.RU

Возврат в начало - «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет»   В. Канаво


^ Возврат в начало
2. Особенности программного и методического обеспечения

Являясь центром генерации потока методических материалов,  дистанционный университет оснащается современными программными средствами, позволяющими создавать, редактировать, оформлять и распространять учебники и пособия.  Изменяющийся контингент слушателей и варьирующаяся тематика курсов требует высокой динамичности редакционных процессов. Этим требованиям можно удовлетворить в том случае, если подавляющее большинство методических материалов циркулирует в учебном заведении и в его информационной сети на электронных носителях.

В связи с этим актуальными становятся учебники нового поколения, которые изучаются с экрана компьютера. Предшественниками таких учебников можно считать различные гипертекстовые системы, с успехом использовавшиеся  как в вузах, так и в средней школе (гипертекстовые учебные модели предприятия "Информир", разработанные для курса "Информационная культура", учебник по интегрированной системе "Конструктор Сказок" в "Роботландии" и др.). Другими путями к тем же задачам подошли проектировщики многочисленных компакт-дисков с учебными медиа-программами - репетиторами по различным школьным предметам  ("Кирилл и Мефодий", "1С" и др.).

Программные системы последних лет, созданные под заметным влиянием интенсивно развивающихся глобальных сетей, позволили ставить перед школьным учебником новые дидактические задачи. Так, средствами редактора HTML  можно конструировать страницы электронного учебника подобно тому, как конструируются сайты в Интернете. В таком учебнике непосредственно в текст монтируются цветные изображения,  мультипликации, звуковые эффекты и речь. Самый замечательный эффект такого электронного учебника – оперативный диалог читателя-пользователя с встретившимся на странице гипертекстом или встроенной программой. В каждом параграфе учебника появляются разделы рубрики "Испытатели", "Контрольные вопросы", "Зачетные классы", "Оценка" и др.

Такой электронный учебник стирает ставшую стереотипом грань между программным средством как дидактическим инструментом и его методическим обеспечением – книгой в твердой копии.

В Роботландском сетевом университете используются в учебном процессе курса "Введение в Интернет" книги А.А.Дуванова "HTML-программирование" и "Java-Script-программирование", пользующиеся большой популярностью у занимающихся на курсе учителей. Тот факт, что первые электронные дистанционные медиа-учебники появились на курсах информатической тематики, объясняется скорее конъюнктурными, чем дидактическим  причинами. Очевидно, что владеющий современными информационными технологиями учитель биологии сможет самостоятельно подготовить биологический сайт-учебник,  а учитель-химик сделает (или использует) средствами редактора сайтов эффективную модель химической лабораторной работы.

Во всяком случае, именно дистанционное обучение с его новыми высокими требованиями к школьному дидактическому инструментарию заставит систему переподготовки учителей, педвузы и школы обсудить принципиально новые подходы к такому консервативному понятию как школьный учебник.  
^ Возврат в начало
3. Специфика обучения и повышения квалификации индивидуальных слушателей

Организация работы индивидуальных (не коллективных) слушателей более проста, поскольку в их курсовой деятельности не предполагается достаточно сложного звена – оперативных контактов с коллективом школьников. Это обстоятельство сокращает количество компонентов направляемых слушателям материалов. Учебник, ориентируемый на индивидуального слушателя-учителя, хотя и совмещает в себе изложение содержания предмета и описание методики, тем не менее, позволяет строить материал, не заботясь об уровне популяризации, столь необходимой для школьников.

Занятия в этой форме дистанционного обучения представляют собою

прочтение слушателем полученных из центра методических материалов (с  тренировочными упражнениями, выполняемых на рекомендуемых программах);

ответы на вопросы контрольных заданий и упражнений по каждому занятию;

подготовка реферата при завершении каждой темы;

разработка индивидуального проекта;  

публикации и рецензии в курсовых и университетских телеконференциях.

 Начало изучения каждой из тем определяется получением методических материалов по теме, представляющих собою главы книги - пособия для слушателя. Вместе с этими главами направляются рекомендации их изучения: деление на параграфы-занятия, сроки освоения каждого параграфа, правила оформления отчета по теме.   

Это не означает, что не допускаются оперативные вопросы и сомнения слушателей по ходу выполнения занятий. При индивидуальном обучении значительно возрастает роль личной переписки “куратор-слушатель” по электронной почте.

Содержание и методика при индивидуальном обучении может сильно варьироваться в зависимости от целевых установок курса. Курс может обсуждать концептуальные вопросы построения той или иной учебной дисциплины, и в этом случае полезно построить его как последовательность теоретических лекций, каждая из которых настраивает слушателя на обсуждение предложенных положений курса и генерацию собственных гипотез, контрольные вопросы предполагают анализ описанных в лекции концепций, отчет-реферат является, по существу, методическим исследованием по материалам изучаемой книги или по собственному педагогическому опыту слушателя; в таком курсе велико значение курсовых конференций, на которых куратор курса организует общие коллективные обсуждения.

Курс имеет практическую направленность, при которой слушатели  самостоятельно проектируют дидактические материалы, предназначаемые для использования в повседневной педагогической работе. Конкурсное подведение итогов по каждой теме оказывается более результативным, чем курсовая  телеконференция.

В качестве примеров таких курсов разной ориентации можно привести два курса Сетевого дистанционного университета. Курс “Раннее обучение информатике” – теоретический. Он ставит целью обосновать актуальность систематического подхода к внедрению непрерывного информатического образования в начальной школе, обсудить дидактические принципы решения этой сложной социальной проблемы, найти методические решения отдельных сложных или спорных вопросов курса раннего обучения информатике, выработать требования к учителям и ученикам, к программному обеспечению и другим компонентам учебного процесса. В курсе “Английский с компьютером” учителя-слушатели, познакомившись с технологиями использования открытых программных систем, выполняют большую практическую работу, проектируя многочисленные компьютерные модели, учебные программы и тренажеры для компьютеризованных уроков английского языка. Возможны смешанные стратегии проектирования курсов дистанционного обучения.

 

Возврат в начало

 
^ 4. Структура темы
Содержательно и организационно курс разделен на несколько (5-8) тем. Как правило, темы следуют в курсе последовательно. 

Завершается курс конечным этапом, который посвящается многоаспектному анализу учебного процесса на курсе, коллективным и групповым рекомендациям по дальнейшему усовершенствованию, оформлению аттестационной документации, награждению победителей (как слушателей-учителей, так и школьников из их команд).

Изучение темы подчиняется строгому временному графику, который разработан в центре и является стержневым, дисциплинирующим документом для всех слушателей учебного заведения дистанционного обучения. Хотя оперативность электронной почты весьма высока, что дает основания достаточно быстрых корректировок графика, тем не менее эти корректировки (принципиально возможные), вообще говоря, не рекомендуются, а отклонения от графика слушателей без уважительных причин оцениваются как недостаток учебной деятельности слушателя и его команды.

В теме (как временном процессе) выделяются шесть различных по длительности этапов.

^ 4.1. Освоение учебного материала.

На этом этапе учитель-слушатель организует занятия со школьниками своей команды; обращено внимание на усвоение новых знаний и приемов работы; для проведения занятий используется книга для школьников (как содержание обучение) и книга для учителя (как методика проведения занятий); учитывая необходимость подготовки завершающего творческого исследования, слушателю рекомендуется на этом этапе максимально подробно записывать свои наблюдения: так накапливается богатейший методический материал, который, будучи объединенным с работами других слушателей сможет послужить основанием для дальнейшей творческой работы и ее широкого распространения; количество и частота занятий обычно предлагается в рекомендациях, однако эти рекомендации могут быть скорректированы местными возможностями – количеством компьютеров, используемых на занятиях, количественный и качественный состав группы, расписание кабинета информатики и др.; важно добиться, чтобы такие корректировки были минимальными; если ограничения школьного кабинета информатики настолько жестки, что рекомендуемые учебным процессом занятия приходится сократить, например, вдвое, то лучше отказаться от участия в дистанционном обучении, ибо количественное искажение ресурсных возможностей может сказаться на качестве работы – глубине и полноте освоенных знаний, умений и навыков.

^ 4.2. Подготовка к конкурсу, решение тренировочных задач

(выполнение тренировочных проектов).

Объявляются условия конкурса, в котором школьникам под руководством и по наставлениям учителя предстоит выполнить самостоятельные (индивидуальные или коллективные) работы; по завершении конкурса эти работы будут направлены в методический центр дистанционного университета; форма занятий, при которой учащиеся и учитель психологически настроены на соревновательный итог, повышает уровень творческого отношения к проекту и коллективной ответственности; как правило, число отправляемых в центр работ от одной команды регламентируется; это обстоятельство может входить в противоречие с желанием школьников сделать все новые и новые проекты, в этом случае они участвуют в дополнительном этапе работы, имеющем воспитательное значение – отбор работ для участия в конкурсе.

^ 4.3. Проведение конкурсов

Характерная особенность этого этапа – жесткие временные рамки, установленные методическим центром; учителю, знающему своих учеников, предстоит определить форму их участия в конкурсе; это могут быть несколько индивидуальных заданий, каждое из которых выполняется одним участником (такую организацию занятия можно считать моделированием курсового конкурса), либо групповые задания-проекты, выполняемые всеми участниками или подгруппами (такую форму выполнения конкурсных занятий организовать несколько сложнее, но она обычно более эффективна: работа выполняется быстрее, активно используется воспитательный компонент учебной деятельности, единый проект разделяется на несколько отдельных заданий, учитывающих индивидуальные творческие возможности учеников).

^ 4.4. Проверка конкурсных работ

Проверка конкурсных работ осуществляется коллективно. К этому виду деятельности привлекаются методические комиссии каждого курса.

 Проверенные методической комиссией учебного заведения дистанционного обучения работы направляются на перекрестную проверку. Хотя этот этап отнесен к проверке готовых работ (с формальной точки зрения этот этап – завершающий), тем не менее, значение его в главной педагогической задаче – формировании знаний, умений и навыков  обучаемых – огромно. Действительно,  возвращаясь к хорошо знакомому материалу, обучаемые сравнивают свой подход к решению задач с результатами других учащихся,  наглядно убеждаются  в оптимальности того или иного решения, получают новые знания.

Кроме того, привлечение широкого коллектива заинтересованных и компетентных участников, знакомых не только с постановкой задачи, но и с особенностями ее решения, существенно повышают объективность проверки. Такая объективность недостижима в традиционных, "недистанционных" формах обучения.

По получении результатов проверки объявляются предварительные итоги личного и командного первенства в завершенном конкурсе; назначается так называемая “апелляционная неделя”, за время которой имеют право высказать свои недоумения или возражения по поводу оценок, полученных их учениками; наконец, с учетом корректировок апелляционной недели публикуются окончательные результаты, которые фиксируются в аттестационных документах учителя и руководимой им командой.

^ 4.5. Анализ результатов конкурса

Результатом конкурсного участия команды служат подробные описания задач (в соответствии с требованиями, которые задаются из центра в методических рекомендациях), составленные учащимися и обобщенные руководителем команды. Это первый из аналитических этапов конкурсов.

Вместе с публикацией на сайте университета итогов конкурса куратор готовит и рассылает аналитический обзор конкурсных работ, являющийся обобщением учительских описаний. В нем фиксируется, в какой мере достигнуты педагогические цели конкурса и темы в целом. По материалам преподавателей и методической комиссии куратор подводит итоги усвоенного материала, отмечает типовые ошибки.

^ 4.6. Подготовка и рассылка сборника конкурсных работ

Сборник конкурсных работ оставляет слушателям материализованный итог темы; все завершенные и выдерживающие установленные критерии ученические работы объединяются в сборник, который становится доступным для всех слушателей курса; как правило, такой сборник в виде заархивированного электронного документа попадает к слушателям, которые могут использовать его как дидактический материал на уроках и на занятиях по любым формам внешкольной работы с учащимися; с одной стороны, методическая ценность таких сборников очень высока, с другой стороны, слушатели приобретают сборники бесплатно, что повышает заинтересованность учителей в повседневной работе на курсе – ведь каждый из них становится соавтором  нужного и полезного дидактического материала.

Возврат в начало

 

vneshnyaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-kanun-i-v-godi-vtoroj-mirovoj-vojni-chast-2.html
vneshnyaya-politika-sovetskogo-gosudarstva-v-kanun-i-v-godi-vtoroj-mirovoj-vojni-chast-7.html
vneshnyaya-politika-v-godi-pravleniya-ivana-groznogo.html
vneshnyaya-sreda-organizacii-ee-harakteristika.html
vneshnyaya-torgovlya-rossii-5.html
vneshnyaya-torgovlya-rossii-prodovolstvennimi-tovarami-reshenie-prodovolstvennoj-problemi-v-rossii-gaposhkina-a-v.html
  • testyi.bystrickaya.ru/665-soteriologicheskie-religii-religii-spaseniya-ot-grech-t-w-t-h-r-spasitel-v-kotorih-sledovanie-zapovedyam-osnovatelya-etoj-religii-obespechivaet-spasenie-dushi-za-grobom666.html
  • essay.bystrickaya.ru/edinolichnij-ispolnitelnij-organ-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-gorno-metallurgicheskaya-kompaniya-norilskij-nikel.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zapove-d-stranica-30.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-soderzhanie-soderzhanie-1-vvedenie-3-istoricheskie-svedeniya-4-hrom-v-prirode-6-svojstva-hroma-teoreticheskaya-chast-7.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-itogovoj-gosudarstvennoj-attestacii-napravlenie-podgotovki-220700-avtomatizaciya-tehnologicheskih-processov-i-proizvodstv.html
  • shkola.bystrickaya.ru/preimushestva-distancionnogo-obucheniya.html
  • bukva.bystrickaya.ru/proekt-stranica-11.html
  • predmet.bystrickaya.ru/regionalnaya-politika-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-municipalnih-obrazovanij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uroki-obolsheniya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnik-literaturi.html
  • literature.bystrickaya.ru/doklad-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-municipalnaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2-g-kremyonki.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zayavka.html
  • studies.bystrickaya.ru/issledovanie-goryachelomkosti-litejnih-splavov-na-osnove-sistem-al-si-al-cu-al-si-cu-chast-7.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/standartnij.html
  • letter.bystrickaya.ru/naimenovanie-tem-utverdit-programmi-obucheniya-rabotayushego-naseleniya-v-oblasti-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti.html
  • esse.bystrickaya.ru/r-g-natadze-a-i-sherbakov-hrestomatiya-po-psihologii-ucheb-posobie-dlya-studentov-h91-ped-nn-tovsost-v-v.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/frazeologizmi-kak-minimalnie-edinici-perevoda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekologo-pravovoj-rezhim-nedropolzovaniya-2.html
  • grade.bystrickaya.ru/obespechenie-i-regulirovanie-administrativno-pravovih-rezhimov-prozhivaniya-i-peredvizheniya-inostrannih-grazhdan-i-lic-bez-grazhdanstva-v-rossii.html
  • institut.bystrickaya.ru/territorialnaya-izbiratelnaya-komissiya-balezinskogo-rajona-postanovlenie-stranica-4.html
  • klass.bystrickaya.ru/7-obespechenie-zashiti-prav-i-zakonnih-interesov-uchastnikov-razmesheniya-zakazov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/711-skladirovanie-uglya-polozhenie-ohrana-truda-pri-skladirovanii-materialov.html
  • essay.bystrickaya.ru/bolshoj-yuridicheskij-slovar-stranica-9.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-11-svojstva-zemli-kak-edinici-soznaniya-nauka-edinstva.html
  • student.bystrickaya.ru/4-energosberezhenie-i-povishenie-energeticheskoj-effektivnosti-v-sistemah-kommunalnoj-infrastrukturi.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kniga-pervaya-leon-nina-dotan-stranica-43.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vpozhidaemie-rezultati-osvoeniya-programmi-obrazovatelnaya-programma-sankt-peterburg-2009-avtorskij-kollektiv.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-20-ocr-rock-mover-posvyashaetsya-s-a.html
  • control.bystrickaya.ru/dlya-chego-bibliotekari-izuchayut-chitatelskie-interesi-programma-nachalnogo-obrazovaniya-selskih-bibliotekarej-nachinayushemu.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-21-dekabrya-2009-g-stranica-7.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennie-obrazovatelnie-strategii-visshej-shkoli-poliparadigmalnij-podhod-13-00-08-teoriya-i-metodika-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/-21-ponyatie-i-soderzhanie-grazhdansko-pravovogo-dogovora-1-ponyatie-i-priznaki-gosudarstva-istori-cheskie.html
  • college.bystrickaya.ru/2-srednyaya-zarabotnaya-plata-po-kategoriyam-sotrudnikov-v-sravnenii-s-predidushim-godom.html
  • shpora.bystrickaya.ru/xi-ekspluataciya-i-obsluzhivanie-sistemi-agk-polozhenie-o-sisteme-aerogazovogo-kontrolya-v-ugolnih-shahtah-i.html
  • shkola.bystrickaya.ru/otkritaya-geotehnologiya-ekonomika-i-menedzhment-gornogo-proizvodstva-13.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.