.RU

Восприятие виды и свойства

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Восприятие - понятие и сущность…………………………………………….5

2. Основные виды и свойства восприятия………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список использованной литературы…………………………………………...17


Введение

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способность иметь осознаваемые ощущения дана живым существам, наделенным головным мозгом. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. Причем для человека настолько привычно воспринимать образы, что в житейском понимании этих двух важнейших психических явлений явлений он практически не делает разницы между ощущением и восприятием. Любое ощущение для нас - это ассоциация с ранее запомненным предметом или каким-либо его признаком. Именно поэтому, когда мы говорим "видеть", мы не подразумеваем ощущение, а скорее восприятие конкретного видимого предмета. По этой причине в предыдущей главе я отметил, что в житейской практике нет определения для ощущений.

Но разница, конечно, есть, так как в отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является, некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т. п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения в этом нет необходимости.

Отдельные ощущения как бы "привязаны" к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.


1. Восприятие - понятие и сущность

Внешние явления, воздействуй на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в' его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человечку ским сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) -- это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность -- это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга[1] .

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения -- ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина -- образ, внесли представители гештальтпсихологии -- направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М. Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор "естественного продолжения". Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

Принципы перцептивной организации зрительного восприятия иллюстрируются рис. 36. Ближе друг к другу расположенные линии в ряду А скорее объединяются друг с другом в нашем восприятии, чем далеко расставленные. Добавление горизонтальных, разно-направленных отрезков к отдельным, стоящим далеко друг от друга вертикальным линиям в ряду Б побуждает нас, напротив, видеть целостные фигуры в них, а не в близко расположенных линиях. В данном случае это квадраты. Соответствующее впечатление усиливается еще больше (ряд В), становится необратимым, если контуры оказываются замкнутыми.

Выяснилось, что восприятие человеком более сложных, осмысленных изображений происходит по-иному. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз, проведенный А. Л. Ярбусом показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу (рис. 37, 38). Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом[2] .


vecher-v-thyangboche-everest-82-voshozhdenie-sovetskih-alpinistov-na-visochajshuyu-vershinu-mira.html
vechnaya-merzlota-i-sovremennij-klimat-chast-2.html
vechnaya-tema-lyubvi-v-tragedii-v-shekspira-romeo-i-dzhuletta.html
vechnie-igri-rasskazi-stranica-7.html
vechnij-dvigatel-stoit-li-ego-izobretat-chast-3.html
vechno-molodaya-mehanika.html
  • control.bystrickaya.ru/darovat-schaste-lyudyam.html
  • crib.bystrickaya.ru/innovacionnaya-programma-razvitiya-mou-novomihajlovskaya-sosh-kochenevskogo-rajona-novosibirskoj-oblasti-2009-2014.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/urok-72-nnosov-zhivaya-shlyapa-uroki-65-74.html
  • college.bystrickaya.ru/32-analiz-planirovochnoj-situacii-prostranstvenno-sredovoj-potencial-territorialnie-resursi.html
  • essay.bystrickaya.ru/dlya-napisaniya-samostoyatelnoj-raboti-vi-skopirovali-polnostyu-iz-interneta-tekst-normativno-pravovogo-akta-narushili-li-vi-pri-etom-pravo-vladelca-sajta-s-ko.html
  • tests.bystrickaya.ru/literaturnaya-igra-po-basnyam-i-a-krilova-5-7-klass.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/informaciya-i-upravlenie-obratnaya-svyaz.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2010-g-rabochaya-programma-po-informatike-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-1-tema-principi-kombinatoriki-generalnaya-sovokupnost-bez-povtorenij-viborki-bez-povtorenij.html
  • institute.bystrickaya.ru/fondovie-indeksi.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reklamnij-slogan-ot-zamisla-do-voplosheniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kak-sozdavalsya-robinzon-ilya-ilf-evgenij-petrov-feletoni-stati-rechi.html
  • books.bystrickaya.ru/biblioteka-vsemirnoj-literaturi-seriya-pervaya-tom-41-evropejskaya-poeziya-xvii-veka-stranica-15.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hose-leandro-andrade-kniga-budet-interesna-dlya-kazhdogo-kto-uvlechen-futbolom-i-istoriej-sporta-v-celom.html
  • bystrickaya.ru/vidi-i-formi-kontrolya-pri-obuchenii-govoreniyu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-spravochnoe-posobie-izdatelstvo-energiya-1978-izdatelstvo-radio-i-svyaz-1983.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predislovie-ko-vtoromu-izdaniyu-stranica-7.html
  • student.bystrickaya.ru/2524-00-asbest-zakon-o-tamozhennom-tarife.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-tambovskij-gosudarstvennij-universitet-imeni-g-r-derzhavina-tambovskoe-regionalnoe-otdelenie.html
  • school.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-nemeckomu-yaziku.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalih-a-m-latipov-r-r-cherepanov-m-a-yurtaeva-a-a-shag-k-dobru-ili-kak-organizovat-volontyorskuyu-socialnuyu-sluzhbu-perm-2005.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskie-materiali-dlya-specialnogo-mdk-2202.html
  • testyi.bystrickaya.ru/akbieva-z-s-i-dr-psihologiya-kareri-i-professionalno-relevantnoe-povedenie-specialista.html
  • urok.bystrickaya.ru/pourochnoe-planirovanie-po-ekonomicheskoj-i-socialnoj-geografii-mira-10-klass-na-2014-2015-uchebnij-god.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-uchet-i-analiz-izderzhek-obrasheniya-v-torgovom-predpriyatii-ooo-oven.html
  • grade.bystrickaya.ru/nezavisimaya-gazeta-moskva-n027-1122009-ivzhenko-tatyana-v-kieve-ishut-predatelej.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-i-szhatie-izobrazhenij-s-ispolzovaniem-matematicheskoj-3d-morfologii.html
  • composition.bystrickaya.ru/pamyatka-prepodavatelya-pravila-vnutrennego-trudovogo-rasporyadka-dlya-rabotnikov-hakasskogo-politehnicheskogo-kolledzha.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nastavleniya-marka-podvizhnika-o-duhovnoj-zhizni-dobrotolyubie-tom-1.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-8-oproverzhenie-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-podgotovki.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/recenziya-na-uchebnik-savyuk-lk-g-d-adeev-g-i-gering-predsedatel.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/internet-trejding-virtualnij-rinok-cennih-bumag-chast-3.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-lekcij-po-discipline-istoriya-i-filosofiya-nauki-obshaya-chast.html
  • school.bystrickaya.ru/avtomatizaciya-izmerenij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/regionalnie-smi-peterburgskij-dnevnik-29112010-dozhivem-do-pensii-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-30-noyabrya-2010-goda.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.