.RU

Возможности аналитических модулей в информационных системах образовательных учреждений

Возможности аналитических модулей в информационных системах образовательных учреждений

Ф.О. Федин

Высшие учебные заведения играют большую роль в развитии российской системы образования. Они реализуют программы обучения разных уровней и проводят исследования по многим приоритетным направлениям. В связи с происходящими изменениями в сфере образования функционирование современных вузов требует применения новых форм и способов управления, внедрения автоматизированных информационных систем, включающих подсистемы аналитической обработки данных. Создание и внедрение таких подсистем обусловлено необходимостью консолидации накапливаемых больших массивов разносторонних данных учебного заведения, поиска в этих данных внутренних взаимосвязей, закономерностей, тенденций в целях принятия управленческим персоналом грамотных, обоснованных управленческих решений.

В целях оценки аналитических возможностей информационных систем, функционирующих в высших учебных заведениях РФ, в статье анализируются возможности применяемых в настоящее время ERP-систем «Университет», «СИНБАД», «Галактика Управление вузом», «1C».

Интегрированная информационная система «Университет», разработанная Российской компанией «РЕДЛАБ» и функционирующая в МГУ им. М.В. Ломоносова, представляет собой комплексное решение по управлению административно-хозяйственной, финансовой, учебной и научной деятельностью российскогоуниверситета [1: с. 2].

Стратегия развития системы «Университет» в полной мере соответствует требованиям документов [2, 4]. В качестве базовой платформы используется система SAP R/3. Система использует единое информационное хранилище и аналитические приложения, которые, в соответствии с заявленными разработчиком возможностями, позволяют вузу решать следующие задачи: обеспечение руководства средствами мониторинга всех аспектов деятельности вуза; повышение уровня информационной «прозрачности» вуза; предоставление своевременной точной информации в любых информационных ракурсах, релевантных проведению детального анализа; комплексная оценка эффективности работы вуза; реализация процесса стратегического управления с использованием методологии ключевых показателей эффективности; формулировка стратегических целей в терминах оперативных задач сотрудников, контроль над достижением поставленных целей, анализ отклонений и их корректировка; реализация сквозной модели планирования — от стратегического уровня до уровня освоения ресурсов; поддержка наиболее распространенных методологий и процедур планирования, реализация сценарного планирования.

Имеющийся модуль системы поддержки принятия решений (СППР) включает блок формирования аналитической отчетности, а также блок стратегического управления, реализованные на базе платформы SAP Business Intelligence [4: с. 2]. Аналитические возможности системы «Университет» определяются возможностями блока стратегического управления. В блоке реализован инструментарий Data mining, предлагаемый компанией SAP в составе решения SAP NetWeaver Business Intelligence (SAP NW BI) — компонента платформы, являющегося многофункциональной информационной системой со встроенными аналитическими инструментами.

Основное назначение компонента SAP NW BI — оперативно предоставлять консолидированные данные, загруженные из разнородных источников. SAP NW BI позволяет: создавать хранилища данных (в поставку входит широкий спектр преднастроенных хранилищ для различных бизнес- процессов, которые готовы к использованию сразу после установки компонента); настраивать процессы загрузки и преобразования данных практически из любых источников; отслеживать и контролировать все процессы, происходящие в информационной системе; обеспечить предоставление данных различных степеней детализации для руководства предприятия.

В рамках SAP NW BI применены следующие аналитические методы: деревья принятия решений, кластеризация, ассоциативный анализ, регрессия, таблицы взвешенных оценок, ABC-классификация. При этом средства Data mining от SAP содержат уже настроенные и готовые к использованию модели и бизнес-сценарии, основанные на практиках решения аналитических задач.

Блок формирования аналитической отчетности обеспечивает интеграцию данных, поступающих из любых структурированных источников. Сами отчеты позволяют получить ответы на вопросы, связанные с управлением процессом обучения в вузе: выявить специализации с лучшей или худшей успеваемостью по тому или иному предмету; определить, по какой дисциплине студенты с той или иной специализацией успевают лучше или хуже и как эта ситуация меняется в зависимости от их года набора; выявить динамику роста или снижения успеваемости студентов в зависимости от семестра и года набора курса; проанализировать пересдачи по дисциплинам и причины отчисления студентов; проследить изменения в составе студентов по годам набора по ряду признаков (регион, родной язык, возраст, пол, служба в армии ит. д.).

Исследования показывают, что, несмотря на наличие важных достоинств, система «Университет», построенная на основе ERP-системы SAP R/3, имеет целый ряд существенных недостатков. Прежде всего это крайне высокая стоимость лицензии на саму ERP-систему и значительная трудоемкость в ее настройке и адаптации, что неизбежно влечет за собой необходимость консалтинговой поддержки, внедрения и сопровождения. Это еще более повышает стоимость владения системой «Университет». Отсюда можно сделать вывод о необходимости поиска более дешевых подходов к построению подобных систем.

С помощью монолитной ERP-системы трудно либо вообще невозможно в разумный интервал времени при оправданных трудозатратах интегрировать имеющиеся в каждом вузе различные программные системы, которые функционируют с разными СУБД и разработаны с применением различных инструментальных технологий.

С точки зрения аналитической обработки данных вуза серьезным недостатком решения является нацеленность этой системы (аналитических моделей) исключительно на учетные задачи управления ресурсами. В то же время, как показывает опыт, информационная среда вуза должна быть прежде всего средой для всех, она должна интегрировать множество видов деятельности и быть открытой и демократичной, в этом смысле наследуя лучшие черты высшего учебного заведения как организации.

Кроме того, в результате анализа не установлена возможность интеграции ERP-решений с научно-образовательным контентом, во всяком случае, примеров успешной интеграции найдено не было. Обсуждению недостатков ERP-решений для крупных организаций посвящены работы [1, 5].

Опыт показывает, что ERP-системы хорошо справляются с получением и хранением данных. Когда же дело доходит до анализа и обработки информации, то возможности ERP-систем оказываются весьма ограниченными. Схема данных, используемых для управления ресурсами, очень сложна. Все анализируемые данные находятся «внутри» ERP-системы, но они остаются «скрытыми», и извлечь их для анализа довольно сложно. Кроме того, ERP-системы недостаточно полно интегрированы с другими приложениями и внешними источниками информации, откуда поступают данные для аналитической обработки.

Далее были проанализированы возможности еще одной автоматизированной SAP-системы управления учебным заведением на примере системы, разработанной для Государственного университета — Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) специалистами ЗАО «ЛАНИТ». Система имеет название «Система информационного бизнес-анализа данных «СИНБАД» и построена на базе SAP BusinessObjects Edge Business Intelligence.

С функциональной точки зрения система разделяется на несколько модулей:

загрузки (обеспечивает загрузку справочной информации, извлечение и предварительную очистку данных из внешних систем);

хранения (обеспечивает гармонизацию данных, хранение данных в хранилище данных и OLAP-кубах, формирование и наполнение аналитических кубов, расчет показателей);

- отчетности (обеспечивает доступ к данным с помощью разнообразных форм отчетности; пользователи работают с приложениями, входящими в состав модуля отчетности).

Модуль загрузки позволяет проектировать и создавать потоки данных между источниками и хранилищем данных с использованием графического интерфейса пользователя, управлять определениями баз-источников и обновлять их, импортировать определения баз-источников.

Модуль хранения обеспечивает очистку, объединение, нормализацию, сортировку и последовательную обработку данных, хранение данных, формирование и заполнение аналитических кубов по конкретной предметной области, агрегирование и расчет показателей.

Модуль отчетности обеспечивает создание, редактирование и публикацию отчетных форм на портале отчетности; построение отчетов (регламентированных отчетов и аналитических отчетов свободной формы) на основании отчетных форм и данных из модуля хранения данных; персонализацию портала отчетности; предоставление авторизованного доступа пользователям к отчетам; массовую рассылку отчетов (e-mail); конвертацию отчетов в различные форматы (Microsoft Excel, Adobe Acrobat PDF). Для построения отчетов используются приложения аналитической платформы SAP BusinessObjects Edge BI: SAP BusinessObjects Web Intelligence и SAP BusinessObjects Xcelsius.

Анализ возможностей «СИНБАД» по выполнению аналитических отчетов показал, что с использованием системы возможно выполнение следующих отчетов: по успеваемости студентов (отчет-индикатор успеваемости, отчет по переводам и отчислениям студентов, отчет о распределении численности студентов и выпуска по гражданству, отчет о составе студентов по возрасту и полу, отчет о регистрации абитуриентов бакалавриата и спе- циалитета, отчет о регистрации абитуриентов магистратуры); по количественному и возрастному составу ППС; по оплате обучения студентами.

Для систем класса SAP R/3 общепринятая практика внедрения — приведение бизнес-процессов учреждения к имеющейся богатой функциональности системы, что влечет за собой увеличение затрат заказчика на управление проектом внедрения, а также приведение собственной структуры в соответствие реализованным алгоритмам. Владение подобной системой может стать довольно существенной статьей затрат учреждения, и потому экономический и социальный эффект должен быть тщательно рассчитан и проанализирован.


vihod-iz-tela-2001-rampa-lobsang-pesheri-drevnih.html
vihovannya-u-sm-yak-pershoosnova-rozvitku-ditini-yak-osobistost-chast-10.html
vihovannya-u-sm-yak-pershoosnova-rozvitku-ditini-yak-osobistost-chast-6.html
vihovannya-uchnv-u-naukovj-lteratur.html
vihrevoj-metod-astralnij-plan-distancionnoe-videnie-zrenie-soznanie-spontannoe-astralnoe-puteshestvie-astralnij.html
vii-diagnosticheskie-sredstva-dlya-tekushego-rubezhnogo-itogovogo-kontrolya.html
  • literature.bystrickaya.ru/chtenie-lekcij-1-chas-za-akad-chas-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/novogodnyaya-skazka-na-shri-lanke-03-01-12-8-dnej-7-nochej.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-sinedriona-ubit-iisusa-hrista-rukovodstvo-k-izucheniyu-svyashennogo-pisaniya-novogo-zaveta.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-vnesenii-izmenenij-v-postanovlenie-glavi-oleninskogo-rajona-ot-17-11-2010-447.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pri-pravitelstve-rossijskoj-federacii.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vii-zhizn-vedmi-sila-vedm.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-informacionnie-tehnologii-i-sistemi-v-ekonomike-po-specialnosti-0.html
  • literature.bystrickaya.ru/d-a-alaniya-doktor-filologicheskih-nauk-stranica-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-konkursa-sredi-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti-turizm-luchshaya-razrabotka-turistskogo-marshruta-na-territorii-cfo.html
  • klass.bystrickaya.ru/annotirovannij-spisok-resursov-internet-po-teme-razvitie-poznavatelnih-processov-detej-6-7-let.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-vipolneniyu-kursovoj-raboti-studentami-pervogo-kursa-ekonomicheskogo-fakulteta-napravlenij-menedzhment-ekonomika-biznes-informatika-po-disciplinam-teoriya-menedzhmenta-imenedzhment.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/svideteli-pervih-oledenenij-burovskij-andrej-predki-ariev-bbk63-3.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vosemnadcataya-v-kotoroj-avtor-sovetuet-kak-snimat-maski-ukrashayushie-lica-lyubogo-iz-nas.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nadeleni-razumom-i-sovestyu-vrach-i-pacient-v-reformiruemom-zdravoohranenii.html
  • tasks.bystrickaya.ru/134-obrabotka-ekspertnih-ocenok-menedzhment-organizacii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-dmitrij-bajda-elena-lyubimova.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zadachi-i-osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-prokuraturi.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurskaya-oblast-na-pervom-meste-po-reabilitacii.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tehnologicheskoj-platformi-stranica-15.html
  • shkola.bystrickaya.ru/predprinimatelskoe-pravo-8.html
  • school.bystrickaya.ru/10-funkcionalnie-ryadi-programmi-i-uchebnij-plan-otdeleniya-teoreticheskoj-i-prikladnoj-lingvistiki-izdatelstvo.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zapovednik-rostovskij-vozrozhdal-raznoobrazie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-vserossijskom-lingvisticheskom-konkurse-shkolnikov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshaya-harakteristika-kvalifikacionnoj-programmi-napravleniya-010500-prikladnaya-matematika-i-informatika.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-vid-i-ego-kriterii-sovremennie-predstavleniya-o-vidoobrazovanii-raboti-s-s-chetverikova-i-i-i-shmalgauzena-populyaciya-forma-sushestvovaniya-vida-kriterii-populyacii.html
  • lesson.bystrickaya.ru/specialnie-administrativno-pravovie-rezhimi-chast-3.html
  • composition.bystrickaya.ru/podhodi-k-razrabotke-pp-1-12.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-ofis-kompanii-vadima-raspolagalsya-v-ogromnom-dvenadcati-etazhnom-ofisnom-zdanii-v-centre-goroda.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/luchshaya-zashita-ot-radiacii-vremya-i-rasstoyanie.html
  • notebook.bystrickaya.ru/informacionnij-fond-ias-barometr-smivigruzka-informacii-po-usloviyam-kultura-data-publikacii-s-03-03-2009-po-23-03-2009-stranica-7.html
  • school.bystrickaya.ru/lekcii-4.html
  • tests.bystrickaya.ru/kolichestvo-obuchayushihsya-sostoyashih-na-uchete-k-publichnomu-dokladu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razrabotka-i-ekspluataciya-gazovih-i-gazokondensatnih-mestorozhdenij-po-discipline-tehnologiya-ekspluatacii-gazovih-skvazhin-moskva-2002-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/dokazatelstva-i-dokazivanie-v-sovremennom-ugolovnom-processe-teoriya-dokazatelstv-tertishnik-slinko.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodicheskoe-posobie-dlya-psihologov-moskva-2006.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.