.RU

Возникновение социологии

Содержание

Введение. 2

1. Западноевропейская социология XIX—начала XX века. 3

2. Классическая зарубежная социология. 6

3. Современная зарубежная социология. 9

4. Социология в России в XIX — начале XX века. 17

5. Советская и российская социология. 19

Заключение. 24

Список литературы.. 26

Введение

Социология в России после трудного становления приобрела статус самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и разочарования, маленькие победы и крупные пораже­ния, ибо долгие годы догматический стиль мышления, боязнь но­вовведений сдерживали ее развитие. Но, несмотря на все противо­речия, социологическая мысль выжила и продолжает развиваться.

Между тем, если говорить о социологии, то это теория. И нау­ка не об обществе вообще (общество изучают и социальная фило­софия, и история, и политология, и юридические науки, и культу­рология), а обществе в его социально-человеческом обличий. Даже не просто общество для человека, а человек в обществе — вот что составляет суть социологии. А с чего начинается человек в своем социальном обличье? С сознания, со способности познавать мир, оценивать его с личных и общественных позиций, осмысливать, исходя из определенных ценностей, окружающую действитель­ность и на этой основе строить поведение, учитывая влияние как макросреды (всех общественных отношений), так и микросреды (непосредственное окружение).

Для такого подхода социология использует все богатство фи­лософского знания о сознании вообще и общественном сознании в частности, о деятельности и ее роли в социальной жизни, о влия­нии объективных и субъективных условий на это сознание и пове­дение. Для социального анализа важны и выводы психологичес­кой науки о сознании и поведении каждого индивида, отдельных микро- и макрогрупп.

На основе уже имеющегося знания социология дает свою интер­претацию общественного сознания и поведения людей, формирует свой категориальный аппарат (например, о видах и типах сознания и деятельности), свое видение объективного и субъективного в об­щественных процессах, свое представление о макро-, мезо- и микро­уровнях человеческой деятельности.

История каждой науки свидетельствует, что вначале зарождаются, формируются и развиваются лишь отдельные элементы науки, а затем уже уточняется и закрепляется наименование, объясняющее ее сущность и содержание. Иначе говоря, дело не в термине и не в том, когда и как он появился. Дело в том, что каж­дая наука возникает как ответ на потребности общественного раз­вития. И хотя сам термин социология связан с именем О. Конта, это вовсе не означает, что именно он создал эту науку. Его гений проявился в том, что он сумел обобщить и поновому увидеть те нарождающиеся явления, которые были характерны для конца XVIII — начала XIX столетия.

А выйти на такое обобщение ему помогли непосредственные его предшественники и учителя, которые подготовили большой материал по осмыслению новых явлений в жизни общества. В тру­дах Жан-Жака Руссо (1712—1778), А. Сен-Симона (1760—1825) и др. был осуществлен глубокий анализ реальной социально-эконо­мической ситуации, изложены основы функционирования обще­ственных отношений и, главное, замечено изменение роли челове­ка как активного участника исторического процесса.

В этот период под влиянием Великой французской революции происходило формирование гражданского общества со всеми при­сущими ему качественными характеристиками и гуманистически­ми особенностями, в центр которого постепенно становился чело­век в его специфическом общественном измерении.

Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна со­циальных конфликтов, противоречия в функционировании буржу­азной демократии настоятельно требовали не столько абстракт­ного, сколько позитивистского изучения и объяснения социальных процессов и явлений. Происходящее одновременно быстрое раз­витие других общественных наук — истории, экономики, права, социальной философии — лишь высветило новый комплекс проб­лем, которые лежали на грани этих наук и требовали самостоя­тельного рассмотрения.

1. Западноевропейская социология XIX—начала XX века

Термин социология в буквальном смысле слова означает «наука об обществе» или «учение об обществе». Впервые его употребил Огюст Конт (1798—1857). В главных своих сочинениях— «Курс позитивной философии» (Т. 1—6, 1830—1842) и «Система пози­тивной политики» (Т. 1—4,1851—1854)—он высказал рациональ­ную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. То, что О. Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько явления, стало основанием для возник­новения позитивистских взглядов и концепций, получило дальней­шее развитие в трудах его последователей.

Конечно, совокупность вопросов, относящихся к социологии, занимала ученых с древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес у историков, философов, правоведов. Но когда четко обозначилась тенденция к дифферен­циации наук, в том числе и общественных, в социологии нашла выражение объективная потребность определить роль и место человека в жизни общества, его социальное положение, взаимо­действие с другими людьми в рамках различных общностей, соци­альных групп и социальных организаций в условиях функциони­рующего гражданского общества.

В ответ на поставленные жизнью вопросы в XIX веке родились различные концепции, стремящиеся объяснить сущность происхо­дящего с тех или иных теоретико-методологических позиций.

На разных этапах развития социологической мысли на перед­ний план выходило то одно, то другое направление. Социологи­ческая теория О. Конта состояла из «социальной статики» и «со­циальной динамики». Главный интерес французского мыслителя был связан с анализом социальной динамики, основным факто­ром которой он считал умственное, духовное развитие. Его замы­сел состоял в стремлении уподобить науку об обществе «социаль­ной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, их взаимосвязями, как это дела­ет естествоиспытатель. Он сформулировал закон интеллектуаль­ной эволюции человечества. Особый интерес представляет его раз­мышление о социальной статике и социальной динамике как, методе, объясняющем его позитивистский историзм.

Другая концепция — биологическая — связана с именем Г. Спенсера (1820—1903), который рассматривал общество по ана­логии с биологическими организмами. Его гениальной догадкой было то, что процесс развития всегда сопровождается дифференциацией структур и функций общества. Чтобы координировать действия отдельных частей общества, необходимо осуществление функций, названных впоследствии управлением. Подобно Ч.Дар­вину Г. Спенсер поддерживал идею «естественного отбора» при­менительно к общественной жизни: выживают те, кто больше все­го приспособлен к превратностям жизни.

Вместе с тем концепция «однолинейной» эволюции, социал-дарвинистские установки Г. Спенсера были подвергнуты критике, преимущественно со стороны психологической школы, которая в истории социологии представлена Л. Гумпловичем (1838—1909), Г. Тардом (1843—1904), Г. Лебоном (1841—1931) и особенно Ф. Тен­нисом (1855—1936), а также в известной степени Дж.С. Миллем (1806—1873).

Отказавшись от биологизации общества, эти ученые пытались преодолеть ограниченности эволюционизма, что в конечном сче­те привело к появлению социально-психологической концепции социологии, к анализу социально-психологических явлений и по­пыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

Г. Тард известен своей теорией подражания, так как элемен­тарным социальным отношением он считал передачу или попыт­ку передачи верования или желания. Его концепция впоследствии была использована в теории массовых коммуникаций.

Г. Лебон обратил внимание на феномен «толпы», когда разум­ное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием.

Ф. Теннис придавал первостепенное значение понятию воли, которая и определяет сущность и направление человеческого по­ведения. А так как он фактически отождествлял волю и разум, то, по его мнению, побуждение к действию осуществляется не госу­дарством или Богом, а рационализмом, ярким воплощением чего является разум.

Географическое направление в социологии представлено Э. Реклю (1830—1905) и Ф. Ратцелем (1844—1904). Так, Ратцель пре­увеличивал влияние природно-географической среды на поли­тическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на разви­тие народов и их культур в разных географических условиях, что в дальнейшем было использовано геополитиками (например, Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом и др.).

В XIX веке возникла марксистская ветвь социологии, назван­ная по имени своего основателя К. Маркса (1818—1883), которая существует уже более полутора сотен лет. Вместе с Ф. Энгельсом (1820—1895) он сформулировал совокупность идей на основе от­крытого ими материалистического понимания истории, что послу­жило основой для представлений о формационном (стадийном) развитии общества. Особое значение они придавали структурно­му строению каждого общества: базису (производственные отно­шения) и надстройке (политическим, юридическим, религиозным и философским воззрениям). Кроме того, ими была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалисти­ческих революций, изучены основные классы современного им об­щества — пролетариат, буржуазия, крестьянство — и проанали­зированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса было то, что он отказался от рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину одного общества и одного прог­ресса — капиталистического.

2. Классическая зарубежная социология

Несмотря на разнообразие теорий, концепций и подходов в различных школах в XIX веке, они все были едины в одном — объектом и предметом социологии является общество, вся обще­ственная жизнь.


vliyanie-inflyacii-na-buh-uchet-v-otechestvennoj-i-zarubezhnoj-praktike.html
vliyanie-izucheniya-inostrannogo-yazika-na-professionalnoe-stanovlenie-starshih-shkolnikov.html
vliyanie-kislotnih-osadkov-na-biosferu-zemli-chast-7.html
vliyanie-kompyuterizacii-na-socializaciyu-rebenka.html
vliyanie-kosmicheskoj-radiacii-na-solnechnie-batarei-iskusstvennih-sputnikov-zemli-i-sposobi-zashiti.html
vliyanie-lichnostnih-kachestv-na-razrabotku-upravlencheskih-reshenij.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referatov-formirovanie-matematicheskoj-simvoliki.html
  • shkola.bystrickaya.ru/planirovanie-i-v-krilov-rukovoditel-izdatelskogo-proekta-kand-sociol-nauk.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-kurs-lekcij-po-specialnosti-ultrazvukovaya-diagnostika-minsk-belmapo.html
  • college.bystrickaya.ru/1-obshie-voprosi-chto-takoe-visshee-professionalnoe-obrazovanie.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-yu-artemova-nizhnie-sergi-stranici-polevogo-dnevnika.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tematicheskij-plan-konferencii-prikaz-1425-ot-28-oktyabrya-2009g-oprovedenii-viii-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-po-discipline-ekonomicheskaya-istoriya-na-temu-moneti-i-denezhnoe-obrashenie-drevnerusskogo-gosudarstva-vozniknovenie-russkoj-denezhno-vesovoj-sistemi.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-15-akti-grazhdanskogo-so-stoyaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-omsk-2010-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki.html
  • testyi.bystrickaya.ru/a-i-gavrilyak-voprosi-k-ekzamenu-po-kursu-filosofiya-ch-2-dlya-studentov-zaochnogo-otdeleniya-yui-2010-g.html
  • literatura.bystrickaya.ru/religiozno-civilizacionnie-vibori-vospitaniya-chast-5.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-2-dmitrij-alekseevich-gluhovskij.html
  • writing.bystrickaya.ru/geoinformacionnie-sistemi-v-geograficheskom-obrazovanii-annotaciya-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po.html
  • occupation.bystrickaya.ru/na-osnove-kompleksnogo-doklada-buryatstata.html
  • report.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-vneauditornoj-samostoyatelnoj-raboti-po-chastnomu-kursu-mikrobiologii-dlya-studentov-stomatologicheskogo-fakulteta.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabota-territorialnih-otdelov-moskovsko-okskogo-tu-rosribolovstva-internet-resurs-fishkamchatkaru-27062011.html
  • essay.bystrickaya.ru/cbd-konvenciya-o-biologicheskom-raznoobrazii.html
  • uchit.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-bankovskogo-marketinga.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/socialnaya-metafizika-hristianstva-nacionalnaya-ideya-i-nacionalnaya-ideologiya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/totalitarizm-i-kultura.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshestvo-i-priroda.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-novij-shelling-i-ego-popitka-primirit-irracionalizm-uchebnoe-posobie-dlya-filosofskih-fakultetov-universitetov.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rozhdenie-hozyaina-chubajs-na-vashi-golovi.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-dnej-molodezhnoj-nauki-v-altgu-21-aprelya-2008-g-stranica-3.html
  • education.bystrickaya.ru/3-mezhdunarodnaya-trudovaya-migraciya-v-kontekste-globalizacii-s-e-metelyov-mezhdunarodnaya-trudovaya-migraciya-i-ee.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-o-deyatelnosti-sluzhbi-zanyatosti-naseleniya-moskovskoj-oblasti-za-2007-god-analiz-situacii-na-rinke-truda-stranica-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-marketing-napravlenie-podgotovki-bakalavrov.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/roos-karl-gustav.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-po-vipolneniyu-kursovogo-proekta-po-discipline-avtomobili-analiz-konstrukcij-elementi-rascheta.html
  • institut.bystrickaya.ru/tyumenskij-gosudarstvennij-neftegazovij-universitet-spravochnik-abiturienta-po-napravleniyam-podgotovki-i-specialnostyam-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-dorogie-druzya-stranica-12.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-obrazovaniya-v-sfere-kulturi-i-iskusstva-v-svete-poslaniya-prezidenta-rossijskoj-federacii-federalnomu-sobraniyu-rossijskoj-federacii-ot-30-noyabrya-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-218-ot-1-sentyabrya-2010-g-rabochaya-programma-po-literaturnomu-kraevedeniyu-v-9-klasse-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • writing.bystrickaya.ru/dolya-gosudarstvennih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-nachalnogo-i-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-v-kotorih-razrabotani-i-realizuyutsya-vospitatelnie-sistemi.html
  • writing.bystrickaya.ru/32-informaciya-ob-alternativah-produkti-i-processi-programma-organizacii-obedinennih-nacij-po-okruzhayushej-srede.html
  • lecture.bystrickaya.ru/7-protivolavinnie-sooruzheniya-i-meropriyatiya-sistema-normativnih-dokumentov-v-stroitelstve.html
  • writing.bystrickaya.ru/ali-pasha-aleksandr-dyuma-stranica-6.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.