nachale-hh-veka-na-materiale-smolenskoj-gubernii-13-00-01-obshaya-pedagogika-istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/russkij-yazik-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-sosh-69.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sociologiya-upravleniya-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/statya-28-glava-municipalnogo-obrazovaniya-reshenie-07-fevralya-2012-goda-poselok-01.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-respublikanskoj-konferencii-festivale-tvorchestva-obuchayushihsya-excelsior-2012.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-infrastrukturi-razvitiya-rinka-obrazovatelnih-uslug.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-ii-kniga-predstavlyaet-soboj-kurs-lekcij-izvestnogo-peterburgskogo-vostokoveda-e-atorchinova.html
  • books.bystrickaya.ru/emil-zolya-zherminal-emil-zolya-zherminal-chast-pervaya-stranica-4.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-uyazvimosti-web-prilozhenij-diplomnaya-rabota.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.