.RU

Возникновение греческой апологетики - часть 5

Сам св. Иустин описывает эту встречу так: однажды, в поисках тишины для своих умозрений, он удалился на берег моря и здесь неожиданно встретился с неким старцем. Между ними завязалась беседа, которая сконцентрировалась вокруг проблем истинного любомудрия, ведения Бога и вопроса о душе. В ходе беседы старец наметил суть истинного любомудрия, назвав своего молодого собеседника не "философом", а лишь "любителем слова" и "софистом", поскольку, по его мнению, подлинный "любомудр" является прежде всего "любителем дела" и "любителем истины", т. е. человеком, обладающим деятельным опытом. Старец назвал и примеры таких подлинных любомудров: ими были древние пророки, жившие задолго до тех, кому эллины усвоили не совсем подобающее имя "философов". Эти пророки были людьми блаженными, праведными и угодными Богу, поскольку "глаголили Божественным Духом". Писания их содержат высшую мудрость, в том числе повествование о началах и конце всех вещей, и вообще заключают в себе все то, что должен знать философ. В своих речах они не предавались многословным доказательствам, ибо, будучи достоверными свидетелями Истины, стояли выше всякого доказательства. Точка зрения молодого Иустина была, естественно, несколько иной: признав себя "филологом" только в смысле "любителя разума", а не "любителя слова", он заявляет, что "разум владычествует над всем", а поэтому "без философии и правого рассуждения никто не может обладать истиной". Вследствие этого, согласно молодому Иустину, каждый человек должен философствовать, считая это делом первостепенным и величайшим, а все прочие дела — второстепенными и третьестепенными. Таким образом, в беседе старца и молодого Иустина сразу были противопоставлены два видения философии: одно (эллинское) опиралось только на разум, уповало на силу доказательств и защищало сугубо умозрительный характер любомудрия. Другое видение (христианское) исходило из опыта Богооткровения, а поэтому стремилось быть "любомудрием деятельным", исходной точкой которого было убеждение, что только Бог дарует человеку разумение, а без такой "харизмы Божией" человек сам по себе постичь ничего не в силах. И не случайно, что в заключение беседы старец советует молодому философу: "А ты прежде всего молись, чтобы отверзлись тебе двери Света". Таким образом, в христианском видении любомудрие зиждется в первую очередь на молитве, как главном "делании" человека, направленном на стяжание Божией благодати.

Далее, еще одной темой беседы стал вопрос о предмете и цели философии. Здесь старец и молодой Иустин, казалось, должны были согласиться друг с другом, ибо последний так определяет философию: она есть "знание о сущем и ведение истины"; наградой за такое ведение является "блаженство". В конечном итоге, целью данного ведения, т. е. целью самой философии, поставляется Бог, Который всегда тождественен Сам Себе, является Причиной всего бытия, а поэтому есть истинно Сущее. В ходе беседы возникает следующий вопрос: каким образом возможно человеку достичь познания этого Сущего? Данный вопрос, в свою очередь, тесно увязывается с проблемой души и ума человека, т. е. онтология, гносеология и антропология предстают в беседе как нераздельное единство. Молодой Иустин в духе платонизма решает антропологическую проблему таким образом: мы обладаем неким "сродством с Богом", ибо душа наша — божественна, бессмертна и есть "часть царственного Ума", т. е. Бога . Поэтому она и может зреть Его "оком ума". Старец противопоставляет такой антропологической идее иное понятие о душе: она не является "жизнью самой по себе", но жизнь получает от Бога и лишь "сопричаствует" этой жизни. Поэтому душа имеет начало и перестает существовать, когда у нее отнимается "жизненный дух", дарованный Богом.

Архимандрит Киприан (Керн) так обобщает этот аспект христианской "психологии", изложенный старцем в беседе с молодым философом: душа "не бессмертна, т. е. не обладает бессмертием сама по себе. Ее бессмертие относительно и зависит от высшего Божественного начала". Другими словами, душа стяжает бессмертие своей добродетельной жизнью, а поэтому оно "постулируется моральным принципом". Соответственно этому напрашиваются и "гносеологические выводы": ведение неразрывно сопряжено с нравственной жизнью человека; особенно это касается ведения Бога. Именно через стяжание добродетелей человек может сподобиться причастию Бога, обрести бессмертие и достичь доступного ему Боговедения. К этому и можно свести суть того любомудрия, о котором старец говорил молодому Иустину. Хотя "Диспут" писался более чем через двадцать лет после обращения св. Иустина в христианство, и, естественно, многое стерлось в его памяти, но сама логика перехода молодого человека от увлечения греческой философией к полному посвящению себя христианскому любомудрию здесь запечатлена достаточно ярко. В целом св. Иустин оценивает значение философии сравнительно высоко. В начале беседы со старцем он говорит: "Философия поистине есть величайшее стяжание для Бога", и она приводит людей к Богу. Только от многих, согласно мнению св. Иустина, сокрыто, что есть на самом деле философия и для чего она послана от Бога к людям, а поэтому люди по своему неведению и разделили философию на множество школ. Другими словами, св. Иустин предполагает божественное происхождение философии. Подобное убеждение характерно не только для "молодого Иустина", ибо всю жизнь "св. Иустин был философ по духу своему; таков он был в жизни; таков он и во всех сочинениях своих". Поэтому он всю жизнь придерживался того мнения, что греческая философия как бы подготавливала людей к принятию того непосредственного Боговедения, которое стало возможным лишь с Пришествием на землю Господа.

Выполнению этой роли "Евангельского приуготовления", несомненно, способствовало то, что в позднеантичную эпоху философия стала рассматриваться не только как "чистое умозрение", но и как "искусство (мастерство) жизни" — выражение Плутарха; "любомудрствовать" стало означать "добре жить"; понятие "философия" начинает тесно увязываться с представлением о нравственном преуспеянии.

Подобные тенденции в позднеантичной философии облегчили переход молодого Иустина от любомудрия эллинского к любомудрию христианскому. Но только облегчили, не больше, ибо такой переход был делом великой милости Божией. Святой Иустин прекрасно осознавал это. Сравнительно высоко ставя греческую философию, он безоговорочно помещал ее намного ниже Откровения, запечатленного в Священном Писании и Священном Предании. Прообразом такого отношения св. Иустина могло служить аналогичное отношение Филона Александрийского, который, при всем своем увлечении античной философией, подчеркивал превосходство "библейского любомудрия" над эллинским. Вероятно, к Филону Александрийскому восходит и "теория заимствования", развиваемая св. Иустином. Данная теория формулируется им следующим образом: "Моисей древнее ("старше") всех эллинских писателей. И все, что философы и поэты говорили о бессмертии души, о наказаниях после смерти, о созерцании небесного и о [прочих] подобных учениях, — все это они смогли постигнуть и изложить, [лишь] основываясь на пророках. Поэтому у них всех, как кажется, имеются семена Истины ; однако они не точно постигли эту Истину, что изобличается их противоречием друг другу" (1 Апол. 44, 8—10). Следовательно, в греческой философии и, вообще, в греческой культуре, согласно св. Иустину, имелись "семена Истины", но эти "семена" как бы пустили свои редкие ростки среди массы сорняков. Сплошное же "поле злаков" произрастало лишь в Священном Писании, откуда указанные "семена" и были занесены на неухоженную ниву эллинского миросозерцания. Данная "теория заимствования" у него, по сравнению с Филоном, обогащается одним новым и весьма существенным аспектом: для св. Иустина, как и для всякого христианина, само собою подразумевалось, что Моисей и все пророки возвещали о Христе. Поэтому Ветхий Завет был лишь "сенью" и прообразом Нового, вследствие чего только воплотившийся Бог-Слово открыл миру во всей полноте истинное Любомудрие, т. е. Саму Истину, в сравнении с которой и ветхозаветное любомудрие представляется лишь бледной копией. Тем более бледным и слабым отражением этой Истины является греческая философия. Однако для перехода к ослепительному сиянию Истины Христовой такой "сумрак частичных истин" сыграл промыслительную и воспитательную роль, как это явствует из примера самого св. Иустина.


vivchennya-stor-ta-etnograf-krimu-v-tyurkomovnj-perodic-krimskotatarsko-daspori-1888-1991-rr-chast-3.html
vivchennya-storichnogo-romanu-u-vrshah-marusya-churaj-lni-kostenko-v-11-klas.html
vivernadskij-kto-on.html
vivod-kassovaya-rabota-uchrezhdenij-banka-rossii.html
vivod-suda-chto-fakt-dobrovolnoj-peredachi-pokupatelem-poluchennogo-tovara-tretemu-licu-ne-osvobozhdaet-pokupatelya-ot-obyazatelstva-oplatit-tovar-priznan-prav.html
vivodi-i-i-mechnikova-25-aprelya-2006-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/test-po-discipline-metodika-prepodavaniya-ruchnogo-truda-v-skou-viii-vida-trudovoe-obuchenie-vo-vspomogatelnoj-shkole-neobhodimo-dlya-obshego-razvitiya-rebenka.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-4-emocii-v-strukture-c-mislitelnoj-deyatelnosti-tihomirov-o-k-psihologiya-mishleniya-uchebnoe-posobie.html
  • textbook.bystrickaya.ru/internet-resursi-gosduma-rf-monitoring-smi-31-maya-2-iyunya-2008-g.html
  • shpora.bystrickaya.ru/vse-narkozavisimie-lgut-allen-karr-legkij-sposob-brosit-pit.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rajonnaya-celevaya-programma-inostrannij-yazik-2007-2009-godi-pasport.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zadachi-izuchit-principi-raboti-izmeritelnih-priborov-provesti-zameri-temperaturnogo-rezhima-v-uchebnom-kabinete-opredelit-otnositelnuyu-vlazhnost.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-tema-obshenie-cheloveka-i-rastenij.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/posobie-prednaznacheno-dlya-uchitelej-nachalnoj-shkoli-pedagogam-dopolnitelnogo-obrazovaniya-vospitatelyam-gruppi-prodlennogo-dnya-vvedenie.html
  • writing.bystrickaya.ru/analiz-hozyajstvennoj-deyatelnosti-shpori-dlya-gosekzamena-chast-17.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hematologic-aspects-of-hivaids-gematologicheskie-aspekti-vichspida.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-dlya-provedeniya-aukciona-besplatno-kazhdomu-uchastniku.html
  • spur.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-sovershenstvovaniyu-i-primeneniyu-v-doshkolnom-obrazovanii-igrushek-vudi.html
  • lecture.bystrickaya.ru/6-struktura-i-smisl-esteticheskaya-emociya-makki-r-ml5-istoriya-na-million-dollarov-master-klass-dlya-scenaristov.html
  • tasks.bystrickaya.ru/23-delovie-i-rolevie-igri-1-dolya-zanyatij-provodimih-v-interaktivnoj-forme-po-trebovaniyam-fgos.html
  • books.bystrickaya.ru/ekspressiya-telomerazi-v-immunokompetentnih-kletkah-cheloveka-v-norme-i-pri-immunopatologicheskih-sostoyaniyah-14-03-09-klinicheskaya-immunologiya-allergologiya.html
  • student.bystrickaya.ru/0110-elektroenergiya-stranica-25.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/lermontovskie-mesta-pyatigorska-chast-2.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurs-ponimaniya-pismennogo-teksta-leksiko-grammaticheskij-test-konkurs-pismennoj-rechi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kafedra-pedagogiki-doshkolnogo-i-nachalnogo-obrazovaniya.html
  • tasks.bystrickaya.ru/229-istoriya-obekta-zadanie-na-diplomnij-proekt-podbor-literaturnih-istochnikov.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-sankt-peterburge-predstavyat-knigu-izvestnogo-antropologa-spbgu-provodit-konkurs-molodezhnih-biznes-idej-sredi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/shpora-chast-11.html
  • studies.bystrickaya.ru/inostrannie-investicii-v-rossijskoj-ekonomike-chast-6.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rasskaz-s-kommentariyami-kotorih-ne-menshe-chem-sam-rasskaz.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mrachnaya-shutka-vremya-novostej-romanova-natalya-09112006-206-str-7-gosduma-rf-monitoring-smi-9-noyabrya-2006-g.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-napisaniyu-referata-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-1-kursa-obuchayushihsya-po-napravleniyu-521500-080500-68.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-osorevnovaniyah-po-sportivnomu-orientirovaniyu-na-lizhah-kubok-markirovki-2012.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yadernaya-fizika-voprosi-k-ekzamenu.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-1-chast-prednaznacheno-dlya-bakalavriata-po-specialnosti-08-00-05-menedzhment-krasnoyarsk-2008-stranica-5.html
  • grade.bystrickaya.ru/moskovskij-komsomolec-11052011-pensii-uhodyat-v-neizvestnost-monitoring-smi-rf-po-pensionnoj-tematike-12-maya-2011-goda.html
  • studies.bystrickaya.ru/chrezvichajnie-situacii-ekologicheskogo-haraktera.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-kvartal-2003-g-stranica-24.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zakon-paskalya-osnovnie-polozheniya-i-formuli.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-sankt-peterburg-izdatelstvo-politehnicheskogo-universiteta-2006.html
  • education.bystrickaya.ru/1-vozniknovenie-drl-eyo-specifika.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.