.RU

Воспитательное пространство: проблемы, поиски, решения


Воспитательное пространство: проблемы, поиски, решения

Холод В.Л. доцент кафедры педагогики БелГУ, кандидат педагогических наук, член-корр АПСН, руководитель Белгородского отделения АПСН

Идея создания воспитательных пространств зародилась с древнейших времён. Наши учителя Юрген Петрович Сокольников вместе со своим институтским товарищем Иваном Павловичем Прокопьевым, чьей светлой Памяти посвящается настоящая научно-практическая конференция, частенько напоминали нам, своим ученикам древнюю индейскую пословицу «Чтобы воспитать одного ребёнка, нужны усилия целой деревни».

О
Элла Ивановна Сокольникова,
Юрген Петрович Сокольников,
Иван Павлович Прокопьев.
ба они посвятили свои жизни благороднейшему на Земле делу – воспитанию подрастающих поколений. Причём начинали свою педагогическую деятельность на благодатной волжской земле, в Республике Чувашия. Были рядовыми учителями, директорами школ, проложили первые тропки в педагогическую науку, на практике создавали воспитательные пространства для своих любимых воспитанников. Вначале это были локальные воспитательные пространства на уровне семьи и школы. Но постепенно ареал их действия расширялся У Ивана Павловича - от школы-интерната - до сельского района в Чувашии. У Юргена Петровича – от Чурачикской сельской школы до пединститута и городской школы в городе Чебоксары, где он работал одновременно доцентом кафедры педагогики и учителем, классным руководителем.

Помня о том, что «в науке нет широкой столбовой дороги», они постепенно превратили свои педагогические тропки в целые тракты, которые пролегли от Волги через всю Россию – аж до самой Москвы и далее, до южных рубежей России, до святого Белогорья.

Созданные в середине 20-го века ими функционирующие воспитательные пространства, а также педагогические теории о средовом подходе и о воспитательных пространствах в конце 20 – начале 21 века, стали им ещё прижизненными памятниками.

Интересен подход к созданию воспитательных систем и пространств. Вооружённые передовыми педагогическими идеями, сами яркие последователи методики воспитания А.С. Макаренко, доктора педагогических наук, профессора Московских и Белгородских ВУЗов, Ю.П. Сокольников и И.П. Прокопьев постепенно взошли на педагогический Олимп. Рука об руку они претворяли эти идеи в жизнь, создав Ассоциацию «Воспитание», а затем и отделение методологии и теории воспитательных систем и пространств в составе Академии педагогических и социальных наук. Став действительными членами АПСН, Юрген Петрович возглавляет это отделение, а Иван Павлович - Белгородское отделение Академии. И.П. Прокопьев блестяще защитил в Москве докторскую диссертацию, посвящённую преодолению отрицательных влияний среды в процессе воспитания несовершеннолетних (1).

Диссертационное исследование Ю.П. Сокольникова посвящалось изучению проблемы включения подростков в общественно-полезную деятельность. Докторская диссертация защищена 9 февраля 1970 года в ГГПИ им. А.И. Герцена (2).

В своей книге «Искать и не сдаваться» профессор Ю.П. Сокольников рассказывает о том, как он последовательно продвигался в пространстве и во времени, «сея разумное, доброе, вечное». Это его любимое изречение Н.А.. Некрасова стало эпиграфом жизни Юргена Петровича.

Поражает широта взглядов, кругозор, научная эрудиция, умение разбираться в людях, целеустремлённость и целостность характеров учёных-педагогов Ю.П. Сокольникова и И.П. Прокопьева. И всё это сочетается с их человеческой добротой, с желанием сделать другим людям как можно больше хорошего.

За годы совместной педагогической деятельности они покорили нас, своих учеников, членов наших семей, наших коллег по работе этой необычной своей добротой. Где бы мы ни бывали: в детском доме в селе Разумное в Белгородском районе, в Грайворонском и Волоконовском районах Белгородской области, в городе Волжске на Волге, в Москве, Белгороде – всюду чувствовалось заботливое, чуткое отношение к Человеку, к его проблемам. Они умели настроить собеседника на «свою волну», так, что ему казалось, что это его добрые старые знакомые или друзья.

Осуществляя научное руководство своими экспериментальными площадками в разных регионах России, Юрген Петрович и Иван Павлович умели «войти в душу» к коллеге, заражая его своими педагогическими идеями. Да так, что тебе самому хотелось включиться в работу по созданию наилучших условий для воспитания детей, для их всестороннего развития.

Учение о воспитательном пространстве выкристаллизовалось в ходе их повседневной, постоянной работе с подрастающими поколениями.

В чём состояла их главная, нравственная идея? Ответ на этот вопрос содержится в изречении ещё одного великого педагога В.Н. Сорока-Росинского: «Главная нравственная идея, народность воспитания, подготовка человека к самоотверженному служению высшим ценностям – Родине, на благо народа». По мысли Н.В. Сорока-Росинского «воспитание превращается в долг каждого – и для воспитывающего, и для воспитываемого, в нравственную обязанность перед народом, Родиной и Богом» (Пед. соч., 1991, С. 121)

В современной педагогической науке теперь много дискуссий вокруг идеи создания воспитательных пространств, в том числе и целесообразности их создания. А наши учителя, вместо того, чтобы включаться в споры, дискуссии, надёжно делали своё дело, дополняя друг друга.

Юрген Петрович очень спокойно и уверенно даёт ответ, почему пространство, на котором осуществляются процессы обучения, образования и воспитания более логично называть воспитательным пространством (3).

Воспитательное пространство следует отличать от пространства воспитания как наиболее обширную категорию, представляющую собой систему. Отличительными признаками являются:

Воспитательные пространства имеют обширные масштабы – от учреждения, микрорайона города, населенного пункта – городского или сельского поселения до масштабов страны. Пространство воспитания отличается ограниченными размерами; оно подвижно, мобильно, созда­ется в месте пребывания отдельных индивидов или целых групп.

Объектов деятельности воспитательных пространств множество – сами воспитанники, их семьи, воспитательные, образовательные и иные учреждения, входящие в эти системы. Целью, содержанием и результатом деятельности являются процессы взаимной деятельности компонентов данной системы. Число субъектов деятельности пространства воспитания ограничено – это люди, осуществляющие воспитание, – родители, знакомые семьи, сверстники, педагоги, а также первичные коллективы тех учреждений, где пребывают воспитанники.

Исходя из масштабов и направленности деятельности, складываются и результаты. Результатом функционирования воспитательных пространств является создание социально-педагогических условий на всех территориях, входящих в эти простран­ства, необходимых и достаточных для воспитания целых поколений детей. В про­странствах воспитания обеспечивается сам воспитательный процесс, ограничивае­мый конкретными целями и задачами и прогнозируемый заданными результатами.

В педагогической практике оба этих пространства не являются антагонистами, они взаимно дополняют друг друга, существуют во взаимопроникновении, являются целостными, вероятностными. Пространство воспитания является подсистемой воспитательного пространства, а оно в целом – компонент системы воспитания.

В России воспитательные пространства создавались Л.Н. Толстым в его школе в Ясной Поляне, С.Т. Шацким на опытных станциях, А.С. Макаренко и В.Н. Сорока-Росинским в воспитательных учреждениях для детей-сирот, в учебно-воспитательных комплексах Белгородской области (в течение 25 лет). На Западе создавались школы М. Монтессори, Р. Штайнера и др. В современных условиях создаются уже воспитательные пространства в ряде регионов России – Белгородской, Владимирской и Орловской областях, Республиках Марий Эл, Чувашии.

Феномен воспитательных пространств признается на федеральном уровне. В «Программе воспитания детей в системе образования на 1999 – 2001 гг.» уже официально предлагается реализация идеи создания «единых воспитательных пространств» (4).

Более того, впервые в педагогической науке появляется научно-обоснованная теория воспитательных пространств! В указанном сочинении автор даёт и Рекомендации к разработке программ развития и совершенствования воспитательных пространств.

Благодаря Национальному проекту «Образование» с 2006 по 2008 гг. сотни школ по стране воспользовались ими и создали Концепции и программы развития школ как воспитательных систем. Отрадно отметить, что среди них и наша экспериментальная площадка, на которой неоднократно бывали и выступали с рекомендациями по улучшению работы по созданию воспитательного пространства Головчинской гимназии (ныне школы с углубленным изучением предметов) дорогие нашему сердцу Учёные.

На территории села Головчино, а по его примеру и на всей территории Грайворонского района Белгородской области, начиная с 2000 года, успешно функционирует единое воспитательное пространство (5).

В своих исследованиях мы опираемся на вышеуказанную теорию воспитательных пространств, созданную Ю.П. Сокольниковым .

В 90-е годы XX века под его руководством организованы экспериментальные площадки в ряде регионов России по изучению воспитательного пространства как социально-педагогического явления, как универсальной категории педагогики и вместе с тем как объекта, изучаемого рядом других наук.

Сначала они охватывали отдельные города: Козьмодемьянск и Волжск (Республика Марий Эл), Магнитогорск и др. «В Белгородской области начато исследование регионального пространства. Его возглавляет В.Л. Холод. Создан ВНИК, разрабатывающий концепцию, организуется исследовательская лаборатория, создаются экспериментальные базы» , вспоминает Ю.П. Сокольников (3. С. 3)).

Лаборатория образовательных (воспитательных) пространств была создана нами в 1997 году в Белгородском государственном университете.

В самом начале исследовательской деятельности этих пространств нами, как и профессором, доктором педагогических наук Ю.П. Сокольниковым, за основу был взят термин «образовательное пространство».

По мере его изучения выяснилось, что «ареал его действия» ограничивается не только терминологически, но и масштабно. В образовательное пространство входят учреждения образования и органы управления ими, обучающиеся (ученики, студенты, курсанты, слушатели), программы обучения, цели, средства, процесс и результат образования. Заказчики – родители, государство.

Действительно, с распадом СССР и в связи с выходом в мировое образовательное пространство в России возникла проблема создания единого образовательного пространства.

Президент издает Указ РФ «О едином образовательном пространстве в Российской Федерации», согласно которому приводятся в соответствие с новыми зада­чами учебные программы.

В школах вводится базисный учебный план, имеющий инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть является федеральным компонентом и обяза­тельна для всех учащихся. Вариативная часть плана включает в себя региональный и школьный компонент, утверждается субъектами управления образованием региона и самими учреждениями.

В высшей школе и средних специальных образовательных учреждениях вводятся ГОС – государственный образовательный стандарт и классификатор профессий, специальностей. Таким образом, формируется «единое образовательное поле», по­зволяющее всем обучающимся при переезде в другую местность (переходе в другие вузы или ссузы) успешно продолжить освоение тех или иных образовательных программ. Более того, при переезде в страны ближнего или дальнего зарубежья у граждан появляется возможность нострификации документов об образовании (в соответствии с Болонским соглашением и Копенгагенской декларацией).

Ученики при переходе из одной школы в другую, студенты при переходе из одного вуза или ССУЗа в другой и выпускники обеспечиваются социально-педагогической защитой: их знания будут соответствовать требованиям программ, госстандартов и классификаторов, а документы признаны на территории стран, ратифицировавших закон «О едином образовательном пространстве».

Обучающиеся не теряют право на продолжение образования, а дипломированные специалисты – на трудоустройство по полученной специальности – в пределах еди­ного образовательного пространства.

Федеральной целевой программой развития образования на 2006 – 2010гг. предусмотрены радикальные меры по интеграции системы российского образования в мировое образовательное пространство.

Её «мероприятия носят межотраслевой характер и затрагивают все субъекты системы образования, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления образованием, что позволит проводить единую федеральную политику в области образования, решить проблему диспропорций в развитии региональных систем образования и сформировать единое образовательное пространство» (6).

Определено, что «образование, которое не сказывается на успешности граждан, эффективности экономики, не приводит к усилению позиций государства на мировой арене, не может считаться качественным» (см. указ. источник. С. 9).

С выходом Закона РФ «Об образовании» (1992 г. и новая редакция в 1996, 2004 гг.) получило распространение новое содержание термина «образование». Под образованием теперь понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения, воспи­тания и развития в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государст­вом образовательных уровней (государственных цензов).

По Ю. П. Сокольникову «образовательное пространство или территория, на которых организуется образование и осуществляется воспитание подрастающих поколений во всех его модификациях» – это пространство, которое должно называться воспитательным (7).

Т.Ф. Борисова понимает образовательное пространство с точки зрения социально-педагогического подхода. Она рассматривает его «как реально существующий пространственно-временной континуум функционирования определённых отношений не только в сфере содержания и организации образования, базирующихся на реальной информационной директивной основе, но и упорядоченные, устойчивые взаимодействия личности школьника с открытой социальной образовательной средой, с семьёй как институтом образования и социальными образовательными институтами, ориентированными на её самореализацию, на формирование здоровых отношений в различных сферах его жизнедеятельности, среди детей и взрослых, а также в школьном социуме» (8).

Т.А. Лопатухина производит свой теоретико-методологический, а также социально-педагогический анализ современного образовательного пространства.

Социально-педагогический подход в качестве методологического ориентира конструирования школьного образования обоснован Т.А. Панковой. Она актуализирует гуманистические цели школьного образования, обеспечивает последовательное разблокирование границ действующей системы образования, описывает многосторонние связи со структурами, которые являются своеобразными подразделениями других социальных институтов (учреждения культуры, спорта, детские и молодёжные общественные организации, средства массовой информации и т.д.), а также выход на тесное взаимодействие с другими социальными системами в решении образовательных задач и обеспечении целенаправленной социализации школьников (10).

Соглашаясь с мнением вышеназванных учёных, мы в тоже время отстаиваем свою точку зрения.

Соотношение воспитания и образования для педагогической теории и практики является принципиально важным. Опираясь на созданную Ю. П. Сокольниковым концепцию системного понимания воспитания, мы считаем, что образование является одной из модификаций воспитания как всеобъемлющей универсальной категории педагогики. Такая модификация образования включает в себя обучение как специфическую часть воспитания (главный орган, по утверждению К.Д. Ушинского), организуемое во внеурочное время. Причем образование как модификация воспитания существует в трех органически взаимосвязанных формах – это образо­вательный процесс, образовательные учреждения, функционирующие как педагогическая система, порождающая образовательное пространство как территорию, на которой организуются эти учреждения.

Как было сказано выше, ещё раз уточним, что это пространство следует называть воспитательным, т.к. в этом пространстве не только организуется образование, но и осуществляется воспитание во всех его модификациях.

Педагогическая общественность и ученые не смогли согласиться с термином, согласно которому воспитание становится частью образования наряду с обучением. При исследовании образовательных пространств установлено, что сам процесс воспитания выходит за рамки этих пространств, в нем участвуют гораздо больше элементов системы, выступающих не только в качестве объектов, но и субъектов воспитания.

Совершенствование воспитания и обучения подрастающих поколений осуществляется в контексте создания единого воспитательного пространства как одного из определяющих факторов, влияющих на развивающуюся личность. Образовательное пространство охватывает различные масштабы и включает в себя весьма сложные взаимоотношения образования и социально-экономической среды, социума – считает Т.Ф. Борисова (8, С.21) Мы согласны с её утверждением, что следует отметить особое значение взаимной детерминации образования и социума.

Без взаимодействия с образованием воспитание не может существовать как система. Именно «системное понимание педагогической действительности позволяет более строго подойти к использованию терминов «образовательное» и «воспитательное» пространство» (7) .

Приглашаем коллег, имеющих свою точку зрения на проблему создания, функционирования и поиска путей развития воспитательных пространств, высказать своё мнение.

Считаем, что нашей задачей, как учеников И.П. Прокопьева и Ю.П. Сокольникова, является не только претворение, но последовательное развитие их педагогических идей.

Список литературы

1 Прокопьев И.П. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросреды на школьников в процессе воспитания. Автореф. дисс. докт. пед. наук М.:, 1983. – 41 с.

2. Сокольников Ю.П. Искать и не сдаваться. М.: МГПУ, 2000. – 196 с.

3. Сокольников Ю.П. Теория воспитательных пространств. М.-Белгород. Изд-во БелГУ, 1998. – 42 с.

4. Об утверждении Программы развития в системе образования на 1999–2001 годы: Приказ Министерства образования РФ от 18.10.1999 г. – № 574.

5. Холод В.Л. Единое воспитательное пространство сельского района как фактор формирования подрастающих поколений: Учеб пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2004. – 128 с.

6. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. (утв. Распоряжением Правительства РФ от 3.09.2005 № 1340. // Бюллетень МО и Н РФ № 1, 2006. С.3).

7. Сокольников Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности М.-Белгород: Изд-во БелГУ, 1997. – 31 с.

8. Борисова, Т.Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: Дис. … канд. пед. наук / Т.Ф. Борисова. – М., 1999. – 204 с.

9. Лопатухина, Т.А. Текстоцентрический подход в образовательнм пространстве высшей военной школы. Автореф. дисс. … докт. пед. наук / Т.А. Лопатухина. – Ставрополь, 2003. - 44 с.

10. Панкова, Т.А. Реализация социально-педагогического подхода в конструировании школьного образования: Автореф. дисс. … докт. пед. наук / Т.А. Панкова. Оренбургский госпедуниверситет. – Оренбург, 2004. – 42 с.


vasilij-dmitrievich-zaharchenko-vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-9.html
vasilij-makarovich-shukshin-stranica-2.html
vasilij-makarovich-shukshin-stranica-8.html
vasilij-pavlovich-aksyonov-poiski-zhanra.html
vasilij-yakemenko-predstavil-stiva-voznyaka-molodim-uchenim-iz-rossii-otchet-po-presse-28-noyabrya-30-noyabrya.html
vatto-zhan-antuan.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kakogo-arhitekturnogo-sooruzheniya-proishodit-ot-latinskogo-slova.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-v-shutku-i-vserez-scenarij-prazdnichnogo-koncerta-k-8-marta-dlya-nachalnoj-shkoli.html
  • lesson.bystrickaya.ru/smisl-nazvaniya-komedii-gore-ot-uma.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-po-nemeckomu-yaziku-klass.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-individualnom-grafike-i-individualnom-uchebnom-plane-obucheniya-studentov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-gigieni-ekologii-i-sanitarnoj-mikrobiologii-programma-56-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-petrozavodsk-2004.html
  • school.bystrickaya.ru/ekonomicheskie-strategicheskoe-planirovanie-sostavlenie-strategicheskogo-plana-na-ooo-opitnij-zavod-vipolnila-student.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/master-virgo-inter-virgines-legendi-sozhzhenie-tmi-znamya-mira-konferenciya-v-bryugge-1931-god-znamya-mira.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sobraniya-chlenov-filiala-po-sankt-peterburgu-i-leningradskoj-oblasti-mezhregionalnoj-obshestvennoj-organizacii-kamchatskoe-zemlyachestvo-gamuli.html
  • teacher.bystrickaya.ru/gorlov-sm-ob-istorii-stanovleniya-aikov-i-inakov-o-v-inshakov-redakcionnaya-kollegiya.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-1-ot-02-sentyabrya-2013-g-uchebno-metodicheskij-kompleks-kv2-pravovie-i-ekonomicheskie-osnovi-specialnogo-i-inklyuzivnogo-obrazovaniya.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statisticheskie-modeli-trafika-ip-telefonii-05-13-01-sistemnij-analiz-upravlenie-i-obrabotka-informacii-tehnicheskie-nauki.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnaya-uchebnaya-literatura-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-latinskij-yazik-specialnost-050301-russkij.html
  • exam.bystrickaya.ru/znanie-psevdoznanie-kreativnost-praktika-na-primere-tehnologij-sinteza-petrofizicheskogo-i-litologicheskogo-znaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chastyu-istorii-sostavlenie-tekst-musskii-s-a.html
  • education.bystrickaya.ru/22-vidi-konstruktorskih-dokumentov-energo-i-resursosberegayushie-processi-himicheskoj-tehnologii-neftehimii-i.html
  • studies.bystrickaya.ru/-nacionalnaya-avtomobilnaya-promishlennost-doklad-rabochej-gruppi-po-prisoedineniyu-rossijskoj-federacii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-mou-talmenskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-1-stranica-4.html
  • literatura.bystrickaya.ru/semejnaya-dinastiya-rajonnoe-upravlenie-obrazovaniya-izmenilo-usloviya-zaklyucheniya-municipalnih-kontraktov-osobenno.html
  • essay.bystrickaya.ru/bibliya-o-miloserdii-venchik-k-bozhemu-miloserdiyu.html
  • universitet.bystrickaya.ru/spravochniki-enciklopedii-periodicheskie-izdaniya-dlya-detej.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-fakticheskoe-resursnoe-obespechenie-magisterskoj-programmi-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo.html
  • institut.bystrickaya.ru/tadzhikskie-zhenshini-hudozhnici-predstavyat-v-dushanbe-svoi-kartini-i-pokaz-mod.html
  • uchit.bystrickaya.ru/u-lyudej-detej-sidhardha-gautama.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-specialnosti-030301-65-psihologiya.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/storya-toponmka-s-timanvka.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-repressalii-mezhdousobnih-otnoshenij-olma-press.html
  • nauka.bystrickaya.ru/urok-po-literature-po-metodu-proektov-konspekt-na-temu-poeti-konca-h-i-h-veka.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/7-kompleksnie-i-tematicheskie-proverki-izuchenie-deyatelnosti-oblastnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-municipalnih-organov-upravleniya-obrazovaniem.html
  • credit.bystrickaya.ru/operacionalnaya-koncepciya-intellekta-osnovnie-napravleniya-issledovanij-psihologii-mishleniya-v-kapitalisticheskih-stranah.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/primenenie-it-v-issledovanii-svojstv-nanokompozicionnih-materialov.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razvitie-innovacionnoj-aktivnosti-zao-niva.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-i-kudryashova-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi-n-i-chumerin-uchitel-fiziki-a-v-tabakova-uchitel-russkogo-yazika-i-literaturi-a-f-anyurov-uchitel-fizicheskoj-kulturi-stranica-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/knizhnaya-kultura-rossii-vtoroj-polovini-xviii-v-v-familnih-tradiciyah-i-formirovanii-lichnosti-n-p-rumyanceva.html
  • spur.bystrickaya.ru/latinskij-yazik-v-istorii-formirovaniya-russkoj-intellektualnoj-leksiki-s-konca-h-vi-v-po-xviii-v.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.