.RU

Восток и запад: противостояние или диалог культур

Федеральное агентство по образованию РФ

Волжский политехнический институт (филиал)

Волгоградского государственного технического университета

Кафедра: социально-гуманитарных дисциплин

Реферат по культурологии.

Тема: Восток-Запад:противостояние или диалог культур

Выполнил: студент

группы вха-146

Ярвсалу Е.В.

Проверил: ст.преп.

Касьян Е.В.

Волжский 2008


Содержание

1. Введение.

2. Оценка ученных и философов Запада и Востока.

3. Противоречия Восточной и Западной цивилизации.

4. Традиции Востока и Запада.

5. . Сойдутся ли Запад и Восток

6. . Особенности западной и восточной культур.Россия в диалоге культур.

7. Проблема деления культур на ”восточные ” и “западные”

8. Специфика России.

9. Заключение.

10. Используемая литература.


Введение

Для своего реферата я выбрала тему «Восток-Запад:противостояние или диалог культур.» , так как этот вопрос,часто обсуждаем и как мне кажется имеет большое значение для нашей страны. Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур

Восток и Запад такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире. Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную. Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную» или «Западную» модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу. В наше время стремительного роста модернизации и даже постмодернизации трудно сказать европеизируется ли Восток, а Запад наоборот, интересуется им, или они различны, и не понять им друг друга.

Под Востоком понимается культура таких стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые арабские страны, а под Западной цивилизацией страны Западной Европы, а сейчас на первом месте выступает Америка, по моему мнению.

Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.

Конечно, восточная цивилизация была и остаётся более устойчивой, предстаёт как сплошная линия. Восточная культура очень гибкая, в ней основы цивилизации оставались и остаются незыблемыми.

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация двигалась вперёд как бы рывками, которые несли с собой крушение старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые веяния разрушали некоторые устои цивилизации.

Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек, культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире).

Западный человек, в отличие от человека Востока имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой.

Для того чтобы сравнить культуры запада и востока нужно учесть отличия по многим аспектам, то есть различия в искусстве, науке, религии, моральных устоях, политических устройствах, и составляющих этого. Приведем основные сравнительные характеристики, в которых можно найти общее и различное в культурах Востока и Запада.


2.Оценка учёных и философов Востока и Запада

Запад есть запад, восток

есть восток, не встретиться

им никогда. Лишь у подножья

Престола Божья в день

страшного суда .

Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю Редьярду Киплингу, и по сей день, привлекают внимание. Одни соглашаются с Киплингом, говоря, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока (философии, искусствам, медицине).

Под восточной цивилизацией подразумевается, прежде всего, Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время на Западе успели одна за другой смениться несколько цивилизаций.

2.1 Восток

В центре внимания учёных востоковедов находились история и культура восточного народа, Китай, Индия, и арабо-мусульманский мир. В ХIХ в. были открыты следы древних цивилизаций Ближнего Востока, в ХХ в.- древнейшая цивилизация в Южной Индии. В общих трудах, созданных классиками востоковедения Г. Масперо, Эд. Мейером, Б.А. Тураевым, главное внимание уделялось описанию и характеристике культурной религиозной и политической истории древних цивилизаций. Широкое распространение получила концепция феодального характера древневосточных обществ. В трудах советских историков (В.В. Струве, В.И. Авдиев, Б.Б. Пиотровский, М.А. Коростовцев, И.М. Дьяконов) была разработана концепция рабовладельческого общества.

В философско-историческом осмыслении (Гегель, Соловьёв) Восток представлялся в качестве первой исторической ступени всемирного развития человечества («деспотия», «свобода одного» как первый шаг к свободе у Гегеля, символ «бесчеловечного Бога» у Соловьёва). В теориях замкнутых культур и локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) линейная историческая схема была отброшена и казавшийся (на европейском фоне) более или менее единым Восток предстал своего рода «россыпью» самобытных культурно исторических образований. В современных типологических схемах, восходящих к Веберу, китайская, индийская и ближневосточная цивилизации были осознанны в качестве основных и самостоятельных форм культуры и общества – наряду с европейской, создавшей в экономике, социальной и политической сферах, в области духовной культуры такое своеобразие, которое выводит Запад за рамки общецивилизованной «нормы» присутствующей при всех модификациях в обществах и культурах Востока.

Это привело к существенному переосмыслению самой парадигме «Восток-Запад». Место представления об их взаимной диалектической связи (как единства противоположностей) заняло теперь представление о традиционности (нормальности) цивилизаций востока и отклонений от традиции европейского (западного) способа цивилизационно-исторического существования.

Согласно этой точке зрения, именно «Восток» в широком смысле слова, стал колыбелью мировой цивилизации и человеческой культуры. Для всех его локальных социокультурных образований было характерно стремление к сохранению «веками выработанной жёсткой нормы» устойчивого социального порядка и сложившихся религиозных и моральных стандартов поведения. Сущность этих социальных систем по Васильеву, определяется азиатским способом производства, характерным для всех неевропейских докапиталистических обществ (первичность – основанного на власти - собственности государственного сектора и вторичность сектора частнособственного), и сводится к консервативной стабильности. С другой стороны, по Генону, восточные цивилизации существенно не противоречат друг другу в силу следования изначальному «высшему принципу» (хотя уже от части и утраченному и открыто не выступающему в мировоззрениях, рассчитанных на массовое поведение). Однако при обоих объяснениях оказывается понятным то обстоятельство, что в современном мире мы видим, с одной стороны, цивилизации оставшиеся стоять на традиционных позициях, таковы цивилизации Востока, с другой стороны – антитрадиционную цивилизацию или цивилизацию современного Запада.

2.2 Запад

Если Восток представлен в культуре целым рядом локальных цивилизаций или, по крайней мере, тремя основными потоками цивилизационно-исторического существования (Ближний Восток, Китай, Индия), то соотносимая с ним европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха и на основе критомикенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:

• классическая эллинская культура;

• эллинистически-римская ступень;

• романо-германская культура христианского средневековья;

• новоевропейская культура.

Три последние ступени можно рассматривать (на фоне антично-греческой классики) и как своеобразные вариативные формы вестернизации традиционной культуры римлян и германцев, а затем — и всей романо-германской Европы. У Гегеля и Тойнби две первые и две вторые эпохи объединены в самостоятельные цивилизационно-исторические формообразования (античный и западный миры). Для Маркса европейские античность и средневековье, хотя и образуют параллель обществам Востока, базирующимся на азиатском способе производства, все же составляют вместе с ними единую докапиталистическую ступень исторического развития, за которой следует резко противостоящая ей универсально-капиталистическая эпоха нового времени.


velikoe-knyazhestvo-finlyandskoe.html
velikoustyuzhskaya-chern.html
vellferon-v-lechenii-hronicheskih-virusnih-gepatitov-chast-3.html
velosport.html
vena-myunhen-i-mirovaya-vojna-i-gitler.html
venchurnij-bznes-v-vrop-ta-jogo-adaptacya-do-ukranskih-umov.html
  • crib.bystrickaya.ru/ii-sistema-klassifikacii-tovarov-lekciya-predmet-celi-i-zadachi-kursa.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-k-programme-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-fakulteta-tehnologicheskogo-obrazovaniya-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-russkij-yazik-metodicheskie-rekomendacii-po-prepodavaniyu-uchebnih-predmetov-s-uchetom-primernogo-uchebnogo-plana.html
  • tests.bystrickaya.ru/konstitucionno-pravovie-principi-ustanovleniya-kompetencii-subektov-federacii-v-ramkah-predmetov-sovmestnogo-vedeniya.html
  • lesson.bystrickaya.ru/shvarc-solomon-meerovich.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-avgustovskoj-pedagogicheskoj-konferencii-rabotnikov-municipalnoj-sistemi-obrazovaniya-g-astrahani.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovi-oratorskogo-iskusstva.html
  • esse.bystrickaya.ru/pyatnishko-na-ekrane-a-d-bili-vremena-kogda-ekstrasensov-bilo-mnogo-ya-vilechu-vseh-govoril-kazhdij-no-proshli.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/referat-tema-primenenie-geoinformacionnih.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-shestaya-zapretnoe-ozero-kniga-tretya.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kino-kak-masshtabnoe-izobrazhenie-i-d-lelchickij-d38-detskoe-kino-detyam-debyut.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-1-teoriya-i-metodologiya-socialnaya-rabota-kak-professiya-s-integrativnimi-funkciyami.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/srednee-polnoe-obshee-obrazovanie-programmami-i-uchebnikami-g-sergiev-posad-2008-nachalnoe-obshee-obrazovanie.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/stati-kreditorskoj-zadolzhennosti-27-stranica-5.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izdatelstvo-gamilton-diletanti-stranica-3.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lizingke-tehnika-alu-shn-anitama-beru-memlekettk-izmet-krsetud-standarti-zhalpi-erezheler.html
  • reading.bystrickaya.ru/lekciya-2-leksikografiya-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-russkij-yazik-dlya-specialnosti-0312-prepodavanie.html
  • turn.bystrickaya.ru/ospartakiade-molodezhi-habarovskogo-kraya-doprizivnogo-vozrasta.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/materiali-k-otchetu-o-deyatelnosti-mera-i-merii-goroda-yaroslavlya-za-2010-god-stranica-4.html
  • school.bystrickaya.ru/b-kustarnichestvo-i-ekonomizm-sobranie-sochinenij-pechataetsya-po-postanovleniyu-centralnogo-komiteta.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mihail-tumanishvili-stranica-5.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-menedzhmentu-dlya-studentov-specialnostej-menedzhment-organizacii-080507-65-ochnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-moskva-2011-udk-658-012-073.html
  • testyi.bystrickaya.ru/b17-ekonomicheskaya-teoriya-vtoraya-chast-primernoj-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-orientirovannaya-na-profil.html
  • institut.bystrickaya.ru/sredstva-massovoj-informacii-radio-i-televidenie-kak-zavoevat-klienta.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-otveti-po-prochitannomu-dokladu-zadachi-proshloe-analiz-missionerskogo-sluzheniya-90-h-godov-nastoyashee-vremya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obshie-trebovaniya-k-uchebnomu-kabinetu.html
  • studies.bystrickaya.ru/dokumentalnoe-oformlenie-i-analiticheskij-uchet-postupleniya-i-vibitiya-osnovnih-sredstv.html
  • control.bystrickaya.ru/drevnerusskaya-zhivopis-zhivopis-hristianskoj-rusi-igrala-v-zhizni-obshestva-ochen-vazhnuyu-i-sovsem-inuyu-rol-chem-zhivopis-sovremennaya-i-etoj-rolyu-bil-oprede.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vnutrennyaya-i-vneshnyaya-sreda-organizacii-chast-2.html
  • lesson.bystrickaya.ru/rezultate-ne-daet-sebe-truda-zanyatsya-strukturoj-mira-sushestvuyut-dva-osnovnih-sposoba-izlozheniya-istorii-idej.html
  • institute.bystrickaya.ru/gans-sele-ot-mechti-k-otkritiyu-stranica-13.html
  • textbook.bystrickaya.ru/institut-dogovora-renti.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-20-pir-u-gorcev-valter-skott-ueverli-ili-shestdesyat-let-nazad-valter-skott-sobranie-sochinenij-v-8.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-3uroki-kompyuternoj-industrii-doroga-v-budushee.html
  • klass.bystrickaya.ru/84-mikroprocessornaya-sistema-igumnov-n-p-tipovie-elementi-i-ustrojstva-sistem-avtomaticheskogo-upravleniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.