.RU

Возможна ли теоретическая биология? - часть 2

Об этом же писал и Любищев. По его мнению, заблуждение дарвиновского типа мышления состоит в том, что «историческая морфология пожрала конструктивную, которую просто перестали понимать. (...) Конструктивная морфология в понимании Любищева – это скорее то, что обычно называют “идеалистической” (лучше было бы говорить “типологической”) морфологией. Защите морфологии от чрезмерных претензий исторического метода и функционально-адаптивных интерпретаций посвящена обширная литература» (Светлов, 1982, с. 50) — работы В.Тролля, Г.Вебера, А.Ремане, И.И.Канаева, Л.Я.Бляхера и др. И эта внутренняя логика морфологии вполне может быть постигнута с помощью наших формальных схем — «матриц». Для примера разберем проблему «мозаичных форм».

Что такое «мозаичная форма»?

Исследователь Гэвин Де Бир писал о характерном представителе мозаичных форм — археоптериксе — следующим образом: «Археоптерикс имеет типичные признаки рептилий и типичные признаки птиц, но ни одного, о котором можно было бы сказать, что он находится точно между птицей и рептилией» (цит. по: Юнкер, Шерер, 1997, с. 208).

Например, у археоптерикса, как и у любого другого существа, отсутствуют переходные структуры между чешуями и перьями. Исследование отпечатков его перьев под электронным микроскопом показало, что это были типичные перья птиц (Тейлор, 1994, с. 42). Кроме того, существуют и другие анатомические данные, мешающие считать археоптерикса предком современных птиц По новой эволюционной гипотезе археоптериксы вместе с близкими к ним энанциорнисами отнесены «к боковой и тупиковой линии в эволюции птиц» (Фентон, Фентон, 1997, с. 470) — типичный случай для историй такого рода. В то же время наличие у этого существа мозаики признаков, как пресмыкающихся, так и птиц, вполне соответствует тому, что следовало бы ожидать, исходя из наших формальных схем — «матриц» (рис. 3). Археоптерикс естественно «конструируется» путем «перетасовки» материала «матриц» класса птиц и класса рептилий. Нового материала «матриц» при таком «конструировании» не требуется. В то же время, если бы мы захотели создать с помощью манипуляций с «матрицами» настоящую «промежуточную форму», то понадобился новый материал наших абстрактных схем, соответствующий тому, что находится посередине между признаками класса пресмыкающихся и класса птиц. Эта неудобоприемлемая возможность также изображена на рисунке 3. Как видим, то, что трудно создать с помощью наших формальных схем — отсутствует и в природе.

Аналогичным образом дело обстоит и с другими мозаичными формами, которым сторонники эволюционной гипотезы часто пытаются придать статус «промежуточных звеньев». Например, у ихтиостеги, по словам исследователя Рутте (Rutte), «можно различить 40% признаков рыб и 60% признаков амфибий» (цит. по: Юнкер, Шерер, 1997, с. 194). В то же время исследователь А. Мюллер (Muller) в своей книге «Lehrbuch der Palaozoologie» (1985) пишет об ихтиостегах следующее: «верхняя часть их черепа по своему строению настолько специфична, что они не могут рассматриваться ни как предшественники других земноводных, ни ящеров каменноугольного периода» (цит. по: Юнкер, Шерер, 1997, с. 195). С этим же явлением мы сталкиваемся и при поиске «звеньев» между рептилиями и млекопитающими. Здесь, по словам исследователей также «многократно встречаются формы с пестрой мозаикой “высокоразвитых” и “примитивных” признаков» (Юнкер, Шерер, 1997, с. 200).

Характерно, что некоторые мозаичные формы, сочетающие в своем строении признаки как пресмыкающихся, так и млекопитающих, живут и в настоящее время. Так, исследователи Кун-Шнайдер (Kuhn-Schnyder) и Рибер (Rieber) в совместной монографии “Palaozoologie” (1984) пишут о 9 признаках рептилий и 10 признаках млекопитающих у утконосов (Юнкер, Шерер, 1997, с. 201). По словам доктора Карла Виланда, утконос – это «странное маленькое существо, у которого мех – как у млекопитающего, клюв – как у утки, хвост – как у бобра, ядовитые железы – как у змеи, яйца он откладывает, подобно рептилии, хотя детенышей вскармливает грудью» (Виланд, 2000, с. 17 – 18). Доктор Виланд называет утконоса удачным примером «мозаики», но вовсе не «перепутьем» между любыми двумя из перечисленных созданий (там же, с. 18).

О том, что утконоса нельзя отнести к «промежуточным звеньям» между пресмыкающимися и млекопитающими, кроме всего прочего, свидетельствует и то, что утконос, находясь в воде, прекрасно регулирует температуру своего тела. Терморегуляция у него, как с удивлением отметили исследователи, «более эффективна, чем у некоторых плацентарных млекопитающих» (Гриффитс, 1988, с. 48), что явно противоречит статусу «промежуточного звена» между холоднокровными и теплокровными животными. Достаточно сказать, что утконос, находясь в воде при 00С, может в течение нескольких часов поддерживать характерную для его тела температуру за счет увеличения уровня метаболизма более чем в 3 раза, в то время как у некоторых плацентарных животных, также ведущих водный образ жизни, в аналогичных условиях температура тела понижается почти на десять градусов (там же, с. 48—49).

Как видим, примеры «промежуточных звеньев», часто привлекаемых сторонниками эволюционной гипотезы для обоснования своих взглядов, вполне могут быть уложены в рамки типологического подхода, иллюстрируемого с помощью наших формальных схем — «матриц жизни». Основным конструктивным принципом здесь является то, что можно назвать «экономией замысла». Вспомним высказывание французского ученого додарвиновского периода Жоффруа Сент-Илера: «Природа постоянно работает с теми же самыми материалами, она изобретательна только в варьировании их формы» (цит. по: Канаев, 1963, с. 194).

Этот универсальный принцип просматривается и в других примерах из области «философии зоологии» — например, в случаях так называемых «параллелизмов» и «конвергенции».

Что стоит за понятиями «параллелизм» и «конвергенция»?

«По определению И.И. Шмальгаузена, конвергенция — это независимое приобретение неродственными организмами сходных признаков, а параллелизм — приобретение сходных признаков родственными организмами на базе сходств, унаследованных от общего предка» (Иванова-Казас, 1987, с. 152). Разница, как видим, по большому счету сводится лишь к степени предполагаемой эволюционной связи организмов, обладающих сходными признаками, так что термины «параллелизм» и «конвергенция» не всегда легко разграничить. Профессор П.Г. Светлов указывал на это обстоятельство и в своих работах сознательно избегал использования термина «конвергенция» (Иванова-Казас, 1987, с. 152). «Однако И.И. Шмальгаузен подчеркивал важность разграничения этих понятий, так как их смешение, — по его мнению, — может привести к антидарвинизму» (там же, с. 152—153).

Какие же антидарвинистские черты заключает в себе объединение понятий «параллелизм» и «конвергенция»?

Дело в том, что если между этими двумя группами явлений нет принципиальной разницы, то для объяснения их широкого распространения в живой природе следует выдвинуть единую схему, которая будет явно противоречить дарвиновскому принципу случайности принципов видообразования. В самом деле: откуда у представителей разных классов и даже типов живых существ встречаются поразительные примеры сходства их строения? При этом то, что явления «параллелизма» и «конвергенции» имеют широчайшее распространение в живой природе, ни у кого не вызывает сомнения. Академик Л.С. Берг в своем фундаментальном труде «Номогенез» приводит массу примеров такого рода и приходит к выводу, что это явление «захватывает самые существенные черты строения организма» и что его можно объяснить только в том случае, если признать, что «эволюция протекает на основании закономерностей» (Берг, 1922, с. 279). Эти закономерности, как считает он, формируют сходные признаки даже между разными подтипами и типами — например, между позвоночными с одной стороны и такими систематическими группами, как оболочники, кишечножаберные, кольчатые черви и немертины — с другой (там же, с. 110). При всем этом, закономерности такого сходства академик Берг вовсе не считал возможными свести к воздействию условий среды, но связывал их с закономерностями имманентно присущими живой материи.«Как проявляются эти закономерности, — пишет он, — это мы видим, но почему они таковы, это пока скрыто от нас» (там же, с. 280).

Однако наличие закономерностей такого рода вовсе не обязательно впрягать в одну упряжку с эволюционной гипотезой, как это сделал академик Берг. Еще Жорж-Луи де Бюффон — французский ученый XVIII века — писал о том, что в разных частях тела разных животных имеется «поразительное сходство, которое говорит с неизбежностью об идее первичного замысла, лежащего в основе всего» (Канаев, 1963, с. 34—35). Этот первичный замысел легко иллюстрируется с помощью наших «матриц». На следующей схеме (рис. 4) изображены явления как «конвергенции», так и «параллелизма».


vidi-skladu-zlochinu-ta-h-znachennya-dlya-kvalfkac.html
vidi-souchastnikov-prestupleniya.html
vidi-stihijnih-bedstvij-i-metodi-borbi-s-nimi-chast-3.html
vidi-strukturnih-konfiguracij-organizacionnih-sistem.html
vidi-ta-struktura-auditorskogo-visnovku-pro-perevrenu-fnansovu-zvtnst.html
vidi-trudovih-dogovorov.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-posvyashena-racionalnomu-obosnovaniyu-prava-logicheskim-osnovaniyam-pravovih-suzhdenij-i-stanovleniyu-pravovoj-formi-osoboe-vnimanie-udeleno-specifike-pravovoj-proceduri-i-pravovoj-simvolike-stranica-12.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-sostaviteli.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-predmetu-osnovi-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-9-klass-na-2013-2014-uchebnij-god-razrabotchik-danilov-pavel-borisovich-prepodavatel-organizator-obzh.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-istochnik-materialov-sajt-voronezhskogo-centra-nlp-tehnologij.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornoj-rabote-po-kursu-bazi-dannih.html
  • books.bystrickaya.ru/e-mail-infonahabino-centr-ru-direktor-konkov-anatolij-mihajlovich-tel-495566-15-60-994-88-60-stranica-5.html
  • assessments.bystrickaya.ru/duhovnoe-izmerenie-bolonskogo-processa-e-a-tyugashev-filosofiya-bolonskogo-processa.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabotosposobnost-cheloveka-operatora-slovar-spravochnik-ekologiya-cheloveka-.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/analiz-vipolneniya-plana-v-ribodobivayushem-predpriyatii-chast-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/plan-raboti-komiteta-dumi-stavropolskogo-kraya-po-bezopasnosti-mezhparlamentskim-svyazyam-veteranskim-organizaciyam-i-kazachestvu-na-fevral-2012-goda.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-socialnost-pervaya-16-hromaticheskie-osnovi-religioznosti-16.html
  • lecture.bystrickaya.ru/90-95-sistema-angiograficheskaya-universalnaya-visokogo-klassa-mediko-tehnicheskie-trebovaniya-na-postavku-medicinskogo.html
  • education.bystrickaya.ru/323-materiali-tovari-sire-i-postavshiki-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gazprom-kod-emitenta.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-pokazat-vozmozhnosti-primeneniya-cifrovogo-mikroskopa-na-primere-gidromorfizma-vodnih-rastenij-oznakomit-s-vozmozhnostyami-ispolzovaniya-elektronnogo-mikroskopa.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-sociologiya-i-ee-izuchenie-v-visshej-shkole-5.html
  • esse.bystrickaya.ru/protiv-svoej-voli-nachinayu-ya-etot-rasskaz-menya-vinuzhdaet-yavnoe.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-iv-nemetallicheskie-poleznie-iskopaemie-laboratoriya-geoekologii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razrabotka-tehnologii-i-processa-remonta-dvigatelej-avtomobilya-kamaz-5320-na-atp.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/35-zadaniya-dlya-prakticheskoj-chasti-kursovoj-raboti-metodicheskie-ukazaniya-i-zadaniya-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-iii-peresmotr-sudebnih-aktov-ne-vstupivshih-v-zakonnuyu-kodeks-respubliki-tadzhikistan.html
  • predmet.bystrickaya.ru/soderzhanie-pravoobladatel-programmi-togou-spo-priborostroietlnij-kolledzh-g-tambov-morshanskoe-shosse-17.html
  • uchit.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-kursa-perepodgotovki-soglasovano-direktor-gu-respublikanskij-metodicheskij-centr-po-visshemu-i-srednemu-medicinskomu-i-farmacevticheskomu-obrazovaniyu-s-v-zhavoronok.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vadim-aleksandrovich-chernobrov-stranica-23.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/stili-povedeniya-v-situaciyah-raznoglasiya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-slushatelej-po-podgruppam.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zastenchivij-rebenok-vse-stati-dlya-zhurnala-moj-rebyonok.html
  • klass.bystrickaya.ru/avtomobilnaya-avariya-enciklopediya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-4-planirovanie-i-analiz-konfiguracii-polzovatelskih-kompyuterov-k-diplomnomu-proektu.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-programmi-modernizacii-zdravoohraneniya-lipeckoj-oblasti-na-2011-2012-godi-v-red-postanovleniya-administracii-lipeckoj-oblasti-stranica-19.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-po-zapolneniyu-form-finansovoj-otchetnosti-vnastoyashie-pravila-vneseni-izmeneniya-v-sootvetstvii-s.html
  • composition.bystrickaya.ru/opit-stran-latinskoj-ameriki-argentina-velikobritaniya.html
  • university.bystrickaya.ru/finansovo-hozyajstvennaya-deyatelnost-itogi-upravleniya-finansami-24-byudzhetnie-investicii-v-otrasl-26-provedenie.html
  • books.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-temi-kursovih-i-vkr-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federacii-gosudarstvennoe.html
  • education.bystrickaya.ru/2-n-kriterij-kruskala-uollisa-naznachenie-kriteriya.html
  • bystrickaya.ru/vibor-sposoba-ohlazhdeniya-na-rannej-stadii-proektirovaniya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.