.RU

Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева

В результате дальнейшего исторического развития первобытнообщинный строй сменился новой общественной формацией — рабовладельческим строем. На древнем Востоке возникли первые классовые общества и закладывались основы материальной и духовной культуры, которая была в какой-то мере воспринята и переработана народами Греции и Рима.

Школа в странах древнего Востока.

В странах древнего Востока специальные учреждения (школы) все более становились привилегией господствующих групп населения.

В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Индии. В продолжение тысячелетий там сохранила свое существование так называемая общинная школа, создаваемая общинами простых земледельцев. Наряду с ней большое значение имели школы в городах, при храмах для знатных и богатых.

Развивались школы и в Малой Азии и Африке (Египет). В ряде государств здесь существовало земледелие, связанное с искусственным орошением, с использованием таких природных явлений, как периодические разливы рек.

Люди вели наблюдения за природными явлениями, учились предсказывать наводнения, накапливали опыт по постройке плотин и разного рода сооружений. Появились зачатки наук: астрономии, геометрии, арифметики, медицины; стали создаваться для построек простейшие машины (ворот, «подкаты» и т. п.). Все эти сведения сосредоточивались в руках господствующих групп населения, зачастую облекались мистикой и таинственностью. Кроме замкнутых жреческих или придворных школ, возникали и школы для потребностей управления государством и хозяйством — это школы писцов, школы служащих и т. д. Постепенно менялся в некоторых странах и способ письма. Так, например, в Египте в жреческих школах обучали сложному иероглифическому («священному») письму, а в школах для писцов было использовано упрощенное (иератическое) письмо.

При обучении письму и счету использовались некоторые облегчающие обучение приемы, например счет на разноцветных камешках, упрощенные приемы расчета и т. д. У всех народов был широко распространен счет на пальцах.

В Древнем Китае, существовали низшие и высшие школы. В высших школах дети привилегированных учились читать и писать сложным иероглифическим способом, изучали философию и мораль (религиозного характера), произведения писателей и поэтов. Там сообщались и некоторые сведения по астрономии.

В древнейших рукописях (Китая, Индии, Египта и др.) встречаются ценные мысли о воспитании, о требованиях к учителю и воспитаннику.

Дисциплина, особенно в школах для писцов, была суровой, телесные наказания широко применялись. «Ухо мальчика на спине его»,— говорится в одной древней египетской рукописи. Большинство детей простых людей и рабов не получали подготовки в школах; основные знания и навыки, связанные с трудом и нормами поведения, сообщали им родители и окружающие.

Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции.

Древняя Греция — страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония с главным городом Спартой и Аттика с главным городом Афинами. В каждом из этих государств сложились особые системы воспитания: спартанская и афинская. Разница этих двух систем была обусловлена некоторыми особенностями экономического и политического развития и состоянием культуры государств. Но оба государства были рабовладельческими, и система общественного воспитания обслуживала только детей рабовладельцев. Рабы во всей Греции рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав, в том числе права обучаться в школах.

Лакония (Спарта) занимала в юго-восточной части Пелопоннеса территорию, на побережье которой не было удобных гаваней. В стране господствовало земледелие, опирающееся на труд рабов. Незначительное полусвободное неполноправное население в большинстве своем относилось к ремесленникам. Девять тысяч семейств рабовладельцев держали под своей властью более 250 тысяч порабощенного населения. Эксплуатация рабов в Спарте носила жестокий характер, и рабы нередко восставали. Жизнь спартиатов была подчинена главному требованию — быть в состоянии военной готовности, проявлять жестокость и насилие по отношению к рабам.

Воспитание осуществляло государство, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев.

С 7 лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в особого рода государственные воспитательные учреждения, называемые агеллами, где воспитывались и обучались до 18 лет. Руководителем их назначался известный властям человек—педоном. Особое внимание обращалось на физическое воспитание подростков: их закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. Юных спартиатов учили бегать, прыгать, метать диск и копье, бороться, пользоваться приемами рукопашного боя, петь воинственные песни. К физическому воспитанию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер.

«Что касается чтения и письма, — писал греческий историк Плутарх, — то дети учились только самому необходимому, остальное же их воспитание преследовало только одну цель: беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать».

Главной задачей было воспитание презрения, безжалостности к рабам у подрастающих рабовладельцев. С этой целью они принимали участие в так называемых «криптиях», т. е. ночных облавах на рабов, когда отряд молодых спартиатов оцеплял какой-либо городской квартал или район вне города и убивал любого раба-илота.

Нравственное и политическое воспитание давалось во время специальных бесед государственных руководителей с молодежью, которой они рассказывали о стойкости и мужестве предков в борьбе с врагами отечества, о героях. Детей приучали к четкости и краткости ответов («лаконическая речь»).

Юноши 18—20 лет переводились в особую группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Когда мужчины, подавляя восстания рабов или уходя на войну, оставляли город и жилища, вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.

По-иному было организовано афинское воспитание. Экономическая жизнь в Афинах не была такой замкнутой, как в Спарте. На рабов была установлена частная собственность. В Афинах в V—IV веках до н. э. бурно развивалась культура. Энгельс указывал, что в многообразных формах греческой философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения. В воззрениях некоторых философов этого времени видны элементы и материализма, и диалектики. Развились естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая архитектура и скульптура.

Афиняне считали идеальным человеком того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, и стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Но этот идеал полностью относился только к социальной верхушке—рабовладельцам. Физический труд считался обязанностью лишь рабов. Однако в результате расслоения среди рабовладельцев вычленилась значительная группа малоимущих свободнорожденных и вольноотпущенников, которые вынуждены были заниматься ремеслом или другими видами деятельности, в том числе и учительской деятельностью. На них переносилось презрительное отношение со стороны богатых рабовладельцев.

В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к домашнему хозяйству. Жизнь женщины в Афинах была вообще замкнутой и сосредоточена в женской половине дома (гинекее). Первоначально дети (с 7 до 13—14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста (или одновременно, или последовательно — сначала в школе грамматиста, а затем кифариста). Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имевших средств граждан (так называемого демоса) не могла получать в них образования. Занятия в школах вели учителя-дидаскалы («дидаско»—я учу, позже: «дидактика» — теория обучения). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «пайс» — ребенок, «агогейн»—вести).

В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Применялся буквослагательный метод: дети заучивали наизусть буквы по их названиям (альфа, бета, гамма и т. д.), потом складывали их в слоги, затем слоги в слова. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счетной доски, так называемой абаки, напоминающей счеты. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи»).

В 13—14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Здесь в продолжение двух-трех лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили наиболее известные граждане.

Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии (позже — гимназии), где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой.

Наконец, как в Спарте, юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в общественных празднествах и театральных представлениях.


valyutna-sistema-ukrani-svtu-ta-vropi.html
valyutnaya-politika.html
valyutnaya-sistema-ee-vidi.html
valyutnaya-sistema-rf-chast-3.html
valyutnaya-stabilnost-non-stop.html
valyutnie-bankovskie-operacii-chast-6.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/yazik-neverbalnogo-obsheniya-piter.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-sistemnaya-istoriya-mezhdunarodnih-otnoshenij-napravlenie.html
  • crib.bystrickaya.ru/kak-vibirat-kompaniyu-tretej-volni-43.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekologicheskaya-gidrogeologiya-i-gidrogeohimiya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osobennosti-vedeniya-buhgalterskogo-ucheta-po-kazahstanskim-standartam-stranica-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-uchebnaya-disciplina-notariat-obrazovatelnaya-programma.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchyot-po-trudoustrojstvu-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-uchrezhdeniya-nachalnogo-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/igor-pushkarev-chlen-komiteta-soveta-federacii-po-byudzhetu-primorskij-kraj-dalekaya-okraina-ili-lokomotiv-ekonomiki.html
  • grade.bystrickaya.ru/obem-disciplini-ekonomicheskaya-teoriya-uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnostej-080102-mirovaya-ekonomika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-20-funkcii-gosudarstva-programma-i-pravila-provedeniya-vstupitelnih-ispitanij-v-forme-sobesedovaniya-dlya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/dlya-razvitiya-vozobnovlyaemih-istochnikov-energii-rossii-ne-hvataet-politicheskoj-voli-agentstvo-socialnoj-informacii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-iv-hronicheskij-stress-psihologiya-ekstremalnih-situacij-dlya-spasatelej-i-pozharnih.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-3idealnij-truboprovod-lekciya-sedmaya-o-tom-kak-kazhdij-mozhet-prolozhit-svoj-sobstvennij-finansovij-truboprovod.html
  • college.bystrickaya.ru/19-naibolee-ostrie-socialno-ekonomicheskie-problemi-goroda-volhova-strategiya-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-vvedenie-v-napravlenie-podgotovki.html
  • report.bystrickaya.ru/ii-sistem-transporta-kotoraya-sostoitsya-05-noyabrya-2009-goda-v-10-00-chasov-po-adresu-gtyumen-ul-melnikajte-72-auditoriya-320.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mi-dolzhni-vernut-ne-tolko-abhaziyu-i-yuzhnuyu-osetiyu-no-takzhe-abhazov-i-osetin-gosduma-rf-monitoring-smi-23-maya-2008-g.html
  • university.bystrickaya.ru/gadavidova-gblvova-aapiskoppel-vrrokityanskij-lpshedrovickij.html
  • tests.bystrickaya.ru/literaturnaya-kritika-gazeti-permskie-gubernskie-vedomosti-1890-1917-godi-.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskovskoe-gosudarstvo-v-xv-xvi-vekah-programma-kursa.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33vklyuchenie-i-proverka-radiostancii-rukovodstvo-po-letnoj-ekspluatacii-samoleta-pzl-104.html
  • school.bystrickaya.ru/biznes-plan-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskaz-o-muzee-istorii-harkovskogo-gosudarstvennogo-medicinskogo-universiteta.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-audiovizualnie-tehnologii-obucheniya-fizike-dlya-specialnosti.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-iosif-flavij-iudejskie-drevnosti-sochinenie-v-20-ti-knigah.html
  • klass.bystrickaya.ru/administrativnaya-otvetstvennost-i-vidi-vziskanij-chast-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/sushestvuyut-dve-osnovnih-gruppi-koncepcij-pribilnosti-na-osnove-teorij-stoimosti-i-na-osnove-neopredelennosti-oni-sushestvenno-razlichayutsya-v-otvete-na-vopros-stranica-13.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/glava-ii-novobranci-kursanti.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-kompyuterno-informacionnie-tehnologii-sbora-i-predstavleniya-dannih.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sroki-provedeniya-sorevnovanij-1-i-2-etapov-opredelyayut-municipalnie-organi-upravleniya-fizicheskoj-kulturoj-i-sportom-rd.html
  • education.bystrickaya.ru/1959-god-1-istoricheskij-arhiv.html
  • education.bystrickaya.ru/34kontrolnie-voprosi-k-glave-3-2-zakonodatelnaya-baza-dokumentooborota-20.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnie-sredstva-slozhnie-voprosi-v-nalogovom-i-buhgalterskom-uchete.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vo-vsemirnoj-istorii-vozduhoplavaniya-naryadu-s-vidayushimisya-dostizheniyami-est-i-nemalo-pechalnih-stranic-stremlenie-cheloveka-podnyatsya-v-vozduh-i-dazhe-prorvatsya-stranica-55.html
  • books.bystrickaya.ru/e-v-popova-gou-vpo-rossijskij-gosudarstvennij-professionalno-pedagogicheskij-universitet-stranica-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.