.RU

Вознесение - Рудольф Фрилинг


Вознесение

Вознесение Христа было подобно молнии, сверкнув­шей в Пасхальное утро, однако оно подготавливалось в ти­ши всеми предшествовавшими событиями: внутренней жиз­нью воплощенного в земном теле Христа, событиями Вели­кого четверга и Страстной пятницы и тем, что в Великую субботу осуществилось в царстве мертвых. И после решаю­щего Пасхального утра тоже произошло некое дальнейшее развитие событий, благодаря которому Рожденный из смерти утверждается в дальнейшем бытии. В Пасхальное утро все это еще так хрупко, что не может пока вынести охвата человеческим пониманием. «Noli me tangere!» — «Не при­касайся ко Мне!» — говорит Христос Магдалине. Но неде­лю спустя при встрече с сомневающимся Фомой все уже обстоит совершенно по-другому (Ин. 20:17; 20:27). За сло­вами «Не прикасайся ко мне» идет обоснование: «ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Далее в тексте употребляется настоящее время: «восхожу к Отцу Моему...» Таким обра­зом, Он уже на пути, который ведет Его к Отцу. Когда Иисус потом, неделю спустя, предлагает Фоме прикоснуться к Не­му, «понять», «потрогать» Его, то, по-видимому, какую-то часть того пути, на который Он вступил в Пасхальное утро, Он уже прошел. Отец несет в себе глубочайшие и послед­ние силы мира — «Отец Мой более Меня». Идя по пути к Отцу, Воскресший все более пронизывает новорожденное тело воскресения этими глубочайшими и последними сила­ми, делает это тело все более «сущим». Иоанн не описал в своем Евангелии процесс вознесения через сорок дней по­сле Пасхи, но словами Пасхального утра «восхожу к Отцу Моему» указывал на некий процесс, который завершился собственно в день вознесения.

Вознесение, как оно описано у Луки, выглядит в пер­вый момент как удаление Христа от ближних Его. Христос поднимается в небо и исчезает в облаках. Опять-таки и здесь христианскому познанию не надо пугаться возраже­ния по поводу устаревшего «трехступенного» образа мира. «Разверзание» небес при крещении в Иордане не было внешним событием, которое мог наблюдать каждый. Толь­ко Иисус и Иоанн «видели» его. .И все же происходило это [Стр.30]


не в воображении, а было прозреванием истинного образа, берущего свой образный материал из внешних явлений ми­ра. Светлый просторный купол небес, поначалу чисто оптическое впечатление, дает образ, в который облекается духовное видение. В нем заявляет о себе объективный факт, что духовное существо, прежде обитавшее в вышних сверхчувственных мирах, теперь выходит из этого состоя­ния и перемещается в своем бытии в область земли. Нисшедший — это выражение очень точное — завершил свой путь во плоти, «sarx», и вырвал у этой «sarx» преображен­ной- духовное, «пневматическое», тело воскресения. Это свое земное приобретение Он теперь возносит в небеса, чтобы вплести его в вышние миры. Послание к Евреям изо­бражает, как Прошедший через Голгофу возносит свое жертвенное деяние в Святая Святых небес... Обитатели высших миров до тех пор жили вне опыта смерти, кото­рый Можно обрести только в человеческом земном теле. Гёльдерлин способен был в духе древних греков обратить­ся к этим обитателям небес: «Витаете в горнем свету...»; и тем болезненнее он ощущает контраст — «нам сужде­но»*;. Все это стало иначе благодаря вочеловечению Христа. Явившись из пределов по ту сторону человеческой грехов­но» судьбы, Он добровольной жертвой приобщился к человечеству, ибо принял в свою божественную душу опыт Смерти, «вкусил смерть» (Евр. 2:9). С тех пор в небесном мире имеется «Агнец как бы закланный» (Откр. 5:6) — Бог с крестными ранами. Благодаря этому в небесный мир со стороны земли было внесено нечто прежде в нем не суще­ствовавшее. Деяние Голгофы могло быть совершено только на земле. Первое Послание Петра прямо говорит, что «же­лают приникнуть ангелы» к пониманию того, что произошло вследствие деяния Христа (1 Петр. 1:12). Апокалипсис Иоан­на возвещает, наполняя древнее речение Исайи (Ис. 65:17) Христианским содержанием, не только о грядущей «новой земле», но и о «новом небе» (Откр. 21:1; ср. также: 2 Петр. 3113). Вышние миры ангельских царств приобретают нечто Новое благодаря тому, что может лучиться с земли ввысь, они обновляются и омолаживаются тем, что возносит к ним

_____________________________________________________________________________

* Фр. Гёльдерлин. Песнь судьбы Гипериона. Перевод В. Куприянова. В . кн.: Фр. Гёльдерлин. Гиперион. М., «Наука», 1988. [Стр.31]


Христос. Это включение в вышние миры тела воскресения, рожденного на земле из смерти, становится фоном, на ко­тором разворачивается образ вознесения.

Можно обратить внимание на то, какую огромную роль в сообщении Луки играет «видение» со стороны учеников. «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). «И когда они смотрели на небо» (1:10), «два му­жа в белой одежде» сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет та­ким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (1:11). Речь идет не о какой-то чудесной левитации матери­ального тела, не о чем-то таком, что мог бы увидеть каж­дый. Речь идет о созерцательном опыте учеников. Исчезно­вение Христа в облаках есть облеченный в образ опыт, что до сих пор временами достижимое для их созерцания тело воскресения отныне «превосходит» силы их зрения, что они не могут более поспевать за одухотворением Христа и пере­живают это как Его «исчезновение».

За нисхождением Христа, «katabainein», о котором так настойчиво говорится в Евангелии от Иоанна, начиная с Пасхи следует восхождение, «anabainein». Христианскому Благовестию незачем стыдиться этих слов о нисхождении и восхождении как мировоззренчески устаревших. Это «восхождение и нисхождение», понимаемое как движение сознания между различными сферами бытия, абсолютно правомерно. Оно принадлежит и основополагающим истин­ным имагинациям Библии. Патриарх Иаков видит во сне небесную лестницу, которая связует верх с низом. «И уви­дел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касает­ся неба; и вот, Ангелы Божий восходят и нисходят по ней» (Быт. 28:12). Небесный верх и земной низ разделены в на­чале сотворения мира, чтобы в своей полярности создать поле напряжения, где будет действовать человечество. Оба мира должны стать плодотворными друг для друга, Один поток сил постоянно идет сверху вниз, другой — снизу вверх. Обитатели вышних миров, ангельские существа, движутся в обоих направлениях. Они непрерывно несут на землю небесное и должны возносить от земного человече­ства и присоединять к небу то, что может быть совершено только на земле. [Стр.32]


В Евангелии от Иоанна есть место, где идет речь об ангелe, который «сходит» (5:4) в купальню Вифезды и, возмущая воду, передает ей целительную силу. Ангелы нисходят к земле не настолько, чтобы воплотиться, но этот ангел, являвшийся в Вифезду, так или иначе был в состоянии, возмущая воду, явить временно свое мнимое тело, которое еще могли воспринять некоторые люди, имеющие дар ясновидения. Сам человек, однако, сходит в земной мир куда основательнее. Он должен обрести на земле свою самостоятельность и затем передать обретенное вышним мирам. Но из схождения к земному воплощению, которое как таковое было «угодно Богу», получилось «падение». Он не устоял перед односторонней силой притяжения низа, и в результате гармоническое восхождение и нисхождение между небом и землей было нарушено. Ангелы находят все меньше того, «достойно возношения», а земное человеческое бытие больше изолируется от того, что ангелы хотели бы принести свыше. Когда же человек умирает, ему трудно вжиться в восхождение.

Христос своим вочеловечением восстанавливает изначальное соотношение между верхом и низом. Исходя из древнего видения Иакова, он говорит о небе, которое отныне вновь будет отверсто над землей, и об Ангелах Божиих, «восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Он сам, во всем величии и неповторимости, свершает предназначенное человеку восхождение и нисхождение. Его исчезновение ведет к смерти на Голгофе и к «аду»; в своем пасхальном движении вверх, в вознесении, Он несет в небеса отвоеванное у земли тело воскресения.

Его исчезновение «из вида» учеников не следует понимать таким образом, будто бы оно противоречит слову Воскресшего: «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Скорее вознесение является как раз предпосылкой к тому, чтобы это обетование могло осуществиться. Во время своей Иисусовой жизни на земле Христос был только для тех людей, которые, живя тогда в Палестине, встречались на пути. Когда же о Нем однажды спрашивают греки, Христос воспринимает это как знак, что «пришел час прославиться (doxazein) Сыну Человеческому» — через преображение, через великое преображение он приобретает та- [Стр.33]


кую форму бытия, в которой Он может стать сущим для всех людей (Ин. 12:23). Тело воскресения, проникаясь не­бесным началом, беспредельно освобождается. И тогда оно приобщается к духовному миру как вознесенное над всем пространственным силовое образование, которое бла­годаря своей духовной надпространственности способно «повсюду» воздействовать на пространственное. К этому нам еще предстоит вернуться.

Теперь, рассмотрев в воскресении и вознесении «восхо­ждение» Христа в его неповторимости и окончательно­сти, мы, как н после рассмотрения нисхождения (с. 22), опять должны констатировать, что в рамках этих событий для перевоплощения безусловно нет места, ведь благода­ря Пасхе и вознесению Христос уже осуществил в отноше­нии Самого Себя то, что для человека есть далекая цель в день Страшного суда.

Впрочем, можно бы еще обратиться к «второму при­шествию Христа» («parousia») — нет ли здесь какой-либо связи с перевоплощением? Ключ здесь дает рассказ о возне­сении. Когда Христос исчезает из вида учеников, апостолы слышат слова ангелов, что Он вернется «таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Как он исчез в облаках, так же в будущем Он снова предстанет из облаков 9 взору людей (Мф. 24:30; 26:64; 1 Фес. 4:17; Откр. 1:7; 14:14), Царство облаков, где постоянно происходит воз­никновение и перетекание обликов,, одновременно являет­ся как бы образом окружающей нашу землю сферы «воз­можностей». Это такая часть земли, где все существует еще в пластическом и податливом, формирующемся бытии, где все еще доступно становлению; с другой стороны, эта часть земной природы воспринимает излучение, излияние ближ­него неба. В этой сфере, где встречаются земное и небесное, в этой области возможного в будущем, с момента вознесения царит Христос. Находясь в этой форме бытия, он может для. всех людей существовать беспредельно освобожденным образом: «Я с вами во все дни до скончания века». На первых порах эта новая форма бытия превосходила созерцающее сознание апостолов. Но обетование вторичного «пришест-

_____________________________________________________________

9 Ср. мотив облаков в кн.: Benesch, Friedrich. Das Ereignis der HimrtH&ehrt
Christi. Stuttgart 1974. [Стр.34]


вия» так же мало противоречит словам «Я с вами во все дни», как и вознесение; пришествие Христа есть «пришест­вие в человеческое сознание» Его уже мотивированного при­сутствия. Ведь утверждение «Он с нами» не означает еще, что «мы с Ним», — так человек, сидящий подле больного и стерегущий его сон, находится с больным, тогда как тот в своем сознании не находится с этим человеком, пока не про­снется и не осознает этого факта. Присутствие Христа с момента вознесения поначалу сокрыто для человечества. Обетование возвращения указывает на грядущее пробуж­дение человечества к этому таинственному присутствию. Он «придет таким же образом, как вы видели Его восходя­щим на небо». Созерцающее сознание в будущем проснется и продолжится именно с того места, где некогда оборвалось у апостолов. «Пришествие» принесет с собой «расширение сознания» у людей, которые тогда сами непосредственно по­стигнут действительность Христа, как Павел на пути в Да­маск сам непосредственно постиг ее. Слова о том, что при­шествие произойдет в сфере облаков, совершенно явно го­ворят, что речь идет не о возвращении Христа в земную плоть, «sarx». Ведь относительно достигнутого в теле вос­кресения последнего совершенства это было бы абсолютно бессмысленно.

То, что Христос воплотится снова не в плотском теле, бы­ло решающим пунктом разногласий, приведших в 1912—1913 годах к разрыву между Рудольфом Штайнером и Теософ­ским обществом, в рамках которого, хотя и вполне само­стоятельно, он действовал, на первых порах. Примечатель­но, что основоположник современного антропософского учения о перевоплощении настоятельнейшим образом под­черкивал: о втором пришествии Христа во плоти, какого ожидали тогда в теософских кругах, не может быть и речи — такой подход совершенно исключает истинное по­знание существа Христа в его неповторимости.

Итак, относительно «второго пришествия» сохраняет си­лу тот же вывод: к самому Христу идея перевоплощения неприменима.

Краеугольным фактом христианства является Сам Хри­стос и Его деяния. Но эти деяния, ставши реальностью, нуж­даются в свободном человеческом признании, одобрении и [Стр.35]


внутреннем постижении. Общее понятие «христианство» включает также, что как ответ на вочеловечение Христа должно произойти еще и пришествие человека ко Христу. И теперь мы перейдем к этой другой стороне христианства, чтобы затем вновь вернуться к вопросу о перевоплощении.


virashivanie-remontnogo-molodnyaka-kur.html
virazhenie-priznatelnosti-podotchetnost-i-upravlenie-effektivnostyu-deyatelnosti-7.html
virdzhiniya-vulf-na-mayak.html
virobnicha-praktika-z-menedzhmentu.html
virobnictvo-santarno-tehnchnih-elektromontazhnih-zagotovok-vuzlv-virobv.html
virtualnaya-realnost-3.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ekzamenov-po-matematike-i-teorii-i-metodike-obucheniya-matematike-v-aspiranturu-po-specialnosti-13-00-02-teoriya-i-metodika-obucheniya-i-vospitaniya-matematika.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-anatomiya-centralnoj-nervnoj-sistemi.html
  • letter.bystrickaya.ru/ob-organizacii-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-vipusknikov-osvoivshih-obrazovatelnie-programmi-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-v-2011-2012-uchebnom-godu-s-u.html
  • pisat.bystrickaya.ru/testi-ent-i-pgk-onlajn-test-po-istorii-kazahstana-s-otvetami-stranica-3.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kreshenie-s-nebes-rasskazi-o-chudesah.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-izdana-pri-finansovoj-podderzhke-stranica-5.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/organizaciya-socialnogo-obsluzhivaniya-pozhilih-lyudej-na-domu.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionnaya-spravka-po-shkole-stranica-6.html
  • holiday.bystrickaya.ru/metodika-obucheniya-udk37208-koncepciya-samoobrazovaniya-osnovnieponyatiyaistruktura-10-udk159-12-narosina.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tipologiya-lichnosti-po-majers-briggs.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/psihologiya-chelovecheskoj-agressii-stranica-26.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-dlya-studentov-iv-kursa-specialnostej.html
  • report.bystrickaya.ru/investicionnij-cikl-investicii-i-ih-mesto-v-ekonomicheskoj-sisteme.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-po-discipline-russkij-yazik-baza-11-klassov.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/liturgicheskaya-stranica-poslanie-ego-svyatejshestva-benedikta-xvi-na-velikij-post-2007-g-4.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-meropriyatij-prazdnovaniya-dnej-istoricheskogo-i-kulturnogo-naslediya-moskvi-18-aprelya-i-18-maya-2009-goda-2009-g.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-logistika-kompleksnaya-programma-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnogo-rajona-mechetlinskij-rajon.html
  • grade.bystrickaya.ru/normativno-pravovie-akti-chast-5.html
  • books.bystrickaya.ru/e-p-kojnova-prisutstvovali.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/upominaniya-mincportturizma-rf-30-06-2010-01-02-201-2-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-i-domashnih-zadanij-referatov-po-discipline-sociologiya-truda.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/principi-ispolzovaniya-transporta-pri-formirovanii-turistskih-marshrutov-v-obedinennih-arabskih-emiratah.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-anglijskomu-yaziku-dlya-6-klassa-uchitelya-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-statistika-stranica-9.html
  • doklad.bystrickaya.ru/velikoj-pobede-posvyashaetsya.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-graficheskie-tehniki-izuchenie-osnov-stankovoj-grafiki.html
  • abstract.bystrickaya.ru/34-priemka-otchetnih-materialov-konkurs-3-razdel-i-priglashenie-k-uchastiyu-v-konkurse-3.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/great-britan.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teoretichn-aspekti-operacjnogo-radobznesu.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-ii-kovrovij-sakvoyazh-german-melvill-mobi-dik-ili-belij-kit.html
  • institut.bystrickaya.ru/sreda-etnicheskaya-k-kadastr-v-ekologii-cheloveka.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-08-2010g-terentev-a-s-avgusta-2010g.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-ii-vserossijskom-festivale-hudozhestvennogo-tvorchestva-malochislennih-finno-ugorskih-i-samodijskih-narodov-i-obshie-polozheniya.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sergej-lazarev-diagnostika-karmi-kniga-2-stranica-8.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehniko-ekonomicheskoe-obosnovanie-tehnologiya-bezavarijnoj-ekspluatacii-aes-i-uvelicheniya-energoeffektivnosti-na-mes-sisteme-mes-t2-2020.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.