.RU

Возникновение и развитие науки химии

Начало

С незапамятных времён человек, сталкиваясь с различными явлениями природы, накапливая сведения о них и об окружающих его предметах, всё чаще использовал их себе на благо. Человек заметил, что под действием огня одни вещества (и сам жизнь) исчезают, а другие изменяют свои свойства. Например, обожжёная сырая глина приобретает прочность. Человек применил это в своей практике, и родилось гончарное дело. Из руд научились выплавлять металлы, а сплавляя металлы-получать различные сплавы;так появилась металлургия.

Используя свои наблюдения и знания, человек научился создавать, и, создавая, познавал. Науки рождались и развивались параллельно с ремёслами и производствами.

Превращения веществ под действием огня были первыми химическими реакциями, осуществлёнными человеком. По образному выражению советского историка Н. А. Фигуровского, костёр был своеобразной химической лабораторией.

Химические элементы древности

Некоторые металлы-золото, свинец, медь, железо-были известны людям ещё при первобытно-общинном строе. Вначале эти металлы шли на изготовление украшений, и только позднее, примерно в конце каменного века (4-5 тыс. лет до н. э. ), из металлов стали делать орудия труда и оружие. Постепенно из различных ремёсел стали возникать производства. Так уже во времена рабовладельческого строя (4 тыс. лет до н. э. -Vв. н. э. ) cуществовали металлургия, крашение, изготовлялась керамика и т. д. С развитием этих производств значительно обоготились знания о веществах, их свойствах и превращениях.

Уже за несколько тысяч лет до нашей эры в Древнем Египте умели выплавлять и использовать золото, медь, серебро, олово, свинец и ртуть. В стране священного Нила развивалось производство керамики и глазурей, стекла и фаянса. Использовали древние египтяне и различные краски: минеральные (охра, сурик, белила) и органические (индиго, пурпур, ализарин). Недаром знаменитый французский химик Мю Бертло считал, что само название науки химия произошло от древнеегипетского слова хемы: так называли людей, населяющих “чёрные земли” (Египет), где были развиты ремёсла. Однако гречекий алхимик Зосима(III-IVвв. н. э. ) объяснил происхождения этого слова иначе:он считал химией искусство делть серебро и золото (химиа-искусство плаки металлов). Изестны и другие толкования. До сих пор у учёных нет единого мнения на этот счёт.

Химические ремёсла были развиты в 4-2 тысячелетии до н. э. И в странах Междуречья на Ближнем Востоке (долины рек Тигра и Евфрата). В те времена народы, населывшие Междуречье, знали металлы (из свинца, например, отливали статуэтки, культовые фигурки), широко использовали минеральные и органические красители, умели изготовлять глазури, фаянс и т. д.

Учёные-философы Древней Греции (VII-Vвв. до н. э. ) пытались объяснить, каким образом осуществляются различные превращения, из чего и как произошли все вещества. Так возникло учение о началах, стихиях(от стехейя-основа), илиэлементах(от латинского elementum-первооснова, первоначало), как их стали называть позже.

Фалес Милетский считал, что мир - это единое целое, а всё , что происходит в природе, есть результат уплотнения илиразряжения единой первоматерии, единого первоночала - воды. Анаксимен Милетский признавал первичной материей воздух, при охолждении и сгущении которого образуется вода, а из неё затем при последующем уплотнении и охолождении возникает земля. Философ Ксенофан учил, что первичными началами являются вода и земля; материя не уничтожается и не возникает, мир существует вечно.

В 544-483 гг. до н. э. В городе Эфесе жил знаменитый философ Гераклит, который считал, что все «телам» природы присуще вечное движение. Естественно, что первоматерией при этом он признавал самое подвижное и зменчивое начало - огонь. Мир, по мнению Гераклита, не создан ни богами, ни людьми, «был, есть и будет вечно живым огнём», который закономерно воспламеняется и так же закономерно угасает.

Другой древнегреческий философ, Эмпедокл, наблюдая горение дерева, отмечал, что сначала образуется дым (воздух затем пламя (огонь) и в конце концов остаётся зола (земля). Если около пламени будет находится холодная поверхность, то на ней осаждаются пары воды. Таким образом, горение есть разложение горящего вещества на четыре элемента: воздух, огонь, воду и землю. На основании такого вывода Эмпедокл первый создал учение о четырёх началах («корнях») природы: «Сначала выслушай, что четыре корн всего), существующего – Огонь, и Вода, и Земля, и безграничная высь Эфира. . . Из них всё, что было, и всё то, что будет». Эти «начала» вечны и неизмены.

Анаксагор из города Клазомена в Малой Азии первым высказал предположение, что все вещества состоят из бесчисленного количества первичных начал материи - «семян вещей». Материи свойственны противоположные качества : свет и тьма, теплота и холод, сухость и влажность. Только совокупность этих качеств, взятая в различных соотношениях, обуславливает образования таких начал, как земля и эфир.

Здесь необходимо отметить, что тогда же, наряду с учением о «стихиях», развивались и другии представления о строении материи-атомистические. Ярчайшей фигурой древней Греции и всего античного мира был Аристотель (384-322 гг. до н. э. ). Он как и Эпмпедокл, признавал, что в мире существуют четыреосновных «начала» - «стихии» (они же «элементы», иногда «принципы» или «первичная материя»). Под стихиями Аристотель понимал «пределные части», на которые разлагаются все тела. Эти части не делятся дальше и отличаются друг от друга «по виду». К стихиям он относил воду, землю, огонь и воздух; каждая из стихий бала носителем двух свойств из четырёх – влажности и сухости, тепла и холода: воздух тёплый и влажный, огонь сухой и тёплый, земля сухая и холодная, вода холодная и влажная.

Помимо этих четырёх элементов Аристотель ввёл пятый, который назвал «сущность». В средние века алхимики стали именовать этот элемент «квинтэссенцией»(от латинского quintaessentia- пятая сущность), «философским камнем», «элексиром жизни», «великим магистерием», «красной тинктурой», «универсалом», «медикаментом». Таинственному пятому элументу приписывали свверхъестественные свойства.

Учения Аристотеля о взаимном превращении элементов и о пятой сущности легло впоследствии в основу представлений о трансмутации, в том числе и о получении золота из неблагородных металлов. И первыми стали применять учение аристотеля алхимики.

Тайны «трансмутации»

В 321 г. До н. э. в дельте Нила был заложен новый город - Александрия, названный так в честь завоевателя Александра Макендонского. Имея выгодное географическое положение, город стал одним из крупнейших торговых и ремесленных центров. Там была основана первая в истории академия- специальное учреждение, где занимались различными исследованиями и обучали известным в то время наукам.

До завоевние Египта жрецы, знавшие химические операции (получение сплавов, амальгамирование, имитация драгоценных металлов, выделение красок и т. д. ), держали их в глубочайшей тайне и передавали только избранным ученикам, а сами операции проводили в храмах, сопровждая их пышными местическими церемониями. После покарения этой страны многие тайны жрецов стали известны древнегреческим учёным, которые считали, что имитация драгоценных металлов есть настоящее «превращение» одних веществ в другие, соответствующее законам природы. Словом, в эллинистическом Египте произошло соединение представлений античных философов и традиционной обрядности жрецов - то, что впоследствии было названоалхимией.

Около 640 г. н. э. Египет захватили арабы, а уже в начале VIIIв. их власть установилась на огромной территории – от Гибралтара до Индии. Научно-практические знания и культура, усвоенные арабами в покорённых странах (и особенно в Египте), к XIIв. достигли Европы. В этом большую роль сыграла торговля между государствами арабского Востока и европейскими странами. Химические знания, пришедшие в Европу от арабов, стали называть арабским словом «алхимия».

Что же это были за знания? Зачатки алхимических взглядов встречались у многих народов. В Iв. н. э. древнеримскийврач иестествоиспытатель Диоскорид написал первую химическую энциклопедию, в которой были изложены способы приготовления известковой воды, медного купороса, белил и некоторых других веществ. В Китае алхими Вей Поян (IIв. ) описывает рецепт получения “пилюль бессмертия”. Ко Хун (281- 361) также даёт рецепты изготовления “пилюль долголетя” и искусственного золота. Поиски таких рецептов были распространены в эллинистическом Египте. От тех времён сохранилось два папируса, относящихся к IIIвеку, - «Лейденский папирус X» и «Стокгольмский папирус». В первом содержится около ста рецептов имитации золота, а во втором, кроме того, описывается подделка жемчуга и крашение пурпуром.

Греческий алхимик Зосима – автор многих научных сочинений, в том числе и алхимических («Имут», где говорится о происхождении алхимии;» О хорошем качестве и составе вод», где описывается получение живительной воды). Его считают одним из основателей алхимии.

Среди арабских алхимиков одним из виднейших был принц Калида ибн Казид (ок. 660-704), проведший большую часть жизни в Египте. Он приказал перевести на арабский язык все известные алхимические сочинения.

Но истиным «царём науки» арабы называли великого учёного Джабира ибн Гайяна (ок. 721-815), известного в Европе под именем Гебер. Знакомый с учениями древних, он стал последователем Аристотеля, взгляды которого на элементы-качества были переосмыслены арабами.

Гайян считал, что металлы состоят из двух основных частей (элементов) : серы, являющейся носителем горючести и изменчивости, и ртути – «души» металлов, носителя металличности (блеска, твёрдости, плавкости), а основными химическими процессами являются горение и плавление. Самыми благородными металлами являются золото и серебро, в состав которы входят сера и ртуть в наичистейшим виде и в самой оптимальной пропорции. Разнообразие последних зависит от количесвенного соотношения серы и ртути и от примесей. Но в природе этот процесс соединения идёт очень медленно, и, чтобы ускорить его, надо добавить «медикамент» (особый препарат), тогда превращение займёт около 40 дней; если же использовать «элексир», то весь процесс получения золота займёт всего 1 час!


vklad-petra-velikogo-v-razvitie-izdatelskogo-dela-i-redaktirovaniya-chast-3.html
vklad-ukraini-v-razvitie-tehnicheskih-sredstv-promishlennoj-sistemotehniki.html
vklyuchenie-3-h-faznogo-dvigatelya-v-odnofaznuyu-set.html
vknige-publikuetsya-kompleks-osnovnih-postanovlenij-polit-byuro-ck-rkpb-vkpb-pod-grifom-visshej-formi-sekretnosti-osobaya-papka-po-voprosam-evropejskoj-politiki-za-1923-1939-gg-stranica-12.html
vknige-publikuetsya-kompleks-osnovnih-postanovlenij-polit-byuro-ck-rkpb-vkpb-pod-grifom-visshej-formi-sekretnosti-osobaya-papka-po-voprosam-evropejskoj-politiki-za-1923-1939-gg-stranica-18.html
vkomnate-za-stolom-sidel-starik-slozhno-bilo-skazat-skolko-zhe-emu-let-to-li-pyatdesyat-a-to-li-i-vse-semdesyat-stranica-7.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predlagaemij-kurs-vistroen-v-strogom-sootvetstvii-s-oboznachennimi-ustanovkami-ego-celi-rasshirit-mirovozzrenie-uchashihsya-po-ryadu-voprosov-sovremennoj-antropologii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/anri-perryusho-eduard-mane-stranica-2.html
  • school.bystrickaya.ru/dizajn-modelirovanie-i-konstruirovanie-odezhdi-loskutnaya-tehnika-vestnik-au-centr-monitoringa-i-razvitiya.html
  • literature.bystrickaya.ru/biografiya-ru-biografii-istoricheskih-lichnostej.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-ot-25-maya-2006-g-n-33-stranica-6.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-obrazovatelnoj-programmi-informacionnaya-spravka-zakonodatelnaya-baza-dlya-razrabotki-obrazovatelnoj-programmi-shkoli-analiticheskoe-obosnovanie-obrazovatelnoj-programmi.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekonomika-predpriyatiya-ucheb-dlya-vuzov-po-ekonom-spec-v-ya-gorfinkel-e-m-kupryakov-v-a-shvandar-i-dr-pod-red-v-ya-gorfinkelya-v-a-shvandara-3-e-izd.html
  • notebook.bystrickaya.ru/holding-nam-pomozhet-11-sentyabrya-2006.html
  • institut.bystrickaya.ru/tehnika-prizhkov-metodika-obucheniya-tehnike-prizhkov-v-visotu-s-razbega-po-dannim-literaturnih-istochnikov-37-osobennosti.html
  • grade.bystrickaya.ru/nachalo-pervogo-teatralnogo-sezona-m-n-kedrov-glavnij-redaktor-o-l-knipper-chehova-a-d-popov-e-e-severin.html
  • tasks.bystrickaya.ru/-2-azovskie-pohodi-velikoe-posolstvo-istoriya-rossii-s-drevnejshih-vremen-do-konca-xx-veka.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/petr-i-ego-naruzhnost-privichki-obraz-zhizni-i-harakter.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vozdejstvie-nefteproduktov-na-vodnie-ekosistemi-ih-svojstva.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-p-korporativnoe-finansirovanie-i-investirovanie-kniga-rasschitana-na-professionalnih-i-chastnih-investorov.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vershina-etogo-treugolnika-chislo-3456-iz-cifr-izidi-ozirisa-gora-tota.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshie-ponyatiya-o-monitoringe-okruzhayushej-zvolinskij-v-p-rasskazov-a-a-monitoring-i-prognozirovanie-geofizicheskih.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-osnovi-znaniya-povsednevnoj-zhizni-berger-p-lukman-t-socialnoe-konstruirovanie-realnosti-traktat-po-sociologii-znaniya.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-seminara-selskih-bibliotekarej-tverskoj-oblasti-sovremennaya-selskaya-biblioteka-formula-zhizni.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-zakonu-voennogo-vremeni-stranica-7.html
  • notebook.bystrickaya.ru/investicionnij-prigovor-gosduma-rf-monitoring-smi-24-26.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-plan-i-soderzhanie-evangeliya-ot-ioanna-vozrazheniya-protiv-podlinnosti-evangeliya-ioanna-samosvidetelstvo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-obsuzhdena-na-zasedanii-uchenogo-soveta-federalnogo-gosudarstvennogo-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-nauchno-issledovatelskij-institut-obshej-reanimatologii-imeni-v-a-negovskogo.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izobrazitelnoe-iskusstvo-konspekt-lekcij-po-discipline-kulturologiya-dlya-studentov-vseh-specialnostej.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/put-k-zvezdam-muratov-n-e-r-e-a-l-n-o-e-k-i-n-ofantazii-vzbuntovavshegosya-kinomana.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iz-zhurnala-kauchuk-i-rezina-5-1979-iz-zhurnala-kauchuk-i-rezina-2-1979.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-modulya-kafedra-teorii-gosudarstva-i-prava-po-discipline-filosofiya-prava.html
  • pisat.bystrickaya.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava-stranica-20.html
  • control.bystrickaya.ru/chast-2-aforizmi-voennih-ya-ya-logvinovich-voprosi-i-otveti.html
  • desk.bystrickaya.ru/otkritij-publichnij-doklad-soderzhit-otchet-o-rabote-mou-astapovskaya-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-za-2007-2008-uchebnij-god-prednaznachen-dlya-roditelej-administracii-poseleniya-astapovskoe-uo-obshestvennosti.html
  • urok.bystrickaya.ru/professionalnij-standart-v-oblasti-informacionnih-tehnologij-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabotayushaya-noga-tak-nazivayut-uslovno-osvobozhdennuyu-ot-tyazhesti-nogu-vipolnyayushuyu-kakoe-libo-dvizhenie.html
  • desk.bystrickaya.ru/osnovnie-tehnicheskie-sredstva-i-oborudovanie-neobhodimoe-instrukciya-po-tehnicheskoj-ekspluatacii-ustrojstv-i-sistem.html
  • control.bystrickaya.ru/effektivnost-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolya-v-usloviyah-reformirovaniya-byudzhetnih-otnoshenij-08-00-10-finansi-denezhnoe-obrashenie-i-kredit.html
  • report.bystrickaya.ru/iii-poryadok-organizacii-upravleniya-i-svyazi-instrukciya-po-poisku-i-spasaniyu-v-privolzhskoj-zone-aviacionno-kosmicheskogo.html
  • books.bystrickaya.ru/ditmar-a-d-d-49-ot-ptolemeya-do-kolumba-stranica-12.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.